«СВОЙ-ЧУЖОЙ» - ПЕРСПЕКТИВА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ ВО ФРАНЦИИ: МАССМЕДИЙНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАРИКАТУРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО
СТЕРЕОТИПНОГО ОБРАЗА ЛИЧНОСТИ 8
1.1. Медиадискурс vs политический дискурс: к проблеме соотношения 8
1.1.1. Понятие дискурса 8
1.1.2. Характеристика медиадискурса 12
1.1.3. Политический и массмедийный дискурс 13
1.2. Речевой стереотипный образ в массмедийном политическом дискурсе.. 15
1.3. Специфика карикатуры как формы комического искусства 18
1.3.1. Понятие карикатуры в современной лингвистике 18
1.3.2. Карикатура как дискурсивный жанр 20
1.4. Репрезентация концепта в массмедийном политическом дискурсе 22
1.5. Методология исследования 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО СТЕРЕОТИПНОГО ОБРАЗА ПРЕЗИДЕНТА ФРАНЦИИ ФРАНСУА ОЛЛАНДА В РУССКОМ,
ФРАНЦУЗСКОМ И АНГЛОЯЗЫЧНОМ МАССМЕДИЙНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ КАРИКАТУРЫ 35
2.1. Особенности речевого стереотипного образа президента Франции
Франсуа Олланда в русском массмедийном политическом дискурсе карикатуры 36
2.2. Особенности речевого стереотипного образа президента Франции Франсуа Олланда в англоязычном массмедийном политическом дискурсе карикатуры 44
2.3. Особенности речевого стереотипного образа президента Франции Франсуа Олланда во французском массмедийном политическом дискурсе карикатуры 59
2.4. Признаки концепта (президентская) ВЛАСТЬ в русской, французской и англоязычной лингвокультуре в перспективе «свой-чужой» 75
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 90
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО
СТЕРЕОТИПНОГО ОБРАЗА ЛИЧНОСТИ 8
1.1. Медиадискурс vs политический дискурс: к проблеме соотношения 8
1.1.1. Понятие дискурса 8
1.1.2. Характеристика медиадискурса 12
1.1.3. Политический и массмедийный дискурс 13
1.2. Речевой стереотипный образ в массмедийном политическом дискурсе.. 15
1.3. Специфика карикатуры как формы комического искусства 18
1.3.1. Понятие карикатуры в современной лингвистике 18
1.3.2. Карикатура как дискурсивный жанр 20
1.4. Репрезентация концепта в массмедийном политическом дискурсе 22
1.5. Методология исследования 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО СТЕРЕОТИПНОГО ОБРАЗА ПРЕЗИДЕНТА ФРАНЦИИ ФРАНСУА ОЛЛАНДА В РУССКОМ,
ФРАНЦУЗСКОМ И АНГЛОЯЗЫЧНОМ МАССМЕДИЙНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ КАРИКАТУРЫ 35
2.1. Особенности речевого стереотипного образа президента Франции
Франсуа Олланда в русском массмедийном политическом дискурсе карикатуры 36
2.2. Особенности речевого стереотипного образа президента Франции Франсуа Олланда в англоязычном массмедийном политическом дискурсе карикатуры 44
2.3. Особенности речевого стереотипного образа президента Франции Франсуа Олланда во французском массмедийном политическом дискурсе карикатуры 59
2.4. Признаки концепта (президентская) ВЛАСТЬ в русской, французской и англоязычной лингвокультуре в перспективе «свой-чужой» 75
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 90
На сегодняшний день мы все чаще обращаемся к газетам, журналам и другим периодическим изданиям, как к основным источникам сведений о том, что происходит в мире вокруг нас, при этом даже не задумываясь, что самое большое количество информации мы получаем благодаря такому, казалось бы, несерьезному и шуточному жанру, как карикатура. Стоит отметить, что карикатура, благодаря своей яркости и простоте восприятия, формирует основные представления, взгляды и убеждения людей, и даже создает полноценные стереотипные образы тех или иных известных личностей, что делает её очень популярной в настоящую эпоху мирового политического кризиса и информационных войн. Именно поэтому изучение языкового материала карикатур становится все более востребованным для лучшего понимания настроения общества, современных тенденций. В данной работе рассматриваются особенности речевого стереотипного образа президента Франции Франсуа Олланда в политическом медиадискурсе России, Франции, Великобритании и США в рамках жанра карикатуры.
Актуальность выбранной темы обусловлена интересом к дискурсивным практикам в современных лингвистических исследованиях, а также тем, что политика и средства массовой информации занимают важное место в жизни современного общества и оказывают большое влияние на формирование его мировоззрения и мировосприятия. Практическая же значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в рамках учебных курсов по когнитивной лингвистике и анализу и интерпретации текстов массмедиа, а также для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Степень разработанности проблемы карикатуры как речевого массмедийного политического жанра достаточно высока (работы Е.В. Талыбиной,Н.А. Минаковой,А.С. Айнутдинова, Э.В. Будаева,А.П. Чудинова, М.Б. Ворошиловой), однако, наблюдается недостаточная изученность проблемы речевого стереотипного образа как элемента карикатурного жанра.
Гипотеза - речевой стереотипный образ политического деятеля, в частности - президента, объективируясь в политической карикатуре, служит актуализации в массовом сознании дополнительных аксиологически маркированных признаков концепта (президентская) ВЛАСТЬ.
Цель исследования - выявить характерные редуцированные черты, приписываемые президенту Франции как речевой личности в жанре карикатуры в русском, французском и англоязычном (США и Великобритания) массмедийном политическом дискурсе (т.е. речевой стереотипный образ) и определить его роль в процессе концептуализации президентской власти во Франции в самой французской лингвокультуре, а также в других лингвокультурах.
Поставленная цель обусловливает следующие задачи исследования:
1. Обобщить понятие дискурса и массмедийного политического дискурса в современных лингвистических исследованиях;
2. Обосновать понятие речевого стереотипного образа;
3. Рассмотреть карикатуру как форму комического искусства и дискурсивный жанр;
4. Проанализировать понятие концепта и выделить особенности его функционирования и репрезентации в рамках массмедийного политического дискурса;
5. Определить методологию исследования;
6. Выявить общие черты речевого стереотипного образа президента Франции в карикатурах русского, французского и англоязычного (США и Великобритания) массмедийного политического дискурса;
7. Выявить дифференциальные черты речевого стереотипного образа президента Франции в карикатурах русского, французского и англоязычного (США и Великобритания) массмедийного политического дискурса;
8. Описать особенности концептуализации президентской власти во Франции в перспективе «свой-чужой» на основе результатов сравнительно-сопоставительного анализа речевого стереотипного образа президента Франции в автохтонном и чужеродном массмедийных политических дискурсах карикатуры.
Объектом исследования является русский, французский и англоязычный (американские и британские СМИ) массмедийный политический дискурс карикатуры.
Предметом исследования является речевой стереотипный образ президента Франции в русском, французском и англоязычном (США и Великобритания) массмедийном политическом дискурсе карикатуры.
Материал исследования - карикатуры и изображения,представляющие Франсуа Олланда в русских, британских, американских и французских СМИ общим количеством 225 единиц (100 французских, 100 англоязычных и 25 русских карикатур). Источниками материала послужили периодические издания и новостные интернет-порталы, в частности - Townhall, The Guardian, Daily News, Townhall Finance, The Lowell Sun, The New York Times (США); Channel 4, The Independent, The Telegraph, The Times, The Scotsman (Великобритания); L'OBS, Tribune Juive, Le Figaro, L'internaute, 20 minutes, электронный портал «Antihollandisme» (Франция); электронный портал «MT5», электронный портал «Военное окружение», электронный портал «Politikus.ru», РИА новости (Россия).
Теоретическую базу исследования составляют подходы к рассмотрению дискурса, его типологии, а также дискурсивного анализа, представленные в работах таких российских и зарубежных ученых, как В.Е. Чернявская («Дискурс власти и власть дискурса»), Т.Г. Добросклонская («Массмедийный дискурс: теория и методы изучения»), Э.В. Будаев и А.П. Чудинов («Зарубежная политическая лингвистика»), Т. ван Дейк («Критические исследования дискурса: социокогнитивный подход»), Д. Мэнгно («Типология дискурсивных жанров»). Методика описания речевого стереотипного образа основана на исследованиях В.В. Красных («Этнопсихология и лингвокультурология»), Ю.Н. Караулова («Русский язык и языковая личность»), В.И. Карасика («Коммуникативная тональность»), Л.Г. Ефановой («Коммуникативная дистанция как норма речевого взаимодействия (на примере использования некоторых русских местоимений)»), А.В. Колмогоровой («Речевые стереотипные образы президентов России и Франции в автохтонной и чужеродной медиасреде (на материале карикатурных текстов)»), Н. Фэркло («Критический анализ дискурса», «Диалектика дискурса»), П. Шародо («Грамматика смысла и выражения»).
Методы исследования:
1. Метод концептуального анализа;
2. Элементы сравнительно-сопоставительного анализа;
3. Элементы анализа речевых актов;
4. Метод качественно-количественного анализа;
5. Метод дискурсивного анализа;
6. Метод сплошного текстологического анализа;
7. Элементы критического анализа дискурса;
8. Метод когнитивного анализа.
В соответствии с поставленной целью, задачами и методами, структура исследования включает введение, 2 главы, заключение, список использованных источников и список источников иллюстративного материала. Первая глава посвящена теоретическому рассмотрению основ изучения речевого стереотипного образа и российского и зарубежного подходов к термину «дискурс», его типологии (в частности, массмедийному и политическому дискурсам). Также в первой главе рассматриваются понятия стереотипа, языковой и речевой личности, концепта, карикатуры как дискурсивного жанра, приведена методология дальнейшего анализа и ряд параметров, с помощью которых классифицируется отобранный материал.
Во второй главе проводится подробный анализ предмета исследования на основе эмпирического материала, согласно обозначенным параметрам. Она также включает в себя описание оценочных признаков концепта ВЛАСТЬ в русской, французской и англоязычной лингвокультурах.
В заключении выпускной квалификационной работы обобщаются полученные результаты анализа, в частности, описываются общие и
дифференциальные черты речевого стереотипного образа президента Франции в русской, французской и англоязычной лингвокультурах, анализируются основные аксиологически маркированные признаки исследуемого концепта.
Апробация работы проводилась в рамках международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (СФУ, 2015г.) (1 место в секции, доклад рекомендован к публикации в научных журналах «Siberia_Lingua» (ISSN 22227-6378) и «Экология языка и коммуникативная практика» (ISSN 2311-3499)), а также международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2016» (СФУ, 2016г.) (2 место в секции «Концептуальные исследования языка»).
Актуальность выбранной темы обусловлена интересом к дискурсивным практикам в современных лингвистических исследованиях, а также тем, что политика и средства массовой информации занимают важное место в жизни современного общества и оказывают большое влияние на формирование его мировоззрения и мировосприятия. Практическая же значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в рамках учебных курсов по когнитивной лингвистике и анализу и интерпретации текстов массмедиа, а также для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Степень разработанности проблемы карикатуры как речевого массмедийного политического жанра достаточно высока (работы Е.В. Талыбиной,Н.А. Минаковой,А.С. Айнутдинова, Э.В. Будаева,А.П. Чудинова, М.Б. Ворошиловой), однако, наблюдается недостаточная изученность проблемы речевого стереотипного образа как элемента карикатурного жанра.
Гипотеза - речевой стереотипный образ политического деятеля, в частности - президента, объективируясь в политической карикатуре, служит актуализации в массовом сознании дополнительных аксиологически маркированных признаков концепта (президентская) ВЛАСТЬ.
Цель исследования - выявить характерные редуцированные черты, приписываемые президенту Франции как речевой личности в жанре карикатуры в русском, французском и англоязычном (США и Великобритания) массмедийном политическом дискурсе (т.е. речевой стереотипный образ) и определить его роль в процессе концептуализации президентской власти во Франции в самой французской лингвокультуре, а также в других лингвокультурах.
Поставленная цель обусловливает следующие задачи исследования:
1. Обобщить понятие дискурса и массмедийного политического дискурса в современных лингвистических исследованиях;
2. Обосновать понятие речевого стереотипного образа;
3. Рассмотреть карикатуру как форму комического искусства и дискурсивный жанр;
4. Проанализировать понятие концепта и выделить особенности его функционирования и репрезентации в рамках массмедийного политического дискурса;
5. Определить методологию исследования;
6. Выявить общие черты речевого стереотипного образа президента Франции в карикатурах русского, французского и англоязычного (США и Великобритания) массмедийного политического дискурса;
7. Выявить дифференциальные черты речевого стереотипного образа президента Франции в карикатурах русского, французского и англоязычного (США и Великобритания) массмедийного политического дискурса;
8. Описать особенности концептуализации президентской власти во Франции в перспективе «свой-чужой» на основе результатов сравнительно-сопоставительного анализа речевого стереотипного образа президента Франции в автохтонном и чужеродном массмедийных политических дискурсах карикатуры.
Объектом исследования является русский, французский и англоязычный (американские и британские СМИ) массмедийный политический дискурс карикатуры.
Предметом исследования является речевой стереотипный образ президента Франции в русском, французском и англоязычном (США и Великобритания) массмедийном политическом дискурсе карикатуры.
Материал исследования - карикатуры и изображения,представляющие Франсуа Олланда в русских, британских, американских и французских СМИ общим количеством 225 единиц (100 французских, 100 англоязычных и 25 русских карикатур). Источниками материала послужили периодические издания и новостные интернет-порталы, в частности - Townhall, The Guardian, Daily News, Townhall Finance, The Lowell Sun, The New York Times (США); Channel 4, The Independent, The Telegraph, The Times, The Scotsman (Великобритания); L'OBS, Tribune Juive, Le Figaro, L'internaute, 20 minutes, электронный портал «Antihollandisme» (Франция); электронный портал «MT5», электронный портал «Военное окружение», электронный портал «Politikus.ru», РИА новости (Россия).
Теоретическую базу исследования составляют подходы к рассмотрению дискурса, его типологии, а также дискурсивного анализа, представленные в работах таких российских и зарубежных ученых, как В.Е. Чернявская («Дискурс власти и власть дискурса»), Т.Г. Добросклонская («Массмедийный дискурс: теория и методы изучения»), Э.В. Будаев и А.П. Чудинов («Зарубежная политическая лингвистика»), Т. ван Дейк («Критические исследования дискурса: социокогнитивный подход»), Д. Мэнгно («Типология дискурсивных жанров»). Методика описания речевого стереотипного образа основана на исследованиях В.В. Красных («Этнопсихология и лингвокультурология»), Ю.Н. Караулова («Русский язык и языковая личность»), В.И. Карасика («Коммуникативная тональность»), Л.Г. Ефановой («Коммуникативная дистанция как норма речевого взаимодействия (на примере использования некоторых русских местоимений)»), А.В. Колмогоровой («Речевые стереотипные образы президентов России и Франции в автохтонной и чужеродной медиасреде (на материале карикатурных текстов)»), Н. Фэркло («Критический анализ дискурса», «Диалектика дискурса»), П. Шародо («Грамматика смысла и выражения»).
Методы исследования:
1. Метод концептуального анализа;
2. Элементы сравнительно-сопоставительного анализа;
3. Элементы анализа речевых актов;
4. Метод качественно-количественного анализа;
5. Метод дискурсивного анализа;
6. Метод сплошного текстологического анализа;
7. Элементы критического анализа дискурса;
8. Метод когнитивного анализа.
В соответствии с поставленной целью, задачами и методами, структура исследования включает введение, 2 главы, заключение, список использованных источников и список источников иллюстративного материала. Первая глава посвящена теоретическому рассмотрению основ изучения речевого стереотипного образа и российского и зарубежного подходов к термину «дискурс», его типологии (в частности, массмедийному и политическому дискурсам). Также в первой главе рассматриваются понятия стереотипа, языковой и речевой личности, концепта, карикатуры как дискурсивного жанра, приведена методология дальнейшего анализа и ряд параметров, с помощью которых классифицируется отобранный материал.
Во второй главе проводится подробный анализ предмета исследования на основе эмпирического материала, согласно обозначенным параметрам. Она также включает в себя описание оценочных признаков концепта ВЛАСТЬ в русской, французской и англоязычной лингвокультурах.
В заключении выпускной квалификационной работы обобщаются полученные результаты анализа, в частности, описываются общие и
дифференциальные черты речевого стереотипного образа президента Франции в русской, французской и англоязычной лингвокультурах, анализируются основные аксиологически маркированные признаки исследуемого концепта.
Апробация работы проводилась в рамках международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (СФУ, 2015г.) (1 место в секции, доклад рекомендован к публикации в научных журналах «Siberia_Lingua» (ISSN 22227-6378) и «Экология языка и коммуникативная практика» (ISSN 2311-3499)), а также международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2016» (СФУ, 2016г.) (2 место в секции «Концептуальные исследования языка»).
Работа над теоретической базой исследования (работы В.Е. Чернявской, Т .Г. Добросклонской, Т. ван Дейка) позволяет сделать вывод, что существующие подходы к объяснению понятия «дискурс» объединяет то , что он является социальным феноменом, изучающимся на основании всех вербальных и экстралингвистических характеристик. В данном исследовании, вслед за В.Е. Чернявской, дискурс понимается как языковое выражение той или иной общественной практики, упорядоченное и систематизированное использование языка, с учетом идеологически и социально обусловленной ментальности.
Согласно функциональному подходу к исследованию дискурса, на основе речевых практик в соответствующих сферах человеческой жизнедеятельности выделяются различные виды дискурсов, и , в частности, массмедийный дискурс, который, согласно Т.Г. Добросклонской, определяется как совокупность и взаимодействие речевых практик в сфере СМИ. Его дискретной единицей является медиатекст, понимаемый как совокупность языковых, звуковых, графических или же визуальных семиотических систем, обусловленных конкретным каналом массовой информации. Одной из черт медиатекста является его «склонность» к стереотипизации.
Понятие стереотипа, введённое в научный обиход в начале ХХв У. Липпманом, широко трактуется в с овременных лингвистических исследованиях (работы В.Е. Чернявской, В .В. Красных, Т .Г. Грушевицкой, В.Д. Попкова, А.Л. Садохина). На базе определения стереотипа, данного В.В. Красных, как фрагмента картины мира в сознании человека, устойчивого представления о предмете или ситуации «вообще», детерминированного национально-культурной спецификой, а также понятия речевого стереотипа как речевого штампа, речевого клише, введённого В.Е. Чернявской, было сформулировано понятие речевого стереотипного образа, который в данном исследовании понимается как регулярно воспроизводимая в определённом типе дискурса совокупность речевых характеристик личности, редуцированно и субъективно подменяющих её реальный речевой портрет для достижения одной из целей дискурса. Дискурсивным пространством бытования речевого стереотипного образа политического лидера является жанр политической карикатуры.
Жанр политической карикатуры, находясь на стыке массмедийного и политического дискурсов (к которому, согласно Т. ван Дейку, относится всё, что произносится политиками, и всё то , что было сказано с политической целью), рассматривается не только как форма комического, но и как дискурсивный жанр, обладающий своими специфическими чертами - пародийностью, обобщенностью образов и способностью передачи не только внешнего, но и контекстного содержания. Была выдвинута и затем получила подтверждение гипотеза о том, что речевой стереотипный образ политического деятеля, в частности - президента, объективируясь в политической карикатуре, служит актуализации в массовом сознании дополнительных аксиологически маркированных признаков концепта (президентская) ВЛАСТЬ.
Согласно цели и задачам исследования при проведении предварительного анализа объекта в качестве инструментов исследования определены следующие приемы и методы - метод дискурсивного анализа, метод сплошного текстологического анализа, метод критического анализа дискурса и метод когнитивного анализа. Более того, был выявлен ряд параметров, на основе которых проводился анализ речевого стереотипного образа президента - речевые формы, речевой акт, коммуникативная тональность, коммуникативная дистанция, семантические средства реализации аргументации, речевые средства.
Проведённый анализ показал, что речевые стереотипные образы персонажа политических карикатур «Франсуа Олланд» в русских, англоязычных и французских СМИ имеют свои особенности. Так, редуцированные черты, приписываемые президенту Франции Ф. Олланду в жанре карикатуры в русском массмедийном политическом дискурсе, характеризуют его как социально дистанцированную доминирующую речевую личность, владеющую преимущественно русской лингвокультурой и стремящейся к комфортному диалогу и сотрудничеству с другими коммуникантами. Действия персонажа «Франсуа Олланд» ориентированы на поиск правды, справедливости, решения проблем.
В англоязычных СМИ (США и Великобритания) персонаж «Francois Hollande» воплощает противоречивую речевую личность - он предстает как представитель чужеродной политической власти, не обладающей столь же серьезным авторитетом, как лидеры других стран, в частности - США. Хотя президент и открыт к сотрудничеству и р ешению проблем, заинтересован в обсуждении серьезных тем, в то же время, он является претенциозным политическим деятелем, лишь стремящимся создать ви димость устойчивого авторитета, активно участвуя в мировой политике. Учтивость в общении, сопровождающаяся клишированными вежливыми формами (в американских СМИ), сочетается с агрессией, конфликтным поведением, оскорблениями и обсценной лексикой (в британских СМИ).
Собственно во французских СМИ президент Франции представлен в качестве дистанцированной речевой личности, которая, однако, не является статусной, а лишь стремится показаться таковой. Персонаж «Francois Hollande» показан как коммуникант, организующий общение на разных дистанциях - от интимной до официальной, однако, при общении с женщинами его властность и авторитет сразу теряются. В большинстве случаев он - сомневающийся в себе неудачник, ничего не понимающий в политике и относящийся к работе крайне несерьезно.
Дальнейший анализ показал, что черты речевого стереотипного образа президента Франции, создаваемые в международном политическом медиадискурсе способствуют процессу концептуализации президентской власти во Франции. На основании полученных результатов было сделано описание концепта ВЛАСТЬ (президента во Франции) в перспективе «свой- чужой» в русском, англоязычном и французском политическом медиадискурсе карикатуры. Было выявлено, что степень выраженности и полюс аксиологической маркированности концептуальных признаков президентской власти (во Франции) обнаруживают корреляции с признаками чужеродности/автохтонности данного концепта для лингвокультуры: чем ближе лингвокультура по отношению к исследуемому персонажу (президенту Франции Ф. Олланду), тем ярче выражены негативно-оценочные признаки концепта. Так, во французском политическом медиадискурсе через речевой стереотипный образ президента Франции в карикатурах актуализируются преимущественно негативно маркированные признаки концепта ВЛАСТЬ; в англоязычном политическом медиадискурсе, в силу тесных геополитических связей англоязычных стран Европы и Америки, где французская лингвокультура воспринимается как чужая, но близкая, актуализируются как позитивно маркированные признаки концепта ВЛАСТЬ (американские СМИ), так и негативно-оценочные (британские СМИ); а в русском политическом медиадискурсе, отражающем отношение к французской лингвокультуре как чужой и далёкой, актуализируются исключительно аксиологически позитивно маркированные признаки.
Результаты проведенной работы можно использовать при дальнейшем исследовании оценки мнения (opinion mining) в контексте различных оппозиций в рамках как когнитивной , так и компьютерной лингвистики с привлечением дополнительных единиц эмпирического материала.
Согласно функциональному подходу к исследованию дискурса, на основе речевых практик в соответствующих сферах человеческой жизнедеятельности выделяются различные виды дискурсов, и , в частности, массмедийный дискурс, который, согласно Т.Г. Добросклонской, определяется как совокупность и взаимодействие речевых практик в сфере СМИ. Его дискретной единицей является медиатекст, понимаемый как совокупность языковых, звуковых, графических или же визуальных семиотических систем, обусловленных конкретным каналом массовой информации. Одной из черт медиатекста является его «склонность» к стереотипизации.
Понятие стереотипа, введённое в научный обиход в начале ХХв У. Липпманом, широко трактуется в с овременных лингвистических исследованиях (работы В.Е. Чернявской, В .В. Красных, Т .Г. Грушевицкой, В.Д. Попкова, А.Л. Садохина). На базе определения стереотипа, данного В.В. Красных, как фрагмента картины мира в сознании человека, устойчивого представления о предмете или ситуации «вообще», детерминированного национально-культурной спецификой, а также понятия речевого стереотипа как речевого штампа, речевого клише, введённого В.Е. Чернявской, было сформулировано понятие речевого стереотипного образа, который в данном исследовании понимается как регулярно воспроизводимая в определённом типе дискурса совокупность речевых характеристик личности, редуцированно и субъективно подменяющих её реальный речевой портрет для достижения одной из целей дискурса. Дискурсивным пространством бытования речевого стереотипного образа политического лидера является жанр политической карикатуры.
Жанр политической карикатуры, находясь на стыке массмедийного и политического дискурсов (к которому, согласно Т. ван Дейку, относится всё, что произносится политиками, и всё то , что было сказано с политической целью), рассматривается не только как форма комического, но и как дискурсивный жанр, обладающий своими специфическими чертами - пародийностью, обобщенностью образов и способностью передачи не только внешнего, но и контекстного содержания. Была выдвинута и затем получила подтверждение гипотеза о том, что речевой стереотипный образ политического деятеля, в частности - президента, объективируясь в политической карикатуре, служит актуализации в массовом сознании дополнительных аксиологически маркированных признаков концепта (президентская) ВЛАСТЬ.
Согласно цели и задачам исследования при проведении предварительного анализа объекта в качестве инструментов исследования определены следующие приемы и методы - метод дискурсивного анализа, метод сплошного текстологического анализа, метод критического анализа дискурса и метод когнитивного анализа. Более того, был выявлен ряд параметров, на основе которых проводился анализ речевого стереотипного образа президента - речевые формы, речевой акт, коммуникативная тональность, коммуникативная дистанция, семантические средства реализации аргументации, речевые средства.
Проведённый анализ показал, что речевые стереотипные образы персонажа политических карикатур «Франсуа Олланд» в русских, англоязычных и французских СМИ имеют свои особенности. Так, редуцированные черты, приписываемые президенту Франции Ф. Олланду в жанре карикатуры в русском массмедийном политическом дискурсе, характеризуют его как социально дистанцированную доминирующую речевую личность, владеющую преимущественно русской лингвокультурой и стремящейся к комфортному диалогу и сотрудничеству с другими коммуникантами. Действия персонажа «Франсуа Олланд» ориентированы на поиск правды, справедливости, решения проблем.
В англоязычных СМИ (США и Великобритания) персонаж «Francois Hollande» воплощает противоречивую речевую личность - он предстает как представитель чужеродной политической власти, не обладающей столь же серьезным авторитетом, как лидеры других стран, в частности - США. Хотя президент и открыт к сотрудничеству и р ешению проблем, заинтересован в обсуждении серьезных тем, в то же время, он является претенциозным политическим деятелем, лишь стремящимся создать ви димость устойчивого авторитета, активно участвуя в мировой политике. Учтивость в общении, сопровождающаяся клишированными вежливыми формами (в американских СМИ), сочетается с агрессией, конфликтным поведением, оскорблениями и обсценной лексикой (в британских СМИ).
Собственно во французских СМИ президент Франции представлен в качестве дистанцированной речевой личности, которая, однако, не является статусной, а лишь стремится показаться таковой. Персонаж «Francois Hollande» показан как коммуникант, организующий общение на разных дистанциях - от интимной до официальной, однако, при общении с женщинами его властность и авторитет сразу теряются. В большинстве случаев он - сомневающийся в себе неудачник, ничего не понимающий в политике и относящийся к работе крайне несерьезно.
Дальнейший анализ показал, что черты речевого стереотипного образа президента Франции, создаваемые в международном политическом медиадискурсе способствуют процессу концептуализации президентской власти во Франции. На основании полученных результатов было сделано описание концепта ВЛАСТЬ (президента во Франции) в перспективе «свой- чужой» в русском, англоязычном и французском политическом медиадискурсе карикатуры. Было выявлено, что степень выраженности и полюс аксиологической маркированности концептуальных признаков президентской власти (во Франции) обнаруживают корреляции с признаками чужеродности/автохтонности данного концепта для лингвокультуры: чем ближе лингвокультура по отношению к исследуемому персонажу (президенту Франции Ф. Олланду), тем ярче выражены негативно-оценочные признаки концепта. Так, во французском политическом медиадискурсе через речевой стереотипный образ президента Франции в карикатурах актуализируются преимущественно негативно маркированные признаки концепта ВЛАСТЬ; в англоязычном политическом медиадискурсе, в силу тесных геополитических связей англоязычных стран Европы и Америки, где французская лингвокультура воспринимается как чужая, но близкая, актуализируются как позитивно маркированные признаки концепта ВЛАСТЬ (американские СМИ), так и негативно-оценочные (британские СМИ); а в русском политическом медиадискурсе, отражающем отношение к французской лингвокультуре как чужой и далёкой, актуализируются исключительно аксиологически позитивно маркированные признаки.
Результаты проведенной работы можно использовать при дальнейшем исследовании оценки мнения (opinion mining) в контексте различных оппозиций в рамках как когнитивной , так и компьютерной лингвистики с привлечением дополнительных единиц эмпирического материала.



