Введение…………………………………………………………………………...3
1. Соловецкие лагеря особого назначения………………………………………4
2. Рязанские новомученники в Соловецком лагере особого назначения…….10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………...15
За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того времени.
Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во вселенское Православие. Благодаря их жертвенному свидетельству о Христе в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь. Духовные плоды этого подвига должны быть усвоены нашим обществом.
В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории. Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.
Подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует об их противостоянии богоборчеству, а не государству как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь убеждена, что в годы гонений верующие подвергались репрессиям, прежде всего за исповедание веры, верность Господу Иисусу Христу и Его Церкви, а также каноническому строю Православия.
В 1920 году советская власть упразднила Соловецкий монастырь. Наиболее значимые материальные и художественные ценности были вывезены в столицу, часть из них затем оказалась за рубежом.
В 1923 году монастырь был превращен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) — один из первых в мире концентрационных лагерей, предназначенный для «перевоспитания» лиц, чье прошлое было несовместимо с чаяниями новой власти. Значительную часть заключенных лагеря составляли те, кто принял подвиг исповедничества за Господа Иисуса Христа и православную веру. В числе узников Соловков были 8 митрополитов, 46 архиепископов, 49 епископов, тысячи православных священнослужителей и мирян.
К настоящему времени более пятидесяти страстотерпцев Соловецких прославлены в сонме святых новомучеников и исповедников Российских. В их числе: священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский; Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский; Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский; Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий; священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский; преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов) и иеромонах и Никифор (Кучин); мученицы Анна (Лыкошина) и Вера (Самсонова).
Здесь, на Соловках, находились в заключении и священники Рязанского края, такие как Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский и Шацкий, Игнатий (Садковский), епископ Скопинский, протоиерей Сергий Правдолюбов, священник Николай Правдолюбов, мученики Владимир Правдолюбов и Вера (Самсонова) Касимовская.
1. Бродский Ю.А. Соловки. Двадцать лет Особого Назначения / Ю.А. Бродский. – М.: Рос. полит. энцикл., 2002.
2. Куратов А.А. Соловецкий монастырь, 1920–1923 / А.А. Куратов // Поморская энциклопедия. – Архангельск, 2001.
3. Мельгунов С.П. Красный террор в России, 1918–1923 / С.П. Мельгунов. – М.: СП «PUICO», «P.S», 1990.
4. Морозов С.В. Постижение Соловков: Очерки и материалы / С.В. Морозов. – М.: Т-во Северного мореходства, 2002.
5. Смыкалин А.С. ГУЛАГ на Соловецких островах в 20-е годы / А.С. Смыкалин // Социокультурное пространство: инновации и региональное измерение: Материалы 10 Соловецкого форума. – Архангельск, 2001.