Введение 5
1 Исследование вопросов долговечности подшипниковых опор кронблока 7
1.1 Устройство и условия эксплуатации кронблока 7
1.2 Подшипниковая опора кронблока 10
1.3 Причины выхода из строя подшипниковых опор кронблока 12
1.4 Методы повышения срока службы подшипников качения 17
1.4.1 Общие методы повышения долговечности 17
1.4.2 Модифицированный смазочный материал 22
1.5 Смазочные материалы с ультрадисперсными добавками 38
1.6 Вывод по главе 1 44
2 Влияние усталостных процессов на долговечность подшипников качения ...45
2.1 Понятие механической усталости 45
2.2 Механизм усталостного разрушения 47
2.3 Виды усталостных разрушений 50
2.4 Влияние сил трения на процессы усталости 56
2.5 Вывод по главе 2 61
3 Расчеты подшипника качения при смазывании пластичными смазочными
материалами 62
3.1 Расчет площадки контакта ролик/кольцо 62
3.2 Расчет режима смазки подшипника качения 73
3.3 Расчет долговечности подшипника качения 75
3.4 Вывод по главе 3 79
Заключение 80
Список использованных источников
Талевый механизм или талевая система — грузонесущая часть буровой установки - представляет собой полиспаст, состоящий из кронблока и талевого блока, огибаемых стальным канатом.
Кронблок - неподвижная часть талевой системы, предназначен, в основном, для проведения спускоподъемных операций.
Основными деталями кронблока являются: рама, ось, шкивы, закрепленные на конических роликоподшипниках, кожух для защиты.
Долговечность машины зависит от совокупности влияния разнообразных факторов, которые проявляются на всех этапах ее создания и эксплуатации. Так же долговечность машины зависит от каждого ее элемента и детали. Долговечность кронблока в большей степени зависит от состояния шкивов и их канавок, а так же подшипников, так как они испытывают большие реверсивные нагрузки. Подшипники подвергаются большому износу, и в работе будет рассмотрено повышение их долговечности.
Подшипниковые узлы являются важнейшими структурными составляющими машин. Как правило, потеря работоспособности машин происходят из-за отказов подшипниковых узлов.
Преимуществом использования подшипников качения является малый коэффициент трения, пониженный расход смазочного материала и упрощенная система смазки. Конструкция подшипников качения позволяет изготавливать их как общедоступную стандартную продукцию с полной взаимозаменяемостью, что естественно значительно снижает стоимость при производстве. Подшипники качения можно применять в широком диапазоне температур и при больших нагрузках.
Причины выхода подшипников из строя могут быть самыми разными: высокие нагрузки, неэффективные уплотнения, а следовательно, загрязнение, дефекты при монтаже, неудовлетворительное смазывание или неправильно подобранный смазочный материал.
Наиболее часто повреждения связаны с нормальным процессом усталости.
Износостойкость подшипниковых узлов трения, во многом определяется качеством и свойствами применяемого смазочного материала, параметрами контактирующих поверхностей деталей, и физико-механическими свойствами поверхностного слоя, а так же характером эксплуатационных режимов работы.
Недостаточная износостойкость подшипниковых узлов трения вызывает отказы, которые возникают при наработках от 30 до 60% от общей наработки до предельно состояния машины или механизма в целом. Вследствие этого совершенно необходимо повышать ресурс работы подшипников качения.
Повышение ресурса работы подшипников качения связано со снижением их усталостного износа. Одним из вариантов решения этой задачи является улучшение качества применяемых смазочных материалов за счет введения в их состав высокоэффективных твердых добавок.
Влияние смазочного материала на повышение срока службы подшипников качения отражено в работах Д.Н. Гаркунова, Д.С. Коднира, В.И. Пинегина, В.В. Синицына и других.
Актуальность представленной темы состоит в том, что работа машин и механизмов невозможна без использования подшипниковых опор, количество которых в механизмах велико, а повышение их срока службы необходимо для повышения надежности машин и механизмов.
Улучшение эксплуатационных показателей применяемых смазочных материалов в настоящее время является наиболее развивающимся и эффективным методом повышения срока службы подшипников на стадии эксплуатации. Вследствие этого, целью данной работы является снижение усталостного износа подшипников качения кронблока за счет применения смазочного материала с различными добавками.
Подшипники качения, установленные в подшипниковом узле кронблока, испытывают большие нагрузки, причем эти нагрузки циклические и знакопеременные. Поэтому, подшипники качения подвергаются повышенному износу, который имеет усталостный характер. Задача повышения износостойкости подшипников качения может быть решена конструктивно, либо на стадии эксплуатации. Долговечность подшипникового узла связана с увеличением сроков службы пластичных смазочных материалов.
Основная функция ПСМ для подшипников качения - это снижение сил трения на контакте тел качения и кольцами, ввиду того, что силы трения непосредственно влияют на интенсивность износа. Большое внимание уделяется антифрикционным и противоизносным свойствам пластичных смазочных материалов, которые они приобретают за счет твердых добавок и присадок.
В процессе выполнения работы были определены наиболее эффективные компоненты, используемые в качестве добавок к пластичным смазочным материалам:
- металлоплакирующие добавки (мелкодисперсные порошки мягких металлов, например меди и их солей);
- ультрадисперсные добавки (фуллерены и фуллереновые сажи, ультрадисперсные порошки алмаза, меди);
- порошковые наполнители слоистых силикатов (порошки минералов семейства серпентинитов), однако их положительный эффект изучен лишь в теории и в ходе экспериментов.
В работе решались задачи повышения работоспособности подшипников качения, устанавливаемых в кронблоке, путем снижения усталостного износа за счет использования модифицированного пластичного смазочного материала. Решение задач связывалось с оценкой влияния процессов усталости на работу подшипников качения, определением режима смазки исследуемых подшипников качения, а так же повышением эксплуатационных свойств пластичных смазочных материалов за счет различных добавок.
Усталостный износ является основной причиной потери работоспособности подшипников качения. Обобщая многие современные теоретические представления и экспериментальные данные, можно отметить, что процессы зарождения и развития усталостных повреждений обусловлены явлениями генерирования, перемещения и накопления подвижных дефектов в теле при его циклическом деформировании. В работе приведен механизм усталостного разрушения, а так же виды износоусталостных повреждений.
Для подшипников качения характерна контактная усталость. Существует два характерных вида поверхностного разрушения при контактной усталости: образование питтингов и изнашивание отслаиванием.
Условия образования поверхностных разрушений при контактной усталости и процессы их развития зависят от схемы контактного нагружения и от условий контакта. В работе была рассчитана площадка контакта, применительно к исследуемым подшипникам качения, устанавливаемым в кронблоке, в результате чего были определены давление и напряжение на площадке контакта, а так же геометрия площадки.
Основные результаты работы сводятся к описанию процессов усталости, действующих в подшипники качения, их влиянию на работоспособность, а так же предложению путей снижения усталости за счет различных добавок в пластичный смазочный материал.
В работе было рассчитано значение параметра, по которому был определен режим смазки исследуемых подшипников качения. В результате, был определен режим смешанного трения - сочетания граничного и жидкостного. При таком режиме смазки происходит изнашивание поверхности. Данный расчет режима смазки еще раз подтвердил необходимость снижения усталостного износа в подшипниках качения.
Как видно из расчета долговечности подшипника качения, так же приведенного в работе, ресурс работы подшипника качения напрямую зависит от смазочного материала, при этом значение имеет вязкость смазочного материала и влияние присадок в смазочном материале.
Таким образом, поставленные в работе задачи решены в полном объеме.
Применение различных добавок для улучшения свойств смазочных материалов стало основным направлением в области разработки новых ПСМ. Для подбора добавок необходимы исследования в области влияния добавок на реологические свойства смазочных материалов и на механохимические свойства материалов пары трения, а так же оценка эффективного процентного содержания добавки в смазочном материале. Одним из перспективных направлений разработки новых ПСМ являются смазочные материалы с ультрадисперсными добавками.
1 Алексеевский Г.В. Буровые установки Уралмашзавода. - 3-е изд., перераб. и доп. М., Недра, 1981. - 528 с.
2 Бобылёва, Т.В. Талевая система буровой установки: метод. указания к выполнению практических работ/ Т.В. Бобылёва. - Ухта: УГТУ, 2007. - 35 с.
3 Ефимченко С.И. Расчеты ресурса несущих элементов буровых установок: учебное пособие. - М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2001. - 171 с.
4 Черменский О.Н., Федотов Н.Н. Подшипники качения: Справочник- каталог. - М.: Машиностроение, 2003. - 576 с.; ил.
5 Крагельский И.В., Михин Н.М. Узлы трения машин: Справочник. - М.: Машиностроение, 1984. - 280 с.; ил.
6 Крагельский И.В., Добычин М.Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. — М.: Машиностроение, 1977. — 528 с.
7 Повреждения подшипников качения и их причины SKF AB. Санкт- Петербург. - 2002. - 47 с.
8 Чичинадзе А.В. Трение, износ и смазка (трибология и триботехника) /
A. В. Чичинадзе, Э.М. Берлинер, Э.Д. Браун и др.; под общ. ред. А.В. Чичинадзе. - М.: Машиностроение, 2003. - 576 с.; ил.
9 Пинегин С.В. Опоры качения в машинах. - М.: Изд. Академии наук СССР, 1961. - 155 с.
10 Корячкин В.П. Реологические характеристики пластичных смазок /
B. П. Корячкин // Трение и смазка в машинах и механизмах. - 2008. - №7. - С. 25-28.
11 Жорник В.И. Эволюция структуры дисперсной фазы пластичных смазок при трибовзаимодействии и ее влияние на ресурс узлов трения / В.И. Жорник // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия В. Промышленность. Прикладные науки. Машиноведение и машиностроение. - 2014. - №11. - С. 97-105.
12 Гаркунов Д.Н. Триботехника: учебник для студентов втузов. - 2 изд., перераб. и доп.— М.: Машиностроение, 1989. — 328 с.; ил.
13 Усачев В.В. Разработка технологии упрочняющей обработки трибосопряжений природными геомодификаторами трения / В.В. Усачев, Л.И. Погодаев, Е.Ю. Крюков // Трение и смазка в машинах и механизмах. - 2009. - №11. - С. 8-22.
14 Пучков В.Н. Исследование влияния добавок наноструктурированных материалов на трибологические свойства смазочных масел / В.Н. Пучков, П.П. Заскалько // Трение и смазка в машинах и механизмах. - 2010. - №11. - С. 25¬30.
15 Пат. 2277577 РФ, МПК C10M 125/02, C10M 125/26. Триботехническая добавка к смазочным маслам и пластичным смазкам / С.А. Зарьков, Н.А. Землянский, Ю.В. Гончаренко, В.А. Никитин, В.М. Петров; патентообладатель
С.А. Зарьков, Н.А. Землянский, Ю.В. Гончаренко, В.А. Никитин, В.М. Петров; заявл. 24.12.04; опубл. 10.06.06, Бюл. №16. - 6 с.
16 Пат. 2319731 РФ, МПК C10M 125/02, C10M 125/10, C10M 125/26. Триботехническая добавка к смазочным маслам и пластичным смазкам / В.В. Ладиков; патентообладатель В.В. Ладиков; заявл. 15.03.07; опубл. 20.03.08, Бюл. №8. - 8 с.
17 Пат. 2443765 РФ, МПК С10М 141/08 C10M 125/02, C10M 125/22. Смазка для узлов трения подшипников качения и скольжения / В.Е. Букинов; патентообладатель ГОУ ВПО ОрелГТУ, В.Е. Букин; заявл. 28.09.10; опубл. 27.02.12, Бюл. №6. - 6 с.
18 Пат. 2457239 РФ, МПК C10M 125/02, C10M 117/04. Пластичная смазка для подшипников качения / Л.Н. Образцов, Н.К. еремеенко, В.Ю.
Блюменштейн, И.И. Образцова; патентообладатель ИУХМ СО РАН; заявл. 19.10.09; опубл. 27.04.11, Бюл. №21. - 8 с.
19 Пат. 2529461 РФ, МПК С10М 107/10, C10M 117/02, C10M 125/02, C10M 133/12. Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения / С.А. Савинков, А.В. Никитин, И.Е. Федоров, И.А. Евдокимов; патентообладатель ООО «Инженерная смазочная компания «МИСКОМ»; заявл. 30.08.13; опубл. 27.09.14, Бюл. №27. - 6 с.
20 Пат. 2584115 РФ, МПК C10M 125/26, C10M 125/02, В82В 1/00. Добавка к смазочным маслам и пластичным смазкам / Б.П. Струнин; патентообладатель ООО «Базис»; заявл. 16.06.14; опубл. 27.12.15, Бюл. №36. - 14 с.
21 Яхьяев Н.Я. Смазочная композиция для улучшения трибологических характеристик смазочного материала / Н.Я. Яхьяев, Ж.Б. Бегов, Ш.Д. Батырмурзаев, А.Ш. Батырмурзаев // Трение и смазка в машинах и механизмах.- 2010. - №7. - С. 29-32.
22 Тесакова М.В. Триботехнические характеристики смазочных композиций на осонове ультрадисперсных медьсодержащих порошков, полученных электрохимическим методом / М.В. Тесакова, В.И. Парфенюк, В.А. Годлевский // Трение и смазка в машинах и механизмах. - 2010. - №2. - С. 22¬26.
23 Погодаев Л.И. Повышение надежности трибосопряжений / Л.И. Погодаев, В.Н. Кузьмин, П.П. Дудко. - СПб.: Академия транспорта РФ. - 2001. - 304 с.: ил.
24 Додонова Д.А. Исследование антифрикционных и противоизносных свойств алюминийсодержащей смазочной композиции / Д.А. Додонова, В.Ф. Пичугин, Д.В. Лаптев // Трение и смазка в машинах и механизмах. - 2010. - №2. - С. 27-33.
25. Терентьев, В.Ф. Трибонадежность подшипниковых узлов в присутствии модифицированных смазочных композиций / В.Ф. Терентьев, Н.В. Еркаев, С.Г. Докшанин. Новосибирск: Изд-во «Наука» СО РАН, 2003. 142 с.
26 Витязь В.П. Модифицирование материалов и покрытий наноразмерными алмазосодержащими добавками. - Минск: Беларус. наука, 2011. - 527 с.
27 Витязь П.А. Формирование износостойких поверхностных структур и механизм их разрушения при трении в среде смазочного материала, модифицированного ультрадисперсными алмазографитовыми добавками. Ч. 1 Триботехнические свойства / П.А. Витязь, В.И. Жорник, В.А. Кукаренко, А.И. Камко // Трение и износ. - 2006. - №1. - С. 61-68.
28 Витязь П.А. Формирование износостойких поверхностных наноструктур трибомодифицированием в среде смазки с твердыми ультрадисперсными добавками / П.А. Витязь, В.И. Жорник, В.А. Кукареко // Перспективные материалы 2011. - С. 248-284.
29 Синицын В.В. Пластичные смазки в СССР. - М.: Химия, 1984.192 с.
30 Olga A. Shenderova, Dieter M. Gruen Ultrananocrystalline Diamond Synthesis, Properties, and Applications.New York, U.S.A.: William Andrew Publishing Norwich. - 2006. - 611 р.
31 Докшанин С.Г. Влияние коэффициента трения на распределение касательных напряжений для случая качения тел с проскальзыванием / С.Г. Докшанин // Механика и физика процессов на поверхности и в контакте твердых тел, деталей технологического и энергетического оборудования: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В.В. Измайлова. Вып. 6. Тверь: ТвГТУ, 2013. - 148 с. - С. 10-13.
32 Сосновский Л.А., Махутов Н.А. Трибофатика: износоусталостные повреждения в проблемах ресурса и безопасности. - 2000. - 304 с.
33 Сосновский Л.А. Основы трибофатики: Учебное пособие для студентов технических учебных заведений. Ч. I. - Гомель: БелГТУ, 2003. - 246 с.
34 Пинегин С.В. Теоретические и прикладные задачи трения, износа и смазки машин: Сборник / С.В. Пинегин, К.В. Фролов, А.В Чичинадзе. М.: Наука, 1982. - 308 с.
35 Махутов, Н.А. Конструкционная прочность, ресурс и техногенная безопасность / Н.А. Махутов. В 2 ч. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, Ч. 1. 2005. - 494 с.
36 Пинегин, С.В. Трение качения в машинах и приборах / С.В. Пинегин. М.: Машиностроение, 1976. 264 с.
37 Джонсон К. Механика контактного взаимодействия: Пер. с англ. - М.: Мир, 1989. - 510 с.; ил.
38 Докшанин С.Г. Моделирование напряженного состояния в подшипнике качения при проскальзывании ролика / С.Г. Докшанин // Автоматизированное проектирование в машиностроении. - 2016. - №4 С. 39¬
39 Биргер, И.А. Расчет на прочность деталей машин: Справочник / И.А. Биргер, Б.Ф. Шорр, Г.Б. Иосилевич. М.: Машиностроение, 1993. 640 с.: ил.
40 Галин, Л.А. Контактные задачи теории упругости и вязкоупругости / Л.А. Галин. М.: Наука. Главная редакция физ.-мат. литер., 1980. - 304 с.
41 Морозов, Е.М. Контактные задачи механики разрушения / Е.М. Морозов, М.В. Зернин. М.: Машиностроение, 1999. - 544 с.
42 Лукьянов К.Ю. Моделирование напряженно-деформированного состояния контактирующих поверхностей опор качения / К.Ю. Лукьянов, А.Б. Пашенцев, В.Г. Рахчеев // Вестник транспорта Поволжья. - 2009 г. - №2 (18). - С. 49-57.
43 Щербаков С.С. Моделирование напряженно-деформированного состояния трибофатической системы ролик/кольцо / С.С. Щербаков, С.М. Бородако // Механика машин, механизмов и материалов. - 2012. - №1 (18). С. 80-85.
44 Коднир Д.С. Эластогидродинамический расчет деталей машин / Д.С. Коднир, Е.П. Жильников, Ю.И. Байбородов. - М.: Машиностроение, 1988. - 160 с.; ил.
45 Докшанин С.Г. Увеличение ресурса работы подшипников качения применением пластичных смазочных материалов с ультрадисперсным алмазографитом: дис. ... канд. тех. наук / Докшанин Сергей Георгиевич. - Красноярск, 2002. - 140 с.