Правовое регулирование самовольной постройки
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и признаки самовольной постройки 7
Глава 2. Признание права собственности на самовольную постройку 21
2.1. Условия и порядок признания судом права собственности на самовольную постройку 21
2.2. Внесудебный порядок легализации самовольной постройки 38
2.3. Порядок сноса самовольной постройки 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Глава 1. Понятие и признаки самовольной постройки 7
Глава 2. Признание права собственности на самовольную постройку 21
2.1. Условия и порядок признания судом права собственности на самовольную постройку 21
2.2. Внесудебный порядок легализации самовольной постройки 38
2.3. Порядок сноса самовольной постройки 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Одним из самых нестабильных институтов гражданского права с точки зрения законодательного регулирования является институт самовольной постройки. Данное обстоятельство объясняется тем, что с изменением экономических, социальных и политических факторов законодательное регулирование самовольного строительства меняется то в сторону ужесточения легитимации самовольных построек, то в сторону ее либерализации. Речь идет о проблеме правового режима самовольной постройки и определения правовой природы данного объекта. В настоящее время данная тема приобрела особую актуальность в свете множества проблем теоретического и практического характера, связанных с приобретением права собственности на самовольную постройку.
Порядок легализации самовольной постройки закреплен в ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее ГК РФ) . Ранее положения о самовольной постройке были закреплены в статье 109 Гражданского кодекса РСФСР, утв. ВС РСФСР 11.06.1964 года, в ред. от 24.12.1992 года (далее ГК РСФСР) , которая определяла самовольную постройку как построенный жилой дом (дачу) или часть дома (дачи) без установленного разрешения или без надлежаще утвержденного проекта либо с существенными отступлениями от проекта или с грубым нарушением основных строительных норм и правил. В Постановлении Пленума ВС РСФСР 19 марта 1975 года «О некоторых вопросах, возникающих в практике судов при применении ст. 109 ГК РСФСР о безвозмездном изъятии самовольно построенного дома» отмечено, что самовольное строительство домов (дач) является правонарушением, которое существенно затрагивает интересы государства и граждан, препятствует рациональному использованию земли, сохранению окружающей природы, планировке, застройке и благоустройству населенных пунктов, представляет опасность в пожарном и санитарном отношении. Правильное и своевременное разрешение дел, связанных с применением судами ст. 109 ГК РСФСР, имеет значение не только для борьбы с самовольным строительством домов (дач), но для его предупреждения.
С 1 сентября 2006 года право собственности на самовольную постройку может быть признано только за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В настоящее время возможность легализации самовольных построек крайне ограничена. Однако в Концепции развития гражданского законодательства (далее Концепция) указывается на то, что снос самовольной постройки целесообразен только тогда, когда ее сохранение нарушает права или охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, или, когда постройка возведена на земельном участке, строительство на котором запрещено законом. Кроме того, в Концепции указано на необходимость расширения возможности для признания права собственности застройщика на самовольную постройку, возведенную на не принадлежащем ему земельном участке.
Строительство многих из существующих объектов недвижимости производилось без соблюдения требуемого законом порядка. Теперь же владельцы недвижимости осознают необходимость оформления своих прав на имущество, поскольку иначе объекты невозможно будет ввести в легальный хозяйственный оборот.
Цель данной работы - рассмотреть некоторые вопросы правового регулирования самовольной постройки. Основные задачи - раскрыть понятие и основные признаки правовой конструкции самовольной постройки, исследовать применение положений о самовольной постройке к отдельным видам имущества, а также проблемы легализации самовольной постройки, в том числе порядок сноса самовольной постройки.
Для достижения поставленной цели и задач необходимо: определить, что понимается под самовольной постройкой; выделить её основные признаки; проанализировать особенности правового регулирования отношений, связанных с самовольным строительством.
Объектом исследования в настоящей работе выступают общественные отношения, складывающиеся между участником самовольного строительства и органами государственной регистрации недвижимого имущества, а также иными лицами, чьи права и охраняемые законом интересы затрагиваются при осуществлении самовольного строительства.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты российского законодательства, научные исследования ученых, касающиеся гражданско-правового регулирования понятия, признаков самовольной постройки, проблем в сфере легализации такой постройки и ее сноса, судебная практика в данной сфере.
Методологическая основа работы. При исследовании данной проблемы применялись следующие методы: метод сравнительного анализа; синтеза юридических норм; формально - юридический метод.
Нормативную базу исследования составили такие нормативные акты, как ГК РФ, ЗК РФ, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее ГрК РФ) , постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от 29.04.2010 N 10/22 (далее Постановление №10/22 РФ) , Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (далее ФЗ об общих принципах МСУ) и другие.
Эмпирическую базу исследования составили постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.01.2015 N Ф05-14421/2014 по делу N А40-64821/13-9-637, определение Верховного Суда РФ от 14.07.2015 по делу N 305-ЭС14-8858, А40-161453/2012, постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.08.2014 N Ф05-7468/2014 по делу N А40-84842/13- 150-800, постановления ФАС Московского округа от 21.02.2014 N Ф05- 283/2014 по делу N А40-44199/13 и другие.
Теоретической основой выступают работы таких авторов, как В.В. Витрянский, К.И. Скловский, В.В. Селиванов, А.В. Савина, А.В. Иваненко, А.В. Афонина, М.Ю. Тихомирова, Р.С. Бевзенко и другие.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, степень разработки проблемы, цели и задачи данной работы. В первой главе работы раскрывается понятие и правовая природа самовольной постройки, ее признаки, а также порядок получения разрешения для создания объекта капитального строительства. Во второй главе рассматривается судебный и внесудебный порядок признания права собственности на самовольную постройку, а также порядок ее сноса.
Порядок легализации самовольной постройки закреплен в ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее ГК РФ) . Ранее положения о самовольной постройке были закреплены в статье 109 Гражданского кодекса РСФСР, утв. ВС РСФСР 11.06.1964 года, в ред. от 24.12.1992 года (далее ГК РСФСР) , которая определяла самовольную постройку как построенный жилой дом (дачу) или часть дома (дачи) без установленного разрешения или без надлежаще утвержденного проекта либо с существенными отступлениями от проекта или с грубым нарушением основных строительных норм и правил. В Постановлении Пленума ВС РСФСР 19 марта 1975 года «О некоторых вопросах, возникающих в практике судов при применении ст. 109 ГК РСФСР о безвозмездном изъятии самовольно построенного дома» отмечено, что самовольное строительство домов (дач) является правонарушением, которое существенно затрагивает интересы государства и граждан, препятствует рациональному использованию земли, сохранению окружающей природы, планировке, застройке и благоустройству населенных пунктов, представляет опасность в пожарном и санитарном отношении. Правильное и своевременное разрешение дел, связанных с применением судами ст. 109 ГК РСФСР, имеет значение не только для борьбы с самовольным строительством домов (дач), но для его предупреждения.
С 1 сентября 2006 года право собственности на самовольную постройку может быть признано только за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В настоящее время возможность легализации самовольных построек крайне ограничена. Однако в Концепции развития гражданского законодательства (далее Концепция) указывается на то, что снос самовольной постройки целесообразен только тогда, когда ее сохранение нарушает права или охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, или, когда постройка возведена на земельном участке, строительство на котором запрещено законом. Кроме того, в Концепции указано на необходимость расширения возможности для признания права собственности застройщика на самовольную постройку, возведенную на не принадлежащем ему земельном участке.
Строительство многих из существующих объектов недвижимости производилось без соблюдения требуемого законом порядка. Теперь же владельцы недвижимости осознают необходимость оформления своих прав на имущество, поскольку иначе объекты невозможно будет ввести в легальный хозяйственный оборот.
Цель данной работы - рассмотреть некоторые вопросы правового регулирования самовольной постройки. Основные задачи - раскрыть понятие и основные признаки правовой конструкции самовольной постройки, исследовать применение положений о самовольной постройке к отдельным видам имущества, а также проблемы легализации самовольной постройки, в том числе порядок сноса самовольной постройки.
Для достижения поставленной цели и задач необходимо: определить, что понимается под самовольной постройкой; выделить её основные признаки; проанализировать особенности правового регулирования отношений, связанных с самовольным строительством.
Объектом исследования в настоящей работе выступают общественные отношения, складывающиеся между участником самовольного строительства и органами государственной регистрации недвижимого имущества, а также иными лицами, чьи права и охраняемые законом интересы затрагиваются при осуществлении самовольного строительства.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты российского законодательства, научные исследования ученых, касающиеся гражданско-правового регулирования понятия, признаков самовольной постройки, проблем в сфере легализации такой постройки и ее сноса, судебная практика в данной сфере.
Методологическая основа работы. При исследовании данной проблемы применялись следующие методы: метод сравнительного анализа; синтеза юридических норм; формально - юридический метод.
Нормативную базу исследования составили такие нормативные акты, как ГК РФ, ЗК РФ, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее ГрК РФ) , постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от 29.04.2010 N 10/22 (далее Постановление №10/22 РФ) , Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (далее ФЗ об общих принципах МСУ) и другие.
Эмпирическую базу исследования составили постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.01.2015 N Ф05-14421/2014 по делу N А40-64821/13-9-637, определение Верховного Суда РФ от 14.07.2015 по делу N 305-ЭС14-8858, А40-161453/2012, постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.08.2014 N Ф05-7468/2014 по делу N А40-84842/13- 150-800, постановления ФАС Московского округа от 21.02.2014 N Ф05- 283/2014 по делу N А40-44199/13 и другие.
Теоретической основой выступают работы таких авторов, как В.В. Витрянский, К.И. Скловский, В.В. Селиванов, А.В. Савина, А.В. Иваненко, А.В. Афонина, М.Ю. Тихомирова, Р.С. Бевзенко и другие.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, степень разработки проблемы, цели и задачи данной работы. В первой главе работы раскрывается понятие и правовая природа самовольной постройки, ее признаки, а также порядок получения разрешения для создания объекта капитального строительства. Во второй главе рассматривается судебный и внесудебный порядок признания права собственности на самовольную постройку, а также порядок ее сноса.
Подводя итог рассмотрению данной темы, можно сделать следующие выводы:
Правовое регулирование самовольной постройки должно изменяться с учетом того, что самовольная постройка относится к объектам гражданских прав с особым правовым режимом.
Существование института самовольной постройки предопределено тем, что в специальном законодательстве (прежде всего земельном, градостроительном) предъявляются специальные требования к строительной деятельности вообще. Наличие таких требований предполагает последствия самовольного строительства, которые устанавливаются как публичным, так и частным правом. В последнем случае необходимым оказывается разрешить вопрос о собственности на самовольную постройку, установить случаи, когда приобретение прав на самовольную постройку возможно, и определить, когда права собственности на нее не возникает и она подлежит сносу. Именно эту задачу решают нормы о самовольной постройке.
Если прежняя редакция п. 1 ст. 222 ГК РФ позволяла относить к самовольным постройкам такие объекты, как жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, то новая редакция этой нормы уже не делает акцент на том, что самовольная постройка является исключительно недвижимым имуществом. Прежде всего изменения коснулись круга объектов, которые могут признаваться самовольной постройкой. Самовольная постройка — это постройка, создание которой было сопряжено с определенными пороками ,перечень которых достаточно конкретизирован по четырем признакам.
Первый признак самовольной постройки — создание ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке. Из содержания ст. 263 и 264 ГК РФ следует, что возводить постройки на земельном участке может либо собственник такого участка, либо лицо, которое получило разрешение собственника, оформленное соответствующей гражданско-правовой сделкой. Таким образом, этот порок владелец самовольной постройки может устранить: для этого достаточно заключить соответствующий договор с собственником земельного участка.
Второй признак самовольной постройки — создание ее на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта. Статья 263 ГК РФ устанавливает, что собственник земельного участка должен соблюдать градостроительные и строительных нормы и правила, а также требования об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением. если постройка возведена в нарушение конкретного установленного вида разрешенного использования земельного участка, который устанавливается для каждого участка индивидуально в соответствии с правилами целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ), с нарушением правил градостроительного зонирования (ст. 35—40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ), то она будет признаваться самовольной
Самостоятельно изменить вид разрешенного использования земельного участка не получится. Это можно сделать только на основании решения компетентного органа — главы местной администрации с учетом публичных слушаний.
Третий признак — создание постройки без получения на это необходимых разрешений. Так же, как и предыдущий, этот порок может сохраняться при обращении заинтересованного лица в суд о признании права собственности на самовольную постройку. При этом владелец самовольной постройки должен предоставить в суд доказательства, что он принимал меры к получению необходимых разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Четвертым признаком самовольной постройки является ее создание с нарушением градостроительных норм и правил. Если постройка возведена с нарушением градостроительных норм и правил в редакции, действовавшей на время возведения постройки, это является основанием и для сноса постройки, и для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку. Основным последствием возведения самовольной постройки продолжает оставаться правило, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Таким образом, самовольная постройка исключается из гражданского оборота.
Анализ норм, регулирующих основания признания права собственности позволяет сделать вывод о том, что приобрести право собственности на самовольную постройку в силу приобретательской давности не получится, так как по смыслу ст. 225, 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательской давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также бесхозяйное имущество.
Определение случаев, при которых возможно приобретение права собственности на самовольную постройку, должно производиться посредством анализа различных по своим свойствам оснований отнесения строительства к самовольному. Исходя из буквального содержания п. 3 ст. 222 ГК РФ законом прямо предусмотрены два способа (порядка) легализации объекта самовольного строительства: судебный и иной (внесудебный) порядок.
Обязательному установлению в суде должны подвергаться следующие условия:
а) объект самовольного строительства должен являться недвижимой вещью, то есть полностью соответствовать предусмотренным ст. 130 ГК РФ признакам.
б) объект незаконного строительства должен подпадать под признаки самовольности, предусмотренные п. 1 ст. 222 ГК РФ;
в) самовольная постройка должна быть индивидуально определена ;
г) истец должен обладать соответствующими правами на земельный участок, на котором возведена самовольная постройка (право собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования);
д) наличие документов, свидетельствующих о принятии лицом, создавшим самовольную постройку, мер к получению разрешений на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию (например, представление отказа органа, уполномоченного выдавать такие разрешения);
е) легализация и, соответственно, оформление объекта самовольной постройки в собственность возможны только при отсутствии угроз жизни, здоровью, правам и свободам других граждан.
Статья 25.3 ФЗ «О регистрации» устанавливает возможность признания права собственности на отдельные виды самовольных построек в административном порядке. Внесудебный порядок легализации самовольных построек касается только объектов недвижимого имущества, для строительства или реконструкции которых не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках для ИЖС либо для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок).
Основное отличие внесудебного порядка оформления прав путем их государственной регистрации состоит в том, что регистрирующий орган, регистрируя право собственности исходя из презумпции добросовестности застройщика.
Гражданское законодательство предусматривает наступление следующих неблагоприятных последствий для лица, осуществившего самовольную постройку:
- невозможность распоряжаться самовольно возведенным строением;
- обязанность застройщика осуществить ее снос;
Правом на предъявление иска о сносе самовольной постройки обладает лицо, которому принадлежит ограниченное вещное право на земельный участок, на котором расположена постройка
Пунктом 4 ст. 222 ГК РФ регулируются о полномочия органов местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения
Развитие института самовольной постройки, условия и порядок ее легализации, последствия самовольного строительства должны четко следовать закону, что позволит возводить такие объекты, которые не нарушат права и интересы третьих лиц, не создадут угрозу их жизни и здоровью, более того, позволят успешно решить стоящие перед строительством задачи. Институт самовольной постройки является тем пробным камнем, которым проверяются состоятельность и цивилизованность любой строительной деятельности, а осторожное, четкое и жесткое отношение правоприменителя к строительству свидетельствует о развитости соответствующего правопорядка.
Правовое регулирование самовольной постройки должно изменяться с учетом того, что самовольная постройка относится к объектам гражданских прав с особым правовым режимом.
Существование института самовольной постройки предопределено тем, что в специальном законодательстве (прежде всего земельном, градостроительном) предъявляются специальные требования к строительной деятельности вообще. Наличие таких требований предполагает последствия самовольного строительства, которые устанавливаются как публичным, так и частным правом. В последнем случае необходимым оказывается разрешить вопрос о собственности на самовольную постройку, установить случаи, когда приобретение прав на самовольную постройку возможно, и определить, когда права собственности на нее не возникает и она подлежит сносу. Именно эту задачу решают нормы о самовольной постройке.
Если прежняя редакция п. 1 ст. 222 ГК РФ позволяла относить к самовольным постройкам такие объекты, как жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, то новая редакция этой нормы уже не делает акцент на том, что самовольная постройка является исключительно недвижимым имуществом. Прежде всего изменения коснулись круга объектов, которые могут признаваться самовольной постройкой. Самовольная постройка — это постройка, создание которой было сопряжено с определенными пороками ,перечень которых достаточно конкретизирован по четырем признакам.
Первый признак самовольной постройки — создание ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке. Из содержания ст. 263 и 264 ГК РФ следует, что возводить постройки на земельном участке может либо собственник такого участка, либо лицо, которое получило разрешение собственника, оформленное соответствующей гражданско-правовой сделкой. Таким образом, этот порок владелец самовольной постройки может устранить: для этого достаточно заключить соответствующий договор с собственником земельного участка.
Второй признак самовольной постройки — создание ее на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта. Статья 263 ГК РФ устанавливает, что собственник земельного участка должен соблюдать градостроительные и строительных нормы и правила, а также требования об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением. если постройка возведена в нарушение конкретного установленного вида разрешенного использования земельного участка, который устанавливается для каждого участка индивидуально в соответствии с правилами целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ), с нарушением правил градостроительного зонирования (ст. 35—40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ), то она будет признаваться самовольной
Самостоятельно изменить вид разрешенного использования земельного участка не получится. Это можно сделать только на основании решения компетентного органа — главы местной администрации с учетом публичных слушаний.
Третий признак — создание постройки без получения на это необходимых разрешений. Так же, как и предыдущий, этот порок может сохраняться при обращении заинтересованного лица в суд о признании права собственности на самовольную постройку. При этом владелец самовольной постройки должен предоставить в суд доказательства, что он принимал меры к получению необходимых разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Четвертым признаком самовольной постройки является ее создание с нарушением градостроительных норм и правил. Если постройка возведена с нарушением градостроительных норм и правил в редакции, действовавшей на время возведения постройки, это является основанием и для сноса постройки, и для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку. Основным последствием возведения самовольной постройки продолжает оставаться правило, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Таким образом, самовольная постройка исключается из гражданского оборота.
Анализ норм, регулирующих основания признания права собственности позволяет сделать вывод о том, что приобрести право собственности на самовольную постройку в силу приобретательской давности не получится, так как по смыслу ст. 225, 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательской давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также бесхозяйное имущество.
Определение случаев, при которых возможно приобретение права собственности на самовольную постройку, должно производиться посредством анализа различных по своим свойствам оснований отнесения строительства к самовольному. Исходя из буквального содержания п. 3 ст. 222 ГК РФ законом прямо предусмотрены два способа (порядка) легализации объекта самовольного строительства: судебный и иной (внесудебный) порядок.
Обязательному установлению в суде должны подвергаться следующие условия:
а) объект самовольного строительства должен являться недвижимой вещью, то есть полностью соответствовать предусмотренным ст. 130 ГК РФ признакам.
б) объект незаконного строительства должен подпадать под признаки самовольности, предусмотренные п. 1 ст. 222 ГК РФ;
в) самовольная постройка должна быть индивидуально определена ;
г) истец должен обладать соответствующими правами на земельный участок, на котором возведена самовольная постройка (право собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования);
д) наличие документов, свидетельствующих о принятии лицом, создавшим самовольную постройку, мер к получению разрешений на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию (например, представление отказа органа, уполномоченного выдавать такие разрешения);
е) легализация и, соответственно, оформление объекта самовольной постройки в собственность возможны только при отсутствии угроз жизни, здоровью, правам и свободам других граждан.
Статья 25.3 ФЗ «О регистрации» устанавливает возможность признания права собственности на отдельные виды самовольных построек в административном порядке. Внесудебный порядок легализации самовольных построек касается только объектов недвижимого имущества, для строительства или реконструкции которых не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках для ИЖС либо для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок).
Основное отличие внесудебного порядка оформления прав путем их государственной регистрации состоит в том, что регистрирующий орган, регистрируя право собственности исходя из презумпции добросовестности застройщика.
Гражданское законодательство предусматривает наступление следующих неблагоприятных последствий для лица, осуществившего самовольную постройку:
- невозможность распоряжаться самовольно возведенным строением;
- обязанность застройщика осуществить ее снос;
Правом на предъявление иска о сносе самовольной постройки обладает лицо, которому принадлежит ограниченное вещное право на земельный участок, на котором расположена постройка
Пунктом 4 ст. 222 ГК РФ регулируются о полномочия органов местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения
Развитие института самовольной постройки, условия и порядок ее легализации, последствия самовольного строительства должны четко следовать закону, что позволит возводить такие объекты, которые не нарушат права и интересы третьих лиц, не создадут угрозу их жизни и здоровью, более того, позволят успешно решить стоящие перед строительством задачи. Институт самовольной постройки является тем пробным камнем, которым проверяются состоятельность и цивилизованность любой строительной деятельности, а осторожное, четкое и жесткое отношение правоприменителя к строительству свидетельствует о развитости соответствующего правопорядка.
Подобные работы
- Правовой режим самовольной постройки в гражданском праве России
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2023 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Самовольная постройка: правовая сущность и проблемы применения ст. 222 ГК РФ
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - СНОС САМОВОЛЬНЫХ ПОСТРОЕК: ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Правовое регулирование самовольной постройки
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЙ РЕЖИМ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Самовольная постройка (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВОВОЙ РЕЖИМ САМОВОЛЬНЫХ ПОСТРОЕК
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Приобретение права собственности на самовольную постройку
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



