Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРЕНИНГ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ.

Работа №23583

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
746
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты жизнестойкости и стрессоустойчивости в подростковом возрасте 8
1.1. Стрессоустойчивость и жизнестойкость личности 8
1.2. Подростковый возраст как условие возникновения социально-опасного положения 14
1.3. Особенности тренинга жизнестойкости как метода 27
Глава 2. Тренинг жизнестойкости как метод повышения стрессоустойчивости подростков находящихся в социально опасном положении 31
2.1. Описание выборки, методов диагностики и результаты констатирующего эксперимента 31
2.2. Программа тренинга жизнестойкости как метод повышения стрессоустойчивости подростков находящихся в социально опасном положении 37
2.3. Оценка эффективности тренинговых занятий с подростками. ... 41
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения

В настоящий момент жизнестойкость личности становится очень важной в периоды социальных перемен, экономических перепадов и кризисов, что особенно актуально для подрастающего поколения. Мы живем в стране, где действует огромное количество негативных факторов, начиная с природных и кончая социальными. Подростки как достаточно ранимая часть нашего общества также подвержены всем этим негативными обстоятельствам.
Это делает особенно актуальным в наших условиях изучение стрессоустойчивости как способности сопротивляться многочисленным средствам, а также жизнестойкости как фактору преодоления и фактору, определяющему характер личной реакции на стрессообразующие обстоятельства. Жизнестойкость может выступать ресурсом для подростков находящихся в социально опасном положении, помогая им сохранить эмоциональное благополучие, комфорт и снизить риски стресса, связанные с их возрастом. Это определяет актуальность изучения жизнестойкости подростков.
Цель исследования: изучение возможностей повышения стрессоустойчивости посредством тренинга жизнестойкости у подростков находящихся в социально опасном положении.
Объект исследования: стрессоустойчивость личности.
Предмет исследования: изучение возможностей тренинга жизнестойкости, как метода повышения стрессоустойчивости подростков находящихся в социально опасном положении.
Гипотеза: предполагаем, что проведение диагностической и коррекционной работы, составленной с учетом личностных особенностей подростков находящихся в социально опасном положении, будет способствовать положительной динамике повышения уровня стрессоустойчивости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные подходы к исследованию проблемы стрессоустойчивости и жизнестойкости
2. Разработать и реализовать тренинговую программу, направленную на повышение уровня стрессоустойчивости и жизнестойкости подростков находящихся в социально опасном положении
3. Определить результативность тренинговой программы направленной на повышение стрессоустойчивости у подростков
Методы исследования:
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования отечественных ученых, которые сформулировали следующие концепции:принцип деятельности А.Н. Леонтьева, принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна; положения и идеи Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева, В. Франкла, концепция П. В. Каменченко.
Теоретический анализ: констатирующий эксперимент, качественный анализ собранных фактических данных; методы математической обработки экспериментальных данных (критерий Манна-Уитни).
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методами, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.
Применяемые методики исследования:
1. Тест жизнестойкости С.Мадди, для определения компонентов выраженности жизнестойкости.
2. Тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона.
Выборка испытуемых - в качестве испытуемых в эмпирическом исследовании выступили 15 подростков (в возрасте от 12 до 14 лет).
Теоретическая значимость
1) расширены теоретические представления об особенностях жизнестойкости и стрессоустойчивости личности
2) определены возможности использования тренинга жизнестойкости как метода повышения стрессоустойчивости
3) определена специфика стрессоустойчивости и ее коррекции с использованием тренинга жизнестойкости у подростков.
Практическая значимость
Исследования заключается в том,что полученные данные позволяют адресно направить внимание специалистов на разработку и совершенствование методов психологического воздействия при работе с лицами подросткового возраста находящихся в социально опасном положении. Программа тренинга жизнестойкости может быть реализована в работе психолого-психологической службы образовательных учреждений с целью улучшения содержания практической работы психолога.
Структура и объем дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов: психофизиологического (тип, свойства нервной системы), мотивации (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость).
Жизнестойкость и стрессоустойчивость личности оказывает существенное влияние на поведение человека в трудных жизненных ситуациях. Вслед за Д.А. Леонтьевым нами рассматривалась жизнестойкость, как система убеждений, которая включает три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска и способствует успешному совладанию с трудными ситуациями. Психология жизнестойкости позволяет справиться с отрицательным воздействием стрессовых ситуаций. Человек остается активным, сохраняет собственные убеждения. Мы можем обладать полной уверенностью, что события не выходят из-под нашего контроля, однако в реальности не влияем на ход жизни. Но жизнестойкость позволяет укрепить волю человека. Любая стрессовая ситуация будет восприниматься менее болезненно. Активность человека постепенно возрастает под воздействием этих убеждений. Жизнестойкость толкает нас на активные действия. Более того, убеждения помогают нам пойти на борьбу с трудностями. Именно жизнестойкость заставляет человека делать зарядку каждое утро, правильно питаться, ведь это способствует оздоровлению организма и дальнейшему благополучию. Так человек становится менее подверженным психосоматическим или хроническим заболеваниям, постоянные стрессовые ситуации оказывают на организм минимальное влияние.
Основываясь на теоретических и эмпирических базах исследования, был разработан тренинг жизнестойкости как метод повышения стрессоустойчивости.
В исследовании принимали участие 15 человек, 7 женского пола и 8 мужского, в возрасте от 12 до 14 лет, без каких либо психических заболеваний.
Использовались следующие методы диагностики.
1. Для определения компонентов выраженности жизнестойкости, применялся тест С. Мадди.
2. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
Исследуя группуподростков, было выявлено, что у большинства подростков до проведения тренинга был низкий уровень стрессоустойчивости. Опросник С. Мадди показал низкие результаты по шкалам: контроль, вовлеченность, принятие риска.
Программа тренинга была рассчитана на 15 занятий, в течении двух с половиной недель, с каждым испытуемым она проводилась отдельно, с учетом времени каждого подростка и была проведена одна теоретическая часть в группе.
Общая цель психологической программы состоит в повышении уровня стрессоустойчивости подростков с помощью формирования теоретических и практических навыков.
План программы:
1. Теоретическая часть, презентация на тему: «Хорошая жизнестойкость, как результат хорошей саморегуляции деятельности»
2. Практическая часть, тренинг на повышение стрессоустойчивости
3. Техники релаксации, работа с дыханием и мышцами.
4. Консультирование о правильном питание
5. Обучение решению проблем.
После проведения занятий результаты значительно повысились, показатели стали: средний, выше среднего и высокий. Сравнивая показатели до и после проведения тренинга жизнестойкости, можно увидеть, как занятие с подростками способствовали улучшению показателей по шкалам контроль, вовлеченность, принятие риска, стрессоустойчивость значительно повысилась, внутренние напряжение в стрессовых ситуациях уменьшилось. Таким образом, в работе было показано, что тренинг жизнестойкости способствует положительной динамике повышения уровня стрессоустойчивости.



1. Александрова Л. А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы науч. конф. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - С. 16-21.
2. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня. Вып.2 - Кемерово: Кузбассвузиздат,2004.-с.82-90
3. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С.Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82 - 90.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.-288 с.
6. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика,1982. -Т.2.-272 с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1998. - 376 с.
8. Анцыферова Л.И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях// Психол. журн. 1996. - № 1. - С. 3 - 12.
9. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1982. - С. 3 -18.
10. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита // Психол. журн. 1994. - Т. 14. - № 2
11. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психол. журн. 1993. - Т. 14. - № 2. - С. 3 -12.
12. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопр. психол. 1983. -№3.-С. 118-125.
13. Асмолов А.Г. Предисловие // Ясени В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. С. 3 - 5.
14. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во МГУ, 1986. -96 с.
15. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 336 с.
16. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности // Вопр. психол. 1979. - № 3. - С. 35 -45.
17. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Изложение принципов и руководство по технике. М., 1994. - 286 с.
18. Банников В.В. Влияние социально-психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации: дис. ... канд. психол. наук: М., 2003. С. 156.
19. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 421 с.
20. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. С. 352
21. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968.-290 с.
22. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ. -Сер. 14, Психология. 1981 .-№ 2. - С. 46 - 56.
23. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 1980. - № 2. - С. 3 - 12.
24. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психол. 1997. -№ 5. С. 3-19.
25. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопр. психол. 1990. - № 6. С. 9 - 17.
26. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. жури. 1991. - Т.12. - № 6. - С. 3 - 11; 1992. - T.13.-J66.- C.3-12.
27. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996
28. Бубенко В.Ю., Козлов В.В. Саморегуляция: виды и содержание // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. 2003. - № 1. -С. 5-7.
29. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998
30. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999. - 528 с.
31. Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психол. журн. 1998.-Т. 19.-№5,-С. 3- 19.
32. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психол. журн. 1997. - Т. 18. -№2.-С. 58-78.
33. Геворкян, Т.В. Подростки и родители о семье как ценности / Т.В. Геворкян // Гуманизация образования. 2009. - № 1. - С. 38-43.
34. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И.
Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издат. центр «Академия», 2007. — 272 с.
35. Горовая, В.И. Конструктивная педагогическая аксиология7 В.И. Горовая // Педагогика. 2007. - № 4. - С. 15-21.
36. Емолич С.Я. Ценностно-нормативные знания у подростков как условия повышения эффективности ранней профилактики девиантного поведения. //Социально-педагогическая работа.- 1999.- N6.-C.37-43.
37. Ефимова О.И., Ощепков А.А. Особенности формирования системы ценностных ориентаций и социальных установок у девиантных подростков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010. - № 4. - С. 371-379.
38. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей / В.Г. Казанская. — СПб.: Питер, 2006. 240 с.
39. Килина И.А. Теоретические предпосылки исследования
проблемы деформации ценностно-смысловой сферы личности как фактора наркозависимости подростков // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 410 с
40. Кузнецова О.В. Психологические условия личностного и профессионального самоопределения подростков на этапе выбора профиля обучения: Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. психолого-пед. ун-т. -- М., 2010. -- 180 с.
41. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
42. Логинова М. В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - № 6. - С. 19-22
43. Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: На примере юридического Вуза. дис. ...канд. психол. наук:Екатеринбург , 2004. С. 158.
44. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. №3. - C. 16-25
45. Моросанова В. И. Дифференциальный подход к осознанной саморегуляции человека // Психология индивидуальности: материалы III Всерос. науч. конф., г. Москва: в 2-х ч. Ч. 2. - М.: Изд. дом Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 2010. - С. 59.
46. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия/Пер. с нем. Т.Н. Дмитриевой. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. - 624 с.
47. Роберт Бёрнс. Что такое «я»-концепция7/URL:http://psyberiink.flogiston.ru/mtemet/bits/bums0.htm
48. Романова Э.Н. Развитие ценностных ориентаций подростков в образовательном пространстве школы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Нижегор. гос. пед. ун-т. - Н. Новгород, 2012. - 25 с.
49. Сова Ю. И. Смысловая саморегуляция жизнестойкого отношения студента к кризисным ситуациям: автореф. дис. . канд. психол. наук. - Тамбов, 2009. - 21 с
50. Ярская-Смирновой Я.И., Маркиной В.М. Социально-опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки/
51. Я.И. Ярская-Смирновой, В.М.Маркиной. - М.: Вариант, 2015 - 100 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ