Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление субъектной позиции у студентов в образовании (на примере инженерных направлений подготовки)

Работа №23355

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы141
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
521
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Субъектная позиция в образовании 9
1.1 Содержание понятия «субъектная позиция» 10
1.2 Условия становления субъектной позиции в образовании 27
1.3 Проектирование линии собственного образования 45
Выводы по первой главе 52
2 Юношеский возраст в контексте высшего образования 54
2.1 Возрастные особенности юношеского возраста в контексте высшего
образования 57
2.2 Задачи высшего образования на примере инженерных направлений
подготовки 60
Выводы по второй главе 64
3 Исследование становления субъектной позиции в образовании 65
3.1 Стартовое исследование признаков субъектной позиции студентов в
образовании 67
3.2 Конструирование и внедрение условий, необходимых для становления субъектной позиции в образовании 86
3.3 Результаты исследования становления субъектной позиции в образовании 90
3.4 Статистическая оценка достоверности результатов исследования 97
Выводы по третьей главе 109
Общие выводы по исследованию 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 114
ПРИЛОЖЕНИЕ А 121
ПРИЛОЖЕНИЕ В 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 133
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 134
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 135
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 140


Основной тенденцией современности является изменение отношения к образованию, в частности, образование тогда становится значимым, когда оно осознанно и осозноваемо в процессе самим студентом. Иными словами, возникает потребность в создании условий, которые позволят студенту сформировать индивидуальный образ своего будущего, к которому он будет стремиться, позволят его оформить в реальной жизни и достичь в процессе обучения - облечь образ в реальную культурную форму. Одновременно важнейшим новообразованием этого возрастного периода человека является переход из статуса «школьник» в статус «студент», что характеризуется активным самообразованием и самопознанием, которые выражаются в формировании установок по отношению к самому себе и ожиданиях от себя в будущем. Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни - возможно, их изменение и дальнейшее развитие. Также важным является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни, в том числе своего обучения как шагов к будущей профессиональной деятельности. Фактически, при поступлении в вуз выпускник школы должен быть готов с первых дней выстраивать, планировать и проектировать собственное образование, искать ресурсы, необходимые для достижения профессионального образа. В этой связи основная задача образования сегодня заключается в создании условий для становления субъектной позиции студента.
Проблематикой субъектности занимались С. Л. Рубинштейн, A. B. Брушлинский, К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, B. B. Знаков, В. А. Татенко. Вслед за учеными, в нашем исследовании под субъектной позицией студентов будем понимать, единство сознания и деятельности студента в образовании, проявляющееся в устойчивости, автономности, целостности отношений к себе как к будущему профессионалу.
Обращаясь к современным публикациям ученых наблюдаем подтверждение необходимости обучения и воспитания молодых людей как субъектов становления своего интеллектуального, духовного и профессионального потенциала. В. А. Болотов и Н. Ф. Ефремов обозначают: «Вся педагогическая система, с ее начальных звеньев, сегодня требует переориентации на решение основной задачи современного образования - подготовку людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных ситуациях». Уже в начальной школе сегодня реализовывают программы, направленные на выращивание начальных характеристик субъектности. Так в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова имеются задания, направленные на формирование инициативы, самостоятельности и ответственности, что фактически является стартом субъектности [64]. Система высшего образования более актуализирует вопрос становления субъектной позиции, что обусловлено получением профессии и ориентацией на будущую профессиональную деятельность.
Актуальность вопроса становления субъектной позиции студента в вузе возрастает в связи с изменениями запросов современного общества. Разумеется, инженерные направления подготовки не являются исключением. Так, изменившийся характер требований, актуализирует задачу развития таких личностных качеств как инициативность, конкурентоспособность и креативность, способность принимать решения, нести ответственность и работать в быстро изменяющихся условиях, при этом не исключает необходимости наличия фундаментальных профессиональных знаний. Подтверждение этому находим в запросе, выдвигаемом работодателем, государством, мировым сообществом, что находит отражение в международных стандартах подготовки: EQUASE (TEMPUS), CDIO, ABIT, SEFI, а также в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС 3 поколения, поколения 3++), которые формулируют требования в виде компетенций и личностных качеств, необходимых современному выпускнику вуза [37]. Таким образом, мы обнаруживаем потребность в выпускнике - инженере будущего, готового проектировать свою деятельность, самостоятельно формировать образ своего идеального профессионального будущего, выстраивать к нему путь через проблематизацию вопросов собственного образования, проявление активности в процессе деятельности, ответственности и рефлексии, иными словами занимающего субъектную позицию относительно собственного образования.
Однако, несмотря на актуальность вопроса становления субъектной позиции студента в вузе, в реальной жизни на инженерных направлениях подготовки ситуация неоднозначна, что порождает проблему. С одной стороны, существует запрос и потребность в инженере, занимающего субъектную позицию не только в рамках своей профессиональной деятельности, но и в жизни в целом. С другой, наблюдается рад тенденций: невысокая заинтересованность среди абитуриентов инженерными направлениями подготовки; у студентов в процессе обучения фиксируется отсутствие активности, в большинстве случаев в середине и по окончанию обучения отсутствует образ своей будущей профессии, и как следствие, наблюдается отсутствие притязаний в образовании и желания иметь индивидуальную линию обучения. Таким образом, возникает противоречие между требованиями, выдвигаемыми к выпускникам вузов и нерешенными вопросами, которые существуют в образовании, при этом стоит отметить, что существующие данные исследований и современные реалии не позволяют с достаточной полнотой решить эти противоречия. Это позволяет обозначить вопрос: что необходимо, чтобы у студентов инженерных направлений подготовки происходило становление субъектной позиции в образовании.
Цель исследования - выявить особенности становления субъектной позиции студентов в образовании в специально созданных условиях.
Исходя из цели исследования, в данной магистерской диссертации выделены объект и предмет исследования.
Объект исследования - признаки субъектной позиции студентов в образовании.
Предмет исследования - проектирование, как условие становления субъектной позиции студентов в образовании.
Общая гипотеза исследования: если студент с первого курса проектирует линию собственного образования, то у него происходит становление субъектной позиции. Под проектированием линии собственного образования будем понимать обоснование и наполнение содержательной и деятельностной составляющих собственного образования, исходя из индивидуального образа себя в будущей профессиональной деятельности, личных ресурсов и условий образовательной среды.
Операциональная гипотеза исследования:
Становление субъектной позиции у студентов в образовании возможно при следующих условиях:
- Если студент с первого курса проблематизирует образ будущей профессии.
- Если студент с первого курса занимается проектированием в рамках будущей профессиональной деятельности.
Для достижения цели, нами обозначены следующие задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по содержанию понятия «субъектная позиция студентов в образовании» и определить ее признаки.
- Обозначить основные особенности юношеского возраста в контексте высшего образования.
- Выявить содержание условий, необходимых и достаточных для становления субъектной позиции студентов в образовании.
- Сконструировать и внедрить условия, необходимые для становления субъектной позиции студентов в учебный процесс одного из инженерных направлений вуза.
- Провести исследование признаков субъектной позиции в начале, при внедренных условиях в середине и по окончании годового курса обучения одного из инженерных направлений подготовки.
- Проанализировать и обобщить полученные результаты исследования.
Выборка: студенты 1 курса инженерных направлений подготовки (ОП 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника Политехнического института Сибирского федерального университета) в возрасте 18 - 19 лет, в количестве 26 человек, из них 20 мужчин и 6 женщин.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, постановка проблемы исследования, выдвижение гипотез.
Эмпирические: методика Куна - Макпартленда «Кто я» (в модификации В. И. Юрченко), эссе, метод «Незаконченные предложения».
Методы обработки данных - методы математической статистики: непараметрический G-критерий знаков Оуэна, T-критерий Уилкоксона.
Теоретическая новизна исследования
В работе впервые отражены конструкты становления субъектной позиции студентов инженерных направлений подготовки в рамках международного проекта CDIO, рассмотрены особенности проектирования как достаточного условия для становления субъектной позиции студентов в образовании.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава «Субъектная позиция в образовании».
Вторая глава «Юношеский возраст в контексте высшего образования».
Третья глава «Исследование становления субъектной позиции в образовании».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель магистерской диссертации по выявлению особенностей становления субъектной позиции студентов относительно собственного образования в специально созданных условиях достигнута.
Задачи исследования выполнены в полном объеме.
Теоретическая часть исследования показала достаточно большое количество трудов ученых, рассматривающих понятия «субъект», «субъектность», «субъектная позиция». Опираясь на проведенный анализ, были определены основные конструкты, являющиеся ключевыми для исследования:
- Субъектная позиция - единство сознания и деятельности человека, на высшем (индивидуализировано для каждого) уровне активности, целостности, системности, автономности, проявляющееся в системе отношений к себе, людям, окружающему миру.
- Субъектная позиция в образовании - система отношений, ценностно-смысловых установок, индивидуального опыта, личностных ресурсов, проявление активности в деятельности студента в рамках образования.
- Субъектная позиция студентов - единство сознания и деятельности студента в образовании, проявляющееся в устойчивости, автономности, целостности отношений к себе как к будущему профессионалу.
В ходе исследования нами было выяснено, что в юношеском возрасте происходит включение в учебно-профессиональную деятельность, определение своего места в социуме и установление новых отношений в процессе профессионального самоопределения является базовой задачей возрастного и личностного развития человека. При этом, образовательное пространство становится тем местом, где наиболее активно и эффективно происходит становление субъектной позиции молодого человека - студента вуза.
Также были проанализированы потенциальные условия в образовании, которые необходимы для становления субъектной позиции студентов. Основным для исследования было рассмотрено проектирование. В исследование проектирование в образовании понимается как создание новых целесообразных форм деятельности, сознания и мышления людей с помощью
опережающих представлений, а затем путем реализации проекта, связанный с прогнозированием, планированием, моделированием. Под проектированием линии собственного образования понимаем обоснование и наполнение содержательной и деятельностной составляющих образования.
В ходе проведения эмпирической части исследования включение в программу со стороны участников было без сопротивления, в результате исследования была обнаружена динамика в количестве участников, демонстрирующих признаки субъектной позиции. Анализ методик исследования по G-критерию знаков Оуэна и T-критерию Уилкоксона показал статистическую значимость полученных результатов, что позволило подтвердить операциональную гипотезу.
В работе нашли отражение конструкты становления субъектной позиции студентов инженерных направлений подготовки в рамках международного проекта CDIO, рассмотрены особенности проектирования как достаточного условия для становления субъектной позиции студентов в образовании.
В перспективе видится возможность усиления результатов работы через кооперацию с другими преподавателями программы, в частности в разработке и внедрении проектирования, предполагающего как реализацию междисциплинарных проектов студентами, так и проектированием, осуществляемым самими преподавателями. Также продвижение работы возможно через детальное изучение потенциала и внедрение других условий с уже реализованным условием - проектирование.



1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. И. / Под ред. А. А. Бодалева и др. - Москва : Педагогика, 1980. - 288 с.
2. Анисимов, О. С. Рефлексивная акмеология : учеб. пособие / О. С. Анисимов; под ред. А. П. Деркача. - Москва : Издво РАГС, 2008. - 215 с.
3. Анцыферова, Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги расследования / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - Т.13. - 1992. - №5. - С.12- 25.
4. Батаршев, А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике : сборник материалов / А. В. Батаршев. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 208 с.
5. Бедерханова, В. П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога : дис. ... доктора пед. наук: 13.00.01 / Бедерханова Вера Павловна. - Краснодар, 2002. - 413 с.
6. Бердникова, В. М. Субъектность человека с разным типом характера : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Бердникова Валентина Михайловна. - Москва. 2014. - 201 с.
7. Битянова, Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии. Аналитический обзор : сборник материалов / Н. Р. Битянова. - Москва : РГБ, 2009. - 46 с.
8. Блинова, Ю. Л. Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Блинова Юлия Леонидовна. - Казань, 2007. - 250 с.
9. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика : учеб. пособие / А. А. Бодалев, В. В. Столпи, В. С. Аванесов. - Санкт-Петербург : Изд-во «Речь», 2000. - 440 с.
10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : учебное пособие / Л. И. Божович. - Москва-Воронеж, 1995. - 349 с.
11. Болотов, В. А. Система оценки качества российского образования / B. А. Болотов, Н. Ф. Ефимов // Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 22-43.
12. Бочкарёва, С. М. Методы, средства и технологии в тьюторском сопровождении индивидуальной траектории развития студента / С. М. Бочкарёва // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : сборник статей 2-й Международной науч.-прак. конференции. - Рязань, 2010. - С. 320-325.
13. Бурков, В. Н. Как управлять проектами: учеб. пособие для студентов / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков. - Москва, 1997. - 128 с.
14. Буякас, Т. М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов / Т. М. Буякас // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14 «Психология». 2005. - № 2. - 135 с.
15. Гаязов, А. С. Индивидуальные траектории образования личности /
А. С. Гаязов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14 «Психология». - 2007. - № 6. - C. 117- 123.
16. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. Москва : ACT : Астрель, 2005. - 351 с.
17. Гогоберидзе, А. Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования : дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08 / Гогоберидзе Александра Гивевна. - Санкт-Петербург, 2012. - 370 с.
18. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 688 с.
19. Гончарова, Е. В. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров: сборник статей / Е. В. Гончарова, Р. М. Чумичева // Вести. НГГУ. - 2012. - № 2. - С. 3-11.
20. Горлова, Н. В. К вопросу об особенностях психологической готовности к профессиональной деятельности на начальном и завершающем этапах профессионального образования / Н. В. Горлова // Современные проблемы психологии развития и образования человека: сборник материалов / под. ред. В. Н. Скворцова. - Санкт-Петербург, 2010. - 282 с.
21. Гринько, М. А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов: сборник статей / М. А. Гринько // Вести. Адыгейск. гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 3. - С. 18- 22.
22. Дунаева, Н. И. Психологическая структура субъектности как личностного свойства студента - будущего специалиста социальной педагогики: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Дунаева Нина Ивановна. - Сочи, 2006. - 205 с.
23. Дью Джон. Демократия и образование: пер. с англ. / Джон Дьюи. Школа и общество. - Москва.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.
24. Зарецкий, Ю. В. Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования / Ю. В. Зарецкий // Консультативная психология и психотерапия. - 2013. - № 2. - C. 110-128.
25. 3eep, Э. Ф. Психология профессионального образования / Зеер, Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 74-82.
26. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. - Москва: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 477 с.
27. Знаков, В. В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия / В. В. Знаков // Психологический журнал. - 2003. - №2. - С. 95-106.
28. Исаев, Е. И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах: научный сборник / Е. И. Исаев, B. И. Слободчиков. Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013. - 432 с.
29. Исаков, М. В. Субъектность как высшая психическая функция / М.В. Исаков // Современные гуманитарные исследования. - 2007. - №6 (19) -C. 10 - 12.
30. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е. Н. Каменская. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 121с.
31. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 : года офиц. текст. - Москва : Маркетинг, 2013. - 19 с.
32. Курденкова, О. П. Образование длиною в жизнь: внешние и внутренние конструкты личностной мотивации / О. П. Курденкова // Вести. МГИМО-Университета. - 2015. - № 1. - С. 257-262.
33. Лабунская, Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия / Н. А. Лабунская // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. - 2002. - № 3. - С. 79-90.
34. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: сборник научных трудов / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл: Изд. центр «Академия», 2004. - 304 с.
35. Математические основы психологии. Практикум решения психологических задач: учеб. пособие с применением методов математической статистики / Авт.-сост.: Е. В. Фалунина. - Братск: изд-во ГОУ ВПО «БрГУ», 2008. - 305 с.
36. Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Матяш Николай Валентинович. - Москва, 2000. - 52 с.
37. Международные стандарты: EQUASE (TEMPUS), CDIO, ABIT, SEFI : офиц. текст. - Москва : Маркетинг, 2016. - 112 с.
38. Мякишев, С. Л. Информационно-образовательная среда вуза как фактор формирования профессиональной компетентности будущих педагогов : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Мякишев Сергей Леонидович. - Киров, 2007. - 164 с.
39. Олпорт, Г. В. Становление личности (избранные труды): сбрник статей / Г. В. Олпорт. - Москва, 2001. - 183 с.
40. Осницкий, А. К. Проблемы исследования субъективной активности / Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности: учеб. пособие - Москва - Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 232с.
41. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : офиц. текст. - Москва : Маркетинг, 2012. - 57 с.
42. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика : учеб. пособие для вузов / В. И. Панов. - Санкт- Петербург : Изд-во «Питер», 2007. - 352с.
43. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : монография / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров. - Москва, 2005. - 98 с.
44. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева. - Москва : Издво «Институт психологии РАН», 2008. - 589 с.
45. Прыгни, Г. С. О понятиях «субъект деятельности» и «субъект жизнедеятелньости» с позиций субъектной регуляции // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Междунар. конф., поев. 80- летию А. В. Брушлинского / отв. ред. А. Л. Журавлёв, Е. А. Сергиенко. - Москва : Институт психологии РАН, 2013. Т. 1. - С. 156-159.
46. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда : учеб. пособие / Н. С. Пряжников - Москва : Ин-т практ. психологии, 1997. - 352 с.
47. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова. - Москва : Педагогика, 2001. - 438 с.
48. Психология индивидуального и группового субъекта : научный сборник / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - Москва : ПЭР СЭ, 2002. - 368с.
49. Психология развивающейся личности: учебное пособие / под ред. А. В. Петровского. - Москва, 1987. - 240 с.
50. Равен Дж. Теория и практика современных зарубежных образовательных систем: хрестоматия / сост. В. К. Загвоздкин. - Москва: АНО ПЭБ, 2008. - С. 44-74.
51. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста : сборник материалов / Долджин К. - Санкт-Петербург : Изд-во «Питер», 2012. - 816 с.
52. Рубинштейн, С. Л. Основы обшей психологии: учеб. пособие / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Изд-во «Питер», 2000. - 359 с.
53. Сергиенко, Е. А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал - 2013. - Т. 34, № 2. - С. 5-16.
54. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: сборник трудов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - Москва: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
55. Степанский, В. И. О формировании субъектного эталона как функционального звена системы саморегуляции деятельности / В. И. Степанский, О. А. Конопкин, И. Л. Энгельс // Вопросы психологии. - 1983. - №6. - С. 109-114.
56. Субъект, личность и психология человеческого бытия : научный сборник / под ред. В. В. Знакова и 3. И. Рябикиной. - Москва : Издательство «Институт РАН», 2005. - 384с.
57. Татенко, В. А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы / В. А. Татенко // Психологический журнал - 1995. - № 3. - С.18 - 21.
58. Тимошина, Т. А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента / Т. А. Тимошина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сб. ст. 2-й Междунар. науч. - прак. кон. (Рязань, 7-9 окт. 2010 г.). Рязань, 2010. - С. 315-320.
59. Туркина, А. В. Исследование готовности студентов к выбору индивидуального образовательного маршрута / А. В. Туркина // Человек и образование. 2006. - № 6. - С. 68-71.
60. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. / Д. Н. Ушаков. - Можайск: Буколика: РООССА, 2008. - 334 с.
61. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями на 7 марта 2018 года : офиц. текст. - Москва : Маркетинг, 2012. - 223 с.
62. Федорова, Ю. А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы / Ю. А. Федорова // Педагогическое образование в России. 2011. - № 1. - С. 16-23.
63. Чечель, И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И. Д. Чечель // Директор школы. - 1998. № 3. - С. 24-30.
64. Эльконин, Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Б.Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно- ориентированному образованию. - Красноярск, 2002. - С. 22-27.
65. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе : сборник материалов / И. С. Якиманская. - Москва : Сентябрь, 1996. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ