Введение
1 Теоретические предпосылки формирования социальной ответственности подростков в волонтерской деятельности 6
1.1 Понятие волонтерской деятельности. Волонтерская деятельность и личностные компетенции подростка 6
1.2 Возрастные задачи подросткового возраста 19
1.3 Социальная ответственность. Психолого-педагогическая значимость волонтерской деятельности в развитии социальной ответственности 23
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной ответственности подростков в волонтерской деятельности 37
2.1 Реализация условий формирования социальной ответственности подростков в волонтерской деятельности 37
2.2 Изучение уровня сформированности социальной ответственности у подростков, участников волонтерской деятельности на диагностическом этапе и его динамика 45
Заключение 55
Список использованных источников 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 69
«Тот, кто ничего не делает для других, ничего не делает для себя». Гётте.
На сегодняшний день мы очень часто встречаем в своей жизни волонтеров. Приходя на мероприятие, попадая на конференцию или форум, видя, как во дворе сажают деревья, или же сдавая вещи для нуждающихся. И везде там видим таинственных добровольцев, работающих и называющих себя волонтерами. Эти люди инициативны и мобильны. Они - яркие представители людей, в которых нуждается развивающееся общество. Люди, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально¬значимых качеств, формированию активной жизненной позиции. Поэтому изучение волонтерского движения приобретает особую актуальность.
Психологические аспекты ответственности раскрыты в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Дементий, К. Муздыбаева, О.А. Шушериной и др.
Вопросы формирования ответственности исследовались такими педагогами, как Н.В. Антипина, Е.Ю. Богатская, Н.В. Винокурова, Л.И. Грядунова, Ю.Д. Мишина, В.П. Пряденин, А.Ф. Плахотный, Р.В. Солнышкина, В.Н. Яки-мец и др
Воспитательную значимость волонтерской деятельность признают многие исследователи. Работы П.Д. Павленка и Е.И. Холостовой определяют сущность волонтерства как добровольной деятельности, ведущейся в соответствии с потребностью совести. Педагогическая эффективность волонтерской (добровольческой) деятельности доказана такими учеными, как Г.П. Бодренкова, Л.В. Болотова, ЛКИванова, В.В. Митрофаненко, Н.С. Морова, Н.В. Падеро, АА. Сафина. Различным аспектам волонтерства посвящены исследования В.Г. Бочаровой, И.Е. Городецкой, Н.В. Дементьевой, Г.В. Ермоленко, P.M. Куличенко, Н.Ю Слабжанина, А.В. Хухлина, К.В. Эйриха и др. Однако большинство работ о волонтерской (добровольческой) деятельности связано со студентами высших учебных заведений и рассматривает ее как аспект профессиональной подготовки, тогда как исследований волонтерской деятельности подростков как формирование социальной ответственности рассматривается крайне мало.
В то же время, современные исследователи волонтерского движения (Т.Г. Деревягина, Н.С. Морова, А.В. Моров, Л.Е. Никитина, СВ. Тетерский) отмечают особую значимость социально ответственности и общественных инициатив детей и молодежи, связывая с ними перспективы развития гражданского общества. Все это свидетельствует об активизации теоретико¬прикладного интереса отечественных исследователей к волонтерской деятельности подростков и юношества, к ее социально-педагогическим возможностям. Однако специальных исследований, посвященных вопросу формирования социальной ответственности подростков в процессе волонтерской деятельности, до настоящего времени, проведено не было.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена наличием противоречия между общественной потребностью в воспитании социально ответственных молодых людей, социально-педагогическим потенциалом волонтерской деятельности и отсутствием научного обоснования волонтерства как средства формирования социальной ответственности подростков, а также обоснования педагогических условий, способствующих эффективности этого процесса.
Проблема - Какие условия в устройстве волонтерской деятельности обеспечивают формирование социальной ответственности у подростков.
Цель - Проанализировать деятельность волонтеров и определить условия эффективного развития социальной ответственности у подростков.
Объект - Процесс формирования социальной ответственности у подростков, участников волонтерской деятельности.
Предмет - Условия развития социальной ответственности у субъектов волонтерского движения подросткового возраста.
Гипотеза - Волонтерская деятельность является фактором формирования социальной ответственности у подростков при соблюдении следующих условий:
1. Подросток осознанно делает свой выбор.
2. Подросток прогнозирует последствия собственных действий.
В соответствии с целью и гипотезой ставились следующие задачи:
1. Уточнить характеристику понятия «волонтерская деятельность», «социальная ответственность».
2. Рассмотреть роли и значения волонтерства в развитии социальной ответственности его участника.
3. Выявить и обосновать зависимость развития социальной ответственности от участия в волонтерском движении.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить условия формирования социальной ответственности подростка посредством волонтерской деятельности.
База исследования - Подростки 14-16 лет, участники волонтерского штаба Октябрьского района г. Красноярска.
Теоретическая значимость исследования - Расширение научных представлений о волонтерском движении и его воспитательных возможностях в развитии социальной ответственности.
В ходе проведения исследования были определенны понятия волонтерства, социальной ответственности, их воспитательные возможности. Были теоретически изучены условия, необходимые для формирования социальной ответственности подростков. Анализ действующих программ развития социальной ответственности позволил выделить и сравнить педагогические условия. В результате исследования изученного материала было предположено, что процесс формирования социальной ответственности у подростков как участников волонтерской деятельности будет результативным, если соблюдать следующие педагогические условия:
1. Подросток осознанно делает свой выбор.
2. Подросток прогнозирует последствия собственных действий.
Данные условия реализовывались через разработанную нами структурно-функциональную модель формирования социальной ответственности у волонтеров-подростков посредству трёх функций: когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностно-практический.
Определенная модель основывалась на этапах формирования социальной ответственности выделенной в результате анализа теоретической части исследования. Были выделены такие этапы как: потребность, мотив, социальная компетентность, социальная активность - инициативность, социально значимая деятельность, положительный социальный опыт, формирование социальной ответственности.
В ходе разработки и создания собственной программы удалось понять, насколько глубоко необходимо ориентироваться в сущности самого вопроса, а также сопоставлять теорию с действительной на сегодняшний день реальной картиной развития современного человека, подростка в частности.
По итогам обобщения результатов экспериментального исследования можно сделать вывод, о том, что формирование социальной ответственности у подростков, участников волонтерской деятельности в рамках реализации выработанной практической модели при соблюдении ряда педагогических условий нашла свое подтверждение, формирующий эксперимент успешно реализован.
По результатам проведенной работы мы достигли не только запланированных результатов, но и зафиксировали активную включенность подростков в волонтерское движение, а самое главное, их инициирование этой деятельности. В итоговой части нашей работы, при выборе собственной деятельности, подростки стали задумываться, к чему она будет приводить, таким образом формируя осознанность принятия собственных решений.
Вопрос развития личности человека был, и будет оставаться темой для глобальных дискуссий и исследований. В век быстро изменяющейся реальности нам необходимы социально активные люди, способные брать ответственность в ситуациях социальной нестабильности, развитие человеческих качеств неизменно будет актуально и необходимо.
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.
2. Антипина, Н.В. Формирование социальной ответственности в профессиональном самоопределении старшеклассников: автореф. дис. ... канд.пед. наук / Н. В. Антипина - Калиниград, 2004. - 21 с.
3. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г Асмолов. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 767 с.
4. Басов, Н.Ф. Технологии социальной работы с молодежью / Н.Ф. Басов. - М.: КНОРУС, 2016. - 391 с.
5. Безруких, М.М. Возрастная физиология ребенка / М.М Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
6. Белов, А.В. Социальная ответственность: содержание и механизмы реализации: автореф. дис. . канд. философ. наук / А.В. Белов. Волгоград, 2011. - 25 с.
7. Богданова, Е.В. Волонтерская деятельность как ресурс социального воспитания школьников / Е.В. Богданова // Социальная педагогика в социальных практиках: материалы Международного симпозиума «Социальная педагогика: актуальные проблемы и перспективы» / под ред. А.В. Мудрика, Т.Т. Щелиной. - Н. Новгород: Арзамасский филиал ННГУ. - 2014. - С. 50-55
8. Борисова, Т.С. Развитие социальной ответственности молодежи в России XXI века: монография / Т. С. Борисова. - М.: ИСП РАО, 2011. - 198 с.
9. Борцова, М.В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: теоретический аспект: монография / М.В. Борцова. - Славянск-на Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007. - 125 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
11. Буреломова, А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. ... канд. психол. наук / А.С. Буреломова.- М., 2013. - 195 с
12. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер // пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
13. Винокурова, Н.В. Формирование ответственности у подростков как целевая функция деятельности классного руководителя: дис. канд.пед. наук /Н. В. Винокурова. - Киров, 2004. - 186 с.
14. Выготский, Л.С. Психология искусства /Л.С. Выготский. - Ростов- на Дону: Феникс, 1998. - 480 с.
15. Выготский, Л.С. «Мышление и речь», Астрель, М., 2011.
16. Выготский, Л.С. «Психология развития ребенка», М., Смысл; Эксмо, 2003.
17. Гладышева, И.А. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза: дис.канд.пед. наук /И.А. Гладышева. - Кострома, 2006. - 227 с.
18. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений: монография /Л.Я. Гозман. - М.: Сфера, 2010. - 175 с.
19. Губачев, М.Н. Социальная ответственность в системе ценностных ориентаций современного общества: дис. . канд. философ. наук / М.Н.Губачев. - Уфа, 2004. - 134 с.
20. Дементий, Л.И. Ответственность: типология и личностные основания / Л.И. Дементий. - Омск: ОмГУ, 2001. - 192 с.
21. Ермолич, С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / С.Я. Ермолич // Пазашкольнае выхаванне. - 2007. - № 9. - С. 23-27.
22. Закирова, М.А. Развитие ответственности в юношеском возрасте: на примере студентов вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.А.Закирова. - Казань, 2010. - 25 c.
23. Игнатова, В.В. Духовно-творческое становление личности и ее социальной ответственности / В.В. Игнатова. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2010. - 238 с.
24. Ильин, Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 640 с.
25. Каган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа / М. С. Каган. - М.: Политиздат. - 1974. - 328 с.
26. Карпухин, С.В. Социальная ответственность личности как философская проблема: дис. . д-ра философ. наук / С.В. Карпухин. - СПб., 2000. - 342 с.
27. Кнохинов, Е.М. Воспитание ответственности у учащихся старших классов в деятельности ученического самоуправления: автореф. дис. . канд пед. наук / Е.М. Кнохинов. - М., 1971. - 20 с.
28. Колесникова, И.А. О парадоксальности контекста современного образования. Контексты и подтексты образования / И.А. Колесникова // Новые ценности образования. - 2006. - №5. - С.29-30.
29. Кон, И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И.С. Кон
30. Краевский, В.В. Моделирование в педагогическом исследовании: пособие педагога-исследователя / В.В. Краевский. - Самара: Сам. гос. пед. ин¬та, 1994. - 165 с.
31. Лаврентьева, З.И. Приемная семья как социально-педагогический феномен: монография / З.И. Лаврентьева. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 218 с.
32. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Академия, 2005. - 346 с
33. Леонтьев, А.Н. «Лекции по общей психологии (лекции 15-52)», Academia, Смысл, М., 2010.
34. Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2011. - 39 с.
35. Литвак, Р.А. Введение в социальную педагогику / Р.А. Литвак. - Челябинск: Уральский гос. пед ун-т, 2008. - 69 с.
36. Литвак, Р.А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений / Р.А. Литвак. - Челябинск: Челябинский ЧГПУ, ДПиШ им. Н.К. Крупской, 2000. - 168 с.
37. Масгутова, С.А. Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста: автор. дисс. . канд. псих. наук / С.А. Масгутова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2007. - 23 с.
38. Мудрик, А.В. От деятельности к жизнедеятельности / А.В. Мудрик // Вопросы воспитания. - 2010. - № 2(3). - С. 23-28.
39. Муздыбаев, К. Психология ответственности / под ред. В. Е. Семенова. Изд. 2-е, доп. / К. Муздыбаев. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - 248 с.
40. Мясищев, В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 356 с.
41. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола. - Т. 2. - 1995. - 40 с.
42. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. - 6-е изд-е. - СПб.: Питер, 2015. - 304 с.
43. Осташева, М.А. Психологические особенности развития социальной ответственности современных подростков: автореф. дис. . канд. псих. наук / М.А. Осташева. - М., 1989. - 23 с.
44. Панарин, И.А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений: дис. . д-ра психол. наук / И.А. Панарин. - М., 2010. - 416 с.
45. Панов, А.Т. Социальная ответственность личности: вопросы теории: монография / А.Т. Панов. - Саратов: СГСЭУ, 2009. - 149 с.
46. Подшивалов, В.Н. Социальная ответственность личности: философско-антропологический аспект: дис. .канд. филос. наук /В.Н. Подшивалов. - Екатеринбург, 2009. - 196 с.
47. Психология подростка от 11 до 18 лет: методики и тесты / под ред. А.А. Реана. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак; Владимир: ВКТ, 2008. - 124 с.
48. Радикова, Т.И. Диагностика уровней сформированности ответственности у подростков // Актуальные проблемы юридической науки и образования Сб. науч. стат. вып. VI / Т.И. Радикова. - Ижевск: Ижевский филиал Нижегородской академии МВД России, 2007. - С. 240-242 с.
49. Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект / М.В. Ромм. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. - 275 с.
50. Рубинштейн, С.Л. «Основы общей психологии», Питер, СПб, 2005 (главы 6-20)
51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. - СПб.: Питер, 2006. - 712 с.
52. Султанова, Л.Н. Социальная ответственность в условиях глобализации (социально-философский анализ): дис. . канд. философ. наук / Л.Н. Султанова. - Уфа, 2010. - 148 с.
53. Тубельский, А.Н. Уклад школьной жизни: теория и практика его создания и обеспечения / А.Н. Тубельский // Новые ценности образования. Школьный уклад. - 2007. - № 5(35). - С.8-35.
54. Фельдштейн, Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста / Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов // под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное / Д.И. Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
55. Д.И. Фельдштейн // Хрестоматия по психологии / под ред. В. В. Мироненко. - М.: МПСИ, 1998. - С. 239-248.
56. Эльконин, Б.Д. Педагогика развития: проба как конструкт образовательной системы / Б.Д. Эльконин // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск, 2003. - С. 26-34.
57. Psychological portrait of the generation in polycultural environment: resolution of the 2nd session of the sectoral psychological Congress of the IASHE in the field of psychological. - London: IASHE, 2013. - 160 p. [Электронный ресурс]
- Режим доступа: URL: http://elib.cspu.ru