Введение
1 Теоретические основы мерчандайзинга и его роль в системе
продаж 8
1.1 Сущность мерчандайзинга и роль мерчандайзинга в коммерческой
деятельности 8
1.2 Современная практика организации мерчандайзинга 17
1.3 Современное состояние мерчандайзинга в России 27
1.4 Методики оценки мерчандайзинговых мероприятий 31
Заключение 87
Список использованных источников
Мерчандайзинг как элемент торгового маркетинга был найден в процессе улучшения торгового обслуживания и является обобщением большого количества эмпирического материала деятельности по продвижению товаров в определенных условиях предприятий. На протяжении последних нескольких десятков лет он динамически развивается на практике. Сегодня задача заключается в том, чтобы товар был востребован, чтобы он обладал такими свойствами, которые необходимы потребителю [28].
Как выставить товар на полках или витрине, чтобы он не потерялся среди других, на какие группы разбить обилие продаваемых вещей, чтобы покупатель смог сориентироваться в их необъятном множестве и найти именно то, что ему надо, - эти проблемы встали перед продавцами лишь с появлением крупных торговых точек [32].
Хорошая планировка помогает потребителям находить и покупать товары. Вежливый, хорошо обученный персонал сделает процесс покупки приятнее. А все эти факторы в совокупности помогут удержать потребителя и сделать его вашим клиентом [32].
Мерчандайзинг является мощным инструментом маркетинга, позволяющим влиять на потребителей, а следовательно и на хозяйственную деятельность торговых предприятий.
Тема выпускной классификационной работы является актуальной и важной, так как все мероприятия мерчандайзинга направлены на повышение конкурентоспособности магазина, формирование лояльности, управление процессом продажи товаров, экономию бюджета при их продвижении, эффективное размещение и демонстрацию и, как следствие, увеличение объемов реализации продукции и прибыли.
Цель выпускной классификационной работы заключается в проведении теоретических и практических исследований системы мерчандайзинга, а также средств оценки эффективности мерчандайзинга на примере ООО «СМАРТ» гастронома «Красный Яр», Железнодорожников 8, г. Красноярска.
Выпускная классификационная работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- изучение теоретических основ мерчандайзинга и его роли в коммерческой деятельности;
- исследование организационно-экономической деятельности ООО «СМАРТ» гастронома «Красный Яр»;
- исследование организация мерчандайзинговых мероприятий в ООО «СМАРТ» гастроном «Красный Яр»;
- оценка мерчандайзинговых мероприятий в ООО «СМАРТ» гастроном «Красный Яр».
Предметом выпускной классификационной работы выступает организация мерчандайзинговых мероприятий и оценка их эффективности. Объектом исследования является ООО «Смарт» гастроном «Красный Яр», Железнодорожников, д. 8, г. Красноярск. Данное торговое предприятие является структурным элементом торговой сети гастрономов «Красный Яр»
Теоретической и информационной базой исследования представленной работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов по вопросам организации мерчандайзинговых мероприятий, использованы нормативные и законодательные документы, регулирующие розничную продажу товаров (Веллхофф А., Гуняков Ю. В., Рамазанов И.Н., Смоленцева Л. Т., Таборова А.Г., Масон Жан-Эмиль и т. д.). Статьи и журналы периодической печати по вопросам выбранной темы.
Методологической основой в бакалаврской работе послужили современные методы анализа: системный, сравнительный, экономический и др. В частности были использованы статистический метод, метод экспертных оценок.
Выпускная классификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 113 страниц. Бакававрская работа иллюстрирована 25 рисунками; 29 таблицами, 7 приложениями. Список использованной литературы включает в себя 52 источника.
Актуальность выпускной классификационной работы является важной, так как все мероприятия мерчандайзинга направлены на повышение конкурентоспособности магазина, формирование лояльности, управление процессом продажи товаров, экономию бюджета при их продвижении, эффективное размещение и демонстрацию и, как следствие, увеличение объемов реализации продукции и прибыли.
В ходе написания данной бакалаврской работы была достигнута ее цель в проведении теоретических и практических исследований системы мерчандайзинга, а также средств оценки эффективности мерчандайзинга на примере ООО «СМАРТ» гастронома «Красный Яр», Железнодорожников 8, г. Красноярска.
Для этого были решены поставленные задачи:
- изучение теоретических основ мерчандайзинга и его роли в коммерческой деятельности;
- исследование организационно-экономической деятельности ООО «СМАРТ» гастронома «Красный Яр»;
- исследование организация мерчандайзинговых мероприятий в ООО «СМАРТ» гастроном «Красный Яр»;
- оценка мерчандайзинговых мероприятий в ООО «СМАРТ» гастроном «Красный Яр».
Предметом выпускной классификационной работы выступает организация мерчандайзинговых мероприятий и оценка их эффективности.
Объектом исследования данной дипломной работы являлось предприятие г. Красноярска - ООО «Смарт» гастроном «Красный Яр»», которое находится по адресу: ул. Железнодорожников,8.
Общее количество сотрудников ООО «Смарт» гастроном «Красный Яр» в 2015 году составляло 50 человек. Гастрономом возглавляет управляющий, который организует работу предприятия и несет полную ответственность за его деятельность перед государством и трудовым коллективом. Наибольшую долю составляет обслуживающий персонал - 48%.. На втором месте по количеству - вспомогательный персонал - в отчетном году его численность составила 21 человек или 42% от общего количества работников. Численность сотрудников административного персонала не изменилась и составила в 2016 году - 5 человек.
Большинство сотрудников, а именно 100% имеют высшее образование - это весь административный персонал, 12 из 24 человек имеют высшее образование. Большинство сотрудников имеют стаж работы от 3 до 10 лет - чуть меньше - 30,0% - до 3 лет. Административный персонал - это опытные сотрудники, достаточно давно работающие в сфере торговли, а обслуживающий и вспомогательный персонал - это молодые люди, имеющие небольшой опыт работы.
В 2015 году трудовые ресурсы использовались более эффективно, чем в 2014 году. Об этом факте говорят значения показателя производительности труда одного работника - в 2015 году произошло увеличение 1859,2 тыс. руб. В большей степени увеличилась производительность труда обслуживающего персонала - на 3873,4 тыс. руб.
Стоимость основных фондов в целом на предприятии, по сравнению с прошлым периодом возросла на 54 тыс. руб. и составила 649 тыс. руб. Зданий и сооружений на балансе анализируемого предприятия нет, так как оно снимает площадь в аренду. Торгово-технологическое оборудование по своей стоимости выросло на 34,7 тыс. руб. по сравнению с периодом 2014 года.
Доля товарных запасов в 2014 году составила 55,7%, а в 2015 году - 53,8% в общей стоимости оборотных активов. Динамика денежные средства предприятия увеличились на 7850,0 тыс. руб. и повысились по удельному весу на 0,2%, что в конечном итоге составило 28698,0 тыс. руб.
Организация мерчандайзинга в магазине - это система мероприятий, которые направлены на то, чтобы посетителям было удобно, выгодно и приятно совершать покупки. Продажа товаров в магазинах должна осуществляться не только благодаря продавцам, но и всему находящемуся в залах оборудованию, а также атмосфере, формирующей у посетителей нужную мотивацию.
Площадь торгового зала составляет м2. Полученное значение коэффициента эффективности использования площади торгового предприятия, равное , свидетельствует о рациональности соотношения торговой и общей площади. Коэффициент установочной площади находится в не рациональном использовании торговой площади а коэффициент выставочной площади также является в не рациональном использовании пространства Коэффициент емкости это оптимальное значение коэффициента, таким образом, в магазине эффективно используется выставочные площадь.
Проблемы организации мерчандайзинговых мероприятий:
- просроченные продукты, так как не обновляется ассортимент товарных групп;
- неэффективное использование выставочной площади торгового зала;
- несоответствие распределение покупательского потока в торговом зале в соответствии с естественными рефлексами.
Для решения этих проблем были разработаны мероприятия.
- увеличить выставочную площадь некоторых отделов;
- за каждым продавцом закреплять свою торговую зону;
- организация рациональной выкладки товаров в торговом оборудовании с помощью мерчандайзинговых мероприятий;
- разработать более удобное расположение торгового зала;
- обучение персонала - изучение списка тренингов по успешным продажам.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в гастрономе «Красный Яр» имеются проблемы. Применив предложенные мерчандайзинговые мероприятия можно увеличить основные экономические показатели деятельности предприятия.
Применение мерчендайзинга имеет такое же значение для успешной продажи продукции, как создание брэнда товара, проведение рекламных акций различного рода. Данная маркетинговая коммуникация позволяет эффективно продвигать тот или иной товар, марку, упаковку именно в торговом зале, где непосредственно принимается решение о покупке.
Необходимыми условиями успешного достижения запланированных результатов является: во-первых, активное взаимодействие производителя, дистрибьютора и продавца; во-вторых, создание и внедрение комплексной программы мерчендайзинга, включающей разработку инструментов мерчендайзинга и его организацию в компании и; в-третьих, ориентация на потребности покупателя; в-четвертых, профессионализм торговых представителей и мерчендайзеров. В результате применение данной технологии в процессе реализации продукции, с одной стороны, делает более простым ориентацию покупателя в предлагаемом ассортименте товаров, улучшает узнаваемость торговых марок, а с другой, - экономит бюджет компании по продвижению товара, увеличивает объемы продаж и прибыли.
1. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ., [Электронный ресурс] федер. закон от 28.12.2009 N 381- ФЗ ред. от 31.12.2014: Режим доступа: Консультант плюс
2. О защите прав потребителей. федер. закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 в ред. от 23 июля 2014 г.— Москва: Омега-Л, 2015. — 48 с.
3. ГОСТ Р 51303 - 99. Торговля. Термины и определения. - введ. 01.01.2000. - Москва: Издательство стандартов, 2000. - 27с.
4. ГОСТ Р 51304-2009. Услуги торговли. Общие требования. - Взамен ГОСТ Р 51304 - 99; введ. 15.12.2009. - Москва: Издательство стандартов, 2010. - 12 с.
5. ГОСТ Р 51305 - 99 Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу. - введ. 11.08.1999 г. № 242- ст. - Москва: Госстандарт России, 2008. - 11с.
6. Алексеенко М. А. Визуальный мерчендайзинг как инструмент маркетинга / М. А. Алексеенко Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право - 2012. - № 4. - С. 6-9.
7. Архипенкова А.С. Мерчандайзинг в России: понятие, проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / А.С. Архипенкова, О.Д. Гайдукова // Научное сообщество студентов XXI столетия. экономические науки: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41):Режим доступа:http://sibac.info/studconf/econom/xlii/49480
8. Беттджер Ф. Секреты продаж / Ф. Беттджер; Москва: Попурри - 2012. -336 c.
9. Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина. Методы анализа и практические советы / Е.А. Бузукова. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 335 с.
10. Боровинский Д.В. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. Синергетический эффект интеграции / Д.В. Боровинский, В.В. Куимов. - Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2014. - 172 с.
11. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие / С.Н. Виноградов - Минск: Высшая школа, 2012 - 176с.
12. Винникова Л. Мерчендайзинг: всякому товару - свое время, место и атмосфера / Л. Винникова // 2002. - №45. - С. 14-15.
13. Веллхофф А. Мерчендайзинг. Эффективные инструменты и управление товарными категориями: уч. пособ. / А. Веллхофф, Жан-Эмиль Масон: Москва: изд. Дом Гребенникова, 2009. - 274 с.
14. Гуняков Ю. В. Начала коерциологии: функциональный аспект: монография / Ю. В. Гуняков; Краснояр. торг.- эконом. ин-т. - Красноярск, 2001 - 321 с.
15. Гуняков Ю.В. Коммерциология: теория коммерческой деятельности. Том 1 / Ю.В. Гуняков; Краснояр. торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2008. - 232с.
16. Гуняков Ю.В. Коммерциология: теория коммерческой деятельности. Том 2 / Ю.В. Гуняков; Краснояр. торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2008. - 226с.
17. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Дашков и К, 2015. — 512 с.
18. Инновационные технологии в мерчандайзинге [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://sociosphera.com/publication/conference/2013/183/innovacii_v_razvitii_informacionnyh_tehnologij_i_kommunikacij_merchandajzinga/
19. Котляренко М. Мерчандайзинг - это искусство [Электронный ресурс] [Электронный ресурс] / М. Котляренко // Практический маркетинг. - 2001. -№7. Режим доступа:http://www.cfin.ru/press/practical/2001-07/03.shtml
20. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебно - практическое пособие для студентов заочного обучения / А. Я. Кибанов, Н.В. Федорова. - Москва: Финстатинформ, 2014.- 430 с.
21. Клочкова М. С. Мерчандайзинг Научная книга / М. С. Клочкова, Е. Ю. Логинова, А. С. Якорева. - Москва: 2008 - 157 с.
22. Корокошко Ю. В. Новые технологии в маркетинге / Ю. В. Корокошко // Вопросы структуризации экономики . - 2012. - № 2. С. 143¬146.
23. Любименко А.И. Мерчендайзинг: учебное пособие / А.И. Любименко, М.Н. Титова, М.В. Чигиринова; М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна - Санкт-Петербург: СПГУТД, 2011. - 95 с.
24. Мерчандайзинг в торговом предприятии современного формата.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nauteh-
journal.ru/index.php/---ep13-12/1073
25. Мерчандайзинг [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://center-yf.ru/data/Marketologu/Merchandaizing.php
26. Мерчендайзинговый подход к выкладке товаров [Электронный
ресурс] - Режим доступа:vykladka-tovarov-merchendajzing-prilavok-mag azin-prodazhi-pokupatel-faktory-pribyl-jeffektivnost/
27. Мерчандайзинг в формате convenience (удобный магазин у дома) // Управление магазином . - 2014. -№ 9. - С. 21-24.
28. Мерчандайзинг в торговом предприятии современного формата [Электронный ресурс] // Современная наука. -2014.- №11. С.18-20. Режим доступа:http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep13-12/1073
29. Мерчандайзинг в розничной торговле - действенный инструмент увеличения продаж [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://p- analitika.ru/merchendajzing-v-roznichnoj-torgovle/
30. Мерчандайзинг торгового зала, принципы, планировка магазина [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://p-analitika.ru/cat16.html
31. Мерчандайзинг - система организации продаж. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://futureaccess.ru/Medaicenter/biznes-stati/merchandajzing/
32. Методика оценки эффективности мерчандайзинга. -
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.4p.ru/main/theory/147681/?sphrase_id=1569828
33. Оптимальная планировка продуктового магазина // Товаровед продовольственных товаров. - 2008. - N 4. - С. 23-24.
34. Определение и сущность мерчандайзинга [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://pharmedu.ru/opredelenie-i-sushhnost-merchandajzinga/
35. Организация коммерческой деятельности предприятия:
коммерциология. Ч.1. Организационно-экономические предпосылки коммерческой деятельности: учеб. пособие / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Куимова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016.- 112 с.
36. Оснащение и проектирование магазина. -2014. -С. 21-23. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.design- m.ru/articles/article_id=46.htm
37. Панкрухина А.П. Маркетинг: большой толковый словарь / А.П. Панкрухина; под редакцией. - 3-е издание, стер - Москва: Омега-Л, 2011. - 261 с.
38. Планировка магазина по продаже продуктов питания [Электронный ресурс] // Правильная планировка торгового зала. - 2006. - С. 15-14. - Режим доступа:http://www.reclama.su/viewtopic.php?t=2047
39. Рамазанов И.Н. Методологические основы мерчендайзинга / И.Н. Рамазанов // Маркетинг.- 2006. -№3(88).-С. 65-70.
40. Рамазанов И.Н. Мерчандайзинг в розничном торговом бизнесе учебное пособие / И.Н. Рамазанов. - Москва: Деловая литература, 2008 - 215с.
41. Размещение и выкладка товара в торговом зале [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://refy.nstu.xyz/55/202851-razmeschenie-i-vykladka-tovara-v-torgovom-zale.html
42. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2011 - 479 с.
43. Роль инновационных технологий в современном мерчандайзинге
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://studopedia.su/12_127459_merchendayzinge.html
44. Семин O. A. Сервис в торговле в трех книгах [Электронный ресурс] / О. А. Семин, В. А. Сайдашева, В. В. Панюкова.- Режим доступа.- URL: http://refdb.ru/look/1943580-pall.html
45. Смоленцева Л. Т. Мерчандайзинг в розничной торговле: учеб. пособие / Л.Т. Смоленцева; Краснояр. гос. торг.- экон. ин-т. - Красноярск: Печатные технологии, 2009 - 91 с.
46. Словарь терминов по рекламе, маркетингу и PR. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://slovo.yaxy.ru/72.html
47. Словарь финансовых терминов [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://finansovye-terminy.slovaronline.com/%D0%9C/1049-
MERCHANDAYZING
48. Становление и совершенствование мерчандайзинга в России
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://studsell.com/view/169938/10000
49. Сэнд Г. А. Принципы мерчендайзинга / Г.А. Сэнд ; пер. с англ. М. С. Долженников. - Минск: Гревцов Паблишер, - 2007. - 256 с.
50. Таборова А.Г. Умный мерчандайзинг / А.Г. Таборова; - Москва: Дашков и К - 2015. - 160 с.
51. Теоретические основы мерчандайзинга. Понятие и эволюция мерчандайзинга. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studbooks.net/61463/marketing/teoreticheskie_osnovy_merchandayzinga
52. Толмачева, И. А. Эффективный мерчендайзинг. Взгляд поставщика / И.А. Толмачева - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2012. - 159 с.