Введение 5
Глава 1 Теоретические основы внеурочной деятельности младших школьников 8
1.1 Понятие «внеурочная деятельность» 8
1.2 Формы организации внеурочной деятельности младших школьников 15
1.3 Клуб как форма внеурочной деятельности младших школьников 22
Глава 2 Организация внеурочной деятельности младших школьников 31
2.1 Изучение педагогического опыта организации коллектива клубного
объединения младших школьников 31
2.2 Методические рекомендации по формированию коллектива клубного
объединения в рамках внеурочной деятельности младших школьников 39
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А Виды и формы воспитательной работы
Приложение В Тематический план клуба «Журналист»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через внеурочную деятельность. Одной из форм организации внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения является школьный клуб. Учителя-практики пришли к выводу, что наиболее результативными формами работы во внеурочной деятельности являются кружки, клубы.
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников рассматривается Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
Сущность внеурочной деятельности школьников, требования к организации внеклассной воспитательной работы и проблемы подготовки к ней глубоко раскрываются в трудах выдающихся педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
Современные аспекты организации внеурочной деятельности школьников рассматриваются в работах Л.В. Байбородовой, В.А. Караковского, М.И. Рожкова, Н.Е. Щурковой и др.
Большую работу по систематизации внеурочной деятельности провели И.В. Уколова, И.Л. Друбачевская, А.П. Вакуленко, СИ. Володина, А.М. Полиевктова.
Клубная деятельность ориентирует детей на гуманистические ценности, развивает толерантность к различным ценностям, формирует активность, гражданскую позицию, социальные и нравственные убеждения, развивает творчество как способность к нестандартному мышлению.
Цель исследования: Выявить педагогические условия формирования коллектива клубного объединения младших школьников.
Объект: Клуб как форма организации внеурочной деятельности младших школьников.
Предмет: Формирование коллектива клубного объединения в условиях клубной работы.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «внеурочная деятельность».
2. Изучить формы организации внеурочной деятельности младших школьников.
3. Рассмотреть клуб как форму организации внеурочной деятельности младших школьников.
4. Проанализировать педагогический опыт по организации внеурочной деятельности младших школьников (на примере МБОУ «Троицкой СОШ)
5. Разработать методические рекомендации по формированию клубного объединения в рамках внеурочной деятельности младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение опыта работы педагога.
База исследования: МБОУ «Троицкая СОШ» Пировского района Красноярского края.
Практическая значимость: представленный в работе теоретический материал может быть полезен учителям, работающим с учащимися начальных классов, студентам.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (32 наименования), приложения. Общий объем работы 53 страниц.
Изучив клубную работу как форму организации внеурочной деятельности младших школьников, можно утверждать следующее:
«Внеурочная деятельность» - неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.
Формы внеурочной работы, которым относятся экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. - это виды объединений, способы организации учащихся и педагогов для совместной деятельности после учебных занятий, а также конкретные просветительско-познавательные и воспитательные акции, рассчитанные на массовую или дифференцированную ученическую аудиторию.
Клуб как форма внеурочной деятельности влияет на развитие личностных компетентностей в бытовой, когнитивной и информационно-коммуникативной сфере деятельности.
Клуб имеет большие педагогические возможности для становления личностных компетенции. В рамках клуба формируется потребность в культурных формах организации отдыха, снимаются личностные напряжения, удовлетворяются эмоциональные и информационно-познавательные потребности.
Общение в младшем школьном возрасте бывает проблематичным: ребенок испытывает затруднение в деятельности, но достичь желаемой цели в одиночку не в состоянии. Клуб включает младших школьников в разнообразную деятельность, направленную на удовлетворение их потребностей в творчестве и общении.
Целью деятельности клуба является стимулирование участия школьников в различных конкурсах и проектах. Групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая формы организации работы клуба позволяют дифференцированно подойти к каждому ребенку, исходя из его образовательных потребностей, познавательных склонностей и интересов. Игры-тренинги, кружковая работа по программе дополнительного образования, консультирование по вопросам учебного исследования, организация группового обсуждения исследовательских творческих работ способствуют самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.
В данной работе нами был проведен анализ работы клубного формирования «Журналист» МБОУ «Троицкой СОШ» 3 класса.
Изучив опыт работы педагога, мы пришли к выводу, что занятия в клубе «Журналист» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяют максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении.
Дополнительное образование в большей степени, чем учебная деятельность, реализует деятельностный подход, так как создаёт пространство, в котором формируются практические умения и навыки. Творчески организованная внеучебная деятельность позволяет сделать жизнедеятельность ребёнка насыщенной и продуктивной, подготовить его к будущей самостоятельной жизни, обеспечить успешность в социуме.
1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М.: Университет, 2010. - 256 С.
2. Бабанский, Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2008. - 256 с.
3. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013. - №1. - С. 227-233.
4. Болотина, Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина, ДИ. Латышина. - М.: Просвещение, 2008. - 128 с.
5. Бурченкова, А. А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы 1-9 классы. - Смоленск: Педагогика-Пресс, 2006. - 268с.
6. Внеклассная работа в начальных классах. - Белгород: БГПИ им. М.С. Ольминского, 2009. - 87 с.
7. Воронов, В. Разнообразие форм воспитательной работы // Классному руководителю. - 2011. - №1. - С. 21-24.
8. Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К. Балясной. - М.: Дрофа, 2006. - 256 с.
9. Вульфов, Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности / Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. - М.: Просвещение, 2008. - 208 с.
10. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности / В.А. Горский, А.А. Тимофеев. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.
И. Гребенюк, О.С. Общая педагогика: Курс лекций. - Калининград, 2006. - 145 с.
12. Григорьев, Д.В. Организация внеучебной деятельности школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Дрофа, 2010. - 132 с.
13. Дик, Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 285 с.
14. Дик, Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. - М.: Национальный проект «Образование», 2008. - 112 с.
15. Ивочкина, Т.Н. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2006. - 138 с.
16. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: Целостный процесс. - М.: Академия, 2009. - 400 с.
17. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова. - М.: Аспект пресс, 2006. - 256 с.
18. Крившенко, Л.И. Педагогика / Л.И. Крившенко, М.Е. Вайндорф- Сысоева. - М.: Проспект, 2010. - 432 с.
19. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1985. - С. 27-29.
20. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб, для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Академия, 2015. -200 с.
21. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2007. - 352 с.
22. Педагогический словарь / Под ред. И. А. Каирова. - М.: Аспект пресс, 2010.-448 с.
23. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2008. - 464с.
24. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения) / сост. Е.С. Савинов. -М.: Просвещение, 2010. - 156 с.
25. Проблемы методики преподавания / Н.М. Верзилин. - М.: Просвещение, 2013. -256 с.
26. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. -256 с.
27. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т.1. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - С. 446.
28. Сухомлинский, В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1973. - 272 с.
29. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: глоссарий, http ://standart.edu.ru/
30. Черноусова, Ф.П. Направления, содержание, формы и методы
воспитательной работы: Методические рекомендации. - М.:Педагогический поиск, 2014. - 116 с.
31. Шацкий, С.Т. Что такое клуб? // Педагогические сочинения: В 4-х т. - М.: Просвещение, 1962. - Т. 2 - С. 44-54.
Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 208с