Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕМОРАТЫ ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа №23285

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы163
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
898
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСТНЫХ
МЕМОРАТОВ 8
1.1. Дискуссионные вопросы в современном жанроведении 8
1.2. Меморат как речевой жанр: аспекты изучения и проблемы классификации 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ УСТНОГО МЕМОРАТА И СРЕДСТВА ИХ ВЫРАЖЕНИЯ В УСТНЫХ МЕМОРАТАХ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 30
2.1. Описание устного мемората как речевого жанра 30
2.2. Опыт тематической классификации меморатов о Великой Отечественной войне 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ГЛАВА 3. КОМПОЗИЦИОННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТНЫХ МЕМОРАТОВ О ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 52
3.1. Композиция мемората о Великой Отечественной войне 52
3.1.1. Композиционная организация мужского (фронтового) мемората 52
3.1.2. Композиционная организация женского мемората 62
3.2. Стилистические особенности меморатов о Великой Отечественной
войне 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 95


События Великой Отечественной войны, имеющие для жителей России историческое и всенародное значение, с каждым годом всё больше и больше отдаляются от нас, а количество ветеранов-участников боевых действий и тружеников тыла неумолимо уменьшается. Потому запись и комплексное исследование устных воспоминаний очевидцев событий 1941-1945 гг. является одной из актуальных задач для современных лингвистов.
Устные рассказы-воспоминания о событиях, или мемораты, представляются любопытным объектом изучения для разных гуманитарных наук, однако долгое время данный жанр не привлекал внимания собирателей фольклора и исследователей языка. Считалось, что рассказы-воспоминания из жизни обычных людей в силу своей частности, ограниченной вариативности или её полного отсутствия не могут быть определены в качестве отдельного фольклорного или речевого жанра. На современном же этапе изучение текстов устных меморатов открывает простор для разноаспектных исследований, в том числе и для изучения жанрообразующих признаков и стилистических особенностей.
Актуальность данной работы определяется её включенностью в решение актуальных задач антропоцентрической парадигмы, изучающей язык в тесной связи с его главным носителем - человеком, а также необходимостью комплексного исследования монологической речи и такого её жанра как меморат.
Новизна работы обусловлена тем, что впервые в лингвистический оборот вовлекаются тексты-воспоминания тружеников тыла и участников Великой Отечественной войны, проживающих на территории п. Южно- Енисейск Мотыгинского района Красноярского края и в самом г. Красноярске.
Цель настоящего исследования - представить комплексную лингвистическую характеристику меморатов участников войны и тружеников тыла с позиций коммуникативного, семантического и стилистического направлений исследования текста.
Задачи исследования обусловлены целью работы:
1. Собрать и систематизировать устные мемораты фронтовиков и тружеников тыла;
2. Рассмотреть основные подходы к исследованию устных меморатов;
3. На теоретическом уровне раскрыть сущность мемората как речевого жанра и определить все жанрообразующие признаки;
4. Представить тематическую классификацию меморатов тружеников тыла;
5. Выявить композиционные и стилистические особенности текстов-воспоминаний.
Гипотеза исследования: мемораты тружеников тыла и участников Великой Отечественной войны имеют ряд жанрово-стилистических особенностей, позволяющих говорить о специфичности указанных текстов.
В качестве объекта исследования выступают мемораты о Великой Отечественной войне.
Предметом исследования являются жанровые и стилистические особенности данных текстов.
Эмпирической базой исследования послужили устные тексты фронтовиков и тружеников тыла, собранные и расшифрованные нами в период с декабря 2014 года по декабрь 2015 года в Красноярске и Мотыгинском районе Красноярского края.
Теоретической базой работы послужили труды Т.В.Шмелевой, К.Ф. Седова, В.В. Дементьева К.А. Долинина в области жанроведения, а также исследования Т.А. Демешкиной, О.Б. Сиротининой, М.А. Кормилицыной, Л.Г. Гынгазовой, С.В. Волошиной, О.А. Казаковой, О.П. Кормазиной, В.Е. Гольдина, С.П. Петруниной, Ю.В. Косицыной в области коммуникативной диалектологии.
Методы, используемые в настоящем исследовании:
1. Социолингвистический метод (прием интервьюирования); прием перевода устной речи в письменную с последующей тематической разметкой;
2. В процессе работы используются методика характеристики речевых жанров Т.В. Шмелёвой;
3. Описательно-аналитический метод;
4. Методы контекстуального и стилистического анализа текста;
5. Методика количественного подсчета.
Практическое значение диссертации заключается в возможности использования её материалов в исследовательских работах, связанных с изучением истории России, а также на занятиях, посвящённых речевым жанрам и научно-исследовательской практике бакалавров и магистрантов.
Исследование имеет большую социокультурную значимость, поскольку позволяет зафиксировать и сохранить для потомков реальные воспоминания о Великой Отечественной войне и способствует углублению взаимопонимания между поколениями.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 64 источника и приложения: расшифровок меморатов тружеников тыла и участников Великой Отечественной войны.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы исследования устных рассказов носителей языка, даётся характеристика мемората как жанра речи, выявляются сходства и различия письменных и устных автобиографических жанров. Также разграничиваются типы устных меморатов, разграничиваются понятия автобиографического рассказа и мемората. Во второй даётся тематическая классификация избранных для анализа текстов, выявляются их характеристики и эмоционально-смысловые типы меморатов участников войны и тружеников тыла.
На основании анализа эмпирического материала были выявлены эмоционально-смысловые типы мемората и определены их жанровые и стилистические особенности.
Общий объём магистерского исследования составил 93 страницы. Объём приложений - 68 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальной задачей языкознания, как науки, включенной в антропоцентрическую парадигму, является изучение языка в тесной связи с его главным носителем - человеком. Успешному решению этой задачи способствуют исследования, связанные с системным описанием устной речи и такого её жанра как меморат.
В данной работе устный текст-воспоминание выступает как зафиксированная на аудионоситель последовательность устных языковых единиц (сверхфразовых единств), объединённых смысловой и грамматической связью, организованная согласно закономерностям структурирования текстов нарративного типа, отражающая реальную действительность, служащая для лучшего понимания целого текста.
Меморат - жанр устного рассказа о событиях прошлого, случившихся с самим рассказчиком или членами его окружения. Данный РЖ органично сочетает в себе признаки диалога и монолога, характеризуясь, с одной стороны, большей протяжённостью по сравнению со средней репликой в пределах диалогического обмена, а с другой, обычным постоянным соучастием слушателей, начиная от минимальных реакций и заканчивая активным вмешательством в процесс формирования нарративного текста.
Устные тексты-воспоминания обладают специфическими признаками, определяющими их место в классификации жанров устной речи. Таковыми являются:
• Коммуникативная цель: сообщение информации о событии, реально произошедшим с информантом или его близкими с долей оценки этих событий рассказчиком;
• Образ автора основывается на таких признаках текстов- воспоминаний, как автобиографичность, субъективность, авторский стиль;
• Образ адресата не является ярко выраженным, поскольку меморат преимущественно монологический жанр, однако он необходим как сочувственно настроенный слушатель, разделяющий субъективную авторскую оценку излагаемого;
• Образ прошлого и образ будущего: в диктуме описывается прошлое, однако в сознании рассказчика оно неразделимо с другими временными пластами;
• Тип диктумного содержания - полисобытийный, тексты перегружены разнообразными событиями, периодически нарушающими хронологию повествования и перетекающими из одного мемората в другой;
• Для рассказов-воспоминаний характерны кольцевая и линейная разновидности композиции, однако встречаются и тексты с обратной композицией;
• Сюжетная схема повествования: экспозиция (выделение действующих лиц и хронотопа), завязка действия, его развитие и кульминация и развязка, сопровождаемая размышлениями;
• Тематика рассказов-воспоминаний разнообразна: это рассказы о себе и членах семьи, о людях, с которыми рассказчика свела судьба, о работе, учёбе, жизненных трудностях, дороге и др.
Во многом особенности текстов рассказов-воспоминаний определяются их устной формой бытования. Записанные тексты характеризуются неподготовленностью, спонтанностью, нефиксированностью темы.
Анализ типологических признаков текстов-воспоминаний позволяет определить их структурные и семантические особенности:
а) наличие кратких и незаконченных предложений;
б) преобладание сочинения над подчинением;
в) непоследовательность изложения, нарушение хронологии событий;
г) семантические повторы, повторы отдельных лексем и целых предложений;
д) самоперебивы как способ организации речи.
К основным стилистическим особенностям текстов-воспоминаний следует отнести:
1. фонетическая нечеткость;
2. лексическая неточность;
3. тесная связь с невербальными средствами общения;
4. неполнота выражения (эллиптичность);
5. стремление к экономии языковых средств;
6. экспрессивность, оценочность.
Особенности, просматриваемые на разных уровнях языка не отличаются от особенностей, присущих любым иным текстам разговорного стиля. На фонетическом уровне: редукции, эпентезы, диерезы, нарушения орфоэпических норм. На словообразовательном уровне: редупликация как наиболее типичный способ образования форм, обилие слов с суффиксами субъективной оценки, образование окказионализмов по моделям, существующим в языке. На морфологическом уровне: преобладание глаголов над существительными; частое употребление личных и притяжательных местоимений, и притяжательных прилагательных; использование междометий в качестве сказуемых; употребление настоящего времени глагола в значении прошедшего. На лексическом уровне: использование преимущественно разговорной лексики; преобладание конкретной лексики над абстрактной; фразеологизмы. Используется лексика определённых тематических групп, что выделяет данные мемораты из числа прочих (лексика тематической группы «война»). На синтаксическом уровне: частотное использование неполных и безличных предложений; повышенная частотность коротких простых предложений (до 10 слов).
Кроме того важно отметить редкое использование средств художественной выразительности



1. Актуальные проблемы русской диалектологии: тезисы докладов Международной конференции / Отв. ред. Л.Л. Касаткин. М.: ИРЯ РАН, 2006.С. 106-107.
2. Алпатов В.М. Проблема речевых жанров в работах М.М. Бахтина// Жанры речи: Сборник научн. статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып.3. С. 92-104.
3. Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. М.: Наука, 1992. С. 52-56.
4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Наука, 1998. 276 с.
5. Астафьева Е.Н. и др. Биографическое интервью. М.: Изд-во УРАО, 2001. 137 с.
6. Астафьева Е.Н. Межличностные конфликты в воспоминаниях о детстве // Вестник Университета РАО. 2002. № 3. С. 125-146.
7. Бабенко Л.А. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989. 184 с.
8. Бабенко Л.А., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста: учеб. пособие для вузов. М.: Флинта: Наука, 2005. 341 с.
9. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» // Вопросы философии. 2002. № 8. С. 52-69.
10. Бараг Л.Т. Об устных рассказах, записанных в последние годы// Русский фольклор. Русская народная проза. Т. XIII, М.-Л.,1972. С. 53-73.
11. Баранов А.В. Из повседневной жизни тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. №3. С. 14-20.
12. Баранов, А.Н., Крейдлин, Г.Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога// Вопросы языкознания. 1992. 2. С. 84-99.
13. Баранова В.В. Устные воспоминания крестьян о войне // Фольклор Великой Отечественной войны: сб. науч. трудов / Под ред. О. Е. Лебедевой и М. В. Строганова. Тверь: Золотая буква. 2005. C. 78-97.
14. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс. 2000. С. 196-238.
15. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Наука. 1986. С. 428-473.
16. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров// Социальная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2007. С. 197-236.
17. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под. ред. проф.
B. П. Нерознака. М.: Academia. 1997. С. 227-244.
18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. М.: Искусство. 1979. 239 c.
19. Безрогов В.Г., Кошелева О.Е., Мещеркина Е.Ю., Нуркова В.В. Воспоминания о детстве как объект междисциплинарных исследований // Вестник Университета российской академии образования. № 2 (20). 2003.
C. 24-45.
20. Бекетова В.Н. Спустя полвека: Народные рассказы о Великой Отечественной войне / Сост. В.Н. Бекетова. Курган. 1994. С. 3-17.
21. Бергельсон М.Б. Прагматическая и социокультурная мотивированность языковой формы: дис. ... докт. филол. наук: 10.02.19. М., 2005. 404 с.
22. Богданова Н.В. О единице описания синтаксической структуры устного спонтанного монолога: проблемы, методики, гипотезы // . Слово отзовётся. Памяти А.С. Штерн и Л.В. Сахарного. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та. 2006. С. 67-79.
23. Болдырев Н.Н. Категоризация событий и специфика национального сознания // Язык и национальное сознание. Воронеж: Изд-во ВГУ. 1998. С. 29-30.
24. Болдырев Н.Н. Концептуальные структуры и языковые значения // Филология и культура. Материалы международной конференции 12 - 14 мая 1999 г. Тамбов. 1999. С. 62-69.
25. Борисова, И.Н. Русский разговорный диалог: Структура и динамика. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 320 с.
26. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29-42.
27. Вежбицка А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16. Лингвистическая прагматика. М., 1985. С. 251-275.
28. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 99-111.
29. Веселова И.С. Событие жизни - событие текста [Электронный ресурс] // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика.URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/veselova5.htm(дата обращения: 01.09.2015).
30. Виноградов А.В., Плейжер А.Л. Нарративные источники в исследовании менталитетов // Современные проблемы российской ментальности/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. В.Е. Семенов. СПб.: Издательство «Астерион», 2005. С. 23.
31. Войны кровавые цветы: Устные рассказы о Великой Отечественной войне / Сост. А.В. Гончарова. М., 1979. 298 с.
32. Волошина С.В., Демешкина Т.А. Миромоделирующий потенциал речевого жанра (на материале диалектной речи) // Вестник ТГУ. Томск. 2012. № 3 (19). С. 14-20.
33. Волошина С.В. Автобиографический рассказ как объект лингвистического исследования // Вестник Том. гос. ун-та. 2008. № 308. С. 11-14.
34. Волошина С.В. Речевой жанр автобиографического рассказа в диалектной коммуникации: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. Томск, 2008. 25 с.
35. Волошина С.В. Речевой жанр автобиографического рассказа (на материале диалектной речи) // Вестник Томского государственного университета. Филология. Томск. 2010. № 2 (10). С. 5-10 .
36. Волошина С.В. Хронотоп жизненного пути в диалектной коммуникации (на материале автобиографических рассказов) // Вестник Томского государственного ун-та. 2011. № 1. С.14-21.
37. Ворожбитова А.А. Теория текста: Антропоцентрическое направление: учебное пособие // М.: Высшая школа, 2005. 245 с.
38. Гайда Ст. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи: Сборник научных статей. - Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 1999. Вып.2. С. 103¬111.
39. Гайда Ст. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1986. С. 22-28.
40. Галиуллина Д.М. Проблема изучения мемуаров в отечественной исторической мысли // Учёные записки Казанского государственного университета. Т. 148. Кн. 4 Гуманитарные науки. 2006. С. 36-45.
41. Герман И.А. Речевая деятельность как самоорганизующаяся система: к становлению лингвосинергетической парадигмы. Автореф. дисс. канд. филол. наук: 09.00.01, Барнаул, 1999. 26 с.
42. Гиль О.Г. Речевые проявления личности в устном рассказе нарративного типа. автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.05. М, 2000. 24 с.
43. Голованов И.А. Устный рассказ-воспоминание в современной коммуникации как фольклорный текст // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. № 2 (293). С. 89-92.
44. Головина Т.И. Мемуары как источник культурологического исследования: автореф. дис. канд. культуролог.: 24.00.02. СПб.,1998. 23 с.
45. Голубев А. В. «Мы ждали второго фронта»: союзники глазами советского общества в годы Второй мировой войны // Российская история. 2009. № 6. С. 3-27.
46. Голубева Е.И. Лингвостилистические средства выражения объективного и субъективного факторов в жанре автобиографии: Автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1987. 19 с.
47. Гольдин В.Е. Доминанты традиционной сельской культуры речевого общения // Аванесовский сборник: К 100-летию со дня рождения Р.И. Аванесова / отв. ред. Н.Н. Пшеничнова. М.: Наука, 2002. С. 58-64.
48. Гольдин В. Е. Повествование в диалектном дискурсе // Известия Саратовского университета, 2009. Т.9. Сер. Филология. Журналистика. Вып.1. С. 3-6.
49. Гольдин В.Е. Теоретические проблемы коммуникативной диалектологии: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. Саратов, 1997. 52 с.
50. Гончарова А.В. О жанровой специфике устных мемуарных рассказов Великой Отечественной войны // Фольклор Великой Отечественной войны: Сборник наухных трудов / Под ред. О.Е. Лебедевой и М.В. Строганова. Тверь, 2005. С. 78-81.
51. Греймас А.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода / Пер. с фр. Л. Зиминой. М.: Академический проект, 2004. 301 с.
52. Гребенюк О.С. Автобиография: философско-культурологический анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.08. Ростов н/Д., 2005. 29 с.
53. Гынгазова Л.Г. О речевом жанре воспоминания (на материале языка личности) // Актуальные направления функциональной лингвистики: материалы конференции «Языковая ситуация в России конца XX века» (г. Кемерово, 1-3 декабря 1997 года). Томск: Изд-во Томского ун-та. 2001. С. 167-174.
54. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. № 1. С. 109-121.
55. Дементьев В.В., Седов К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров: Уч. пособие. Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 1998. 107с.
56. Демешкина Т.А. Теория диалектного высказывания. Аспекты семантики. Томск: Изд-во Том. ун-та. 2000. 190 с.
57. Долинин К.А. Проблема речевых жанров через сорок пять лет после статьи Бахтина // Русистика: лингвистическая парадигма конца XX в.. СПб., 1998. С. 35-39.
58. Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 1999. Вып.2. С. 7-13.
59. Домановский Л.В. Устные рассказы // Фольклор Великой Отечественной войны. М.-Л., 1964. С. 194-239.
60. Евстигнеева Н.В., Оберемко О. А. Модели анализа нарратива // Человек. Общество. Управление. 2007. № 4. С. 95-107.
61. Емельянова Т.П. Социальное представление как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне) // Психологический журнал. 2002. Т.23. № 49. С. 49-59.
62. Жанры речи: Сборник научных статей Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып.1. 212 с.
63. Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 1999. Вып.2. 287 с.
64. Жанры речи: Сборник научн. статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып.3. 318 с.
65. Женетт Ж. Границы повествовательности // Фигуры. В 2-х томах. Т. 1.
М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. С. 288-299.
66. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Фигуры. В 2-х томах. Т. 2. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. С. 60-281.
67. Журавлёв В. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология. № 3-4, 1993-1994. С. 34-43.
68. Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Анализ биографического нарративного интервью в исследованиях идентичности // Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения: Матер. Всерос. науч.-метод. семинара / Под. ред. О.А. Оберемко, Л.Н. Ожеговой. Краснодар: КубГУ, 2004. С. 126-129.
69. Земская Е.А. Городская устная речь и задачи ее изучения // Разновидности городской устной речи. М.: Наука, 1988. С. 5-44.
70. Зуева Т.В. Русский фольклор: Слов.-справ. М.: Просвещение, 2002. 334 с.
71. Иванова Н.Н. Видовая и внутривидовая классификация источников личного происхождения: проблемы источниковедческого анализа// Вестник РУДН Серия «История России». 2006. №3 (7). С. 105-110.
72. Ильина Т.А. Устное воспоминание - исторический источник // Советские архивы. 1973. № 2. С. 45-51.
73. Ильичёва О.В. Синтаксические признаки спонтанной речи в соотношении с социальными характеристиками говорящего // Материалы XXVII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып. 2. Секция грамматики (русско-славянский цикл). 16-22 марта 1998 г. Тезисы докладов. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та. 1998. С. 32-35.
74. Исупов В.А., Алексеев В.В. Население Сибири в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск, 1986. 231 с.
75. Казакова О.А. Диалектная языковая личность в жанровом аспекте. Томск: Изд-во ТПУ. 2007. 200 с.
76. Касаева З.В. Об основных чертах устной спонтанной речи (общие замечания) // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2014. № 2. С. 60¬68.
77. Капанадзе Л.А. О жанрах неофициальной речи // Разновидности городской устной речи. М.: Наука, 1988а. С. 230-234.
78. Капанадзе Л.А. Способы выражения оценки в устной речи // Разновидности городской устной речи. М.: Наука, 1988б. С. 151-156.
79. Кинцель А.В. Психолингвистическое исследование эмоционально-смысловой доминанты как текстообразующего фактора: монография. - Барнаул, 2000. 382 с.
80. Киреев К.И. Прожитое и пережитое. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та., 1990. 184 с.
81. Китайгородская М.В. Наблюдения над построением устного просторечного текста // Разновидности городской устной речи: сборник научных трудов / отв. ред. Д. Н. Шмелев, Е. А. Земская. М.: Наука, 1988. С. 156-182.
82. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Речь москвичей: коммуникативно-культурологический аспект/ Ин-т рус. яз. РАН, М., 1999. 396с.
83. Ковыршина С.В. Философская автобиография как форма духовного творчества, жанр дискурса и нарратив эпохи: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2004. 27 с.
84. Кожевин В. Л. Сибирь: вклад в победу в Великой Отечественной войне: III Всероссийская научная конференция // Гуманитарные науки в Сибири. №2. 2006. С. 108-109.
85. Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. М.: Ин-т русского языка РАН, 1994. 190 с.
86. Кожина М.Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь: Изд-во ПГГУ, 1999. 284 с.
87. Козлова Н. Н. Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 14-26.
88. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка: монография. М.: УРСС Эдиториал, 2007. 243 с.
89. Кормазина О.П. Речевой жанр воспоминания: структурные особенности текста // Молодой учёный. 2013. № 5. С. 453-455.
90. Кормилицына М.А., Сиротинина О.Б. Хорошая речь, Саратов, 2001
91. Королёва Е. Е. Креативный потенциал диалектной личности // Актуальные проблемы русской диалектологии: тезисы докладов Международной конференции / отв. ред. Л.Л. Касаткин. М.: ИРЯ РАН, 2006. С. 102-104.
92. Косицына Ю. В. Статико-динамическая модель тематической организации диалектного монологического текста.: дис. ... канд. ист. наук:10.01.02. Т. 1. Кемерово, 2013. 169 с.
93. Краузе М. Уж это я помню! Диалогичность и верификационные стратегии в нарративах диалектоносителей русского языка // Актуальные проблемы русской диалектологии: тезисы докладов Международной конференции / отв. ред. Л.Л. Касаткин. М.: ИРЯ РАН, 2006. С. 106-107.
94. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 1998. 321 с.
95. Ломко Я. А. Великая Отечественная война в сознании поколений (заметки ветерана Великой Отечественной войны) // Вестник РУДН. Сер. Международные отношения. 2005. №1.С. 114-130.
96. Лотман Ю. М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» (О двух моделях коммуникации в системе культуры) // Семиосфера. СПб., 2000. С. 163-176.
97. Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992. Т. 1. [Электронный ресурс]/ URL: (http: //yanko .lib. ru/books/cultur/lotman-selection.htm)4(дата обращения: 04.04.2015).
98. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Наука, 1970. 452 с.
99. Мартикайнен Ээви. Разговорно-просторечная лексика в русском языке конца 20 - начала 21 веков (на материале словарей). [Электронный ресурс] // Открытое хранилище университета Тампере. URL:
http: //tampub.uta.fi/bitstream/handle/10024/92626/gradu00497.pdf?sequence= 1(дата обращения 28.03. 2015).
100. Матвеева Т.В. К лингвистической теории жанра // Collegium, 1-2.
Киев, 1995. 325 с.
101. Методика сбора устных исторических источников / под. ред. А.О. Баженова. Барнаул, 1992. 123 с.
102. Минц С.С. Об особенностях эволюции источников мемуарного характера // История СССР. 1979. № 6. С. 54-70.
103. Минц С. С. Устные рассказы жителей Малоярославца // Фольклор Великой Отечественной войны. М.-Л., 1964. С. 384-390.
104. Мызникова Я. В. Коммуникативные особенности диалектного речевого жанра «рассказ-воспоминание» // Российская и зарубежная филология: вестник Пермского государственного ун-та. 2014. Вып. 4 (28). С. 66-72.
105. Новиков Н.В. Советские фольклористы и современность// Проблемы современного народного творчества. Русский фольклор: Наука. М.-Л., T.IX, 1964. С. 32.
106. Новикова Е.Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников: дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь: РГБ, 2006. 231 с.
107. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000. 121 с.
108. Орлова Н.В. Жанры разговорной речи и их «стилистическая обработка»: К вопросу о соотношении стиля и жанра // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 51-56.
109. Павлова С.Ю. Мемуарно-автобиографические жанры: к проблеме границ // Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Филология, журналистика, вып. 1. С. 59-62.
110. Падучева Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 464 с.
111. Петрунина С. П. Грамматика говорящего и слушающего в сибирских говорах (на материале парных конструкций): монография. Новокузнецк, 2008. 402 с.
112. Петрунина С. П. Пояснение в монологических текстах диалектной речи (к проблеме избыточности): автореф. дис. ... канд. филол. Наук: 10.01.02. Томск, 1986. 27 с.
113. Полтавцева Е. Применение синергетического подхода к вопросу изучения мемуарных источников [Электронный ресурс]. URL: www.humanities.edu.ru(дата обращения: 25.01.2015)
114. Полякова Л.В. Пути развития теории жанра в работах последних лет // Русская литература. 1985. № 1. С. 212-225.
115. Попова Е.А. Коммуникативные аспекты литературного нарратива. Автореферат дисс. докт. филол. Наук: 10.01.02. М., 2002. 31 с.
116. Пушкарёв Л.Н. Женские фронтовые рассказы (из воспоминаний фольклориста-фронтовика) // Проблемы женской и гендерной истории. 2014. № 1. С. 3-8.
117. Пушкарёв Л.Н. Словесные источники для изучения ментальности советского народа в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории.2001. № 4. С. 12-16.
118. Разумный В.А. Моя война. Воспоминания фронтовика, педагога, учёного // Народное образование. 2010. № 4. С. 13-31.
119. Разумова И. А. Антропонимический меморат в семейном фольклоре // Язык и поэтика фольклора: Докл. Междунар. конф ПетрГУ. Петрозаводск. 2001. С. 219-224.
120. Разумова И. А. Потаённое знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М.: Индрик, 2001. 324 с.
121. Разумова И. А. Семейные военные рассказы // Фольклор Великой Отечественной войны: сборник научных трудов / Под ред. О. Е. Лебедевой и М. В. Строганова. Тверь. 2005. С. 81-89.
122. Рафикова С. А. Народные мемуары как источник по истории советской повседневности // Гуманитарные науки в Сибири. 2009. №2. С. 74-78.
123. Реброва И. В. Возможности критического дискурс-анализа как метода интерпретации устных историй о Великой Отечественной войне // Былые годы 2012. № 3. С.
124. Романова Т. В. Модальность как текстообразующая категория в современной мемуарной литературе: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. М., 2006. 199 с.
125. Русская деревня в рассказах ее жителей / под ред. Л. Л. Касаткина. М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. с.
126. Рытникова Я.Т. Семейная беседа как жанр повседневного речевого общения // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 177¬188.
127. Салимовский В.А. Функционально-стилистическая традиция изучения жанров речи // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 1999. Вып.2. С. 61-75.
128. Сапогова Е. Е. Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология, 2, 2005. С.63-74.
129. Сапожникова Ю. Л. Жанр автобиографии: понятие, особенности // Учёные записки ЗабГГПУ. Филология, история, востоковедение. 2012. № 4. С. 54-56.
130. Седов К.Ф. Анатомия жанров бытового общения // Вопросы стилистики. Вып.27. Человек и текст. Изд-во Сарат. ун-та. Саратов, 1998. С. 9-20.
131. Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности. Саратов: 1999. 231 с.
132. Силантьев И. В. Нарратология и сюжетология: к разграничению предмета исследования // Сюжетология и сюжетография. Новосибирск, 2014. № 1. С. 3-8.
133. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М.: РОССПЭН, 1999. 383 с. [Электронный ресурс]: Библиотека Якова Кротова. URL:http://krotov.info/library/18_s/en/vavskaya_00.htm(дата обращения: 24.04.2016)
134. Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи. Саратов. 1999. Вып. 2. С. 26-31.
135. Сиротинина О.Б. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного литературного языка. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та. 1992. 132 с.
136. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. М.: «Наука», 1996. 487 с.
137. Сорокин Г. Г. Бабушки современной России // Женщина в российском обществе. 2014. № 1. С. 77-80.
138. Спустя полвека: Народные рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг / Под ред. Г. В. Богданова. Курган, 1994. 241 с.
139. Теклева Л. А. Композиция устного народного рассказа периода Великой Отечественной войны как целостная система отображения фронтовой действительности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2015. №5 (247): в 2-х ч. Ч. II. С. 194-197. URL: www.gramota.net/materials/2/2015/5-2/54.html(дата обращения: 23.03.2016)
140. Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы.
Материалы к спецкурсу. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 104с. [Электронный ресурс]. URL:
(http://www2.usu.ru/philosophy/soc_ phil/rus/courses/narratology.html) (дата обращения: 10.10.2014)
141. Туровский В.В. Память в наивной картине мира: ЗАБЫТЬ, ВСПОМНИТЬ, ПОМНИТЬ // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С.91-95.
142. Тюпа В. И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова). Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. 123 с.
143. Тюпа В. И. Очерк современной нарратологии // Критика и семиотика.2002. Вып. 5. С. 5-31.
144. Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 27-34.
145. Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997б, №5. С. 102-120.
146. Харченко В. К., Павлова А. А. . Чужая речь в нарративе истории семьи // Единицы и категории языка в антропоцентрическом и функционально-коммуникативном освещении. Липецк: Липецк. гос. пед. ун-т. 2003. С. 75-80.
147. Цветаева Н. Н. Биографические нарративы советской эпохи. // Социологический журнал. 2000. № 1/2. С. 5-11.
148. Чередникова М. П. Типология повествовательной структуры в меморатах о Великой Отечественной войне. // Сказка и несказочная проза: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МПГУ, 1992. С. 90-109.
149. Черепанова Р. С. «Маленький человек» в «большой истории»: опыт интерпретации устных биографических рассказов // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 4 (142). С. 148-157.
150. Шлыкова Ю.Б. Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар:, 2006. 265 с.
151. Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов. 1997. С. 91-96.
152. Шмелёва Т. В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. Berlin. 1990. № 2. С. 20-32.
153. Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 467 с.
154. Щирова И. А., Гончарова Е. А. Текст в парадигмах современного гуманитарного знания: монография. СПб.: Книжный дом, 2006. 235 с.
155. Юсупова Л. Н. Мир крестьянского детства в период Великой Отечественной войны в Карелии: опыт интерпретации «устных» воспоминаний // Народ и власть: исторические источники и методы исследования. М.: Изд-во «Знак», 2004. С. 18-20.
156. Ярская-Смирнова Е. С. Нарративный анализ в социологии //Социологический журнал. 1997. № 3. С. 32-33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ