ТРЕНИНГ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ.
|
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты жизнестойкости и стрессоустойчивости в подростковом возрасте 8
1.1. Стрессоустойчивость и жизнестойкость личности 8
1.2. Подростковый возраст как условие возникновения социально-опасного положения 14
1.3. Особенности тренинга жизнестойкости как метода 27
Глава 2. Тренинг жизнестойкости как метод повышения стрессоустойчивости подростков находящихся в социально опасном положении 31
2.1. Описание выборки, методов диагностики и результаты констатирующего эксперимента 31
2.2. Программа тренинга жизнестойкости как метод повышения стрессоустойчивости подростков находящихся в социально опасном положении 37
2.3. Оценка эффективности тренинговых занятий с подростками. ... 41
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты жизнестойкости и стрессоустойчивости в подростковом возрасте 8
1.1. Стрессоустойчивость и жизнестойкость личности 8
1.2. Подростковый возраст как условие возникновения социально-опасного положения 14
1.3. Особенности тренинга жизнестойкости как метода 27
Глава 2. Тренинг жизнестойкости как метод повышения стрессоустойчивости подростков находящихся в социально опасном положении 31
2.1. Описание выборки, методов диагностики и результаты констатирующего эксперимента 31
2.2. Программа тренинга жизнестойкости как метод повышения стрессоустойчивости подростков находящихся в социально опасном положении 37
2.3. Оценка эффективности тренинговых занятий с подростками. ... 41
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения
В настоящий момент жизнестойкость личности становится очень важной в периоды социальных перемен, экономических перепадов и кризисов, что особенно актуально для подрастающего поколения. Мы живем в стране, где действует огромное количество негативных факторов, начиная с природных и кончая социальными. Подростки как достаточно ранимая часть нашего общества также подвержены всем этим негативными обстоятельствам.
Это делает особенно актуальным в наших условиях изучение стрессоустойчивости как способности сопротивляться многочисленным средствам, а также жизнестойкости как фактору преодоления и фактору, определяющему характер личной реакции на стрессообразующие обстоятельства. Жизнестойкость может выступать ресурсом для подростков находящихся в социально опасном положении, помогая им сохранить эмоциональное благополучие, комфорт и снизить риски стресса, связанные с их возрастом. Это определяет актуальность изучения жизнестойкости подростков.
Цель исследования: изучение возможностей повышения стрессоустойчивости посредством тренинга жизнестойкости у подростков находящихся в социально опасном положении.
Объект исследования: стрессоустойчивость личности.
Предмет исследования: изучение возможностей тренинга жизнестойкости, как метода повышения стрессоустойчивости подростков находящихся в социально опасном положении.
Гипотеза: предполагаем, что проведение диагностической и коррекционной работы, составленной с учетом личностных особенностей подростков находящихся в социально опасном положении, будет способствовать положительной динамике повышения уровня стрессоустойчивости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные подходы к исследованию проблемы стрессоустойчивости и жизнестойкости
2. Разработать и реализовать тренинговую программу, направленную на повышение уровня стрессоустойчивости и жизнестойкости подростков находящихся в социально опасном положении
3. Определить результативность тренинговой программы направленной на повышение стрессоустойчивости у подростков
Методы исследования:
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования отечественных ученых, которые сформулировали следующие концепции:принцип деятельности А.Н. Леонтьева, принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна; положения и идеи Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева, В. Франкла, концепция П. В. Каменченко.
Теоретический анализ: констатирующий эксперимент, качественный анализ собранных фактических данных; методы математической обработки экспериментальных данных (критерий Манна-Уитни).
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методами, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.
Применяемые методики исследования:
1. Тест жизнестойкости С.Мадди, для определения компонентов выраженности жизнестойкости.
2. Тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона.
Выборка испытуемых - в качестве испытуемых в эмпирическом исследовании выступили 15 подростков (в возрасте от 12 до 14 лет).
Теоретическая значимость
1) расширены теоретические представления об особенностях жизнестойкости и стрессоустойчивости личности
2) определены возможности использования тренинга жизнестойкости как метода повышения стрессоустойчивости
3) определена специфика стрессоустойчивости и ее коррекции с использованием тренинга жизнестойкости у подростков.
Практическая значимость
Исследования заключается в том,что полученные данные позволяют адресно направить внимание специалистов на разработку и совершенствование методов психологического воздействия при работе с лицами подросткового возраста находящихся в социально опасном положении. Программа тренинга жизнестойкости может быть реализована в работе психолого-психологической службы образовательных учреждений с целью улучшения содержания практической работы психолога.
Структура и объем дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Это делает особенно актуальным в наших условиях изучение стрессоустойчивости как способности сопротивляться многочисленным средствам, а также жизнестойкости как фактору преодоления и фактору, определяющему характер личной реакции на стрессообразующие обстоятельства. Жизнестойкость может выступать ресурсом для подростков находящихся в социально опасном положении, помогая им сохранить эмоциональное благополучие, комфорт и снизить риски стресса, связанные с их возрастом. Это определяет актуальность изучения жизнестойкости подростков.
Цель исследования: изучение возможностей повышения стрессоустойчивости посредством тренинга жизнестойкости у подростков находящихся в социально опасном положении.
Объект исследования: стрессоустойчивость личности.
Предмет исследования: изучение возможностей тренинга жизнестойкости, как метода повышения стрессоустойчивости подростков находящихся в социально опасном положении.
Гипотеза: предполагаем, что проведение диагностической и коррекционной работы, составленной с учетом личностных особенностей подростков находящихся в социально опасном положении, будет способствовать положительной динамике повышения уровня стрессоустойчивости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные подходы к исследованию проблемы стрессоустойчивости и жизнестойкости
2. Разработать и реализовать тренинговую программу, направленную на повышение уровня стрессоустойчивости и жизнестойкости подростков находящихся в социально опасном положении
3. Определить результативность тренинговой программы направленной на повышение стрессоустойчивости у подростков
Методы исследования:
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования отечественных ученых, которые сформулировали следующие концепции:принцип деятельности А.Н. Леонтьева, принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна; положения и идеи Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева, В. Франкла, концепция П. В. Каменченко.
Теоретический анализ: констатирующий эксперимент, качественный анализ собранных фактических данных; методы математической обработки экспериментальных данных (критерий Манна-Уитни).
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методами, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.
Применяемые методики исследования:
1. Тест жизнестойкости С.Мадди, для определения компонентов выраженности жизнестойкости.
2. Тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона.
Выборка испытуемых - в качестве испытуемых в эмпирическом исследовании выступили 15 подростков (в возрасте от 12 до 14 лет).
Теоретическая значимость
1) расширены теоретические представления об особенностях жизнестойкости и стрессоустойчивости личности
2) определены возможности использования тренинга жизнестойкости как метода повышения стрессоустойчивости
3) определена специфика стрессоустойчивости и ее коррекции с использованием тренинга жизнестойкости у подростков.
Практическая значимость
Исследования заключается в том,что полученные данные позволяют адресно направить внимание специалистов на разработку и совершенствование методов психологического воздействия при работе с лицами подросткового возраста находящихся в социально опасном положении. Программа тренинга жизнестойкости может быть реализована в работе психолого-психологической службы образовательных учреждений с целью улучшения содержания практической работы психолога.
Структура и объем дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Итак, стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов: психофизиологического (тип, свойства нервной системы), мотивации (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость).
Жизнестойкость и стрессоустойчивость личности оказывает существенное влияние на поведение человека в трудных жизненных ситуациях. Вслед за Д.А. Леонтьевым нами рассматривалась жизнестойкость, как система убеждений, которая включает три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска и способствует успешному совладанию с трудными ситуациями. Психология жизнестойкости позволяет справиться с отрицательным воздействием стрессовых ситуаций. Человек остается активным, сохраняет собственные убеждения. Мы можем обладать полной уверенностью, что события не выходят из-под нашего контроля, однако в реальности не влияем на ход жизни. Но жизнестойкость позволяет укрепить волю человека. Любая стрессовая ситуация будет восприниматься менее болезненно. Активность человека постепенно возрастает под воздействием этих убеждений. Жизнестойкость толкает нас на активные действия. Более того, убеждения помогают нам пойти на борьбу с трудностями. Именно жизнестойкость заставляет человека делать зарядку каждое утро, правильно питаться, ведь это способствует оздоровлению организма и дальнейшему благополучию. Так человек становится менее подверженным психосоматическим или хроническим заболеваниям, постоянные стрессовые ситуации оказывают на организм минимальное влияние.
Основываясь на теоретических и эмпирических базах исследования, был разработан тренинг жизнестойкости как метод повышения стрессоустойчивости.
В исследовании принимали участие 15 человек, 7 женского пола и 8 мужского, в возрасте от 12 до 14 лет, без каких либо психических заболеваний.
Использовались следующие методы диагностики.
1. Для определения компонентов выраженности жизнестойкости, применялся тест С. Мадди.
2. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
Исследуя группуподростков, было выявлено, что у большинства подростков до проведения тренинга был низкий уровень стрессоустойчивости. Опросник С. Мадди показал низкие результаты по шкалам: контроль, вовлеченность, принятие риска.
Программа тренинга была рассчитана на 15 занятий, в течении двух с половиной недель, с каждым испытуемым она проводилась отдельно, с учетом времени каждого подростка и была проведена одна теоретическая часть в группе.
Общая цель психологической программы состоит в повышении уровня стрессоустойчивости подростков с помощью формирования теоретических и практических навыков.
План программы:
1. Теоретическая часть, презентация на тему: «Хорошая жизнестойкость, как результат хорошей саморегуляции деятельности»
2. Практическая часть, тренинг на повышение стрессоустойчивости
3. Техники релаксации, работа с дыханием и мышцами.
4. Консультирование о правильном питание
5. Обучение решению проблем.
После проведения занятий результаты значительно повысились, показатели стали: средний, выше среднего и высокий. Сравнивая показатели до и после проведения тренинга жизнестойкости, можно увидеть, как занятие с подростками способствовали улучшению показателей по шкалам контроль, вовлеченность, принятие риска, стрессоустойчивость значительно повысилась, внутренние напряжение в стрессовых ситуациях уменьшилось. Таким образом, в работе было показано, что тренинг жизнестойкости способствует положительной динамике повышения уровня стрессоустойчивости.
Жизнестойкость и стрессоустойчивость личности оказывает существенное влияние на поведение человека в трудных жизненных ситуациях. Вслед за Д.А. Леонтьевым нами рассматривалась жизнестойкость, как система убеждений, которая включает три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска и способствует успешному совладанию с трудными ситуациями. Психология жизнестойкости позволяет справиться с отрицательным воздействием стрессовых ситуаций. Человек остается активным, сохраняет собственные убеждения. Мы можем обладать полной уверенностью, что события не выходят из-под нашего контроля, однако в реальности не влияем на ход жизни. Но жизнестойкость позволяет укрепить волю человека. Любая стрессовая ситуация будет восприниматься менее болезненно. Активность человека постепенно возрастает под воздействием этих убеждений. Жизнестойкость толкает нас на активные действия. Более того, убеждения помогают нам пойти на борьбу с трудностями. Именно жизнестойкость заставляет человека делать зарядку каждое утро, правильно питаться, ведь это способствует оздоровлению организма и дальнейшему благополучию. Так человек становится менее подверженным психосоматическим или хроническим заболеваниям, постоянные стрессовые ситуации оказывают на организм минимальное влияние.
Основываясь на теоретических и эмпирических базах исследования, был разработан тренинг жизнестойкости как метод повышения стрессоустойчивости.
В исследовании принимали участие 15 человек, 7 женского пола и 8 мужского, в возрасте от 12 до 14 лет, без каких либо психических заболеваний.
Использовались следующие методы диагностики.
1. Для определения компонентов выраженности жизнестойкости, применялся тест С. Мадди.
2. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
Исследуя группуподростков, было выявлено, что у большинства подростков до проведения тренинга был низкий уровень стрессоустойчивости. Опросник С. Мадди показал низкие результаты по шкалам: контроль, вовлеченность, принятие риска.
Программа тренинга была рассчитана на 15 занятий, в течении двух с половиной недель, с каждым испытуемым она проводилась отдельно, с учетом времени каждого подростка и была проведена одна теоретическая часть в группе.
Общая цель психологической программы состоит в повышении уровня стрессоустойчивости подростков с помощью формирования теоретических и практических навыков.
План программы:
1. Теоретическая часть, презентация на тему: «Хорошая жизнестойкость, как результат хорошей саморегуляции деятельности»
2. Практическая часть, тренинг на повышение стрессоустойчивости
3. Техники релаксации, работа с дыханием и мышцами.
4. Консультирование о правильном питание
5. Обучение решению проблем.
После проведения занятий результаты значительно повысились, показатели стали: средний, выше среднего и высокий. Сравнивая показатели до и после проведения тренинга жизнестойкости, можно увидеть, как занятие с подростками способствовали улучшению показателей по шкалам контроль, вовлеченность, принятие риска, стрессоустойчивость значительно повысилась, внутренние напряжение в стрессовых ситуациях уменьшилось. Таким образом, в работе было показано, что тренинг жизнестойкости способствует положительной динамике повышения уровня стрессоустойчивости.



