МЕМОРАТЫ ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСТНЫХ
МЕМОРАТОВ 8
1.1. Дискуссионные вопросы в современном жанроведении 8
1.2. Меморат как речевой жанр: аспекты изучения и проблемы классификации 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ УСТНОГО МЕМОРАТА И СРЕДСТВА ИХ ВЫРАЖЕНИЯ В УСТНЫХ МЕМОРАТАХ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 30
2.1. Описание устного мемората как речевого жанра 30
2.2. Опыт тематической классификации меморатов о Великой Отечественной войне 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ГЛАВА 3. КОМПОЗИЦИОННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТНЫХ МЕМОРАТОВ О ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 52
3.1. Композиция мемората о Великой Отечественной войне 52
3.1.1. Композиционная организация мужского (фронтового) мемората 52
3.1.2. Композиционная организация женского мемората 62
3.2. Стилистические особенности меморатов о Великой Отечественной
войне 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСТНЫХ
МЕМОРАТОВ 8
1.1. Дискуссионные вопросы в современном жанроведении 8
1.2. Меморат как речевой жанр: аспекты изучения и проблемы классификации 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ УСТНОГО МЕМОРАТА И СРЕДСТВА ИХ ВЫРАЖЕНИЯ В УСТНЫХ МЕМОРАТАХ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 30
2.1. Описание устного мемората как речевого жанра 30
2.2. Опыт тематической классификации меморатов о Великой Отечественной войне 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ГЛАВА 3. КОМПОЗИЦИОННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТНЫХ МЕМОРАТОВ О ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 52
3.1. Композиция мемората о Великой Отечественной войне 52
3.1.1. Композиционная организация мужского (фронтового) мемората 52
3.1.2. Композиционная организация женского мемората 62
3.2. Стилистические особенности меморатов о Великой Отечественной
войне 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
События Великой Отечественной войны, имеющие для жителей России историческое и всенародное значение, с каждым годом всё больше и больше отдаляются от нас, а количество ветеранов-участников боевых действий и тружеников тыла неумолимо уменьшается. Потому запись и комплексное исследование устных воспоминаний очевидцев событий 1941-1945 гг. является одной из актуальных задач для современных лингвистов.
Устные рассказы-воспоминания о событиях, или мемораты, представляются любопытным объектом изучения для разных гуманитарных наук, однако долгое время данный жанр не привлекал внимания собирателей фольклора и исследователей языка. Считалось, что рассказы-воспоминания из жизни обычных людей в силу своей частности, ограниченной вариативности или её полного отсутствия не могут быть определены в качестве отдельного фольклорного или речевого жанра. На современном же этапе изучение текстов устных меморатов открывает простор для разноаспектных исследований, в том числе и для изучения жанрообразующих признаков и стилистических особенностей.
Актуальность данной работы определяется её включенностью в решение актуальных задач антропоцентрической парадигмы, изучающей язык в тесной связи с его главным носителем - человеком, а также необходимостью комплексного исследования монологической речи и такого её жанра как меморат.
Новизна работы обусловлена тем, что впервые в лингвистический оборот вовлекаются тексты-воспоминания тружеников тыла и участников Великой Отечественной войны, проживающих на территории п. Южно- Енисейск Мотыгинского района Красноярского края и в самом г. Красноярске.
Цель настоящего исследования - представить комплексную лингвистическую характеристику меморатов участников войны и тружеников тыла с позиций коммуникативного, семантического и стилистического направлений исследования текста.
Задачи исследования обусловлены целью работы:
1. Собрать и систематизировать устные мемораты фронтовиков и тружеников тыла;
2. Рассмотреть основные подходы к исследованию устных меморатов;
3. На теоретическом уровне раскрыть сущность мемората как речевого жанра и определить все жанрообразующие признаки;
4. Представить тематическую классификацию меморатов тружеников тыла;
5. Выявить композиционные и стилистические особенности текстов-воспоминаний.
Гипотеза исследования: мемораты тружеников тыла и участников Великой Отечественной войны имеют ряд жанрово-стилистических особенностей, позволяющих говорить о специфичности указанных текстов.
В качестве объекта исследования выступают мемораты о Великой Отечественной войне.
Предметом исследования являются жанровые и стилистические особенности данных текстов.
Эмпирической базой исследования послужили устные тексты фронтовиков и тружеников тыла, собранные и расшифрованные нами в период с декабря 2014 года по декабрь 2015 года в Красноярске и Мотыгинском районе Красноярского края.
Теоретической базой работы послужили труды Т.В.Шмелевой, К.Ф. Седова, В.В. Дементьева К.А. Долинина в области жанроведения, а также исследования Т.А. Демешкиной, О.Б. Сиротининой, М.А. Кормилицыной, Л.Г. Гынгазовой, С.В. Волошиной, О.А. Казаковой, О.П. Кормазиной, В.Е. Гольдина, С.П. Петруниной, Ю.В. Косицыной в области коммуникативной диалектологии.
Методы, используемые в настоящем исследовании:
1. Социолингвистический метод (прием интервьюирования); прием перевода устной речи в письменную с последующей тематической разметкой;
2. В процессе работы используются методика характеристики речевых жанров Т.В. Шмелёвой;
3. Описательно-аналитический метод;
4. Методы контекстуального и стилистического анализа текста;
5. Методика количественного подсчета.
Практическое значение диссертации заключается в возможности использования её материалов в исследовательских работах, связанных с изучением истории России, а также на занятиях, посвящённых речевым жанрам и научно-исследовательской практике бакалавров и магистрантов.
Исследование имеет большую социокультурную значимость, поскольку позволяет зафиксировать и сохранить для потомков реальные воспоминания о Великой Отечественной войне и способствует углублению взаимопонимания между поколениями.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 64 источника и приложения: расшифровок меморатов тружеников тыла и участников Великой Отечественной войны.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы исследования устных рассказов носителей языка, даётся характеристика мемората как жанра речи, выявляются сходства и различия письменных и устных автобиографических жанров. Также разграничиваются типы устных меморатов, разграничиваются понятия автобиографического рассказа и мемората. Во второй даётся тематическая классификация избранных для анализа текстов, выявляются их характеристики и эмоционально-смысловые типы меморатов участников войны и тружеников тыла.
На основании анализа эмпирического материала были выявлены эмоционально-смысловые типы мемората и определены их жанровые и стилистические особенности.
Общий объём магистерского исследования составил 93 страницы. Объём приложений - 68 страниц.
Устные рассказы-воспоминания о событиях, или мемораты, представляются любопытным объектом изучения для разных гуманитарных наук, однако долгое время данный жанр не привлекал внимания собирателей фольклора и исследователей языка. Считалось, что рассказы-воспоминания из жизни обычных людей в силу своей частности, ограниченной вариативности или её полного отсутствия не могут быть определены в качестве отдельного фольклорного или речевого жанра. На современном же этапе изучение текстов устных меморатов открывает простор для разноаспектных исследований, в том числе и для изучения жанрообразующих признаков и стилистических особенностей.
Актуальность данной работы определяется её включенностью в решение актуальных задач антропоцентрической парадигмы, изучающей язык в тесной связи с его главным носителем - человеком, а также необходимостью комплексного исследования монологической речи и такого её жанра как меморат.
Новизна работы обусловлена тем, что впервые в лингвистический оборот вовлекаются тексты-воспоминания тружеников тыла и участников Великой Отечественной войны, проживающих на территории п. Южно- Енисейск Мотыгинского района Красноярского края и в самом г. Красноярске.
Цель настоящего исследования - представить комплексную лингвистическую характеристику меморатов участников войны и тружеников тыла с позиций коммуникативного, семантического и стилистического направлений исследования текста.
Задачи исследования обусловлены целью работы:
1. Собрать и систематизировать устные мемораты фронтовиков и тружеников тыла;
2. Рассмотреть основные подходы к исследованию устных меморатов;
3. На теоретическом уровне раскрыть сущность мемората как речевого жанра и определить все жанрообразующие признаки;
4. Представить тематическую классификацию меморатов тружеников тыла;
5. Выявить композиционные и стилистические особенности текстов-воспоминаний.
Гипотеза исследования: мемораты тружеников тыла и участников Великой Отечественной войны имеют ряд жанрово-стилистических особенностей, позволяющих говорить о специфичности указанных текстов.
В качестве объекта исследования выступают мемораты о Великой Отечественной войне.
Предметом исследования являются жанровые и стилистические особенности данных текстов.
Эмпирической базой исследования послужили устные тексты фронтовиков и тружеников тыла, собранные и расшифрованные нами в период с декабря 2014 года по декабрь 2015 года в Красноярске и Мотыгинском районе Красноярского края.
Теоретической базой работы послужили труды Т.В.Шмелевой, К.Ф. Седова, В.В. Дементьева К.А. Долинина в области жанроведения, а также исследования Т.А. Демешкиной, О.Б. Сиротининой, М.А. Кормилицыной, Л.Г. Гынгазовой, С.В. Волошиной, О.А. Казаковой, О.П. Кормазиной, В.Е. Гольдина, С.П. Петруниной, Ю.В. Косицыной в области коммуникативной диалектологии.
Методы, используемые в настоящем исследовании:
1. Социолингвистический метод (прием интервьюирования); прием перевода устной речи в письменную с последующей тематической разметкой;
2. В процессе работы используются методика характеристики речевых жанров Т.В. Шмелёвой;
3. Описательно-аналитический метод;
4. Методы контекстуального и стилистического анализа текста;
5. Методика количественного подсчета.
Практическое значение диссертации заключается в возможности использования её материалов в исследовательских работах, связанных с изучением истории России, а также на занятиях, посвящённых речевым жанрам и научно-исследовательской практике бакалавров и магистрантов.
Исследование имеет большую социокультурную значимость, поскольку позволяет зафиксировать и сохранить для потомков реальные воспоминания о Великой Отечественной войне и способствует углублению взаимопонимания между поколениями.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 64 источника и приложения: расшифровок меморатов тружеников тыла и участников Великой Отечественной войны.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы исследования устных рассказов носителей языка, даётся характеристика мемората как жанра речи, выявляются сходства и различия письменных и устных автобиографических жанров. Также разграничиваются типы устных меморатов, разграничиваются понятия автобиографического рассказа и мемората. Во второй даётся тематическая классификация избранных для анализа текстов, выявляются их характеристики и эмоционально-смысловые типы меморатов участников войны и тружеников тыла.
На основании анализа эмпирического материала были выявлены эмоционально-смысловые типы мемората и определены их жанровые и стилистические особенности.
Общий объём магистерского исследования составил 93 страницы. Объём приложений - 68 страниц.
Актуальной задачей языкознания, как науки, включенной в антропоцентрическую парадигму, является изучение языка в тесной связи с его главным носителем - человеком. Успешному решению этой задачи способствуют исследования, связанные с системным описанием устной речи и такого её жанра как меморат.
В данной работе устный текст-воспоминание выступает как зафиксированная на аудионоситель последовательность устных языковых единиц (сверхфразовых единств), объединённых смысловой и грамматической связью, организованная согласно закономерностям структурирования текстов нарративного типа, отражающая реальную действительность, служащая для лучшего понимания целого текста.
Меморат - жанр устного рассказа о событиях прошлого, случившихся с самим рассказчиком или членами его окружения. Данный РЖ органично сочетает в себе признаки диалога и монолога, характеризуясь, с одной стороны, большей протяжённостью по сравнению со средней репликой в пределах диалогического обмена, а с другой, обычным постоянным соучастием слушателей, начиная от минимальных реакций и заканчивая активным вмешательством в процесс формирования нарративного текста.
Устные тексты-воспоминания обладают специфическими признаками, определяющими их место в классификации жанров устной речи. Таковыми являются:
• Коммуникативная цель: сообщение информации о событии, реально произошедшим с информантом или его близкими с долей оценки этих событий рассказчиком;
• Образ автора основывается на таких признаках текстов- воспоминаний, как автобиографичность, субъективность, авторский стиль;
• Образ адресата не является ярко выраженным, поскольку меморат преимущественно монологический жанр, однако он необходим как сочувственно настроенный слушатель, разделяющий субъективную авторскую оценку излагаемого;
• Образ прошлого и образ будущего: в диктуме описывается прошлое, однако в сознании рассказчика оно неразделимо с другими временными пластами;
• Тип диктумного содержания - полисобытийный, тексты перегружены разнообразными событиями, периодически нарушающими хронологию повествования и перетекающими из одного мемората в другой;
• Для рассказов-воспоминаний характерны кольцевая и линейная разновидности композиции, однако встречаются и тексты с обратной композицией;
• Сюжетная схема повествования: экспозиция (выделение действующих лиц и хронотопа), завязка действия, его развитие и кульминация и развязка, сопровождаемая размышлениями;
• Тематика рассказов-воспоминаний разнообразна: это рассказы о себе и членах семьи, о людях, с которыми рассказчика свела судьба, о работе, учёбе, жизненных трудностях, дороге и др.
Во многом особенности текстов рассказов-воспоминаний определяются их устной формой бытования. Записанные тексты характеризуются неподготовленностью, спонтанностью, нефиксированностью темы.
Анализ типологических признаков текстов-воспоминаний позволяет определить их структурные и семантические особенности:
а) наличие кратких и незаконченных предложений;
б) преобладание сочинения над подчинением;
в) непоследовательность изложения, нарушение хронологии событий;
г) семантические повторы, повторы отдельных лексем и целых предложений;
д) самоперебивы как способ организации речи.
К основным стилистическим особенностям текстов-воспоминаний следует отнести:
1. фонетическая нечеткость;
2. лексическая неточность;
3. тесная связь с невербальными средствами общения;
4. неполнота выражения (эллиптичность);
5. стремление к экономии языковых средств;
6. экспрессивность, оценочность.
Особенности, просматриваемые на разных уровнях языка не отличаются от особенностей, присущих любым иным текстам разговорного стиля. На фонетическом уровне: редукции, эпентезы, диерезы, нарушения орфоэпических норм. На словообразовательном уровне: редупликация как наиболее типичный способ образования форм, обилие слов с суффиксами субъективной оценки, образование окказионализмов по моделям, существующим в языке. На морфологическом уровне: преобладание глаголов над существительными; частое употребление личных и притяжательных местоимений, и притяжательных прилагательных; использование междометий в качестве сказуемых; употребление настоящего времени глагола в значении прошедшего. На лексическом уровне: использование преимущественно разговорной лексики; преобладание конкретной лексики над абстрактной; фразеологизмы. Используется лексика определённых тематических групп, что выделяет данные мемораты из числа прочих (лексика тематической группы «война»). На синтаксическом уровне: частотное использование неполных и безличных предложений; повышенная частотность коротких простых предложений (до 10 слов).
Кроме того важно отметить редкое использование средств художественной выразительности
В данной работе устный текст-воспоминание выступает как зафиксированная на аудионоситель последовательность устных языковых единиц (сверхфразовых единств), объединённых смысловой и грамматической связью, организованная согласно закономерностям структурирования текстов нарративного типа, отражающая реальную действительность, служащая для лучшего понимания целого текста.
Меморат - жанр устного рассказа о событиях прошлого, случившихся с самим рассказчиком или членами его окружения. Данный РЖ органично сочетает в себе признаки диалога и монолога, характеризуясь, с одной стороны, большей протяжённостью по сравнению со средней репликой в пределах диалогического обмена, а с другой, обычным постоянным соучастием слушателей, начиная от минимальных реакций и заканчивая активным вмешательством в процесс формирования нарративного текста.
Устные тексты-воспоминания обладают специфическими признаками, определяющими их место в классификации жанров устной речи. Таковыми являются:
• Коммуникативная цель: сообщение информации о событии, реально произошедшим с информантом или его близкими с долей оценки этих событий рассказчиком;
• Образ автора основывается на таких признаках текстов- воспоминаний, как автобиографичность, субъективность, авторский стиль;
• Образ адресата не является ярко выраженным, поскольку меморат преимущественно монологический жанр, однако он необходим как сочувственно настроенный слушатель, разделяющий субъективную авторскую оценку излагаемого;
• Образ прошлого и образ будущего: в диктуме описывается прошлое, однако в сознании рассказчика оно неразделимо с другими временными пластами;
• Тип диктумного содержания - полисобытийный, тексты перегружены разнообразными событиями, периодически нарушающими хронологию повествования и перетекающими из одного мемората в другой;
• Для рассказов-воспоминаний характерны кольцевая и линейная разновидности композиции, однако встречаются и тексты с обратной композицией;
• Сюжетная схема повествования: экспозиция (выделение действующих лиц и хронотопа), завязка действия, его развитие и кульминация и развязка, сопровождаемая размышлениями;
• Тематика рассказов-воспоминаний разнообразна: это рассказы о себе и членах семьи, о людях, с которыми рассказчика свела судьба, о работе, учёбе, жизненных трудностях, дороге и др.
Во многом особенности текстов рассказов-воспоминаний определяются их устной формой бытования. Записанные тексты характеризуются неподготовленностью, спонтанностью, нефиксированностью темы.
Анализ типологических признаков текстов-воспоминаний позволяет определить их структурные и семантические особенности:
а) наличие кратких и незаконченных предложений;
б) преобладание сочинения над подчинением;
в) непоследовательность изложения, нарушение хронологии событий;
г) семантические повторы, повторы отдельных лексем и целых предложений;
д) самоперебивы как способ организации речи.
К основным стилистическим особенностям текстов-воспоминаний следует отнести:
1. фонетическая нечеткость;
2. лексическая неточность;
3. тесная связь с невербальными средствами общения;
4. неполнота выражения (эллиптичность);
5. стремление к экономии языковых средств;
6. экспрессивность, оценочность.
Особенности, просматриваемые на разных уровнях языка не отличаются от особенностей, присущих любым иным текстам разговорного стиля. На фонетическом уровне: редукции, эпентезы, диерезы, нарушения орфоэпических норм. На словообразовательном уровне: редупликация как наиболее типичный способ образования форм, обилие слов с суффиксами субъективной оценки, образование окказионализмов по моделям, существующим в языке. На морфологическом уровне: преобладание глаголов над существительными; частое употребление личных и притяжательных местоимений, и притяжательных прилагательных; использование междометий в качестве сказуемых; употребление настоящего времени глагола в значении прошедшего. На лексическом уровне: использование преимущественно разговорной лексики; преобладание конкретной лексики над абстрактной; фразеологизмы. Используется лексика определённых тематических групп, что выделяет данные мемораты из числа прочих (лексика тематической группы «война»). На синтаксическом уровне: частотное использование неполных и безличных предложений; повышенная частотность коротких простых предложений (до 10 слов).
Кроме того важно отметить редкое использование средств художественной выразительности



