ДОЗИРОВАНИЕ БЕГОВОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ФУТБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты развития выносливости юных футболистов 6
1.1 Выносливость в структуре физической подготовки юных футболистов 6
1.2 Характеристика сенситивного периода развития выносливости 11
1.3 Средства и методы развития выносливости спортсменов 14
1.4 Средства контроля уровня развития выносливости в спорте 21
2 Методы и организация исследования 29
2.1 Организация исследования 29
2.2 Методы исследования 30
3 Развитие специальной выносливости футболистов с помощью
индивидуальных беговых упражнений 34
3.1 Определение уровня развития общей и специальной выносливости
футболистов 14-16 лет 34
3.2 Опытно-экспериментальное обоснование эффективности применения
индивидуальных беговых упражнений для развития специальной выносливости футболистов 14-16 лет 37
Заключение 44
Список использованных источников 46
1 Теоретические аспекты развития выносливости юных футболистов 6
1.1 Выносливость в структуре физической подготовки юных футболистов 6
1.2 Характеристика сенситивного периода развития выносливости 11
1.3 Средства и методы развития выносливости спортсменов 14
1.4 Средства контроля уровня развития выносливости в спорте 21
2 Методы и организация исследования 29
2.1 Организация исследования 29
2.2 Методы исследования 30
3 Развитие специальной выносливости футболистов с помощью
индивидуальных беговых упражнений 34
3.1 Определение уровня развития общей и специальной выносливости
футболистов 14-16 лет 34
3.2 Опытно-экспериментальное обоснование эффективности применения
индивидуальных беговых упражнений для развития специальной выносливости футболистов 14-16 лет 37
Заключение 44
Список использованных источников 46
Актуальность. В наше время такую игру как футбол без преувеличения можно считать самой популярной в мире спортивной игрой и даже самым распространенным видом спорта, несмотря на то, что по сравнению с так называемыми классическими видами спорта он имеет небольшую историю. По своему воздействию игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания и физического развития.
Подготовка юных футболистов является многогранным и длительным процессом, который осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и в секциях общеобразовательных школ. Независимо от места, где происходит обучение футболу, игровая деятельность требует комплексного развития основных физических качеств юного футболиста и функционального совершенствования всех систем организма. Этого можно достичь только в процессе разносторонней физической подготовки, это значит, что вместе с развитием основных физических качеств необходимо развивать и специальные качества, необходимые футболисту с учетом возрастных особенностей занимающихся.
Давно известно, что такое физическое качество как выносливость является одним из важнейших видов качеств в большинстве видов спорта. В современном футболе одним из ведущих звеньев физической подготовленности является специальная выносливость, в связи с тем что уровень технического и тактического мастерства достаточно велик и примерно равен, дальнейший исход игры будет уже зависеть от того на сколько качественно и хорошо игрок будет выполнять все специфические игровые элементы на протяжении всей игры. Однако в последнее время бытует мнение о том, что в футболе успех команды определяет в первую очередь техника работы с мячом и скоростные способности футболиста. Можно сразу доказать ошибочность этого мнения потому, что в таком виде спорта как футбол следует развивать все физические качества. В процессе игры футболист на протяжении всего матча выполняет специфические игровые действия, качество которых в большей степени зависит от степени утомления спортсмена. Чем выше уровень развития выносливости у футболистов, тем меньше они будут совершать ошибки в игровых ситуациях на фоне усталости.
Цель исследования: обоснование эффективности дозирования беговой нагрузки по реакции сердечно-сосудистой системы для развития специальной выносливости футболистов 14-16 лет.
Объект исследования: развитие выносливости в футболе.
Предмет исследования: развитие специальной выносливости футболистов 14-16 лет с помощью индивидуальных беговых упражнений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфические особенности развития выносливости в футболе, основные средства и методы ее развития, средства контроля уровня развития выносливости.
2. Выявить уровень развития общей и специальной выносливости футболистов 14-16 лет, а также взаимосвязь между этими показателями.
3. Определить эффективность дозирования беговой нагрузки по реакции сердечно-сосудистой системы для развития специальной выносливости футболистов 14-16 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование в учебно-тренировочном процессе футболистов 14-16 лет дозированной беговой нагрузки по реакции сердечно-сосудистой системы будет способствовать повышению уровню развития специальной выносливости спортсменов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Подготовка юных футболистов является многогранным и длительным процессом, который осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и в секциях общеобразовательных школ. Независимо от места, где происходит обучение футболу, игровая деятельность требует комплексного развития основных физических качеств юного футболиста и функционального совершенствования всех систем организма. Этого можно достичь только в процессе разносторонней физической подготовки, это значит, что вместе с развитием основных физических качеств необходимо развивать и специальные качества, необходимые футболисту с учетом возрастных особенностей занимающихся.
Давно известно, что такое физическое качество как выносливость является одним из важнейших видов качеств в большинстве видов спорта. В современном футболе одним из ведущих звеньев физической подготовленности является специальная выносливость, в связи с тем что уровень технического и тактического мастерства достаточно велик и примерно равен, дальнейший исход игры будет уже зависеть от того на сколько качественно и хорошо игрок будет выполнять все специфические игровые элементы на протяжении всей игры. Однако в последнее время бытует мнение о том, что в футболе успех команды определяет в первую очередь техника работы с мячом и скоростные способности футболиста. Можно сразу доказать ошибочность этого мнения потому, что в таком виде спорта как футбол следует развивать все физические качества. В процессе игры футболист на протяжении всего матча выполняет специфические игровые действия, качество которых в большей степени зависит от степени утомления спортсмена. Чем выше уровень развития выносливости у футболистов, тем меньше они будут совершать ошибки в игровых ситуациях на фоне усталости.
Цель исследования: обоснование эффективности дозирования беговой нагрузки по реакции сердечно-сосудистой системы для развития специальной выносливости футболистов 14-16 лет.
Объект исследования: развитие выносливости в футболе.
Предмет исследования: развитие специальной выносливости футболистов 14-16 лет с помощью индивидуальных беговых упражнений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфические особенности развития выносливости в футболе, основные средства и методы ее развития, средства контроля уровня развития выносливости.
2. Выявить уровень развития общей и специальной выносливости футболистов 14-16 лет, а также взаимосвязь между этими показателями.
3. Определить эффективность дозирования беговой нагрузки по реакции сердечно-сосудистой системы для развития специальной выносливости футболистов 14-16 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование в учебно-тренировочном процессе футболистов 14-16 лет дозированной беговой нагрузки по реакции сердечно-сосудистой системы будет способствовать повышению уровню развития специальной выносливости спортсменов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
1. Установлено, что основными средствами развития общей выносливости футболистов являются кроссовый бег, «фартлек», аэробная силовая тренировка, спортивные игры. К числу основных средств развития специальной выносливости относятся технико-тактические упражнения, проводимые в режиме, соответствующем специфике соревновательной деятельности в футболе, а также двусторонние тренировочные игры. Так же было выявлено, что основными методами развития выносливости футболистов на начальном этапе подготовки является игровой, соревновательный и круговой.
2. Определено, что для контроля уровня развития общей выносливости у футболистов принято использовать такие средства, как тест Купера, а для контроля специальной выносливости футболистов тест «челночный бег 7х50».Данные упражнения являются наиболее информативными и простыми в организации контрольного тестирования уровня развития указанных качеств в футболе.
4. На основе контрольного тестирования установлен уровень развития общей и специальной выносливости футболистов 14-16 лет. Так уровень развития общей выносливости юных футболистов, выявленный с помощью теста Купера, оценивается как неудовлетворительный. Уровень развития специальной выносливости футболистов 14-16 лет, определенный с помощью теста «челночный бег», так же оценивается как неудовлетворительный.
5. На основе математической обработки результатов контрольного тестирования уровня развития общей и специальной выносливости футболистов 14-16 лет, определена высокая корреляционная зависимость между этими показателями. Поэтому можно сказать о целесообразности развития общей выносливости и ожидания роста уровня развития специальной выносливости у юных футболистов.
6. Опытно-экспериментальным путем доказана эффективность применения индивидуального дозирования беговых нагрузок по реакции сердечно-сосудистой системы футболистов 14-16 лет для развития их специальной выносливости. Так по результатам тестирования проведенного в начале и в конце педагогического эксперимента видно, что уровень развития специальной выносливости определенный тестом челночный бег «7x50» в среднем повысился с оценки 2,57 до оценки 3,29, что является значением выше среднего. Сравнивая среднее время затрачиваемое спортсменом на выполнение теста челночный бег «7x50» до эксперимента и в конце, обнаружена существенная достоверность различий равная P<0,01.
2. Определено, что для контроля уровня развития общей выносливости у футболистов принято использовать такие средства, как тест Купера, а для контроля специальной выносливости футболистов тест «челночный бег 7х50».Данные упражнения являются наиболее информативными и простыми в организации контрольного тестирования уровня развития указанных качеств в футболе.
4. На основе контрольного тестирования установлен уровень развития общей и специальной выносливости футболистов 14-16 лет. Так уровень развития общей выносливости юных футболистов, выявленный с помощью теста Купера, оценивается как неудовлетворительный. Уровень развития специальной выносливости футболистов 14-16 лет, определенный с помощью теста «челночный бег», так же оценивается как неудовлетворительный.
5. На основе математической обработки результатов контрольного тестирования уровня развития общей и специальной выносливости футболистов 14-16 лет, определена высокая корреляционная зависимость между этими показателями. Поэтому можно сказать о целесообразности развития общей выносливости и ожидания роста уровня развития специальной выносливости у юных футболистов.
6. Опытно-экспериментальным путем доказана эффективность применения индивидуального дозирования беговых нагрузок по реакции сердечно-сосудистой системы футболистов 14-16 лет для развития их специальной выносливости. Так по результатам тестирования проведенного в начале и в конце педагогического эксперимента видно, что уровень развития специальной выносливости определенный тестом челночный бег «7x50» в среднем повысился с оценки 2,57 до оценки 3,29, что является значением выше среднего. Сравнивая среднее время затрачиваемое спортсменом на выполнение теста челночный бег «7x50» до эксперимента и в конце, обнаружена существенная достоверность различий равная P<0,01.



