ВВЕДЕНИЕ 5
1 Отбор языкового материала, методы изучения и запоминания иностранной
лексики и компьютерные технологии обучения иностранным языкам 8
1.1 Основные подходы к отбору языкового материала 8
1.2 Методы изучения и запоминания иностранной лексики 14
1.2.1 Кривая забывания Эббингауза 14
1.2.2 Принцип интервальных повторений Пимслера 16
1.3 Особенности компьютера как средства обучения 19
1.4 Классификация компьютерных программ обучения 24
1.4.1 Классификация принципов построения обучающих систем 24
1.4.2 Классификации компьютерных программ для обучения иностранному
языку 28
1.5 Процесс обучения как управляемый процесс 31
2 Оптимизация информационно-терминологического базиса
мультилингвистической обучающей технологии 42
2.1 Информационно терминологический базис мультилингвистической
обучающей технологии 42
2.2 Моделирование динамики изучения информационно-терминологического
базиса с использованием цепей Маркова 43
2.3 Оптимизация структуры информационно-терминологического базиса. ... 47
2.4 Задача об оптимальной разбивке информационно¬
терминологического базиса на модули 54
2.5 Формирование модулей по семантическому принципу 55
2.6 Алгоритм случайного поиска 57
3 Система мультилингвистического обучения 61
3.1 Рекомендуемые требования к аппаратному обеспечению 61
3.2 Требования к программному обеспечению 61
3.3 Установка программы 61
3.4 Работа мультилингвистической обучающей системы 61
3.5 Режим «Эксперт» 62
3.6 Режим «Обучение» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Широкое внедрение информационных технологий в различные сферы образовательной деятельности и наличие огромного количества разработчиков специального программного (ПО) и информационного обеспечения (ИО) компьютерных систем обучения ставит проблемы повышения эффективности разработки и функционирования этих видов обеспечения, что является одним из факторов успешного развития компьютеризации образования. В рамках методологии системного анализа и адаптации сложных систем отмечается, что внедрение в обучение новых информационных технологий следует рассматривать не только в рамках реализации учебного процесса, но и как фактор, влияющий на структуру программного и информационного обеспечения автоматизированной системы обучения, процесса его формирования, внедрения и сопровождения.
Актуальность проблемы овладения иностранным языком в современных условиях всемирной глобализации не вызывает сомнений. Количество публикаций о научных и технических достижениях растет в геометрической прогрессии. Считают, что оно удваивается, каждые пять лет. Поэтому современного квалифицированного специалиста трудно себе представить без знания иностранного языка, без умения ориентироваться в зарубежной литературе по той отрасли, в которой он работает. В связи с этим возникает вопрос об эффективности обучения языку.
В рамках решения этой проблемы обучение иностранному языку во многих неязыковых ВУЗах имеет профессиональную ориентацию. Одним из основных моментов в таком обучении является освоение характерной для учебной специальности иностранной терминологии.
Однако требование повысить уровень обучения иностранным языкам в неязыковом вузе вступает в противоречие с некоторыми условиями этого обучения, одним из которых является ограниченное количество часов, отводимых на изучение языка. Выходом их этого противоречия может стать лишь оптимизация процесса обучения. Для этого необходимо не только найти эффективные, наиболее экономные приемы обучения языку, но и определить тот лингвистический материал, на котором можно успешно применить эти приемы.
По этим и многим другим причинам, главное требование к современным компьютерным обучающим системам состоит в том, чтобы обеспечивать максимальную степень индивидуализации процесса обучения, т.е. его адаптации к каждому конкретному ученику, что не всегда осуществимо при традиционных методах массового обучения. Данное свойство адаптивной технологии дает возможность самостоятельного обучения.
Адаптация в обучающей системе — это процесс изменения параметров и структуры модели объекта (обучаемого) и обучающих воздействий на основе текущей информации, получаемой в ходе обучения, с целью достижения оптимального состояния объекта при его начальной неопределенности и изменяющейся среде.
Следует отметить, что развитие информационных технологий на сегодняшний день позволяет разработать эффективный программно-алгоритмический аппарат для создания компьютерных адаптивно-обучающих систем, в том числе, и для изучения иностранной терминологической лексики.
Объектом исследования являются адаптивные системы обучения.
Предмет исследования - мультилингвистический информационно-терминологический базис.
Целью работы является разработка, обоснование и реализация программно-алгоритмического комплекса, обеспечивающего формирование мультилингвистического информационно-терминологического базиса для адаптивных обучающих систем.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- анализ подходов к отбору языкового материала;
- анализ методов изучения и запоминания иностранной лексики;
- исследование принципа интервальных повторений Пимслера;
- модификация алгоритма Гинзбурга для расчета частотных характеристик различных слов;
- модификация алгоритма разбиения информационно-терминологического базиса на модули, в соответствии с семантическим принципом;
- программная реализация и тестирование построенных алгоритмов.
В ходе разработки системы мультилингвистического обучения с использованием оптимальной разбивки базиса на модули были достигнуты следующие основные результаты:
- проведено изучение мультилингвистической обучающей технологии;
- сформулированы задачи определения оптимальной структуры базиса с учетом схожести слов в каждом языке, и важности каждого языка в модуле;
- разработана система, позволяющая детально исследовать структуру базиса и оптимизировать разбивку словаря на модули;
- разработан модуль обучения на основе оптимальной разбивки словаря и выбранных методов контроля.
1 Савельев, А.Я. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем / А.Я. Савельев, В.А. Новиков, Ю.И. Лобанов. - Москва : Высшая школа, 1996. - 123 с.
2 Семенов, В.В. Информационные основы кибернетической компьютерной технологии обучения // Информатика и вычислительная техника. - 1997. - №3. - С. 37-40.
3 Мельников, А.В. Принципы построения обучающих систем и их классификация. / А.В. Мельников, П.Л. Цытович // Педагогические и информационные технологии в образовании. - 2001. - №4. - С. 26-28.
4 Голубева, Т.И. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку : учебное пособие / Т.И. Голубева, Репина, С.О. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2004. - 9-13 с.
5 Растригин, Л.А. Адаптивное обучение с моделью обучаемого: учебник для вузов / Л.А. Растригин. - Рига : Зинатне, 1988. - 19-32 с.
6 Соловов, А. Дискретные математические модели в исследовании
процессов автоматизированного обучения [Электронный ресурс] / А. Соловов, 2001. - 11 с. - Режим доступа:
http://ifets.ieee.org/russian/depository/v4_i2/html/3.html.
7 Растригин, Л.А. Адаптация сложных систем: учебник для вузов / Л.А. Растригин. - Рига : Зинатне, 1981. - 11-22 с.
8 Кривошеев, А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии, - 1996. - №2. - С. 14-20.
9 Лесков, В.О. Два блока частотного словаря: значение и организация // Успехи современного естествознания. - 2009. - №4. - С.29-32.
10 Ковалев, И.В. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем : учебное пособие / И.В. Ковалев, А.А. Ступина, Е.А. Суздалева. - Томск, 2001. - 98-99 с.
11 Кларлащук, В.И. Обучающие программы. - Москва : Солон-Р, 2001. -
12 с.
12 Карасева М.В. Компьютерная система изучения терминологической лексики: мультилингвистический подход / М.В. Карасева, Т.А. Ковалев, Е.А. Суздалева // Информационные технологии в инновационных проектах - Ижевск: Изд-во Механического завода, 2000. - С.39-40.
13 Гутгарц, Р.Д. Компьютерная технология обучения // Информатика и образование. - 2009. - №5. - С. 24-25.
14 Карасева М.В. Автоматизация формирования информационной базы мультилингвистической адаптивно-обучающей технологии / М.В. Карасева. - Красноярск : СибГАУ, 2007. - Вып. 4(17). - С. 117-124.
15 Брусиловский П.Л. Интеллектуальные обучающие системы. // Информатика. Информационные технологии. Средства и системы. - 1990. - №2. - С. 22.
16 Бовтенко, М.А. Компьютерная лингводидактика : учебное пособие / М.А. Бовтенко. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2000. - 124 с.
17 Крёнке Д. Теория и практика построения баз данных 9-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 859 с.
18 Ковалев И.В. Мультилингвистический метод изучения иностранной терминологической лексики на базе мнемотехнического подхода. - Тамбов : Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - C. 43-44.
19 Калянов Г.Н. Сравнительный анализ структурных методологий // Системы управления базами данных. - 1997. - №5. - С. 75-77.
20 Воронина, И.Е. Алгоритмы определения семантической близости ключевых слов по их окружению в тексте / И.Е. Воронина // Вестник ВГУ, Серия : Системный Анализ и Информационные Технологии. - 2010. - №1. - С. 12-14.
21 Матюгин, И. Ю. Эффективная память: как быстро запоминать цифры и английские слова / И.Ю. Матюгин. - Москва : Рипол классик, 2004.
22 Гиппенрейтер, Ю. Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Ю. Б Гиппенрейтер. - Москва : Изд-во МГУ, 1998.