ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКА
|
Введение
1 Теоретические предпосылки формирования социальной ответственности подростков в волонтерской деятельности 6
1.1 Понятие волонтерской деятельности. Волонтерская деятельность и личностные компетенции подростка 6
1.2 Возрастные задачи подросткового возраста 19
1.3 Социальная ответственность. Психолого-педагогическая значимость волонтерской деятельности в развитии социальной ответственности 23
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной ответственности подростков в волонтерской деятельности 37
2.1 Реализация условий формирования социальной ответственности подростков в волонтерской деятельности 37
2.2 Изучение уровня сформированности социальной ответственности у подростков, участников волонтерской деятельности на диагностическом этапе и его динамика 45
Заключение 55
Список использованных источников 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 69
1 Теоретические предпосылки формирования социальной ответственности подростков в волонтерской деятельности 6
1.1 Понятие волонтерской деятельности. Волонтерская деятельность и личностные компетенции подростка 6
1.2 Возрастные задачи подросткового возраста 19
1.3 Социальная ответственность. Психолого-педагогическая значимость волонтерской деятельности в развитии социальной ответственности 23
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной ответственности подростков в волонтерской деятельности 37
2.1 Реализация условий формирования социальной ответственности подростков в волонтерской деятельности 37
2.2 Изучение уровня сформированности социальной ответственности у подростков, участников волонтерской деятельности на диагностическом этапе и его динамика 45
Заключение 55
Список использованных источников 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 69
«Тот, кто ничего не делает для других, ничего не делает для себя». Гётте.
На сегодняшний день мы очень часто встречаем в своей жизни волонтеров. Приходя на мероприятие, попадая на конференцию или форум, видя, как во дворе сажают деревья, или же сдавая вещи для нуждающихся. И везде там видим таинственных добровольцев, работающих и называющих себя волонтерами. Эти люди инициативны и мобильны. Они - яркие представители людей, в которых нуждается развивающееся общество. Люди, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально¬значимых качеств, формированию активной жизненной позиции. Поэтому изучение волонтерского движения приобретает особую актуальность.
Психологические аспекты ответственности раскрыты в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Дементий, К. Муздыбаева, О.А. Шушериной и др.
Вопросы формирования ответственности исследовались такими педагогами, как Н.В. Антипина, Е.Ю. Богатская, Н.В. Винокурова, Л.И. Грядунова, Ю.Д. Мишина, В.П. Пряденин, А.Ф. Плахотный, Р.В. Солнышкина, В.Н. Яки-мец и др
Воспитательную значимость волонтерской деятельность признают многие исследователи. Работы П.Д. Павленка и Е.И. Холостовой определяют сущность волонтерства как добровольной деятельности, ведущейся в соответствии с потребностью совести. Педагогическая эффективность волонтерской (добровольческой) деятельности доказана такими учеными, как Г.П. Бодренкова, Л.В. Болотова, ЛКИванова, В.В. Митрофаненко, Н.С. Морова, Н.В. Падеро, АА. Сафина. Различным аспектам волонтерства посвящены исследования В.Г. Бочаровой, И.Е. Городецкой, Н.В. Дементьевой, Г.В. Ермоленко, P.M. Куличенко, Н.Ю Слабжанина, А.В. Хухлина, К.В. Эйриха и др. Однако большинство работ о волонтерской (добровольческой) деятельности связано со студентами высших учебных заведений и рассматривает ее как аспект профессиональной подготовки, тогда как исследований волонтерской деятельности подростков как формирование социальной ответственности рассматривается крайне мало.
В то же время, современные исследователи волонтерского движения (Т.Г. Деревягина, Н.С. Морова, А.В. Моров, Л.Е. Никитина, СВ. Тетерский) отмечают особую значимость социально ответственности и общественных инициатив детей и молодежи, связывая с ними перспективы развития гражданского общества. Все это свидетельствует об активизации теоретико¬прикладного интереса отечественных исследователей к волонтерской деятельности подростков и юношества, к ее социально-педагогическим возможностям. Однако специальных исследований, посвященных вопросу формирования социальной ответственности подростков в процессе волонтерской деятельности, до настоящего времени, проведено не было.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена наличием противоречия между общественной потребностью в воспитании социально ответственных молодых людей, социально-педагогическим потенциалом волонтерской деятельности и отсутствием научного обоснования волонтерства как средства формирования социальной ответственности подростков, а также обоснования педагогических условий, способствующих эффективности этого процесса.
Проблема - Какие условия в устройстве волонтерской деятельности обеспечивают формирование социальной ответственности у подростков.
Цель - Проанализировать деятельность волонтеров и определить условия эффективного развития социальной ответственности у подростков.
Объект - Процесс формирования социальной ответственности у подростков, участников волонтерской деятельности.
Предмет - Условия развития социальной ответственности у субъектов волонтерского движения подросткового возраста.
Гипотеза - Волонтерская деятельность является фактором формирования социальной ответственности у подростков при соблюдении следующих условий:
1. Подросток осознанно делает свой выбор.
2. Подросток прогнозирует последствия собственных действий.
В соответствии с целью и гипотезой ставились следующие задачи:
1. Уточнить характеристику понятия «волонтерская деятельность», «социальная ответственность».
2. Рассмотреть роли и значения волонтерства в развитии социальной ответственности его участника.
3. Выявить и обосновать зависимость развития социальной ответственности от участия в волонтерском движении.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить условия формирования социальной ответственности подростка посредством волонтерской деятельности.
База исследования - Подростки 14-16 лет, участники волонтерского штаба Октябрьского района г. Красноярска.
Теоретическая значимость исследования - Расширение научных представлений о волонтерском движении и его воспитательных возможностях в развитии социальной ответственности.
На сегодняшний день мы очень часто встречаем в своей жизни волонтеров. Приходя на мероприятие, попадая на конференцию или форум, видя, как во дворе сажают деревья, или же сдавая вещи для нуждающихся. И везде там видим таинственных добровольцев, работающих и называющих себя волонтерами. Эти люди инициативны и мобильны. Они - яркие представители людей, в которых нуждается развивающееся общество. Люди, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально¬значимых качеств, формированию активной жизненной позиции. Поэтому изучение волонтерского движения приобретает особую актуальность.
Психологические аспекты ответственности раскрыты в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Дементий, К. Муздыбаева, О.А. Шушериной и др.
Вопросы формирования ответственности исследовались такими педагогами, как Н.В. Антипина, Е.Ю. Богатская, Н.В. Винокурова, Л.И. Грядунова, Ю.Д. Мишина, В.П. Пряденин, А.Ф. Плахотный, Р.В. Солнышкина, В.Н. Яки-мец и др
Воспитательную значимость волонтерской деятельность признают многие исследователи. Работы П.Д. Павленка и Е.И. Холостовой определяют сущность волонтерства как добровольной деятельности, ведущейся в соответствии с потребностью совести. Педагогическая эффективность волонтерской (добровольческой) деятельности доказана такими учеными, как Г.П. Бодренкова, Л.В. Болотова, ЛКИванова, В.В. Митрофаненко, Н.С. Морова, Н.В. Падеро, АА. Сафина. Различным аспектам волонтерства посвящены исследования В.Г. Бочаровой, И.Е. Городецкой, Н.В. Дементьевой, Г.В. Ермоленко, P.M. Куличенко, Н.Ю Слабжанина, А.В. Хухлина, К.В. Эйриха и др. Однако большинство работ о волонтерской (добровольческой) деятельности связано со студентами высших учебных заведений и рассматривает ее как аспект профессиональной подготовки, тогда как исследований волонтерской деятельности подростков как формирование социальной ответственности рассматривается крайне мало.
В то же время, современные исследователи волонтерского движения (Т.Г. Деревягина, Н.С. Морова, А.В. Моров, Л.Е. Никитина, СВ. Тетерский) отмечают особую значимость социально ответственности и общественных инициатив детей и молодежи, связывая с ними перспективы развития гражданского общества. Все это свидетельствует об активизации теоретико¬прикладного интереса отечественных исследователей к волонтерской деятельности подростков и юношества, к ее социально-педагогическим возможностям. Однако специальных исследований, посвященных вопросу формирования социальной ответственности подростков в процессе волонтерской деятельности, до настоящего времени, проведено не было.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена наличием противоречия между общественной потребностью в воспитании социально ответственных молодых людей, социально-педагогическим потенциалом волонтерской деятельности и отсутствием научного обоснования волонтерства как средства формирования социальной ответственности подростков, а также обоснования педагогических условий, способствующих эффективности этого процесса.
Проблема - Какие условия в устройстве волонтерской деятельности обеспечивают формирование социальной ответственности у подростков.
Цель - Проанализировать деятельность волонтеров и определить условия эффективного развития социальной ответственности у подростков.
Объект - Процесс формирования социальной ответственности у подростков, участников волонтерской деятельности.
Предмет - Условия развития социальной ответственности у субъектов волонтерского движения подросткового возраста.
Гипотеза - Волонтерская деятельность является фактором формирования социальной ответственности у подростков при соблюдении следующих условий:
1. Подросток осознанно делает свой выбор.
2. Подросток прогнозирует последствия собственных действий.
В соответствии с целью и гипотезой ставились следующие задачи:
1. Уточнить характеристику понятия «волонтерская деятельность», «социальная ответственность».
2. Рассмотреть роли и значения волонтерства в развитии социальной ответственности его участника.
3. Выявить и обосновать зависимость развития социальной ответственности от участия в волонтерском движении.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить условия формирования социальной ответственности подростка посредством волонтерской деятельности.
База исследования - Подростки 14-16 лет, участники волонтерского штаба Октябрьского района г. Красноярска.
Теоретическая значимость исследования - Расширение научных представлений о волонтерском движении и его воспитательных возможностях в развитии социальной ответственности.
В ходе проведения исследования были определенны понятия волонтерства, социальной ответственности, их воспитательные возможности. Были теоретически изучены условия, необходимые для формирования социальной ответственности подростков. Анализ действующих программ развития социальной ответственности позволил выделить и сравнить педагогические условия. В результате исследования изученного материала было предположено, что процесс формирования социальной ответственности у подростков как участников волонтерской деятельности будет результативным, если соблюдать следующие педагогические условия:
1. Подросток осознанно делает свой выбор.
2. Подросток прогнозирует последствия собственных действий.
Данные условия реализовывались через разработанную нами структурно-функциональную модель формирования социальной ответственности у волонтеров-подростков посредству трёх функций: когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностно-практический.
Определенная модель основывалась на этапах формирования социальной ответственности выделенной в результате анализа теоретической части исследования. Были выделены такие этапы как: потребность, мотив, социальная компетентность, социальная активность - инициативность, социально значимая деятельность, положительный социальный опыт, формирование социальной ответственности.
В ходе разработки и создания собственной программы удалось понять, насколько глубоко необходимо ориентироваться в сущности самого вопроса, а также сопоставлять теорию с действительной на сегодняшний день реальной картиной развития современного человека, подростка в частности.
По итогам обобщения результатов экспериментального исследования можно сделать вывод, о том, что формирование социальной ответственности у подростков, участников волонтерской деятельности в рамках реализации выработанной практической модели при соблюдении ряда педагогических условий нашла свое подтверждение, формирующий эксперимент успешно реализован.
По результатам проведенной работы мы достигли не только запланированных результатов, но и зафиксировали активную включенность подростков в волонтерское движение, а самое главное, их инициирование этой деятельности. В итоговой части нашей работы, при выборе собственной деятельности, подростки стали задумываться, к чему она будет приводить, таким образом формируя осознанность принятия собственных решений.
Вопрос развития личности человека был, и будет оставаться темой для глобальных дискуссий и исследований. В век быстро изменяющейся реальности нам необходимы социально активные люди, способные брать ответственность в ситуациях социальной нестабильности, развитие человеческих качеств неизменно будет актуально и необходимо.
1. Подросток осознанно делает свой выбор.
2. Подросток прогнозирует последствия собственных действий.
Данные условия реализовывались через разработанную нами структурно-функциональную модель формирования социальной ответственности у волонтеров-подростков посредству трёх функций: когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностно-практический.
Определенная модель основывалась на этапах формирования социальной ответственности выделенной в результате анализа теоретической части исследования. Были выделены такие этапы как: потребность, мотив, социальная компетентность, социальная активность - инициативность, социально значимая деятельность, положительный социальный опыт, формирование социальной ответственности.
В ходе разработки и создания собственной программы удалось понять, насколько глубоко необходимо ориентироваться в сущности самого вопроса, а также сопоставлять теорию с действительной на сегодняшний день реальной картиной развития современного человека, подростка в частности.
По итогам обобщения результатов экспериментального исследования можно сделать вывод, о том, что формирование социальной ответственности у подростков, участников волонтерской деятельности в рамках реализации выработанной практической модели при соблюдении ряда педагогических условий нашла свое подтверждение, формирующий эксперимент успешно реализован.
По результатам проведенной работы мы достигли не только запланированных результатов, но и зафиксировали активную включенность подростков в волонтерское движение, а самое главное, их инициирование этой деятельности. В итоговой части нашей работы, при выборе собственной деятельности, подростки стали задумываться, к чему она будет приводить, таким образом формируя осознанность принятия собственных решений.
Вопрос развития личности человека был, и будет оставаться темой для глобальных дискуссий и исследований. В век быстро изменяющейся реальности нам необходимы социально активные люди, способные брать ответственность в ситуациях социальной нестабильности, развитие человеческих качеств неизменно будет актуально и необходимо.
Подобные работы
- Воспитание социальной ответственности у подростков в организации
дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИКУМА В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование социальной ответственности у подростков,
занимающихся единоборствами в условиях дополнительного
образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами в условиях дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - Социально-педагогическая деятельность в учреждении дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Формирование социальной активности у подростков в добровольческой деятельности
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2017 - РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Развитие социальной активности старших подростков в учреждении среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Волонтерские практики детско-юношеской организации как средство формирования активной гражданской позиции школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020



