ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретическое представление о самоотношении в психологии 8
1.1 Анализ феномена самоотношения в психологии 8
1.2 Особенности формирования самоотношения в юношеском периоде 14
2 Теоретический анализ переживания одиночества 19
2.1 Одиночество как предмет изучения психологии 19
2.2 Типы переживания одиночества 22
2.3 Влияние самоотношения на переживание одиночества 25
3 Эмпирическое исследование взаимосвязи компонентов самоотношения у
молодых людей с разным типом переживания одиночества 29
3.1 Организация и методы исследования 29
3.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 30
3.3 Выводы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. И за последнее время накопилось немало исследовательских работ посвященных данной проблематике. Устанавливаются причины возникновения одиночества (Л.А. Пепло, Л.В. Оконечникова, А.А. Любякин, Рубинстайн, Шейвер и др.), характерные проявления и влияние на различные категории людей в разные периоды жизни (М. Розенберг, Леонтьев, Д. А. Кон И.С. и др.).
И немаловажным является то замечание, что, за последнее десять лет рост исследований, связанных с одиночеством значительно вырос и продолжает расти. Выявляются всё новые причины возникновения данного феномена, пересматривается отношение к одиночеству, выдвигаются новые подходы, разрабатываются новые методики на выявления одиночества. Данное явление возможно связанно с тем что, в настоящее время всё остро ощущается тенденция роста новых технологий, которые в свою очередь направлены на оптимизацию и облегчение жизни человека. Так же не мало важным является тот факт, что, сфера высоких технологий и искусственного интеллекта всё больше отдаляет людей друг от друга, виртуальная среда общения нередко заменяет реальное межличностное общение. Это порождает проблему виртуального общения как псевдозаменителя реального межличностного общения, который в свою очередь, неоднозначно влияет на проблему одиночества. Снижается ценность самого общения, теряется возможность полного, комплексного, на уровне эмоционального, эмпатического, телесного, невербального, обмена информации. Качество общения заменяется количеством. Данный феномен приводит к социальной изоляции, отчуждению, причинами которых являются страх одиночества и стремление избежать его любым путём [31].
Существенным остается тот факт, что одиночество можно переживать по- разному. Выделяют два компонента одиночества: позитивный и негативный (Леонтьев Д. А., Осин Е. Н.) Люди, которым свойственно переживание позитивного одиночества более склонны к саморазвитию, самопознанию, а негативный аспект приводит к избеганию от самого себя, к закрытости, изолированности от общества. Проблема исследования и раскрытие позитивных ресурсов самоотношения, взаимосвязанных с одиночеством, не были предметом специального изучения. И восполнить указанный пробел определяет актуальность данного исследования. Одиночество всегда было свойственно человеку, соответственно важно, чтобы он умел более продуктивно его прожить. Чтобы прийти к этому, нужно понимать, от чего зависит выраженность позитивного и негативного переживания одиночества.
Анализ классической теории, концепций и подходов позволяет говорить, что в большинстве из них одиночество традиционно рассматривается в контексте двух тенденции, обусловленных его негативной (Рубинстайн, Шейвер, 1989 Покровский, Иванченко, 2006) и позитивной (К.Г. Юнг, А. Маслоу, М.К. Мамардашвили, Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Салихова А. Ж.) направленностью.
После анализа феномена одиночества можно выделить несколько категорий переживания одиночества: эмоциональная-негативное или позитивное чувство; когнитивное-понимание себя, понимание себя как одинокого; поведенческая-уединение, избегание контактов и одиночества; состояние- интегрированности или потери внутренней целостности, а также гармония с миром.
Анализ работ, посвященных изучению другого рассматриваемого в работе феномена - отношения человека к себе, позволяет говорить о большом разнообразии определений этого явления с позиции содержания и структуры: глобальная (обобщенная, интегральная) самооценка (У. Джеймс, Р. Берн, С. Куперсмит, М. Розенберг, И.С. Кон), самопринятие (К. Роджерс, И.С. Кон), самооценка (М.И. Лисина), самоотношение (В.В. Столпи, С.Р. Пантелеев, Н.И. Сарджвеладзе), чувство компетентности (А. Бандура, Д. Роттер) и др.
Л.А. Пепло, в своих исследованиях приводит следующий вывод о том, что одиночество зависит от того, как человек к себе относиться, т.е. его самооценка. Так, человек относящийся негативно к себе может испытывать неуверенность, иметь низкую самооценку, самообвинять себя, быть неприспособленным, и это всё может привести к представлению себя как одинокого, не способного устанавливать контакты с другими людьми, самообвинять, замыкаться в себе, уходить в себя, изолироваться. [27] Так же проводились исследования одиночества (А.А. Любякин, Л.В. Оконечникова), где говорилось о причинах, и одна из причин была, отношение к себе, самооценка, самообвинения себя. Так же в исследованиях М. Розенберга, где было обследовано свыше 5000 учеников старшей школы в возрасте 15 - 18 лет, был сделан вывод о том, что, для юношей с низким уровнем самоуважения типична общая неустойчивость образов «Я» и мнения о себе. Они склонны «закрываться» от окружающих, демонстрируя им «ложное лицо», «представляемое Я». Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества [11].
В исследовании О.В. Князевой говориться о корреляции переживания одиночества с такими структурными компонентами самоотношения как: самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.
Есть и позитивная сторона одиночества, где человек понимает и принимает себя как одинокого [26] и тем самым использует одиночество как способ познания себя [26], как ресурс для рефлексии и саморазвития что способствует для построения самоотношения, к себе как к индивиду, субъекту, личности в аспекте самореализации (И.В. Арцимович). Если рассматривать позитивное одиночество как ресурс, для самопознания который направлен на развитие и формирование личности то, компонентами самоотношения в данном случае будут являться: самоинтерес, самопонимания, самопринятия (принятия себя как уникального, со своими особенностями в том числе как одинокого [26]).
Исходя из теорий и исследовании, мы можем сделать следующие выводы: что особенности самоотношения непосредственно связаны с переживанием одиночества. Так же особенности отношения к себе, могут являться причинами возникновения негативного переживания одиночества. Выделяются определенные особенности самоотношения такие как самообвинение, низкий уровень самоуважения, самооценки, внутренняя конфликтность, которые могут послужить факторами формирования негативного переживания одиночество. Позитивное переживание одиночества вовсе не является чем-то угрожающим и деструктивным для личности, а наоборот приводит к пониманию себя, к саморазвитию, самоактуализации, к конструктивному образу жизни и меняется само отношению к одиночеству.
Важные особенности самоотношения при разных переживаниях одиночества могут с играть важную роль в знании о причинах и преодолении одиночества, принятия и осознания одиночества как ресурса для саморазвития.
Цель исследования: выявить особенности самоотношения у молодых людей с разным типом переживания одиночества
Объект: юноши и девушки, возраст 21-25 лет
Предмет: взаимосвязь компонентов самоотношения у молодых людей с негативным и позитивным типом переживания одиночества
Исследовательский вопрос: с какими компонентами самоотношения будет выражена связь у молодых людей при негативном и позитивном переживании одиночества
Общая гипотеза: аспекты самоотноешния будут взаимосвязаны с негативным и позитивным переживанием одиночества
Частная гипотеза:
Высокий уровень самоинтереса, самопонимания и самопринятия будут выражены при позитивном переживании одиночества, а низкий уровень самоуважения и высокий уровень самообвинения будут выражены при негативном переживании одиночества
Задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблематике исследования в отечественной и зарубежной литературе.
2. Подобрать методы и методики для исследования.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование, обработать полученный материал.
4. Провести количественный анализ полученных данных.
5. Выводы и интерпретация исследования.
Методы и методики исследования:
Теоретический метод
- Анализ теоретического материала
Эмпирические методы
- Дифференциальный опросник переживания одиночества (Е.Н. Осина Д.А. Леонтьев)
- Опросник самоотношение (В.В. Столпи С.Р. Пантилеев)
Математический метод
- Коэффициента ранговой корреляции Спирмена
В настоящие время проблема одиночества является как никогда актуальной. Данная исследовательская работа посвящена изучению связи между феноменом переживание одиночества и отношением к себе, у молодых людей, и в частности, исследованию связи между негативным переживанием одиночества с компонентами самоотношения, самоуважение и самообвинение, и связи между позитивным переживанием одиночества с компонентами самоотношения, самоинтерес, самопонимане, самопринятие.
Проведя теоретический анализ научной литературы, по данной проблематики указывает, что одиночество - это не только отсутствие социальных контактов и изолированность, но и, поиск социальных контактов, который указывает на избегание уединения, избегания от самого себя и страх одиночества. Так же и имеется позитивное переживание одиночества содержащая совсем иную характеристику. Человек переживающие позитивно склонен относиться к одиночеству эмоционально положительно, он не испытывает чувства страха, тревоги, агрессии, и находится в ладу с самим собой. Ситуацию уединение использует как ценное время для рефлексии и личностного роста, саморазвития и самореализации. Одиночество может возникнуть из - за потери значимого человека, потери смысла, личностных характеристик. Самоотношение - это представление индивида о самом себе. Самоотношение формируется с возрастом, имеет свою структуру, связан с потребностями и мотивами. Так же у самоотношения можно выделить несколько категорий: эмоциональная, когнитивная, мотивационно - потребностная.
Данное исследование помогло понять феномен одиночества, его происхождение, причин возникновения, структуру. С какими внутренними личностными характеристиками связан.
1. Пантелеев, С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантелеев. - М. : Смысл, 1993.-32 с.
2. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев - М. : Смысл, 1993.-43 с.
3. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев - М. : Смысл, 1999.-487 с.
4. Роджерс, К. Р. Клиентоцентрированная терапия / К. Р. Роджерс - М. : Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.-320 с.
5. Колышко, А. М. Психология самоотношения: учеб. пособие / А.М. Колышко - М. : ГрГУ. - Гродно, 2004.-102 с.
6. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989.-254 с.
7. Столпи, В. В. Самосознание личности / В. В. Столпи. - М. : Издательство московского университета, 1983.-288 с.
8. Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1991.-100 с.
9. Дроздова, Д. Е. Влияние групповой оценки и самооценки внешнего облика на социально-психологический статус в группе / Д. Е. Дроздова. // Специальное образование - Новосибирск: СибАк - 2015. С. 34-55
10. Визгина А. В. Гендерные особенности процессов самосознания и самоотношения / А. В. Визгина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психолог - Новосибирск: СибАК - 2013. С. 43-55
11. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989.-254 с.
12. Мясищев В. М. Психология отношении / В. М. Мясищев - М. : Просвещение, 1999.-153 с.
13. Болотова А. К. Психология развития / А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой - М. : ЧеРо, 2005.- 524 с.
14. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт. - М. : Мир 1994.-320 с.
15. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон - М. : Политиздат, 1984.-335 с.
16. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантелеев - М. : МГУ, 1991.-110 с.
17. Дубровина, И. В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи - Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, - М. : 1982.-251 с.
18. Кон, И. С. Развитие самосознания / И. С. Кон - М.: Просвещение, 1989.-254 с.
19. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс - М. : Прогресс, 1986.-422 с.
20. Покровский Н. Е. Лабиринты одиночества / Е. Н. Покровский - М. : Прогресс, 1989,-624 с.
21. Клее, М. Психология подростка / М. Клеем - М. : ЧеРо 1991.-258 с.
22. Адамов В. Г. Одиночество и свобода / В. Г. Адамов - М. : 1992. - 276 с.
23. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон - М. : Просвещение 1989.-256 с.
24. Корчагина, С. Г. Психология одиночества: учебное пособие / С. Г. Корчагина - М. :МПСИ 2008.-228 с.
25. Герт, В. А. Коррекционные аспекты преодоления негативного влияния чувства одиночества в подростковом возрасте / В. А. Герт // Специальное образование - М. : 2011-33 с.
26. Слободчиков, И. М. Современные исследования переживания одиночества / И. М. Слободчиков // Психологическая наука и образование - М. : 2007-43 с.
27. Иванченко, Г. В. Универсум одиночества / Г. В. Иванченко - М. : 2008.-424 с.
28. Любякина, А. А. Исследование одиночества у студентов / А. А. Любякина, Л. В. Оконечникова // Педагогическое образование в России. - 2016.- №2. - С. 8
29. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие - 2- е изд. / Н. С. Глуханюк - М. : МПСИ. 2005.-216с.
30. Рогова, Е. Е. Одиночество в условиях современного общества / Е.
Е. Рогова // Педагогическое образование в России. - 2012. - №2 - С. 15
31. Осин, Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Высшая школа экономики - М. : НИУ - 2013. - №1 - С. 55-81
32. Райгородский, Д. Я. Практическая психология / Д. Я. Райгародский - С. : 2001. - 306 с.
33. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс - СПб. : 2000. - 266 с.
34. Реан, А. А. Психология подростка / А. А. Реан - СПб. : 2003. - 580 с.
35. Слободчиков, И. М. Подросток и одиночество / И. М. Слободчиков - Екатеринбург: Детство, 1998. - 40 с.
36. Биксон Т.К., Жизнь старого и одинокого человека / Пепло Л.Э., Рук КС., Гудчайлдс Ж.Д - М. :. Психология старости: Хрестоматия. 2004.-685 с.