ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МИФОПОЭТИКА: НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ И
ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО МИФОЛОГИЗМА XX ВЕКА 12
1.1. Миф и мифопоэтика: основные положения и ключевые понятия 12
1.2. Особенности мифологизма в зарубежной литературе XX века 1 8
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. ДЕ
СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ 25
2.1. Мифологема неба / земли 26
2.2. Мифологема храма / дерева / корабля 34
2.3. Мифологема пустыни 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ГЛАВА 3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МИФА О КУЛЬТУРНОМ ГЕРОЕ В
ТВОРЧЕСТВЕ А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ 46
3.1. Авиация в первой половине XX века и путь А. де Сент-Экзюпери -
летчика 46
3.2. Образы летчиков в произведениях А. де Сент-Экзюпери в контексте
мифа о культурном герое 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Антуан де Сент-Экзюпери (Antoine de Saint-Exupery, 1900-1944) является одной из ключевых фигур французской литературы первой половины XX века. Его творчество, получившее известность и широкое признание еще при жизни писателя, на протяжении практически ста лет не утрачивает интерес читателей и исследователей. Жизнь писателя, сопряженная с нелегкой и подчас опасной работой на авиалиниях, активная гражданская позиция, деятельность корреспондента, участие в военных действиях на фронтах Второй мировой войны и, наконец, ранняя и загадочная смерть притягивают к себе читательскую публику. Основная тема его произведений - авиация - была сравнительно новой для 20-х и 30-х годов прошлого века и наряду с узнаваемым стилем и философским характером произведений определила необычайную популярность Сент-Экзюпери у читателей того времени. Многие эпизоды из жизни писателя, в том числе отношения с коллегами-летчиками, авиационная работа и авиакатастрофы, нашли воплощение в его творчестве, которое отличается большой долей автобиографичности. Сам образ Сент-Экзюпери благодаря его насыщенной жизни и гуманистическому пафосу его творчества приобрел романтические черты, мифологизировался. Об этом можно судить по тем эпитетам, которые употребляют его биографы и исследователи в статьях, посвященных писателю: «рыцарь» (М. Ваксмахер), «ланселот» (А. Зверев), «принц» (М. Манолль, П. Уэбстер), «небесная птица» (К. Кейт), «архангел» (Н. де Валльер). О творчестве А. де Сент-Экзюпери написано большое количество исследований, монографий, рецензий и заметок; существует несколько книг воспоминаний друзей и коллег. Созданы музеи, посвященные писателю, - в Японии, Южной Корее и Марокко, с 2000 года аэропорт города Лиона носит его имя. В Ульяновске при УлГУ больше пятнадцати лет действует Международный лингвокультурный центр Сент-Экзюпери. По произведениям писателя ставятся театральные спектакли, радиоспектакли, мюзиклы, создаются фильмы и мультфильмы. В 1972 году на сцене Александринского театра Л.А. Малюгиным был поставлен спектакль «Жизнь Сент-Экзюпери».
Сам Сент-Экзюпери не считал себя профессиональным писателем, однако очень серьезно относился к литературному творчеству, считая его одним из средств общения с миром, передачи ему своего духовного опыта. По меткому замечанию польского исследователя творчества писателя А. Буковской, «Сент-Экзюпери был из тех художников, которые рассматривают свое творчество не только как средство общения с другими людьми, но и как миссию, как сознательно взятое на себя бремя ответственности за судьбы человеческого общества» [Буковская, 1983: 20]. Не был он и философом в полном смысле этого слова, не создал никакой систематической философской концепции, однако важнейшие философские вопросы познания бытия и человека занимают первостепенное место в его творчестве. За двадцатилетнюю писательскую деятельность Сент-Экзюпери написал несколько романов и повестей, публицистических очерков и репортажей; работал военным корреспондентом и побывал во многих «нервных центрах современного ему мира, оказавших решающее влияние на формирование облика XX века» [Буковская, 1983: 22]: в Испании периода Гражданской войны, советской Москве, Германии 30-х годов. Первое произведение Сент-Экзюпери - рассказ «Авиатор» («L'Aviateur»), написанный в 1926 году, - так и остался при жизни автора неопубликованным. В 1928 году выходит роман «Южный почтовый» («Courrier Sud»), в котором раскрывается характер главного героя первого рассказа летчика Берниса. За первым романом следует «Ночной полет» («Vol de nuit»), получивший в 1931 престижную премию Фемина. В этом произведении, а именно в образе директора авиалиний Ривьера, выступавшего за идею опасных ночных полетов, в размышлениях о ценностях человеческой жизни и проблеме преодоления себя, наиболее ярко проявилось влияние философии Ф. Ницше, которой был особенно увлечен Сент-Экзюпери в начале своего литературного творчества. В 1938 году выходит в свет сборник очерков и эссе «Планета людей» («Terre des hommes»), отразивший драматический эпизод из жизни Сент-Экзюпери - его авиакатастрофу в Сахаре; сборник получил Большую премию романа Французской академии. Эта книга характеризуется относительной бессюжетностью и многочисленными размышлениями - данная форма найдет воплощение в последней незаконченной работе писателя. Затем следуют написанные во время Второй мировой войны «Военный летчик» («Pilote de guerre», 1942) и самое известное произведения писателя, философская сказка-притча «Маленький принц» («Le petit prince», 1943). В 40-е годы Сент-Экзюпери пишет свой главный труд «Цитадель» («Citadelle»), который он считал итоговым и наиболее значимым своим произведением, но книга остается незаконченной и увидит свет только в 1948 году, уже после смерти писателя. В 1944 году Сент-Экзюпери, вернувшийся, несмотря на уговоры друзей и коллег, в военную авиацию, во время разведывательного полета был сбит над Средиземным морем. Обстоятельства его гибели до сих пор остаются предметом дискуссий.
Жизнь Сент-Экзюпери как профессионального летчика притягивала многих биографов. Среди многочисленных исследований его творчества отдельный пласт занимают работы биографического характера. Из них можно выделить исследования Л. Этана «Сент-Экзюпери, созданный самим собой» (1958), М. Манолля «Сент-Экзюпери, принц летчиков» (Saint- Exupery, prince des pilotes, 1961), М. Мижо «Антуан де Сент-Экзюпери» (1963), П. Уэбстера «Сент-Экзюпери: жизнь и смерть маленького принца» («Saint-Exupery : vie et mort du petit prince», 1993), С. Шифф «Сент- Экзюпери» (1994), К. Кейт «Антуан де Сент-Экзюпери. Небесная птица с земной судьбой» (2003), В. Таназа «Сент-Экзюпери» (2016). Жизни и творчеству Сент-Экзюпери посвящены книги членов его семьи, друзей и коллег, насыщенные воспоминаниями о писателе и представляющие ценный материал для исследования его биографии: Ж. Пелисье «Пять обликов Сент- Экзюпери» (1951), Ж. Руа «Любовь и смерть Сент-Экзюпери» (1964), Н. де Валльер «Сент-Экзюпери: архангел и писатель («Saint-Exupery : l'archange et l'ecrivain», 1998), С. Де Сент-Экзюпери «Мой брат Антуан» (2000), «Пятеро детей в парке» (2002), К. де Сент-Экзюпери «Воспоминания розы» (2000), Л. Верт «Сент-Экзюпери, каким я его знал» (2010). Творчеству и философии Сент-Экзюпери посвятил статью в книге «Литературные портреты» (1970) писатель А. Моруа. Примечательна работа польского литературоведа А. Буковской «Сент-Экзюпери, или Парадоксы гуманизма» (1968), в которой исследователь анализирует связь биографии и творчества писателя, размышляет о гуманистической концепции Сент-Экзюпери в контексте идей той эпохи. В 1975 году вышла статья переводчицы Н. Галь «Под звездой Сент-Экса», в которой она рассказывает об истории перевода и публикации книг писателя. Сент-Экзюпери посвящены отдельные статьи в сборниках о французских писателях (В.В. Смирнова «Книги и судьбы. Статьи и воспоминания», Р.И. Грачев «Писатели Франции», З.И. Кирнозе «Страницы французской классики»). В 2004 году была защищена диссертационная работа Л.В. Корниловой «Книга А. де Сент-Экзюпери —Цитадель”: проблемы поэтики», содержащая комплексный анализ заключительного произведения А. де Сент-Экзюпери в контексте всего творческого пути писателя. В 2006 году в Университете Сорбонна была защищена диссертация Л. де Бодена де Галембера (L. De Bodin de Galembert) «Священное и его выражение у А. де Сент-Экзюпери («Le sacre et son expression chez Antoine de Saint Exupery»). Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных творчеству Сент-Экзюпери, мифопоэтический компонент его творчества еще недостаточно изучен.
Миф как одна из основополагающих категорий человеческой культуры, как средство и результат постижения человеком мира и самого себя повсеместно находит свое воплощение в художественной литературе. И как в древние времена «мифологический материал для народов-мифотворцев был и формой самовыражения, и формой мышления, и формой жизни» [Юнг,
1997: 15], так и в XX и в XXI веках он используется писателями для выражения своих мировоззренческих позиций в отношении мира и человека. Более того, в XX веке начинается период расцвета интереса к мифу во всех областях культуры и знания. Мифологические образы и сюжеты активно используются в литературе, развивается теория мифа, появляются различные мифологические школы: структурная (К. Леви-Стросс, Р. Барт), социологическая (Л. Леви-Брюль). Мифология изучается с точки зрения ритуализма (Дж. Фрезер), психиатрии (З. Фрейд, К.Г.Юнг), символических теорий (Э. Кассирер). Среди отечественных исследователей мифа - А.А. Потебня, А. Н. Веселовский, С.А. Токарев, А.Ф. Лосев, В.Я. Пропп, О.М. Фрейденберг, Я.Э. Голосовкер, В.Н. Топоров, Е.М. Мелетинский.
Сент-Экзюпери в своем творчестве, в отличие от некоторых других французских писателей того времени, таких как Ж. Жироду, Ж. Кокто, Ж. Ануй, Ж.-П. Сартр, напрямую не обращался к мифологическим сюжетам, однако его поэтика проникнута мифологическими образами и мотивами, требующими глубокого научного исследования, что и обусловило актуальность темы.
Научная новизна настоящей работы определяется отсутствием обобщающих и систематизирующих исследований, касающихся проблемы интерпретации представленных в творчестве Сент-Экзюпери мифологических образов.
Цель исследования - комплексный анализ представленных в произведениях Антуана де Сент-Экзюпери универсальных мифологических образов - мифологем.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1) изучить основной терминологический инструментарий мифопоэтики, систематизировать основные положения в отношении терминов «архетип» и «мифологема»;
2) проследить закономерности и особенности использования мифологического материала в зарубежной литературе XX века;
3) проанализировать и систематизировать основные мифологемы, представленные в произведениях Сент-Экзюпери, определить их функциональность;
4) выделить основные составляющие мифологемы культурного героя, представленной в произведениях Сент-Экзюпери в образе авиатора, определить ее функции и значение в контексте времени и культуры.
Цель и задачи дипломной работы определили выбор методов и приемов исследования. Основным методом, используемым в данной работе, является мифопоэтический метод. В его основе лежит представление о том, что миф является одним из важнейших факторов, определяющих и выражающих художественную и идейную концепцию человека, его самоидентификацию в пространстве культуры. Мифологические категории и образы, представляющие значительный культурный пласт, сознательно или бессознательно входят в структуру произведения и благодаря своей универсальности в пространстве культуры позволяют ярче раскрыть идеи текста. Решающим для анализа текстов являются поиск скрытых в них мифологем. Основы мифопоэтического метода были заложены мифологической критикой XX века и связаны с именами Дж. Фрезера, Н. Фрая, Б. Малиновского, М. Элиаде и др. В русле мифокритики миф «рассматривается не только как естественный, исторически обусловленный источник художественного творчества, давший ему изначальный толчок, но и как трансисторический генератор литературы, держащий ее в определенных мифоцентрических рамках» [Современное зарубежное литературоведение, 1999: 225]. Помимо мифопоэтического, в настоящем исследовании применяется биографический метод.
Теоретико-методологической базой работы послужили исследования Е.М. Мелетинского, М. Элиаде, В.Н. Топорова, В.Я. Проппа, А.А. Потебни, Дж. Фрезера, Я.М. Голосовкера, М.И. Стеблина-Каменского, А.Ф. Лосева.
Объектом исследования является творчество А. де Сент-Экзюпери в аспекте мифопоэтики. Предмет - содержание мифопоэтических образов и категорий, а также способы их создания и представления.
Материалом для исследования послужили повести и романы А. де Сент-Экзюпери («Авиатор», «Южный почтовый», «Ночной полет», «Планета людей», «Маленький принц», «Цитадель»), а также его публицистика и письма.
Структура. Исследование включает введение, в котором формулируются тема, цель и задачи работы, обосновывается актуальность и научная новизна темы; три главы, заключение и список литературы. Первая глава «Мифопоэтика: научный инструментарий и особенности литературного мифотворчества XX века» представляет собой изучение и анализ теоретических основ мифопоэтики и вопроса соотношения ключевых понятий «мифологема» и «архетип»; также в ней рассматриваются особенности обращения к мифу в зарубежной литературе XX века. Во второй главе «Мифопоэтические образы в творчестве А. де Сент-Экзюпери» анализируются ключевые мифопоэтические образы произведений писателя: Мировое древо, храм, пустыня, ночь, небо / земля. Третья глава «Интерпретация мифа о культурном герое в творчестве А. де Сент- Экзюпери» представляет собой анализ основного образа творчества Сент- Экзюпери - летчика - в контексте мифа о культурном герое.
Апробация работы. Результаты отдельных частей исследования были обсуждены на Международном научном семинаре «Русский традиционализм: история, идеология, поэтика, литературная рефлексия» (16¬19 октября 2015 г., Красноярск) и на Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный-2016» (15-25 апреля 2016, СФУ).
Некоторые положения исследования отражены в публикации:
Andreeva, Sofiia A.; Gerasimenok, Yana G. The Archetype of a Cultural Hero in the Works of A. De Saint-Exupery (Based on —Southern Mail”, —Night Flight” and —Wind, Sand and Stars”) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». 2016. Т. 9. Номер 5. С. 1074¬1080.
Писатель Антуан де Сент-Экзюпери занимает одно из ключевых мест во французской литературе XX века. Его произведения, отличающиеся относительной бессюжетностью, философским содержанием и разработкой авиационной темы, до сих пор не теряют актуальности. Сент-Экзюпери творил в эпоху ремифологизации, когда общий подъем интереса к мифу в культуре выразился в использовании в литературе мифологических сюжетов и образов, а также в авторском мифотворчестве. Сама фигура Сент-Экзюпери почти сразу же после смерти писателя приобрела романтический ореол и обросла мифами, связанными с его трудной профессией и загадочной смертью. Несмотря на то, что писатель не обращался напрямую к образам и сюжетам какой-либо конкретной мифологии, как это делали многие другие писатели его времени (Ж. Ануй, Т. Манн, Ж. Жироду, Ж. Кокто), и в теоретических работах никогда не заявлял о своем интересе к мифологизации, его произведения насыщены мифологическими образами. Используя древнейшие архетипы и трансформируя их в своих произведениях сообразно своим художественным и мировоззренческим установкам, Сент- Экзюпери создает индивидуальные мифологические образы - мифологемы, которые играют важную роль в конструировании художественного мира и в отображении мировоззренческой системы писателя. При анализе мифологических образов у Сент-Экзюпери мы использовали термин «мифологема», определив его как архетип, использованный в определенном произведении и трансформированный согласно замыслу писателя, как элемент сюжета (мотив, образ, ситуация), который имеет мифологическую основу.
Комплексный анализ мифологических образов в творчестве А. де Сент-Экзюпери позволяет сделать следующие выводы:
Мифологизм Сент-Экзюпери связан в первую очередь с философской стороной творчества писателя. Мифологические образы зачастую являются многозначными символами, отображающими нематериальные понятия, такие как духовное восхождение, духовное одиночество личности, братство людей и др. С мифологизмом у Сент-Экзюпери связана притчеобразность творчества и «лирико-философская медитация», ориентированность на глубокие архетипические структуры.
В произведениях Сент-Экзюпери важное место занимают мифологемы неба / земли, храма / мирового дерева / корабля, пустыни, пути. Бинарная оппозиция «небо / земля» наиболее ярко присутствует в сюжетах, связанных с авиацией, она соотносится с разделением мира на сакральное и мирское пространства. Небо и земля противопоставлены друг другу и одновременно находятся в неразрывной связи, а образ летчика играет роль медиатора, который объединяет эти пространства. Ключевыми являются мотивы перехода из одного пространства в другое - приземление и вознесение. Приземление обычно связывается с разочарованием, утратой тех «высоких» чувств, который испытывал летчик в полете. Образ ночного неба или, шире, - ночи олицетворяет мировой Хаос, с которым борется летчик; пространство ночи связано с мотивами страха, болезни и смерти. Существо, вступившее в это пространство, приобретает черты больного, «балансирует» между жизнью и смертью. Победа над Хаосом (ночью, страхом перед ночью, скрытыми в ней природными стихиями) становится залогом «бессмертия» человечества, т.е. его непрерывного движения вперед к постижению мира и самосовершенствованию. В то время как небо является пространством сугубо мужским и опасным, земля связывается с мотивами дома и уюта, жизни, к которой стремится летчик, находящийся в небе на грани жизни и смерти.
Мифологема храма, которая соотносится с образами мирового дерева и корабля, символизирует вертикальную ось, соединяющую верхнее и нижнее пространства и формирующую мироздание. Образы храма и дерева связаны с духовным возрождением, просветлением, они олицетворяют мировой порядок и гармонию, душу, человеческое общество, основанное на идеях братства. Образ корабля (а также каравана в пустыне) связывается с мифологемой пути. Путь - это, прежде всего, духовная дорога, на которой нужно преодолеть одиночество (пески пустыни) и самого себя.
Мифологема пустыни восходит к библейским текстам и представляется местом инициации героев, вбирая в себя положительные и отрицательные характеристики. Пустыня - это место, где постигаются тайны бытия и происходит совершенствование человека, а также осуществляется общение с кочевыми племенами, находящимися вдали от современной цивилизации и поэтому сохранившими древнюю мудрость. Но пустыня также является символом опустошенной души и одиночества в мире людей. Пустыня - место инициации для терпящих катастрофу летчиков и граница между звездным и земным мирами в сказке «Маленький принц».
Ключевой темой практически всех произведений Сент-Экзюпери является авиация. Как профессиональный летчик, писатель представил в своем творчестве многочисленные образы пилотов, некоторые из которых имели реальных прототипов - друзей и коллег Сент-Экзюпери. Анализ образа авиатора подтвердил тезис о том, что в творчестве писателя реализуется миф о культурном герое, персонаже древних космогонических, близнечных и других мифов. При создании этого образа Сент-Экзюпери использует мифологические мотивы инициации, перехода в другой мир, борьбы с природными чудовищами. В роли мифических чудовищ в данном случае выступают природные стихии. В романе «Ночной полет» особенно акцентируется внимание на образе ночи как составляющей мирового Хаоса, с которым борется летчик и тем самым обеспечивает движение жизни. Летчик, способный пребывать одновременно в сакральном-небесном и профанном- земном мирах, противопоставляется «земным» людям и, находясь в небе или в другом пространстве инициации (пустыне), проявляет свои лучшие качества, приобретает мудрость. Однако наряду с явной тенденцией к героизации и романтизации образа пилота, Сент-Экзюпери выступает за реалистичное представление его деятельности, не одобряет слишком восторженного отношения к этой профессии и к самому культу техники.
Самолет он воспринимает не как цель, а как инструмент познания мира. Противопоставляя летчика другим людям, находящимся в земном, «мещанском» пространстве, Сент-Экзюпери, тем не менее, не отделяет его от людей. Летчик - герой действия, и его деятельность посвящена другим людям: он прокладывает небесные маршруты, участвует в укреплении связи между людьми (перевозит почту), познает землю. В образе летчика у Сент- Экзюпери культурный герой XX века имеет свои исключительные особенности: его «волшебным помощником» является машина - самолет; прокладывая воздушные маршруты, он открывает не новые земли, а новый взгляд на землю: «—взгляд на мир” - вот что давал летчику полет» [Андреев, 1986: 8]; несмотря на одиночество и отъединенность летчика, в своем «небесном путешествии» он обнаруживает связь с человечеством в самом характере своей профессии. Деятельность летчика сравнивается с «земными» профессиями, представители которых также участвуют в процессе мироздания, - садовника, пастуха, пахаря, кузнеца. В отличие от «экзистенциально-абсурдных» новых культурных героев XX века (Сизиф А. Камю, Дионис Ф. Ницше), культурный герой-летчик у Сент-Экзюпери больше приближен к архаическому архетипу; он не разрушает, а закладывает фундамент цивилизации, борется с Хаосом и гармонизирует отношения в мире, что согласуется с гуманистическим пафосом, звучащим в текстах Сент- Экзюпери.
Таким образом, мифологические образы, представленные в творчестве Сент-Экзюпери, сочетая в себе универсальные и авторские смыслы, играют важную роль в формировании художественного мира произведений, а также в выражении позиции писателя и его мировоззрения в целом.
1. Аполлинер Г. Алкоголи. СПб: Терция: Кристалл, 1999. 447 с.
2. Сент-Экзюпери А. де. Военные записки. 1939-1944. М.: Прогресс, 1986. 272 с.
3. Сент-Экзюпери А. де. Планета людей. Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2008. 509 с.
4. Сент-Экзюпери А. де. Авиатор. 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rulit.me/books/aviator-read-333588- 1.html (дата обращения: 16.06.2016).
5. Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц: Цитадель. М.: АСТ, 2015. 608 с.
6. Saint-Exupery, A. de. Courrier sud. [Электронный ресурс] // Edition du
groupe «Ebooks libres et gratuits». URL:
http://www.argotheme.com/st _exupery_courrier_sud.pdf (дата обращения: 16.06.2016).
7. Saint-Exupery, A. de. Vol de nuit. [Электронный ресурс] // Edition du
groupe «Ebooks libres et gratuits». URL: http: //ebook- gratuit-
francais.com/wp-content/uploads/sites/6/ebooks/pdf/st_exuperv_vol_ de_nuit.pdf (дата обращения: 16.06.2016).
8. Saint-Exupery, A. de. Terre des homes. [Электронный ресурс] // Edition
du groupe «Ebooks libres et gratuits». URL: https://www-fourier.ujf- grenoble.fr/~marin/une_autre_crvpto/Livres/St-Exupery-terre.pdf (дата
обращения: 14.06.2016).
Научные источники
9. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М.: Высшая школа, 1987. 543 с.
10. Барт Р. Избранные труды: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс: Универс, 1994. 616 с.
11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 502 с.
12. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. 2005.
[Электронный ресурс] URL: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=
1&wrd=%CC%C8%D4%CE%CF%CE%DD%D2%C8%CA%C0&bukv=% CC (дата обращения: 13.06.2016).
13. Березовская С.С. Концепт Культурного героя как универсалия культуры // Вестник Томского государственного университета. №338. 2010. С. 68-71.
14. Большакова А.Ю. Архетип, миф и память литературы // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции (г. Астрахань, 19-24 апреля 2010 г.) Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. С. 5-13.
15. Буковская А. Сент-Экзюпери, или Парадоксы гуманизма. М.: Радуга, 1983. 208 с.
16. Буренина О.Д. Абсурд и мотив воздухоплавания в литературе и визуальных искусствах 1900-1930-х годов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.. Т.5. Вып.11. 2005. С. 76-87.
17. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 406 с.
18. Воеводина Л.Н. Мифология и культура: учебное пособие. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 356 с.
19. Галлай М.Л. Третье измерение. М.: Советский писатель, 1979. 352 с.
20. Голосовкер Я.Э. Избранное: Логика мифа. СПб.: Центр гуманитарных инициатив: Университетская книга-СПб, 2010. 495 с.
21. Горшков Н.Г. Черты «сверхчеловеческого» в произведениях Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» и Антуана де Сент-Экзюпери «Цитадель» // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Вып.1. 2012. С. 101-110.
22. Грабарь-Пассек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М.: Наука, 1966. 316 с.
23. Григорьев В.П. Антуан де Сент-Экзюпери. Л., 1973. 128 с.
24. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология: краткий тематический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 192 с.
25. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука, 1990. 246 с.
26. Желтова Е.Л. Культурные мифы вокруг авиации в России в первой
трети XX века. [Электронный ресурс] // Труды "Русской антропологической школы": Вып. 4 (часть 2). М.: РГГУ, 2007. С. 163-193 URL: http: //ec-dej avu.ru/a-2/Aviation.html (дата обращения:
02.06.2016).
27. Касперавичюс М.М. Функции религиозной и светской символики. Л.: Знание, 1990. 32 с.
28. Касумова Ф. Сущность и функции культурного героя-демиурга в мифологии // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Сер. «Филология. Социальные коммуникации». Том 25 (64). № 3, ч. 1. 2012. С. 214-218
29. Кейт К. Антуан де Сент-Экзюпери. Небесная птица с земной судьбой. М.: Центрополиграф, 2003. 653 с.
30. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL-book,1994. 608 с.
31. Кобылко Н.А. Мифологема как ключевое понятие мифокритики : современные подходы // Современная филология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). Уфа: ЛЕТО, 2014. С. 4-6.
32. Коновалова Н.И. Мифологема как свернутый сакральный текст // Политическая лингвистика. 2013. № 4. С. 209-215.
33. Корнилова Л.В. Книга А. де Сент-Экзюпери «Цитадель» (проблемы поэтики): дис. .канд. филол. наук: 10.01.03. Иваново, 2004. 196 с.
34. Корнилова Л.В. Тенденция к акцентированию символистского плана в
творчестве А. де Сент-Экзюпери // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического
университета. 2008. С. 250-255.
35. Кузьмина Э. Сент-Экзюпери глазами друзей // А. де Сент-Экзюпери. Планета людей. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 334-348.
36. Культурология. XX век. СПб.: Университетская книга, 1998.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.psylib.org.ua/
books/levit01/index.htm (дата обращения: 16.06.2016).
37. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. М.,1997.
38. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 382 с.
39. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Академический Проект, 2008. 554 с.
40. Левитская Н.А., Ломакина О.В. Анализ мифологем и концептов как путь к понимаю литературного произведения // Жанрологический сборник. Вып. 1. Елец: ЕГУ имени И.А. Бунина, 2004. С. 62-66.
41. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1600 стб.
42. Литературные архетипы и универсалии: монография. М.: Российский гуманитарный университет, 2001. 432 с.
43. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская
энциклопедия, 1987. 750 с.
44. Лосев А.Ф. Знак Символ. Миф. М.: Издательство Московского университета, 1982. 477 с.
45. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура // Семиосфера. СПб. 2000. С. 525-543.
46. Лохман Н. Х. Ницшеанство как философская составляющая творчества А. де Сент-Экзюпери: на материале романа "Ночной полет" [Электронный ресурс] // Литературоведческий сборник. 2008. Вып. 33/34. С. 153-170. URL: http://www.nbuv.gov.ua/old_ jrn/Soc_Gum/ Lzb/2008 _33_34/LOHMAN.pdf (дата обращения 15.06.2016).
47. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.,1996.
48. Мароши В.В. Дионисийские мотивы в литературной неомифологии авиатора [Электронный ресурс] // Культура и текст. 2005. №8. С. 16-33. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dionisiyskie-motivy-v-literaturnoy- neomifologii-aviatora (дата обращения: 12.06.2016).
49. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 204 с.
50. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994. 134 с.
51. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература РАН, 2000. 407 с.
52. Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2008. 576 с.
53. Мижо М. Сент-Экзюпери. М.: Молодая гвардия, 1963. 464 с.
54. Миф - Литература - Мифореставрация. Сб. статей. М.: Рязань, 2000. 155 с.
55. Миф и литература ХХ века // Федоров А. А. Зарубежная литература XIX-XX веков. Эстетика и художественное творчество. М.: Изд-во МГУ, 1989. С.39-44.
56. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. под ред. С.А. Токарева. М.: Советская энциклопедия, 1987. Т.1. 671 с.
57. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. под ред. С.А. Токарева. М.: Советская энциклопедия», 1988. Т.2. 719 с.
58. Можаева А.Б. Миф в литературе XX века: структура и смыслы // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. ИМЛИ РАН, 2002. С. 305-331.
59. Моруа А. От Монтеня до Арагона. М.: Радуга, 1983. 690 с.
60. Найдыш В.М. Мифология: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.
61. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб: Азбука: Азбука-Аттикус. 2015. 352 с.
62. От мифа к литературе: сб. в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. М.: РГГУ, 1993. 350 с.
63. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. 376 с.
64. Писатели Франции. Москва: Просвещение, 1964. 698 с.
65. Побивайло О.В. Мифопоэтика прозы Людмилы Улицкой: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Красноярск, 2009. 25 с.
66. Пономаренко В.А. Авиация. Человек. Дух. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 376 с.
67. Пономаренко О.В. Мифологемы в структуре жанра жития [Электронный ресурс] // В^ник ХДАДМ. 2007. №3. С. 211-217. URL: http://www.nbuv.gov.ua/old_jm/soc gum/VKhDADM/2007-3/07povthg.pdf (дата обращения: 18.06.2016).
68. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 623 с.
69. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с.
70. Руберт И.Б., Шишова Ю.Л. О знаковой природе мифологемы. // Современные проблемы теории языка. СПб.: Каре, 2000. С. 87-97.
71. Саруханян А.П. Новое мифотворчество: У.Б. Йетс и Дж. Джойс // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. ИМЛИ РАН, 2002. С. 284-305.
72. Сент-Экзюпери К. де. Воспоминания розы. М.: КоЛибри, Азбука- Аттикус, 2014. 288 с.
73. Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия. М.: Локид-Пресс, 2003. 495 с.
74. Смирнов И.П. Место «мифопоэтического» подхода к литературному произведению среди других толкований текста (о стихотворении Маяковского «Вот так я сделался собакой») // Миф - фольклор - литература. Наука, 1978. С. 186-204.
75. Смирнова В.В. Книги и судьбы. Статьи и воспоминания. М., 1968. 472 с.
76. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада-ИНИОН, 1999. 319 с.
77. Телегин С.М. Термин «мифологема» в современном российском литературоведении // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции (г. Астрахань, 19-24 апреля 2010 г.) Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. С. 14-16.
78. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избр. М.: Прогресс, Культура, 1995. 623 с.
79. Трессидер Дж. Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 448 с.
80. Федосеенко Н.Г. Локус пустыни в русской литературе начала XIX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, №.104. СПб, 2009. С. 135-146.
81. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече,1997. 512 с.
82. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1986. 703 с.
83. Холлис Дж. Мифологемы: Воплощения невидимого мира. М.: Независимая фирма «Класс», 2010. 184 с.
84. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века.
М.: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, 2002. 567 с.
85. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 448 с.
86. Шарыпина Т.А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX-XX вв.: Материалы спецкурса. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1995. 114 с.
87. Шифф С. Сент-Экзюпери. Биография. М.: ЭКСМО, 2003. 478 с.
88. Шишова Ю.Л. К определению понятия мифологемы. // Современные проблемы теории языка. СПб.: Каре, 2000. С. 141-146.
89. Штейн А.Л. История французской литературы. М.: Просвещение, 1988. 336 с.
90. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Издательство Московского университета, 1994. 143 с.
91. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996. 288 с.
92. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. СПб.: Алетейа, 1998. 249 с.
93. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект: Королев: Парадигма, 2005. 223 с.
94. Энциклопедия символов. М.: АСТ ; СПб.: Сова, 2008. 1007 с.
95. Этинген Л.Е. Мифологическая анатомия. М.: Институт общегуманитар ных исследований, 2006. 526 с.
96. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М.: Совершенство, 1997. 383 с.
97. Янин В.Л. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Издательство Московского университета, 1987. 512 с.
98. Galembert L. de. Idee, idealisme et ideologie dans les oeuvres choisies de
Saint-Exupery [Электронный ресурс]. 2002. URL:
http://nitescence.free.fr/maitrise.pdf (дата обращения: 16.06.2016).
99. Odaert O. Saint-Exupery et le fascisme: Pour une poetique de l'ideologie
[Электронный ресурс]. URL: http: //www. rilune. org/images
/mono 1/9_ _Odaert.pdf (дата обращения: 16.06.2016).
100. Parrochia D. L'Homme volant : Philosophie de l'aeronautique et des techniques de navigation, Champ Vallon, 2003. 317 p.