Введение 4
1 Теоретические основы оздоровления и физического развития детей
дошкольного возраста средствами аквааэробики 7
1.1 Характеристика аквааэробики 7
1.2 Особенности детской аквааэробики 10
1.3 Физиологические особенности детей 6-7 лет 15
1.4 Влияние аквааэробики на детский организм 17
2 Организация и методы исследования 24
2.1 Организация исследования 24
2.2 Методы исследования 24
3 Результаты исследования и их анализ 28
3.1 Характеристика комплексов упражнений по аквааэробике для
детей 6-7 лет 28
3.1.1 Общие рекомендации 28
3.1.2 Характеристика комплексов упражнений по аквааэробике
для детей 6-7 лет 31
3.2 Анализ результатов исследования 32
Заключение 37
Список использованных источников 38
Приложение А 43
Приложение Б 57
Приложение В 58
Актуальность темы исследования продиктована необходимостью поиска новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Проблемы формирования здорового образа жизни населения являются одними из актуальных государственных задач. Негативные тенденции дальнейшего ухудшения состояния здоровья человека в связи с ограничением двигательной активности, нерациональным питанием, вредными привычками, стрессами, загрязнением окружающей среды ставят специалистов перед необходимостью поиска наиболее эффективных способов для их решения. Особую актуальность проблема воспитания культуры здоровья приобретает в отношении детей дошкольного возраста, поскольку показатели состояния здоровья дошкольников снижаются.
По мнению Агаджановой С.Н. одним из направлений оздоровления детей дошкольного возраста являются занятия аквааэробикой. Аквааэробика включает элементы плавания и синхронного плавания, водного поло, различных игр и эстафет на воде. В отличие от других видов физических упражнений аквааэробика обеспечивает более высокий оздоровительный эффект. Немало детей пришедшие в аквааэробику впервые, у них присутствует страх перед водой. Для детей не умеющих плавать, а так же с отсутствием психологических сил для занятий на глубокой воде, предназначены зоны, где уровень воды будем им доходить до груди или до шеи, у них будет возможность стоять на дне, и все страхи уйдут [24]. Так же, если ребенок не умеет плавать, для этого есть нарукавники или жилет. Они помогут ребенку первое время держаться на плаву и не бояться воды. Аквааэробика для тех, кто не умеет плавать, будет полезна и в том случае, если планируется дальнейшее обучение плаванию. С помощью упражнений в воде дети научатся чувствовать себя в ней увереннее, что улучшит координацию и снимет психологическую неуверенность. Еще одним фактором для привлечения детей к занятиям, является музыка, которая в некоторой степени поможет ребенку поднять настроение. От умения тренера проводить различные виды упражнений с музыкальным сопровождением, обогащать уроки эстетическим содержанием, привлекать внимание занимающихся к выразительным, точным и красивым движениям в какой-то мере зависит эффективность занятий. Занятия с музыкальным сопровождением имеют и большое оздоровительно - гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствуют повышению работоспособности, а также оздоровлению. С помощью аквааэробики решаются не только образовательные и воспитательные, но и такие оздоровительные задачи, как закаливание организма и укрепление здоровья [8]. Многочисленные экспериментальные исследования показали, что одним из наилучших методов физических занятий с детьми является именно аквааэробика, так как имеет наименьшее количество медицинских противопоказаний, доступна большинству людей и способствует наиболее быстрому улучшению общего состояния здоровья.
Объект исследования: процесс занятий аквааэробикой;
Предмет исследования: комплекс упражнений по аквааэробике для детей 6-7 лет;
Гипотеза: Мы предполагаем, что для развития физических качеств детей 6-7 лет аквааэробика более эффективна, чем плавание.
Цель работы: выявить влияние трехмесячного цикла занятий аквааэробикой на состояние функций и качеств организма детей 6-7 лет
Для достижения цели выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи исследования:
1. Дать характеристику детской аквааэробике и рассмотреть влияние аквааэробики на детский организм
2. Составить комплекс упражнений для занятий аквааэробикой для детей 6-7 лет.
3. Сравнить влияние на детский организм аквааэробики и плавания.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Антропометрические исследования;
3. Методы оценки физиологических функций;
4. Методы оценки физических качеств;
5. Педагогический эксперимент;
6. Методы статистической обработки данных.
7. t-критерий Стьюдента.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Аквааэробика имеет ряд преимуществ перед другими известными видами оздоровления.
Игровые приемы обучения, являются ведущими в организации занятий с детьми. Занятия сопровождаются музыкой, что дополнительно помогает развивать чувство ритма и пластику.
Аквааэробика, как и другие циклические упражнения, оказывает благотворное влияние на ССС, является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее средство. Умеренные нагрузки оказывают благотворное воздействие на нервную систему. Так же следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с аквааэробикой, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона.
2. Было составлено 6 комплексов упражнений по аквааэробике. Включавших в себя: музыкальное сопровождения, упражнения с инвентарем, дыхательную гимнастику, релаксационные упражнения. Упражнения в комплексах направлены на развитие мышц верхних конечностей, развитие гибкости, равновесия, задержку дыхания, а так же обучение плаванию.
3. В ходе педагогического эксперимента сравнивались две группы детей по антропометрическим, физическим и физиологическим показателям. Группа, занимающаяся плаванием и группа, занимающаяся по предложенным комплексам аквааэробики. Группы равнозначные. За период исследования произошли изменения в антропометрических показателях обеих групп, различия не достоверны, обусловлено это малым количеством времени проведенного эксперимента. Физические и физиологические показатели также увеличились, различия достоверны.
1. Агаджанова, С. Н. Оздоровление детей в дошкольных образовательных учреждениях / С. Н. Агаджанова, В. И. Смирнова // Педиатрия. - 2017. - № 1. - С. 11-13.
2. Алексеева, Э. Н. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом: методические рекомендации. / Э. Н. Алексеева, В. С. Мельников - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2003.-37 с.
3. Беспутчик, В. Г. Аэробика в физическом воспитании школьника: учеб. - метод. пособие / В. Г. Беспутчик. - Брест, 2005. - 93 с.
4. Булгакова Н. Ж. Водные виды спорта: учебник для высших учебных заведений / Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова. - М.: Академия, 2013. - 142 с.
5. Вартанова, А. А. Плавание: лечение и спорт / А. А. Вартанова. - Хабаровск : Феникс, 2001 - 320 с.
6. Виниченко, С. Н. Роль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения / С. Н. Виниченко, Н. К. Перевощикова // Мать и Дитя. - 2015. - № 3. - С. 8-12.
7. Воротилкина, И. М. Физкультурно - оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие / И. М. Воротилкина. - М.: НЦ ЭНАС, 2006 - 144 с.
8. Высочин, Ю. В. Системные реакции организма спортсмена на воздействие адаптогенных факторов : Сб. науч. тр. / Ю. В. Высочин. - Брест, 2016. - 32 с.
9. Гаврилик, М. В. Аквааэробика в улучшении здоровья учащейся молодежи / М. В. Гаврилик // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 6. - С. 65-68.
10. Герасимова, И. Н. Характеристика показателей физического развития и двигательных качеств у детей 4-7 лет Иркутска различных соматических типов / И. Н. Герасимова, В. Ю. Лебединский // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН.
- 2016. - № 5. - С. 151-155.
11. Губа, В. П. Основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования. Морфобиомеханический подход / В. П. Губа. - М. : Советский спорт - 2012. - 385 с.
12. Дерлятко, Е. К. Аквааэробика - вода и тело / Е. Дерлятко // Банбас. - 2001. - №5. - С. 17-20.
13. Дубровский, В.И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский / Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., доп. - Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 512с.
14. Залманов, А. С. Волшебная сила воды: сборник / А.С. Залманов. - СПб.: Контур, 2014. - 384 с.
15. Зимкин, Н. В. Физиологические основы физической культуры и спорта / Н. В. Зимкин - М.: Владос, 2015 - 54 с.
16. Ершов, Ф.И, Часто болеющие дети. Современная фармакотерапия: руководство для врачей / Ф. И. Ершов, М. Г. Романцов - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009 - 240 с.
17. Крукович Е. В. Физическое воспитание детей в организованных коллективах / Е. В. Крукович, Л. В. Транковская // Здоровье. Медицинская экология. Наука. - 2015. - № 5. - С. 43-46.
18. Лапицкая, Л. А. Аквааэробика / Л. А. Лапицкая, А. О. Захарченко. Беларусь. : Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, 2013 - 55 с.
19. Лоуренс, Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Д. Лоуренс; пер. с англ. А. Озерова. М.: Гранд-фаир, 2013. - 130 с.
20. Лях, В. И. Критерии оценки успеваемости учащихся и эффективности деятельности учителя физической культуры / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред. В. И. Ляха. - М.: Просвещение, 2005-2007.-207 с.
21. Матвеева, Н.Н. Роль физической активности в формировании женского здоровья / Н.Н. Матвеева // Бюллетень медицинских интернет - конференций. -2015 -№5. - С 32 - 35.
22. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика/Менхин, Ю.В., Менхин А.В. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
23. Максимова, Т. Н. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России / Т. Н. Максимова, В. Б. Белов. - М. : Per se. - 2008. - 369 c.
24. Михайлова, Н. М. Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий в бассейне / Н. М. Михайлова // Молодой ученый. - 2017. - № 34. - С. 110-113.
25. Морман, Д. Физиология сердечно-сосудистой системы / Д. Морман, Л. Хеллер / Пер. с англ. - СПб.: "Питер". - 2000. - 256 с.
26. Мякотных, В. В. Основы двигательной рекреации: Учеб. Пособие / В.
B. Мякотных, Н. П. Ячменев, К. Г. Томилин, О. Е. Сизонова. - Сочи: РИО СГУТиКД. - 2007. -154 с.
27. Нагаева, Е. В. Рост как критерий здоровья ребенка / Е. В. Нагаева // Педиатрия. - 2015. - № 3. - С. 58-61.
28. Насонова, Л. А. Приглашение на акваданс: водная гимнастика для всех / Л. А. Насонова // Физкультура и спорт. - 2015. - № 6. - С. 10-12.
29. Новикова, Н. Н. Эффективность комплекса учебных занятий по аквааэробике как средства оздоровления студентов / Н. Н. Новикова, Синёва, Н.В. // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 2. - С. 60-64.
30. Одинаев, С. О. Известия Академии наук Республики Таджикистан /
C. О. Одинаев // Отделение биологических и медицинских наук. - 2013. - № 3 - С. 38 - 43.
31. Полухина, Т. Г. Классификация и типология упражнений в аквааэробике как основа для разработки технологии обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. Г. Полухина М., 2003. - 30 с.
32. Полухина, Т. Г. Содержание занятий аквааэробикой с применением оборудования / Т. Г. Полухина. - М. : Норма, 2013. - 147 с.
33. Поташова, И. В. «Тесты для определения уровня физического развития воспитанников ДОУ» / И. В. Поташова - Великий Новгород. - 2014.
34. Размахова, С. Ю. Аэробика: теория, методика, практика занятий в вузе: Учебное пособие / С. Ю. Размахова. М. : Российский университет дружбы народов, 2011. - 177 с.
35. Рыкова, М. А. Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей / М.
A. Рыкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. г. Пермь март 2016г. - Пермь, 2016. - С. 88-91.
36. Санитарные нормы температурного режима в бассейне (СанПиН 2.1.2.1188-0) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consultant.ru
37. Сайкина, Е. Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: автореф. дис. ...д-ра пед. наук / Е. Г. Сайкина - СПб., 2009. - 29 с.
38. Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / B. Н. Селуянов // «Аквааэробика» Журнал оздоровительной тренировки для профессиональных инструкторов. - М.: ЗАО «СпортАкадемПресс». 2001.- № 2. - С. 2-5.
39. Спилбергер, Ч. Д. Диагностика эмоционально-нравственного развития. / Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. - С.124-126.
40. Сингур, М. Е. Эффективность использования методики организации занятий оздоровительным плаванием с часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста / М. Е. Сингур // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2016. - № 1. - С. 213-215.
41. Таймазов, В. А. Здоровье как приоритет государственной политики / В. А. Таймазов // Материалы III Международного конгресса «Человек, спорт, здоровье» - СПб., 2007. - С. 27-29.
42. Тихомирова, И. В. Аквафитнес. Тренер вам не нужен / И. В. Тихомирова. - СПб.: Питер, 2011. - 67 с.
43. Токтаева, Т. Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет / Т. Э. Токтаева. - М.: Сфера, 2016. - 93 с.
44. Трофимова, Л. П. Содержание, методика и планирование комплексных занятий в группах здоровья : Лекция / Л. П. Трофимова. - СПб.,.2012 - 22 с.
45. Филатова, Е. В. Аквааэробика: учебно-методический комплекс / Е. В. М. Филатова : Финансовая академия при Правительстве РФ. - 2014. -138 с.
46. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш, учеб, заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -М.: изд. центр «Академия», 2000. -480 с
47. Шебек, В. Н. Физическое воспитание дошкольника : учебное пособие / В. Н. Шебек, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. - М.: Просвещение. - 2000 - 160 с.
48. Шибалкина, М. Г. Использование средств гидроаэробики в процессе занятий оздоровительным плаванием: автореф. дис. ...канд. пед. наук / М. Г. Шибалкина. - СПб., 2013 - 30 c.
49. Шутова, Т. Н. Теоретические и методические основы физкультурно-оздоровительных технологий : учебное пособие / Т. Н. Шутова. М. : Чайковский: ЧГИФК. - 2008. - 159 с.
50. Якуб И. Ю., Старикова А. А. Влияние аквааэробики на организм / И. Ю Якуб, А. А. Старикова // Молодой ученый. 2015. - № 16. - С. 446-450.
51. Яных, Е.А. Аквааэробика / Е.А. Яных. М. : Физкультура и спорт. 2006. - 189 с.