Введение 3
1 Переговоры 8
1.1 История становления переговорной практики 8
1.2 Переговоры в образовании 15
2 Содержание и структура готовности 25
2.1 Анализ основных подходов к исследованию феномена «готовности» .. 25
2.2 Структура и условия готовности 31
3 Переговороготовность 41
3.1 Модель условий готовности к переговорам 41
3.2 Позиция как ключевое условие переговороготовности 48
4 Исследование позиции как ключевого условия
переговороготовности 56
Заключение 78
Список использованных источников 80
Стремительно изменяющиеся условия жизни на современном этапе развития общества предъявляют новые требования к развитию и становлению человека. Возникают задачи воспитания людей, готовых к осуществлению своей профессиональной деятельности, решению поставленных задач, способных самореализовываться
и самосовершенствоваться. В этой связи, как утверждает Ф.И. Блиева, сегодня «очень важно воспитать молодого человека субъектом своей собственной жизни, профессиональной деятельности, способного к гуманному взаимодействию с другими людьми» .
Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в параграфе 4 раздела 3 закреплена стратегическая цель государственной политики России в сфере образования. Она сформулирована как «повышение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» . Для реализации поставленной цели государством определен перечень основных задач, которые подлежат решению. Для их выполнения необходимо наличие соответствующих правовых инструментов, среди которых договор, как правовой инструмент для регулирования образовательных услуг, занимает особое место.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» закрепил принцип сочетания государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Однако законом не определено содержание договоров об образовании. По мнению А.Ш. Пахомовой, недостаточная, а нередко крайне слабая разработка отдельных
норм образовательного и гражданского законодательства порождает возможность заключения образовательных договоров, в которых интересы сторон не сбалансированы, права потребителей образовательных услуг ущемляются . Люди оказались не готовы к договорным отношениям.
Возник вопрос о подлинности договорных отношении в образовании. В этой связи становится актуальной тема ведения переговоров по вопросу различных форм взаимодействия сторон в сфере образования.
Переговоры обычно ведутся для того, чтобы договориться и исполнить взятые на себя обязательства. Однако часто происходит отказ участников от принятых на себя обязательств. По мнению А.Б. Долгина, «тема
недоговоропригодности как раз и обязана своей актуализацией медиауспехам и трудностям протестного движения 2011-2012 годов, когда со всех перекрестков зазвучали слова о дефиците доверия, об отсутствии социального капитала, о неспособности к взаимодействию, о недоговоропригодности и о вытекающих отсюда «не» .
Объектом диссертационного исследования является действительность переговоров при утверждении индивидуальной образовательной программы магистрантов группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета.
Предметом диссертационного исследования является оформление, занятие позиции магистрантами группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета в переговорах по вопросу условий для реализации индивидуальной образовательной программы.
Цель диссертационного исследования - определение структуры и динамики формирования позиции как условия переговороготовности магистрантов по вопросу индивидуальной образовательной программы.
Достижение цели диссертационного исследования предполагается решение следующих основных задач:
- анализ материалов по истории становления переговорной практики;
- изучение договорных основ в образовании;
- анализ основных подходов к изучению феномена «готовности»
- описание структуры готовности, ее компонентов;
- определение структуры и динамики готовности к переговорам;
- описание условий готовности к переговорам;
- анализ позиции как условия переговороготовности;
- выявление и описание позиции как условия переговороготовности магистрантов группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета к ведению переговоров по вопросу условий реализации образовательной программы.
Гипотеза - ключевым (атрибутивным) условием переговороготовности является наличие позиции стороны (будущего участника) по отношению к позиции другой стороны.
Исследовательская проблема - при отсутствии позиции в формате переговоров мы имеем иммитацию, т.е. изображение переговоров, которые вполне могут соответствовать культурной форме, но не обеспечивать условия.
Исследовательский вопрос - каковы признаки подлинных переговоров и их отличие от упражнений переговорных технологий?
Теоретические основы исследования. Теоретическими основами настоящего исследования являются работы К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, С.Г. Вершловского, Н.В. Гришиной, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Г. Кеннеди, Дж. Кэмпа, Б.Д. Парыгина, Р.Д. Санжаевой, Б.И. Хасана, Р. Фишера, У. Юри.
Методы исследования. Основные методы исследования:
Опрос магистрантов группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета до проведения переговоров и после.
Наблюдение переговоров.
Контент-анализ документов, полученных в ходе переговоров.
Моделирование структуры позиции как ключевого (атрибутивного) условия переговороготовности.
Интервью с представителями профессорско-преподавательского состава о результатах проведения переговоров по вопросу индивидуального образовательного плана в магистратуре.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в выработке рекомендаций для проведения переговоров по вопросу индивидуальной образовательной программы между профессорско- преподавательским составом и магистрантами группы «Конфликт-менеджмент» Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета на следующий учебный год.
По теме магистерской диссертации автором были опубликованы следующие работы:
1. Красикова, Я.В., Кувшинова, И.В., Мерзлякова, А.В. Переговоры как способ утверждения индивидуальной образовательной программы // П 69 Практики развития: современный конфликт индивидуального и массового образования: материалы 23-й науч.-практ. конф. Красноярск, апрель 2016 г. / отв. за вып. Н.А. Дробышев. - Красноярск, 2017. С. 138-141.
2. Красикова, Я.В., Кувшинова, И.В., Мерзлякова, А.В. Школьная служба медиации - место практики управления конфликтом// И 66 Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / отв. и научи. ред. В.А. Адольф; Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2017. С.503-505.
3. Красикова Я.В., Кувшинова, И.В., Мерзлякова, А.В. ОДИ - деятельность оформляющая позицию // И 66 Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / отв. и научи. ред. В.А. Адольф; Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2017. С.529-532.
В условиях социально-экономических изменении, происходящих в современной России, ценится человек самостоятельный, с высоким уровнем самосознания, активно познающий окружающий мир, ориентированный на сотрудничество, сотворчество, толерантно относящийся к взглядам других людей. Иными словами, человек, являющийся подлинным субъектом своей жизни и деятельности .
Субъектность человека, как подчеркивает Ф.И. Блиева, связана с его позицией: «Субъектность человека проявляется в заинтересованно активном отношении к жизни, к людям, к себе, а также к себе в жизни, в профессии, в семье и т.д. Увидеть себя востребованным в определенной сфере деятельности или определенных слоях общества - доминирующий механизм активной позиции личности» .
Изучение научной литературы по проблеме позиции человека позволило выяснить, что категория «позиция человека» многогранна
и многоаспектна. Отсутствует единство авторов в определении данного понятия. Ученые выделяют социальные, психологические, нравственные и другие характеристики позиции человека. В меньшей мере представлен материал про позицию с точки зрения переговоров.
По результатам диссертационного исследования были сделаны следующие выводы:
- с принятием нового Закона об образовании в России заложены договорные основы в образовательной сфере, однако на практике происходит лишь имитация договорных отношений в образовании;
- к условиям переговороготовности относятся: необходимость, нужда; образ будущих действий; наличие ресурсов; представление о способе; предположение о том, что будет хорошо другой стороне; оценка рисков;
- переговорная позиция состоит из следующих элементов цель; представление о том, что нужно другой стороне; интерес; ресурсы для реализации; конкретные действия по осуществлению поставленной цели.
В результате проведенного нами исследования, мы подтвердили, что ключевым (атрибутивным) условием переговороготовности является наличие позиции стороны (будущего участника) по отношению к позиции другой стороны, что, в свою очередь, определяет удовлетворенность участников переговорами и дальнейшее исполнение договоренностей.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4 ч. ч. 1
[Электронный ресурс]: федерал. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http:www.consultant.ru.
2. Об образовании в Российской Федерации: федерал. закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http:www.consultant.ru.
4. Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2015 № 4-КГ15-60 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http:www.consultant.ru.
5. Mittra v.University of Medicine and Dentistry of New Jersey, 719 A. 2d 693 (N.J. Super. Ct. App. Div. 1998) [Электронный ресурс] // Сайт «JUSTIA US Law» - Режим доступа: http://law.justia.com/cases/new-jersey/appellate-division- published/1998/a0475-97-opn.html.
6. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - Москва: Наука, 1980. - 334 с.
7. Агаронян, К.Р. Формирование нравственной позиции учащихся младшего подросткового возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Агаронян Каринэ Рубеновна. - Киров, 2005. - 21 с.
8. Алиев, Р.З. Международные переговоры и их исследование / Р.З. Алиев // Гилея: научный вестник. - Киев, 2015. - № 94. - С. 349-353.
9. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 232 с.
10. Анцупов, А.Я., Конфликтология: учебник для вузов. 5-е изд. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов - СПб.: Питер, 2014. - 512 с.
11. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического
исследования / А.Г. Асмолов. Л.: Наука, 1984. - 105 с.
12. Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г. Дж. Берман. - М.: Норма, 1998. - 624 с.
13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - Спб.: Питер, 2008. - 400 с.
14. Бокенчина, М. К. Теоретические основы изучения переговорного процесса в современной психологии / М. К. Бокенчина, Н.Б. Жиенбаева // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2011. - С. 47-50.
15. Блиева, Ф.И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста [Электронный ресурс] / Ф.И. Блиева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2007. - № 3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-professionalnoy-subektnoy-pozitsii- buduschego-spetsialista.
16. Бродель, Ф. Игры Обмена. Материальная цивилизация, экономика и капитализм в XV-XIII вв. / Ф. Бродель. - Москва.: Прогресс, 1998.- 218 с.
17. Васильева рассказала о «мирной революции» в российском образовании [Электронный ресурс] // Сайт «РИА Новости». - Режим доступа: https://ria.ru/society/20170602/1495665805.html.
18. Вежновец, В.Н. Международный переговорный процесс
[Электронный ресурс] / В.Н. Вежновец,
А.И. Бородич. - Режим доступа:
https://www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/static/trials/22/14/33 .
19. Вершловский, С.Г. Социально-педагогические проблемы профессионального становления учителя / С.Г. Вершловский // Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей: сб. науч. тр. - Л.,
1981. - С. 6-22.
20. Воронин, О. Переговоры по систем Кэмпа: методическое пособие
[Электронный ресурс] / О. Воронин. - Режим доступа: http://www.e-
reading.by/bookreader.php/1 06487/Peregovory_po_sisteme_Kempa.pdf.
21. ВС: стороны все реже обращаются к медиации при разрешении
споров [Электронный ресурс] // Сайт «npaBO.ru» - Режим доступа:
https://pravo.ru/news/view/130642/.
22. Готовность [Электронный ресурс] // Сайт «rpaMOTa.ru» - Режим
доступа: http://www.gramota.ru/slovari/dic; Готовность [Электронный ресурс] // Сайт «Словари и энциклопедии на Академике». - Режим доступа:
http ://dic. academic.ru/dic.nsf/ogegova/41734.
23. Горлова, Н.В. Психологическая готовность к разрешению конфликтов как механизм развития / Н.В. Горлова // Педагогика развития: движущие силы и практики развития: материалы 17-ой науч.-практ. конф. . - Красноярск: ККИПК, 2011. - С. 67-71.
24. Гринева, А.В. Понятие и виды судебных правовых позиций (вопросы теории): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Гринева Анна Владимировна. - Москва, 2008. - 23 с.
25. Гришина, Н.В. Психология конфликта. 3-е изд. / Н.В. Гришина. - Спб.: Питер, 2016. - 576 с.
26. Губанова, М.И. Развитие субъектной позиции студентов в образовательном процессе вуза: проблемы активизации и обеспечения динамики / М.И. Губанова // Известия Алтайского государственного университета, 2012. - С. 25-27.
27. Давыдова, Н.А. Договорные отношения между университетом и студентом в американском высшем образовании/ Н.А. Давыдова // Университет современных знаний. - Киев, 2015. - № 2. - С. 11-13.
28. Джон Нэш и проблема торгов [Электронный ресурс] // Сайт
«Библиотека BBM» / - Режим доступа:
http://velib.com/read_book/kennedi_gehvin litagent_alpina/peregovory_polnyjj_kurs/vvedenie/dzhon_nehsh_i_problema_torgov/
29. Долгин, А.Б. Как нам стать договоропригодными, или Практическое руководство по коллективным действиям / А.Б. Долгин. - М.: ОГИ, 2013. - 192 с.
30. Дондуков, С. Ц. Потребность в безопасности как условие психологической готовности личности к деятельности: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Дондуков Сергей Цыреторович. - Хабаровск, 2003. - 23 с.
31. Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психол. аспект / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. - Минск: изд-во «Университетское», 1985. - 206 с.
32. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: учеб. пособие для вузов / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович . - Мн.: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.
33. Исупова, И.В. Проблемы гражданско-правового регулирования договорных отношений в сфере высшего образования / И.В. Исупова // Фундаментальные исследования. - Москва, 2014. - № 8 (часть 2). - С. 525-529.
34. Картамышева, Л.В. Социальный уровень анализа категории «позиция человека» / Л.В. Картамышева // Образование и саморазвитие. - 2013. - № 3 (37). - С. 150-155.
35. Кеннеди, Г. Договориться можно обо всем! Как добиваться максимума в любых переговорах / Г. Кеннеди. - М.: Альпина Паблишер, 2016 - 411 с.
36. Кириченко, Д.В. Диагностика готовности к проектной деятельности студентов магистратуры вуза физической культуры / Д.В. Кириченко, Т.Ю. Тихонова // Ученые записки университета имени И.Ф. Лесгафта. - Спб., 2016. - № 4 (134). - С. 126-131.
37. Клюков, Н.С. Позиция и роль России на шестисторонних переговорах по «севро-корейской ядерной проблеме» / Н.С. Клюков // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2009. - № 2. - С. 84-89.
38. Ключевые ресурсы переговоров [Электронный ресурс] // Сайт «Профессионалы.ru». - Режим доступа: https://professionali.ru/Soobschestva/dao- peregovorov-1001508/kljuchevye-resursy-peregovorov-22862333/.
39. Кокорин, И.С. Гражданско-правовая характеристика договора об оказании возмездных образовательных услуг / И.С. Кокорин, О.В. Очередько // Ленинградский юридический журнал. - Спб., 2015. - №4. - С. 83-89.
40. Колосов, М.Б. Готовность к деятельности [Электронный ресурс] / М.Б. Колосов // Сайт «Psychology OnLine. net» - Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1408.htm.
41. Кременюк, В.А. Предисловие к книге Р. Фишера и У. Юри «Путь к согласию или переговоры без поражения» / В. А. Кременюк // Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри - Москва: Наука, 1992. - С. 5-14.
42. Кудрявцев, Т.В. Психологические основы подготовки учащихся к труду и выбору профессии / Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова // Школа и труд / П.Р. Атутов, В.А. Кальней. - М.: Педагогика, 1987. С. 140-171.
43. Кумышева, Р.М. Позиция человека в контексте его взаимодействия с миром / Р.М. Кумышева // Успехи современной науки и образования. - 2016. - №3. - Том 2. - С. 69-71.
44. Лебедева, М.М. Технология ведения переговоров: учеб. пособие для студентов вузов / М. М. Лебедева - М.: Аспект Пресс, 2010. - 192 с.
45. Леонов, Н. И. Конфликтология: учеб. пособие 2-е изд., испр. и доп. / Н. И. Леонов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 232 с.
46. Лубовский, Д.В. Феноменология и динамика развития внутренней позиции современных младших школьников [Электронный ресурс] / Д.В. Лубовский // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2014. - Том 6. - № 2. - С. 50-67. - Режим доступа: doi:10.17759/psyedu.2014060204.
47. Луков, В.М. Современные дипломатические переговоры: проблемы развития // Дипломатический вестник, 1987 / под ред. О.Г. Пересыпкина. - М: Международные отношения, 1988. - С. 117 - 127.
48. Максакова, В. Учимся договариваться: методическое пособие для учителя начальной школы / В. Максакова, С. Полякова. - М.: «Издательство Магистр», 1998. - 132 с.
49. Маркин, В.Н. Жизненная позиция личности как психолого- акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения / B.H. Маркин // Мир психологии. - 2005. - № 4. - C. 45-50.
50. Мастенбрук В. Переговоры / В. Мастенбрук— Калуга: Калужский Институт социологии, 1993. - 175 с.
51. Мацаева, М. В. Правовое регулирование договорных отношений в сфере оказания образовательных услуг / М. В. Мацаева // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы XI Междунар. науч. - практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - № 1 (11). - С. 319-322.
52. Миронова-Тихомирова, А. С. Психологическая структура карьерной готовности выпускника вуза: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Миронова-Тихомирова Антонина Сергеевна. - Хабаровск, 2006. - 23 с.
53. Михайлов, О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: афтореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Михайлов Олег Владимирович. - Москва, 2007. - 24 с.
54. Направления подготовки магистров [Электронный ресурс] // Сайт
Сибирского федерального университета. - Режим доступа:
http://admissions.sfukras.ru/files/admissions/2017/presentations/m/37.04.01.03.pd
55. Ожегов, С.И. Позиция / С.П. Ожегов. Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд. // Словарь русского языка. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. - С. 707.
56. Парселл, Ш. Варианты на выбор. Развитие медиации при судах США / Ш. Парселл // Медиация и право. - №3 (13). - С. 42-50.
57. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1971. - 348 с.
58. Пахомова, А. Ш. Обязательства по оказанию образовательных услуг в РФ / А.Ш. Пахомова // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 486-490.
59. Попов, Л.М., Пучкова ИМ. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности / Л.М. Попов, ИМ. Пучкова // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 1 (43). - С. 53-58.
60. Райфа, Г. Анализ решений: введение в проблему выбора в условиях неопределенности / Г. Райфа. - Москва: Наука, 1977. - 408 с.
61. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. - М.: Смысл, 2002. - 527 с.
62. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер, 2002. - 720 с.
63. Сагатовский, В.Н. / В.Н. Сагатовский // Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки / ред. кол.: А.И. Титаренко (отв. ред.) [и др.]. - М.: Мысль, 1982. - 295 с.
64. Санжаева, Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: автореф. дис. ... док. псих. наук: 19.00.01 / Санжаева Римма Дугаровна . - Новосибирск, 1997. - 40 с.
65. Сизикова, Н.В. Смысловой компонент психологической готовности к спортивной деятельности: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Сизикова Наталья Владимировна. - Хабаровск, 2008. - 23 с.
66. Ситдикова, Л.Б. Договорное регулирование отношений возмездного оказания образовательных услуг: проблемы теории и практики / Л.Б. Ситдикова // Гражданское право. Москва, 2015. - №4. - С. 40-43.
67. Слободчиков, В.Н. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности //В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
68. Трейси, Б. Переговоры: пер. с анг. Юлии Константиновой / Б. Трейси. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 - 144 с.
69. Трещев, А.М. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Трещев Александр Михайлович. - Калуга, 2001. - 39 с.
70. Тубельский, А.Н. Правовое пространство школы: учебно-методическое пособие / А.Н. Тубельский. - М.: МИРОС, 2001. - 112 с.
71. Удовенко, С.П. К вопросу об определении переговорной позиции России к будущим дебатам по тарифам в рамках ВТО / С.П. Удовенко // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2009. - № 2(34). - С. 127-130.
72. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. - Спб.: Питер, 2001. - 416 с.
73. Фишер, Р. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. - Москва: Наука, 1992. - 158 с.
74. Хасан, Б.И. Подлинные и мнимые договорные отношения в образовании / Б.И. Хасан // Практики развития: новые отношения в образовании, их реализация и возможности управления: материалы 22 -й науч. - практ. конф. - Красноярск, 2016. - С. 7-21.
75. Хасан, Б.И. Практика продуктивного конфликта (переговоры в репертуаре образования) / Б.И. Хасан, Л.А. Новопашина // Человек.ru. - Новосибирск, 2017. - № 12. - С. 102-108.
76. Цветков, Р.В. Политика определения переговорной позиции России в процессе присоединения к ВТО / Р.В. Цветков // Социология власти. - 2008. - № 2. - С. 137-141.
77. Циттель, С.А. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к самопознанию: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Циттель Светлана Александровна. - Магнитогорск, 2001. - 24 с.
78. Чемерилова, И.А. Формирование готовности будущего педагога к профессиональному самосовершенствованию: автореф. дис. ... пед.гаук: 13.0.01 / Чемерилова Ирина Альбертовна. - Чебоксары, 1999. - 25 с.
79. Шеллинг, Т. Стратегия конфликта / Томас Шеллинг; пер. с англ. Т. Даниловой под ред. Ю. Кузнецова, К. Сонина. - М.: ИРИСЭН, 2007. - 366 с.
80. Шаповаленко, И.В Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
81. Ядов, В.А. Гипотеза об иерархической структуре диспозиций личности и ее социальной обусловленности / В.А. Ядов // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. 2-е расширенное издание. - М.: ЦСПиМ, 2013. - 376 с.
82. Яковлев, Б.П. Проблема психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности / Б.П. Яковлев, Т.Б. Думова // Современные наукоемкие технологии. - Москва, 2016. - № 8-1.- С. 179-185.