Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административная юстиция в РФ

Работа №23604

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1288
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮСТИЦИИ 6
1.1 Понятие административной юстиции 6
1.2 Сущность и содержание административной юстиции 11
1.3 Модели административной юстиции в зарубежных странах 18
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29
2.1 История развития административной юстиции в РФ 29
2.2 Развитие института административной юстиции в РФ в современную эпоху 40
2.3 Судебная реформа и объединение ВС РФ и ВАС РФ. 43
2.4 Совершенствование процессуальной формы административного судопроизводства. Кодекс административного судопроизводства и его значение для административной юстиции в РФ 46
2.5 Административный иск 52
Заключение 56
Список использованной литературы 63

Стремление исследовать и внедрить институт административной юстиции в государственно-правовой механизм России имеет продолжительную историю, корни которой уходят далеко в дореволюционный период. Считается, что первые теоретические обоснования административная юстиция получила в научных трудах ученых-правоведов конца XIX в. - начала XX в.
Административная юстиция представляет собой сложный комплексный институт публичного права. Важно проводить границу между понятиями института административной юстиции и института административного судопроизводства, как самостоятельного вида судопроизводства. По своей сути административная юстиция, как правовой институт, выполняет в обществе и государстве функцию судебного контроля при помощи судебного административного иска (жалобы), который рассматривается по правилам административного судопроизводства, для обеспечения соблюдения исполнения законов и правил должностными лицами исполнительной власти (органами государственного управления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими) в любом цивилизованном государстве.
Административная реформа до настоящего момента не избавила общество от тех проблем, на решение которых она была направлена. Существующая неразбериха в компетенции органов исполнительной власти дает дополнительные возможности для нарушения прав граждан. Необходимость реформирования административного судопроизводства актуализирована проведением административной и судебной реформ.
Но судебная реформа, в результате которой объединились ВС РФ и ВАС РФ лишь показала иную тенденцию, а именно — что государство пока не собирается брать курс на создание самостоятельной ветви власти — административных судов, а это означает, что жалобы (административные иски) и заявления граждан и организаций будут рассматриваться не специализированным судом.
Наличие института административной юстиции является важнейшим атрибутом современного правового государства, то есть государства, обеспечивающего законодательно и практически судебную защиту прав и свобод как гражданина, так и юридического лица. Отсутствие эффективного контроля за деятельностью исполнительной власти чревато ущемлением прав и свобод граждан и организаций, а одной из форм их защиты является именно административная юстиция.
Правовая наука в России и за рубежом выработала за последние годы целый ряд теоретических моделей института административной юстиции, подняла проблемы административного процесса и административной юрисдикции . Но говорить об административной юстиции в России как о целостно и эффективно действующей системе правосудия, пока преждевременно. В ходе исследования будут рассматриваться общие закономерности возникновения, становления и развития административной юстиции не только в РФ, но и в зарубежных государствах, выработавших оптимальные механизмы в данной области.
В настоящее время институт административной юстиции в РФ находится в стадии формирования, поэтому важно дать его определение через различные подходы авторов, выделить актуальные вопросы, и в целом комплексно исследовать данное явление. Следует обозначить объект и предмет настоящего исследования.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе становления и функционирования административной юстиции. Предметом исследования выступает совокупность норм конституционного,
административного права, определяющих правовую природу административной юстиции и проблемы административной юстиции.
В связи с необходимостью теоретического исследования данного феномена обусловлены постановка и решение следующих задач:
1. дать определения понятиям “административная юстиция”, “административное судопроизводство”, “административный суд”, “административный иск”, исследовать их содержание и признаки;
2. исследовать основные подходы к соотношению понятий “административная юстиция” и “административное судопроизводство”;
3. исследовать возникновение, становление и развитие административной юстиции в РФ и зарубежных странах;
4. обозначить основные проблемы формирования административной юстиции на сегодняшний день;
5. разработать предложения по совершению действующего административно-процессуального законодательства.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На данный момент в ходе исследования темы представляется необходимым дать определения основополагающим терминам, а также соотнести их между собой:
• “админстративная юстиция”
• “административное судопроизводство”
• “административный суд”
• “административный иск”
Административная юстиция — это правовой институт, выполняющий в обществе и государстве функцию судебного контроля при помощи судебного административного иска (жалобы), который рассматривается по правилам административного судопроизводства, для обеспечения соблюдения исполнения законов и правил должностными лицами исполнительной власти (органами государственного управления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими) в любом цивилизованном государстве.
Административное судопроизводство — система специализированных органов или специальных судов по контролю за соблюдением законности в системе государственного управления, или особый процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров между гражданином или организацией с одной стороны и органом государственного управления, с другой стороны.
Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения административных дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.
Административный иск — обращение в суд за защитой прав, свобод, законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных или иных публичных правоотношений.
Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Но количество обращений в суды по административным спорам не снижается.
Как и в прежние времена, научная доктрина не поспевает за динамично развивающимся законодательством, в основе которого должны быть положены правовые механизмы не только признания, но и, прежде всего, обеспечения субъективных прав граждан в публичной сфере. В современных условиях расширение и углубление судебного контроля за деятельностью органов публичной власти превратилось — это общемировой стандарт современного административного правосудия.
Гражданин в отношениях с администрацией всегда является слабой стороной, а потому его права и интересы должны быть обеспечены надлежащим защитным механизмом. В этом вопросе эффективная правовая форма административной юстиции имеет не последнее значение. По мере того как у россиян будет уменьшаться «священный трепет» перед носителями «государственной власти и высшей мудрости», являющийся наследием прошлого, и будет возрастать правовая культура, число обжалуемых неправомерных актов исполнительной власти, будет и дальше увеличиваться, а для этого необходимо одновременное совершенствование административной юстиции и административного судопроизводства.
При этом разобщенность в правоприменительной деятельности судов усложняет реализацию такой цели Федеральной программы развития судебной системы, как эффективность судебной системы и усиление ее влияния на правоприменение.
Одним из самых дискуссионных вопросов после судебной реформы в РФ стал вопрос о создании в России административных судов. Среди проблем создания административных судов в РФ можно выделить проблемы различного характера. Во-первых, отсутствует ясность и единый подход в реализации концепции административной юстиции в РФ. Во-вторых, требуется высокий профессионализм и специализация судей административных судов. В-третьих, процессуальная форма административного судопроизводства требует совершенствования.
Некоторые категории дел, рассматриваемые и разрешаемые в порядке административного судопроизводства, в настоящее время разбираются арбитражными судами, причем не по правилам, закрепленным в Кодексе административного судопроизводства, а по правилам Арбитражного процессуального кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, отсутствует процессуальное единство.
Государство, признав за индивидом личность, приняло на себя обязанность защиты притязаний гражданина, обращенных к государству в лице его органов, и в той же мере, в какой государство признает за гражданином известную сферу свободного действия, оно ограничивает само себя. Взаимность прав и обязанностей предполагает равнозначность или соразмерность участников правоотношений. При этом административная юстиция является фактором, способным повлиять на стабильность и сбалансированность отношений общества и государства.
рассмотрения и разрешения индивидуальных административных споров. Также задачей данного правового института является осуществление судебного контроля за правомерностью осуществления управленческих функций органами государственной власти, их должностными лицами, иными субъектами, получившими властные полномочия в порядке их делегирования государством.
2) Институт административной юстиции при надлежащем правовом оформлении должен стать одним из эффективных механизмов, нацеленных на борьбу с коррупцией. Оперативное рассмотрение судами административных дел должно способствовать совершенствованию управленческой практики, укреплению дисциплины в государственном управлении, повышению индивидуальной ответственности должностных лиц, формированию у них уважительного отношения как к правам граждан и организаций, так и к судебной системе. Осуществление административного судопроизводства должно стимулировать новую антикоррупционную модель взаимоотношений в системах «гражданин - чиновник» и «организация - чиновник». Разрешение административных споров через суд должно стать нормой поведения для граждан и бизнеса.
3) В России имеется определенный конституционный базис для реформирования института административной юстиции и создания соответствующих правовых основ её деятельности. При этом модернизация должна коснуться всех трех аспектов административной юстиции:
- материального (сфера действия административной юстиции, её цели и задачи, административно-правовой спор как основание административной юстиции);
- организационного (круг органов административной юстиции, их структура, порядок формирования и функционирования);
- процессуального (процессуальная регламентация рассмотрения административных споров).
4) При реформировании материального аспекта административной юстиции, необходимо опираться на следующее определение административного судопроизводства: «Административное судопроизводство — это деятельность судов по рассмотрению административных споров и защите субъективных публичных прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, субъективных публичных прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и их объединений (далее - заявитель) от неправомерных решений и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (далее - административный ответчик)». Данное определение следовало бы закрепить в законодательстве.
5) Проводимое в рамках административной реформы «разгосударствление» управленческих функций в некоторых областях регулирования, появление новых субъектов, обладающих властными полномочиями (государственные корпорации и саморегулируемые организации) требует учреждения механизмов контроля, адекватных содержанию реализуемых ими функций управления. Государственные корпорации и саморегулируемые организации следует относить к числу административных ответчиков в том случае, если административный спор с их участием возникает при реализации данными субъектами властных полномочий, делегированных государством.
6) Увеличение числа судебных споров с администрацией, проявляющееся на фоне стремительного реформирования административного законодательства, передачи части функций государственного управления негосударственным организациям, требует адекватной реакции со стороны судебной системы. Формой подобного реагирования может стать учреждение системы административных судов.
Первый вариант. Создание предусмотренных ст.ст. 118, 126 Конституции Российской Федерации и ч. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе в Российской Федерации» специализированных административных судов, причем в системе федеральных судов общей юрисдикции. Такой опыт уже накоплен в странах с континентальной системой права: Австрии, Германии, Португалии, Франции, Швейцарии и др. Достоинство такого варианта - высокий уровень специализации судей, ускорение процесса рассмотрения дел. Если еще учесть наличие разнообразных категорий административных споров, то специализация представляется крайне необходимой. Кроме того, особых организационных, следовательно, и финансовых проблем решать не потребуется, поскольку в системе федеральных судов общей юрисдикции уже созданы коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, в областных и приравненных к ним судах действуют специализированные составы по административным делам.
Второй вариант. Административные суды не выделяются в специализированные суды, и дела, возникающие из административных правоотношений, рассматриваются судами общей юрисдикции. Такой опыт мы видим в странах с англо-саксонской системой права: Австралии, Израиле, Канаде, США и др.
Третий вариант. Происходит специализация судей. Основы такой системы уже заложены в нашей стране: в системе арбитражных судов (ВАС, Федеральный арбитражный суд, Арбитражный апелляционный суд) созданы и действуют судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
после вступления в силу КАС законодательством установлены три разнородные процедуры по рассмотрению однородных категорий дел судами. Во-первых, процедуры, установленные КАС РФ, для рассмотрения судами административных дел. Во-вторых, процедуры, установленные КоАП РФ, для рассмотрения судами дел об административных правонарушениях. В-третьих, процедуры, установленные АПК РФ, для рассмотрения арбитражными судами как дел, вытекающих из административных и иных правоотношений в целом, так и дел об административных правонарушениях в частности.
Структурные реформы не могут быть проведены без функциональных изменений и последовательность этих реформ единственно возможна. Причем и те, и другие обусловлены многочисленными факторами, которые для нашей страны отличны и от тех стран, где есть административные суды, и от тех, где их нет. А потому одного политического решения об их создании недостаточно.
Сегодня, как и много лет тому назад, российская государственность вновь стоит в самом начале развития административной юстиции, во многом решение этой проблемы повлияет на формирование уважительного отношения граждан к государственным институтам нашего отечества.



1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3013.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // "Собрание законодательства РФ", 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 6. — ст. 548.
5. Послание Президента В. Путина Федеральному Собранию РФ // Рос. газета. — 2012. — № 287 (5960). — 13 дек
Учебники, монографии, статистические сборники
6. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2002 — 452 с.
7. Бахрах Д.Н. Административное право России. — М.: Норма, 2002. — 640 с.
8. Гнейст Р. Правовое государство и административные суды Германии. Под ред.: М.И. Свешникова, прив. доц.; Перевод: Ф.С. Фустов. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Тип. В. Безобразова и Ко, 1896. — С. 45.
9. Дерюжинский В.Ф. Административные суды в государствах Западной Европы. — СПб., 1906. — С. 7.
10. Еллинек Г. Общее учение о государстве: 2-е изд. испр. и дополн. По второму немецкому изд. С. И. Гессеном СПб., 1908 - с. 583
11. Корф С.А. Административная юстиция в России. Т.1. — СПб., 1910. — 468 с.
12. Николаева Л.А., Соловьева А.К. Административная юстиция и административное судопроизводство: зарубежный опыт и российские традиции. — СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. — 121 с.
13. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник (отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев). — М.: «НОРМА», 2003 г. — 976 с.
14. Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. — М., 2003. — 192 с.
15. Собрание узаконений и распоряжений правительства. — СПб: Отдел первый, 1917. — № 17 — 58 с.
16. Старилов Ю.Н, Административные суды в России. Новые аргументы «за» и «против». — М., 2004. — 91 с.
17. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. — М.: Статус, 1994. — 124 с.
18. Фролов С.В. Становление института административной юстиции в дореволюционной России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2005. — с. 4.
19. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. — М., 1997. — 132 с.
20. Хаманева Н.Ю. Перспективы развития науки административного права / Административное и информационное право (Состояние и перспективы развития) / Под ред. д.ю.н., профессора Н.Ю. Хаманевой, д.ю.н. И.Л. Бачило. М.: Академический правовой университет, 2003 С. 7—8
Статьи и электронные ресурсы
21. Абрамов С.Н. В советском праве не может быть административного иска // Социальная законность. — 1947. — №3. — С. 8-12
22. Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство. // ЖРП. — 2000. — № 9. — С. 15-17.
23. Васильева, С. В. Каким быть Кодексу об административном судопроизводстве Российской Федерации? // Российская юстиция. — 2013. — № 7. — С. 40-41
24. Загряцков М.Д. Административная юстиция и жалобы в теории и законодательстве. Развитие идей и принципов административной юстиции. Административный процесс и право жалобы в советском законодательстве. Административно-финансовые распоряжения и административная жалоба. Второе издание.- М.: Право и жизнь, 1925.— С. 19-27
25. Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор (теоретико-методологические подходы к исследованию) // Юрист. — 2003 — № 11 — С. 46
26. Зеленцов А.Б. Административное судопроизводство в России: проблемы правового регулирования // Конституционное право : Восточноевропейское обозрение. — 2003. — № 2 (43). — С. 85-86
27. Дмитриев Ю.А. Юбилею Конституции Российской Федерации 1993 года посвящается // Современное право. — 2013. — № 1. Ч — С. 6.
28. Елистратов Л.И. Об утверждении законности в советском строительстве // Советское право. 1992. — № I. — С. 130.
29. Караманукян Д. Т. Правовой статус административного судьи в США // Вестн. Ом. юрид. акад. 2010. № 12. С. 21-22
30. Колоколов Н.А. Принятие КАС РФ - важнейший этап формирования административной юстиции в России // Российская юстиция. — 2013. — №12. — С. 28-29
31. Куликов А.В., Куликов Н.А. Судебная реформа не завершена? // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — №2. — С. 176-178
32. Масленников М.Я. Административная юстиция и административное
судопроизводство: соотношение с административным процессом, процессуально-правовая регламентация, перспективы развития//Государство и право. - 2002. — № 9. — С. 10-18
33. Минашкин A.B. Состояние и пути развития административного судопроизводства в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. — 2005. — № 7,8. — С. 46-52.
34. Мурзина Л. И., Писарев М. Д. Проблемы реформирования административного законодательства // Вестник Пензенского государственного университета. — 2014. — № 4 (8). — C. 14-19.
35. Неварах Л.Л. Административная юстиция в арабских странах (на примере Египта, Сирии и Ливана) // Автореферат дис. канд. юрид. наук. — М., 2007. — С. 13.
36. Николаева Л.А., Соловьева Л.К. Административная юстиция и
административное судопроизводство: зарубежный опыт и российские традиции: Сборник. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. — 37 с.
37. Нольде А.Э. Правительствующий Сенат в XIX веке // Журн. Мин. юстиции. — 1899. — № 3. — С. 47.
38. Носов Е.К. К вопросу о теории советской административной юстиции // Советское право. — 1925. — №4. — С. 83-85.
39. Павлова М.С. Кодекс административного судопроизводства: тенденции и перспективы развития в России // Российская юстиция. — 2013. — № 11. — С. 34-38.
40. Салищева Н.Г. О некоторых способах защиты и охраны прав, свобод и законных интересов граждан в сфере деятельности исполнительной власти в Российской Федерации // Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека. — М., 1994. — 78 с.
41. Серков П.В. Введение административного судопроизводства - конституционный долг законодателей // Российская юстиция, 2003. — № 12 — С. 46-68.
42. Скитович В.В. Судебная власть как системное образование //Правоведение. — 1997. — №1. — С. 153-155.
43. Старилов Ю.Н. От административной юстиции к административному судопроизводству // Правовые реформы в современной России: значение, результаты, перспективы: материалы науч.-практ. конф., посвященной 50-летнему юбилею юрид. фак. Воронеж. гос. ун-та (Воронеж, 20-21 ноября 2008 г.). Вып. 5, ч. 2: Административное и муниципальное право. Сер.: Юбилеи, конференции, форумы. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2009. — С. 400-421.
44. Студеникина М.С. Нужен ли специальный закон об административной юстиции? // Закон: создание и толкование. — М.: Спарк, 1998. — С. 179-184.
45. Тупиков В.В. Природа дел, возникающих из административно¬правовых отношений // Российская юстиция. — 1999. — №7. — С. 14.
46. Фомин, А. А. Взаимодействие гражданского общества и судебной власти в современной России: философско-правовой аспект // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2013. — № 4. — С. 39-40
47. Всероссийский съезд судей. 18 декабря 2012 года // Режим доступа: http:news.kremlin.ru/News/17158/print.
48. Статистика Европейского суда по правам человека — Режим доступа: http://europeancourt.ru/uploads/Statistika_Evropeyskogo_Suda_7.pdf(Дата обращения 01.08.2013)
49. "Суперсуд" на вертикали: ради чего В. Путин решил изменить Конституцию // Режим доступа: http://top.rbc.ru/politics/16/10/2013/ 882391.shtml.
50. Federal Trade Commission Act (Закон о Федеральной торговой комиссии) // Бизнес-группа. - Режим доступа: http://bizness- gruppa.ru/federal-trade-commission-act-zakon-o-federalnoj-torgovoj- komissii(дата обращения: 15.05.2015)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ