Приемы обучения непроверяемым написаниям в начальной школе
|
Введение
1 Теоретические основы формирования обучения непроверяемым
написаниям в начальной школе 8
1.1 Причины трудностей при усвоении учащимися слов с
непроверяемыми написаниями и пути их преодоления 8
1.2 Приемы, направленные на правописания слов с
непроверяемыми написаниями 11
2 Эффективные приёмы работы по совершенствованию навыков
написания слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе 23
2.1 Этапы работы по совершенствованию навыков написания
слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе 23
2.2 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 28
2.3 Методические рекомендации по изучению словарных слов на
уроках русского языка 35
Заключение 41
Список использованных источников 45
Приложение А Упражнения и задания, направленные на изучение слов с непроверяемым написанием (Кирсарова Т.Ю.) 50
Приложение В 59
1 Теоретические основы формирования обучения непроверяемым
написаниям в начальной школе 8
1.1 Причины трудностей при усвоении учащимися слов с
непроверяемыми написаниями и пути их преодоления 8
1.2 Приемы, направленные на правописания слов с
непроверяемыми написаниями 11
2 Эффективные приёмы работы по совершенствованию навыков
написания слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе 23
2.1 Этапы работы по совершенствованию навыков написания
слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе 23
2.2 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 28
2.3 Методические рекомендации по изучению словарных слов на
уроках русского языка 35
Заключение 41
Список использованных источников 45
Приложение А Упражнения и задания, направленные на изучение слов с непроверяемым написанием (Кирсарова Т.Ю.) 50
Приложение В 59
В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
Работа по русскому языку со словами, подчиняющимися традиционному принципу написания, в течение многих десятилетий развития методики остаётся однозначно важнейшей, однако приёмы формирования орфографической зоркости при этом менялись мало. Это объясняется большей частью простотой учебной задачи - запомнить определённые программой слова, механически закрепить их в долговременной памяти учащегося, попутно приложив усилия только к разъяснению их лексического значения. При условии, что действующий ФГОС требует воспитания такой языковой личности, которая сознательно владеет устной и письменной формами речи, внимание к «словарным» словам должно быть обеспечено и заботой учителя начальной школы к осмысленному запоминанию и усвоению лексических единиц младшими школьниками. Поэтому основная цель нашего исследования - рассмотреть в теоретическом и практическом аспектах приёмы обучения непроверяемым написаниям в начальной школе, способы внедрения в языковое сознания младших школьников наибольшего количества трудных слов с наименьшими психофизическими усилиями. Озабоченность оптимизацией учебного процесса проистекает из факта информационной перегрузки младшего школьника. Интенсификация учебного процесса, увеличение количества предметов в начальной школе, рост объёма осваиваемых форматов знания с неизбежностью ведут младшего школьника к потере здоровья, ослаблению памяти, и, как следствие, к снижению успеваемости. Задача методики русского языка на данном этапе - поиск путей наиболее щадящего преподнесения знания, а также оптимальных приёмов самостоятельной работы учащихся.
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Непроверяемые написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии. Программа по русскому языку для начальных классов указывает, что «на каждом году обучения должны проводиться словарно-орфографические упражнения, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса» [6, с. 120].
К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами.
Всё вышесказанное и обусловило актуальность выбора темы нашего исследования.
Цель исследования: рассмотреть в теоретическом и практическом аспектах приёмы обучения непроверяемым написаниям в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения непроверяемым написаниям в начальной школе.
Предмет исследования: приемы обучения непроверяемым написаниям в начальной школе.
систематически использовать разнообразные приёмы (упражнения и задания, которые направлены на изучение слов c непроверяемыми написаниями и основаны на работе c разными видами памяти; мнемотехника, этимологический анализ), это будет способствовать совершенствованию навыка запоминания слов с непроверяемыми написаниями у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать причины трудностей при усвоении учащимися слов с непроверяемыми написаниями и пути их преодоления
2. Выделить этапы работы по совершенствованию навыков написания слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе
3. Разработать методические рекомендации по обучению непроверяемым написаниям в начальной школе.
4. Провести экспериментальное исследование
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, эксперимент, систематизация материала.
Методологическую основу нашего исследования составляют работы Н.Н. Алгазиной, И.Ю. Амосовой, Ю.О. Бронниковой, Е.Н. Булашовой, Г.В. Кирилиной, Т.Ю. Кисаровой, И.В. Колиной, Л.Ю. Комиссаровой и др.
Практическая значимость заключается в возможности использования систематизированного материала учителями и студентами для подготовки к практическим и семинарским занятиям, для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, таблицы (3), рисунки (3), список использованных источников (40), приложения (2). Общий объём работы 62 страницы.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
Работа по русскому языку со словами, подчиняющимися традиционному принципу написания, в течение многих десятилетий развития методики остаётся однозначно важнейшей, однако приёмы формирования орфографической зоркости при этом менялись мало. Это объясняется большей частью простотой учебной задачи - запомнить определённые программой слова, механически закрепить их в долговременной памяти учащегося, попутно приложив усилия только к разъяснению их лексического значения. При условии, что действующий ФГОС требует воспитания такой языковой личности, которая сознательно владеет устной и письменной формами речи, внимание к «словарным» словам должно быть обеспечено и заботой учителя начальной школы к осмысленному запоминанию и усвоению лексических единиц младшими школьниками. Поэтому основная цель нашего исследования - рассмотреть в теоретическом и практическом аспектах приёмы обучения непроверяемым написаниям в начальной школе, способы внедрения в языковое сознания младших школьников наибольшего количества трудных слов с наименьшими психофизическими усилиями. Озабоченность оптимизацией учебного процесса проистекает из факта информационной перегрузки младшего школьника. Интенсификация учебного процесса, увеличение количества предметов в начальной школе, рост объёма осваиваемых форматов знания с неизбежностью ведут младшего школьника к потере здоровья, ослаблению памяти, и, как следствие, к снижению успеваемости. Задача методики русского языка на данном этапе - поиск путей наиболее щадящего преподнесения знания, а также оптимальных приёмов самостоятельной работы учащихся.
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Непроверяемые написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии. Программа по русскому языку для начальных классов указывает, что «на каждом году обучения должны проводиться словарно-орфографические упражнения, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса» [6, с. 120].
К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами.
Всё вышесказанное и обусловило актуальность выбора темы нашего исследования.
Цель исследования: рассмотреть в теоретическом и практическом аспектах приёмы обучения непроверяемым написаниям в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения непроверяемым написаниям в начальной школе.
Предмет исследования: приемы обучения непроверяемым написаниям в начальной школе.
систематически использовать разнообразные приёмы (упражнения и задания, которые направлены на изучение слов c непроверяемыми написаниями и основаны на работе c разными видами памяти; мнемотехника, этимологический анализ), это будет способствовать совершенствованию навыка запоминания слов с непроверяемыми написаниями у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать причины трудностей при усвоении учащимися слов с непроверяемыми написаниями и пути их преодоления
2. Выделить этапы работы по совершенствованию навыков написания слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе
3. Разработать методические рекомендации по обучению непроверяемым написаниям в начальной школе.
4. Провести экспериментальное исследование
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, эксперимент, систематизация материала.
Методологическую основу нашего исследования составляют работы Н.Н. Алгазиной, И.Ю. Амосовой, Ю.О. Бронниковой, Е.Н. Булашовой, Г.В. Кирилиной, Т.Ю. Кисаровой, И.В. Колиной, Л.Ю. Комиссаровой и др.
Практическая значимость заключается в возможности использования систематизированного материала учителями и студентами для подготовки к практическим и семинарским занятиям, для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, таблицы (3), рисунки (3), список использованных источников (40), приложения (2). Общий объём работы 62 страницы.
Обобщая вышесказанное, можем сказать, что в нашем исследовании был рассмотрен один из аспектов словарно-орфографической работы, а именно - проблема обучения младших школьников правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.
Данная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных задач:
- во-первых, помогает формировать личность ученика, его мировоззрение, расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, наделяет ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;
- во-вторых, во время словарно-орфографической работы происходит знакомство ученика с богатством родного языка и показ его стилистических возможностей.
Вопрос об организации данной деятельности на уроках русского языка остается актуальным очень долгое время, так как умение грамотно писать, корректно использовать лексические, стилистические возможности русского языка является мерилом образованности человека.
Изучение и анализ теоретических источников по обозначенной нами проблеме позволил установить причины основных трудностей при усвоении учащимися слов с непроверяемыми написаниями: работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы; при знакомстве co словарными словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль; слово предъявляется и анализируется самим учителем; механическое заучивание слов; неумение выделять орфограммы при письме.
В ходе нашего исследования мы выделили этапы работы по совершенствованию навыков написания слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе: первый этап работы - знакомство со словами; Второй этап работы наступает тогда, когда учащиеся познакомились со всеми словами.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что для эффективного изучения слов c непроверяемыми написаниями на уроках русского языка необходимо использовать различные приёмы обучения, таких как: приём зрительных ассоциаций; приём звуковых ассоциаций; мнемосистема «связей»; рифмованные стихи; сказки, рассказы; этимологический анализ слов и другие.
В практической части нашего исследования c целью показать, что запоминание слов c непроверяемыми написаниями будет проходить более эффективно, если при этом применять разнообразные приёмы, нами была проведена опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальная база исследования МБОУ «Шалинская СШ № 1» 3Б класс села Шалинское Манского района. Выборка исследования представлена учащимися в количестве 21 человека.
Анализ констатирующего этапа эксперимента позволил предположить: так как не у всех респондентов достаточно сформирован, уровень знаний по орфографической грамотности в словах с непроверяемыми написаниями, необходимо использовать различные приёмы в обучении орфографической грамотности в словах с непроверяемыми написаниями.
В связи с этим, на формирующем этапе эксперимента мы использовали следующие методические приёмы: письмо с «пропуском» или «окошечком», упражнения и задания, которые направлены на изучение слов c непроверяемым написанием и основаны на работе c разными видами памяти, этимологическую справку.
Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что использование указанных приёмов способствует повышению уровня сформированности знаний по орфографической грамотности в словах с непроверяемыми написаниями.
Таким образом, в ходе проведенной опытно - экспериментальной работы была доказана гипотеза исследования: если на уроках русского языка в начальных классах для работы по обучению непроверяемым написаниям систематически использовать разнообразные приёмы (упражнения и задания, которые направлены на изучение слов c непроверяемым написанием и основаны на работе c разными видами памяти; мнемотехника, этимологический анализ), это будет способствовать совершенствованию навыка запоминания слов с непроверяемым написанием у младших школьников.
Данная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных задач:
- во-первых, помогает формировать личность ученика, его мировоззрение, расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, наделяет ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;
- во-вторых, во время словарно-орфографической работы происходит знакомство ученика с богатством родного языка и показ его стилистических возможностей.
Вопрос об организации данной деятельности на уроках русского языка остается актуальным очень долгое время, так как умение грамотно писать, корректно использовать лексические, стилистические возможности русского языка является мерилом образованности человека.
Изучение и анализ теоретических источников по обозначенной нами проблеме позволил установить причины основных трудностей при усвоении учащимися слов с непроверяемыми написаниями: работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы; при знакомстве co словарными словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль; слово предъявляется и анализируется самим учителем; механическое заучивание слов; неумение выделять орфограммы при письме.
В ходе нашего исследования мы выделили этапы работы по совершенствованию навыков написания слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе: первый этап работы - знакомство со словами; Второй этап работы наступает тогда, когда учащиеся познакомились со всеми словами.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что для эффективного изучения слов c непроверяемыми написаниями на уроках русского языка необходимо использовать различные приёмы обучения, таких как: приём зрительных ассоциаций; приём звуковых ассоциаций; мнемосистема «связей»; рифмованные стихи; сказки, рассказы; этимологический анализ слов и другие.
В практической части нашего исследования c целью показать, что запоминание слов c непроверяемыми написаниями будет проходить более эффективно, если при этом применять разнообразные приёмы, нами была проведена опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальная база исследования МБОУ «Шалинская СШ № 1» 3Б класс села Шалинское Манского района. Выборка исследования представлена учащимися в количестве 21 человека.
Анализ констатирующего этапа эксперимента позволил предположить: так как не у всех респондентов достаточно сформирован, уровень знаний по орфографической грамотности в словах с непроверяемыми написаниями, необходимо использовать различные приёмы в обучении орфографической грамотности в словах с непроверяемыми написаниями.
В связи с этим, на формирующем этапе эксперимента мы использовали следующие методические приёмы: письмо с «пропуском» или «окошечком», упражнения и задания, которые направлены на изучение слов c непроверяемым написанием и основаны на работе c разными видами памяти, этимологическую справку.
Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что использование указанных приёмов способствует повышению уровня сформированности знаний по орфографической грамотности в словах с непроверяемыми написаниями.
Таким образом, в ходе проведенной опытно - экспериментальной работы была доказана гипотеза исследования: если на уроках русского языка в начальных классах для работы по обучению непроверяемым написаниям систематически использовать разнообразные приёмы (упражнения и задания, которые направлены на изучение слов c непроверяемым написанием и основаны на работе c разными видами памяти; мнемотехника, этимологический анализ), это будет способствовать совершенствованию навыка запоминания слов с непроверяемым написанием у младших школьников.
Подобные работы
- Особенности работы над орфографическими ошибками в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Использование наглядно-образных приёмов при изучении слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3500 р. Год сдачи: 2020 - Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ НАПИСАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРОВЕРКЕ ОРФОГРАММ СЛАБЫХ ПОЗИЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ИЗУЧЕНИЕ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ И ТРУДНОПРОВЕРЯЕМЫМИ
ОРФОГРАММАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ
МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Лексико-семантическая работа на уроках русского языка в начальных классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ РАЗНЫХ ВИДОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Использование мнемотехник при обучении младших школьников орфографии и орфоэпии русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



