Введение 3
1 Теоретические и нормативно-правовые основы государственного
регулирования системы здравоохранения 10
1.1 Цели, значение и методы государственного регулирования системы
здравоохранения Российской Федерации 10
1.2 Нормативно-правовые основы государственного регулирования системы
здравоохранения 18
1.3 Направления государственного регулирования и основные принципы
управления и финансирования системы здравоохранения 29
2 Исследование эффективности системы здравоохранения и методов оценки
качества медицинской помощи 41
2.1 Анализ показателей эффективности системы здравоохранения
России 41
2.2 Оценка эффективности с учетом специфики системы
здравоохранения 5 6
2.3 Методический подход к оценке эффективности управления системой
здравоохранения территорий 66
3 Повышение эффективности процессов управления медицинскими учреждениями на территориальном уровне 77
3.1 Оценка эффективности системы здравоохранения Красноярского края 77
3.2 Анализ интенсивности и экстенсивности работы лечебно¬
профилактических учреждений муниципальных образований Красноярского края 85
3.3 Мероприятия по повышению эффективности управления системой
здравоохранения Красноярского края 94
Заключение 114
Список использованных источников 117
Приложения А-Р
Конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплена статьей 41 Конституции Российской Федерации (п.1, ст. 41), предусматривающей также финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (п. 2, ст. 41) [1].
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ [4] предусматривает существование в Российской Федерации государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения.
Вопросы охраны здоровья граждан регулируются значительным количеством нормативно-правовых актов, основным из которых является упомянутый Федеральный закон № 323-ФЗ [1-18].
Затраты общества на развитие здравоохранения имеют социальное и экономическое значение. Эффективность системы здравоохранения заключается в том, что она способствует снижению заболеваемости, смертности, росту производительности труда, продлению трудоспособного возраста и продолжительности жизни населения, и, таким образом, содействует росту национального дохода страны, повышению благосостояния населения.
По общей рекомендации ВОЗ, на здравоохранение как отрасль, обеспечивающую национальную безопасность страны, государство должно выделять не менее 6-7 % от ВВП.
Расходы на здравоохранение в странах Западной Европы составляют от 5,1-5,6 % (Франция) до 7,5-8,1 % (Германия, Великобритания) от ВВП.
Россия отстает от этого показателя: в 1950 году государственные расходы на здравоохранение составляли 4,8 %, в 1980 г. - 3,3 %, в 1990 г. - 2,9 %, в 2000 г. - 3,2 % от ВВП. На 2016 г. запланирован размер расходов - 3,4 % от ВВП [21].
Следует отметить, что реализация «Приоритетного национального проекта Здоровье» позволила увеличить финансирование здравоохранения из средств бюджета (в основном федерального) и повысить качество и доступность медицинской помощи по некоторым направлениям, но принципиальные проблемы системы так решены не были. Это обуславливает
необходимость разработки новых подходов к исследованию проблем здравоохранения и поиска эффективных решений в этой сфере.
Исследование организационно-правовых, институциональных и социально-экономических основ государственного управления, а также работы по вопросам теории и практики регулирования отношений в здравоохранении встречаются в научных трудах Г.В. Атаманчука [21], И.Н. Барцица [25], И.А. Игнатюка [47], В.В. Лобанова [67], Б.А. Райзберга [43], М.В. Столярова [86] и др.
В работах указанных авторов анализируются вопросы модернизации государственного управления, формирования современной политической среды, структурных и функциональных преобразований, осуществления административных реформ в современной России.
Теоретические вопросы и государственная практика организации и управления здравоохранением, ретроспектива становления и развития системы охраны здоровья, проблемы обеспечения качественной медицинской помощи раскрыты в работах А.И. Вялкова [33-43], В.З. Кучеренко [60-65], А.Л. Линденбратена [66], Ю.П. Лисицына [35], Ю.В. Михайловой, В.И. Стародубова [85-86], О.П. Щепина [101-105] и др.
Решение вопросов правового, организационного и экономического обеспечения здравоохранения представлено в работах Н.Н. Володина [21], Н.Ф. Герасименко [44], Н.Б. Найговзиной [75], Т.А. Сибуриной [82] и др.
Особый интерес представляют работы таких авторов, как: М.И. Акулич [19], Е.В. Дмитриева [48], А.С. Доронин [41], И.В. Журавлева, A.M. Изуткин, В.Н. Кузнецова [95], Г.И. Осадчая, А.Л. Пиддэ, А.В. Решетников, К.Н. Хабибуллин, Г.И. Царегородцев [69]. В них раскрываются вопросы формирования и развития социального страхования; федерального и регионального опыта управления системой здравоохранения; обеспечения качества жизни и работоспособности граждан; восприятия здоровья индивидуума как важнейшего компонента человеческого потенциала.
Системный подход в изучении здравоохранения начали использовать в 70-х годах П.И. Калыо в книге «Современные проблемы управления здравоохранением» (1975 г.) пишет о К. Гагрове и А. Вылчевой, которые в своей работе «Научная организация и управление в здравоохранении» «рассматривают систему здравоохранения как состоящую из ряда подсистем и считают системный подход к службам здравоохранения чрезвычайно полезным и перспективным».
социального развития и в полном соответствии с достигнутым уровнем этого развития создает и использует для осуществления комплекса мероприятий» [28].
Понятие «система» в современной трактовке имеет множество делений, в которых подчеркиваются следующие характерные признаки:
— некоторые элементы или их совокупность;
— взаимодействие между ними;
— обособленность связанных элементов.
Таким образом, системой называют «совокупность элементов, соединенных отношениями, порождающими интегративное, системное качество, отграничивающими данную совокупность от среды, и приобщающими к этому качеству каждый из ее элементов».
В этом случае к системным элементам здравоохранения относятся организации, учреждения, предприятия, ассоциации, научные общества, специалисты и другие субъекты взаимодействия, деятельность которых направлена на сохранение и укрепление здоровья граждан.
Другие авторы отмечают, что здравоохранение как система имеет совокупность подсистем, которую можно рассмотреть в двух основных плоскостях: административно-территориальном (структурном) и отраслевом (функциональном). В первой плоскости лежит срез органов управления: Министерство здравоохранения - Управление здравоохранения территории. Вторую плоскость образуют различные направления медицинской помощи, такие как охрана материнства и детства, амбулаторно-поликлиническая по мощь, скорая и неотложная помощь, санитарно противоэпидемиологическая служба и др. Такое определение выделяет роль и значение управленческой деятельности, которая, наряду с лечебной, медицинской деятельностью, необходима для осуществления мероприятии по охране здоровья граждан и эффективного функционирования системы здравоохранения [50, 52].
В другом случае «здравоохранение» понимают как «отрасль, цель которой состоит в поддержании здоровья нации, сохранении и развитии человеческого потенциала общества». В данном случае подчеркивается его значимость для государственного развития, определяющая необходимость выстраивания политики охраны здоровья граждан. Особенность как отмечают исследователи, отраслевого подхода в том, что он характерен для общества, где реализуются централизованные методы и механизмы управления соблюдаются принципы вертикали власти, централизованного планового распределения финансовых ресурсов, где бюджетное финансирование осуществляется по статьям бюджетной классификации, имеющей отраслевую структуру [32].
Еще одно определение подчеркивает двоякое значение здравоохранения: в широком смысле оно определяется как совокупность институтов общества, деятельность которых влияет на формирование здоровья. В узком смысле «здравоохранение - это совокупность учреждений и организаций, специально созданных обществом (государством) для осуществления специфических санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий». В этом определении «здравоохранения» объединены его государственное и общественное значение, подчеркивается социальное и институциональное построение, особая медицинская сущность и специфика.
Исследователи также рассматривают «здравоохранение» как «одну из сфер жизни общества, обеспечивающую возможность осуществления политических, экономических, научно-образовательных, лечебно¬профилактических, организационных мероприятий, направленных на реализацию прав граждан на сохранение собственного здоровья», подчеркивая, в том числе, государственное воздействие [80].
Кроме того, выделяется прикладная функция здравоохранения, отражающаяся в медицинской, медико-санитарной и профилактической деятельности: «сфера здравоохранения - одна из форм социальной организации общества, предназначенная для реального обеспечения прав человека на охрану здоровья, в которой ее субъекты осуществляют целеориентированную медицинскую деятельность по массовому оказанию медико-санитарной и профилактической помощи».
Взаимозависимость, «медицины» и «здравоохранения» является отдельной областью исследования ученых. Как отмечает Ю.П. Лисицын, большинство авторов включают в здравоохранение медицину, понимая под последней «знания и деятельность связанные со здоровьем и болезнями людей». Эти знания и деятельность реализуются в диагностические, профилактические, лечебные и. другие мероприятия, касающиеся здоровья не только одного человека, но и всего населения страны. Тогда медицина воздействует на общественное здоровье, а «здравоохранение» входит в нее, выполняя социальную функцию. С другой стороны, «медицина, являясь частью здравоохранения, представляет собой отрасль научной и практической деятельности по сохранению здоровья людей». В этом смысле «здравоохранение» предстает как более общее понятие, включающее политику, экономику, кадровые вопросы, научно-исследовательскую медицинскую деятельность и прочее [64].
С.М. Цыганкова в своей работе [94] рассматривает механизм государственного регулирования в сфере услуг здравоохранения и предлагает комплекс организационно-экономических рекомендаций по формированию механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения. Состав разработанных автором элементов учитывает современную институциональную структуру рынка медицинских услуг и позволяет посредством оценочной подсистемы, основу которой составляет сбалансированная система ключевых показателей, сопоставлять достигнутые общественно значимые результаты с целевыми параметрами государственной (муниципальной) политики.
В статье «Концептуальная модель механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения» авторов М.М. Левкевич и С.М. Цыганковой [94] представлена концептуальная модель механизма государственного регулирования, базирующаяся на принципах «управления по результатам» и распределения ресурсов во времени посредством бюджетирования, учитывающая выявленные взаимосвязи между целями государственной политики и современной институциональной структурой сферы здравоохранения.
Авторы Н.В. Зайцева, А.Ю. Зубарев, С.А. Рыжаков, В.Б. Алексеев, Д.А. Кирьянов в работе «Научно-методические основы оптимизации региональной системы здравоохранения по критериям структурной и экономической эффективности (на примере Пермского края)» [24] разработали критерии классификации территорий региона по комплексу взаимосвязанных критериев популяционного здоровья и функциональных параметров здравоохранения и предложили модель управления ожидаемой продолжительностью жизни средствами здравоохранения.
А.Н. Бирюков [19] предложил практическую методику оценки эффективности деятельности учреждений здравоохранения замыкающую методику рекомендации комиссии при президенте РФ. Автором предполагается метод построения прогнозной многофакторной параметрической зависимости для оценки эффективности работы учреждения здравоохранения в зависимости от ряда производственных и социально-экономических показателей.
Кривонос О.В. в своей работе [54] проводит оценку эффективности финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой в рамках программы государственных гарантий, и приходит к выводу, что эффективность, в том числе экономическая, проведенных в 2013 г. оптимизационных мероприятий в системе здравоохранения вызывает сомнение. Автор отмечает отрицательную динамику в данной сфере, а также в демографической ситуации, которая продолжилась и в 2015 году. Так,смертность населения за январь-май 2015 года, по сравнению с январем-маем 2014 года, выросла на 2,2 %. Очевидно, что требуются изменения в федеральную и региональные «дорожные карты» в сфере здравоохранения, а также в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и программы субъектов Российской Федерации в части уточнения перечня реализуемых мероприятий и целевых показателей.
Автор Ю.С. Провоторова [92] определяет принципы и методы государственного регулирования медицинских учреждений и системы здравоохранения, отличительно направленные на формирование бизнес- климата, способствующего становлению эффективной медицины и повышению инвестиционной привлекательности здравоохранения. На основании использованного опыта государственного регулирования здравоохранения в экономически развитых странах автором разработана территориальная программно-целевая модель инновационного развития здравоохранения (на примере Липецкой области), отличающаяся выделением ключевых элементов управления в конкретном регионе и повышением эффективности бюджетных расходов за счет разграничения полномочий федерального, регионального и муниципального уровней.
Возрастающая актуальность регулирования системы здравоохранения в условиях необходимости оптимизации расходов и повышения уровня здоровья населения обусловила выбор темы диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является разработка направлений повышения эффективности системы здравоохранения муниципальных образований Красноярского края.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены задачи:
— изучены основы и принципы системы государственного регулирования здравоохранения;
— проведен анализ показателей здоровья населения и параметров системы здравоохранения России и Красноярского края (на уровне муниципальных образований), группировка муниципальных образований региона по показателям здоровья населения и показателям системы здравоохранения;
— предложена система показателей оценки эффективности системы здравоохранения, ориентированная преимущественно на показатели здоровья населения и качества медицинских услуг, как на основные результаты функционирования системы;
— рассчитаны и проанализированы показатели экстенсивности и интенсивности работы лечебно-профилактических учреждений муниципальных
образований Красноярского края разных типов (амбулаторно-поликлинических и стационарных);
— проведена оценка эффективности управления территориальной системой здравоохранения на основании показателей экстенсивного и интенсивного развития ЛПУ;
— разработаны направления повышения эффективности системы здравоохранения муниципальных образований Красноярского края.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке:
- ориентированной на качество медицинских услуг (медико-социальную эффективность) и показатели обеспеченности и рациональности использования ресурсов системы;
— рекомендаций по повышению эффективности системы здравоохранения на основании предложенных показателей результативности, экстенсивности и интенсивности работы лечебно-профилактических учреждений.
Сохранение здоровья нации является стратегическим ориентиром государственного регулирования в сфере здравоохранения, определяющим целевые установки государственного и муниципального регулирования системы.
Как показывает статистика и проведенное исследование, уровень здоровья населения снижается, несмотря на рост общей численности населения, рост рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни (при рождении), динамика некоторых показателей свидетельствует о наличии серьезных проблем в системе здравоохранения.
Достижение цели повышения уровня здоровья населения возможно только при условии повышения эффективности процессов управления медицинскими учреждениями.
При оценке эффективности системы здравоохранения необходимо ориентироваться на конечный результат, а не на достижение процессных показателей - снижение длительности стационарного лечения, занятости коек, уровень госпитализации и пр. К важнейшим показателям результативности медицинской помощи относятся: показатели заболеваемости населения (первичной и вторичной); показатели летальности, в т.ч. внутрибольничной; показатели инфицирования больных в условиях стационара; показатели оценки эффективности лечения и адекватности назначенного лечения, соответствия его стандартам; ожидаемая продолжительность жизни; младенческая, перинатальная, материнская смертность; предотвращаемая смертность (потерянные годы потенциальной жизни для населения от 0 до 69 лет); доля лиц в возрасте 65-74 лет, имеющих ограничения в физической активности из-за проблем со здоровьем; доля населения, удовлетворенного качеством и доступностью медицинской помощи и др.
Важную роль при оценке эффективности системы здравоохранения играет информационная база органов управления здравоохранением и медицинская статистика. Ряд необходимых показателей эффективности оказания медицинских услуг (по примеру статистики европейских стран) не представлен в рамках системы государственной статистики. Это относится, прежде всего, к медико-социальной эффективности услуг здравоохранения, показатели которой отражают качество медицинской помощи.
В рамках диссертационной работы была предложена система показателей здоровья населения и параметров системы здравоохранения с опорой на статистику Министерства здравоохранения и данные Росстата. Предложенные показатели отражают деятельность ЛПУ разных типов (амбулаторно-поликлинических и стационарных) по оказанию медицинских услуг (количественно и качественно), позволяют измерять результат деятельности по предоставлению услуг (показатели выздоровления - для оказания медицинской помощи и снижение заболеваемости - для профилактических процедур), являются доступными для измерения с точки зрения проведения оценки. Использование индексов-агрегатов эффективности позволяет учитывать множество факторов, влияющих на конечный результат эффективности системы здравоохранения.
Предложенная система оценки эффективности системы здравоохранения основана на медико-социальных показателях и показателях экономической эффективности медицинской помощи с применением простых и доступных методов оценки для анализа этой эффективности (методы стандартизации показателей, средних величин и др.).
Таким образом, при достижении цели исследования в рамках диссертационной работы была разработана система индикаторов и показателей оценки эффективности управления системой здравоохранения территорий (муниципальных образований) и на этой основе был сформирован дифференцированный подход к управлению муниципальными учреждениями системы здравоохранения Красноярского края.
В целом по результатам работы были сформулированы предложения по повышению эффективности управления системой здравоохранения, направленные на повышение доступности медицинской помощи: усиление роли амбулаторно-поликлинического звена, с акцентом на деятельность врачей общей практики и врачей узких клинических специальностей (особенно, в сельской местности); индивидуальная маршрутизация пациентов в соответствии с уровнем здоровья, сложностью заболевания и возможностью оказания медицинской помощи нужного уровня; развитие сельского здравоохранения (рост уровня обеспеченности врачами и средним мед. персоналом, квалификации врачей, доступности диагностических процедур, качества назначаемого лечения и т.д.).
Требуется повышение уровня медицинских стандартов, ориентированных на конечный результат, качественные и доступные методы лечения, внедрение стационаров длительного и кратковременного пребывания (по планируемому сроку лечения), повышение эффективности работы 3-х уровневой системы здравоохранения (ЛПУ по месту жительства, межрайонное ЛПУ, специализированное ЛПУ). Необходимым является также строгое соблюдение стандартов и устранение причин и факторов, ограничивающих возможности их полного применения.
Динамика объемов медицинской помощи населению зависит, как показало исследование, от уровня доступности медицинских услуг и от их качества. Снижение качества медицинской помощи ведет даже при наличии возможности получить эту помощь к отказу пациента от нее. В результате происходит общее снижение уровня здоровья населения. Проблема низкой доступности медицинской помощи в совокупности с низким качеством услуг здравоохранения должна решаться на уровне государства и незамедлительно. Особенно остро такая проблема стоит в муниципальных районах.
Предложенный дифференцированный подход к оценке и управлению эффективностью системы здравоохранения территорий может использоваться в качестве инструмента регулирования деятельности лечебно-профилактических учреждений региона и страны в целом.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. 08.12.1994. № 238-239.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5, ст. 410.
4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 23.11.2011. № 263.
5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318 (утратил силу).
6. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболеваний, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 14. Ст. 1212.
7. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 138. Ст. 4736.
8. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
9. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении
распространения туберкулеза в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 25. Ст. 2581.
10. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, № 97, 06.05.2011.
11. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета, № 8, 16.01.1996.
12. Закон РФ от 02 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
13. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 62.
14. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Российская газета. 10.10.2012. № 233.
15. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.06.2013 № 419 «Об утверждении комплекса мер, направленных на развитие частной системы здравоохранения и государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, а также на совершенствование в этих целях нормативно-правовой базы» (опубликован не был).
16. Заседание президиума Государственного совета № 28 «О развитии обязательного медицинского страхования в Российской Федерации». Приложение к докладу от 2 апреля 2003 года. Режим доступа: www.kremlin.ru.
17. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 194.
19. Александрова А.Л., Колесник А.Ю., Якимович М.В. Методика мониторинга результативности услуг здравоохранения на муниципальном уровне. М., 2005. - 80 с.
20. Антропов В. В. Бюджетная система здравоохранения: три варианта одной модели / В. В. Антропов // Экономика здравоохранения. - 2005. - № 11/12. - С. 5-10.
21. Атаманчук Г.В. Модернизация государственного управления (теоретико-методологические обоснования). — М., 2001.
22. Аюшиев А. Д. Об актуальных вопросах финансирования здравоохранения / А. Д. Аюшиев, А. М. Баженов // Экономика здравоохранения. - 2005. - № 10. - С. 31-38.
23. Бабенко А.И., Пушкарев О.В. Комплексная оценка эффективности здравоохранения: методологический подход и критерии // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. № 6. С. 3-5.
24. Бабушкина Е.П. Модернизация здравоохранения: интеграция отечественного и зарубежного опыта / Гайдарова А.Х., Долгова И.Г., Кимпаев И.А., Малишевская Т.Н., Разумова Т.О., Чернова Т.В. // Москва, 2014.
25. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. — М., 2008.
26. Бойко Ю. П. Концептуальные подходы к реформированию систем охраны здоровья в мире / Ю. П. Бойко, Г. А. Комаров, Л. А. Меламед // Проблемы управления здравоохранением. - 2005. - № 2. - С. 5-14.
27. Вартанян Ф. Е. Здравоохранение Великобритании: реформы последних лет / Ф. Е. Вартанян, С. В. Рожецкая // Здравоохранение. - 2004. - № 8. - С. 77-84.
28. Вартанян Ф. Е. Финансирование здравоохранения в зарубежных странах / Ф. Е. Вартанян, С. В. Рожецкая // Здравоохранение. - 2005. - № 3. - С. 49-55.
29. Винокуров Б. Л., Яковлев Е.П., Грачев А.Г. Управление муниципальными субъектами в государственной системе здравоохранения. - М., 2009. - 104 с.
30. Волков С.Р. Статистика здравоохранения: показатели деятельности специализированных служб и организаций здравоохранения и методика их расчета // Главная медицинская сестра. - 2014. - № 8. - С. 44-60.
31. Воробьев П.А., Авксентьева М.А., Юрьев А.С., Сура М.В. Клинико-экономический анализ. - М: Ньюдиамед, 2004. — 404 с.
32. Всемирная организация здравоохранения о тенденциях здравоохранения в мире // Медицинские новости. - 2015. - № 6 (249). - С. 38¬40.
33. Вялков А. И. Оценка эффективности деятельности учреждений здравоохранения / А. И. Вялков // Главврач. - 2005. - № 3. - С. 25-33.
34. Вялков А. И. Показатели эффективности деятельности учреждений / А. И. Вялков// Главврач. - 2005. - № 4. - С. 27-37.
35. Вялков А. И. Финансово-экономические механизмы повышения эффективности системы здравоохранения / А. И. Вялков // Главврач. - 2005. - № 2. - С. 16-20.
36. Вялков А. И. Методические подходы к оценке эффективности деятельности ЛПУ как хозяйствующего субъекта / А. И. Вялков // Главврач. -2005. - № 5. - С. 11-16.
37. Вялков А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. - М: ГЭОТАР-Мед, 2003. - 528 с.
38. Вялков А.И. Основы региональной политики в здравоохранении. - М., ГЭОТАР-Мед, 2001. - 336 с.
39. Вялков А.И. Роль стандартизации в выполнении задач совершенствования медицинской помощи населению // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2000. - № 3. - 85 с.
40. Вялков А.И. Управление качеством в здравоохранении // Проблемы управления здравоохранением. - 2003. - №1. - 92 с.
41. Вялков А.И., Гройсман В.А. Информатизационные технологии в управлении лечебно-профилактическими учреждениями в условиях ОМС // Вест. ОМС. - 2015. - № 1. - С. 7-12.
42. Вялков А.И., Карпеев А.А., Кузин В.Ф. Проблемы и перспективы развития системы стандартизации в здравоохранении // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2000. - № 2. - 104 с.
43. Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения. - М.: ГЭОТАР-Мед, 2002. - 327 с.
44. Гадаборшев М. И., Левкевич М. М. Интегральная оценка результативности деятельности отделений многопрофильного стационара // Медицина и образование в Сибири. - 2012. - № 6. - С. 12 - 16. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/integralnaya-otsenka-rezultativnosti- deyatelnosti-otdeleniy-mnogoprofilnogo-statsionara(дата обращения: 15.01.2016).
45. Галкин В. А. Усовершенствование поликлинической терапевтической помощи - актуальная задача здравоохранения / В. А. Галкин // Терапевтический архив. - 2005. - № 1. - С. 6-8.
46. Доклад министра здравоохранения В.И. Скворцовой на итоговом заседании коллегии министерства здравоохранения Российской Федерации // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. - 2014. - № 2. - С. 9-17.
47. Дуганов М.Д. Оценка эффективности расходов на здравоохранение на региональном и муниципальном уровнях. М.: ИЭПП, 2007. - 109 с.
48. Евсегнеева И.Н. Организация в здравоохранении Российской Федерации. Системы здравоохранения в России // сборник: Актуальные проблемы естественных наук. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. отв. ред. В.Б. Максименко. - 2015. - С. 186-192.
49. Жилина Н. М. Информационные технологии поддержки управленческих решений в муниципальной системе охраны здоровья / Н. М. Жилина // Проблемы управления здравоохранением. - 2006. - № 1. - С. 10-19.
50. Заборовская А. С. Организация финансирования здравоохранения в регионах России / А. С. Заборовская, С. В. Шишкин // Здравоохранение. - 2005. - № 11. - С. 41-49.
51. Иванова М.С. Финансирование системы здравоохранения: Россия и зарубежный опыт // Адвокат - 2003. - № 12. - С. 5-11.
52. Ильин В.А., Колинько А.А., Дуганов М.Д. Эффективность здравоохранения региона / Под рук-вом В.А. Ильина. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. - 192 с.
53. Кайгородова Т.В. Информационные ресурсы Всемирной организации здравоохранения в анализе состояния здоровья населения при установлении приоритетов в здравоохранении // Социальные аспекты здоровья населения. 2007. - № 1. - С. 1-19.
54. Комаров Г.А. Здоровье нации - важнейшая забота государства: качество первичной медико-санитарной помощи в условиях рыночного реформирования здравоохранения в России / Г. А. Комаров, Л. Меламед // Стандарты и качество. - 2005. - № 6. - С. 54-57.
55. Комаров Н. В. Оценка качества медицинской помощи на основе социологических опросов врачей и пациентов / Н. В. Комаров, Р. Н. Комаров // Главврач. - 2005. - № 12. - С. 42-45.
56. Комаров Ю.М. Как нам дальше развивать здравоохранение? Часть 1. о конвергенции разных систем здравоохранении // Медицина. - 2015. - Т. 3. - №4 (12). - С. 30-40.
57. Комаров Ю.М. Как нам дальше развивать здравоохранение? Часть 2. здравоохранение страны на перепутье // Медицина. - 2016. - Т. 4. - № 1 (13). - С. 41-57.
58. Кораблев В.Н., Ратманов П.Э. Методика интегральной оценки деятельности системы здравоохранения и учреждений здравоохранения: методические рекомендации для специалистов здравоохранения. - Хабаровск,2006.
59. Кузнецов П. П. О переходе учреждений здравоохранения на новую модель планирования и учета / П. П. Кузнецов // Главврач. - 2004. - № 12. - С. 84-88.
60. Кучеренко В. 3. Основные направления реформирования российского здравоохранения на современном этапе / В.З. Кучеренко // Экономика здравоохранения. - 2005. - № 8. - С. 11-19.
61. Кучеренко В. 3. Реформирование здравоохранения в мире как общественный процесс / В. 3. Кучеренко // Проблемы управления здравоохранением. - 2005. - № 4. - С. 5-10.
62. Кучеренко В. 3. Информационные ресурсы управления качеством медицинской помощи / В. 3. Кучеренко, И. Ф. Серегина, В. Ф. Мартыненко // Проблемы управления здравоохранением. - 2005. - № 6. - С. 5-10.
63. Кучеренко В. 3. Системы финансирования здравоохранения в странах Европейского союза / В. 3. Кучеренко, В. В. Антропов // Экономика здравоохранения. - 2005. - № 7. - С. 8-13.
64. Кучеренко В.З., Яковлев Е.П. Стратегия клинического менеджмента как основа повышения качества медицинской помощи и ресурсосбережения // Проблемы управления здравоохранением. 2002. - № 2.
65. Кучеренко В.З., Вялков А.И., Денисов И.Н. и др. Организация и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях обязательного медицинского страхования. - М.: ММА им. И.М. Сеченова, ФФОМС, 2000. - 264 с.
66. Линденбратен А. Л. О финансировании здравоохранения / А. Л. Линденбратен // Медицинская помощь. - 2005. - № 1. - С. 3-5.
67. Лобанов В.В Проблемы реформирования государственного управления в России // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: Материалы 5-й международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (31 мая-2 июня 2007г.): 4.1 - М. - 2007.
68. Максимова Т. М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения / Т. М. Максимова. - М.: Per Se, 2002. - 186 с.
69. Медик В. А. Взаимодействие населения с учреждениями здравоохранения в регионе (по данным социологического мониторинга) / В. А. Медик, А. М. Осипов // Здравоохранение Российской Федерации. - 2005. - № 5.- С. 28-30.
70. Могильницкая Т. Л. Совершенствование финансирования системы здравоохранения как важный фактор повышения мотивации труда медицинских работников / Т. Л. Могильницкая // Экономика здравоохранения.- 2006. - № 5. - С. 5-7.
71. Модестов А. А. Методологические и методические подходы к определению эффективности в здравоохранении (на примере г. Красноярска) / А. А. Модестов, А. С. Ямщиков, В. В. Шевченко // Главврач. - 2005. - № 6. - С. 34-45.
72. Мустафина Д. Р. Поддержка принятия решений при управлении учреждениями здравоохранения (на примере медицинских учреждений муниципального района): дисс... канд. технич. наук: 05.13.10 / Д.Р. Мустафина.
- УГАТУ - Уфа, 2010. - 149 с.
73. Мыльникова Л. А. Реструктуризация первичного звена здравоохранения как реализация общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации / Л. А. Мыльникова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - № 2. - С. 38-41.
74. Мыльникова И. С. Управленческий учет в учреждениях здравоохранения / И. С. Мыльникова. - М.: Грантъ, 2005. - 151 с.
75. Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М., 2004.
76. Научно-методические основы оптимизации региональной системы здравоохранения по критериям структурной и экономической эффективности / Н.В. Зайцева, А.Ю. Зубарев, С.А. Рыжаков, В.Б. Алексеев, Д.А. Кирьянов. - Пермь, 2008. - 206 с.
77. Орлов Е.М., Соколова О.Н. Категория эффективности в системе здравоохранения // Фундаментальные исследования. - 2010. - № 4 - С. 70-75
78. Пивень Д. В. Планирование и оценка результатов деятельности в сфере здравоохранения / Д. В. Пивень, П. Е. Дудин, А. Е. Агапитов // Здравоохранение. - 2006. - № 7. - С. 13-20.
79. Пищита А.Н. Реформа законодательства о здравоохранении в РФ: основные тренды развития российского здравоохранения // Вестник Росздравнадзора. - 2015. - № 2. - С. 76-82.
80. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы / С.В. Шишкин, И.М. Шейман, А.А. Абдин, С.Г. Боярский, С.В. Сажина // Доклад Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». - Москва, 2016. - 67 с. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2016/06/21/1116116168/%D0%97%D0% B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0% D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf (Дата обращения: 14.01.2017 Г.)
81. Саадуева М.М. Региональная модернизация здравоохранения // Финансы и кредит. - 2014. - № 5 (581). - С. 50-53.
82. Сибурина Т.А., Мотков С.А., Барскова Г.Н. Управленческое решение как инструмент совершенствования управления здравоохранением // Стратегия реформирования регионального здравоохранения: Материалы ежегодной Российской научно-практической конференции «Реформа здравоохранения на региональном уровне». - М., 2000.
83. Синявский В. М. Организация системного управления, учета и контроля в амбулаторно-поликлинической службе / В. М. Синявский, В. А. Журавлев // Главврач. - 2006. - № 6. - С. 41-50.
84. Синявский В. М. Медицинские информационные технологии как средство реформирования здравоохранения / В. М. Синявский, В. А. Журавлев // Главврач. - 2005. - № 1. - С. 90-97, 177-186.
85. Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Короткова А.В. Обеспечение качества медицинской помощи - приоритет системы здравоохранения // Обеспечение и контроль качества медицинской помощи населению / Научные труды российской научно-практической конференции. 4.1 - М., 2005.
86. Стародубов В.П. Управление деятельностью учреждений здравоохранения / В. И. Стародубов // Главврач. - 2003. - № 5. - С. 32-36.
87. Стрельченко О.В., Чернышев В.М., Мингазов И.Ф. Актуальные аспекты заболеваемости с временной утратой трудоспособности в Сибирском федеральном округе // Медицина экстремальных ситуаций. - 2013. - № 2 (44). - С. 12-16.
88. Сунгатов Р. Ш. Принципы и цели формирования отечественных многоуровневых организационно-управленческих технологий на базе информационно-аналитических систем в здравоохранении / Р. Ш. Сунгатов // Проблемы управления здравоохранением. - 2006. - № 1. - С. 24-30.
89. Сунгатов Р. Ш. Влияние информационно-аналитических систем управления на эффективность функционирования системы здравоохранения / Р. Ш. Сунгатов // Проблемы управления здравоохранением. - 2006. - № 2. - С. 68-71.
90. Третьякова О.В. Здравоохранение и здоровье: о гендерных и возрастных особенностях взаимодействия // Вестник НГУЭУ. 2011. № 2. С. 67¬72.
91. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года» / Г.Э. Улумбекова. - Издательство: ГЭОТАР-Медиа. - 2010. - 592 с.
92. Урсу Е.П., Куликов А.Ю. Финансирование системы здравоохранения на региональном уровне. Взаимосвязь качественных и количественных показателей с величиной финансирования здравоохранения // Фармакоэкономика: теория и практика. - 2014. - Т. 2. - № 4. - С. 69-74.
93. Условия труда и мотивация медицинских работников (по материалам
мониторинга экономических процессов в здравоохранении) / М. Г.
Колосницына, Е. Г. Потапчик, Е. В. Селезнева, А. Л. Темницкий, И. М. Шейман, С. В. Шишкин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 80 с.
94. Цыганкова С. М., Левкевич М. М. Формирование механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения: монография / С. М. Цыганкова, М. М. Левкевич. - М: Инфра-М. - 2014. - 156 с.
95. Чемодурова Н.А. Опыт интеграции учреждений здравоохранения
Самарской области с единой государственной информационной системой здравоохранения для управления административно-хозяйственной деятельностью // Управление качеством медицинской помощи. - 2014. - № 1. - С. 6-12.
96. Шамшурина Н.Г. Показатели социально-экономической эффективности в здравоохранении. М.: МЦФЭР, 2005. 320 с.
97. Шейман ИМ. Реформа управления и финансирования здравоохранения. - М.: «Русь», Издатцентр, 2003. - 125 с.
98. Шейман И. М. Конкурентная модель обязательного медицинского страхования: опыт Нидерландов и его значение для России / И. М. Шейман // Экономика здравоохранения. - 2006. - № 2. - С. 12-15.
99. Шейман И. М. Система стратегической закупки медицинской
помощи: международный опыт и его значение для российского здравоохранения / И. М. Шейман // Здравоохранение. - 2006. - № 4. - С. 45-62.
100. Шейман И.М. Бюджетно-страховая система здравоохранения: Основные характеристики и методы построения / И. М. Шейман. - Можайск: Можайский полиграфии. комбинат, 1993. - 127 с. - (реформы здравоохранения. Вып. 1).
101. Щепин О.П. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи / Щепин О.П., Стародубов В.И., Линденбратен A. Л., Галанова Г.И. — М., 2002.
102. Щепин В. О. Опыт зарубежного здравоохранения: уроки и выводы /
B. О. Щепин, Е. А. Тищук // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - № 5. - С. 43-50.
103. Щепин В. О. Здравоохранение России: стратегический анализ и перспективные направления развития / В. О. Щепин, В. К. Овчаров // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - № 2. - С. 3-7.
104. Щепин В. О. Структурные преобразования в здравоохранении: монография / В. О. Щепин. - М.: РАРОГЪ,1997. - 221 с.
105. Щепин В. О. Актуальные вопросы информатизации в здравоохранении и медицинской науке / В. О. Щепин, В. А. Тишук // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - № 4. - С. 3-5.
106. Najafi M. Determining of health expenditures elasticity from health financing resources in iran health system // Экономика и предпринимательство.-2014.- № 2 (43). - С. 24-28.
107. Carlos Pestana Barros, Antonio Gomes de Menezes. An Analysis of Hospital Efficiency and Productivity Growth Using the Luenberger Productivity Indicator // IZA Discussion Paper. - No. 2689. - March 2007. - 14 p.