Введение 3
1 Общая характеристика проблемы буллинга в образовательной среде 6
1.1 Понятие, виды и признаки буллинга в образовательной среде 6
1.2 Субъектный состав и личностные особенности участников буллинга в
образовательной среде 18
1.3 Причины и последствия буллинга в образовательной среде 26
2 Содержание профилактики буллинга в образовательной среде 35
2.1 Субъекты профилактики буллинга в образовательной среде 35
2.2 Меры профилактики буллинга в общеобразовательном учреждении 42
3 Опыт деятельности и рекомендации по профилактике буллинга в МАОУ
«Гимназия № 14 управления, экономики и права» 53
3.1 Опыт деятельности по профилактике буллинга в МАОУ «Гимназия № 14
управления, экономики и права» 53
3.2 Рекомендации по профилактике буллинга в МАОУ «Гимназия № 14
управления, экономики и права» 60
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А 79
Приложение Б 84
Приложение В 93
В современном обществе такое явление как буллинг в образовательной среде является достаточно актуальной проблемой, которая предполагает определённые меры профилактического воздействия. Результативное проведение данных мероприятий может быть осуществлено посредством реализации комплексного подхода специалистами образовательного учреждения и других областей с учетом всех аспектов рассматриваемой профилактики.
Буллинг в образовательной среде выступает сложным, многофакторным явлением, которое требует углубленного изучения. Так, О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова акцентируют внимание на том, что одной из актуальных проблем последних десятилетий является рост числа актов насилия, совершаемых несовершеннолетними. В современном образовании, как отмечают эксперты (И. В. Волкова, Н. М. Моисеева, М. В. Сафронова, Д. Н. Соловьев и др.), всё чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях детей, унижения и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний, соматических и аутоиммунных заболеваний, попыток суицида. Опасения вызывает и наблюдающееся в последние годы снижение возраста детей, совершающих насильственные действия в отношении своих сверстников, а также преднамеренный и систематичный характер этих действий. Согласно статистическим данным, в современных российских школах более 50% детей подвергались различным видам агрессии и буллинга [10, с.13]. С достоверностью можно отметить, что школьная травля на современном этапе приобретает все более широкий масштаб распространения, что вызывает крайнюю необходимость создания эффективной программы по предупреждению буллинга в образовательной среде, а также незамедлительного его внедрения в организационный план школы. Целесообразно направить всевозможные ресурсы на создание благоприятной, безопасной среды для учащихся общеобразовательного учреждения.
В свою очередь, Россия находится в первой десятке развитых стран по распространенности буллинга среди подростков в возрасте 11-13 лет. На форуме информационного агентства ТАСС приводятся следующие данные: «До трети российских школьников подвергаются травле, сообщает и. о. директора Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Тигран Епоян в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек - институт образования». В России на период 2016 г. среди 11-летних школьников 23% девочек и 27% мальчиков подвергались буллингу не менее двух-трех раз в месяц. Также, 32% подростков совершают насильственные действия против своих сверстников и около 27% школьников становятся жертвами буллинга» 33]. Таким образом, приведенные статистические данные показывают, что в России буллинг является весьма актуальной проблемой, которая требует введение мер по ее разрешению. Вышеуказанные показатели определяют вовлеченность 59% подростков в процесс буллинга как определенных его участников, что выступает достаточно критической ситуацией в образовательной среде.
Как отмечает М.В. Сафронова, профилактика школьного буллинга представляет собой одну из наиболее актуальных задач в современном обществе и требует тщательного и серьезного исследования множества факторов. Важность такого исследования связана с тем, что на сегодняшний день в научном сообществе отсутствует общепринятое понимание сущности буллинга и вызывающих его причин. К сожалению, мы можем констатировать, что до сих пор не выработана эффективная стратегия, направленная на предупреждение буллинга. Более того, есть сложности с выявлением и диагностикой буллинга в образовательной среде. В российских педагогических кругах проблема буллинга замалчивается и игнорируется [36, с.182].
Действительно, проблема школьной травли недостаточно тщательно проработана отечественными исследователями, в связи, с чем отсутствует четко сформированная программа профилактики. Необходим комплекс мероприятий, который был бы направлен, прежде всего, на проработку системы отношений в школьном коллективе с учетом особенностей членов группы, на индивидуальную работу с каждым ее участником, а также на просвещение работников образовательного учреждения в области разработки направлений профилактики буллинга.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является буллинг в образовательной среде.
Предметом выступает профилактика буллинга в образовательной среде.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию профилактики буллинга в образовательной среде.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить основные подходы к пониманию буллинга и особенности его проявления в образовательной среде;
- рассмотреть субъектный состав и личностные особенности участников буллинга в образовательной среде;
- выявить причины и последствия школьного буллинга;
- определить субъекты профилактики буллинга в образовательной среде;
- рассмотреть меры профилактики буллинга в общеобразовательном учреждении;
- изучить опыт деятельности по профилактике буллинга в МАОУ «Гимназия № 14»
В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ документов, эксперт-опрос, анкетирование.
Предупреждение буллинга в образовательной среде требует комплексного, систематического подхода к рассмотрению данной проблемы и реализации определенных профилактических мероприятий.
Изучив основные подходы к пониманию школьного буллинга и особенностей его проявления, можно сделать вывод, что травля выступает сложноорганизованным явлением по причине отсутствия широкого отечественного опыта во внедрении предупредительных мер. Буллинг представлен целой совокупностью форм его проявления, что составляет основу для многоплановой разработки мероприятий.
Далее были рассмотрены основные личностные особенности участников буллинга, вследствие чего можно отметить их особое значение в области профилактического воздействия. Определённые возрастные характеристики, психоэмоциональная составляющая личности подростка позволяет выявить конкретные формы взаимодействия с ним, разработать тактику профилактической работы. Индивидуальная работа с учащимся причастным к буллинг-структуре должна быть организована на основании изученных особенностей поведения подростков в целом, их индивидуальных качеств и возможных психоповеденческих отклонений.
В свою очередь, выявленные причины и последствия буллинга в образовательной среде имеют чёткую взаимосвязь и составляют совокупность асоциальных факторов девиации подростков. Однако самой распространённой причиной являются конфликтогенность в школьном коллективе, а также отсутствие надлежащего контроля за ситуацией в классе со стороны преподавательского состава, в связи, с чем подростки лишаются возможности развиваться физически и нравственно в нормальных, благоприятных условиях.
Последующим шагом в изучении данной проблемы стало определение субъектов профилактики буллинга в образовательной среде. Следует отметить, что реализация основных программ профилактики должна проводиться целостной системой специалистов, профилактическая деятельность которых разграничена и строго определена в соответствии со спецификой структуры каждого из них. Характерные формы организации профилактики школьной травли не имеют закрепления в нормативно-правовых актах, которые были бы направлены на регулирование данной деятельности на федеральном и региональном уровне.
Подводя итог, следует отметить, что рассмотрение основных аспектов профилактики буллинга в образовательной среде, позволяет определить основные мероприятия по предупреждению, в рамках осуществления которых специалистам необходимо формировать и реализовывать программы профилактики, направленные на создание благоприятной среды в школьном коллективе, а также на обеспечение необходимых условий для нормального, полноценного развития учащихся.
1 Ажиев, В. В. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей / В. В. Ажиев // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №5. - С. 288-291.
2 Бердышев, И. С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: практическое пособие для врачей и социальных работников / И. С. Бердышев, М. Г. Нечаева. - Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья», 2005. - 76 с.
3 Бочавер, А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал ВШЭ. - 2013. - №3. - С. 149-159.
4 Быкова, Е. А. Проблема профилактики буллинга в образовательной организации / Е. А. Быкова, С. В. Истомина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - №3. - С. 75-78.
5 Волкова, Т. Г. Особенности образа Я личности, считающей себя испытавшей насилие: дис, ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Волкова Татьяна Геннадьевна. - Барнаул, 2004. - 271 с.
6 Газман, О. С. Педагогическая поддержка как инновационная проблема / О. С. Газман. - Москва : Новые ценности образования: десять концепций и эссе, 1995. - 119 с.
7 Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.
8 Глазырина, Л. А. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях / Л. А. Глазырина, М. А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - Москва : БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
9 Горбунова, Н. Е. Анализ риска возникновения буллинга в психолого - педагогическом пространстве инклюзивной школы / Н. Е. Горбунова, Г. К. Труфанова, Е. В. Хлыстова // Педагогическое образование в России. - 2015. - №8. - С. 63-68.
10 Гребенникова, О. А. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников / О. А. Гребенникова, М. И. Добролюбова // Концепт. - 2017. - №9. - С. 13-18.
11 Грибанова, Д. Я. Отношение старшеклассников к буллингу и его участникам / Д. Я. Грибанова, Р. Р. Калинина, Л. И. Максименкова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2016. - №3 (26). - С. 67-71.
12 Дахин, А. Н. Буллинг в школе и не только / А. Н. Дахин // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №6. - С. 208-214.
13 Дементий, Л. И. Личностные риски и социальные угрозы школьного насилия / Л. И. Дементий, В. Е. Купченко // ОмГУ. - 2015. - №1. - С. 6-14.
14 Долгова, А. И. Криминология : учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. - Москва, 2010. - 890 с.
15 Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. - Москва : «Академия», 2000. - 528 с.
16 Ершов, Д. А. Школьное насилие как социально-педагогическая проблема / Д. А. Ершов // Актуальные проблемы семейной педагогики. - 2012. - № 2. - С. 32-39.
17 Женодарова, Е. Д. Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллинга в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах / Е. Д. Женодарова, К. Д. Хломов. - Москва : Центр «Перекресток», 2014. - 57 с.
18 Иванченко, Р. Б. Современные подходы к определению и классификации школьного насилия / Р. Б. Иванченко, В. С. Соловьев // Вестник ВИ МВД России. - 2014. - №3. - С. 128-132.
19 Кон, И. С. Мальчик - отец мужчины / И. С. Кон - Москва: Время, 2010. - 704 с.
20 Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться / И. С. Кон // Семья и школа. - 2006. - №11. - С. 15-18.
21 Кривцова, С. В. Буллинг в школе и сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противо-стояния насилию / С. В. Кривцова - Москва: Федеральный институт развития образования, 2011. - 120 с.
22 Кривцова, С. В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться? / С. В. Кривцова // Известия АСОУ. Научный ежегодник. - 2015. - Т. 2. - № 3. - С. 52-59.
23 Кутузова, Д. А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать / Д. А. Кутузова // Журнал практического психолога. - 2007. - № 1. - C. 72-90.
24 Лейн, Д. Детская и подростковая психотерапия / Д. Лейн, Э. Миллер. - Санкт-Петербург, 2001. - 16 с.
25 Лященко, К. В. Работа социального педагога по профилактике школьного буллинга / К. В. Лященко // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №2 (7). - С. 201-205.
26 Макарчук, А. В. Психологические последствия насилия у детей 10-13 лет: дис, ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Макарчук Анна Владимировна. - Москва, 2004. - 178 с.
27 Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92.
28 Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - № 7. - С. 51-54.
29 Моисеева, Н. М. Проблема профилактики буллинга в школьной среде / Н. М. Моисеева, М. В. Сафронова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2015. - Т. 24. - № 2. - С. 114-121.
30 Мухаркина, А. К. Психологические закономерности и проявление буллинга в детском возрасте / А. К. Мухаркина. — Томск : Изд-во Томского университета, 2004. — 147 с.
31 Ожиева, Е. Н. Буллинг как разновидность насилия / Е. Н. Ожиева — Киев : Рута, 2008. — 320 с.
32 Ольвеус, Д. Буллинг в школе: Что мы знаем и что мы можем сделать? / Д. Ольвеус - Оксфорд, 1993. - 135 с.
33 Официальный сайт информационного агентства России ТАСС [Электронный ресурс] : Институт ЮНЕСКО: в России до трети школьников подвергаются травле. - Режим доступа:http://tass.ru/obschestvo/3541574
34 Петросянц, В. Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В. Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. - С. 151-154.
35 Потапова, Л. В. Насилие в школе как социальная проблема / Л. В. Потапова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №6 (11). - С. 113-116.
36 Сафронова, М. В. Буллинг в образовательной среде — мифы и реальность / М. В. Сафронова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3(46). - С. 182-185.
37 Синягина, Н. Ю. Школа без насилия / Н. Ю. Синягина, Т. Ю. Райфшнайдер. - Москва : АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.
38 Соловьёв, Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста / Д. Н. Соловьев // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - №3 (22). - С. 155-165.
39 Соловьёв, Д. Н. Потенциал первичного коллектива в профилактике буллинга среди подростков / Д. Н. Соловьев // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №4. - С. 149-153.
40 Соловьев, Д. Н. Профилактика буллинга в первичном коллективе подростков / Д. Н. Соловьев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2014. - №9. - С. 136-146.
41 Шамликашвили, Ц. А. Бюллетень Федерального института медиации / Ц. А. Шамликашвили. — Москва : Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2015. — 334 с.
42 Шарапов, Р. Д. Насилие в уголовном праве: понятие, квалификация, совершенствование механизма уголовно-правового предупреждения: дис, ... fl- pa юрид. наук : 12.00.08 / Шарапов Роман Дмитриевич. — Екатеринбург, 2006. - 9 с.
43 Шахова, Р. М. Современные психолого-педагогические исследования проблемы школьного насилия / Р. М. Шахова, О. П. Омарова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2014. - № 2. - С. 161-161.
44 Шевцов, 3. С. Буллинг и современность / 3. С. Шевцов. — Киев : Рута, 2001. — 320 с.
45 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия
№14 [Электронный ресурс] : Устав муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «Гимназия № 14 управления, экономики и права». - Красноярск, 2015. - Режим доступа:
http ://гимназия 14.рф/images/doc/ycTaB-2015.pdf
46 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №14 [Электронный ресурс] : Положение о правилах внутреннего распорядка для обучающихся. - Красноярск, 2015. - Режим доступа: http://гимнaзия14.pф/images/doc/Пoлoжeниe-ПBPДO-2015.pdf
47 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия
№14 [Электронный ресурс] : Отчет о результатах самообследования
муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 14
управления, экономики и права» по итогам деятельности в 2017 году. - Режим доступа:http://rnMHa3na14^/images/doc/CaMOo6cneflOBaHne_3a-2017.pdf
48 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия
№14 [Электронный ресурс] : Положение о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений среди учащихся гимназии. - Режим доступа: http ://гимназия 14.цф/цуководство-педагогический-состав/социальный-педагог/pdf
49 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №14 [Электронный ресурс] : Положение о Службе школьной медиации МАОУ Гимназии № 14 управления, экономики и права. - Режим доступа:
http^/rnMHa3n414ipi/images/doc/Aktlokaln/noBO^eHne_o_CBy^6e_raKOBbHon_MeдиацишрД£