Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Динамика тревожности участников программы снижения стресса в когнитивно¬поведенческом подходе

Работа №23342

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
279
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический аспект программы снижения стресса как средства уменьшения тревожности 6
1.1 Теоретический анализ понятия тревожность. Основные подходы к исследованию тревожности в зарубежной и отечественной психологии.
Тревожность в когнитивно-поведенческой парадигме 6
1.1.1 Исследование тревожности в трудах зарубежных исследователей 7
1.1.2 Исследование тревожности в трудах отечественных исследователей 10
1.1.3 Тревожность в когнитивно-поведенческой парадигме 13
1.2 Описание программы снижения стресса 18
1.2.1 Майндфулнесс как основа программы по снижению стресса 21
1.2.2 Основные техники, применяемые при реализации программы и их
описание 25
2 Эмпирическое исследование динамики тревожности у участников программы снижения стресса 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 38
2.3 Выводы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В

В современном мире проблема тревожности стоит как никогда остро. В последние 15 лет многими учёными был отмечен угрожающий рост тревожности, проявляющаяся в склонности индивида переживать тревожное состояние в реальных или воображаемых ситуациях, которые субъективно оцениваются как угрожающие. Среди этих учёных: А. М. Прихожан, Э. В. Зиновьева, Р. С. Немов, А. С. Огнев, Д. В. Ковпак, Роберт Л. Лихи и др.
Немаловажным остаётся аспект изучения программ профилактики и коррекции тревожности. По нашему мнению, таким способом является программа по снижению стресса MBSR (Mindfulness-Based Stress Reduction - Программа Снижения Стресса на основе Практик Осознанности (Майндфулнесс). В основе MBSR лежит концепция «осознанности» (mindfulness) — безоценочного, отстраненного, непредвзятого, ежемоментного осознания процессов, протекающих в психике. Осознаются и наблюдаются физические ощущения, процессы восприятия, эмоциональные ответы, мысли, работа воображения и т.д. Все эти феномены осознаются без размышления о них, без сравнений, без оценок. По сути осознанность — это форма естественного наблюдения за событиями внутреннего мира, которые обычно протекают бессознательно.
Данная программа предназначена для лиц, страдающих от последствий стрессов, но, в первую очередь, создавалась для пациентов с различными хроническими заболеваниями. Снижение стресса достигается путём развития способности безоценочного наблюдения, за счёт чего человек становится способен более адекватно оценить свои мысли и эмоции.
Основываясь на когнитивной модели, разработанной А. Эллисом, мы полагаем, что данная программа, помимо снижения стресса, также способствует снижению уровня личностной тревожности (при её высоких показателях). Тревожность, когда она завышена, является иррациональным компонентом. Она возникает в ответ на автоматические мысли, которые очень редко осознаются и объективно оцениваются. Соответственно, развив способность безоценочного осознания процессов, протекающих в уме, и шаблонов психологических ответов на внешние и внутренние стимулы, мы можем снизить показатели тревожности, при её высоких проявлениях. А снижение показателей тревожности происходит благодаря приобретению нового способа реагирования на ситуации, способные вызывать тревогу.
Данная программа уже заслужила доверие в западных странах и даже преподается на медицинских факультетах Стэнфорда и Г арварда.
Основой для вынесения предположения о том, что применение программы MBSR приведёт к снижению уровня тревожности у её участников послужили диссертационные исследования:
- Ф. Голдин, Дж. Гросс «Воздействие Программы Снижения Стресса на основе Практик Осознанности (MBSR) на уровень аффективной регуляции у пациентов, страдающих социальным тревожным расстройством» [1];
- Б. Шулман, Р. Дуек, Д. Брю, Д. Райан, И. Садовски, С. Мисри «Осуществление Программы Снижения Стресса на основе Практик Осознанности (MBSR) при в качестве дополнительного лечения послеродовой депрессии и тревожности» [2];
- Б. Шулман, Р. Дуек, Д Брю, Д. Райан, И. Садовски, С. Мисри «Когнитивно-поведенческая терапия, майндфулнесс и гипноз как методы лечения генерализованного тревожного расстройства» [3].
Цель: Исследовать динамику тревожности у участников программы снижения стресса (MBSR).
Объект: Участники программы снижения стресса (MBSR) с высоким уровнем тревожности.
Задачи:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники в отечественной и зарубежной литературе по проблеме исследования;
2. Изучить и освоить программу снижения стресса MBSR;
3. Реализовать программу MBSR на практике;
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования;
5. Сформулировать выводы.
Теоретическая база исследования:
Когнитивная модель А. Эллиса, теоретические положения о тревожности (Ч. Спилбергер, А. М. Прихожан, В. Н. Карандашев, Ю. Л. Ханин и др.), исследования Д. Кабат-Зинна, Ф. Голдина и Дж. Гросса в области применения практик осознанности.
Методы исследования:
Теоретические методы:
- Анализ и систематизация теоретического материала.
Эмпирические методы:
- Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (STAI);
- Шкала тревожности Тейлора (MAS), адаптация Норакидзе.
Количественные методы:
- T-критерий Уилкоксона.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время проблема тревожности является как никогда актуальной. Появляется множество различных способов работы с тревогой и тревожностью. И к одному из способов снижения уровня тревожности относится Программа Снижения Стресса на основе Практик Осознанности (Майндфулнесс) - MBSR. И хоть изначально она разрабатывалась для иных целей, а именно для работы с людьми, страдающими хроническими или острыми заболеваниями, для снижения их физической боли, а также для лиц, страдающих от последствий стресса, программа MBSR также показывает эффективные результаты при работе непосредственно с тревожностью.
Целью нашей работы было исследование динамики тревожности у участников программы снижения стресса (MBSR). За счёт поэтапных измерений уровня тревожности при помощи Шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина и Шкалы тревожности Тейлора данная динамика была нами выявлена и исследована. Гипотеза о том, что применение программы снижения стресса (MBSR) приведёт к снижению уровня тревожности у её участников была нами подтверждена.
Данные исследования позволили сконструировать индивидуальные траектории коррекции тревожности для исследуемых. Материал исследования может быть использован в практике психологами и другими специалистами, занимающимися данной проблематикой.



1. Goldin, P. R. Effects of mindfulness-based stress reduction (MBSR) on emotion regulation in social anxiety disorder / P. R. Goldin., J. J. Gross // Emotion. - 2010. - № 10 (4). - p. 83-91.
2. Shulman, B. Feasibility of a Mindfulness-Based Cognitive Therapy Group Intervention as an Adjunctive Treatment for Postpartum Depression and Anxiety / B. Shulman, R. Dueck, D. Ryan, G. Breau // Journal of Affective Disorders. - 2018. - № 235. - p. 61-67.
3. Shulman, B. Cognitive Behavioral Therapy, Mindfulness, and Hypnosis as Treatment Methods for Generalized Anxiety Disorder / B. Shulman, R. Dueck, D. Ryan, G. Breau // American Journal of Clinical Hypnosis. - 2018. - № 61. - p. 57¬69.
4. Карандашев, В. Н. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использования методики Ч. Спилбергера / В. Н. Карандашев, М. С. Лебедева, Ч. Спилбергер. - СПб. : Речь, 2004. - 80 с.
5. Ханин, Ю. Л. Исследование тревоги в спорте / Ю. Л. Ханин // Вопросы психологии. - 1978. - № 6. - С. 94-106.
6. Мэй, Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. - М. : Независимая фирма "Класс", 2001. - 384 с.
7. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд. - М. : Владос, 1999. - 256 с.
8. Ивлева, Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий / Е. И. Ивлева. - М. : Мысль, 2006. - 311 с.
9. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. - М. : Прогресс - Универе, 2003. - 480 с.
10. Мэй, Р. Проблема тревожности / Р. Мэй. - М. : Эксмо, 2001. - 431с.
11. Изард, К. Е. Эмоции человека / К. Е. Изард. - М. : Наука, 2010. - 440с.
12. Spielberger, С D. Examination Stress and Test Anxiety / C. D. Spielberger, H. P. Gonzalez // Stress and Anxiety. - New York, 1978. - № 5. 1978. - p. 172.
13. Прихожан, A. M. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 11-17.
14. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А. М. Прихожан // Тревога и тревожность. - СПб., 2001. - С. 143-156.
15. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М. : Юрайт, 2014. - 640 с.
16. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре, У. Бауманн. - СПб. : Питер, 2013. - 985 с.
17. Петровский, А. В. Психология: словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М. : Политиздат, 2002. - 256 с.
18. Имедадзе, И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / И. В. Имедадзе. - Тбилиси: Мецнисреба, 1960. - 340 с.
19. Кисловская, В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане) : дис. ... канд. псих. наук / В. Р. Кисловская. - Москва, 2001. - 194 с.
20. Холмогорова, А. Б. Психологическая помощь людям, пережившим травматический стресс / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян. - М. : МГППУ, 2006. - 112 с.
21. Grossman, P. Mindfulness-based stress reduction and health benefits: A meta-analysis / P. Grossman, L. Niemann, S. Schmidt, H. Walach // Journal of Psychosomatic Research. - 2004. - №57. - p. 35-43.
22. Кабат-Зинн, Дж. Самоучитель по исцелению / Дж. Кабат-Зинн. - Мн. : ООО «Попурри», 2002. - 496 с.
23. Ospina, M. B. Meditation practices for health: state of the research / M. B. Ospina, K. Bond, M. Karkhaneh // Agency for Healthcare Research and Quality. - 2007. - № 155. - p. 35-37.
24. Meditation [Электронный ресурс] // Cancer Research UK. Retrieved. - Режим доступа: http://about-cancer.cancerresearchuk.org/about-cancer/cancer-in- general/treatment/complementary-alternative-therapies/individual- therapies/meditation.
25. Медитация облегчает симптомы синдрома раздраженного
кишечника [Электронный ресурс] // Лаборатория RealMindfulness. - Режим доступа: http://realmindfulness.ru/2011/12/meditaciya-osoznannosti-i-sindrom-
razdrazhennogo-kishechnika.
26. Barrett, B. Meditation or Exercise for Preventing Acute Respiratory Infection: A Randomized Controlled Trial / B. Barrett, M. Hayney, D. Muller, D. Rakel // Ann Fam Med. - 2012. - №10 (1). - p. 337-346.
27. Creswell, J. D. Mindfulness meditation training effects on CD4+ T lymphocytes in HIV-1 infected adults: A small randomized controlled trial / J. D. Creswell, H. F. Myers, S. W. Cole, M. R. Irwin // Brain, Behavior, and Immunity. - 2009. - №23. - p. 184-188.
28. MBSR — Программа снижения стресса на основе осознанности [Электронный ресурс] // Лаборатория RealMindfulness. - Режим доступа: http://realmindfulness.ru/2011/12/mbsr-programma-snizheniya-stressa-na-osnove- osoznannosti.
29. Каматтари Д. 10+1 методов расслабления / Д. Каматтари, В. Баскаков. -М. : Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 160 с.
30. Caldwell K. Developing mindfulness in college students through movement-based courses: Effects on self-regulatory self-efficacy, mood, stress, and sleep quality / K. Caldwell, M. Harrison, M. Adams, R. Quin // Journal of American College Health. - 2010. - № 58(5). - p. 433-442.
31. Tacon, A. (2003). Mindfulness meditation, anxiety reduction, and heart disease: A pilot study / A. Tacon, J. McComb, Y. Caldera, P. Randolph // Family and Community Health. - 2003. - № 26 (1). - p. 25-33.
32. Kristeller, J.L. An exploratory study of a meditation-based intervention for binge eating disorder / J. L. Kristeller, C. B. Halleh // Journal of Health Psychology. - 1999. - № 4. - p. 357-363.
33. Dane, E. Paying attention to mindfulness and its effects on task performance in the workplace / E. Dane // Journal of Management. - 2010. - № 37 (4) . - p. 997-1018.
34. Goldin, P. Mindfulness meditation training and self-referential processing in social anxiety disorder: Behavioral and neural effects / P. Goldin, W. Ramel, J. J. Gross// Journal of Cognitive Psychotherapy. - 2009. - № 23. - p. 242¬257.
35. Koszycki, D. Randomized trial of a meditation-based stress reduction program and cognitive- behavior therapy in generalized social anxiety disorder / D. Koszycki, M. Benger, J. Shlik, J. Bradwejn// Behavior Research and Therapy. - 2007. - № 45. - p. 2518-2526.
36. Borders, A. Could mindfulness decrease anger, hostility, and aggression by decreasing rumination? / A. Borders, M. Earleywine, A. Jajodia // Aggressive Behavior. - 2010. - № 36 (1). - p. 28-44.
37. Singh, N. N. Soles of the feet: A mindfulness-based selfcontrol intervention for aggression by an individual with mild mental retardation and mental illness / N. N. Singh, R. G. Wahler, A. D. Adkins, R. E. Myers // Research in Developmental Disabilities. - 2003. - № 24 (3), - p.158-169.
38. Britton, W. B. Polysomnographic and subjective profiles of sleep continuity before and after mindfulness-based cognitive therapy in partially remitted depression / W. B. Britton, P. L. Haynes, K. W. Fridel, R. R. Bootzin // Psychosomatic Medicine. - 2010. - № 72 (6). - p. 539-548.
39. Ong, J. C. Combining mindfulness meditation with cognitive-behavior therapy for insomnia: A treatment-development study / J. C. Ong, S. L. Shapiro, R. Manber// Behavior Therapy. - 2008. - № 39 (2). - p. 171-182.
40. Davidson, R.J. Alterations in brain and immune function produced by mindfulness meditation / R. J. Davidson, J. Kabat-Zinn, J. Schmacher, M. Rosenkranz // Psychosomatic Medicine. - 2003. - № 65. - p. 564-570.
41. Smith, J.C. Alterations in brain and immune function produced by mindfulness meditation / J. C. Smith, R. J. Davidson, J. Kabat- Zinn // Psychosomatic Medicine. - 2004. - № 66. - p. 148-152.
42. Kabat-Zinn, J. An outpatient program in behavioral medicine for chronic pain patients, based on the practice of mindfulness meditation / J. Kabat-Zinn// General Hospital Psychiatry. - 1982. - № 7(1). - p. 71-72.
43. Kabat-Zinn, J. The Clinical Use of Mindfulness Meditation for the Self-Regulation of Chronic Pain / J. Kabat-Zinn, L. Lipworth // Journal of Behavioral Medicine. - 1985. - № 8(2). - p. 163-190.
44. Замалиева, С. А. Майндфулнесс-подход: научно-исследовательские
статьи [Электронный ресурс] / С. А. Замалиева // Студия Mindfulness Снежаны Замалиевой. - Режим доступа: https://zamalieva.ru/blog/majndfulness-podhod-nauchno-issledovatelskie-stati
45. Crane, R. Mindfulness-Based Cognitive Therapy / R. Crane. - UK. : University of Oxford, 2012. p. 111.
46. Уильямс, М. Выход из депрессии. Освободи себя от хронической неудовлетворенности / М. Уильямс, Дж. Тисдейл, 3. Сигал, И. Кабат-Цинн. - СПб. : Питер, 2011. С. 288.
47. Hussain, D. Psychology of Meditation and Health: Present Status and Future Directions / D. Hussain, B. Bhushan // International Journal of Psychology and Psychological Therapy. - 2010. - № 10 (3). - p. 431-451.
48. Замалиева, С. А. Осознанное дыхание: как раз и навсегда
избавиться от беспокойства [Электронный ресурс] / С. А. Замалиева // Студия Mindfulness Снежаны Замалиевой. - Режим доступа:
https://zamalieva.ru/blog/osoznannoe-dyhanie-kak-raz-i-navsegda-izbavitsya-ot- bespokojstva.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ