СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....4
1.Теоретическая часть…………………………………………………….….6
Коммуникация как основная функция языка……………………….....6
Дидактические средства обучения…...…………………………………..7
Классификация современных коммуникационных средств обучения иностранному языку……………………………………………………….9
Компьютер как современное средство формирования иноязычной коммуникации……………………………………………………………..23
Ресурсы Интернет в формировании языковой коммуникации….....….26
Опыт преподавателя Воробьевой В. А. (г. Москва) по применению Интернет и компьютерных технологий при обучении иностранному языку……………………………………………………………………….36
Опыт преподавателя Владимировой Л. П. (г. Одинцов, лицей №10) по развитию навыков речевого чтения с помощью ресурсов Интернет.....43
2. Экспериментально-практическая часть……………………………...50
Диагностический этап…………………………………………………….50
Организационный этап…………………………………………………..51
Ход эксперимента………………………………………………………...53
Анализ результатов эксперимента………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...59
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………….…………………60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А Работы учащихся и результаты анкетирования «Я и компьютер» на выявление готовности учащихся к работе с обучающими компьютерными программами
Приложение Б Анкеты учащихся на выявление аспектов воспитанности
Обучение иностранному языку направлено на формирование коммуникативной компетенции. Языковая компетенция - одна из составляющих коммуникативной компетенции - овладение учащимися новым фонетическим, орфографическим, лексическим, грамматическим материалом в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы.[1, 2]
Основной задачей обучения иностранному языку является формирование у учащихся коммуникативных способностей, т.е. умение общаться на иностранном языке. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в наши дни возникли принципиально новые, современные и коммуникационные средства обучения иностранному языку. Внедрение современных учебно-методических комплексов (УМК), технических средств и наглядность позволяют учителю использовать на своих уроках разнообразные методы и формы проведения занятий.
Компьютер как современное обучающее средство можно использовать для следующих целей:
- включение материалов компьютерных обучающих программ в
содержание уроков (интегрирую их в программу обучения);
- углубление изучаемого материала;
- ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;
- самостоятельная подготовки к сдаче экзамена.
Структура данной выпускной квалификационной работы следующая:
- во введении рассмотрена актуальность данной темы и перечислены цели и возможности использования компьютера как современного средства обучения; - в теоретической части представлено понятие и классификация современных коммуникационных средств обучения, рассмотрены дидактические средства, а также применение компьютера и Интернет как средство формирования языковой коммуникации, представлен опыт преподавателей в этой области;
- в экспериментально-практической части представлен эксперимент,
проводимый с учащимися 6 «Б» класса, МОУ СОШ №2 с применением
компьютерной обучающей программы «Правильный английский без
скучных правил», представлена диагностика полученных результатов до и
после проведения эксперимента;
- в заключении были подведены итоги работы, сделаны выводы о важности использования современных коммуникационных средств обучения на уроках иностранного языка;
- в приложении к данной выпускной квалификационной работы представлены: результаты анкетирования на выявление аспектов воспитанности учащихся, а также на выявление готовности учащихся обучаться английскому языку с применением компьютерных технологий, результаты стартовой и итоговой диагностики уровня обученности учащихся;
- спецзадание «Мультимедийное пособие «Интернет-уроки»
иностранного языка» содержит развернутые сценарии проведения уроков
английского языка с применением компьютерных технологий, в том числе
Интернет, используемые на разных этапах обучения (как в начальной школе,
так и в старших классах). На уроках применялись разнообразные обучающие компьютерные программы, такие как: «Lingua Land», «Профессор Хигтинс: английский без акцента», «Английский для детей: я и моя семья», «Дракоша и занимательный английский», «Тим и Тома: путешествие в Англию», «Welcome to London», «Bridge to London - 2000».
В ходе подготовки спецзадания мы проанализировали следующие Интернет-сайты, содержащие материалы для обучения иностранному языку:
http://www.kids-space.org; http://www.wnn.org; www.vote.ru; www.lost.com; www.englishlanguage.ru
Наблюдая за учащими экспериментального класса, мы отметили, что:
− улучшился микроклимат в группе, ребята стали более активными на уроке;
− у учащихся пропал страх перед устными ответами;
− знание лексики, умение составлять тематические диалоги значительно улучшились;
− повысилась мотивация учащихся к предмету;
− на уроке учащиеся стали более внимательны, быстрее справлялись с заданием.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Применение компьютера как современного средства коммуникации, с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня обученности является эффективным на всех этапах обучения (фонетическая зарядка, презентация, закрепление, контроль и другие) при систематическом его использовании.
Нормативно-методическая:
1. Федеральный компонент Государственного стандарта образования. Часть П. Среднее (полное) общее образование. - М., 2004.
2. Федеральный компонент Государственного стандарта образования. Часть I. Стандарт начального общего образования по иностранному языку. - М., 2004.
3. Закарлюк Г. В. Методические рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности группы 050000 Образование и педагогика среднего профессионального образования (повышенный уровень). – Новочеркасск, ГОУ СПО «НГПГК», 2006. – 36 С.
4. Кондратко И. И., Киреева М. В., Левченко И. В. Требования и правила оформления текстовых документов и графических частей выпускных квалификационных работ (дипломных работ, дипломных проектов), курсовых работ (курсовых проектов) в учебном процессе: методические рекомендации для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – Новочеркасск: ГОУ СПО «НГПГК», 2006. – 40 С.
Учебная и методическая:
5. Владимирова. Л. Н. Интернет на уроках иностранного языка. Журнал//Иностранные языки в школе. – 2002. - № 3 С. 39-41
6. Елухина Н. В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться//Иностранные языки в школе.- 1996. №4 С. - 35-37
7. Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере. - М., 1998-144 С.
8. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с применением компьютера. – СПб.: Союз, 2001. – 192 С.
9. Колкер Я.М., Устинова Е.Г., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – С. 70 – 117.
10. Коптюг. Н. М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителей английского языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4 С. 57-59
11. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие – Минск: Вышейшая школа, 2004. – 522 С.
12. Миньяр-Белоручев Р. К./Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А. А. – М.: Рус. яз., 1995. – 204 С.
13. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 262 С.
14. Полат. Е. С. Интернет на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. - 2001. №3. - С. 5-12
15. Полат Е. С. Классификация современных средств обучения иностранным языкам. - М., 2001 г. С. 3-7
16. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1999 г. С. 5-9
17. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.:Слово/Slovo, 2000. - 264 С.
18. http://www.festival.1september.ru
19. //http://www.cinfo.ru/CI/CI_l 5 l_9/Articles/Ektako_l 51 .htm
20. www.ndce.ru/scripts/bookstore/tbcgi.dll/Query?Page=ccontens.t&Ex
21. www.pedlib.ru
22. http ://www.pn.pglu.ru
23. www.samara.edu.ru/fatwire/SparkData/docs/normatives/0303 .doc
24. www.sgu.ru