Условия переговороготовности
|
Введение 3
1 Переговоры 8
1.1 История становления переговорной практики 8
1.2 Переговоры в образовании 15
2 Содержание и структура готовности 25
2.1 Анализ основных подходов к исследованию феномена «готовности» .. 25
2.2 Структура и условия готовности 31
3 Переговороготовность 41
3.1 Модель условий готовности к переговорам 41
3.2 Позиция как ключевое условие переговороготовности 48
4 Исследование позиции как ключевого условия
переговороготовности 56
Заключение 78
Список использованных источников 80
1 Переговоры 8
1.1 История становления переговорной практики 8
1.2 Переговоры в образовании 15
2 Содержание и структура готовности 25
2.1 Анализ основных подходов к исследованию феномена «готовности» .. 25
2.2 Структура и условия готовности 31
3 Переговороготовность 41
3.1 Модель условий готовности к переговорам 41
3.2 Позиция как ключевое условие переговороготовности 48
4 Исследование позиции как ключевого условия
переговороготовности 56
Заключение 78
Список использованных источников 80
Стремительно изменяющиеся условия жизни на современном этапе развития общества предъявляют новые требования к развитию и становлению человека. Возникают задачи воспитания людей, готовых к осуществлению своей профессиональной деятельности, решению поставленных задач, способных самореализовываться
и самосовершенствоваться. В этой связи, как утверждает Ф.И. Блиева, сегодня «очень важно воспитать молодого человека субъектом своей собственной жизни, профессиональной деятельности, способного к гуманному взаимодействию с другими людьми» .
Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в параграфе 4 раздела 3 закреплена стратегическая цель государственной политики России в сфере образования. Она сформулирована как «повышение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» . Для реализации поставленной цели государством определен перечень основных задач, которые подлежат решению. Для их выполнения необходимо наличие соответствующих правовых инструментов, среди которых договор, как правовой инструмент для регулирования образовательных услуг, занимает особое место.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» закрепил принцип сочетания государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Однако законом не определено содержание договоров об образовании. По мнению А.Ш. Пахомовой, недостаточная, а нередко крайне слабая разработка отдельных
норм образовательного и гражданского законодательства порождает возможность заключения образовательных договоров, в которых интересы сторон не сбалансированы, права потребителей образовательных услуг ущемляются . Люди оказались не готовы к договорным отношениям.
Возник вопрос о подлинности договорных отношении в образовании. В этой связи становится актуальной тема ведения переговоров по вопросу различных форм взаимодействия сторон в сфере образования.
Переговоры обычно ведутся для того, чтобы договориться и исполнить взятые на себя обязательства. Однако часто происходит отказ участников от принятых на себя обязательств. По мнению А.Б. Долгина, «тема
недоговоропригодности как раз и обязана своей актуализацией медиауспехам и трудностям протестного движения 2011-2012 годов, когда со всех перекрестков зазвучали слова о дефиците доверия, об отсутствии социального капитала, о неспособности к взаимодействию, о недоговоропригодности и о вытекающих отсюда «не» .
Объектом диссертационного исследования является действительность переговоров при утверждении индивидуальной образовательной программы магистрантов группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета.
Предметом диссертационного исследования является оформление, занятие позиции магистрантами группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета в переговорах по вопросу условий для реализации индивидуальной образовательной программы.
Цель диссертационного исследования - определение структуры и динамики формирования позиции как условия переговороготовности магистрантов по вопросу индивидуальной образовательной программы.
Достижение цели диссертационного исследования предполагается решение следующих основных задач:
- анализ материалов по истории становления переговорной практики;
- изучение договорных основ в образовании;
- анализ основных подходов к изучению феномена «готовности»
- описание структуры готовности, ее компонентов;
- определение структуры и динамики готовности к переговорам;
- описание условий готовности к переговорам;
- анализ позиции как условия переговороготовности;
- выявление и описание позиции как условия переговороготовности магистрантов группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета к ведению переговоров по вопросу условий реализации образовательной программы.
Гипотеза - ключевым (атрибутивным) условием переговороготовности является наличие позиции стороны (будущего участника) по отношению к позиции другой стороны.
Исследовательская проблема - при отсутствии позиции в формате переговоров мы имеем иммитацию, т.е. изображение переговоров, которые вполне могут соответствовать культурной форме, но не обеспечивать условия.
Исследовательский вопрос - каковы признаки подлинных переговоров и их отличие от упражнений переговорных технологий?
Теоретические основы исследования. Теоретическими основами настоящего исследования являются работы К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, С.Г. Вершловского, Н.В. Гришиной, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Г. Кеннеди, Дж. Кэмпа, Б.Д. Парыгина, Р.Д. Санжаевой, Б.И. Хасана, Р. Фишера, У. Юри.
Методы исследования. Основные методы исследования:
Опрос магистрантов группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета до проведения переговоров и после.
Наблюдение переговоров.
Контент-анализ документов, полученных в ходе переговоров.
Моделирование структуры позиции как ключевого (атрибутивного) условия переговороготовности.
Интервью с представителями профессорско-преподавательского состава о результатах проведения переговоров по вопросу индивидуального образовательного плана в магистратуре.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в выработке рекомендаций для проведения переговоров по вопросу индивидуальной образовательной программы между профессорско- преподавательским составом и магистрантами группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета на следующий учебный год.
По теме магистерской диссертации автором были опубликованы следующие работы:
1. Красикова, Я.В., Кувшинова, И.В., Мерзлякова, А.В. Переговоры как способ утверждения индивидуальной образовательной программы // П 69 Практики развития: современный конфликт индивидуального и массового образования: материалы 23-й науч.-практ. конф. Красноярск, апрель 2016 г. / отв. за вып. Н.А. Дробышев. - Красноярск, 2017. С. 138-141.
2. Красикова, Я.В., Кувшинова, И.В., Мерзлякова, А.В. Школьная служба медиации - место практики управления конфликтом// И 66 Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / отв. и научи. ред. В.А. Адольф; Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2017. С.503-505.
3. Красикова Я.В., Кувшинова, И.В., Мерзлякова, А.В. ОДИ - деятельность оформляющая позицию // И 66 Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / отв. и научи. ред. В.А. Адольф; Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2017. С.529-532.
и самосовершенствоваться. В этой связи, как утверждает Ф.И. Блиева, сегодня «очень важно воспитать молодого человека субъектом своей собственной жизни, профессиональной деятельности, способного к гуманному взаимодействию с другими людьми» .
Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в параграфе 4 раздела 3 закреплена стратегическая цель государственной политики России в сфере образования. Она сформулирована как «повышение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» . Для реализации поставленной цели государством определен перечень основных задач, которые подлежат решению. Для их выполнения необходимо наличие соответствующих правовых инструментов, среди которых договор, как правовой инструмент для регулирования образовательных услуг, занимает особое место.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» закрепил принцип сочетания государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Однако законом не определено содержание договоров об образовании. По мнению А.Ш. Пахомовой, недостаточная, а нередко крайне слабая разработка отдельных
норм образовательного и гражданского законодательства порождает возможность заключения образовательных договоров, в которых интересы сторон не сбалансированы, права потребителей образовательных услуг ущемляются . Люди оказались не готовы к договорным отношениям.
Возник вопрос о подлинности договорных отношении в образовании. В этой связи становится актуальной тема ведения переговоров по вопросу различных форм взаимодействия сторон в сфере образования.
Переговоры обычно ведутся для того, чтобы договориться и исполнить взятые на себя обязательства. Однако часто происходит отказ участников от принятых на себя обязательств. По мнению А.Б. Долгина, «тема
недоговоропригодности как раз и обязана своей актуализацией медиауспехам и трудностям протестного движения 2011-2012 годов, когда со всех перекрестков зазвучали слова о дефиците доверия, об отсутствии социального капитала, о неспособности к взаимодействию, о недоговоропригодности и о вытекающих отсюда «не» .
Объектом диссертационного исследования является действительность переговоров при утверждении индивидуальной образовательной программы магистрантов группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета.
Предметом диссертационного исследования является оформление, занятие позиции магистрантами группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета в переговорах по вопросу условий для реализации индивидуальной образовательной программы.
Цель диссертационного исследования - определение структуры и динамики формирования позиции как условия переговороготовности магистрантов по вопросу индивидуальной образовательной программы.
Достижение цели диссертационного исследования предполагается решение следующих основных задач:
- анализ материалов по истории становления переговорной практики;
- изучение договорных основ в образовании;
- анализ основных подходов к изучению феномена «готовности»
- описание структуры готовности, ее компонентов;
- определение структуры и динамики готовности к переговорам;
- описание условий готовности к переговорам;
- анализ позиции как условия переговороготовности;
- выявление и описание позиции как условия переговороготовности магистрантов группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета к ведению переговоров по вопросу условий реализации образовательной программы.
Гипотеза - ключевым (атрибутивным) условием переговороготовности является наличие позиции стороны (будущего участника) по отношению к позиции другой стороны.
Исследовательская проблема - при отсутствии позиции в формате переговоров мы имеем иммитацию, т.е. изображение переговоров, которые вполне могут соответствовать культурной форме, но не обеспечивать условия.
Исследовательский вопрос - каковы признаки подлинных переговоров и их отличие от упражнений переговорных технологий?
Теоретические основы исследования. Теоретическими основами настоящего исследования являются работы К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, С.Г. Вершловского, Н.В. Гришиной, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Г. Кеннеди, Дж. Кэмпа, Б.Д. Парыгина, Р.Д. Санжаевой, Б.И. Хасана, Р. Фишера, У. Юри.
Методы исследования. Основные методы исследования:
Опрос магистрантов группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета до проведения переговоров и после.
Наблюдение переговоров.
Контент-анализ документов, полученных в ходе переговоров.
Моделирование структуры позиции как ключевого (атрибутивного) условия переговороготовности.
Интервью с представителями профессорско-преподавательского состава о результатах проведения переговоров по вопросу индивидуального образовательного плана в магистратуре.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в выработке рекомендаций для проведения переговоров по вопросу индивидуальной образовательной программы между профессорско- преподавательским составом и магистрантами группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета на следующий учебный год.
По теме магистерской диссертации автором были опубликованы следующие работы:
1. Красикова, Я.В., Кувшинова, И.В., Мерзлякова, А.В. Переговоры как способ утверждения индивидуальной образовательной программы // П 69 Практики развития: современный конфликт индивидуального и массового образования: материалы 23-й науч.-практ. конф. Красноярск, апрель 2016 г. / отв. за вып. Н.А. Дробышев. - Красноярск, 2017. С. 138-141.
2. Красикова, Я.В., Кувшинова, И.В., Мерзлякова, А.В. Школьная служба медиации - место практики управления конфликтом// И 66 Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / отв. и научи. ред. В.А. Адольф; Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2017. С.503-505.
3. Красикова Я.В., Кувшинова, И.В., Мерзлякова, А.В. ОДИ - деятельность оформляющая позицию // И 66 Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / отв. и научи. ред. В.А. Адольф; Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2017. С.529-532.
В условиях социально-экономических изменении, происходящих в современной России, ценится человек самостоятельный, с высоким уровнем самосознания, активно познающий окружающий мир, ориентированный на сотрудничество, сотворчество, толерантно относящийся к взглядам других людей. Иными словами, человек, являющийся подлинным субъектом своей жизни и деятельности .
Субъектность человека, как подчеркивает Ф.И. Блиева, связана с его позицией: «Субъектность человека проявляется в заинтересованно активном отношении к жизни, к людям, к себе, а также к себе в жизни, в профессии, в семье и т.д. Увидеть себя востребованным в определенной сфере деятельности или определенных слоях общества - доминирующий механизм активной позиции личности» .
Изучение научной литературы по проблеме позиции человека позволило выяснить, что категория «позиция человека» многогранна
и многоаспектна. Отсутствует единство авторов в определении данного понятия. Ученые выделяют социальные, психологические, нравственные и другие характеристики позиции человека. В меньшей мере представлен материал про позицию с точки зрения переговоров.
По результатам диссертационного исследования были сделаны следующие выводы:
- с принятием нового Закона об образовании в России заложены договорные основы в образовательной сфере, однако на практике происходит лишь имитация договорных отношений в образовании;
- к условиям переговороготовности относятся: необходимость, нужда; образ будущих действий; наличие ресурсов; представление о способе; предположение о том, что будет хорошо другой стороне; оценка рисков;
- переговорная позиция состоит из следующих элементов цель; представление о том, что нужно другой стороне; интерес; ресурсы для реализации; конкретные действия по осуществлению поставленной цели.
В результате проведенного нами исследования, мы подтвердили, что ключевым (атрибутивным) условием переговороготовности является наличие позиции стороны (будущего участника) по отношению к позиции другой стороны, что, в свою очередь, определяет удовлетворенность участников переговорами и дальнейшее исполнение договоренностей.
Субъектность человека, как подчеркивает Ф.И. Блиева, связана с его позицией: «Субъектность человека проявляется в заинтересованно активном отношении к жизни, к людям, к себе, а также к себе в жизни, в профессии, в семье и т.д. Увидеть себя востребованным в определенной сфере деятельности или определенных слоях общества - доминирующий механизм активной позиции личности» .
Изучение научной литературы по проблеме позиции человека позволило выяснить, что категория «позиция человека» многогранна
и многоаспектна. Отсутствует единство авторов в определении данного понятия. Ученые выделяют социальные, психологические, нравственные и другие характеристики позиции человека. В меньшей мере представлен материал про позицию с точки зрения переговоров.
По результатам диссертационного исследования были сделаны следующие выводы:
- с принятием нового Закона об образовании в России заложены договорные основы в образовательной сфере, однако на практике происходит лишь имитация договорных отношений в образовании;
- к условиям переговороготовности относятся: необходимость, нужда; образ будущих действий; наличие ресурсов; представление о способе; предположение о том, что будет хорошо другой стороне; оценка рисков;
- переговорная позиция состоит из следующих элементов цель; представление о том, что нужно другой стороне; интерес; ресурсы для реализации; конкретные действия по осуществлению поставленной цели.
В результате проведенного нами исследования, мы подтвердили, что ключевым (атрибутивным) условием переговороготовности является наличие позиции стороны (будущего участника) по отношению к позиции другой стороны, что, в свою очередь, определяет удовлетворенность участников переговорами и дальнейшее исполнение договоренностей.



