Введение 5
1 Статистические данные 6
1.1 Пожарная и промышленная безопасность на предприятии 6
1.2 Статистика пострадавших в нефтегазоперерабатывающей
промышленности 6
1.3 Статистика пожаров на нефтегазоперерабатывающих предприятиях 8
2 Открытое акционерное общество Нефтяная Компания «Роснефть» 10
2.1 Краткая характеристика ОАО «НК «Роснефть» 10
2.2 История ОАО «НК «Роснефть» 10
2.3 География ОАО «НК «Роснефть» 14
2.4 Добыча нефти и газа 15
2.5 Переработка 16
2.6 Экспортные терминалы 16
2.7 Сбытовая сеть 17
2.8 Экологическая безопасность 17
3 Акционерное общество «Ачинский нефтеперерабатывающий завод
Восточной нефтяной компании» 18
3.1 Краткая характеристика Ачинского НПЗ 18
3.2 История Ачинского НПЗ 19
3.3 Безопасность и экология Ачинского НПЗ 19
4 Формы и средства противопожарной и промышленной пропаганды и
агитации 20
5 Средства промышленной и пожарной пропаганды, применяемые на
Ачинском нефтеперерабатывающем заводе 21
5.1 Тематические лекции и доклады 21
5.2 Корпоративные средства массовой информации 22
5.2.1 «Заводская газета» 22
5.2.2 «Заводское телевиденье» 23
5.2.3 Корпоративный сайт Ачинского НПЗ 24
5.2.4 Корпоративное документальное кино 25
5.2.5 Демонстрационные видеоматериалы 26
5.3 Информационные стенды 28
5.3.1 Оперативно-тактическая сводка «Молния» 29
5.3.2 Результат расследования «Извлеченный урок» 30
5.4 Плакаты 31
5.4.1 Требования к содержанию плаката 32
5.4.2 Внешний вид плаката 33
5.4.3 Название 33
5.4.4 Требования к текстовым фрагментам плакатов 33
5.5 Информационные стеллы 35
5.6 Знаки безопасности и сигнальные разметки 37
5.6.1 Сигнальные цвета 37
5.6.2 Знаки безопасности 39
5.6.2.1 Группы основных знаков безопасности 40
5.6.2.2 Комбинированные и групповые знаки безопасности 42
5.6.3 Виды и исполнения знаков безопасности 44
5.6.4 Сигнальная разметка 47
5.6.4.1 Назначение и правила применения сигнальной разметки 47
5.7 Брошюра 48
6 Предложения по совершенствованию средств наглядной агитации и их
применению 50
6.1 Отсутствие плакатов безопасности на производственных местах 50
6.2 Отсутствие наглядной агитации в местах массового пребывания
сотрудников 52
6.3 Сложночитаемые лозунги, применяемые на информационных стеллах,
находящихся на территории Ачинского нефтеперерабатывающего завода 54
6.4 Труднодоступность инструкций 55
7 Безопасность жизнедеятельности 58
7.1 Общая характеристика объекта 58
7.2 Микроклимат производственного помещения 59
7.3 Освещение помещений и рабочего места 60
7.3.1 Естественное освещение 60
7.4 Требования к уровням шума и вибрации 62
7.5 Требования безопасности при работе за ПЭВМ 62
8 Экономическая часть 64
8.1 Оценка экономического ущерба 64
8.1.1 Ущерб от пожара 64
8.1.2 Расчёт прямых потерь 64
8.1.3 Затраты на локализацию/ликвидации и расследование последствий
пожара 66
8.1.4 Затраты, понесенные вследствие гибели и травматизма 66
8.1.5 Затраты на противопожарную пропаганду 67
8.1.6 Расчет срока окупаемости предлагаемых мероприятий 68
Заключение 69
Список сокращений 70
Список используемых терминов 71
Список используемых источников: 75
Приложение А-Г 77-82
За последние три десятилетия, человечество сделало большой скачек в развитии науки и техники, но как мы знаем, каждая техника приносит не только массу пользы и облегчает человеческий труд, но и может принести вред здоровью или жизни человека. Существует множество систем безопасности, которые могут предотвратить или ликвидировать негативные процессы, но все же нельзя забывать, что человек это не машина, незнание правил безопасности или неумение вовремя применить средства для устранения неблагоприятных факторов, могут привести к угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Более 70 % опасных событий и несчастных случаев на объектах нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности происходит по организационным причинам, так или иначе связанным с ошибками человека - оператора и влиянием человеческого фактора.
Следовательно, для того чтобы свести вероятность возникновения угрозы к минимуму, необходимо формирование положительного отношения работников к вопросам безопасности и соблюдения установленных правил. Для достижения желаемого результата можно использовать пропаганду и агитацию.
Агитация существует в двух видах: устная и наглядная.
Наглядная агитация представляет собой одноканальную форму подачи информации, под которой подразумеваются брошюры, информационные листы, плакаты безопасности и т.д.
Устная агитация представляет собой двухканальное воздействие, реализуемое посредством бесед, коллективного обсуждения с рабочими несчастных случаев, путей профилактики травматизма и т.д.
Целью работы является определение эффективности, используемых на Ачинском НПЗ, наглядных средств агитации и систем обучения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить деятельность предприятия;
• Изучить наглядные средства агитации и обучения по пожарной и промышленной безопасности на предприятии;
• Выявить положительные и отрицательные характеристики средств наглядной агитации и обучения пожарной и промышленной безопасности;
• Дать оценку эффективности наглядным средствам агитации и обучения по пожарной и промышленной безопасности;
• Разработать предложения по улучшению качества наглядных средств агитации и обучения по пожарной и промышленной безопасности;
• Предоставить экономическое обоснование принятых решений.
В ходе написания дипломной работы были решены следующие задачи:
• Изучение деятельности Ачинского НПЗ;
• Изучение наглядных средств агитации и обучения по пожарной и промышленной безопасности на предприятии;
• Выявлены положительные и отрицательные характеристики средств наглядной агитации и обучения пожарной и промышленной безопасности;
• Дана оценка эффективности наглядным средствам агитации и обучения по пожарной и промышленной безопасности на предприятии;
• Разработаны предложения по улучшению качества наглядных средств агитации и обучения по пожарной и промышленной безопасности;
• Предоставлено экономическое обоснование принятых решений.
Рассмотрев все аспекты, были сделаны следующие выводы:
• Наглядная агитация работает намного эффективнее, если все её элементы: цвет, форма, содержание гармонируют друг с другом.
• Наглядная агитация на производственных участках должна быть направленна на определенную профессиональную группу.
• Демонстрационные видеоматериалы, построенные на жизненном опыте, гораздо эффективнее, чем сделанные на заказ видеоролики;
• Наглядная агитация является равноправной частью обучения сотрудников, как все виды инструктажей.
Таким образом, на основании выше сказанного были составлены предложения по повышению уровня воздействия на сотрудников с использованием средств наглядной агитации:
• Внедрение плакатов безопасности на рабочие места;
• Размещение плакатов в местах массового пребывания сотрудников;
• Обновление плакатов на информационных щитах по территории Ачинского нефтеперерабатывающего завода;
• Проведение переоснащения месторасположения инструкций применяемых на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе.
1. Амельчугов С.П., Амельчугова С.В., Андреев Ю.А. Противопожарная подготовка населения: состояние и перспективы // Юбилейный сборник трудов ФГУ ВНИИПО МЧС России / Под общ. ред. Копылова Н.П. - М.: ВНИИПО, 2007. - 477с.
2. Андреев, Ю. А. Использование методов и средств пропаганды и социальной рекламы для предупреждения пожаров на особо охраняемых природных территориях : учебно-методическое пособие. / Ю. А. Андреев, А. Ю. Андреев, Д. С. Серебренников; по ред. А. В. Брюханов ; проект ПРООН/МКИ «Расширение сети ООПТ для сохранения Алтае-Саянского экорегиона». - Красноярск, 2012. -86 с.
3. ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний. Актуализированная редакция ГОСТ Р 12.4.026-2001 - Введ. 01.03.2017. - Москва : Стандартинформ, 2016. - 76 с.
4. ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях. - Взамен ГОСТ 30494-96 ; введ. 01.01.2013. - Москва : Стандартинформ, 2013. - 15 с.
5. Ежегодные отчеты о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gosnadzor.ru/public/annual_reports/.
6. Иванов В. С. Как создается плакат. 2-е изд. М.: Плакат, 1980. 48 с.
7. Кафидов В.В., Севастьянов В.М. Пропаганда и реклама в пожарном деле. Второе издание переработанное и дополненное. - Видное, 2002. - 201с.
8. Кафидов, В. В. Пропаганда и реклама в пожарном деле. М.: Видное., 2001. 176 с.
9. Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 176 с.
10. Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987.
11. Методические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения мерам пожарной безопасности. - М.:ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2012.-175с.
12. Минкин, А. Н. Безопасность жизнедеятельности : учеб.-метод. пособие для выполнения раздела «Безопасность и экологичность» выпускной квалификационной работы [Электронный ресурс] / А. Н. Минкин, Е. В. Мусияченко,. - Электрон. дан. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - Систем. требования : PC не ниже класса Pentium I ; 128 Mb RAM ; Windows 98/XP/7 ; Adobe Reader V8.0 и выше. - Загл. с экрана.
13. О внесении изменения в Нормы пожарной безопасности Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций. Приказ МЧС РФ от 27 янв. 2009 №35.
14. О пожарной безопасности : федер. закон Российской Федерации от 21 дек. 1994. №69-ФЗ ред. от 04.07.2016.
15. О средствах массовой информации : закон Российской Федерации от 27 дек. 1991. №2124-1 ред. от 03.07.2016.
16. Об утверждении Норм пожарной безопасности Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций. Приказ МЧС РФ от 12 дек. 2007 г. №645.
17. Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда [Электронный ресурс] : Постановление Минтруда РФ от 17.01.2001 г. №7 // Информационно-правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://www.garant.ru.
18. Правила противопожарного режима : Пост. Правительства Российской федерации от 25 апр. 2012 г. №390
19. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. - Введ. 13.06.2003. - Москва : Минзрав России, 2003. - 54 с.
20. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/195077/#ixzz4iNhMADBe
21. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Физические факторы окружающей природной среды шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. - Введ. 31.10.1996. - Москва : ФГБУ НИИ РАМН, 1996. - 12 с.
22. СП 2.2.1.1312-2003 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил. Актуализированная редакция СН245-71. - Введ. 25.06.2003. - Москва : ФГБУ НИИ РАМН, 2003. - 23 с.
23. СП 23-102-2003 Естественное освещение жилых и общественных зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95 - Введ. 18.06.2003. - Москва : НИИСФ РААСН, 2003. - 88 с.
24. СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СП 52.13330.2010. - Введ. 20.05.2011. - Москва : НИИСФ РААСН, 2011. - 74 с.
25. СТО 4.2-07-2014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. Введ. впервые; дата введ 27.02.2012. Красноярск: ИПК СФУ, 2012. - 57 с.
26. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : федер. закон Российской Федерации от 22 июля 2008. №123-ФЗ.