Введение 3
1. Теоретические и методические основы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия сферы интернет-торговли 6
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия и значение ее
оценки. Особенности интернет-торговли 6
1.2. Информационное обеспечение оценки конкурентоспособности
предприятия 13
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия и виды
конкурентной стратегии 20
Заключение 43
Список использованных источников
Динамика мирового, в т. ч. российского экономического развития на основе совершенствования, как самой продукции, так и технологии ее продажи, нестабильная текущая экономическая ситуация, обострившая необходимость выживания предприятий на рынке, свидетельствуют о существенной роли инструментов анализа и оценки конкурентоспособности, конкурентной стратегии в деятельности предприятия.
Для того чтобы предприятию реализовать свои конкурентные преимущества, преодолеть свои слабые стороны и добиться максимально высоких результатов в условиях соперничества, хозяйствующему субъекту необходимо уметь анализировать и оценивать свою конкурентоспособность, четко ставить перед собой стратегические цели и реализовывать их на практике в рамках своей конкурентной стратегии. Предприятием должна быть сформирована конкурентная стратегия с учетом возможностей и особенностей конкурентной среды для того, чтобы выдерживать курс на достижение поставленных целей.
В условиях рыночных отношений цели предприятия объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация доли рынка и текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям качества товара и сопутствующих услуг, завоевание расположения клиента. Принимая все это во внимание, следует признать самой надежной технологией обеспечения конкурентоспособности предприятия: эффективность управления предприятием, включая методы анализа и оценки конкурентоспособности, умение определять и реализовывать свою конкурентную стратегию.
Особенно важно владеть инструментами анализа и оценки конкурентоспособности для предприятия сферы интернет-торговли, которая является современным и интенсивно развивающимся методом торговли, открывает широкие возможности для торговых предприятий и имеет свои характерные особенности.
Рассматриваемый региональный рынок интернет-торговли авто- товарами характеризуется средней конкуренцией. Присутствие на рынке нескольких хозяйствующих субъектов, реализующих товары схожего ассортиментного перечня вплоть до конкретных наименований, способствует ужесточению конкурентной борьбы между существующими предприятиями. Это подчеркивает актуальность темы для объекта исследования.
Вышесказанное характеризует актуальность темы выпускной квалификационной работы (ВКР), целью которой является - разработка конкурентной стратегии интернет-магазина ООО «Компания «Тензор» на основе анализа и оценки его конкурентоспособности.
Объектом исследования ВКР выбран интернет - магазин ООО «Компания «Тензор», реализующий автотовары на рынке г. Красноярска, предмет исследования - методы анализа и оценки конкурентоспособности интернет - магазина, разработки конкурентной стратегией.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи ВКР:
- изучить понятие конкурентоспособности предприятия и значение ее оценки, особенности интернет-торговли;
- изучить информационное обеспечение и современные методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- изучить организационные и экономические особенности деятельности ООО «Компания «Тензор»;
- провести анализ внутренней и внешней среды интернет-магазина ООО «Компания «Тензор»;
- провести оценку конкурентоспособности интернет-магазина ООО «Компания «Тензор»;
- разработать конкурентную стратегию интернет-магазина ООО «Компания «Тензор» и оценить ее эффективность.
Теоретической основой исследования являются работы и публикации специалистов по вопросам конкурентоспособности: Г.Л. Азоева, С.Н. Белоусовой, А.И. Булеева, П.С. Завьялова, И.У. Зулькарнаева, О.В. Каплиной, Е.П. Михалевой, Л.Н. Родионовой, основоположников классических методик и стратегий: М.Портера, Ф.Котлера, Р.А. Фатхутдинова, и др.; законодательство Российской Федерации и ее структур. Методологической основой написания ВКР является использование методов: наблюдения, группировки, абсолютного и относительного сравнения, экономико-статистических, экспертного.
Структурно ВКР состоит из реферата, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические и методические основы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия сферы интернет- торговли: понятие конкурентоспособности предприятия и значение ее оценки, информационное обеспечение оценки конкурентоспособности предприятия, методы оценки конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе работы проведены анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Компания «Тензор»: дана организационно¬экономическая характеристика деятельности предприятия, проведена оценка внутренних и внешних факторов формирования его конкурентоспособности, а также итоговая оценка конкурентоспособности ООО «Компания «Тензор».
В третьей главе работы на основе результатов анализа и оценки конкурентоспособности ООО «Компания «Тензор» разработана конкурентная стратегия, определены мероприятия по ее реализации и оценка их эффективности.
Общий объем работы 128 стр. Работа проиллюстрирована 40 таблицами, 46 рисунками, 4 приложениями. Библиографический список включает в себя 62 источника.
Чтобы управлять конкурентоспособностью предприятия необходимо уметь проводить ее оценку, изучать факторы, обеспечивающие ее уровень, на основании чего вырабатывать конкурентную стратегию и действенные решения по укреплению конкурентных позиций.
Результатом оценки конкурентоспособности является разработка, изменение и реализация конкурентной стратегии. Универсальной конкурентной стратегии не существует. Только согласовав условия определенной отрасли с научным потенциалом и имеющимся капиталом, можно добиться успеха. Современный мир предлагает большое количество различных вариантов стратегического развития, цель которых - успешное преодоление неприятностей и проблем, ожидающих предприятие в бизнес-сфере, максимальное уменьшение издержек ввиду усиления конкуренции, а также достижение гибкости и коммуникабельности в рыночной среде. Каждому предприятию необходимо сделать свой индивидуальный выбор.
ООО «***» удается сохранить численный состав и обеспечить рост заработной платы. Увеличение производительности труда характеризует эффективность использования работников. Предприятие реализует стратегию минимизации стоимости основных фондов на балансе. В связи со снижением рентабельности отмечается снижение финансовых ресурсов предприятия. Розничный магазин является бизнесом, стабильно приносящим прибыль предприятию, но не является зоной развития, т. е. базой для увеличения прибыли и расширения деятельности, к которой относится интернет-магазин. Таким образом, перспективным направлением для предприятия является развитие интернет - торговли, которая имеет характерные особенности.
Среди конкурентов исследуемого интернет - магазина выделены: www.*****, www.*****, www.*****, www.*****, www.*****.
Конкурентными преимуществами исследуемого магазина являются: ценовая политика и внутренний кадровый потенциал, способный повысить эффективность внутренних процессов. Конкурентными недостатками магазина являются: недостаточная широта ассортимента, меньшая доля рынка и более низкие темпы роста сбыта, недостаточно эффективная система ФОССТИС и дизайн магазина.
На основании матрицы General Electric можно увидеть, что интернет-магазин, реализуя автотовары, занимает сектор инвестирования, характеризующийся средней стратегической позицией и высокой отраслевой привлекательностью. Наиболее значимыми конкурентами для магазина являются:www.*****и www.*****, которые занимают достаточно устойчивые конкурентные позиции, основным/прямым www.*****. На основании матрицы для исследуемого интернет - магазина приоритетной является наступательная стратегия инвестирования.
С учетом конкурентных преимуществ и конкурентных недостатков для рассматриваемого интернет - магазина наиболее приоритетной является конкурентная стратегия продуктового лидерства, менее значима, но также может улучшить конкурентное положение магазина - стратегия лидерства в нише. Приоритетная стратегия относится к группе стратегий диверсификации.
В рамках приоритетной конкурентной стратегии предлагается расширить ассортимент товаров магазина. А для формирования и поддержания спроса реализовать также мероприятия по усилению рекламной компании посредством издания печатной рекламы и ее распространения на автозаправочных станциях.
Реализация предлагаемых мероприятий конкурентной стратегии будет способствовать увеличению выручки интернет - магазина на ****,* тыс. руб., валовой прибыли на ***,* тыс. руб., прибыли от продаж на ***,* тыс. руб. Показатели обусловлены объемами деятельности интернет - магазина и в перспективе ожидается, что они увеличатся за счет укрепления конкурентных позиций.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]:
принята всенародным голосованием 12.12.1993. - Режим доступа:
КонсультантПлюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. 01.06.2016. - Режим доступа: КонсультантПлюс.
3. Абрютина, М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учеб.пособие / М.С. Абрютина. - Москва: Дело и Сервис, 2000. - 512 с.
4. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азоев - Москва: Центр экономики и маркетинга, 2008. - 142 с.
5. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы/ Г.Л. Азоев - Москва: НОВОСТИ, 2015. - 256 с.
6. Акулич, М. Анализ конкурентоспособности предприятия в аспекте взаимоотношений с потребителями/ М. Акулич // Маркетинг PRO. - 2015. - №6.
- С.30-43.
7. Андреева, О.Д. Технология бизнеса: учеб.пособие / О. Д.Андреева.
- Москва: ИНФРА-М, 2012. - 224 с.
8. Андрианов, В. Конкурентоспособный бизнес / В.Андрианов// Маркетолог. - 2015. - №8. - С.3-9.
9. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - Москва: Экономика, 2007. - 367 с.
10. Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности/ М.Ахматова, Е.Попов // Маркетинг PRO. - 2015. - №4 - С.25-38.
11. Ахметжакова, С. Оценка конкурентной среды / С. Ахметжакова // Новый маркетинг. - 2015. - №11. - С.70-75.
12. Бассовский, Л. С. Маркетинг: учеб.пособие / под ред. Л. С. Бассовского. - Москва: ИНФРА - М, 2015. - 134 с.
13. Белоусова, С.Н. Маркетинг: учеб.пособие / С.Н. Белоусова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 256 с.
14. Белоусов, В.Л. Анализ конкурентной среды / В.Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 5. - С. 35-43.
15. Бизнес-планирование: учеб.пособие / под ред. В.З. Черняк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 519 с.
16. Булеев, А.И. Количественная и качественная оценка конкурентоспособности / А.И. Булеев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2011. - № 5. - С. 46-52.
17. Васильева, Л.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учеб.пособие / Л.С. Васильева. - Москва: Экзамен, 2008. - 318 с.
18. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учеб.пособие / О. С. Виханский. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.
19. Воронов, А. Оценка конкурентоспособности фирмы / А.Воронов // Маркетинг PRO. - 2015. - № 3. - С. 70 - 93.
20. Воротников, А. Инвестиции в конкурентоспособность предприятия / А. Воротников// Инвестиции в России. - 2015.- №11. - С.5-9.
21. Голубева О.Н. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / О.Н. Голубева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 2. - С. 27-33.
22. Горбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие / Е.А. Горбашко. - Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2014. - 207 с.
23. Графов, А.В. Классические теории конкурентоспособности в современной практике / А.В. Графов // Маркетинг PRO. -2015 .- № 7 .- С. 64-78.
24. Данько, Т.П. Управление маркетингом: учеб.пособие. Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 334 с.
25. Ефремов, В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: учеб.пособие / В.С. Ефремов. - М.: Финпресс, 2013. - 354 с.
26. Завьялов, П. С. Конкурентоспособность / П. С. Завьялов// Маркетинг PRO. - 2016. - № 2. - С. 50-55.
27. Зулькарнаев, И.У. Метод расчета конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И. У. Зулькарнаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом.- 2013. - № 2. - С. 17 -27.
28. Каплина, О.В. Оценка конкурентоспособности / О.В. Каплина // Маркетинг PRO. - 2016. - №3. - С.28-48.
29. Кныш, М.И. Конкурентные стратегии: учеб.пособие / М. И. Кныш. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 284 с.
30. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб.пособие / Л.Т. Гиляровская [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 360 с.
31. Кондрашев, В. Анализ конкурентоспособности предприятия / В. Кондрашев// Инвестиции в России. - 2016. - № 1. - С. 86-89.
32. Коротков, Э. М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / Э.М. Коротков, Ю.Я. Еленева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014.- №6.- С 58 - 72.
33. Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент/ Ф. Котлер, пер. с англ. под ред.
О.А. Третьяк [и др.]. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 896 с.
34. Лавров, А.Н. Эффективность бизнес - планирования / А.Н. Лавров. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 315 с.
35. Либерман, К.И. Закупка и продажа: разные цены / К.И. Либерман // Росийский бухгалтер. - 2013. - №12. - С.32-41.
36. Лифиц, И.М. Теория и практика анализа конкурентных рынков. - Москва: Юрайт - М, 2010. - 224с.
37. Лобанов, М.М. Оценка конкурентоспособности предприятия / М.М.Лобанов // Маркетинг PRO. - 2015. - №7.- С.53-58.
38. Макарьева, В.И. Планируем правильно / В.И. Макарьева. - Москва: Налоговый вестник, 2012. - 378 с.
39. Маркетинг/ под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, 2010. - 560с.
40. Маркетинг: учебное пособие/ под.ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. - Санкт-Петербург: Бизнес-пресса, 2009. - 512 с.
41. Маркетинг: учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, [и др.]; под ред.
Н.Д. Эриашвили. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 631с.
42. Михалева, Е.П. Маркетинг: учеб.пособие / Е.П. Михалева. - Москва: Юрайт-Издат, 2016. - 222.
43. Портер, М. Конкуренция: учеб.пособие/ М. Портер. - М.: Вильямс, 2008. - 495 с.
44. Родионова, Л.Н. Методы конкурентной борьбы лидеров рынка/ Л.Н.Родионова // Коммерсант. - 2014. - №3. - С.63-65.
45. Социально-экономическое положение Красноярского края в 2015 году (доклад, № 1-1) // Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю (Красноярскстат). - Красноярск, 2015 - 182с.
46. Суслова, Ю.Ю. Экономика предприятия: учеб.пособие / Ю.Ю. Суслова, Н.В. Фролова; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. - Красноярск, 2007. - 124 с.
47. Терещенко, Н.Н. Планирование на предприятии торговли: учебное пособие / Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. - Красноярск, 2005. - 296 с.
48. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 312 с.
49. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учеб.пособие / Р.А. Фатхутдинов. - 5-е изд. - Москва: Интел-Синтез, 2010. - 521 с.
50. Целикова Л.В. Конкурентоспособность / Л.В. Целикова // Вестник МУ. Серия 6. Экономика. - 2016. - № 2. - С. 34-51.
51. Чечевицына, Л.Н. Экономика организации: учеб.пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына. - Москва: Феникс, 2012. - 489 с.
52. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли : учеб.пособие / под. ред. А.Н. Соломатина. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 560 с.
53. Экономика организации (предприятия): учеб.пособие / В.Д. Грибов [и др.]. - 6-е изд., перераб. - Москва: КноРус, 2012. - 587 с.
54. Экономика организации (предприятия): учеб.пособие / под ред. Н.А. Сафронова. - Москва: ИНФРА-М, 2009. -178 с.
55. Экономика предприятий торговли и общественного питания : учеб.пособие / под ред. Т.И. Николаевой. - 2-е изд. - Москва: КноРус, 2008. - 400 с.
56. Экономика предприятия: учеб.пособие / П.В. Журавлев [и др.]. - Москва: Экзамен, 2008. - 587 с.
57. Экономика: учеб.пособие / под ред. А.И. Гребнева. - М. - Экономика, 2009. - 237 с.
58. Экономика фирмы: учеб.пособие / под ред. Н.П. Иващенко. - М. - ИНФРА-М, 2010. - 419 с.
59. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие / А.Ю. Юданов. - 5-е изд. - Москва: Гном-Пресс, 2014. - 314 с.
60. Интернет-торговля в России [Электронный ресурс] - Режим доступаhttp: //www.marketing .spb .ru/mr/it/e_trade.htm
61. Статистика интернет-торговли в странах мира: основные данные и показатели [Электронный ресурс] - Режим доступа http://провэд.рф/analytics/16849-statistika-intepnet-topgovli-v-stpanah-mipa-osnovnye-tendentsii-i-pokazateli.html
62. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.krasstat.gks.ru/