ВВЕДЕНИЕ…………………………………...............
Глава 1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
1.1. Режим занятий. Самостоятельная работа
1.2 Урок как основная форма к подготовке к выступлению.
1.3 Рациональный выбор репертуара……………………..
1.4 Подбор тростей...............................................................
Глава 2. ОПТИМАЛЬНОЕ КОНЦЕРТНОЕ СОСТОЯНИЕ…......
2.1 Физический компонент………………………………....
2.2 Эмоциональный компонент. Самоконтроль………………………......
2.3 Музыкальное мышление……………....………………..
2.4 Память……………………………………………………
Глава 3. МЕТОДЫ ОВЛАДЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫМ КОНЦЕРТНЫМ СОСТОЯНИЕМ…………………………………..................
3.1 Игра перед воображаемой публикой…………………..
3.2 Ролевая подготовка…………………………………......
3.3 Дыхательные упражнения………………………...……
3.4 Предварительные проигрывания ………………...…ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………....………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...………
Трудность подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению - одна из самых важных тем в сценическом искусстве. Многие важные музыканты часто признавали, что сценическая стимуляция влияет на концертное исполнение каждого артиста. «... Мое волнение выражается в том, что внутренне я остаюсь очень ограниченным. Я играю ленивый и апатичный. Все, кто смотрел на меня, говорили: «Они абсолютно не волнуются, молчат». А это значит, что я действительно волнуюсь. Гринберг М.И. Нет художника, который никогда не страдал от негативной сценической агитации. В этом случае причины этого могут быть совершенно разными.
Так, Н.А. Римский-Корсаков говорил, что чем хуже выучено эссе, тем выше популярность. Однако сценическое чувство исполнителя зависит не только от того, насколько хорошо и надежно выучено музыкальное произведение. Почти все музыканты тщательно анализируют тонкости музыкального текста, рассматривают план исполнения и постоянно отрабатывают все части предстоящего исполнения. Однако, когда они выходят на сцену, они теряют контроль над происходящим и не могут успешно реализовать задуманные художественные планы.
Сценическое состояние характеризуется в основном потерей самоконтроля, ощущением «зависимости от массы». «Когда художник выходит на сцену перед тысячной толпой, он теряет самообладание в страхе, смущении, стеснительности, ответственности и трудностях. В этот момент он не может смотреть, слушать, думать, хотеть, чувствовать, ходить, действовать по-человечески. "
Приёмы саморегуляции сценического состояния –значимый элемент психической подготовки исполнителя к концертному выступлению, но, как это не удивительно, методика такой саморегуляции недостаточно исследована. Существуют труды, посвящённые сценическому волнению, например: Г. Цыпин. «Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества»., Герсамия И.Е. «К проблеме психологии творчества певца».
Психологи неохотно относятся к этому вопросу, поскольку у них нет опыта концертной, перформансной, музыкальной и образовательной подготовки к концертному исполнению, и поэтому они становятся главным шагом в становлении музыканта-исполнителя, а успех его выступления на сцене достигается не только благодаря Качество и надежность произведений усвоены, но также и на уровне их психологической готовности общаться с общественностью. (Является ли основная задача музыканта-исполнителя общаться с аудиторией? Я думаю: передать содержание музыкального произведения, созданного композитором.) Работа музыканта является одним из самых трудоемких видов деятельности, требующих многих лет работы, часто на физическом и психологическом уровне. Из-за растущей конкуренции молодых музыкантов, загруженность увеличивается. И сейчас победителем часто становится тот, кто сильнее, физически, физически и морально. Насколько велико население Земли, так трудно судить о состоянии человека. Независимо от того, как это раздражает, силы человека ограничены, а усиление стресса (интеллектуального или психомоторного) за пределами приемлемой природы вызывает состояние глубокой усталости: художник теряет чувство радости от игры на музыкальном инструменте. , В этих условиях бесполезно возлагать надежды на самые высокие показатели. Чрезмерное возбуждение не использует потенциал инициативной стороны ума, равно как и энергетический потенциал, ведущий время от времени к провалу всего, что было продумано и отработано в течение длительного времени, и самое печальное, что это может произойти во время ответственного исполнения.
Исполнительская деятельность - невероятно сложный, утомительный и ответственный процесс. Актер готовится к сцене и потребляет огромное количество энергии, как физиологически, так и эмоционально. Чтобы самостоятельно выявить слабые стороны вашей творческой индивидуальности и выбрать более необходимый и эффективный метод психофизиологической подготовки к концертному выступлению, вы должны обладать большими знаниями по этому предмету.
В своей работе я пыталась доказать, что необходимо ввести комплекс психотехнических приемов, которые помогают интегрировать волнение музыканта в практику исполнения, чтобы определить оптимальное состояние концерта.
Основываясь на своем собственном опыте, советах выдающихся музыкантов и научной работе психологов в этой области, я представляю различные практические способы продвижения рационального здоровья на этапе: предварительная игра, ролевая тренировка, сосредоточенное внимание.
Если вы напишете четкое предписание, чтобы убедиться, что ваше выступление будет успешным каждый раз, их может не взять ни один из методистов и музыкантов переводчика. Каждый человек уникален. Поэтому методы подготовки всегда должны основываться на индивидуальных качествах внутренней и внешней среды человека. По этой причине, изучая свои сильные и слабые стороны, анализируя и запоминая чувства, которые предшествовали успешному выступлению, мы можем сознательно восстановить такое состояние перед дальнейшими концертами.
Взаимодействуя с аудиторией, аудитория - это всегда творческий процесс, подразумевающий взаимоотношения. Музыкант не только влияет на публикацию, но и чувствует ее влияние на него. Музыка для исполнителя - это и связь, и средство общения с публикой. Преодоление поп-ажиотажа должно идти по пути творческого желания общаться со слушателем. Взаимодействие несет в себе истинный смысл всей подготовительной работы художника.
Полная преданность воплощению музыкального образа, непрерывный диалектический процесс раскрытия великолепного в исполнении, стремление раскрыть все это в реальном звуке - вот как можно преодолеть сценическое беспокойство.
Алексеев А.В. «Себя преодолеть!» / Алексеев А.В.¬ М.: ФиС, 1978.
2.Ананьев Б.Г.Психология чувственного познания. – М.,Наука,2001
3.Арановский М. Музыка и мышление//Музыка как форма интеллект д-ти-М.2007.-с.10-43.
4. Л.В. Баланчивадзе "Индивидуально-психологические различия музыкального исполнения"
5. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.,1974
6.Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя // Вопросы психологии. – 1975. - №1
7. Вишнякова С.М.Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.:НМЦ СПО,1999
8. Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982г
9. Вундт К.В. Теория эмоций
10. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2003. – 136 с
11. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. – М.: Просвещение, 1985. С. 218 – 219. 222 с.
12. Диков Б.А. Методика обучения игре на кларнете. М.: Музыка - 1983.
13. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. – Пер. с англ. Н.М. Никольской. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с.
14. Капустин Ю Музыкант-исполнитель и публика. Л.: Музыка, 1985.
15. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов – М.: Воронеж, 1996. – 141 с.
16. Коган.К. «У врат мастерства». М.; Музыка, 1969, с.132
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев – М.: Политиздат, 1977. — 256 с.
18. Литвиненко Ю.А. "Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке" М.; "Педагогика искусства" №1, 2010
19. Лучнина О. «Психология сценической деятельности музыканта» ,2017
20. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации
учения М., Просвещение, 1990г.
21. Маккиннон Л. «Игра наизусть». Л.: Музыка, 1967, 125 с.
22. Мясищев В.Н. Проблемы личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и физиологии. Т.50. – Л.,1969. – С.16
23. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью К., 1987г.
24. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003 – Ч.1.
25. Никифоров А.С.Неврология. Полный толковый словарь. – М.,2010
26. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., Музыка, 1972.
27. Незайкинский Е.В. Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки. М.: Музыка. - 1965.
28. Никифоров.Г.С. «Самоконтроль человека»-Л.:Изд-во ЛГУ,1989.-192с.
29. Петрушин.В.И «Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей» М.: Гуманитарный-издательский центр ВЛАДОС, 1997г., 384с.
30. Пилипенко И. Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления//Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. «Феникс». Ростов-на-Дону, 2002.
31. Розанов С.В. Основы методики обучения игре на духовых инструментах. М.: Музыка. - 1935.
32. Савшинский.К.С «Работа пианиста над музыкальным произведением». М. --Л.: Музыка, 1964, 183 с.
33. Савшинский К.С. Стадийность работы / / Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведения. - М.: Классика, 2004. - С.54 - 132.
34. Теплов.Б.М « Психология музыкальных способностей». -- М.--Л., 1947, с. 255.
35. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. М.: 1984. — 152 с.
36. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Музыка. - 1975.
37. https://ru.wikihow.com/выбрать-трость-для-кларнета
38. Цагарелли Ю.А. «Психология музыкально-исполнительской деятельности»: Учебное пособие. С-Петербург: Композитор, 2008
39. Г. Цыпин. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Книга 1. М.: Советский композитор, 1988. - С. 124.