Введение 3
1 Современные теории коммерческой деятельности 6
1.1 Сущность, функции, современные теории организации коммерческой деятельности 6
1.2 Понятие ассортимента, его свойства и показатели 13
1.3 Факторы, влияющие на формирование ассортимента торгового предприятия, и принципы его регулирования 17
1.4 Ассортиментная политика торгового предприятия и пути ее совершенствования 23
1.5. Современные подходы к организации формирования товара
Заключение
Список использованных источников
Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его более полного удовлетворения. С точки зрения коммерческой деятельности, первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы подтоварную структуру спроса начисления. Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагают на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики торгового предприятия следует остановиться на основных факторах определяющих формирование ассортимента торгового предприятия.
На основании изложенного мы видим, что актуальность темы дипломной работы очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политике торгового предприятия будет удовлетворяться спрос потребителя, а, следовательно, получение прибыли, и в конечном итоге магазин будет рентабельным. Выбор этой темы для написания дипломной работы не случаен, так как я считаю, эта тема недостаточно изучена и влияние правильного выбора ассортиментной политики предприятия очень велико для удовлетворения спроса потребителя, и рентабельности предприятия.
Целью данной дипломной работы является изучение ассортимента торгового предприятия и определение рекомендаций по его совершенствованию.
Задачи работы заключаются в следующем:
• Рассмотреть сущность, функции, подходы к организации коммерческой деятельности;
• Изучить социально-экономическую сущность формирования ассортимента на предприятии;
• Рассмотреть экономико-правовую характеристику торгового предприятия;
• Провести анализ функций коммерческой деятельности магазина «Ромашка»;
• Определить место магазина «Ромашка» на рынке г. Красноярск;
• Провести анализ существующего ассортимента торгового предприятия;
• Разработать практические рекомендации, способствующие совершенствованию ассортимента предприятия.
Объектом исследования является магазин «Ромашка» ИП Тамоев Т.М. Предметом исследования является ассортимент предприятия. Информационной базой анализа являются данные предприятия за 2014- 2015 гг.
Методической основой написания дипломной работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов анализа: метод сравнения, балансовый, индексный, цепных подстановок, группировки, использование абсолютных и относительных величин. Выбор каждого метода осуществляется с учетом характера решаемых в процессе исследования задач.
Теоретической основой данной работы являются труды отечественных авторов, таких как Дашков Л.П., Снегирева В.В., Боровинский Д.В., Куимов В.В., Памбухчиянц В.И., Памбухчиянц О.В, и зарубежных авторов, таких как Берман Б., Трейси Б., ДейанА., Гилберт Д., Дихтль Е., в области коммерческой деятельности, товароведения, маркетинга.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Слово «коммерция» происходит от латинского commercium - торговля. Поэтому, очень часто эти слова используются как синонимы, а понятие «коммерческая деятельность» в узком смысле трактуется как деятельность, связанная с торговлей, куплей-продажей товаров.
Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.
Признаками классификации ассортимента могут быть такие факторы, как местонахождение товаров (в промышленности или торговле); широта охвата товаров (простой, сложный, развернутый, смешанный ассортимент); степень удовлетворения потребностей (рациональный и оптимальный ассортимент) и т.д.
Ассортиментная политика — это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении/сужении ассортимента выпускаемой/ продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.
Индивидуальный предприниматель Тамоев Т.М. действует в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об индивидуальных предпринимателях».
Задача данного предприятия - максимальное удовлетворение потребностей покупателей в продуктах питания, обеспечение необходимого ассортимента, обновления ассортимента, необходимый объём товарооборота и должный уровень рентабельности.
Таким образом, ИП Тамоев Т.М. занимает лидирующее положение по качеству реализуемых товаров, но уступает по уровню цен торговому предприятию «Альянс», а по ассортименту находится в равных условиях с торговым предприятием «Каприз».
Главным показателем, характеризующим конечную деятельность предприятия, является чистая прибыль, т.е. тот результат, ради которого предприятие функционирует. Данный показатель имел положительную динамику в своем развитии: рост чистой прибыли за изучаемый период составил при этом рентабельность предприятия выросла на 0,74%. Данная тенденция относится к разряду позитивных, она свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия.
Учитывая, что к высокому качеству обслуживания могут быть отнесены продовольственные торговые предприятия с обобщающим коэффициентом 0,80 и более, можно сделать вывод о хорошем качестве торгового обслуживания в магазине «Ромашка».
На основе анализа показателей ассортимента магазина «Ромашка» можно сделать следующие выводы: ассортимент товаров удовлетворяет спрос по широте и глубине ассортимента продовольственных товаров, показатели свидетельствуют о высокой устойчивости ассортимента, но обладает достаточно низкой обновляемостью.
Таким образом, согласно проведенному анализу нами были выявлены группы товаров, приносящие максимальную прибыль предприятию это мясо и мясные продукты, колбасные изделия, сыры, пиво и вина. В общей сумме они приносят предприятию более половины его доходов.Вклад остальных товарных групп меньше, в зависимости от этой доли они были распределены в группу В или в группу С. К группе В были отнесены безалкогольные напитки и соки; крепкие алкогольные напитки; хлебобулочные изделия; молоко и молочные продукты. Товарная группа жировая продукция была включена в группу С.
Анализ системы показателей, служащих основой для проведения анализа состояния и выработки решений об изменении ассортимента, и исследование конкурентоспособности магазина «Ромашка» позволили сделать следующие предложения по формированию товарного ассортимента:
- значительно расширить ассортимент праздничных кондитерских изделий за счет тематических и декоративных тортов и пирожных.
- для удовлетворения покупательского спроса ввести в ассортимент такие виды хлебобулочных изделий, как выпечка, пицца, пирожки и т.д. (новейшие разработки на данном рынке продукции) и т.д. Спрос на данную продукцию будет высок ввиду их высоких потребительских качеств и доступных цен.
- расширить ассортимент сопутствующих косметических товаров не только среднего класса, но и класса люкс, поскольку на сегодняшний день спрос на данную продукцию очень высок у определенного сегмента потребителей.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации : в 4. ч : по состоянию на 1 февр.2010 г. - Москва : Кнопус,2010. - 540 с.
2. ГОСТ Р 51303 - 99. Торговля. Термины и определения. - Введ. 01.01.2000. - Москва: Издательство стандартов, 2000. - 9с.
3. ГОСТ Р 51304-2009. Услуги торговли. Общие требования. - Взамен ГОСТ Р 51304 - 99; Введ. 15.12.2009. - Москва: Издательство стандартов, 2010. - 12 с.
4. ГОСТ 51773 - 2009. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли. - Взамен ГОСТ 51773 - 2001; Введ. 01.01.2010. - Москва: Издательство стандартов, 2010. - 30с.
5. Аванесов Ю.А. Основы коммерциологии на рынке товаров и услуг. / Ю.А. Аванесов, А.М. Клочко, Е.В. Васькин. - Москва: Люкс - арт, 2013. - 496 с.
6. Апишев А.А. Фактор предпринимательства в экономике / А.А. Апишев. - Москва: Луч, 2013. -451с.
7. Бланк И.А. Управление торговым предприятием / И.А. Бланк. - Москва: ЭКМОС, 2013. - 416 с.
8. Боровинский Д. В. Методика многономенклатурных закупок / Д. В. Боровинский; науч. руковод. В. В. Куимов // Актуальные проблемы современной науки и пути их решения : материалы VI межвуз. науч. конф. аспирантов / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2004. - 110 с.
9. Боровинский Д. В. Пути совершенствования закупочной деятельности на предприятиях I уровня товаропроводящей сети / Д. В. Боровинский; науч. руковод. В. В. Куимов // Актуальные проблемы современной науки и пути их решения : материалы V межвуз. науч. конф. аспирантов / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2005.¬79 с.
10. Боровинский Д.В. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. Синергетический эффект интеграции (современные методики расчетов) : монография /Д.В. Боровинский, - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. - 172 с.
11. Бочарова В. Программы клиентского сервиса и лояльности. Какие ошибки совершают руководители розничных магазинов? / А. Бочарова // Управление магазином. - № 11. - 2014. -112 с.
12. Васильев Г.А. Коммерческая деятельность промышленной фирмы / Г.А. Васильев, Л.В. Осипова. - Москва: Экономическое образование, 2014. - 361с.
13. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие./ С.Н. Виноградова - Минск: Высшая школа, 2014. - 86 с.
14. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли./ С.Н. Виноградова. - Минск, 2013. - 149 с.
15. Гуняков Ю.В. Коммерциология: теория коммерческой деятельности. Том 1 / Ю.В. Гуняков; Краснояр. торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2008. - 232с.
16. Гуняков Ю.В. Коммерциология: теория коммерческой деятельности. Том 2 / Ю.В. Гуняков; Краснояр. торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2008. - 226с.
17. Гуняков Ю.В. Коммерциология: предчувствие перемен. Инновационные бизнес-модели коммерческой деятельности : монография/Ю. В. Гуняков, Д. Ю. Гуняков ; Сиб. федер. ун-т, Торг.- эконом. ин-т. - 2015-122 с.
18. Дашков А.П. Коммерция и технология торговли: учебник для вузов / А.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц.- Москва: Маркетинг, 2012.¬416с.
19. Дашков Л.П. Предпринимательство и бизнес / Л.П. Дашков, А.И. Данилов, Е.Б. Тютюкина. - Москва: Маркетинг, 2013. - 347с.
20. Деловой климат в розничной торговле в 2014 г. // Современная торговля. - 2014. - №8. - 215 с.
21. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия / О.В. Ефимова. - Москва: Финансы, 2014. - 347с.
22. Клиентоориентированная технология, или то, чего так не хватает российскому ритейлу // Управление магазином. - 2014. - № 11. - 64 с.
23. Куимов В.В. Организация и техника внешнеторговых операций : учебное пособие / В.В.Куимов. - Красноярск ; 2015 - 500 с.
24. Куимов.В.В. Реструктуризация предприятий торговли. Теория. Практика. Результаты : монография /В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, Д.Ю. Гуняков. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - 204 с.
25. Миколюнас Л.В. Материально-техническое снабжение, новый механизм хозяйственного расчета / Л.В. Миколюнас, З.С. Минкин. - Москва: Экономика, 2012. - 461с.
26. Маркетинговые технологии в развитии рынков продовольственных товаров регионов Сибири: монография / В.В. Куимов - [и др.] ; Сиб.федер.ун-т. - Красноярск , 2016. - 268с.
27. Намазалиев Г.И. Экономический анализ хозяйственной деятельности в материально-техническом обеспечении: учебное пособие / Г.И. Намазалиев - Москва: Финансы и статистика, 2012. - 297с.
28. Николаева Т. И. Адаптация торговли к условиям рынка / Т.И. Николаева. - Екатеринбург: УГЭУ, 2013. - 128с.
29. Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность. учебное пособие / Т.И. Николаева. - Екатеринбург, 2013.-198с.
30. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. Синергетический эффект интеграции (современные методики расчетов) : монография / Д. В. Боровинский, В. В. Куимов. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. - 172 с.
31. Организация коммерческой деятельности предприятия: коммерциология.Ч.1. Организационно-экономические предпосылки коммерческой деятельности: учеб. пособие/ В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, И.А. Максименко, О.В. Рубан; под ред. В.В. Куимова.-2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016.- 112 с.
32. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / В.К. Памбухчиянц - Москва: Маркетинг, 2012 - 320 с.
33. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности / О.В. Памбухчиянц. - Москва: Экономика, 2012.- 234с.
34. Панкратов Ф.Г. Организация и технология торговых процессов / Ф.Г. Панкратов. - Москва: Экономика, 2013. - 328с.
35. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - Москва: Маркетинг, 2013. - 412с.
36. Платонов В.Н. Организация торговли / В.Н.Платонов. - Минск: БГЭУ, 2012. - 287с.
37. Полякова С. И. Экономический анализ в системе внутрихозяйственного расчета / С.И. Полякова, Е.Н Буренкова. - Москва: Финансы и статистика, 2013. - 364с.
38. Хазанович Э. С. Управление материальными ресурсами /Э.С. Хазанович, В.Н. Шестаков. - Москва: Экономика, 2014. - 310с.
39. Экономика предприятия торговли: учеб. пособие. В 2 ч. Ч.1/Ю. Л. Александров, [и др.]; Красноярск. гос. торг. - экон. ин-т.- Красноярск: Изд. центр КГУ, 2012.- 257с.
40. Ястребова И.Л. Коммерческая деятельность / И.Л. Ястребова.- Москва: Орион, 2014. - 324с.