Введение 3
1 Теоретические основы изучения отчужденности младшего школьника от класса
1.1 Характеристика младшего школьного возраста 5
1.2 Понятие «отчуждение». Исследование феномена отчуждения в научной
литературе 9
1.3 Структура и причины отчуждения в младшем школьном возрасте 13
1.4. Типы отвергаемых детей 17
2 Экспериментальная работа по преодолению отчуждения младших школьников от класса
2.1 Описание методик исследования 23
2.2 Программа, направленная на преодоление отчужденности младшего
школьника от класса 26
2.3 Анализ результатов исследования 37
Заключение 40
Список используемых источников 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 46
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Отчуждение как процесс охватывает всю жизнедеятельность ребенка, и создает трудности с вхождением его в коллектив и во взаимодействии с ним. Явно проявляется в период младшего школьного возраста, это обусловлено изменением системы взаимодействия ребёнка с взрослыми (учителями, родителями), сверстниками. В результате ведет к различным девиациям, неспособность ребенка реализовать себя, свои творческие способности. С возрастом, он имеет массу комплексов, трудности с построением отношений, не адаптирован к жизни. Отчужденность ребенка от класса негативно влияет на развитие и социализацию личности.
Проблему отчуждения, а также феномены, подобные ему, но в иных терминах, разрабатывали ведущие отечественные и зарубежные психологи, философы, психотерапевты (Рубинштейн С. Л., Роджерс К., Фромм Э., Франкл В., Менигетти А., Сартр Ж.-П., Ясперс К. и др.). И в настоящее время психологи и философы вскрывают его истоки и смысл, рассматривают феномен отчуждения в контексте новой социально-исторической реальности, указывают специфику его проявления в различных содержательных областях, в том числе и в образовании (Кравцов Г.Г., Долгинова, О. Б., Кравцова М.М., Приходько Д.Н. и др.).
Рассматривая отчуждение в наиболее широком понимании как дисгармонии отношений, и, следовательно, как негативный феномен, исследователи необходимо приходят к проблеме поиска наиболее эффективных путей его преодоления. Попытки решения данного вопроса предпринимались практически всеми исследователями, которые подходили к проблеме отчуждения с вышеупомянутых позиций. Специфика решения определялась их взглядами на природу отчуждения. Так, Рубинштейн С. Л. говорил о самореализации, экзистенциально ориентированные философы - о необходимости свободного выбора, самобытность человеческой личности; гуманистически ориентированные психологи - о важности согласованности внутреннего и внешнего опыта и т. д.
В преодолении факторов отчуждения, большую роль играет сам ребенок, его воля, мужество и желание, а этому способствует, на наш взгляд, вовлеченность его в творческий процесс.
В ряде работ отечественных и зарубежных психологов отмечается, что неблагоприятные отношения в коллективе способствует возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться. Они нередко являются причиной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в классе приводят и к негативным последствиям.
Таким образом, целью нашего исследования стала разработка комплекса методических материалов, способствующих преодолению отчужденности младшего школьника от класса.
Исходя из цели исследования, мы поставили перед собой следующие задачи:
- Ознакомиться с литературой по данной проблематике;
- Разработать программу на преодоление отчужденности от класса;
- Реализовать разработанную программу на практике;
- Описать результаты исследования.
Объект: отчужденность ребенка младшего школьного возраста.
Предмет: программа, направленная на преодоление отчужденности от класса.
Гипотеза исследования: Преодолению отчужденности младшего школьника от класса будет способствовать:
- Организация совместной деятельности с классом;
- Организация занятий по типу тренинговых упражнений на самораскрытие.
Место прохождения практики: Гимназия №1 «Универс»
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль, другие стремятся оказаться в центре внимания, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» - становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята - явление частое и трудноисправимое. Главное не игнорировать эту проблему и как можно раньше начинать работу с отчужденным ребенком и коллективом в целом.
Данная работа была посвящена преодолению отчужденности младшего школьника от класса. Целью исследования было подобрать и апробировать на практике комплексный методический материал, способствующий преодолению отчужденности младшего школьника от класса. Задачи, поставленные перед нами в ходе исследования, были успешно реализованы. Во-первых, была предложена программа на преодоление отчужденности от класса, которая состоит из упражнений, игр, заданий, направленных на развитие положительных качеств личности. Во-вторых, осуществилась реализация данной программы на практике. Работа с классом проводилось в течение шести недель. В-третьих, была организована совместная деятельность, для включения отчужденного ребенка в коллектив. Разработка и реализация программы способствовала преодолению отчужденности младшего школьника от класса., так как программа учитывает потребности таких детей, определенные условия, и характер отчужденности. При разработке программы учитывались риски, которых хотелось избежать, поэтому занятия не содержали соревновательного интереса, не унижали или задевали, чьи- то недостатки или особенности. Взаимоотношения в классе улучшились, отчужденный ребенок включился в совместную деятельность с классом.
С учетом проведенного исследования и полученных результатов сделаны следующие выводы.
1. Проявление отчужденности является результатом весьма выраженной завышенной или заниженной самооценки, а также уровня притязаний;
2. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу — включение ребенка в совместную деятельность способствовало преодолению отчужденности младшего школьника от класса; результаты социометрии показали, что число принятых и предпочтительных детей увеличилось, а отвергнутых и не принятых уменьшилось.
1. Абраменкова, В.В. Проблема отчуждения в психологии// Вопросы психологии - 2015. - № 1. - С. 5-12.
2. Адлер, А. Наука жить. Киев: «Port-royal», 1997. - 154 с.
3. Баллон, А. Психическое развитие ребенка. М., «Просвещение», 2007. - 470 с.
4. Бережнова, Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - 245 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.; М.; Харьков: Питер, 2008. - 400 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович ; ред., авт. вступ. ст. Д. И. Фельдштейн. - 3- е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2011. - 352 с.
7. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Собрание соч.: 6 т. М., 1983. - 144 с.
8. Детская практическая психология [Текст]: учебник для вузов / ред. Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2011. - 255 с.
9. Долгинова, О. Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 2006. - 19 с.
10. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии/ И.А. Зимняя. - М: Просвещение. - 1980. - С.39-54.
11. Зиновьева, Д. М. Методологические возможности категории отчуждения в изучении психологии личности // Проблемы социальной психологии личности. Саратов, - 2005. - №1. - С. 58-69.
12. Зиновьева, Д. М. Психология отчуждения: монография / Д. М. Зиновьева; ГОУВПО «Волгоградская академия государственной службы». - Волгоград: Изд-во ГОУ ВПО «ВАГС», 2005. - 172 с.
13. Изюрова, О. С. Коллективное творческое дело как форма развития толерантности подростков в детском доме [Текст] / О. С. Изюрова // Образование и наука. - 2015. - N 7. - С. 78-86.
14. Кон, И.С. Ребенок и общество/ И.С.Кон. - М.: Академия, 2013. - 336 с.
15. Королева, А. П. Оказание психологической помощи младшим школьникам с низким социометрическим статусом [Текст] / А. П. Королева // Наука и школа. - 2016. - N 4. - С. 31-33.
16. Корчак, Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991. - 65 с.
17. Кравцова, М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. - (Психолог в школе). - М.: Генезис, 2015. - 111 с.
18. Крэйг, Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. - 542 с.
19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. - 420 с.
20. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: Педагогика, 2000. - 225 с.
21. Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс [Текст] / Д. Майерс. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.
22. Мухина, В.С. Возрастная психологии : Учебник для студ. Вузов. -7-е изд. Стереотип. М.:Издательский центр «Академия», 2013. - 456 с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология. М., 1997. -196 с.
24. Оклендер, В. Окна в Мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М.: Независимая фирма "Класс", 2017. -269 с.
25. Олийник, Л. Как помочь школьникам повысить самооценку [Текст] / Л. Олийник // Воспитание школьников. - 2007. - N 1. - С. 29-30.
26. Попова, О. А. Отчуждение как предпосылка делинквентного поведения подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. -2010. -№ 4. -С. 151-156.
27. Развитие нравственных убеждений школьников [Текст] / [М. И. Боришевский, М. Т. Дригус, Л. И. Пилипенко и др.] под ред. М. И. Боришевского ; М-во просвещения УССР, НИИ психологии УССР.
28. Реан, А.А. Психология подростка: практикум. Спб, «Питер», 2013. - 211 с.
29. Социальная психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского. М. 2006. -96 с.
30. Турчанинова, Ю. Отчуждение в образовании // «Директор школы». - 2016. -№ 3. - С. 17-28.
31. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989. -237 с.
32. Фромм, Э. Здоровое общество. М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. -174 с.
33. Фромм, Э. Человек для себя. Минск, 1992. - 235 с.
34. Фурманов, И. А., Фурманова Н. В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. М., 2014. - 40 с.
35. Schahtel E.G. On alienated concepts of identity // E. &M. Josephson. Man alone: Alienation in modern socity. N.Y. Dell Publishing, 2009. P. 73-83.
36. Seeman M. Empirical Alienation Studies. An Overview. Geyer R.F., Schweitzer D.R. (eds). Theories of Alienation. Leiden, 2016. Р. 268.
37. Seeman M. On the Meaning of Alienation // American sociological
Review. 1999. Vol. 24. Р. 783.