ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Концепт как составляющая единица концептосферы 7
1.2 Структура концепта и способы его языкового выражения 12
1.3 Англосаксонская картина мира как отражение действительности в сознании англосаксов 16
1.3.1 Содержание понятия «картина мира» 16
1.3.2 Особенности англосаксонской картины мира 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 24
ГЛАВА II. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ГЕРОИЧЕСКОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЫ АНГЛОСАКСОВ 26
2.1 Древнегерманский эпос (содержание, ключевые понятия и жанровые особенности эпоса) 26
2.1.1 Поэтические памятники древнеанглийского языка 33
2.2 Реконструкция концепта «герой» 40
2.2.1 Ядерные признаки 40
2.2.2. Периферийные признаки 47
2.3. Реконструкция концепта «антигерой» 51
2.4 Концептуальная оппозиция «герой-антигерой» 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ НАЗВАНИЙ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ДРЕВНЕАНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 73
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена рассмотрению и сравнению лингвокультурных концептов «герой» и «антигерой», реализованных в древнеанглийской поэзии и составляющих героическую концептосферу англосаксов. Эти два концепта были выбраны неслучайно: в раннесредневековом англосаксонском обществе военная знать находилась во главе государства, а сама война являлась неотъемлемой частью жизни представителей всех сословий. Соответственно, представления о «героическом» и «антигероическом» в значительной степени влияли на формирования общей картины мира.
Реконструкция концептуальных структур, находящих отражение в языке, дает возможность восстановить картину мира носителей определенного языка. Концепт является частью общей картины мира и имеет свою специфическую репрезентацию в языке на любом этапе его исторического развития. Проблема реконструкции различных концептов англосаксонского общества хоть и привлекает внимание многих лингвистов (Ю.С. Григорьева, Л.Р. Лаврентьева, О.В. Дудченко, О.В. Томберг), но тем не менее остаётся на ранних стадиях разработки в современной науке, т.к., во- первых, не было представлено концептуальной оппозиции «герой-антигерой» в ранней английской литературе; во-вторых, тексты на древнеанглийском языке (как, впрочем, на любом другом мёртвом языке) остаются малоизученными. Это определяет актуальность данной темы.
Объектом исследования являются концепты «герой» и «антигерой», входящие в героическую концептосферу, которая рассматривается как фрагмент англосаксонской картины мира. Предметом служат лингвистические средства репрезентации заданных концептов в древнеанглийском языке.
Целью работы является реконструкция героической концептосферы англосаксонского общества посредством описания моделирующих её
концептов «герой» и «антигерой». В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть различные подходы к понятиям «концепт» и «картина мира»;
2. Охарактеризовать культурно-историческую ситуацию, в которой возникли древнеанглийские эпические поэмы, определить их значимость для своего времени;
3. Выявить культурно-специфические признаки концептов «герой» и «антигерой»;
4. Проанализировать лингвистические средства, служащие для актуализации заданных концептов в текстах древнеанглийского эпоса;
5. Определить роль концептуальной оппозиции «герой-антигерой» в жизни англосаксов.
Для решения поставленных задач применяется комплексная методика, включающая методы концептуального, контекстуального, сравнительного и этимологического анализа.
Данное исследование осуществлено на материале древних текстов англосаксонской поэзии: «Беовульф», «Видсид», «Исход», «О дарованиях человечьих», «Битва при Мэлдоне», «Битва при Финнсбурге», «Вальдере», «Кит», «Морестранник», «Скиталец», «Деор». Сложность работы с таким материалом заключается не только в необходимости проникать в чужую архаичную культуру, но и привлекать знания из истории и литературоведения. Это свидетельствует о междисциплинарных связях выполненного исследования.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы ведущих зарубежных и отечественных лингвистов, когнитивистов и лингвокультурологов по следующим вопросам:
- концептуальных исследований языка (С.А. Аскольдов, 1997; С.Г. Воркачёв, 2001; В.И. Карасик, 2001, 2002, 2005; И.В. Кононова, 2012;В.А. Маслова, 2001; З.Д. Попова, 2007; И.А. Стернин, 2001, 2007; Ю.С. Степанов, 1997;
Ю.Е. Прохоров, 2005; Г.Г. Слышкин, 2001, 2004; Д.С. Лихачёв, 1993; Н.Н. Болдырев, 2001; М.В. Никитин, 2005; G. Radden, 2008; B.M. Ilic, 2004);
- картины мира (Ю.Д. Апресян, 1986; Г.А. Брутян, 1973; Г.В. Колшанский, 1990; М.В. Пименова, 2011; О.Н. Кондратьева, 2011; М.М. Маковский, 1996; В.И. Постовалова, 1988; Н.Б. Мечковская, 1998; Б.А. Серебренников, 1988; Е.В. Урысон, 2003; Е.С. Яковлева; 1994, Е.М. Верещагин, 1999; В.Г. Костомаров, 1999);
- реконструкции концептуальных структур в древнеанглийском языке (Ю.С. Григорьева, 2003; Л.Р. Лаврентьева, 2006; Е.В. Учайкина, 2005; О.В. Дудченко, 2007; О.В. Томберг, 2013; К.В. Ярцева, 2010);
- изучению эпоса германских народов (С.М. Боура, 2002; А.Я. Гуревич; Е.М. Мелетинский, 1980, 1984, 2004; О.А. Смирницкая, 1982; В.Г. Тихомиров, 1982; Е.А. Мельникова, 1987; О.М. Фрейденберг, 1998; З.Ю. Метлицкая, 2010; H.M., N.K.Chadwick, 1986; R.A. Bullard, 2013).
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в курсах культурологии, страноведения, этнолингвистики, лингвокультурологии, литературы Великобритании, истории английского языка.
Работа прошла апробацию на международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, интеркультура в коммуникативном пространстве человека» 29 апреля 2015 года в Сибирском Федеральном Университете, город Красноярск; а также на Пятых студенческих Смольных чтениях «Синтез науки и искусства в решении проблем современности», которые состоялись 15-16 апреля 2016 в г. Санкт- Петербурге на Факультете свободных искусств и наук СпбГУ. Выступление на Смольных чтениях было осуществлено при поддержке фонда М.Д. Прохорова «Академическая мобильность». Результаты исследования были представлены в двух публикациях: в журнале «Siberia_Lingua» 2015/2 - «Лексические средства репрезентации концепта «эпический герой» (на материале древнеанглийского произведения «Беовульф»)» и в сборнике «Лучшая студенческая статья 2016» - «Реконструкция концепта «антигерой» в поэтических памятниках древнеанглийского языка».
Настоящая выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы и заключение. К тексту работы прилагается библиографический список с 70 источниками, а также список использованных произведений на древнеанглийском языке.
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, обозначаются объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи, определяется методика.
В первой главе «Лингвокультурологические основы исследования» представлены теоретические предпосылки исследования. Рассмотрены разные подходы к определению понятий «концепт» и «картина мира», приведена их типологии. Раскрыто понятие «коцнептосфера». Описаны структура лингвоконцепта и его способы вербализации в языке. Приведены характерные черты англосаксонской картины мира.
Вторая глава «Репрезентация героической концептосферы англосаксов» характеризует основной «вход» в героическую концептосферу - древнегерманский эпос. В главе осуществлена реконструкция концептов «герой» и «антигерой», рассмотрены их ядерные и периферийные признаки. Приведён сравнительный анализ заданных концептов через моделирование концептуальной оппозиции.
В Заключении представлены результаты проведённого исследования.
Фокус данной выпускной квалификационной работы был направлен на изучение концептуальных структур в архаичной англосаксонской картине мира. В ходе исследования были описаны концепты «герой» и «антигерой», моделирующие героическую концептосферу англосаксонского общества. Исследование было проведено на материале 11 эпических произведений на древнеанглийском языке.
Характерной особенностью древнегерманского эпоса является противопоставление двух миров - социального, прекрасного, светлого мира героев и асоциального, безобразного, мрачного мира антигероев. В рамках данного подхода нами были выделены два зеркальных по своему содержанию концепта - «герой» и «антигерой».
Для представления героической концептосферы раннебританского общества были выбраны именно эти два концепта, т.к. в то время война была основным рычагом власти, а герой является узловым элементом в военном сегменте англосаксонской картины мира. Рассмотрение же его антагониста, антигероя, позволяет взглянуть на этот сегмент не только в положительном ключе, но и отрицательном. Следовательно, такая амплитуда исследования позволяет сделать более полный, глубокий анализ концептосферы.
«Герой» нам представился в виде суперконцепта, сформированного двумя ярко выраженными императивами. С одной стороны, эпический герой - это выдающийся по своим способностям воин, с другой - выдающийся по своим личностным качествам человек, благородный человек.
Его ядерные признаки составляют образ отважного воина, обладающего физическим превосходством над другими, предполагающего подвиг в качестве основного предназначения, владеющего легендарным оружием и героически погибающего. Представленные пять групп лексем содержат 36 языковых единиц.
На периферии оказались три других группы: принадлежность к знатному роду, ряд высоких нравственных качеств и выдающиеся интеллектуальные способности. В состав объединений вошли 11 конституирующих элементов.
Концепт «антигерой» оказался вторичным в данной концептуальной паре: к его признакам мы отнесли постыдное поведение в битве, непривлекательный внешний вид, бесчестный образ жизни и порочные личностные качества. Для языковой репрезентации заданного концепта служат 24 лексемы.
Актуализация концептов на письме тесно связана с определённым этапом в развитии лингвокультуры, т.е. в силу своего исторического развития язык предлагает свои средства репрезентации концептов. Соответственно, в текстах поэм концепты «герой» и «антигерой» представлены богатым синонимичным рядом ядерных и периферийных лексем, инверсией, употреблением претерито-презентных глаголов и характерными для древнеанглийской поэтической традиции кённингами.
Сравнение характеристик героя и антигероя позволяет построить концептуальную оппозицию. Рассмотренные элементы полностью нашли своё зеркальное отражение в признаках своего оппонента за исключением двух групп лексем: наличие легендарного оружия и героическая гибель, которые характеризуют только концепт «герой».
Таким образом, проведенный лексико-семантический анализ позволяет утверждать, что концепты «герой» и «антигерой» являлись доминантами героической концептосферы ранних англосаксов. Герой представлял собой доблестного воина с морально-этическими качествами исключительно положительной коннотации, а антигерой являлся его полной противоположностью. Однако стоит также обратить внимание на то, что описанные концепты наполнялись в ту эпоху отличным от современного содержанием.
В связи с этим в дальнейшей перспективе исследования возможен выход на уровень дихотомии, т.е. рассмотрение того, как представление о «героическом» и «антигероическом» меняется на разных этапах исторического развития языка и общества.
1. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М.: Academia, 2002. 394 с.
2. Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира //Семиотика и информатика. М., 1986. Вып. 28. С. 5-33.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
4. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: Антология. М.: Academia, 1997. 320 с.
5. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. 103 с.
6. Белокурова С.П. Эпос // Словарь литературоведческих терминов //
Культура письменной речи [Электронный ресурс]. 2005. URL: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1 &wrd=%DD%CF%CE%D 1&bukv=%DD (дата обращения: 12.05.16).
7. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамбов. Ун-та, 2001а. 107 с.
8. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И.А. Стернина. Воронеж: ВорГУ, 2001б. С. 25-35.
9. Боура С.М. Героическая поэзия. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 808 с.
10. Брутян Г.А. Язык и картина мира // НДВШ. Философские науки. 1973. № 1. С. 108—111.
11. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. М.: Ин-т рус.яз. им. А.С. Пушкина, 1999. 84 с.
12. Воркачёв С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72.
13. Воробьев В.В. Лингвокультурология. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2006. 330 с.
14. Гвоздецкая Н. Ю. О семантике древнеанглийского поэтического слова (Эпическое слово на стыке культурных парадигм) // Вестник ИвГУ. Серия «Филология». 2000. №1. С. 71.
15. Григорьева Ю. С. Концептосфера ВОИНСТВЕННОСТЬ как фрагмент англосаксонской картины мира: когнитивный подход: дис. ... канд. филолог.наук: 10.02.04. Владивосток, 2003. 194 с.
16. Гуревич А.Я. Средневековый героический эпос германских народов // Средние века и Возрождение [Электронный ресурс]. 2000-2015. URL: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/articles/gurevich-epos-germanskih-narodov.htm(дата обращения: 12.05.2016).
17. Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПБ.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2007. 560 с.
18. Дудченко О. В. Реконструкция концептосферы КРАСОТА в англосаксонской поэтической картине мира: дис. . канд. филолог.наук: 10.02.04. Владивосток, 2007. 197 с.
19. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
20. Карасик В.И., Прохвачева О.Г., Зубкова Я.В. и др. Иная ментальность. М.: Гнозис, 2005. 352 с.
21. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И.А.Стернина. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 75-80.
22. Карпова Е. А. Древнеанглийская пространственная лексика как отражение древнеанглийской поэтической модели мира: Опыт лингвокультурологического анализа: дис. ... канд. филолог.наук: 10.02.04. Иваново, 2002. 246 с.
23. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. 107 с.
24. Кононова И.В. Структура лингвокультурного концепта:методы выявления и механизмы семантизации // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. Серия: Филология.2012. Т. 7. № 1. С. 49-60.
25. Лаврентьева Е. Р. Концепт «верность» в языке англосаксонской поэзии VII-XI веков: Лингво-этнический аспект: дис. . канд. филолог.наук: 10.02.04. Чита, 2006. 192 с.
26. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка// Известия РАН. Сер.лит. и яз. М., 1993. Т. 52, № 1. С. 3-9.
27. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 416 с.
28. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
29. Мелетинский Е. М. Эпос и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах /под ред.С. А. Токарева.М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 2.
30. Мелетинский Е.М. Англосаксонская эпическая поэзия //
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: [Электронный ресурс]. 1984. URL: http://feb-
web.ru/feb/ivl/vl2/vl2-4782.htm (дата обращения: 03.01.2015).
31. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М.: Восточная литература РАН. 2-еизд., испр. 2004. 462с.
32. Мельникова Е. М. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М.: Мысль, 1987. 203 с.
33. Метлицкая З.Ю. Англосаксонская хроника IX-XI века. Санкт-Петербург: Евразия, 2010. 288 с.
34. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Агентство «Фаир», 1998. 352 с.
35. Мулбергер С. Обращение Британии // История Британии [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://www.brude.narod.ru/sm.conv.htm(дата обращения: 26.02.2016).
36. Мухтаров Т. А., Муталова Г. С. Типология и национальные особенности арабского героического эпоса // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Политические науки. Востоковедение. 2011. № 11.
37. Никитин М. В. Развёрнутые тезисы о концептах // StudiaLinguistica. XIII. Когнитивные и коммуникативные функции языка: Сборник статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. С. 18-34.
38. Пименова М.В., Кондратьева О.Н. Концептуальные исследования. Введение: учеб.пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 176 с.
39. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Учебное издание. М.: АСТ: «Восток-Запад», 2007. 226 с.
40. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред. Б.А. Серебренников. М.: Наука, 1988. С. 8-86.
41. Прохоров Ю.Е. К проблеме «концепта» и «концептосферы» // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей /Отв.ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2005. Вып. 30. 260 с.
42. Серебренников Б.А. Введение // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред. Б.А. Серебренников. М.: Наука, 1988.
43. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: дис. . док.филолог. наук: 10.02.19. Волгоград, 2004. 323 с.
44. Смирницкая О.А. Стих и язык древнегерманской поэзии. М., 1994. 481 с.
45. Смирницкая О.А., В.Г. Тихомиров. Древнеанглийская поэзия. М.: Наука, 1982. 320 с.
46. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.
47. Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание/ Под редакцией И.А. Стернина. Воронежский государственный университет, 2001. 182 с.
48. Сурина В. Н. Понятие концепта и концептосферы // Молодой ученый. 2010. №5. Т.2. С. 43-46.
49. Тихомиров В.Г. Видсид // Собрание сочинений Владимира Тихомирова: [Электронный ресурс]. 1999-2015. URL: http://tihomir-vg.narod.ru/olding/vidsid.htm (дата обращения: 13.05.2016).
50. Томберг О.В. Образ национального героя в английской лингвокультуре: динамический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 24 (315). С. 169-172.
51. Урысон Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира. Аналогия в семантике. М.: Языки славянской культуры, 2003. 224 с.
52. Учайкина Е. Н. Концептосфера БОГАТСТВО в англосаксонской картине мира: концептуализация и категоризация: когнитивный подход: дис. . канд. филолог.наук: 10.02.04. Владивосток, 2003. 194 с.
53. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 800 с.
54. Чупрына О. Г. Temporum opinio в древнем языке и сознании // Вопросы языкознания: Сборник статей. М.: «Наука», 1999. С. 87-100.
55. Юшко О. Ю. Диахроническая трансформация лингвокультурного типажа «hero» в англоязычной картине мира: дис. . канд. филолог.наук: 10.02.04. Волгоград, 2012. 202 с.
56. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени восприятия). М.: Издательство «Гвовис», 1994. 344 с.
57. Ярцева К. В. Концептуальная оппозиция FREOND-FEOND (друг-враг) в древнеанглийской эпической картине мира (на материале англосаксонской поэмы «Беовульф»): дис. . канд. филолог.наук: 10.02.04. Санкт-Петербург, 2010. 177 с.
58. Яценко М.В. О древнеанглийской поэме «Исход» // Вестник ПСТГУ. Серия: Филология. 2014. Вып. 4 (39). С. 149-163.
59. Bodek R. Beowulf // The Explicator. Charleston: Taylor &Francis Group. 2004. Vol. 62 (3). P. 130 - 132.
60. Bullard R.A. Looking in the Old Testament for the Epic Genre // The Bible Translator. Wilson: SAGE Publications. 2013. Vol. 64 (1). P. 99 - 111.
61. Chadwick H.M., N.K. The Growth of Literature. Cambridge: The University Press. 1986. 804 p.
62. Harte J. Language, Law, and Landscape in the Anglo-Saxon World // Time and Mind. Ewell: Taylor &Francis Group. 2014. Vol. 8 (1). P. 51 - 67.
63. Ilic B.M. Language and culture studies - wonderland through the linguistic looking glass // Linguistics and Literature. Nis: FactaUniversitatis. 2004. Vol. 3 (1). P. 1-15.
64. Mahon B.Z., Caramazza A. Concepts and categories: a cognitive neuropsychological perspective // Annu. Rev. Psychol. Massachusetts: Annual Reviews. 2009. Vol. 60. P. 27 - 51.
65. Medin D.L., Lynch E.B., Solomon K.O. Are there kinds of concepts? Annu. Rev. Psychol. Illinois: Annual Reviews. 2000. Vol. 51. P. 121 - 147.
66. Napierkowski T.J. Beowulf: The Heroic, The Monstrous, and AngloSaxon Concepts of Leadership // International Journal of Public Administration. Colorado Springs: Taylor & Francis Group. 2005. Vol. 28 (5-6). P. 503 - 516.
67. Radden G. The cognitive approach to language. 2008. URL: https://www.uni- hamburg.de/iaa/Cog-Appr.pdf(дата обращения: 20.11.2015).
68. Thayer J.D. Resolving the "Double Curse" of the Pagan Hoard in Beowulf // The Explicator. Gonzaga: Taylor & Francis Group. 2008. Vol. 66 (3). P. 174 - 177.
69. Updegraff D. «Fore юге m^re mod astige»: two new perspectives on the Old English Gifts of men. Missouri, 2008. 77 p.
70. Ward A.W., Waller A.R. Early National Poetry: The Waldhere Fragments. //
The Cambridge History of English and American Literature in 18 Volumes. Volume I. From the Beginnings to the Cycles of Romance // Bartleby: great books online [Электронный ресурс]. 2000. URL:
http://www.bartleby.com/211/0305.html(дата обращения: 13.05.2016).