Введение
1 Теоретические предпосылки формирования духовно-нравственной культуры у старших дошкольников средствами искусства
1.1 Понятие «духовно-нравственная культура старших дошкольников»
1.2 Особенности формирования духовно-нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства
1.3 Педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства
2 Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий для формирования духовно-нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства
2.1 Первичная диагностика уровня сформированности духовно-нравственной культуры у старших дошкольников
2.2 Реализация педагогических условий формирования духовно¬
нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по проверке реализации педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры у старших дошкольников средствами искусства
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
На современном этапе образованию отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества. В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования и Федерального государственного образовательного стандарта общего образования вопросы духовно-нравственного воспитания детей являются одними из основополагающих. Однако теория и практика в развитии личности длительное время существовали в условиях дефицита подлинной духовной культуры, вне отечественной философско-культурологической мысли в ее целостности светского и религиозного воззрений, что привело к искажению сущности понятий «духовность», «нравственность», «воспитание», отдалило человека от осознания истинных духовных ценностей [45].
Духовно-нравственное развитие гражданина России обеспечивает развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательный процесс понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций дошкольника, но и как процесс развития личности, принятия духовно -нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Гипотеза исследования: если в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения обеспечить такие педагогические условия, как: организация предметно-развивающей среды, способствующей формированию духовно-нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства; организация ознакомления дошкольников с различными видами искусства, процесс формирования духовно-нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства будет протекать эффективно.
Цель исследования: формирование духовно-нравственной культуры у старших дошкольников средствами искусства в условиях ДОУ.
Объект исследования: формирование духовно-нравственной культуры у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия
формирования духовно-нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие «духовно-нравственная культура старших дошкольников»;
- охарактеризовать особенности формирования духовно-нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства;
- определить педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию духовно-нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства.
Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; составление библиографии, реферирование; методы опроса, наблюдения, анкетирования; педагогический эксперимент, обобщение пебдагогического опыта.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанных педагогических условий формирования духовно- нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства.
Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы нашли отражение в публикации статьи по теме исследования, о чем имеется сертификат.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Мы проанализировали сущность понятия «духовно-нравственная культура старших дошкольников» и в контексте нашего исследования под будем понимать под ним духовность как показатель существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов, как способности к самоопределению, самореализации, самообразованию и саморазвитию, способности дошкольника на основе этой иерархии создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется гуманистическая сущность личности, ее свободный нравственный выбор в постоянно меняющихся жизненных ситуациях.
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным к формированию духовно-нравственной культуры. В старшем дошкольном возрасте: у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание духовного смысла нравственной нормы; возрастает действенность духовно-нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться духовно- нравственной нормой.
Мы определили педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства и считаем, что для формирования основ духовно-нравственной культуры дошкольников необходимо обеспечение таких педагогических условий, как:
- организация предметно-развивающей среды, способствующей формированию духовно-нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства;
- организация ознакомления дошкольников с различными видами искусства.
В результате опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства, при проведении диагностики сформированное™ духовно- нравственной культуры дошкольников, мы опирались на уровни сформированное™ духовно-нравственной культуры дошкольников высокий, средний и низкий: а также на когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.
Для диагностики сформированное™ компонентов духовно-нравственной культуры мы использовали следующие диагностические методики: методика «Методика оценки терпимого отношения детей» (В.Г. Маралов), методика изучения нравственной воспитанности» (М.И. Шилова), и методика «Незаконченный рассказ» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.).
Совокупность всех проведенных диагностических мероприятий позволила нам сделать вывод о том, что среди группы испытуемых детей ни один не имеет высокого уровня сформированное™ духовно-нравственной культуры, 13 ребят продемонстрировали средний уровень, 7 человек мы отнесли к низкому уровню.
На наш взгляд, это говорит о необходимости целенаправленной работы по реализации педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры дошкольников средствами искусства.
В течение года мы реализовали следующие педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры дошкольников:
- организация предметно-развивающей среды, способствующей формированию духовно-нравственной культуры старших дошкольников средствами искусства;
- организация ознакомления дошкольников с различными видами искусства.
В апреле 2018 года нами была проведена повторная диагностика, в ходе проведения которой нами была обнаружена положительная динамика с сформированное™ компонентов духовно-нравственной культуры старших дошкольников: детей с низким уровнем сформированное™ компонентов духовно-нравственной культуры выявлено не было, дошкольников со средним уровнем стало 15 человек и 5 дошкольников показали высокий уровень сформированное™..
Полученная динамика говорит об эффективной реализации педагогических условий в формировании духовно-нравственной культуры средствами искусства.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
1. Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики / В.Г.Александрова // Педагогика. - 2015. - № 6. - С. 42 - 47.
2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю. П. Азаров. - Москва: Эксмо, 2015. - 496 с.
3. Ананьев, Б.Г. Воспитание дошкольников/ Б.Г.Ананьев. - Москва: Спарк. - 2010. - 189с.
4. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е.А.Алябьева.- Москва, 2016. - 160с.
5. Бабаева, Т. И. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - Санкт - Петербург: ООО « Издательство «Детство - пресс» , 2014. - 352 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - Москва, 2016. - 402 с.
7. Болдырев, Н.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Н.И.Болдырев. - Москва: Просвещение, 1998. - 282 с.
8. Беляева, В.А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / В.А.Беляева. - Москва.: МИПКРО, 2015. - 145 с.
9. Белякова, Л. Г. Современные подходы к развитию детской художественно-эстетической одаренности. / Л. Г. Белякова // Тенденции формирования науки нового времени. - 2015. - № 3. - С. 26-28.
10. Белкина, В. Н. Подходы к классификации стилевых особенностей профессиональной деятельности педагога дошкольного образования / В. Н. Белкина // Дошкольное и начальное образование: современные методические подходы. - 2015. - С . 295-303.
11. Буре, Р.С. Формирование нравственно-ценностного поведения у дошкольников / Р.С.Буре //Управление ДОУ. - 2016. - №7. - С 61-64.
12. Буре, Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста/ Р.С.Буре // Ребенок в детском саду. - 2006. - №
5. - С. 16-17.
13. Власова, Т.И. Как приобщить детей к культуре средствами музейной педагогики / Т.И.Власова // Школьная библиотека. - 2016. - № 6 - 7. - С. 174 - 179.
14. Васина, О. С. Особенности интеграции образовательных областей в условиях введения ФГОС ДО / О. С. Васина. - Рязань: Образование Рязани,
2014. - 244с.
15. Вареца, Е. С. Нравственное воспитание дошкольников средствами сказки/ Е. С. Вареца // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. - 2016. - № 4.- С. 34-38.
16. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье /Л. О.Володина // Педагогика. - 2014. - № 4. - С. 41 - 50.
17. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — Москва: Просвещение, 2009. - 256с.
18. Галицкая, И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В.Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.
19. Година, Г.Н. Нравственность и воспитание / Г.Н.Година. - Москва: Спарк. - 2011. - 289с.
20. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф, Рыбалко. - Санкт-Петербург: Речь, 2002. - 694 с
21. Г осударственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся Резолюция принятая участниками конференции // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.
22. Григорьева, Г. Г. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Г. Г. Григорьева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции 2017. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (Дата обращения 11.03.2018)
23. Гусарова, Е.Н. Формирование самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.Н. Гусарова, Е.А. Соколова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 1. - С. 11-16.
24. Ерофеева, Т. И. Индивидуализация пространства детского сада / Т. И. Ерофеева // Управление дошкольным образованием. - 2017. - № 1. - С.23-25.
25. Журавлева, Е. В. Поддержка педагогом инициативы дошкольников в непосредственно - образовательной деятельности / Е. В. Журавлева // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. - 2016. - С. 507-513.
26. Иванова, В.М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье / В.М. Иванова. - Москва: Знание, 2014. - 231 с.
27. Казанцева, А. А. Саморазвитие педагога дошкольной образовательной организации: требования профессионального стандарта / А. А. Казанцева // Достижения науки и образования. - 2017. - № 3. - С . 34-36.
28. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика С. А. Козлова, Т.А. Кулинова - Москва.: Педагогика. 2006. - 422 с.
29. Куниченко, О. В. Особенности воспитания нравственного поведения детей 5-7 лет в условиях экранной культуры. [Электронный ресурс] / О. А. Куниченко // Известия Саратовского университета. - 2017 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ ( Дата обращения 24.03.2018).
30. Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2016. - № 11. - С. 20 - 22.
31. Метлик, И. В. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике: монография / И. В. Метлик, И. А. Галицкая // Москва: Педагогика, 2009 - С.36 -46.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменологизация развития/ В.С.Мухина.- Издательство «Академия», 2012.- 656 с.
33. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.
34. Новгородова, Е. В. Особенности организации непосредственного образовательного процесса в современных дошкольных образовательных учреждениях / Е. В. Новгородова // Новая наука теоретический и практический взгляд. - 2017. № 3. С. 79-82.
35. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики / Отв. ред. А.К. Уледов. - Москва: Просвещение, 2009. - 178 с.
36. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника / Л.Ф.Островская.- Москва: Просвещение. - 2010. - 109с.
37. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - Москва: Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 361 с.
38. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина, Т.Д. Студник. - Москва: Академия,
2009. - 215 с.
39. Потаповская, О. М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции [Электронный ресурс] / О. М. Потаповская //Вестник nCTTYIV. 2017. - №1 - Режим доступа :https://cyberleninka.ru (Дата обращения 25.03.2018).
40. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомл.нский.- Москва, Инфра-М, 1999.- 245 с.
41. Токарева, Т.А. Изменение содержания образовательной деятельности в условиях нового федерального государственного стандарта дошкольного образования / Т.А. Токарева // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - № 2. - С. 18-23.
42. Туравец, Н. Р. Традиционное и композиторское искусство в духовно-нравственном воспитании детей [Электронный ресурс] / Н. Р. Туравец // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016 - №2 Режим доступа: https://cyberleninka.ru (Дата обращения 22.02.2018)
43. Уварова, Л. Б. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием этнокультурных традиций [Электронный ресурс] / Л. Б. Уварова // Концепт. - 2014. - № 4 Режим доступа: http://e-koncept.ru (Дата обращения 17.03.2018)
44. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 29.12.2017) “ Об образовании Российской Федерации” [Электронный ресурс] Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (Дата обращения 14.02.2018)
45. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс]// Федеральные
государственные образовательные стандарты. - Москва: Институт
стратегических исследований в образовании РАО. URL:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 31.03.2018).
46. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. - Москва: Гардарики, 1999. - 520 с.
47. Ширшов, В.Д. Существенные различия понятий «мораль и нравственность»/ В.Д. Ширшов // Научно-методический электронный журнал Концепт.- 2014.- №20.- С. 951-955.
48. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет / Д. Б. Эльконин. - Москва: Просвещение, 2012. - 328 с.
49. Янушкявичене, О. Л. Духовное воспитание: история и современность/ О.Л.Янушкявичене. - Москва: «ПРО-ПРЕСС», 2014. - 176 с.