Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №23426

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1410
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты психолого-педагогической профилактики
агрессивного поведения младших подростков 9
1.1 Агрессия как предмет познания в трудах отечественных и зарубежных
исследователей 9
1.2 Причины агрессивного поведения младших подростков 15
1.3 Психологические подходы к профилактике агрессивного поведения
младших подростков в игровой деятельности 22
Выводы по главе 1 29
2 Содержание психологической профилактики агрессивности у младших подростков 30
2.1 Организация и методы исследования агрессивности у младших
подростков 30
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа исследования 35
2.3 Программа психолого-педагогической профилактики агрессивного
поведения у младших подростков средствами игровой деятельности 40
2.4 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 42
Выводы по главе 2 53
Заключение
Список используемой литературы 59
Приложение

Проблема агрессивности остается одной из самых значительных проблем современного общества.
Актуальность исследуемого феномена заключается в том, что признаки и формы агрессии и агрессивности на разных возрастах увеличиваются, видоизменяются, а принципиальная профилактическая работа по предотвращению возникновения агрессивности не ведется, а лишь декларируется.
В настоящее время подростки не застрахованы от проявлений агрессии и насилия, у них возникают межличностные конфликты. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы многих отечественных ученых, в частности, Г.С. Абрамовой, А.А. Александров, Г.М. Андреева, А.А. Осипова, Р.В. Овчарова, А.А. Крылов, И.Ю. Кулагина, Е.И. Рогов, А.А. Романов, Л.Д. Столяренко, К.И. Фальковская и др. [1,4,17,16,12,13,27,28,32,34]. Анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению агрессивного поведения младших подростков.
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма. Эти факторы делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Столкновение ребенка с миром других подростков, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом "арсенале" другого, положительного опыта. С другой стороны, всё более очевидным становятся дефекты школьного и семейного воспитания: учителя и родители часто демонстрируют низкую информированность о феномене возраста и особенностях взаимодействия с подростками. Кроме того, воспитательная и психолого-педагогическая деятельность школы часто ограничивается разрозненными мероприятиями, направленными, в основном, на запугивание подростков (об этом свидетельствует факт введения в школы «Совета профилактики», с участием полиции), либо коррекцию тех нежелательных форм поведении, которые уже освоены подростками. При этом перспективная работа, направленная на предотвращение такого поведения, школой не ведётся.
Таким образом, можно выделить противоречие между ростом агрессивного поведения подростков и недостаточностью знаний об эффективных психолого-педагогических профилактических мерах помощи учащимся младшего подросткового возраста в успешной социализации, которая способствует снижению обращения к агрессивным способам взаимодействия.
Цель исследования: определение содержания психолого¬педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы.
Объект: агрессивное поведение у младших подростков.
Предмет: содержание психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения у младших подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что психолого¬педагогическая профилактика агрессивного поведения младших подростков будет эффективной при соблюдении следующих условий:
1) будет реализована специально организованная психолого-педагогическая работа, направленная на развитие коммуникативной компетентности и самосознания подростков;
2) будет организована консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия и причины агрессивного поведения младших подростков.
2. Определить психолого-педагогические возможности профилактики агрессивного поведения младших подростков.
3. Исследовать на основе подобранных методик агрессивность младших подростков.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы.
5. Составить методические рекомендации для педагогов и родителей. Методы исследования
Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме, обобщение, моделирование.
По форме организации: констатирующий и формирующий эксперименты.
Эмпирические методы: опрос, психодиагностические методы, в частности, методики для исследования уровня агрессии: опросник «Басса- Дарки», разраб. А. Басс, А. Дарки; методика «Оценка агрессивности в отношениях», авт. А. Ассингер; графическая методика «Кактус», авт. М.А. Панфилова.
Метод обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования. МБОУ СОШ №2 Красноярский край г. Боготол.
Выборка исследования представлена обучающимися 6 «А» и 6 «Б» классов. Общее количество испытуемых 40 человек.
Практическая значимость заключается в том, что составлена и реализована профилактическая программа, направленная на развитие самосознания и коммуникативной компетентности подростков. Подтверждено, что включение младших подростков в профилактическую работу способствует снижению агрессивности, что и благотворно влияет на их личностное развитие, качество жизни. Составлены рекомендации для родителей и учителей, а также рекомендации для самих подростков.
Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (45 наименований) и приложения. В работе содержится 9 рисунков, 11 таблиц, общий объём работы 79 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема агрессивного поведения в современном обществе является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Известно, что во всем мире отмечается рост насильственных действий, связанных с понятием агрессии и агрессивности, возникающих как из внутренних, так и из внешних факторов.
Особенно остро, на наш взгляд, стоит проблема агрессивного поведения в средней школе. Это обусловлено, с одной стороны, особенностями возраста, который характеризуется глубокими психологическими и физиологическими изменениями, и, вследствие чего, нестабильностью эмоциональной сферы подростка 11-12 лет, а также особой чувствительностью к «посягательству» извне, готовностью выстраивать психологическую защиту, вплоть до самой экстремальной, которой является агрессивное поведение. С другой стороны, в школе отсутствует системный подход к профилактике агрессивного поведения подростков. Обозначив проблему, мы сформулировали цель нашего исследования: определить содержание психологической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы.
Теоретический анализ литературы показал, что:
1. Агрессивное поведение нельзя рассматривать без таких понятий, как «агрессия» и «агрессивность». Агрессия определяется любой формой поведения, имеющей цель нанесения вреда другому человеку. Агрессивность понимается как устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии.
2. Агрессивному поведению свойственны различные формы проявления. Единого основания для классификации данного явления нет. Психолог А. Басс выделяет три основных параметра, характеризующих формы агрессивного поведения: физическая - вербальная агрессия, активная - пассивная агрессия, прямая - косвенная агрессия. С. Фешбах отмечает три типа агрессии:
враждебная, инструментальная, экспрессивная. А.А. Реан акцентирует внимание на спонтанной и реактивной агрессии. Ряд психологов (Михайлова О.Ю., Можгинский Ю.Б., Ратинов А.Р.) выделяют мотивационную агрессию, агрессию как примитивную реакцию на неудовлетворяющую ситуацию, как результат неадекватной оценки ситуации и аффективную агрессию.
Психолог И.А. Фурманов делит агрессивное поведение подростков на две формы: социализированная и несоциализированная.
3. Причина возникновения агрессивного поведения подростков полифакторна:
- природный фактор (наличие агрессивности, как личностной предрасположенности к агрессивным действиям);
- микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе, школьном классе);
- макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации).
4. Профилактика агрессивного поведения - самая эффективная форма воздействия на подростков, т.к. она позволяет предупредить нежелательное поведение, а не исправлять его. При этом профилактическое направление деятельности практического психолога образования в настоящий момент разработано недостаточно.
5. Наиболее эффективной будет системная профилактическая работа, направленная как на личностное развитие подростка, так и на просвещение и консультирование родителей и педагогов, чьё взаимодействие с подростком является важным микросоциальным фактором, влияющим на его развитие.
На основании вышеизложенного нами была выдвинута гипотеза: психологическая профилактика агрессивного поведения подростков будет эффективной при соблюдении следующих условий: 1) специально организованная психолого-педагогическая работа, направленная на развитие коммуникативной компетентности и самосознания подростков; 2) организация консультативной и просветительской работы с родителями и педагогами.
С целью проверки этого предположения из учащихся 6-х классов МБОУ СОШ № 2 Красноярского края г. Боготола были сформированы две группы - экспериментальная и контрольная. С экспериментальной группой был организован формирующий эксперимент, способствующий развитию коммуникативной компетентности и самосознания подростков, а также повышению информированности родителей и учителей подростков о феномене возраста и об индивидуальных особенностях подростков.
Для решения поставленных в исследовании задач нами были применены методики на исследование склонности к агрессивному поведению: «Опросник Басса-Дарки», «Оценка агрессивности в отношениях» (А. Ассингер) в авторской модификации, «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой.
В результате проведённой работы содержание исследования выглядит следующим образом:
1. По всем констатирующим срезам методик у подростков контрольной и экспериментальной групп достоверных различий не обнаружено, дети практически имеют одинаковые уровни агрессивности.
2. По всем итоговым срезам методик по уровням агрессивности подростков контрольной и экспериментальной групп существуют достоверные различия: у подростков из экспериментальной группы уровень агрессивности понизился по сравнению с детьми из контрольной группы.
На наш взгляд, причина этого в той профилактической программе, которая была реализована со школьниками из экспериментальной группы. Подростки расширили репертуар социального поведения, которое в целом стало ими лучше осознаваться. Родители и учителя также начали применять более эффективные формы взаимодействия с подростками, тем самым создавая дальнейшие условия для развития коммуникативной компетентности и самосознания подростков. Всё это и вылилось в такую динамику уровня агрессивности по отношению к периоду до начала профилактической работы.
Таким образом, полученные результаты позволяют нам констатировать тот факт, что профилактическая программа, реализованная нами в ходе формирующего эксперимента с экспериментальной группой, оказала влияние на снижение агрессивности подростков.
Следовательно, заявленная нами в исследовании гипотеза о том, что психологическая профилактика агрессивного поведения подростков будет эффективной при соблюдении следующих условий: 1) специально организованная психолого-педагогическая работа, направленная на развитие коммуникативной компетентности и самосознания подростков; 2) организация консультативной и просветительской работы с родителями и педагогами, подтвердилась, задачи исследования выполнены.
Полученные результаты исследования позволили, совместно с родителями и учителями учащихся среднего звена, разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с агрессивным подростком, и, тем самым, способствовать дальнейшему снижению агрессивности учащихся.



1. Абрамова, А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах / А.А. Абрамова. - Москва : Академия, 2005. - 152 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. - Москва : АСВ, 1999. - 86 с.
3. Агрессия у подростков и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 235 с.
4. Александров, А.А. Современная психотерапия / А.А. Александров. - Санкт-Петербург : ЛОИРО, 1997. - 26 с.
5. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции подростков дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр / А.А. Алифанова. - Москва : АСВ, 2001. - 321 с.
6. Бандура А., Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс; - Москва : Эксмо пресс, 2000. - 43 с.
7. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн. - Москва : Академия, 2003. - 185 с.
8. Бэрон Р., Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - Санкт-Петербург, 2001.- 352 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / И.В. Дубровина. - Москва, 2006. - 570 с.
10. Златогорская, О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков / О. Златогорская // Школьный психолог.- 2003. - № 30. - С. 32-40.
11. Карелина, А.А. Психологические тесты / А.А. Карелина. - Москва : Академия, 2001. - 118 с.
12. Креч Д., Элементы психологии / Д. Креч, Р. Кратчфилд // Вопросы психологии. - 1992. - №1. - С. 84-89.
13. Крылов, А.А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов. - Санкт-Петербург, 1999. - 314 с.
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - Москва : УРАО, 2007. - 145 с.
15. Никитин, А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте / А.В. Никитин. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 173 с.
16. Новик, H.H. Коммуникативные навыки и их формирование у подростков с отклоняющимся поведением / H.H. Новик// Филология и культура. - 2012. - №1. - С. 46-52.
17. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В. Овчарова. - Москва: Проспект, 2000. - 63 с.
18. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. - Москва : Просвещение, 2001. - 274 с.
19. Панченко, С. Межзвездный скиталец. Психологическая игра для учащихся 6-7 классов / С. Панченко // Школьный психолог. - 2003. - №16. - С. 32-39.
20. Практическая психология образования. Учебное пособие / 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. - Санкт-Петербург, 2004. - 592 с.
21. Прихожан, А.М. Тревожность у подростков и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - Москва : Проспект, 2000. - 216 с.
22. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. - Санкт-Петербург : Ювента, 2001. - 256 с.
23. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург : Деловая книга, 2000. - 173 с.
24. Петровский, А.В. Психология словарь / А. В. Петровский, М. Я. Ярошевский. - Москва : Проспект, 2000. - 416 с.
25. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - Санкт-Петербург, 2000. - 342 с.
26. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - Москва : Просвещение, 2002. - 239 с.
27. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. - Москва : Академия, 2001. - 288 с.
28. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. / 2-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Рогов. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 384 с.
29. Романов, А.А. Направленная игротерапия агрессивности у подростков: альбом диагностических и коррекционных методик / А.А. Романов. - Москва : Романов, 2001. - 218 с.
30. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. - Москва : Академия, 2000. - 218 с.
31. Рычкова, И.А. Поведенческие расстройства у подростков. Диагностика, коррекция, психопрофилактика / И.А. Рычкова. - Москва : Просвещение, 2003. - 210 с.
32. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - Москва : Воронеж, 2006. - 214 с.
33. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 541 с.
34. Сулимова, Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов / Т.С. Сулимова. - Москва : Академия, 2003. - 234 с.
35. Фальковская, К.И. Коммуникативная компетентность личности молодого человека в добровольной социальной работе / К.И. Фальковская. - Москва: Просвещение, 2008. - 210 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 Москва: Изд-во стандартов, 2010.
37. Фопель, К. Как научить подростков сотрудничать? Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - Москва : Генезис, 2001. - 215 с.
38. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - Москва : Генезис, 2001. - 310 с.
39. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск, 2003. - 192 с.
40. Хухлаева, О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья / О.В. Хухлаева, Т.Ю. Кирилина, О.В. Федорова. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 320 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
41. Васюкова, Л.В. Трудные подростки [Электронный ресурс] / Л.В.Васюкова // Девиантное поведение. - Режим доступа:http://aplik.ru/10-klass/trudnye-podrostki-deviantnoe-povedenie/.
42. Овчарова, РВ. Психические особенности подросткового возраста [Электронный ресурс] / РВ. Овчарова // - Режим доступа: http://www. psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/957-2010-10-21-18-19-59.html.
43. Еникополов, С.Н. Поведение подростков склонных к агрессивному поведению [Электронный ресурс] / С.Н. Еникополов // - Режим доступа:http://anima-vita.ru/2015/11/deviantnoe-povedenie-podrostkov/
44. Фельдштейн, Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности [Электронный ресурс / Д.И. Фельдштейн // - Режим доступа:http://ebooks.grsu.by/psihologia/feldshtejn-d-i-zakonomemosti-razvitiya-deyatelnosti-kak-osnova-razvitiya-lichnosti.htm.
45. Басс, А.Теория агрессии [Электронный ресурс / А. Басса // - Режим доступа:http://studbooks.net/1629264/psihologiya/teoriya_agressii_basse.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ