ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы проектирования и разработки учебного курса 5
1.1 Понятие информационной культуры и анализ психолого-педагогической
литературы 5
1.2 Сравнительный анализ существующих курсов по дисциплине
«Информационная культура» 10
1.3 Анализ инструментов для создания дистанционного курса 14
2 Техническая составляющая проектирования и разработки электронного
учебного курса на платформе «Moodle» 25
2.1 Структура учебного курса «Информационная культура» 25
2.2 Педагогический эксперимент 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Г 40-52
Нет сомнений, что в настоящее время современное образование должно быть качественным и целесообразным. Реформы, проводимые в сфере образования в первую очередь должны быть направлены на высокое качество и потенциал обучения. Качество обучения представляет собой совокупность свойств образования, которые обеспечивают возможность удовлетворения множество потребностей в сфере всестороннего развития личности обучающихся. Очевидно, что высокого качества образования невозможно достичь без повышения эффективности компетентности, подготовки и переподготовки учителей. Стоит отметить, что необходимо повышать уровень системы обучения студентов в педагогических вузах. Прежде всего, качество обучения на педагогической специализации зависит непосредственно от того, насколько качественно будут обучать сами студенты в будущем, насколько они готовы научно развиваться и самосовершенствоваться.
Наиболее эффективными с точки зрения обучения являются информационные и коммуникационные технологии, которые основаны на использовании в образовательном процессе компьютерной техники. В связи с этим, в систему подготовки и переподготовки учителей должны быть введены определенные дисциплины, которые знакомят с принципами организации работы, основанной на использовании средств информационных и коммуникационных технологий как основных средств обучения и воспитания.
Не менее важно, что компьютерная технология формирует интерес к обучению предметам, которые не связанны с информатикой. Новое направление, изменение организации учебного процесса с участием компьютера, а также само изменение характера работы обучающегося на уроке способствуют повышению интереса к учебе.
Проблема данной работы становится то, что на данный момент происходит мировой процесс перехода от индустриального к
информационному обществу, и, безусловно, социально-экономические изменения, которые происходят в современной России, требуют существенных преобразований во многих сферах деятельности государства, в том числе и в сфере образования. Развитие сферы образования на основе новых прогрессивных концепций, внедрения в учебно-воспитательный процесс современных педагогических технологий и научно-методических разработок, а также использование новых информационно-коммуникационных технологий являются актуальными проблемами развития системы образования России. Также важно отметить, что в настоящее время возрастает важность не только информационной культуры современного образования в общем, но и существует необходимость формирования знаний по данной дисциплине в высшем учебном заведении у будущих специалистов.
Целью данной работы является разработка и апробация электронного учебного курса в системе «Moodle» для студентов заочного отделения.
Объект: дисциплина «Информационная культура» для студентов заочного отделения 1 курса.
Предмет: электронный курс по дисциплине «Информационная культура».
Исходя из проблемы и цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть понятие информационной культуры и провести анализ психолого-педагогической литературы.
2. Провести сравнительный анализ существующих курсов по дисциплине «Основы информационной культуры».
3. Провести Анализ инструментов для создания электронного курса.
4. Разработать структуру и провести наполнение электронного курса.
5. Провести педагогический эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений
Электронное обучение, как и любая инновация, встречает различное отношение в обществе и особенно в самой системе образования. Среди преподавателей встречаются оппоненты электронного обучения. Прежде всего, они опасаются, что развитие электронного обучения не принесет желаемых результатов, абсолютно вытеснит традиционную систему обучения. Также многие скептики уверены, что подобное обучение вытеснит педагогов из системы образования, заменит реального преподавателя.
Наряду с этим фактом, число сторонников электронного обучения растет по мере развития информационно-коммуникационных технологий. Электронное обучение является серьезным вызовом современным университетам, традиционной системе образования.
В условиях стремительного развития общества, техники и технологий, изменения характера информационной культуры, развития социальных сервисов и технологий, сделавших ИКТ доступными абсолютно каждому человеку и изменивших характер коммуникаций, современное онлайн- образование содержит огромный потенциал для реализации развития новых идей. При этом электронное обучение, на наш взгляд, не сможет полностью заменить традиционное, оно лишь расширит образовательные возможности для общества, создаст дополнительные комфортные условия для личностного развития, повышения квалификации, реализации принципа «Образование через всю жизнь», которое формирует основу непрерывного образования и требует поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения.
По нашему мнению, информационные технологии и электронное обучение не смогут полностью заменить традиционную форму обучения, вытеснить педагога из образования. Такой подход призван изменить характер 34
взаимодействия преподавателя и студента, их роли в учебном процессе. При электронном обучении преподаватель превращается в консультанта, который помогает студенту выстраивать индивидуальную траекторию обучения, научиться получать и, что еще важнее, применять полученные знания. Студенты, в свою очередь, из пассивных потребителей образовательного продукта превращаются в активных участников процесса создания, накопления и применения новых знаний. Таким образом, мы не разрушаем традиции, мы делаем их актуальными, идущими в ногу со временем всеобщего развития информационных технологий.
Использование средств ИКТ в сфере образования позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.
В заключении добавим, что создание электронного курса по дисциплине «Информационная культура» необходимо, прежде всего, для формирования компетентности студентов работать с большим массивом информации, использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно - поисковые системы, применять информационные и библиотечно - библиографические средства в подборе документов по теме исследования, а также систематизировать и оформлять полученные сведения, применять полученные информационные знания в повседневной жизни.
Подведя итоги выпускной квалификационной работы нужно отметить, что нами были успешно выполнены все задачи исследования.
В завершении обобщим, что в процессе проектирования и разработки электронного учебного курса для студентов 1 курса заочного отделения было раскрыто понятие информационной культуры и проведен анализ психолого-педагогической литературы, проведен сравнительный анализ существующих курсов по дисциплине «Информационная культура», а также был проведен анализ инструментов для создания электронного курса, разработана структура и проведено наполнение электронного курса, а также апробирован и проанализирован педагогический эксперимент
1. Олейник, Я.В. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА» [Электронный ресурс] / Я.В.Олейник // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(44). -Режим дocтyпa://https://sibac.mfo/archive/meghdis/9(44).pdf
2. Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учеб. пособие [Текст] / А.М. Анисимов. - Харьков: ХНАГХ, 2009. - 292 с
3. Гаевская, Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: Учебное пособие. СПб. Ф-т филологии и искусств СпбГУ, 2007. 55 с.
4. Нурмухамедов Г. М. Электронные учебные курсы: потребности образования, проектирование, разработка, проблемы и перспективы // Информатика и образование, 2012, № 1. 39 с.
5. Горбаченко, И.М. Возможность использования автоматного
программирования при работе с системой MOODLE // Наука и современность. 2010.№1-2.С. 88-92.
6. Асмолов А. Г., Семёнов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа, и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: Изд-во НексПринт, 2010, 84 с.
7. Захарова, О.А. Дистанционные технологии в профессиональном образовании / Среднее профессиональное образование. 2009. № 7. С. 15-19.
8. Первезенцева, Э.А. Создание электронного образовательного ресурса как эффективного средства реализации самостоятельной учебной деятельности //Омский научный вестник. 2009. № 1 (75). С. 179-181.
9. Исаев, Георгий Николаевич. Информационные технологии: учеб. Пособие / Г.Н. Исаев. — М.: Издательство «ОмегаЛ», 2012. — 464 с.
10. Дулатова А.Н., Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: учебно-методическое пособие. - М.: Либерея-бибинформ, 2007. -176 с.
11. Каракозов С.Д. Введение в компьютерные сети. Библиотека методиста региональной образовательной компьютерной сети, выпуск первый. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. - 173 с.
12. Web 2015: Edition 2.1 [Электронный ресурс] // Ranking Web of universities / - Режим доступа: http://www.webometrics.info/en/node/164.
13. Михайловский, В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. - СПб. Питер, 1994. - 144 с.
14. Лободенко, Л.К. Информационная культура библиографа: Специфика, структура и пути формирования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1998. - 18 с.
15. Соколова, О.И. Информационная культура преподавателя как необходимый компонент современного образования [Электронный ресурс]. // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты. - 2003. - Вып. 1. - Режим доступа: http://rspu.edu.m/urnversity/publish/ pednauka/2003_1/08sokolova.htm
16. Векслер В.А. Сущность непрерывного образования в контексте профессиональной подготовки специалистов / В.А.Векслер // Среднее профессиональное образование. 2008. № 3. С. 72-76.
17. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно- методическое пособие / А.А. Андреев. — М.: ВУ, 1997.
18. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Е.С. Полат и др. / Под ред. Полат Е.С. - М.: Изд. Центр "Академия", 2001. - 272 с.
19. Горохова Ю. А. Структура электронного учебного курса в системе дистанционного образования // II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационная среда ВУЗа XXI века». Петрозаводск: ПетрГУ, 2008.
20. Бент Б., Андерсен. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / - М.: Дрофа, 2007.
21. Демкин В. П., Можаева Г. В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии // Томский государственный университет, 2003.
22. Хомченко, Т.В. Технология формирования информационной компетентности будущих учителей в условиях заочного и дистанционного обучения / Т.В. Хомченко, И.Л. Беленок // Философия образования: журнал. — 2012 .— №5 .— С. 157-165.
23. Григорьев, О.В. Дефиниция понятия "Дистанционное обучение" / О.В. Григорьев, Д.Ю. Янголь // Инновации в образовании: журнал. — 2012 .— №8 .— С. 12-19.
24. Методы дистанционного обучения технологиям SAP для студентов / А.И. Амбражей, Д.Г. Арсеньев, Н.М. Головин, Ю.В. Куприянов // Дистанционное и виртуальное обучение: журнал. — 2012 .— №9 .— С. 12-15.
25. Абрамова, Е.Н. Компьютерное тестирование как элемент обучения и контроля в системе дистанционного обучения / Е.Н. Абрамова // Вестник РУДН. Информатизация образования: журнал. — 2012 .— №1 .— С. 73-77.
26. Хузиахметов, А.И. Учебная деятельность студентов вуза на этапе перехода к дистанционному образованию / А.И. Хузиахметов, Р.Р. Насибуллов // Образование и саморазвитие: журнал. — 2012 .— №1 .— С. 44¬50.
27. Зубрилин, А.А. Проблемы электронного обучения в вузе / А.А. Зубрилин // Педагогика: журнал. — 2012 .— №6 .— С. 29-38.
28. Маслюков, В.А. Готовность российского преподавателя к дистанционному образованию через интернет / В.А. Маслюков // Ректор вуза: журнал. — 2012 .— №7 .— С. 34-41.
29. Андреев, А.А. Становление и развитие дистанционного обучения в России / А.А. Андреев // Высшее образование в России: журнал. — 2012 .— №10 .— С. 106-111.
30. Ефимов, И.Н. Технология идентификации обучаемых при дистанционном обучение / И.Н. Ефимов, А.М. Косолапов // Дистанционное и виртуальное обучение: журнал. — 2012 .— №12 .— С.72-78.
31. Скибицкий, Э.Г. Построение многоуровневой системы принципов педагогического процесса дистанционного обучения / Э.Г. Скибицкий // Инновации в образовании: журнал. — 2012 .— №12 .— С. 74-84.
32. Рыбакова, А.И. Совершенствование культуры самообразовательной деятельности студентов системы дистанционного обучения социального университета / А.И. Рыбакова, Н.И. Никитина // Образование и саморазвитие: журнал. — 2012 .— №2 .— С. 15-19.
33. Леохин, Ю.П. Перспективная сетевая технология дистанционного обучения / Ю.П. Леохин, А.В. Конькин // Качество. Инновации. Образование: журнал. — 2012 .— №2 .— С. 17-22.
34. Вязанкова, В.В. Информатизация образования как фактор формирования информационной компетентности студентов / В.В. Вязанкова, М.Л. Романова //Открытое и дистанционное образование: журнал. — 2014 .— № 1 .— С. 54-59.
35. Овчинникова, К.Р. Проектирование электронных средств обучения в контексте модернизации непрерывного профессионального образования / К.Р. Овчинникова //Высшее образование в России: журнал. — 2014 .— №1 .— С. 103-108.
36. Скорнякова, АЮ. Создание информационно-образовательной среды педвуза как средство повышения эффективности самостоятельной работы студентов в учебном процессе / АЮ. Скорнякова // Информатика и образование: журнал. — 2014 .— №2 .— С. 11-17.
37. Ваграменко, Я.А. Информатизация образования как предметная область и направление модернизации / Я.А. Ваграменко // Педагогическая информатика: журнал. — 2014 .— № 3 .— С. 3-7.
38. Набокова, У.Ю. Повышение уровня информационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе / У.Ю. Набокова // Высшее образование сегодня: журнал. — 2014 .— №3 .— С. 64-67.
39. Суворова, Т.Н. Электронные образовательные ресурсы как одно из обобщающих понятий информатизации образования / Т.Н. Суворова // Информатика и образование: журнал. — 2014 .— № 7 .— С. 89-92.
40. Баранова, Е.В. Модели инновационных информационных образовательных ресурсов и их реализация в вузе / Е.В. Баранова, И.В. Симонова // Известия РГПУ: журнал. — 2014 .— № 167 .— С. 147-158.
41. Лобачев, С.Л. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект [Текст] / С.Л. Лобачев. - М: МЭСИ, 2008. - 104 с.
42. Бубнов Г.Г., Плужник Е.В., Солдаткин В. И. Критерии оценки качества в системе электронного обучения // Системный анализ, Т. 2. № 4, 2015.
43. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / [Е. С. Полат и др.]; под ред. Е. С. Полат. - Москва: Academia, 2006. - 391 с. - ISBN 5-7695-2241-0.
44. Живенков А.Н., Иванова О.Г. Реализация информационной адаптивной системы обучения на базе LMS MOODLE // Вестник Воронежского государственного университета. Системный анализ и информационные технологии. 2010. № 2. С. 88-92.
45. Гильмутдинов, А.Х., Электронное образование на платформе Moodle [Текст] / А.Х.Гильмутдинов и др.- Казань: КГУ, 2008. - 169с.