Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические особенности старшего школьного возраста……....5
1.1. Юность как стадия жизненного пути человека…………………………….5
1.2. Характеристика учащихся старшего школьного возраста……………….13
Глава 2. Полемическое высказывание………………………………………….19
2.1. Понятие полемики…………………………………………………………..19
2.2. Языковая форма и функции полемического высказывания……………...25
Глава 3. Обучение полемическим высказываниям старших школьников…...27
3.1. Приобщение к искусству спора……………………………………………27
3.2. Приемы обучения старших дошкольников полемическим высказываниям......................................................................................................30
Заключение…………………………………………………………………….....33
Список используемой литературы……………………………………………...35
Формирование умений убеждать и доказывать у школьников является важной задачей современной дидактики и методики.
Современные исследования в области педагогики и психологии свидетельствуют о наличии социального заказа на формирование аргументативных умений монологической и, в особенности, диалогической речи, когда «умение эффективно вести беседу, спор, дискуссию и прочее приобретает для личности значение важнейшего условия адекватной социализации и социального успеха».
Согласно требованиям времени, уровень коммуникативной компетенции личности связан, прежде всего, с ее умениями убеждать и доказывать. Аргументативные умения приобретают особую значимость также в связи с успешностью обучения, так как они являются основой для умений, определяемых в педагогике как общеучебные. Более того, они связаны в старшем школьном возрасте с процессом становления личности, в частности с манипулятивными/неманипулятивными установками ее самореализации, общения и поведения.
Однако, несмотря на то, что многие учебные курсы и программы в средней школе направлены на формирование умений, связанных с доказательством и убеждением, уровень данных умений у старших школьников, как отмечают педагоги, невысок, что вступает в противоречие с требованиями современной школы, общества в целом.
Риторика в ряду других лингвистических дисциплин с древнейших времен располагает богатейшим арсеналом развития данных умений - прежде всего это топика и аргументация. Топика и аргументация одновременно являются и целью обучения риторике, так как «риторика равна теории аргументации» (А.А. Ивин), и средством развития специальных, аргументативных, умений обучающихся.
Таким образом, недостаточный уровень владения умениями убеждать и доказывать у старших школьников, проблема неполноценной реализации аргументативной базы риторики в средней школе, социальный заказ на умения личности, связанные с убеждением и доказательством, а также неразработанность выбранной темы определяют актуальность исследования.
Объектом исследования являются речемыслительные умения старших школьников.
Предмет исследования - топика и риторическая аргументация как базовый инструментарий педагогики для развития речи и мысли учащихся.
Цель исследования: анализ системы обучения старших дошкольников полемическим высказываниям.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить психологические особенности старшего школьного возраста;
- исследовать понятия полемического высказывания;
- выявить закономерности обучения полемическим высказываниям старших школьников.
В современных условиях стала очевидной необходимость гуманизации школы, реализация принципов педагогики сотрудничества, ориентированной на личность ребенка. Однако признавать это мало. Необходимо действовать в этом направлении, изменяя свое сознание. А это, как известно, самое трудное. Намного проще и легче «погрузить» своего воспитанника в «систему» ограничивающего монолога родителей, воспитателей, учителей, чем признать за ребенком право самому сделать выбор, самостоятельно осуществить решение какого-либо вопроса. И с самого рождения человек оказывается в противоречивых условиях: с одной стороны, это личность естественная, жаждущая творчества, самовыражения, с другой - стандартный элемент системы, основным орудием которой всегда являлось указующее слово. От того, насколько активным будет противостояние личности ограничительно-монологической системе воспитания, зависит решение современных исто-рико-культурных процессов в обществе. Формирование же такой активной личности возможно лишь при условии деятельностного поведения личности на всем пути научения и воспитания. Но поскольку человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен с кем-то советоваться, делиться мыслями, чувствами, то основной формой деятельности является речевая деятельность.
Для повышения эффективности формирования важнейших речемыслительных умений старших школьников необходимо целенаправленно обучать их риторике на основе аргументативного подхода; выдвижение топики и аргументации в качестве концептуально-методического ядра обучения риторике создает условия для формирования комплекса аргументативных умений учащихся.
В основу комплекса аргументативных умении монологической и диалогической речи закладываются умения:
1. создавать/определять схему речи на основе топического метода;
2. строить рассуждение с элементами доказательства и убеждения по классическим риторическим моделям (например, по хрии);
3. задавать систему аргументации для спора, корректировать ее с учетом фактора аудитории в диалогическом общении.