Введение 3
1. Теоретические основы понятия «Замещающая семья» 5
2. История развития замещающих семей в России 5
1.2. Понятие «замещающая семья» 8
1.3. Основные нормативные документы, регламентирующие воспитание в условиях семьи 11
2. Виды замещающей семьи и их характеристика 12
3. Сопровождение и подготовка замещающих семей 20
3.1 Сопровождение замещающий семей 21
3.2 Этапы оформления ребенка на воспитание в замещающую семью 23
3.3 Рекомендации для кандидатов в приемные родители 25
Заключение 27
Список литературы 29
Из года в год количество детей, оставшихся без попечения родителей, в России увеличивается. Действующая российская система устройства и воспитания детей не отвечает в полной мере интересам и правам ребенка. В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.
Государственные детские учреждения не предоставляют детям необходимых условий для полноценного развития и адаптации в обществе. Одним из возможных вариантов решения данной проблемы может стать использование института замещающих семей.
Замещающая семья – это семья, предоставляющая услуги по семейному уходу, в которую с целью защиты детей перемещен на замещающее попечение ребенок, не являющийся членом этой семьи. Замещающая семья является средой для жизни и роста ребенка, замещающая его собственных родителей. Родители замещающей семьи проходят обучение и получают право на занятие данной деятельностью. Ребенок, воспитывающийся в замещающей семье, может встречаться со своими родителями. Замещающих родителей называют также семейными воспитателями.
Проблема сиротства и, прежде всего, сиротства социального, за последние 15 лет приобрела в России масштабы национальной катастрофы, выражающейся не только в беспрецедентном росте количества детей, лишившихся родительской опеки, но и в явном недостатке эффективных способов противодействия этому процессу или хотя бы смягчения его негативных последствий. Социальное сиротство — один из симптомов социального неблагополучия современной России. [6]
Актуальность исследования заключается в том, что проблема сиротства в России, существовавшая еще в советские времена, несмотря на предпринятые государством усилия, к сожалению, не только далека от решения, но и обостряется с каждым годом в условиях непростого выживания российских семей в большинстве регионов страны. С начала 90-х годов число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей по различным причинам, возрастает с каждым годом, при этом рождаемость снижается. Увеличивается количество сиротских учреждений.
Сегодня социальное сиротство обусловлено комплексным воздействием различных негативных факторов, включая экономический (низкий уровень жизни), медицинский (инвалидность, заболевания), социальный (военные конфликты, миграция, социально-экономическая нестабильность), экологический (неблагоприятная, а иногда и опасная для жизни среда обитания), семейный (педагогическая и социальная несостоятельность родителей) и, наконец, личностный (отклонения в личностном и социальном развитии, патологические черты личности т.д.).
Цель исследования-выявить суть термина «Замещающая семья» и ее основные формы.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть суть понятия «Замещающая семья»;
2.Рассмотреть различные виды и формы замещающих семей;
3.Определить основные проблемы, с которыми сталкиваются замещающие семьи;
4.Рассмотреть сопровождение и подготовку замещающих семей;
6.Сделать выводы.
Объектом данной работы выступают замещающие семьи.
Предмет исследования – виды замещающих семей.
Одной из самых острых социальных проблем в России в последние два десятилетия является проблема сиротства. Воспитание детей в интернатных учреждениях не обеспечивает удовлетворения их основных потребностей и накладывает негативный отпечаток на психо-физическое развитие детей, свидетельством чего является не только отставание в развитии и несформированность элементарных бытовых, а также коммуникативных навыков, но и отсутствие у них конструктивных поведенческих установок (доверительного отношения к миру, личной ответственности и пр.), необходимых для успешной интеграции в социум (определения жизненных перспектив и следования им, создания собственной семьи и пр.).
На сегодняшний день поиск решения данных проблем в России осуществляется в контексте развития института замещающей семьи.
«Замещающая семья» является обобщающим понятием для семейных форм устройства детей, обозначающим малую социальную группу, одним из членов который является принятый на воспитание ребенок, основанную на связях, регламентированных семейным законодательством, и реализующую социально – ориентированные функции семьи.
Работа с замещающими семьями направлена на укрепление и развитие семейных отношений, восстановление внутреннего уюта в семье, а также стабилизацию достигнутых положительных результатов в социальном, психологическом, педагогическом отношении и ориентации на максимальную реализацию замещающих семей в социальном обществе. Появление приемного ребенка в семье приводит к существенным изменениям в ее статусе и динамике развития, к переплетению этапов ее жизнедеятельности и усложнению межличностных связей, отношений.
Воспитание приемного ребенка в замещающей семье в определенных ситуациях сопряжено с трудностями, главными отличительными чертами которых являются «стресс нового образа жизни», социально- 38 психологическая отчужденность, обуславливающие негативные поведенческие реакции ребенка, ухудшение атмосферы семейных отношений. Для преодоления указанных трудностей необходимы: развивающая среда, персонифицированное жизненное пространство, отвечающие таким ведущим потребностям детей, как потребность в любви, безопасности, защищенности, впечатлениях, общении, социальных контактах, двигательной активности, комфортности, динамичности, открытости. [3]
Быть приемными родителями очень нелегко, ведь на пути будет много преград. Замещающим родителям нужно набраться терпения и если он решились на такое – главное не жалеть! Ведь они творят благое дело: дают семью, уют и покой малышу, который за стенами детдомов так сильно в этом нуждается...
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что сегодня в России не малое количество детей-сирот, это сложившаяся проблема не только нашей страны, но и каждого из нас ведь почти в каждой семье есть дети, и каждый может оказаться в трудной жизненной ситуации, давайте будем помогать друг другу и сохранять наше светлое будущее.
Нормативно-правовые акты :
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
4. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Закон об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (ред. №12 от 03.12.2011, с изм. и доп.). Литература:
1.Абдуллина Е.А. Международно-правовые основы регулирования усыновления // Конституционные основы гражданского судопроизводства: история, современное состояние и пути совершенствования: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Саратов, 2016 года);
2. Афанасьева И.В. «Семейно-правовая защита интересов несовершеннолетних при неисполнении родительских обязанностей по их воспитанию и содержанию» // Семейное и жилищное право- 2017;
3. Байер Е. «Приемная семья для детей-сирот» // Соц. педагогика. – 2015;
4.Батурина Н.И. «Совершенствование семейного законодательства по вопросам правового регулирования усыновления (удочерения) на современном этапе развития российского общества» // -2017;
5. Белкина А. «Приемная семья: опыт, развитие, перспективы» // Соц. работа. – 2016;
6. Беседкина Н.И. «Правовое регулирование порядка усыновления ребенка» // Новый юридический журнал-2015;
7. Бессонов В.А. «Патронатное воспитание как форма семейного устройства детей» // Экономика. Право. Образование: региональный аспект: сборник научных статей- 2016;
8.Бурдо Е.П. «Понятие и особенности прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей в структуре личного неимущественного родительского правоотношения в семейном праве РФ» // - 2017;
9.Бурдо Е.П. «Семейно-правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном праве РФ» // Пробелы в российском законодательстве-2015;
10. Вознюк Н. «Подготовка кандидатов в приемные родители» / Н. Вознюк // Социальная педагогика. – 2015;
11. Галиев Ф.М. «Условия усыновления (удочерения) по законодательству Российской Федерации» // В сборнике: Проблемы российского законодательства и международного права Сборник статей Международной научно-практической конференции- 2016.