Введение 4
Концепция 5
Раздел 1. История русской механической игрушки.
Аналоги кинетических мобилей в Европе 6
1.1. Игрушка как предмет детской забавы 6
1.2. Русская деревянная игрушка, как символ
народного творчества (Федосеевские балясы и Богородская механическая игрушка) 7
1.3. Кинетическая скульптура, как направление 9
1.4. Образ рыбы в славянском фольклоре 11
Раздел 2. Дневник о преддипломной практике 12
2.1. Первая неделя практики 12
2.2. Вторая неделя практики 14
2.3. Третья неделя практики 16
Раздел 3. «Русская народная механическая игрушка».
Учебное задание для детей 10-11лет 18
Урок №1 19
Урок №2 22
Урок №3 25
Урок №4 28
Урок №5 30
Заключение 33
Библиографический список 34
Для своей дипломной работы я выбрала тему деревянной механической игрушки. Решение было принято благодаря впечатлению от просмотра работ красноярского художника Анатолия Петровича Золотухина.
В том, что моя игрушка будет в образе глубоководной рыбы, сомнений не было, ведь ещё с детства многих из нас привлекали сказки про рыб, русалок и других жителей морей и океанов. Это вовсе не удивительно, так как красота подводного мира может покорить любое сердце. Постичь все тайны подводного мира практически невозможно, но с каждым разом погружаясь, Вы будете открывать для себя что-то новое и увлекательное.
Игрушка имеет динамичные свойства, подобно Богородским и Федосеевским механическим игрушкам. Её можно катать, она подвижна, изгибается из стороны в сторону, как настоящая рыба, открывает пасть. Данная игрушка поможет ребенку развить логические мысли, воображение, внимание, мышление, а также мелкую моторику. Деревянные игрушки полностью безопасны для детей и выполняют функцию развивающих игрушек.
В познавательном отношении игрушка выступает для ребёнка в качестве особого эталона окружающей материальной действительности. Являясь обязательным спутником детства, незаменимым и верным другом, игрушка для ребёнка всегда будет предметом развлечений, переживаний, забав, а также предметом, имеющим общеобразовательное значение.
В преддипломной - педагогической практике представленная тема была реализована с помощью различных техник. Дети осваивали отдельные элементы и технику росписи народной игрушки, с удовольствием разрисовывали их, а придумывали и конструировали свою игрушку на основе шаблонов.
Задача создания такой работы с детьми - это развитие у детей интереса к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту; знакомство с различными игрушками, начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой, а также с их историей и процессом изготовления игрушек собственными руками.
Урок № 1.
Дата: Указывается по необходимости
Тип урока: Овладение новыми знаниями
Время: 45 минут
Возраст: 10-11лет (4 класс)
Содержательная часть.
Тема: Мы мастера игрушки Цель: Познакомиться с видами русской народной игрушки
Задачи:
- знакомство с историей русской народной игрушки;
- нарисовать эскиз собственной народной игрушки.
Вспомогательная часть.
Материалы: альбом, простые и цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти
ТСО: проектор, компьютер или ноутбук, проектное полотно. Наглядные пособия:
-этапы выполнения работы, выполненные преподавателем.
-примеры русских народных игрушек
Урок № 2.
Дата: Указывается по необходимости
Тип урока: Овладение новыми знаниями
Время: 45 минут
Возраст: 10-11лет (4 класс)
Содержательная часть
Тема: Мы мастера игрушки
Цель: Изучить работу простых механизмов
Задачи:
• продолжение изучения народных игрушек;
• формировать представления о процессе научного познания;
• развивать логические способности учащихся и способствовать овладению ими исследовательских компетенций;
• приобщать к общечеловеческим ценностям;
• воспитывать бережливость, аккуратность, дисциплинированность;
• развивать воображение, внимательность, мелкую моторику рук;
• прививать эстетический вкус, проявлять творчество в украшении своей поделки.
Вспомогательная часть.
Материалы: простой карандаш, линейка ножницы, цветная бумага, деревянная палочка, канцелярская кнопка.
ТСО: проектор, компьютер или ноутбук, проектное полотно.
Урок №3
Дата: Указывается по необходимости
Тип урока: Овладение новыми знаниями
Время: 45 минут Возраст: 10-12лет (4-5 класс)
Содержательная часть.
Тема: Мы мастера игрушки Цель: Сделать заготовки к подвижной игрушке «Кузнецы» по мотивам Богородской народной игрушки.
Задачи:
- знакомство с историей русской народной деревянной игрушки;
- углубить познания игрушек села Богородское;
- сделать детали игрушки по шаблону.
Вспомогательная часть.
Материалы: картон, шаблоны, ножницы, простые карандаши, ТСО: проектор, компьютер или ноутбук, проектное полотно.
Наглядные пособия: -этапы выполнения работы, выполненные преподавателем.
-примеры деревянных подвижных игрушек по типу “кузнецы”
Урок №4.
Дата — указывается по необходимости
Время — 45 мин.
Возраст - 10-11 лет (4 класс)
Содержательная часть
Тема: Мы мастера игрушки
Цель: Сделать заготовки к подвижной игрушке «Кузнецы» по мотивам
Богородской народной игрушки.
Задачи:
- знакомство с историей русской народной деревянной игрушки;
- углубить познания игрушек села Богородское;
- сделать детали игрушки по шаблону.
Вспомогательная часть.
Материалы: вырезанные детали игрушки, ножницы, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши.
ТСО: проектор, компьютер или ноутбук, проектное полотно. Наглядные пособия:
-этапы выполнения работы, выполненные преподавателем. -примеры деревянных подвижных игрушек по типу “кузнецы”
Урок №5
Дата: Указывается по необходимости
Тип урока: Овладение новыми знаниями
Время: 45 минут
Возраст: 10-12лет (4 класс)
Содержательная часть.
Тема: Мы мастера игрушки
Цель: Сделать коллективное панно на тему «Ярмарка русской игрушки»
Задачи:
- завершение с работой по теме «Русская народная игрушка»;
- подвести итоги
Вспомогательная часть.
Материалы: ватман, простые карандаши, фломастеры, краски, кисти, ножницы ТСО: проектор, компьютер или ноутбук, проектное полотно.
Наглядные пособия: примеры детских коллективных панно в электронном варианте
Заключение
Моя дипломная работа посвящена исследованию деревянной механической игрушки, воплощению её в объекте декоративно-прикладного искусства и разработке заданий по выполнению игрушек с учениками начальных классов.
Главная цель моей дипломной работы - представить традиции русской народной игрушки. Считаю, что она достаточно продемонстрирована в моём художественном объекте. Механические части данной игрушки, являются аналогом старинной Богородской игрушки.
Данная игрушка предназначена для игры детям старше трёх лет. любой может оценить её экологичность, натуральную фактуру дерева, даже ощутить запах древесины. Также, такая игрушка отличается художественным вкусом, высокими эстетическими качествами, оригинальностью, что поможет ребёнку развить творческие способности и воображение.
Помимо игровой функции, данная механическая игрушка может выступать в качестве арт-объекта, предназначенного для экспозиции в интерьере общественного значения, имеющего отношение к работе с детьми. Например: в школьном музее, детском саду или театре кукол.
Таким образом, традиции русской народной игрушки повлияли на разработку моего учебного задания для школьников начальных классов.
Во время проведения уроков, мы изучали принципы механической игрушки, а так же сами конструировали простые механизмы. Ведь одной из главных задач для меня, было развитие у детей творческого мышления, эстетического вкуса, образного восприятия и навыков художественного мастерства. Так же были привиты потребности ориентироваться на непреходящие ценности народного искусства.
За время прохождения преддипломной практики, я многому научилась, ближе познакомилась с профессией педагога, окунулась в атмосферу детского творчества.
В результате творческих занятий с учениками начальной школы, я приобрела практические навыки работы преподавателем изобразительного искусства.
Преддипломная - педагогическая практика позволила мне закрепить теоретические знания, полученные за время обучения в университете, приобрести практические навыки работы со школьниками младшего возраста.