Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приемы обучения непроверяемым написаниям в начальной школе

Работа №23283

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1069
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретические основы формирования обучения непроверяемым
написаниям в начальной школе 8
1.1 Причины трудностей при усвоении учащимися слов с
непроверяемыми написаниями и пути их преодоления 8
1.2 Приемы, направленные на правописания слов с
непроверяемыми написаниями 11
2 Эффективные приёмы работы по совершенствованию навыков
написания слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе 23
2.1 Этапы работы по совершенствованию навыков написания
слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе 23
2.2 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 28
2.3 Методические рекомендации по изучению словарных слов на
уроках русского языка 35
Заключение 41
Список использованных источников 45
Приложение А Упражнения и задания, направленные на изучение слов с непроверяемым написанием (Кирсарова Т.Ю.) 50
Приложение В 59

В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
Работа по русскому языку со словами, подчиняющимися традиционному принципу написания, в течение многих десятилетий развития методики остаётся однозначно важнейшей, однако приёмы формирования орфографической зоркости при этом менялись мало. Это объясняется большей частью простотой учебной задачи - запомнить определённые программой слова, механически закрепить их в долговременной памяти учащегося, попутно приложив усилия только к разъяснению их лексического значения. При условии, что действующий ФГОС требует воспитания такой языковой личности, которая сознательно владеет устной и письменной формами речи, внимание к «словарным» словам должно быть обеспечено и заботой учителя начальной школы к осмысленному запоминанию и усвоению лексических единиц младшими школьниками. Поэтому основная цель нашего исследования - рассмотреть в теоретическом и практическом аспектах приёмы обучения непроверяемым написаниям в начальной школе, способы внедрения в языковое сознания младших школьников наибольшего количества трудных слов с наименьшими психофизическими усилиями. Озабоченность оптимизацией учебного процесса проистекает из факта информационной перегрузки младшего школьника. Интенсификация учебного процесса, увеличение количества предметов в начальной школе, рост объёма осваиваемых форматов знания с неизбежностью ведут младшего школьника к потере здоровья, ослаблению памяти, и, как следствие, к снижению успеваемости. Задача методики русского языка на данном этапе - поиск путей наиболее щадящего преподнесения знания, а также оптимальных приёмов самостоятельной работы учащихся.
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Непроверяемые написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии. Программа по русскому языку для начальных классов указывает, что «на каждом году обучения должны проводиться словарно-орфографические упражнения, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса» [6, с. 120].
К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами.
Всё вышесказанное и обусловило актуальность выбора темы нашего исследования.
Цель исследования: рассмотреть в теоретическом и практическом аспектах приёмы обучения непроверяемым написаниям в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения непроверяемым написаниям в начальной школе.
Предмет исследования: приемы обучения непроверяемым написаниям в начальной школе.
систематически использовать разнообразные приёмы (упражнения и задания, которые направлены на изучение слов c непроверяемыми написаниями и основаны на работе c разными видами памяти; мнемотехника, этимологический анализ), это будет способствовать совершенствованию навыка запоминания слов с непроверяемыми написаниями у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать причины трудностей при усвоении учащимися слов с непроверяемыми написаниями и пути их преодоления
2. Выделить этапы работы по совершенствованию навыков написания слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе
3. Разработать методические рекомендации по обучению непроверяемым написаниям в начальной школе.
4. Провести экспериментальное исследование
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, эксперимент, систематизация материала.
Методологическую основу нашего исследования составляют работы Н.Н. Алгазиной, И.Ю. Амосовой, Ю.О. Бронниковой, Е.Н. Булашовой, Г.В. Кирилиной, Т.Ю. Кисаровой, И.В. Колиной, Л.Ю. Комиссаровой и др.
Практическая значимость заключается в возможности использования систематизированного материала учителями и студентами для подготовки к практическим и семинарским занятиям, для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, таблицы (3), рисунки (3), список использованных источников (40), приложения (2). Общий объём работы 62 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая вышесказанное, можем сказать, что в нашем исследовании был рассмотрен один из аспектов словарно-орфографической работы, а именно - проблема обучения младших школьников правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.
Данная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных задач:
- во-первых, помогает формировать личность ученика, его мировоззрение, расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, наделяет ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;
- во-вторых, во время словарно-орфографической работы происходит знакомство ученика с богатством родного языка и показ его стилистических возможностей.
Вопрос об организации данной деятельности на уроках русского языка остается актуальным очень долгое время, так как умение грамотно писать, корректно использовать лексические, стилистические возможности русского языка является мерилом образованности человека.
Изучение и анализ теоретических источников по обозначенной нами проблеме позволил установить причины основных трудностей при усвоении учащимися слов с непроверяемыми написаниями: работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы; при знакомстве co словарными словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль; слово предъявляется и анализируется самим учителем; механическое заучивание слов; неумение выделять орфограммы при письме.
В ходе нашего исследования мы выделили этапы работы по совершенствованию навыков написания слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе: первый этап работы - знакомство со словами; Второй этап работы наступает тогда, когда учащиеся познакомились со всеми словами.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что для эффективного изучения слов c непроверяемыми написаниями на уроках русского языка необходимо использовать различные приёмы обучения, таких как: приём зрительных ассоциаций; приём звуковых ассоциаций; мнемосистема «связей»; рифмованные стихи; сказки, рассказы; этимологический анализ слов и другие.
В практической части нашего исследования c целью показать, что запоминание слов c непроверяемыми написаниями будет проходить более эффективно, если при этом применять разнообразные приёмы, нами была проведена опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальная база исследования МБОУ «Шалинская СШ № 1» 3Б класс села Шалинское Манского района. Выборка исследования представлена учащимися в количестве 21 человека.
Анализ констатирующего этапа эксперимента позволил предположить: так как не у всех респондентов достаточно сформирован, уровень знаний по орфографической грамотности в словах с непроверяемыми написаниями, необходимо использовать различные приёмы в обучении орфографической грамотности в словах с непроверяемыми написаниями.
В связи с этим, на формирующем этапе эксперимента мы использовали следующие методические приёмы: письмо с «пропуском» или «окошечком», упражнения и задания, которые направлены на изучение слов c непроверяемым написанием и основаны на работе c разными видами памяти, этимологическую справку.
Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что использование указанных приёмов способствует повышению уровня сформированности знаний по орфографической грамотности в словах с непроверяемыми написаниями.
Таким образом, в ходе проведенной опытно - экспериментальной работы была доказана гипотеза исследования: если на уроках русского языка в начальных классах для работы по обучению непроверяемым написаниям систематически использовать разнообразные приёмы (упражнения и задания, которые направлены на изучение слов c непроверяемым написанием и основаны на работе c разными видами памяти; мнемотехника, этимологический анализ), это будет способствовать совершенствованию навыка запоминания слов с непроверяемым написанием у младших школьников.



1. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н.Н. Алгазина. - Москва: Академия, 2011. - 160 с.
2. Амосова, И.Ю. Как запомнить словарные слова / И.Ю. Амосова // Начальная школа. - 2014. - №5. - 69 - 70.
3. Антонова, Е.С. Методика обучению русскому языку / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - Москва: Академия, 2015. - 400 с.
4. Бакулина, Г.А. Влияние психологических факторов на формирование орфографического навыка: теория и практика вопроса / Г.А. Бакулина // Начальная школа. - 2013. - №6. - С. 15 - 20.
5. Бондаренко, А.А. Орфография и орфоэпия - две стороны правильности речи /А.А. Бондаренко // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 36 - 41.
6. Бронникова, Ю.О. Использование этимологической справки при работе со словами с непроверяемыми написаниями / Ю.О. Бронникова // Вестник современной науки. - 2015. - № 7. - С. 120 - 122.
7. Булашова, И.Н. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка на основе этимологического анализа / И.Н. Булашова // Инновационные технологии в образовании.- 2015. - №5 . - С. 12 - 13.
8. Гвоздев, А.Н. Основы русской орфографии /А.Н. Гвоздев // Избранные работы по орфографии и фонетике. - 1963. - С. 124.
9. Голохвастова, Е. Ю. Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы / Е.Ю. Голохвастова, Н.В. Гнатюк // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. Т. 5. - № 3(16). - С. 111 -114.
10. Голованева, М.А. О некоторых мнемонических приёмах работы со словами традиционного принципа написания в начальной школе / М.А. Голованева // Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - №3. - С. 134 - 136.
11. Григорьева-Голубева, В.А. Использование методов и приемов словарной работы как средства формирования орфографической зоркости младших школьников при обучении русскому языку / В. А. Григорьева- Голубева, С. Б. Никитина // Царскосельские чтения. - 2013. - №4. - С. 51 - 54.
12. Гурьянова, Е.В. Методика введения и отработки грамотного написания тематических групп слов с непроверяемыми написаниями по русскому языку в начальной школе / Е.В. Гурьнова // С. 9 - 12.
13. Ивкина, Ю.М. Особенности работы над словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе / Ю.М. Ивкина // Научные дискуссии: Педагогический опыт в системе современного образования. 2015. - №2. - С. 40 - 44.
14. Каясова, Т.А. Методика работы со словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе / Т.А. Каясова // Вестник ОГУ. - 2012. - №4. - С. 15 - 21.
15. Кирилина, Г.В. Развитие познавательных и творческих способностей при запоминании словарных слов / Г.В. Кирилина // Начальная школа. - 2015. - №5. - С. 41 - 45.
16. Кисарова, Т.Ю. Система работы над словами с непроверяемым написанием / Т.Ю. Кисарова // Начальная школа. - 2013. - №10. - С. 24 - 25.
17. Колина, И.В. Использование мнемотехнических приёмов на уроках русского языка при изучении словарных слов / И.В. Колина: [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov- mnemotehniki-na-urokah-russkogo-yazyka-v-usloviyah-polietnicheskoy-shkoly
18. Комиссарова, ЛЮ. Содержание и организация словарно-орфографической работы в непрерывном курсе русского языка / ЛЮ. Комиссарова // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №6. - С. 84 - 87.
19. Ларских, З.П. Организация обобщающего повторения материала по орфографии с компьютерной поддержкой / З.П. Ларских // Начальная школа. - 2014. - №7. - С. 49 - 52.
20. Лемдянова, Н.П. Методические рекомендации Методика работы над словами с непроверяемым написанием / Н.П. Лемдянова: [Электронный ресурс]:https://docbaza.ru/naurok/nachalnye_klassy/text-89525044.html
21. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах /М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - Москва: Академия, 2012. - 464 с.
22. Методика обучения русскому языку и литературному чтению /под ред. Т.И. Зиновьевой. - Москва: Юрайт, 2016. - 468с.
23. Методы и приемы преодоления неуспеваемости школьников по русскому языку [Электронный ресурс]: / http://dodiplom.ru/ready/104092
24. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2004.
25. Миронова, Е.К. Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах [Электронный ресурс]:
http://madou11reutov.ru/d/842122/d/femp.pdf
26. Мияилович, Т.В., Лингвистические основы орфографической работы в начальной школе / Т.В. Мияилович, Н.Н. Божко // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2015 г. Том 1. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 184с. DOI: 10.17117/2015.08.01 http://ucom.ru/doc/conf/2015.08.01.pdf
27. Никулина, А. В. Основные проблемы формирования орфографической зоркости младших школьников в условиях системно- деятельностного подхода / А. Никулина // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 788 - 790.
28. Огирь, Г.А. Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения списыванию / Г. А. Огирь // Начальная школа. - 2010. - №4 - С. 14 - 16.
29. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова. - Москва: Просвещение, 2011. - 22 с.
30. Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы УМК «Школа России» [Электронный ресурс]:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/08/21/rabochaya-programma-po-russkomu-yazyku-1 -4-kl-umk-shkola
31. Развитие памяти дошкольников на основе мнемотехники: [Электронный ресурс]: http://ext.spb.ru/skype/89-publikacii/preschool/4191- 2013-12-12-11-34-27.html
32. Рязанова, Н.Г. Изучение словарных слов блоками / Н.Г. Рязанова // Начальная школа. - 2013. - №10. - С. 18 - 23.
33. Талапова, Н.Н. Формирование орфографического навыка у младших школьников посредством исследовательских заданий / Т.А. Талапова, Н.Н. Серёгина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - №5. - С. 43 - 47.
34. Трубайчук, Л.В. Применение информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как одно из средств формирования орфографической зоркости младших школьников /Л.В. Трубайчук, И.А. Кулиш // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №6. - С. 80 - 84.
35. Фатеева, Н.П. Образовательные программы начальной школы /Н.П. Фатеева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 № 373); в ред. Приказов от 26.11.10 № 1241, от 22.09.11 № 2357 [Электронный ресурс] http: //www/ug/ru/new_dtadarts/3
37. Фролова, Л.А. Организация орфографической деятельности младших школьников / Л.А. Фролова // Начальная школа. - 2013. - №8. - С. 44 - 48.
38. Фролова, Л.А. Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников / Л.А. Фролова // Начальная школа. - 2014. - №3. - С. 28 - 34.
39. Фролова, Л.А. Обучение русскому языку в начальной школе / Л.А. Фролова. - Москва: АРКТИ, 2002. - 192с.
40. Хохлова, Л.П. Методы запоминания информации (мнемотехника)/ Л.П. Хохлова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - С. 40 -43.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ