ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СФУ К ЧАЙЛДФРИ 7
1.1. Чайлдфри как социальный феномен 7
1.2 Общая характеристика в Российских социологических исследованиях... 13
2.1. Методическое обоснование исследования 23
2.2 Анализ отношения студентов СФУ к чайлдфри 30
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современном обществе стало очень актуальным такое явление как чайлдфри. В дословном переводе термин чайлдфри означает добровольную бездетность или свободу от детей. Для современной России понятие чайлдфри, как минимум, странное. Между тем, в Европе уже давным-давно известно желание людей не заводить детей. Как правило, если у человека возникает желание отказаться от своего ребенка или вовсе никогда не воспитывать маленького кроху, то он считает, что он один такой в мире, что его никто никогда не поймет. Однако, в нашем обществе таких людей очень много и практически никто из них не знает о том, что в мире существуют целые организации чайлдфри. Иметь ребенка - это счастье, а высшее предназначение женщины - стать матерью. Оба этих постулата с детства становятся известны каждому человеку. Как правило, вырастая, вчерашние мальчики и девочки не противятся голосу природы и общественной морали. Однако существуют на свете и люди, сделавшие для себя другой сознательный выбор - в пользу жизни без детей. Последние несколько лет «прогрессивная» часть нашей страны окунулась в новую для себя модную тенденцию - чайлдфри: добровольный отказ от детей. чайлдфри (в переводе с английского «свободный от детей») - это отсутствие детей и сознательное желание их никогда не иметь, то есть, добровольная бездетность. [11] Это движение зародилось в Америке. Противоречивое социальное общество, которое выводит в гипертрофированный статус феминизм, гомосексуализм и теперь Родительство: чайлдфри появилось в противовес стандартным семейным парам и послужило вызовом общепринятым нормам и ценностям. Противоречивость и парадоксальнее желание сломать все существующие нормы породило нарастающую популярность чайлдфри как в Европе, так и в России. Что же лежит в основе данного движения, можно ли назвать его субкультурой, почему движение чайлдфри растет и политизируется?
В 70 -е годы ХХ столетия в США впервые предложили заменить отчасти обижающий термин «Чайлдлес», т.е. «бездетные», на «Чайлдфри», т.е. «свободные от детей", чтобы не обидеть ни одного члена общества. Для тех, кто увлекается иностранными языками, практически не видно отличия между этими терминами. Феминистки Элен Пек и ШирлиРадл смогли объяснить обществу, что бездетные люди воспринимаются этим же обществом в качестве неполноценных, не справившихся с одной из главных задач по поддержанию нормального количества членов этого же общества - рождением ребенка. При этом люди, «свободные от детей», просто не хотят брать на себя такую социальную, моральную и общественную нагрузку в виде рождения ребенка. Чтобы защитить права тех, кто не хочет иметь детей, Э. Пек и Ш. Радл организовали первое чайлдфри сообщество.
Общественное движение в Америке сразу же набрало активных последователей, которые заинтересовались идеями и поддержали ярых феминисток. Их деятельность привлекла внимание широкой общественности: Элен и Ширли стали популярными среди американских СМИ, которые активно искали таких «героев», которые бы могли отстаивать свои права и идти против укоренившейся системы. Основные принципы движения девушки излагали и на страницах собственных книг.
Первая чайлдфри - организация просуществовала лишь одно десятилетие, перестала существовать в феврале 1985 года. Но основа мирового движения была сформирована, и нашлось много продолжателей общественной идеи об отсутствии малышей в семье.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что движение чайлдфри новое понятие и возможно для кого-то совершенно не известное. Но оно очень быстро и стремительно начинает набирать популярность среди молодежи. Изучение отношения студентов СФУ к чайлдфри даст понять, как они относятся к жизни без детей.
Проблемой исследования является отсутствие актуальных данных об отношении студентов СФУ к движению чайлдфри.
Объект исследования: студенты СФУ.
Предмет исследования: отношение студентов СФУ к чайлдфри.
Цель исследования: проанализировать отношение студентов СФУ к чайлдфри.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть чайлдфри, как социальный феномен;
2. Проанализировать исследования чайлдфри в России;
3. Разработать методическое обоснование исследования «Отношение студентов СФУ к движению чайлдфри»;
4. Провести анализ результатов анкетного опроса «Отношение студентов СФУ к движению чайлдфри».
Гипотеза: большинство студентов СФУ нейтрально относятся к движению чайлдфри.
Метод исследования - анкетный опрос.
Обоснование и определение ключевых понятий исследования.
Чайлдфри (в переводе с английского «свободный от детей») - это отсутствие детей и сознательное желание их никогда не иметь, то есть, добровольная бездетность.
Семья — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:
- союзом мужчины и женщины
- добровольностью вступления в брак
- члены семьи связаны общностью быта
- вступлением в брачные отношения
- стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей
Ребенок — в основном значении, человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах.
Родительство - интегральное психологическое образование личности. Оно представляет собой систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.
Проблема нашего исследования состояла в необходимости выявления актуальных данных об отношении студентов СФУ к движению чайлдфри. Для решения этой проблемы была разработана программа исследовании и проведен анкетный опрос. В результате анализа данных, были получены следующие результаты:
Значительное большинство студентов СФУ отмечают, что хотели бы иметь детей в будущем.
Главной причиной, по которой люди не хотят заводить детей, по мнению студентов СФУ, является то, что сам человек воспитывался в неблагополучной семье.
Большинство респондентов отрицательно относятся к добровольному отказу людей от рождения детей, и почти такое же количество респондентов затрудняется ответить на данный вопрос.
Для студентов СФУ в первую очередь важны такие ценности как: любовь, семья, дети, после детей следует здоровье и успех в жизни.
Более половины респондентов не знакомы с движением чайлдфри.
Из тех респондентов, которые знакомы с этим движением, более половины отмечают, что относятся к представителям данного движения нейтрально.
Так же, респонденты в большинстве считают, что это движение никак не влияет на демографию России и им безразлично, стоит ли запрещать движение чайлдфри в нашей стране.
В целом наша гипотеза: «Большинство студентов СФУ нейтрально относятся к движению чайлдфри» подтвердилась.