ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА: ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСКУССТВ
10
1.1. Эволюция форм словесно-музыкального взаимодействия от античности
до наших дней 11
1.2. Формы и функции музыкальных элементов в литературе 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. РОЛЬ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ 30
2.1. Литературные ноктюрны Исигуро Кадзуо 31
2.2. История классической музыки в жанре non-fiction от Стивена Фрая ... 40
2.3. Музыка в романе Иэна Бэнкса «Улица отчаяния» 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ГЛАВА 3. СВОЕОБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н. ХОРНБИ 51
3.1. «Hi-Fi» и «Голая Джульетта» - роман-сингл и роман-кавер: высокое
качество звучания 52
3.2. Музыкальная автобиография «31 песня» 60
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Музыка, в силу своей универсальности, связана с разными видами искусства, в том числе и с искусством словесным. Более того, литература не просто испытывает влияние музыкального, но воспринимает его в наибольшей степени, поскольку язык музыки - непосредственный язык души
- несмотря на всё богатство своего содержания, лишён той конкретности, которую может дать ему слово: «Сливаясь, слово и музыка обогащают друг друга. Слово, текст делает музыку более определенной, конкретной по смыслу. Музыка, мелодия усиливает эмоциональную сторону текста» [Ручьевская, 1960: 5].
Роберт Шуман, немецкий композитор и музыкальный критик, писал в одной из своих музыкально-критических статей: «Эстетика одного искусства
- это и эстетика другого искусства, и только средства выражения и материал различны» [Шуман, 1956: 273]. Другими словами, музыка «прорастает» на литературной почве - использует её как основу или материал, либо сама выступает в качестве такой основы - при этом сохраняя свою уникальность и тем самым обогащая слово, наполняя его: «Музыка обладает волшебной возможностью передавать сильно, ярко и непосредственно чувства в их зарождении и течении, показывать и их постепенное возникновение и развитие, переход от одного чувства к другому, и мгновенную смену переживаний» [Ручьевская, 1960: 5].
Взаимосвязь музыкального и словесного в целом и, что более важно, сама идея «музыки слова», зародилась ещё в античности, о чём пишет в своей монографии «Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике» А.Е. Махов: «Уже в античности возникает представление о том, что словесное произведение, уже отделившее себя от музыки, может обладать некими качествами музыки, —музыкальностью”» [Махов, 2005: 12]. Также об этом упоминает Ф.В.Й. фон Шеллинг, считавший, что в Древней Греции музыка стояла на такой же высокой степени развития, как и другие искусства: «Поскольку греки во всех искусствах стояли высоко, то, несомненно, так же обстояло дело и в музыке» [Шеллинг, 1966: 202].
По мнению учёных-литературоведов и музыковедов, музыкально-литературная интеграция находит отражение в каждой из последующих культурных эпох истории становления человечества. Так, в Средние века акцент ставится на «...взаимосвязи музыкального и душевного, но лишь в связи с религиозной тематикой»: музыка выступает метафорой голоса души, божественного слова и т.д. [Махов, 2005: 126].
Но своего наивысшего расцвета связь литературы и музыки достигает в эпоху Барокко, а после и в период Романтизма. Барочный XVII век осознал музыку «как подражание слову» и как «воссоздание самой структуры ораторской речи». Романтизм, перевернув эту ситуацию, увидел в поэтическом слове «подражание музыке, понятой как эстетическая и космическая первостихия» [Махов, 2001: 181]. Иначе говоря, для барокко доминантой был текст - музыка осознавалась тем, что действует как слово. Романтизм же осознавал эту связь диаметрально противоположно.
Предвосхитив романтическое восприятие музыки в связи с литературным творчеством, И.Г. Гердер (немецкий писатель, поэт, мыслитель, философ, переводчик и историк культуры) пишет в четвертом «Критическом лесу»: «Поэзия - нечто большее, чем немые живопись и скульптура, и нечто совсем иное, чем обе они; она речь, она музыка души» [Herder: 525; цит. по: Махов, 2005: 139].
Непосредственно в эпоху Романтизма к этой теме обращается Ф.В. Шеллинг в «Философии искусства»: «Музыка как форма, в которой реальное единство становится символом самого себя, необходимым образом в свою очередь заключает в себе все единства» [Шеллинг, 1966: 195]. Г.В.Ф. Гегель во втором томе «Эстетики» обобщает понимание искусства романтиками в целом и место, отводимое ими в иерархии отдельных его видов музыке в частности: «Если сформулировать одним словом отношение между содержанием и формой в романтическом искусстве, там, где оно сохраняет своеобразие, то мы можем сказать, что это искусство музыкально, потому что его основным принципом служит увеличивающаяся всеобщность и неутомимо деятельная глубина души» [Гегель, 1969: 242].
Однако несмотря на то, что Романтизм привнёс в литературно-музыкальную область самый обширный - теоретический и практический - материал и сформировал абсолютно иное представление о музыкальной словесности, исследования в этой области были ещё далеки от завершения.
Вплоть до конца XVIII столетия довольно часто встречается: «...метафорическое перенесение на словесное произведение —внесловесных” музыкальных форм.» - главным образом, в качестве неких достаточно случайных метафор [Махов, 2005: 42-43]. А на рубеже XIX-XX веков идея музыки слова переживает еще один взлет в символизме [Махов, 2005: 61].
Наконец, в первой половине XX столетия и далее, вплоть до XXI века, категория музыкальности - выступающая квинтэссенцией музыкального и словесного искусств - предстаёт в несколько ином свете. В этот период её литературоведческая трактовка либо определяется «верой в универсальность принципов формообразования, которые казались одинаковыми для музыки и литературы» [Махов, 2005: 158], либо представляется «.как особое качество текста, приводящее к разрушению или ослаблению его структурности» [Махов, 2005: 167].
Так музыкальный элемент может уподобляться «—голосам” персонажей», вычленяться «в последовательной смене в произведении композиционных форм речи» [Плющенко, 2006: 42], проявляться как специфический способ «пространственно-временной организации» [Там же: 43] и других аспектов построения композиции - а также представать во многих других вариантах.
Другими словами, на данный момент создан обширный корпус философских, литературоведческих и музыковедческих текстов, в которых проблема музыкальности разрабатывается в одном из двух направлений: либо рассматривается эволюция музыкального, наглядно представленная на широком временном отрезке; либо исследуются отдельные функции музыки и формы, которые она может принимать в произведениях художественной литературы. Однако во всех существующих источниках остаётся неосвещённым такой аспект, как музыкальность новейшей литературы (конца XX-XXI вв.) - не только художественной, но и документальной прозы, эссеистики, критики и т.д. Кроме того, недостаточно внимания уделяется литературам отдельных стран; в частности, специфике воплощения музыки в творчестве современных английских авторов.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена интересом к различным формам взаимодействия искусств в современном литературоведении и недостаточной изученностью проблемы музыкальности в эстетическом и художественном сознании английских писателей новейшей эпохи. Научная новизна исследования определяется изучением современной английской литературы с точки зрения музыкальности, так как эта область на сегодняшний день остаётся малоисследованной и в то же время обладает значительным потенциалом для дальнейшей разработки.
Соответственно, объектом данной работы является музыкальность как сложное явление словесно-музыкальной периферии, функционирующее в рамках современной литературы. В качестве предмета выступают музыкальные функции и их формальное воплощение в отдельных произведениях английских авторов новейшего времени.
Цель исследования состоит в анализе различных аспектов взаимодействия музыки и литературы в эстетике и художественном творчестве современных английских писателей (Н. Хорнби, С. Фрая, И. Бэнкса и др.). В соответствии с этим должны быть решены следующие задачи:
1. систематизация материалов, посвящённых различным аспектам музыкальности в словесном искусстве;
2. классификация приёмов интегрирования музыки и литературы;
3. формирование представлений о функциях и формах воплощения - как универсальных, так и индивидуально-авторских - музыкальных элементов в произведениях английских писателей конца XX-XXI вв.
В список исследуемых материалов вошли: романы И. Бэнкса «Улица отчаяния», Н. Хорнби «Hi-Fi» и «Голая Джульетта»; сборник новелл И. Кадзуо «Ноктюрны: Пять историй о музыке и сумерках»; историко¬юмористическое произведение С. Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки» и non-fiction-сборник эссе Н. Хорнби «31 песня».
Теоретико-методологической базой данного исследования послужили работы по философии искусства: Г.В.Ф. Гегель «Эстетика»; Ф.В. Шеллинг «Философия искусства», И.Г. Гердер «Эстетика и теория искусства», Ф. Шиллер «О наивной и сентиментальной поэзии»); по теории и поэтике музыкальности: А.Е. Махов «Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике», Е. Ручьевская «Слово и музыка», Е.Н. Азначеева «Литературно-музыкальные параллели: семиотический аспект»,
М.В. Алексеева «Музыка и слово: проблема синтеза в эстетической теории и художественной практике», С.И. Храмова «О музыкальности композиции художественных произведений», Р. Брузгене «Литература и музыка: о классификациях взаимодействия» и «О динамике формы: музыкальность литературного текста», М. Плющенко «К проблеме музыкальности литературы: музыкальные принципы построения художественного текста.
В качестве базового в дипломной работе применяется сравнительно-сопоставительный метод . По утверждению В.М. Жирмунского, этот метод позволяет изучать «международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно-художественными явлениями в разных странах» [Жирмунский, 1987: 418]. Однако в нашем исследовании он используется для выявления общих и частных принципов функционирования
музыкального элемента в текстах английских авторов конца XX - начала XXI века. Кроме того, находят применение элементы биографического2 (non¬fiction Н. Хорнби и творчество С. Фрая) метода. Поскольку, по словам Н.Т. Нефедова, в биографическом методе «биография и личность писателя» рассматриваются как «определяющие моменты творчества» [Нефедов, 1988: 117], он необходим при анализе non-fiction и приближенных к non-fiction произведений.
В первой главе фиксируются изменения в понимании категории музыкальности, формировавшейся на протяжении всех культурно-исторических эпох становления человечества, а также рассматриваются попытки создать единую классификацию проявления музыки в литературе и систематизируются общие формы и функции музыкальных элементов для большинства художественных произведений. Во второй главе рассматриваются общие тенденции музыкального в современной английской литературе и, кроме того, анализируются с этой точки зрения художественные произведения английских авторов конца XX - начала XXI века (И. Кадзуо, С. Фрай, И. Бэнкс): выявляются особенности функционирования как классических, так и индивидуально-авторских литературно-музыкальных форм. Третья глава посвящена художественному и non-fiction творчеству Н. Хорнби, представляющему собой уникальное явление в литературе, маркированной музыкой.
Работа прошла апробацию в Сибирском Федеральном Университете на ежегодной международной конференции «Молодежь и наука: проспект Свободный 2016»: наименование статьи - «Музыка в эстетике и художественной практике современных английских писателей (на материале творчества И. Кадзуо и Н. Хорнби)».
Музыкальность - периферийное явление, существующее на стыке музыки и литературы - феномен, охватывающий огромную область, постоянно взаимодействующую со словесным искусством. Это обусловлено тем, что истоки союза музыкального и словесного искусств уходит в глубокую древность - безусловно, первые явные следы такого взаимодействия обнаруживаются в античности, но существует мнение и о том, что его зарождение произошло в глубокой древности, т.е., вероятно, ещё в первобытные времена.
В современном литературоведении достаточно много внимания уделяется взаимодействию различных искусств (литература и кинематограф, литература и театр и т.д.), и категория музыкальности не становится исключением: появляются как работы синтезирующего характера, в которых на широком временном отрезке рассматривается эволюция этого явления; так и исследования, направленные на представление интеграции слова и музыки как комплекса приёмов, и написанные, главным образом, на материале классической литературы.
Однако практически неизученной остаётся музыкальность в творчестве авторов конца XX - начала XXI вв., в частности, английских писателей, в то время как литература Англии - страны, 90-е годы XX века в которой ознаменовались «музыкальной революцией» - наиболее важна с этой точки зрения. Поэтому цель настоящей дипломной работы состояла в изучении различных аспектов словесно-музыкальной взаимосвязи в эстетике и художественном творчестве современных английских писателей (Н. Хорнби, С. Фрая, И. Бэнкса и др.). Для её достижения был выполнен ряд задач, предполагающих последовательное решение.
Во-первых, систематизировались материалы, посвящённые различным аспектам музыкальности в словесном искусстве; во-вторых, выстраивалась классификация приёмов включения музыкального компонента в литературный текст; и, в-третьих, формировалось представление о функциях и формах воплощения - как универсальных, так и индивидуально-авторских - музыкальных элементов в произведениях английских писателей конца XX¬XXI вв.
На основании проведенного исследования, можно отметить, что категория музыкальности, формировавшаяся на протяжении более чем двух тысячелетий, к концу XX века объединила в себе эстетические принципы всех культурно-исторических эпох. К тому же, она может проявляться себя на любом из уровней художественного текста: комплексное изучение теоретического материала позволило выделить ряд общих, в той или иной степени, приёмов музыкализации литературы. Так, например, музыка может проникать в словесную ткань через систему персонажей, точки зрения и авторскую идею, базирующуюся на образе музыканта; может обнаруживать себя в пространственно-временной организации текста; а также интегрироваться в текст посредством превращения музыкальной темы в сюжетный стержень произведения и т.д.
Кроме того, подробный анализ ряда произведений таких современных авторов, как И. Кадзуо, И. Бэнкс и С. Фрай позволил доказать, что принципы «музыкальной революции» действительно могут быть реализованы в рамках литературного творчества. В их романах, новеллах и т.д. происходит как переосмысление и воссоздание образа молодого человека, его взглядов, стиля жизни, мировосприятия - т.е. формирование лица эпохи «музыкального бунта» - так и стремление выйти за рамки литературных законов. Для достижения своих целей, отмеченные писатели прибегают к музыкализации композиции, стиля изложения, системы персонажей, интонации и т.д., то есть используют общие приёмы внедрения музыки в текст, но также и изменяют их, если того требует избранный жанр или авторская идея.
Творчество Ника Хорнби рассматривалось индивидуально, поскольку оно стоит особняком, выделяясь на фоне современных словесно-музыкальных произведений благодаря своей самобытности. Во-первых, его романы - не эхо «музыкальной революции»; в них музыка не способ самовыражения, но самоценное явление, проявляющее себя в человеческой жизни как результат самоанализа персонажа и его рефлексии (над различными событиями, поступками людей и т.д.), тесно связанных с темой современной поп-культуры. Во-вторых, «31 песня» - музыкальная автобиография автора в жанре non-fiction - наглядно демонстрирует новаторство творческого подхода автора: это сборник предельно психологичных музыкально-автобиографических эссе, где музыкальность трансформируется из комплекса приёмов в фон, генерирующий сюжет, что в области музыкальной литературы является уникальным явлением.
Другими словами, музыка может работать на текст как комплекс приёмов, дополняющий повествование, расставляющий в нём необходимые акценты; или становиться доминантой, выполняя сюжетообразующую роль: в этом случае музыкальный элемент и слово образуют сложный сплав.
Таким образом, музыкальность в творчестве современных английских писателей воплощается в двух направлениях: одно из них реализует опыт многовековой традиции в соответствие с актуальными тенденциями; второе - качественно новое явление, не имеющее под собой достаточных теоретических оснований и продолжающее формироваться.
В целом, необходимо отметить, что в настоящее время, несмотря на большое количество произведений, маркированных музыкой, не существует достаточного количества работ, посвящённых анализу музыкальности в творчестве современных европейских авторов. Главным образом, по этой причине, в качестве дальнейших перспектив исследования музыкальности, может быть предложено более тщательное изучение этой категории с разных точек зрения, и, соответственно, создание нескольких классификации её форм, которые позволят получить исчерпывающее представление о словесно-музыкальной сфере.
1. Азначеева Е.Н. Музыкальные принципы организации литературно¬художественного текста. Пермь: ПГУ, 1994. 84 с.
2. Азначеева Е.Н. Литературно-музыкальные параллели: семиотический аспект. [Электронный ресурс] // Academia.edu. URL: http: //www.academia.edu/3 800192/ (дата обращения: 01.11.2015).
3. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 2002. 167 с.
4. Бобровский В. О переменной функции музыкальной формы. М.: Музыка,1970. 231 с.
5. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. М.: Флинта: Наука, 2007. 520 с.
6. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Ритмика.
[Электронный ресурс] // М.: Музыка, 1972. Ч. 1. URL:
https://goo.gl/bR3CA3 (дата обращения: 05.09.2015).
7. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997. 416 с.
8. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995. С. 60-61.
9. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Литература и методы её изучения: системно-синергетический подход. М.: Флинта; Наука, 2011. 278 с.
10. Махов А.Е. Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005. 224 с.
11. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
12. Ручьевская Е. Слово и музыка. Л.: Музгиз, 1960. 168 с.
13. Симакова К. Музыка и слово // Методы изучения старинной музыки. М., 1992. С. 56-65.
14. Brown C. S. Music and literature, a comparison of the arts. Athens: Univ. of Georgia Press, 1948.
15. Iazlitt W. On poetry in general. Cit. ed., 2009. P. 251.
16. Observations in the Art of English Poesie (1602) // Campion Th. Works / Ed. by W. R. Davis. L., 1969. P. 293.
17. Scher P.S. Einleitung: Literatur und Musik-Entwicklung und Stand der Forschung // Literatur und Musik: Ein Iandbuch zur Theorie und Praxiseines komparatistischen Grenzgebietes. Berlin: E.Schmidt, 1984. S. 9-26.
18. Winn J.A. Unsuspected Eloquence: A Iistory of the Relations between Poetry and Music. New Iaven, Conn. / London: Yale UP, 1981.
19. Wiora W. Die Musik im Weltbild der Deutschen Romantik // Wiora W. Iistorische und systematische Musikwissenschaft. Tutzing, 1972. S. 285.
Диссертационные исследования
20. Азначеева E.H. Интрасемиотическне связи между литературно-художественными и музыкальными текстами: (На материале немецкоязычной художественной прозы): автореф. дис. ... док. филолог. наук. СПб., 1996, 36 с.
21. Алексеева М.В. Музыка и слово: проблема синтеза в эстетической теории и художественной практике. дис. ... канд. философ. наук., М. 2010. 164 с.
22. Махов А.Е. Система понятий и терминов музыковедения в истории ев-ропейской поэтики: автореф. дис. . на соиск. уч. степ. док. филол. наук. [Электронный ресурс] // М.: РГГУ, 2007. URL: http://www.intrada- books.ru/mahov/referat.html (дата обращения: 03.10.2014).
23. Степанова И.В. Слово и музыка: диалектика семантических связей: дис. ... док. исксст.-я, М. 1999. 39.
Статьи
24. Брузгене Р. Литература и музыка: о классификациях взаимодействия // Вестник пермского университета. 2009. № 6. С. 93-99.
25. Брузгене Р. О динамике формы: музыкальность литературного текста // Вестник пермского университета. 2009. № 5. С.79-85.
26. Вейдле В. Музыка речи // Музыка души и музыка слова. [Электронный ресурс] / Лики культуры: альманах. М., 1995. URL: https://goo.gl/9jrPnC (дата обращения: 07.04.2016).
27. Галатенко Ю.Н. Музыкознание и литературоведение: диалог двух наук (на примере исследования музыкальности стиха) // Сборник научных статей «Музыкальное произведение в контексте художественной культуры». Астрахань, 2012. С. 34-42.
28. Ганслик Э. О прекрасном в музыке. [Электронный ресурс] // Русская Мысль. 1880. № 11.URL: http://goo.gl/RLF57kX (дата обращения: 18.02.2016).
29. Гир А. Музыка в литературе: влияния и аналогии // Вестник молодых ученых. Гуманитарные науки. 1999. № 1. С. 86-99.
30. Джумайло О. А. За границами игры: английский
постмодернистский роман 1980-2000. [Электронный ресурс] // Вопросы литературы. 2007, №5. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2007/5/dzh2.html (дата обращения: 19.03.2016).
31. Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности // Исследования по эстетике. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. С. 403-570.
32. Караваева Д.Н. Север versus Юг, или музыка в поисках английскости (на материалах современной северной Англии). [Электронный ресурс] // Сибирские исторические исследования. 2015. №1. URL: http://goo.gl/uI4jJF (дата обращения: 22.11.2015).
33. Коляденко Н.П. Музыкальность художественной литературы: к проблеме синестезии искусств // Вопросы музыкознания. Новосибирск: НГК (академия) им. М.И. Глинки, 1999. С. 21-34.
34. Коляденко Н.П. Музыкальность художественной литературы - синестетический аспект // Идеи и идеалы. 2012. № 2 (12). С. 142-149.
35. Коровина Ю.Д. Музыкальное начало в творчестве Н. Хорнби [Электронный ресурс] // Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов ВГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. 2012. URL: http://goo.gl/0bGSJJ (дата обращения: 01.05.2016).
36. Копыленко М.Л. О некоторых функциях музыки в художественной прозе // Вестник Киевского университета. 1986. № 20. С. 98-100.
37. Малышев И.В. Музыкальное произведение: эстетический анализ // Диалектика эстетического. М.: Пробел, 2006. 91 с.
38. Малышев И.В. Эстетика: курс лекций. [Электронный ресурс] // Проза. ру. URL: https://goo.gl/ZpBW6H (дата обращения: 25.10.2015).
39. Махов А.Е. Музыка слова: из истории одной «фикции». [Электронный ресурс] // Вопросы литературы. 2005. № 5. URL: http://www.intrada-books.ru/mahov/vopli.html (дата обращения: 11.11.2014).
40. Махов А.Е. «Музыкальное» как литературоведческая проблема. [Электронный ресурс] // Наука о литературе в XX веке (История, методология, литературный процесс). М.: ИНИОН РАН, 2001. URL: http://www.intrada-books.ru/mahov/m_ problem.html (дата обращения: 07.11.2014).
41. Нефедов Н.Т. Возникновение биографического метода // История зарубежной критики и литературоведения. М., 1988. С. 116-118.
42. Плющенко М. К проблеме музыкальности литературы: музыкальные принципы построения художественного текста // Слово - текст - смысл. Екатеринбург, 2006. Вып. 2. С. 42-46.
43. Рубинская Е.С. Проблема музыкальности художественной прозы // Музичне мистецтво. 2008. № 8. С. 105-112.
44. Соколов О. О «музыкальных формах» в литературе // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1979. № 5. С. 208-234.
45. Храмова С.И. О музыкальности композиции художественных произведений // Вестник Днепропетровского университета имени Альфреда Нобеля. 2013. № 2 (6). С.155-160.
46. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М.: Музгиз, 1956. 400 с.
47. Brown C. S. Music and Literature: A Comparison of the Arts. Athens, Georgia, 1963.
48. Brown C. S. The Relations between Music and Literature: As a Field of Study// Comparative Literature / Univ. of Oregon. №2. 1970.
Философские трактаты
49. Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. 512 с.
50. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Искусство, Т. 2. 1969. 322 с.
51. Гердер И.Г. Эстетика и теория искусства [Электронный ресурс] //
Избранные сочинения. М., Л.: Государственное издательство
художественной литературы, 1959. URL: http://goo.gl/2MPkwE (дата обращения: 12.12.2015).
52. Гердер И.Г. Трактат о происхождении языка. М.: ЛКИ, 2007. 220 с.
53. Севильский И. Этимологии, или Начала. В XX книгах. Кн. I-III: Семь свободных искусств / пер. с латин. Л.А. Харитонова. СПб.: Евразия, 2005. 352 с.
54. Сидни Ф. Защита поэзии. [Электронный ресурс] // М., 1982. URL: http://royallib.com/book/filip_sidni/zashchita_poezii.html (дата обращения: 15.02.2016).
55. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 495 с.
56. Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии // Собрание сочинений: в 7 т. [Электронный ресурс] / под. ред. Н.Н. Вильмонт, Р.М. Самарин, Л.Е. Пинский, / пер. с нем. Л.Е. Пинский и др. Т.6. Москва: Гослитиздат, 1957. URL: http://goo.gl/jQ1f6m (дата обращения: 09.09.2015).
57. Шопенгауэр А. О сущности музыки. Выдержки из соч. Шопенгауэра. Петроград: Музыкальное государственное издательство, 1919. URL: http://goo.gl/TtBjeh (дата обращения: 04.01.2016).
58. Herder J. G. Kritische Walder: Viertes Waldchen // Cit. ed. S. 525.
59. Sezemanas V. Estetika. Vilnius: Mintis, 1970. С. 463.
Словари
60. Жирмунский В.М. Сравнительно-историческое литературоведение // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 418.
61. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов. [Электронный ресурс] // М.: Азбуковник, 2003. URL: http://slovari.ru/search.aspx?p=3068 (дата обращения: 30.03.2016).
62. Магомедова Д.М. «Музыкальное» в литературе // Литературоведческие термины: Материалы к словарю. Коломна: КПИ, 1999. С. 428-430.
63. Махов А.Е. Музыкальность. [Электронный ресурс] // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: ИНИОН РАН, 2001. URL: http://www.intrada-books.ru/mahov/musicalnost.html (дата обращения: 01.11.2014).
Художественные тексты
64. Бэнкс И. Улица отчаяния. М.: Эксмо, 2014. 368 с.
65. Кадзуо И. Ноктюрны: пять историй о музыке и сумерках. [Электронный ресурс] // М.: Эксмо, 2010. URL: http://goo.gl/oJDcYT (дата обращения: 01.02.2016).
66. Хорнби Н. Hi-Fi. [Электронный ресурс] // М.: Иностранка, 2004. URL: http://royallib.Com/read/hornbi_nik/Hi_Fi.html#0 (дата обращения: 02.11.2015).
67. Хорнби Н. Голая Джульетта. [Электронный ресурс] // СПб.:
Амфора, 2010. URL: http://royallib.com/read/hombi_nik/
golaya_dguletta.html#0 (дата обращения: 10.10.2015).
68. Хорнби Н. 31 песня. СПб.: Ред Фиш, ТИД Амфора, 2005. 290 с.
69. Фрай С. Неполная и окончательная история классической музыки. [Электронный ресурс] // М.: Фантом Пресс, 2012. URL: http://goo.gl/Rr3E5h (дата обращения: 16.01.2014).
70. Фрай С. Автобиография Моав - умывальная чаша моя.
[Электронный ресурс] // М.: Эксмо-Пресс, 2012. URL:
http://goo.gl/GJWErL (дата обращения: 16.01.2014).
71. Фрай С. Хроники Фрая. [Электронный ресурс] // М.: Фантом Пресс, 2011. URL: https://bookmate.com/books/B2dIzYih (дата обращения: 16.01.2014).