Становление субъектной позиции у студентов в образовании (на примере инженерных направлений подготовки)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Субъектная позиция в образовании 9
1.1 Содержание понятия «субъектная позиция» 10
1.2 Условия становления субъектной позиции в образовании 27
1.3 Проектирование линии собственного образования 45
Выводы по первой главе 52
2 Юношеский возраст в контексте высшего образования 54
2.1 Возрастные особенности юношеского возраста в контексте высшего
образования 57
2.2 Задачи высшего образования на примере инженерных направлений
подготовки 60
Выводы по второй главе 64
3 Исследование становления субъектной позиции в образовании 65
3.1 Стартовое исследование признаков субъектной позиции студентов в
образовании 67
3.2 Конструирование и внедрение условий, необходимых для становления субъектной позиции в образовании 86
3.3 Результаты исследования становления субъектной позиции в образовании 90
3.4 Статистическая оценка достоверности результатов исследования 97
Выводы по третьей главе 109
Общие выводы по исследованию 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 114
ПРИЛОЖЕНИЕ А 121
ПРИЛОЖЕНИЕ В 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 133
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 134
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 135
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 140
1 Субъектная позиция в образовании 9
1.1 Содержание понятия «субъектная позиция» 10
1.2 Условия становления субъектной позиции в образовании 27
1.3 Проектирование линии собственного образования 45
Выводы по первой главе 52
2 Юношеский возраст в контексте высшего образования 54
2.1 Возрастные особенности юношеского возраста в контексте высшего
образования 57
2.2 Задачи высшего образования на примере инженерных направлений
подготовки 60
Выводы по второй главе 64
3 Исследование становления субъектной позиции в образовании 65
3.1 Стартовое исследование признаков субъектной позиции студентов в
образовании 67
3.2 Конструирование и внедрение условий, необходимых для становления субъектной позиции в образовании 86
3.3 Результаты исследования становления субъектной позиции в образовании 90
3.4 Статистическая оценка достоверности результатов исследования 97
Выводы по третьей главе 109
Общие выводы по исследованию 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 114
ПРИЛОЖЕНИЕ А 121
ПРИЛОЖЕНИЕ В 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 133
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 134
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 135
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 140
Основной тенденцией современности является изменение отношения к образованию, в частности, образование тогда становится значимым, когда оно осознанно и осозноваемо в процессе самим студентом. Иными словами, возникает потребность в создании условий, которые позволят студенту сформировать индивидуальный образ своего будущего, к которому он будет стремиться, позволят его оформить в реальной жизни и достичь в процессе обучения - облечь образ в реальную культурную форму. Одновременно важнейшим новообразованием этого возрастного периода человека является переход из статуса «школьник» в статус «студент», что характеризуется активным самообразованием и самопознанием, которые выражаются в формировании установок по отношению к самому себе и ожиданиях от себя в будущем. Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни - возможно, их изменение и дальнейшее развитие. Также важным является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни, в том числе своего обучения как шагов к будущей профессиональной деятельности. Фактически, при поступлении в вуз выпускник школы должен быть готов с первых дней выстраивать, планировать и проектировать собственное образование, искать ресурсы, необходимые для достижения профессионального образа. В этой связи основная задача образования сегодня заключается в создании условий для становления субъектной позиции студента.
Проблематикой субъектности занимались С. Л. Рубинштейн, A. B. Брушлинский, К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, B. B. Знаков, В. А. Татенко. Вслед за учеными, в нашем исследовании под субъектной позицией студентов будем понимать, единство сознания и деятельности студента в образовании, проявляющееся в устойчивости, автономности, целостности отношений к себе как к будущему профессионалу.
Обращаясь к современным публикациям ученых наблюдаем подтверждение необходимости обучения и воспитания молодых людей как субъектов становления своего интеллектуального, духовного и профессионального потенциала. В. А. Болотов и Н. Ф. Ефремов обозначают: «Вся педагогическая система, с ее начальных звеньев, сегодня требует переориентации на решение основной задачи современного образования - подготовку людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных ситуациях». Уже в начальной школе сегодня реализовывают программы, направленные на выращивание начальных характеристик субъектности. Так в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова имеются задания, направленные на формирование инициативы, самостоятельности и ответственности, что фактически является стартом субъектности [64]. Система высшего образования более актуализирует вопрос становления субъектной позиции, что обусловлено получением профессии и ориентацией на будущую профессиональную деятельность.
Актуальность вопроса становления субъектной позиции студента в вузе возрастает в связи с изменениями запросов современного общества. Разумеется, инженерные направления подготовки не являются исключением. Так, изменившийся характер требований, актуализирует задачу развития таких личностных качеств как инициативность, конкурентоспособность и креативность, способность принимать решения, нести ответственность и работать в быстро изменяющихся условиях, при этом не исключает необходимости наличия фундаментальных профессиональных знаний. Подтверждение этому находим в запросе, выдвигаемом работодателем, государством, мировым сообществом, что находит отражение в международных стандартах подготовки: EQUASE (TEMPUS), CDIO, ABIT, SEFI, а также в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС 3 поколения, поколения 3++), которые формулируют требования в виде компетенций и личностных качеств, необходимых современному выпускнику вуза [37]. Таким образом, мы обнаруживаем потребность в выпускнике - инженере будущего, готового проектировать свою деятельность, самостоятельно формировать образ своего идеального профессионального будущего, выстраивать к нему путь через проблематизацию вопросов собственного образования, проявление активности в процессе деятельности, ответственности и рефлексии, иными словами занимающего субъектную позицию относительно собственного образования.
Однако, несмотря на актуальность вопроса становления субъектной позиции студента в вузе, в реальной жизни на инженерных направлениях подготовки ситуация неоднозначна, что порождает проблему. С одной стороны, существует запрос и потребность в инженере, занимающего субъектную позицию не только в рамках своей профессиональной деятельности, но и в жизни в целом. С другой, наблюдается рад тенденций: невысокая заинтересованность среди абитуриентов инженерными направлениями подготовки; у студентов в процессе обучения фиксируется отсутствие активности, в большинстве случаев в середине и по окончанию обучения отсутствует образ своей будущей профессии, и как следствие, наблюдается отсутствие притязаний в образовании и желания иметь индивидуальную линию обучения. Таким образом, возникает противоречие между требованиями, выдвигаемыми к выпускникам вузов и нерешенными вопросами, которые существуют в образовании, при этом стоит отметить, что существующие данные исследований и современные реалии не позволяют с достаточной полнотой решить эти противоречия. Это позволяет обозначить вопрос: что необходимо, чтобы у студентов инженерных направлений подготовки происходило становление субъектной позиции в образовании.
Цель исследования - выявить особенности становления субъектной позиции студентов в образовании в специально созданных условиях.
Исходя из цели исследования, в данной магистерской диссертации выделены объект и предмет исследования.
Объект исследования - признаки субъектной позиции студентов в образовании.
Предмет исследования - проектирование, как условие становления субъектной позиции студентов в образовании.
Общая гипотеза исследования: если студент с первого курса проектирует линию собственного образования, то у него происходит становление субъектной позиции. Под проектированием линии собственного образования будем понимать обоснование и наполнение содержательной и деятельностной составляющих собственного образования, исходя из индивидуального образа себя в будущей профессиональной деятельности, личных ресурсов и условий образовательной среды.
Операциональная гипотеза исследования:
Становление субъектной позиции у студентов в образовании возможно при следующих условиях:
- Если студент с первого курса проблематизирует образ будущей профессии.
- Если студент с первого курса занимается проектированием в рамках будущей профессиональной деятельности.
Для достижения цели, нами обозначены следующие задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по содержанию понятия «субъектная позиция студентов в образовании» и определить ее признаки.
- Обозначить основные особенности юношеского возраста в контексте высшего образования.
- Выявить содержание условий, необходимых и достаточных для становления субъектной позиции студентов в образовании.
- Сконструировать и внедрить условия, необходимые для становления субъектной позиции студентов в учебный процесс одного из инженерных направлений вуза.
- Провести исследование признаков субъектной позиции в начале, при внедренных условиях в середине и по окончании годового курса обучения одного из инженерных направлений подготовки.
- Проанализировать и обобщить полученные результаты исследования.
Выборка: студенты 1 курса инженерных направлений подготовки (ОП 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника Политехнического института Сибирского федерального университета) в возрасте 18 - 19 лет, в количестве 26 человек, из них 20 мужчин и 6 женщин.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, постановка проблемы исследования, выдвижение гипотез.
Эмпирические: методика Куна - Макпартленда «Кто я» (в модификации В. И. Юрченко), эссе, метод «Незаконченные предложения».
Методы обработки данных - методы математической статистики: непараметрический G-критерий знаков Оуэна, T-критерий Уилкоксона.
Теоретическая новизна исследования
В работе впервые отражены конструкты становления субъектной позиции студентов инженерных направлений подготовки в рамках международного проекта CDIO, рассмотрены особенности проектирования как достаточного условия для становления субъектной позиции студентов в образовании.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава «Субъектная позиция в образовании».
Вторая глава «Юношеский возраст в контексте высшего образования».
Третья глава «Исследование становления субъектной позиции в образовании».
Проблематикой субъектности занимались С. Л. Рубинштейн, A. B. Брушлинский, К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, B. B. Знаков, В. А. Татенко. Вслед за учеными, в нашем исследовании под субъектной позицией студентов будем понимать, единство сознания и деятельности студента в образовании, проявляющееся в устойчивости, автономности, целостности отношений к себе как к будущему профессионалу.
Обращаясь к современным публикациям ученых наблюдаем подтверждение необходимости обучения и воспитания молодых людей как субъектов становления своего интеллектуального, духовного и профессионального потенциала. В. А. Болотов и Н. Ф. Ефремов обозначают: «Вся педагогическая система, с ее начальных звеньев, сегодня требует переориентации на решение основной задачи современного образования - подготовку людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных ситуациях». Уже в начальной школе сегодня реализовывают программы, направленные на выращивание начальных характеристик субъектности. Так в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова имеются задания, направленные на формирование инициативы, самостоятельности и ответственности, что фактически является стартом субъектности [64]. Система высшего образования более актуализирует вопрос становления субъектной позиции, что обусловлено получением профессии и ориентацией на будущую профессиональную деятельность.
Актуальность вопроса становления субъектной позиции студента в вузе возрастает в связи с изменениями запросов современного общества. Разумеется, инженерные направления подготовки не являются исключением. Так, изменившийся характер требований, актуализирует задачу развития таких личностных качеств как инициативность, конкурентоспособность и креативность, способность принимать решения, нести ответственность и работать в быстро изменяющихся условиях, при этом не исключает необходимости наличия фундаментальных профессиональных знаний. Подтверждение этому находим в запросе, выдвигаемом работодателем, государством, мировым сообществом, что находит отражение в международных стандартах подготовки: EQUASE (TEMPUS), CDIO, ABIT, SEFI, а также в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС 3 поколения, поколения 3++), которые формулируют требования в виде компетенций и личностных качеств, необходимых современному выпускнику вуза [37]. Таким образом, мы обнаруживаем потребность в выпускнике - инженере будущего, готового проектировать свою деятельность, самостоятельно формировать образ своего идеального профессионального будущего, выстраивать к нему путь через проблематизацию вопросов собственного образования, проявление активности в процессе деятельности, ответственности и рефлексии, иными словами занимающего субъектную позицию относительно собственного образования.
Однако, несмотря на актуальность вопроса становления субъектной позиции студента в вузе, в реальной жизни на инженерных направлениях подготовки ситуация неоднозначна, что порождает проблему. С одной стороны, существует запрос и потребность в инженере, занимающего субъектную позицию не только в рамках своей профессиональной деятельности, но и в жизни в целом. С другой, наблюдается рад тенденций: невысокая заинтересованность среди абитуриентов инженерными направлениями подготовки; у студентов в процессе обучения фиксируется отсутствие активности, в большинстве случаев в середине и по окончанию обучения отсутствует образ своей будущей профессии, и как следствие, наблюдается отсутствие притязаний в образовании и желания иметь индивидуальную линию обучения. Таким образом, возникает противоречие между требованиями, выдвигаемыми к выпускникам вузов и нерешенными вопросами, которые существуют в образовании, при этом стоит отметить, что существующие данные исследований и современные реалии не позволяют с достаточной полнотой решить эти противоречия. Это позволяет обозначить вопрос: что необходимо, чтобы у студентов инженерных направлений подготовки происходило становление субъектной позиции в образовании.
Цель исследования - выявить особенности становления субъектной позиции студентов в образовании в специально созданных условиях.
Исходя из цели исследования, в данной магистерской диссертации выделены объект и предмет исследования.
Объект исследования - признаки субъектной позиции студентов в образовании.
Предмет исследования - проектирование, как условие становления субъектной позиции студентов в образовании.
Общая гипотеза исследования: если студент с первого курса проектирует линию собственного образования, то у него происходит становление субъектной позиции. Под проектированием линии собственного образования будем понимать обоснование и наполнение содержательной и деятельностной составляющих собственного образования, исходя из индивидуального образа себя в будущей профессиональной деятельности, личных ресурсов и условий образовательной среды.
Операциональная гипотеза исследования:
Становление субъектной позиции у студентов в образовании возможно при следующих условиях:
- Если студент с первого курса проблематизирует образ будущей профессии.
- Если студент с первого курса занимается проектированием в рамках будущей профессиональной деятельности.
Для достижения цели, нами обозначены следующие задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по содержанию понятия «субъектная позиция студентов в образовании» и определить ее признаки.
- Обозначить основные особенности юношеского возраста в контексте высшего образования.
- Выявить содержание условий, необходимых и достаточных для становления субъектной позиции студентов в образовании.
- Сконструировать и внедрить условия, необходимые для становления субъектной позиции студентов в учебный процесс одного из инженерных направлений вуза.
- Провести исследование признаков субъектной позиции в начале, при внедренных условиях в середине и по окончании годового курса обучения одного из инженерных направлений подготовки.
- Проанализировать и обобщить полученные результаты исследования.
Выборка: студенты 1 курса инженерных направлений подготовки (ОП 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника Политехнического института Сибирского федерального университета) в возрасте 18 - 19 лет, в количестве 26 человек, из них 20 мужчин и 6 женщин.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, постановка проблемы исследования, выдвижение гипотез.
Эмпирические: методика Куна - Макпартленда «Кто я» (в модификации В. И. Юрченко), эссе, метод «Незаконченные предложения».
Методы обработки данных - методы математической статистики: непараметрический G-критерий знаков Оуэна, T-критерий Уилкоксона.
Теоретическая новизна исследования
В работе впервые отражены конструкты становления субъектной позиции студентов инженерных направлений подготовки в рамках международного проекта CDIO, рассмотрены особенности проектирования как достаточного условия для становления субъектной позиции студентов в образовании.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава «Субъектная позиция в образовании».
Вторая глава «Юношеский возраст в контексте высшего образования».
Третья глава «Исследование становления субъектной позиции в образовании».
Цель магистерской диссертации по выявлению особенностей становления субъектной позиции студентов относительно собственного образования в специально созданных условиях достигнута.
Задачи исследования выполнены в полном объеме.
Теоретическая часть исследования показала достаточно большое количество трудов ученых, рассматривающих понятия «субъект», «субъектность», «субъектная позиция». Опираясь на проведенный анализ, были определены основные конструкты, являющиеся ключевыми для исследования:
- Субъектная позиция - единство сознания и деятельности человека, на высшем (индивидуализировано для каждого) уровне активности, целостности, системности, автономности, проявляющееся в системе отношений к себе, людям, окружающему миру.
- Субъектная позиция в образовании - система отношений, ценностно-смысловых установок, индивидуального опыта, личностных ресурсов, проявление активности в деятельности студента в рамках образования.
- Субъектная позиция студентов - единство сознания и деятельности студента в образовании, проявляющееся в устойчивости, автономности, целостности отношений к себе как к будущему профессионалу.
В ходе исследования нами было выяснено, что в юношеском возрасте происходит включение в учебно-профессиональную деятельность, определение своего места в социуме и установление новых отношений в процессе профессионального самоопределения является базовой задачей возрастного и личностного развития человека. При этом, образовательное пространство становится тем местом, где наиболее активно и эффективно происходит становление субъектной позиции молодого человека - студента вуза.
Также были проанализированы потенциальные условия в образовании, которые необходимы для становления субъектной позиции студентов. Основным для исследования было рассмотрено проектирование. В исследование проектирование в образовании понимается как создание новых целесообразных форм деятельности, сознания и мышления людей с помощью
опережающих представлений, а затем путем реализации проекта, связанный с прогнозированием, планированием, моделированием. Под проектированием линии собственного образования понимаем обоснование и наполнение содержательной и деятельностной составляющих образования.
В ходе проведения эмпирической части исследования включение в программу со стороны участников было без сопротивления, в результате исследования была обнаружена динамика в количестве участников, демонстрирующих признаки субъектной позиции. Анализ методик исследования по G-критерию знаков Оуэна и T-критерию Уилкоксона показал статистическую значимость полученных результатов, что позволило подтвердить операциональную гипотезу.
В работе нашли отражение конструкты становления субъектной позиции студентов инженерных направлений подготовки в рамках международного проекта CDIO, рассмотрены особенности проектирования как достаточного условия для становления субъектной позиции студентов в образовании.
В перспективе видится возможность усиления результатов работы через кооперацию с другими преподавателями программы, в частности в разработке и внедрении проектирования, предполагающего как реализацию междисциплинарных проектов студентами, так и проектированием, осуществляемым самими преподавателями. Также продвижение работы возможно через детальное изучение потенциала и внедрение других условий с уже реализованным условием - проектирование.
Задачи исследования выполнены в полном объеме.
Теоретическая часть исследования показала достаточно большое количество трудов ученых, рассматривающих понятия «субъект», «субъектность», «субъектная позиция». Опираясь на проведенный анализ, были определены основные конструкты, являющиеся ключевыми для исследования:
- Субъектная позиция - единство сознания и деятельности человека, на высшем (индивидуализировано для каждого) уровне активности, целостности, системности, автономности, проявляющееся в системе отношений к себе, людям, окружающему миру.
- Субъектная позиция в образовании - система отношений, ценностно-смысловых установок, индивидуального опыта, личностных ресурсов, проявление активности в деятельности студента в рамках образования.
- Субъектная позиция студентов - единство сознания и деятельности студента в образовании, проявляющееся в устойчивости, автономности, целостности отношений к себе как к будущему профессионалу.
В ходе исследования нами было выяснено, что в юношеском возрасте происходит включение в учебно-профессиональную деятельность, определение своего места в социуме и установление новых отношений в процессе профессионального самоопределения является базовой задачей возрастного и личностного развития человека. При этом, образовательное пространство становится тем местом, где наиболее активно и эффективно происходит становление субъектной позиции молодого человека - студента вуза.
Также были проанализированы потенциальные условия в образовании, которые необходимы для становления субъектной позиции студентов. Основным для исследования было рассмотрено проектирование. В исследование проектирование в образовании понимается как создание новых целесообразных форм деятельности, сознания и мышления людей с помощью
опережающих представлений, а затем путем реализации проекта, связанный с прогнозированием, планированием, моделированием. Под проектированием линии собственного образования понимаем обоснование и наполнение содержательной и деятельностной составляющих образования.
В ходе проведения эмпирической части исследования включение в программу со стороны участников было без сопротивления, в результате исследования была обнаружена динамика в количестве участников, демонстрирующих признаки субъектной позиции. Анализ методик исследования по G-критерию знаков Оуэна и T-критерию Уилкоксона показал статистическую значимость полученных результатов, что позволило подтвердить операциональную гипотезу.
В работе нашли отражение конструкты становления субъектной позиции студентов инженерных направлений подготовки в рамках международного проекта CDIO, рассмотрены особенности проектирования как достаточного условия для становления субъектной позиции студентов в образовании.
В перспективе видится возможность усиления результатов работы через кооперацию с другими преподавателями программы, в частности в разработке и внедрении проектирования, предполагающего как реализацию междисциплинарных проектов студентами, так и проектированием, осуществляемым самими преподавателями. Также продвижение работы возможно через детальное изучение потенциала и внедрение других условий с уже реализованным условием - проектирование.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ФГАОУ ВО ЕЛАБУЖСКИЙ ИНСТИТУТ «КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИКУМА В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Рефлексия познавательных психических состояний студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



