Введение 5
1 Теоретические основы культуросообразности и народности
воспитания в дошкольной педагогике 9
1.1 Историко-педагогические аспекты идеи культуросообразности и
народности воспитания и обучения 9
1.2 Требования ФГОС ДО к организации культуросообразного
воспитания и обучения дошкольников 14
2 Реализация идей культуросообразности и народности при работе с
родителями в ДОУ 18
2.1 Анализ программ дошкольного образования по реализации идей
культуросообразности и народности в детском саду 18
2.2 Формы и методы работы с родителями в ДОУ 23
2.3 Опыт работы ДОУ с родителями по реализации идей культуросообразности и народности воспитания (на примере народных 30 праздников)
Заключение 40
Список использованных источников 44
Приложение А Таблица 1 Сравнительный анализ содержания примерных программ дошкольного образования «От рождения до школы», «Истоки», «Детство» 48
Приложение Б Модель взаимодействия педагога и родителей 57
Приложение В Анкета для дошкольников и для родителей «Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье» 58
Приложение Г Схема работы по приобщению дошкольников и родителей к традиционной народной культуре посредствам праздников 60 Приложение Д Схема подготовки и проведения праздника 61
Приложение Е Таблица 2 План мероприятий по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников 63
Приложение Ж Консультация для родителей «Семейные традиции» ... 66
Приложение З Игра «Путешествие по народным праздникам» 69
Приложение И Праздник «Масленица» 70
Приложение К Русский масляничный фольклор 74
Приложение Л Конспект занятия по теме «Пасха» 77
Актуальность исследования. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа в условиях многонационального и поликультурного государства. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Специфика ознакомления с родной культурой детей старшего дошкольного возраста проявляется в подходах к организации образовательного процесса.
Культура как основа образовательной стратегии предусматривает многообразие подходов, одним из которых является культурологический. Однако сложность решения проблемы состоит в том, что культурологический подход в педагогике и психологии в настоящее время находится лишь на стадии становления, хотя предпринимаются попытки решить проблемы анализа связей культуры и образования и их применения в практике образования (Арнольдов А.И., Крылова Н.Б., Кудрявцев В.Т.).
Культурологический подход опирается на: принцип культуросообразности (полагающего понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающих их будущее; максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры; и др.); на продуктивную социализацию, содействующую реализации демократических норм в социальной деятельности детей.
Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Народные традиции, праздники, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют дошкольнику возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.
Важнейшую роль в становлении дошкольника играет семья и родители. Культуросообразность и народность воспитания как методологические принципы могут быть реализованы только в единстве целевых, содержательных и деятельностных компонентов воспитания в семье и ДОУ. Если актуальность воспитания на принципах культуросообразности и народности очевидна и подтверждена нормативно-правовыми документами (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО и др), то отсутствие поддержки со стороны семьи при реализации идей культуросообраности и народности не позволяет в полной мере выполнять требования ФГОС ДО. Обозначенное противоречие обусловило цель нашего исследования.
Цель: охарактеризовать работу с родителями по реализации идей культуросообразности и народности в условиях ДОУ.
Объект: теоретические основы культуросообразности и народности в дошкольной педагогике.
Предмет: способы работы с родителями дошкольников при реализации идей культуросообразности и народности в условиях ДОУ.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования, решались следующие задачи:
1. Выявить историко-педагогические аспекты идеи культуросообразности и народности воспитания и обучения.
2. Проанализировать требования ФГОС ДО к организации культуросообразного воспитания и обучения дошкольников.
3. Проанализировать программы дошкольного образования на предмет реализации идей культуросообразности и народности в детском саду.
4. Охарактеризовать формы и методы работы с родителями в ДОУ.
5. Описать опыт работы ДОУ с родителями по реализации идей культуросообразности и народности воспитания дошкольников (на примере народных праздников).
6. Разработать программу «Круг светлых дней», направленную на приобщение детей и родителей к традиционной народной культуре.
Гипотеза исследования: процесс реализации идей культуросообразности и народности воспитания при работе с родителями в ДОУ может стать успешнее если:
1. Определена сущность идеи культуросообразности и народности воспитания и обучения.
2. Разработана и апробирована программа «Круг светлых дней», направленная на приобщение детей и родителей к традиционной народной культуре (на примере народных праздников).
3. Разработана программа диагностики для родителей и детей, определены критерии и уровни знаний о традиционной народной культуре.
Методологическую основу исследования составили: современные философские концепции формирования личности: личностно-ориентированный (В.В. Сериков, С.В. Белова, В.И. Данильчук и др.), деятельностный (А.Н. Леонтьев) и культурологический (А.Дистервег, О.С. Газман, А.В. Иванов, Н.Б. Крылова) подходы к организации воспитания и обучения детей; отечественные психолого-педагогические теории о структуре нравственных качеств детей дошкольного возраста, принципах и методах их формирования у детей дошкольного возраста.
Для проведения нашего исследования мы использовали следующие группы методов:
1. Теоретические: анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: анкетирование.
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа, включающая подборку народных игр, праздников отличается доступностью и может быть использована в любой дошкольной образовательной организации.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 34 «Колокольчик» г. Лесосибирска Красноярского края.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объем работы 80 страниц.
По общим результатам исследования в заключении сформулированы основные выводы:
1. Рассмотрев историко-педагогические аспекты культуросообразности и народности воспитания обучения, пришли выводу, принцип культуросообразности выдвинут в педагогике А. Дистервегом, сут который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия времени, в которых человек родился в которых предстоит жить, одним словом современную культуру широком всеобъемлющем смысле слова. В отечественной педагогике идея культуросообразности ыла развита в трудах К.Д. Ушинского до идеи народности, под которой он понимал каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. Идеи культуросообразности и народности в педагогике выступают как общепедагогические принципы (правила и требования) воспитания и обучения.
2. Проанализировав требования ФГОС ДО к культуросообразного воспитания и обучения дошкольников мы пришли к выводу, что в каждой области ФГОС ДО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно¬эстетическое развитие и физическое развитие) прослеживается принцип культуросообразности, т.е. учет национальных ценностей и традиций в воспитании; приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
3. Проанализировав программы ДО на предмет реализации культуросообразности и народности в детском саду мы увидели, что в современной практике дошкольного образования представлено значительное
количество программ дошкольного образования, в которых идеи культуросообразности и народности реализуются через задачи приобщения детей дошкольного возраста к народным культурным традициям, истокам национальной культуры, краеведения изучения родного языка. Но вместе тем, все рассмотренные программы предполагают в основном только работу с детьми по ознакомлению с культурой какой-либо отдельной этнической риг группы, не учитывая при этом особенности поликультурной,многонациональной, региональной среды, в которой воспитываются дошкольники, самым, оставляя без внимания потребности национально самоидентификации детей других национальностей.
4. Формы и методы работы с родителями в ДОУ достаточно разнообразны: собрания, консультации, беседы, досуговые мероприятия и др. Использование всего спектра методов и форм работы с родителями является важным условием эффективности образовательного процесса ДОУ.
5. В ходе проведенного исследования нами был проанализирован опыт работы ДОУ (МДОУ №34 «Колокольчик» г. Лесосибирска Красноярского края) с родителями по реализации идей культуросообразности и народности воспитания дошкольников (на примере народных праздников).
Исследование проходило в четыре этапа:
1. Проведение анкетирования детей и родителей, с целью определить уровень сформированности представлений детей о народных праздниках; выявление интереса к культуре и традициям народа; наличие опыта семейного воспитания, традиций и обычаев.
2. Анализ результатов анкетирования я показа важность работы по приобщению дошкольников и родителей к истокам народной культуры. Анкетирование детей показало, что дошкольники не только не различают национальную принадлежность своих товарищей по группе, и не знали, какой национальности принадлежат сами. По результатам анкетирования родителей, был сделан вывод о том, что большинство родителей с низким уровнем знаний о народной культуре (78%), родители проявили большой интерес и понимание значимости проводимой работы (80%), большинство принять посильное участие в организации и проведении народных праздников.
3. Разработка программы приобщения детей традиционной народной культуре «Круг светлых дней». Цель программы ости приобщения детей и родителей традиционно народной культуре «Круг светлых дней» состоит в формировании национально-культурной идентичности; воспитании и средствами народной педагогики и традиционной народной культуры; укреплении межпоколенных связей детей и родителей путем совместной подготовки и проведения праздника.
4. Реализация программы, анализ результатов и определение перспектив.
После реализации всех мероприятий программы при активном участии родителей, были проведены мероприятия и консультации для родителей «Семейные традиции». После проведения совместной игры «Путешествие по народным праздникам» мы увидели, что совместное участие в творческих мероприятиях помогает наполнить досуг культуросообразным содержанием. По отзывам родителей, реализация программы позволила родителям и детям в совместной творческой деятельности расширить спектр представлений о народной культуре (песни, игры, поговорки и др), формировало познавательный интерес (дети стали задавать больше вопросов про семью, родной край, историю и др), способствовало единению педагогов, родителей и детей. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они с интересом принимали участие в подготовке и проведении праздника «Пасха», задавали вопросы, делились впечатлениями о проделанной ими работе, с удовольствием приняли участие в изготовлении атрибутов к празднику «Пасха», помогали украшать группу, участвовали в играх, активно обсуждали вопросы воспитания на консультациях и родительском собрании.
Программа еще будет реализовываться в следующем учебном году и можно говорить только о промежуточных результатах. В качестве перспектив проделанной работы повторное анкетирование после завершения реализации программы, анализ полученных результатов и внесение корректив в разработанную программу.
1. Антонова, Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс,
2012. 336 с.
2. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национально культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №4. - С. 33-37.
3. Аржемачева, З.Н. Теоретические аспекты и организационно педагогические условия введения народоведения в дошкольное образование (на материале практической реализации регионально-национального практика комплекса) / З.Н. Аржемачева. - Томск, 2010. - 200 с.
4. Арнаутова, Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №9. - С. 52-58.
5. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию / А.И. Арнольдов. - Москва: Прогресс, 2013. - 448 с.
6. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста / Е.С. Бабунова. - Челябинск, 2014. - 509 с.
7. Бабунова, Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре / Е.С. Бабунова. - Москва: Дрофа, 2011. - 166 с.
8. Батурина, Г.И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. - Москва: Школьная Пресса, 2013. - 144 с.
9. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - №1. - С. 11-13.
10. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Смысл, 2013. - 512 с.
11. Голошумова, Г.С. Этнокультурное образование младших школьников / Г.С. Голошумова, Н.Г. Свинина // Начальная школа. - 2013. - №8.- С. 22-24.
12. Гришина, Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Т.Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2015. - №1. - С. 67-73.
13. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографическийктдемосподход) / О.И. Давыдова. - Барнаул: БГПУ, 2013. - 160 с.
14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. - 244 с.
15. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. - Москва: ВЛАДОС, 2014. - 432 с.
16. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. - Москва: Просвещение, 1956. - 190 с.
17. Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду / М.Б. Зацепина. - Москва: Мозаика-Синтез, 2010. - 164 с.
18. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 180 с.
19. Истоки: общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. М.Н. Лазутова. - Москва: ТЦ Сфера, 2000. - 161 с.
20. Кириенко, С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры / С.Д. Кириенко. - Шадринск, 2014. - 175 c.
21. Князева, О.А. Приобщение концепция детей игра к истокам русской только народной игра культуры / О.А. Князева, М.Д. Маханева. - Санкт-Петербург: традициями ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 304 с.
22. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. - Москва: Мнемозина, 2010. - 234 с.
23. Крылова, Н.Б. Культурная деятельность подростков: альтернативный подход / Н.Б. Крылова // Школьные технологии. - 2010. - №5. - С. 69-81.
24. Кудрявцев, В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 2012. - №10. - С. 114-121.
25. Куприна, Л.С. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии приобщение календарно-обрядовых праздников / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина. - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013. - 400 с.
26. Метенова, Н.М. Родительское собрание в детском саду / Н.М. Менетова. - Ярославль: Из-во «ЯрПК», 2010. - 148 с.
27. Миловский, А.С. Песнь - жар птицы: Рассказы о народных программа праздниках / А.С. Миловский. - Москва: Детская литература, 2012. - 190с.
28. Народные игры и традиции в России. - Москва: Эксмо, 2014. - 242 с.
29. От рождения до школы: образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Москва: «Мозаика-синтез», 2000. - 368 с.
30. Парамонова, Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Л.А. Парамонова. - Москва: Аспект пресс, 2012. - 160 с.
31. Поштарева, Т.В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности в детство полиэтнической образовательной среде / Т.В. Поштарева. - Ставрополь. Литера, 2011. - 300 с.
32. Программа воспитания и обучения в детском школьная саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - Москва: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
33. Радугин, А.А. Культурология / А.А. Радугин. - Москва: Пресса, 2013. - 135 с.
34. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании интереса // / К.Д. Ушинский // Избр. произв. - В 4 т. - Москва: Просвещение, 1976.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155 //
http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do