ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЗАПОРНО¬ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ В РОССИИ 7
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫХ
УСТРОЙСТВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 15
ГЛАВА 3. ВИДЫ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ,ПРИМЕНЯЕМЫХ В РОССИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
В современном мире свободного рынка гарантией взаимовыгодных отношений между странами служит торговля, в связи с чем одной из основных задач каждого государства является обеспечение безопасности международных транспортных перевозок. Для реализации этой задачи было принято несколько международных конвенций и соглашений: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 1973 года (далее —
Киотская конвенция), Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 1975 года (далее — Конвенция МДП), Международная конвенция об облегчении условий железнодорожной перевозки грузов через границы от 1952 года (далее — Конвенция МЖДП), Таможенная конвенция о Международной транзитной перевозке грузов от 1971 года (далее — Конвенция ТМТ).
Положения указанных международных актов нашли отражение в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее — ТК ТС), а также в национальном законодательстве Российской Федерации, в частности, в приказе Федеральной таможенной службы России от 15.10.2010 года № 1908 «Об утверждении Инструкции о применении в таможенных органах Российской Федерации запорно-пломбировочных устройств повышенной надежности и технических требований к ним», в Приказе Министерства путей сообщения РФ от 17.06.2003 года № 24 «Об утверждении Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте».
Обеспечение безопасности международных транспортных перевозок в Российской Федерации осуществляется с помощью такой формы таможенного контроля, как идентификация товаров и транспортных средств. Идентификация товаров и транспортных средств — совокупность мер, направленных на установление соответствия (тождественности) заявленным сведениям товаров и транспортных средств, предъявленных к таможенной операции или таможенной процедуре .
Таможенные органы производят идентификацию товаров и транспортных средств в следующих случаях:
- при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
- при помещении и завершении таможенных процедур, условиями и требованиями которых предусмотрена идентификация;
- в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства при совершении таможенных операций.
Способы идентификации товаров, транспортных средств, помещений и других мест раскрыты в ст. 109 ТК ТС и в ст. 170 Федерального закона № 311 от 27.11.2010 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации». К одним из таких способов идентификации относится применение запорно¬пломбировочных устройств. Порядок применения запорно-пломбировочных устройств для целей таможенного контроля определен в специальном ведомственном акте — Инструкции о применении в таможенных органах Российской Федерации запорно-пломбировочных устройств повышенной надежности и технических требований к ним, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее также — ФТС России) № 1908 от 15.10.2010 года.
Запорно-пломбировочное устройство (далее также — ЗПУ) — средство таможенной идентификации, накладываемое на грузовые помещения транспортного средства международной перевозки, которые допущены к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза № 260 от 20.05.2010 года "О формах таможенных документов" и нормативными правовыми актами ФТС России.
В силу положений частей 1, 3, 4 статьи 109 ТК ТС товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.
В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порч и товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.
Таможенный кодекс Таможенного союза устанавливает презумпцию виновности декларанта или иного заинтересованного лица. Это означает, что если в ходе таможенного контроля будет обнаружен факт отсутствия на товарах идентификационных знаков (в том числе запорно-пломбировочных устройств), то считается, что ввоз таких товаров на таможенную территорию был осуществлен без совершения таможенных операций и выпуска товаров. Соответственно декларант или иное лицо, у которого такие товары обнаружены, будут считаться виновными в совершении либо уголовного преступления, либо нарушения таможенных правил, если не доказано обратное.
В связи с вышеизложенным, тема дипломной работы приобретает особую актуальность, поскольку знание порядка и условий применения запорно¬пломбировочных устройств позволит участникам международных перевозок в дальнейшем избежать незаконного привлечения к ответственности.
Объектом исследования в дипломной работе являются запорно¬пломбировочные устройства, их характеристика, значение и правила применения при перевозках.
Цель работы - изучение характеристик различных видов пломб, а также условий их применения на различных видах транспортных средств и упаковки.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- описать историю создания и применения запорно-пломбировочных устройств в России;
- дать понятие запорно-пломбировочных устройств;
- выделить виды запорно-пломбировочных устройств и раскрыть их особенности;
- раскрыть нормативное пломбировочных устройств в законодательстве.
Теоретическую базу работы
Агамирзоев К.М., Клоков В.Б., Лебедев В.П., Минакова И.В., Рогатнев Н.Т.,Сидоров В.Н. и других ученых.
Практической основой дипломной работы послужила опубликованная судебная практика, в частности решения арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе описана история создания и применения запорно-пломбировочных устройств в России; во второй главе раскрыты понятие, значение и нормативно-правовое регулирование применения запорно-пломбировочных устройств для целей таможенного контроля; третья глава посвящена видам запорно-пломбировочных устройств, применяемых в России.
Подводя итоги, можно отметить, что применение ЗПУ является способом идентификации товаров и транспортных средств для целей таможенного контроля. Их основная функция - препятствовать несанкционированному доступу к транспортному средству международной перевозки, а также визуализировать факт вмешательства. ЗПУ затрудняют проникновение внутрь для обеспечения защиты товара, над жности и эффективности проводимого таможенного контроля для соблюдения законодательства России в области таможенного дела.
Уникальность ЗПУ заключается в том, что при всей своей простоте они являются носителями таких свойств и характеристик, которые обусловливают возможность их эффективного применения в системах безопасности.
Применительно к пломбировочным устройствам следует определить приоритетность создания единой национальной системы пломбирования, которая позволит:
- определить и классифицировать все объекты и процессы, подлежащие контрольно-фиксирующему и силовому пломбированию для обеспечения соответствующего уровня безопасности;
- систематизировать оценку стойкости систем пломбирования, определяемую из условий степени надежного обеспечения безопасности объекта;
- создать единую нормативную базу для характеристик технических средств пломбирования, методик и регламентов их применения;
- создать соответствующую индустрию номерных средств безопасности с государственным регламентированием процессов производства;
- осуществлять государственный контроль за наиболее важными процессами обеспечения безопасности при эксплуатации различных объектов инфраструктуры народного хозяйства и собственности граждан.
На прошедшем с 14 по 18 мая 2013 года Международном салоне "Комплексная безопасность 2013" в городе Москва ЗАО "ИПК "СТРАЖ" была
представлена концепция создания "Национальной системы пломбирования". Я полностью согласен с нижеперечисленными выводами. Предложенная концепция предполагает, что достижение поставленной цели должно осуществляется через решение задач на различных уровнях :
- законодательном — разработка и принятие технического регламента по обеспечению антитеррористической и антикриминальной безопасности объектов, имущества, граждан с применением систем пломбирования;
- нормативном — продолжение практики разработки национальных стандартов на системы пломбирования и их гармонизация с международными стандартами ISO 17712 и ISO 18185;
- структурном — организация государственной специализированной комиссии с участием МВД, ФСБ, МЧС, ФТС, Минтранса,
Ростехрегулирования, регламентирующей и контролирующей процессы пломбирования в рамках государства и региональных структур;
- организационном — организация единого вневедомственного сертификационного испытательного Центра пломбировочных устройств и его аккредитация в государственных органах;
- практическом — образование Некоммерческого партнерства производителей пломбировочных устройств;
- интеграционном — осуществление международных контактов с Международной ассоциацией производителей пломбировочных средств безопасности (SSIA).
Принятые и введенные в действие стандарты определяют терминологию и классификацию пломбировочных устройств, устанавливают технические требования на все классы пломб (силовые, индикаторные, электронные). Впервые в отечественной и мировой практике в стандарты включены характеристики криминалистической устойчивости пломбировочных устройств (стойкость к несанкционированному вскрытию и подделке), являющиеся определяющими при оценке их надежности и пригодности к применению для защиты объектов. Эти показатели должны оцениваться и подтверждаться при сертификационных испытаниях пломбировочных устройств и проверяться в ходе криминалистических экспертиз различными измерениями по специальным методикам.
Учитывая все возрастающий рост мирового терроризма, появилась необходимость ужесточения требований к пломбировочным устройствам, используемым на опасных объектах, включающих технологические процессы, транспортирование и хранение опасных грузов. Эти требования изложены в ГОСТ Р 52734 «Устройства пломбировочные для опасных грузов. Общие технические требования». Стандартом установлены общие технические требования к пломбировочным устройствам, используемым на опасных объектах и для пломбирования опасных грузов, защитные характеристики, показатели надежности и безопасности, указания по эксплуатации, рекомендации по выбору и применению пломб для различных опасных объектов. В приложении к регламенту, по-моему мнению, должен быть сформирован перечень международных, национальных стандартов и сводов правил, которые на добровольной основе обеспечивают «презумпцию соответствия», принятую в новой редакции закона «О техническом регулировании».
1. О международной перевозке грузов с применением книжки МДП:
Таможенная конвенция от 14.11.1975 года. — изд-е 10-е. перераб. и доп. — Женева, 2013 // Режим доступа: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/tir/
handbook/russian/newtirhand/TIR-6Rev10_Ru.pdf
2. Таможенный Кодекс Таможенного союза: офиц. текст от 27.11.2009 года (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 года № 17) // Собрание законодательства РФ. — 13.12.2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: офиц. текст от 30.12.2001 года № 195-ФЗ // Российская газета. - 31.12.2001 г.
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 года № 311-ФЗ // Российская газета. - 29.11.2010 г.
5. О применении в таможенных органах Российской Федерации запорно-пломбировочных устройств повышенной надежности и технических требований к ним: Инструкция, утв. Приказом ФТС РФ от 15.10.2010 года № 1908 // Таможенные ведомости. - 2010. - № 12.
6. ГОСТ 31282-2004 Устройства пломбировочные. Классификация. - Введ. 01.01.2006. - Москва: Стандартинформ, 2006. - 12 с.
7. ГОСТ Р 52734 Устройства пломбировочные для опасных грузов. - Введ. 12.07.2007. - Москва: Стандартинформ, 2007. - 10 с.
II. Специальная литература:
8. Агамирзоев, К.М Таможенная служба Карелии в печатях и штампах / К.М. Агамирзоев. - Петрозаводск: Изд-во Костомукшской таможни СЗТУ России, 2011. - 64 с.
9. Клоков, В.Б. Западноевропейские торговые пломбы из развалин Сарая Тез / В.Б. Клоков, В.П. Лебедев. - М., 2000. - 318 с.
10. Минакова, И.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие / И.В. Минакова, М.Е. Тихомиров, В.В. Коварда. - СПб: Интермедия, 2015. - 192 с.
11. Рогатнев, Н.Т. Запорно-пломбировочные устройства как эффективное средство защиты грузов от хищений: Монография / Н.Т. Рогатнев. - М., 2001. - 118 с.
12. Сидоров, В.Н. Таможенное право: Учебник для бакалавров / В.Н. Сидоров. - 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 448 с.
III. Электронный ресурс:
13. Крылов, В.В. Пломбировочные устройства - структурный элемент в комплексной системе безопасности / В.В. Крылов, А.В. Ермилов // Конференция "Комплексная безопасность 2013". - Москва, 14-18 мая 2013 г. - режим доступа:http://www.ISSE-RUSSIA.
IV. Судебная практика:
14. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от
27.06.2007 года по делу № А21-1466/2006 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=RAPS013;n=8713.
15. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от
18.11.2014 года по делу № А21-4933/2014 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=RAPS018;n=69914.
16. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 13.02.2015 года по делу № А76-18503/2014 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=RAPS018;n=69914.
17. Постановление Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2015 года по делу № А56-37043/2015 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=RAPS013;n=180962.
18. Решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.09.2013 года по делу № А53-14431/2013 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=RAPS015;n=68896.