Введение
1 Анализ состояния вопроса 7
1.1 Развитие систем дилерского обслуживания автомобилей в России 7
1.2 Анализ автомобильного рынка за период 2012-2018 года 8
1.3 Сущность эффективности предприятия 10
1.4 Характеристика предприятия «Медведь АТЦ» как объекта
профессиональной деятельности 13
1.5 Экспериментальное исследование сервисной службы 19
1.5 Выводы по главе 27
2 Теоретическое исследование 29
2.1 Отечественный и зарубежный опыт использования информационных
технологий на предприятиях автомобильной отрасли 29
2.2 Математическое моделирование как инструмент управления
организационно-производственным и системами 34
2.4 Компьютерное моделирование как инструмент управления
организационно-производственным и системами 36
2.5 Выводы по главе 42
3 Исследование системы сервисной службы с помощью компьютерного
эксперимента 43
3.1 Имитационное моделирование процесса обслуживания
автомобилей 43
3.2 Математическая модель объекта исследования 49
3.3. Выполнение компьютерного эксперимента на имитационной
модели 54
3.4. Выводы по главе 57
4 Оценка экономической эффективности внедрения системы помощи в
принятии решения 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
В условиях рыночной экономики дилерские предприятия прошли ускоренное развитие со скачками и падениями вместе с автомобильным рынком страны. И если в начале своего развития дилерские предприятия могли рассчитывать на постоянно растущие продажи при стремительной автомобилизации страны. То после нескольких кризисов рост рынка существенно замедлился, а большинство дилерских предприятий вышли на минимальную рентабельностью в 1-3%.
При столь высокой конкуренции на рынке и снижении продаж становится крайне важным обеспечить эффективную работу как предприятия в целом так и сервисной службы, так как обслуживание и ремонт вместе с продажей запасных частей является основным источником дохода предприятия, а так же в большей степени определяет лояльность клиента.
Однако современное предприятие сервисного обслуживания автомобилей - это сложная система, построенная на принципе разделения на подсистемы наделёнными своими наборами функций, процессами и задачами, а так же материалами и информационными потоками. Решение задачи оптимизации такой системы невозможно без учета взаимодействия всех процессов, что в свою очередь приводит к необходимости внедрения информационной системы дилерского центра для обеспечения возможности выбора рациональных решений по управлению сложной системой фирменного обслуживания автомобилей на основе анализа статистической информации и компьютерного эксперимента на имитационной модели.
Создание подобной системы позволит принимать научно обоснованные управленческие решения по результатам компьютерного эксперимента.
Целью настоящей работы является разработка методов управления сервисной службой для сокращения издержек и повышения эффективности работы в условиях изменяющегося спроса.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
• проанализировать существующие методы повышения эффективности организации работы сервисной службы;
• разработать имитационную модель сервисной зоны дилерского центра для проведения компьютерного эксперимента;
• выбрать параметры для оптимизации;
• провести серию компьютерных экспериментов для выявления действенных предложений по оптимизации параметров сервисной службы и увеличения пропускной способности;
Объект исследования: Сервисная служба официального дилера Volkswagen в Красноярск ООО «Медведь АТЦ »
1. В результате проведенного исследования было выявлено, что сложившееся тенденции на автомобильном рынке России стимулируют дилерские предприятия к снижению издержек сервисного производства. Так как хорошо отлаженный процесс работы с клиентами и обслуживания автомобилей позволяет им рассчитывать на прибыльность как в условиях роста так и падения рынка.
2. На основе экспериментальных исследований работы сервисной службы Медведь АТЦ выявлены потери времени на фактическое выполнение работы с учетом простоев в ожидании ремонта, по сравнению с нормативным временем выполнения работ. Однако фактическое время выполнения обслуживания непосредственно на посту без учета ожидания существенно ниже нормативного. Основными причинами влияющими на возникновение потерь времени является образование очереди на обслуживание в связи с неравномерностью поступления автомобилей. Собрание данные позволяют предположить, что в результате подбора оптимальных параметров работы сервиса становится возможным снижение потерь времени в ожидании обслуживания и минимизации влияния колебаний поступления автомобилей на обслуживание на работу предприятия.
3. Анализ литературных источников показал, что задача повышения эффективности управления сервисным обслуживанием с помощью информационных технологий и методов математического моделирования является актуальной, поскольку исследования в этой области немногочисленны, а существующие решения не полностью удовлетворяют потребностям дилерских центров.
4. Разработана имитационная модель сервисной службы с использованием гибридной модели;
5. Разработана методика прогнозирования состояния системы и принятия управленческих решений на основе проведения компьютерного оптимизационного эксперимента.
1. Сербиновский, Б. Ю. Экономика предприятий автомобильного транспорта / Б. Ю. Сербиновский, Н. Н. Фролов, Н. В. Напхоненко и др. - М.: Март, 2006. - 270 с.
2. Бауэр, В. И. Формирование рациональных вариантов технологических процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей для условий производств различной мощности : дис. ... канд. техн, наук : 05.22.10. — М.: МАДИ, 1993.-168 с
3. Безуглов, Ю. И. Исследование некоторых вопросов организации систем ТО и ТР автомобилей в АТП : дис. ... канд. техн, наук: 05.22.10. - М.: МАДИ, 1974,-189 с
4. Биличенко, В. В. Комплексная организация технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава объединений автомобильного транспорта на основе централизации и специализации : дис... канд. техн, наук ; 05.22.10. - Киев: КАДИ, 1989. - 191 с
5. Зенченко, В. А. Разработка индустриальных форм организации технологических процессов ТО и Р автомобилей (на примере ТО-2 с ТР в ПТК КАМАЗ) : дис.... канд. техн, наук : 05.22.10. -М.: МАДИ, 1989. - 134 с..
6. Зиманов, Л. Л. Технологическое обеспечение процессов ТО и ТР с учетом индивидуальных свойств автомобилей (на примере передней подвески): дис.... канд. техн, наук : 05.22.10. -М.: МАДИ, 1998. - 122 с.
7. Канин, В. И. Исследование и совершенствование процесса приемки легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, на станции технического обслуживания : дис. ... канд. техн, наук : 05.22.10. -М.: МАДИ, 1977. - 184 с.
8. Карагодин, В. И. Формирование и техническое обоснование основных направлений эффективного развития системы фирменного ремонта автомобилей : дис.... докт. техн, наук : 05.22.10. — М.: МАДИ, 1997
9. Кузнецов, Е. С. Теоретические основы профилактики как метода обеспечения надежности автомобилей: дис. ... докт. техн, наук : 05.22.10. - М.:НИИАТ, 1969.
10. Напольский, Г. М. Организация станции технического обслуживания автомобилей / Напольский Г.М. - М.: Транспорт, 1974. - 76 с.
11. Напольский, Г.М. Организация и технологическое проектирование станций технического обслуживания автомобилей / Напольский Г.М. -М.:МАДИ. 1981 .-84 с.
12. Нгуен, Ван Зунг. Разработка методики централизованного технического обслуживания и ремонта грузовых автомобилей в условиях Вьетнама (на примере автомобилей КАМАЗ) : дис ... канд. техн, наук : 05.22.10. - М.: МАДИ, 2007. - 118 с.
13. Поляков, А. В. Формирование сетей технических центров фирменного обслуживания отечественных строительных и дорожных машин: дис.... канд. техн, наук : 05.22.10. - М.: МАДИ, 2006. - 163 с.
14. Ременцов, А. Н. Исследование влияния эксплуатационной технологичности гаражного и диагностического оборудования на эффективность технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта: дис. ... канд. техн, наук : 05.22.10. -М., 1979. - 228 с.
15. Хабибуллин, Р. Г. Основы формирования фирменной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей: дис. ... канд. техн, наук : 05.22.10.-М.: МАДИ, 2000. - 176 с.
16. Хлявич, А, И. Обслуживание автомобилей населения: Организация и управление / А.И. Хлявич. - М.: Транспорт, 1989. - 239 с.
17. Маркетинговое исследование. Автомобильный рынок России и СНГ - Аналитическое агенство «АВТОСТАТ», - Москва, 2018 г..
18. LMC Automotive Автомобильный рынок России. Обзор отрасли [Электронный ресурс]//Режим доступа: www.ey.com
19. Карачаровский, В. Сухопутный транспорт первым войдет в эру ИТ [Электронный ресурс] // ИТ на транспорте-2006. - М.: CNews-Аналитика, 2006. Режим доступа: www.cna.cnews.ru.
20. Рейтинг ИТ-поставщиков для транспорта [Электронный ресурс] // ИТ на транспорте-2006: CNews-Анадитика, 2006 г. Режим доступа: www.cna.cnews.ru.
21. Хабибуллин, Р. Г. Совершенствование фирменного обслуживания автомобильной техники с помощью интегрированной информационной системы / Р. Г Хабибуллин, И. В. Макарова, А..И. Беляев // Транспорт. Наука, техника, управление : научно-информационный сборник. - М.: ВИНИТИ. - 2008. - №1.-С. 51-53.
22. Анискин, А. М. Оценка качества технического обслуживания и ремонта на автотранспортных предприятиях : дисс. ... канд. техн, наук : 05.22.10. -М.:МЛДИ, 1990.-126 с.
23. Власов, В. М. Оценка и проектирование организационно технологического обеспечения производства ТО и ремонта автомобилей: дисс.... докт. техн, наук : 05.22.10. -М.: МАДИ, 1996. - 362 с.
24. Князьков, А. Н. Разработка методики автоматизированного проектирования нормативов системы технического обслуживания и ремонта автомобилей : дисс.... канд. техн, наук : 05.22.10. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. - 154 с.
25. Постолит, А. В. Совершенствование информационного обеспечения технической эксплуатации автомобилей : дисс. ... докт. техн, наук : 05.22.10. -М.:МАДИ, 1998.-423 с.
26. Хабибуллин, Р. Г. Оптимизационные и имитационные модели на автомобильном транспорте и автосервисе : учебное пособие / Р. Г. Хабибуллин, И. В. Макарова, Д. М. Лысанов, Э. М. Мухаметдинов. - Набережные Челны: КамПИ, 2005. - Часть I. - 161 с.
27. Беляев, А.И.
28. Мур, Дж. Экономическое моделирование в Microsoft Excel/ Дж. Мур, Л. Уэдерфорд. - 6-е изд.: пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. - 1024 с: ил.
29. Таха. Введение в исследование операций / Таха, Хэмди А. - 6-е издание : пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. - 912 с: ил.
30. Хабибуллин, Р. Г. Основные принципы моделирования работы автосервисных предприятий / Р. Г.Хабибуллин, И. В. Макарова, Д. М. Лысанов // Прогрессивные технологии в транспортных системах : сб.докл. VII российской науч но-1 факт. конф. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. - С. 307-312
31. Глущенко, В. В. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов / В.
В. Глущенко, И. И. Глущенко. - изд. 2-е. - г. Железнодорожный, Моск, обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000. - 400 с.
32. Аксенов К.А., Гончарова Н.В. Динамическое моделирование мультиагентных процессов преобразования ресурсов: монография / К.А. Аксенов, Н.В. Гончарова. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-^^И, 2006. 311 с.
33. Аксенов К.А. Использование гибридной моделей для решения задач логистики в автомобильном бизнесе/ К.А. Аксенов, А.В Попов., -УГТУ- УПИ, 2007 Л с.
34. Sheldon, М. Ross. Simulation // Academic Press, 3d edition, 2002. 274p.
35. Болдин, А. П. Основы научных исследований и УНИРС : учебное пособие / А.П. Болдин, В.А. Максимов. - М.: МАДИ (ГТУ), 2002. - 276 с.
36. Болдин, А.П. Основы научных исследований и УНИРС: учебное пособие. Специальные методы и методологические подходы / А.П. Болдин, В.А. Максимов. - М.: Изд. МАДУ (ГТУ), 2004. - Часть П. - 181 с
37. Авдонькин, Ф. Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей : учеб, пособие для вузов. - М.: Транспорт, 1985. — 215 с
38. Зубрикас, И. И. Основы теории надежности и технической эксплуатации автомобилей : учеб, пособие. - Новгород: НовГУ, 1997. - 127 с.