ВВЕДЕНИЕ 3
1. Самоорганизация учебной деятельности студентов в системе
электронного обучения 7
1.1. Сущность самоорганизации студентов педагогических направлений
подготовки 7
1.2. Использование средств развития способности к самоорганизации у
студентов направления подготовки "Педагогическое образование" 25
2. Электронный обучающий курс «Курсовая работа», направленный на развитие способности к самоорганизации студентов направления подготовки «Педагогическое образование» 34
2.1 Описание электронного обучающего курса «Курсовая работа» 34
2.2. Апробация электронного обучающего курса «Курсовая работа» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность. В современных условиях изменения, происходящие в высшей школе, предполагают разработку концепции характера самого образования. Новая образовательная парадигма рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, эрудиция, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования, высокая культура личности.
Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.
Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении.
Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Необходимость формирования у будущих педагогов способности самостоятельно организовывать собственную образовательную и профессиональную деятельность. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, выпускники направления подготовки «Педагогическое образование», должны обладать способностью к самоорганизации.
Ввиду наличия вариантов определения самостоятельной работы в педагогической литературе, мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа студентов (далее СРС) - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [7, с.3].
Технология организации самостоятельной работы студентов должна быть поэтапной и обоснованной. Для эффективного осуществления этого вида деятельности необходимы готовность профессорско- преподавательского состава, качественная учебно-методическая и соответствующая нормативно-правовая база.
Самостоятельная работа непосредственно связана с самоорганизацией студентов. В последнее время существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях, цели современного образования, содержание обучения и образования в вузах, что отражено в «Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании», в учебных планах и программных документах вузов. Образовательный процесс в вузах переориентируется на превращение студентов из объектов обучения в активных и сознательных субъектов учебной деятельности, на обновление научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов в вузах, на оптимизацию и активизацию самоуправляемой творческой учебной деятельности студентов вузов.
Самоорганизация - это комплекс личностных структур сознания, которые развивают способность к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции, умение предвидеть, целеустремленность, самокритичность, самодисциплину; это исследовательское и целенаправленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального использования своего времени, то есть максимальное использование
Сущность самоорганизации студентов в учебном процессе составляет упорядоченное, взаимосвязанное функциональное объединение данных ключевых компонентов. Студентам необходимо обладать способностью к самореализации для того чтобы быть высококвалифицированным специалистом, способным постоянно совершенствовать уже имеющиеся знания и приобретать новые. Одним из способов развития способности к самоорганизации является самостоятельная работа студентов, которая создает педагогические и методические основы для самостоятельного решения профессиональных задач.
Одной из эффективных технологий организации самостоятельной работы студентов является технология обучения средствами электронного обучающего курса, которая в настоящее время активно используется в системе высшего педагогического образования.
К сожалению, несмотря на высокий потенциал электронного обучающего курса как технологии организации самостоятельной деятельности студентов, в настоящее время существует дефицит разработанных методических материалов по использованию данной технологии для самостоятельной работы бакалавров - будущих бакалавров педагогов.
Цель исследования: повысить уровень самоорганизации студентов направления подготовки «Педагогическое образование».
Объект исследования: процесс развития способности к самоорганизации у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование».
Предмет исследования: средства развития способности к самоорганизации у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование».
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и педагогическую литературу по проблеме развития у студентов педагогических направлений подготовки способности к самоорганизации.
2. Провести анализ литературы по использованию электронного обучения в системе высшего образования Российской федерации.
3. Разработать материалы электронного обучающего курса, направленные на развитие способности к самоорганизации у бакалавров.
4. Апробация электронного обучающего курса, направленного на развитие способности к самоорганизации студентов.
Гипотеза исследования: развитие способности к самоорганизации бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» будет результативным, если материалы электронного обучающего курса «Курсовая работа»:
— направлены на самостоятельную работу студентов
— ориентированы на выполнения заданий через компоненты самоорганизации (самоконтроль, коррекция, планирование,целеполагание).
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ литературы по проблеме развития способности к самоорганизации, а так же использования электронного образовательного курса в системе высшего педагогического образования, организации самостоятельной работы.
2. Эмпирические - опрос, анализ продуктов деятельности бакалавров.
База исследования - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет».
В первой главе магистерской диссертации был проведен анализ литературных источников по исследуемой проблеме. Были рассмотрены теоретические аспекты по развитию самоорганизации у студентов, а так же самостоятельной работе. Так же был проведен анализ использования электронных обучающих курсов и дистанционного обучения в образовании.
Во второй главе мы описали нами составленный электронный обучающий курс «Курсовая работа», содержание которого направлено на развитие способности к самоорганизации студентов. Опираясь на теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, мы разработали модуль в электронном образовательном курсе «Курсовая работа». В модуле представлены: лекционные материалы, практические и тестовые задания. Лекционный материал содержит требования к курсовой работе, методические рекомендации по написанию курсовой работы, материалы о подготовке к защите курсовой работы, а так же требования при написании списка использованных источников.
В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что развитие способности к самоорганизации бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Тьютор» будет результативным, если материалы электронного обучающего курса «Курсовая работа»: направлены на самостоятельную работу студентов; ориентированы на выполнения заданий через компоненты самоорганизации (самоконтроль, коррекция, планирование,целеполагание).
В ходе анализа полученных данных до прохождения электронного обучающего курса «Курсовая работа» модуль «Самоорганизация в работе будущего педагога» 25% студентов обладали самоорганизацией на высоком уровне, после - 40,62%. До прохождения курса - 34,37%, после - 31,25% обладают самоорганизацией на среднем уровне. До прохождения курса - 40,63% студентов, после - 28,13% на низком уровне студентов проявили свою самоорганизацию при самостоятельном выполнении практических и тестовых заданий, а также прохождении диагностики самоорганизации деятельности.
Таким образом, гипотеза о развитии способности к самоорганизации бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» средствами электронного обучающего курса «Курсовая работа» подтвердилась.
1. Апиш, Ф.Н. Самостоятельная работа как способ развития мотивации и самоорганизации учебной деятельности студента / Ф.Н. Апиш // Культурная жизнь Юга России.-2008.-№2.- С.45-48.
2. Афанасьева Н.А. Самоорганизация-фактор успешности учебной
деятельности [Электронный ресурс] / Н.А. Афанасьева /Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. - С. 60-61- Режим доступа:https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2613
3. Барышникова, Е.В., Попова, Е.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров педагогического вуза [Электронный ресурс] / Е.В. Барышникова, Е.В. Попова // Вестник ЧГПУ. - 2013. - №11. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/normirovanie-
professionalnyh-kompetentsiy-bakalavrov-pedagogicheskogo-vuza
4. Безукладников, К.Э. Программа курса подготовки и переподготовки
специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы международного бакалавриата:
учеб.пособие/ К.Э. Безукладников, Б.А.Крузе // - Изд. Федер. Гос. Бюджетное обр. уч.проф. образ. «Пермский гос. Гум-пед. универ.- Пермь.-2008.-С.62.
5. Водолад, С.Н., Зайковская, М.П., Ковалева, Т.В., Савельева, Г.В.
Дистанционное обучение в вузе вуза [Электронный ресурс] / С.Н. Водолад, М.П. Зайковская, Т.В. Ковалева, Г.В. Савельева // Ученые записки. Электр. Науч. Журнал Курского гос. универ.-№1.-2010.-С.129- 138.Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_13084137_21998116.pdf
6. Воронина, М.В., Стасюк, Е.М. Организация самостоятельной работы студента как средство формирования профессиональных компетенций / М.В. Воронина, Е.М. Стасюк // Межвузовская научно-методическая конференция. ФГБОУ ВПО «Благовещенский гос.пед.универ.».-2015.- С.35-40.
7. Гончарова, Ю.А., Организация самостоятельной работы студентов: метод.пособие для преподаватели / Ю.А. Гончарова // Воронежский гос.универ.-2007.-С. 27.
8. Гуменюк, В.В. Условия эффективности и особенности организации
самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / В.В. Гуменюк // Науки и образование: новое время.-№2.-2016.-С.151-155. Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_26144568_60418679.pdf
9. Гура, В.В., Луцева, И.Ю. Роль самоорганизации учебной деятельности студентов в развитии профессионально значимых компетенций [Электронный ресурс] / В.В. Гура, И.Ю. Луцева // Международный журнал экспериментального образования.-2016.-№11. - Режим доступа: https://expeducation.ru/pdf/2016/11-2/10846.pdf
10. Дятлова, К.Д., Колпакова, И.А. Самостоятельная работа студентов как
способ формирования компетенций [Электронный ресурс] / К.Д.
Дятлова, И.А. Колпакова // Вестник Нижегородского универ. Им. Н.И. Лобачевского.-2012.-№1(1).-С.25-29. Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_17338497_81928536.pdf
11. Евдокимова, Н.В. Самоорганизация учебной деятельности студентов
[Электронный ресурс] / Н.В. Евдокимова // Культура, наука,образование: проблемы и перспективы. Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции.-2013.-С. 149-151.- Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_21734253_85478494.pdf
12. Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание: метод. пособие / Н.Ф. Ефремова // М: Национальное образование, 2012. - 416 с.
13. Ишков, Д.А. Развитие уровня самоорганизации профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Д.А. Ишков // Режим доступа: http://mgsu.ru/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf
14. Ишков, А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография М: Издательство АВС.-2004.-С.224
15. Карамбиров, В.А. Внешние и внутренние факторы формирования готовности студентов к самоорганизации в процессе самостоятельной работы в Вузе / В.А. Карамбиров // Теория и практика общественного развития.-2014.-№7.-С.62-64.
16. Кныш, О.П., Балабошкин, В.В. Самостоятельная работа как средство развития профессиональной компетентности / О.П. Кныш, О.П. Балабошкин В.В. // Международно-практическая конференция.
Сибирская гос. Автомобильно-дорожная академия.-2014.-С.239-242.
17. Кордончик, Д.М., Мустафин И.И. Организация самостоятельной работы студентов в университете. Методические рекомендации для преподавателей и студентов Казанского государственного архитектурно-строительного университета очной и заочной форм обучения / Д.М.Кордончик, И.И.Мустафин // Казань: КГАСУ.- 2011.- С.12.
18. Котова, С.С., Шахматова О.Н. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов [Электронный ресурс] / С.С. Котова, О.Н. Шахматова // Научные исследования в образовании.-2007.-С.8. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskie-osobennosti-samoorganizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov
19. Кравченко Г.В. Использование смешанного обучения в системе высшего образования / Г.В. Кравченко // Известия Алтайского гос.унивр.-2014.-С.22-25.
20. Кучерова, Т.В. Самостоятельная работа студента как один из компонентов образовательного процесса / Т.В.Кучерова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий.- 2012.- №4.-С.64-66.
21. Кучер, О.Н. Особенности использования дистанционных
образовательных технологий электронного обучения в учебном процессе вуза [Электронный ресурс] / О.Н. Кучер // Экономика и управление в современных условиях. Изд. Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (Красноярск).-2015.-С. 121-126. Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_25202230_55783822.pdf
22. Мандрикова, Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) [Электронный ресурс] / Е.Ю. Мандрикова // Психологическая диагностика. -№2.-2010.-059-83. Режим доступа: https://psy.hse.ru/data/2011/03/21/1224524369/Maндpикoвa%20Пcиxoлoгическая%20диагностика_2_2010.pdf
23. Махлеева, Л.В. Профессиональная самоорганизация школьников: сущность и содержание [Электронный ресурс] / Л.В. Махлеева // Успехи науки и образования.-№11.-2016.-С.74-81. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_27429529_21695992.pdf
24. Махлеева, Л.В. Роль самоорганизации в профессиональном становлении старшеклассников [Электронный ресурс] / Л.В. Махлеева // Ученые записки Орловского гос.универ.-.2017.-С. 247-250. Режим доступа:https://elibrary.ru/download/elibrary_30523993_51312386.pdf
25. Меренков, А.В. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : [учеб.-метод. пособие] / А. В. Меренков, С. В. Куньщиков, Т. И. Гречухина, А. В. Усачева, И. Ю. Вороткова; под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова // М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун¬та, 2016.-С.80.
26. Минина, Е.В. Самообразование как форма самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / И.А. Минина // Педагогическое образование в России. - 2013. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/samoobrazovanie-kak-forma-samostoyatelnoy-raboty-studentov
27. Муслимов, Н.А., Кадыров, Х.Ш. Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов на основе применения информационных и педагогических технологий [Электронный ресурс] / Н.А. Муслимов, Х.Ш. Кадыров // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2011. - №2. -Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-professionalnoy-kompetentsii-buduschih-pedagogov-na-osnove-primeneniya-informatsionnyh-i-pedagogicheskih-tehnologiy
28. Надточий, С.В., Сухарукова, Т.А. Использование интерактивных
информационных технологий образовательных технологий в процессе дистанционного обучения студентов вуза [Электронный ресурс] / С.В. Надточий, Т.А. Сухарукова // Вестник Воронежского института высоких технологий.-№2.-2017.-С.137-140. Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_29737019_10803048.pdf
29. Носкова, Т.Н., Куликова, С.С. Формирование компетенции самоорганизации студентов как основы обучения в современной образовательной среде университета [Электронный ресурс] / Т.Н. Носкова, С.С. Куликова // Известия Российского гос.пед.универ. им. А.И.Герцена.-2009.-С.78-87.
30. Организация самостоятельной работы студентов: Материалы докладов VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (28 апреля 2017 года) - Саратов: Изд-во «Техно-Декор», 2017. - С.420.
31. Осетрин, К.Е, Пьяных, Е.Г. Информационные технологии в
организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / К.Е. Осетрин, Е.Г. Пьяных // Вестник ТГПУ.-2011.-№13. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/informatsionnye-tehnologii-v-
organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov
32.Осипенко, О.И. Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / О.И. Осипенко // Метод. Пособие. -2012.-С. 63.
33. Павлова, А.М. Педагогические особенности сопровождения студентов
вуза по формированию у них навыков самоорганизации деятельности [Электронный ресурс] / А.М. Павлова // Общество: социология,психология, педагогика. -2017.-С.4. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/pedagogicheskie-osobennosti-soprovozhdeniya-studentov-vuza-po-formirovaniyu-u-nih-navykov-samoorganizatsii-deyatelnosti
34. Парфёнова, Н.Н. Подходы к классификации самостоятельной работы
студентов [Электронный ресурс] / Н.Н. Парёнова // Проблемы и перспективы развития образования в России.-№11.-2011.-С.206-212. Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_20585140_76979195.pdf
35. Положение о реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ. ПВД ЭО и ДОТ.-2018.-С.27
36. Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы V международной научно-практической конференции (23 апреля 2014 года). - Отв. редактор Уварина Н.В. - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. - С.464. Режим доступа:https://elibrary.ru/download/elibrary_21622410_84367501.pdf
37. Профессиональный стандарт педагога от 18.10.2013. № 544
[Электронный ресурс] // Портал ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ. - Режим доступа:http://fgosvo.ru/news/8/1583
38. Резунова, М.А. Аксиологический аспект самоорганизации времени
студента университета деятельности [Электронный ресурс] / М.А. Резунова // Вестник Оренбурского гос. универ.-№2.-2012.-С237-242. Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_17855335_82303445.pdf
39. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т.
2 / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С.968.
40. Рудина, Т.В. Организация самостоятельной работы студентов бакалавриата вузов на основе позновательно-деятельностей матрицы: авторефер.дис. .канд.пед.наук : 13.00.08. / Рудина Татьяна Владимировна. -Самара,2012. -213 с.
41. Рыженков, П.Е. Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие / П. Е. Рыженков, Е. В. Марусова, Л. М. Хаславская и др.; Под ред. П. Е. Рыженкова. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. — С.120.
42. Самоорганизация управленческого труда [Электронный ресурс] / Кемеровский гос.универ. // 2015.-С.9. Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/3299787/page:3/
43. Соловова, Н.В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации (под ред. В.П. Гарькина) - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. - С. 15.
44. Стрекалова, Н.С. Методологические подходы к формированию умений самоорганизации студентов медицинского колледжа: характеристика сущности [Электронный ресурс] / Н.С. Стрекалова // Психолого- педагогич. Журнал Гаудемус.-№3.-2016.-С.29-34. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_27178275_33290688.pdf
45. Томашевская, О.Б., Малиновская Н.А. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях Вуза / О.Б. Томашевская, Н.А. Малиновская // Вестник Балтийского фед. универ. им. Канта.-2011 .-№11 .-С. 112-117.
46. Третьякова,Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов / Е.М. Третьякова // Балтийский гуманитарный журнал.-2014.-№4.-С.111-113.
47. Третьякова, О.М. Организация самостоятельной работы студентов как
формы учебного процесса в вузе [Электронный ресурс] / О.М. Третьякова // Вектор науки Тольяттинского гос. универ. Серия: Педагогика, психология-2015.-№4(23). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-kak-formy-uchebnogo-protsessa-v-vuze
48. Устинова, Я.О. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: авторефер.дис. ...канд.пед.наук: 13.00.08. / Устинова Яна Олеговна.-Челябинск,2000.- 191с.
49. Шаронова, О.В. Роль самостоятельной работы студента в формировании профессиональных компетенций / О.В. Шаронова // Всероссийская научно-методическая конференция. Изд.: Издательско- полиграфический комплекс «Университет». Оренбург.-.2014.-С.3539- 3541.
50. Юдин, С.А. Взаимосвязь показателей самоорганизации учебной деятельности студентов вуза и временной перспективы личности / С.А. Юдин // Вестник Кемеровского гос.универ.-2016.-№2.-С.151-155. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/vzaimosvyaz-pokazateley-samoorganizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-vuza-i-vremennoy-perspektivy-lichnosti
51. Юшина, Ю.А., Лисина, Е.А., Нелидкин, А.М. Преимущества использования дистанционных образовательных технологий в вузе [Электронный ресурс] / Ю.А. Юшина, Е.А. Лисина, А.М. Нелидкин // Формирование электронной культуры в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы.-2015.-С. 245-247.- Режим доступа:https://elibrary.ru/download/elibrary_23630237_15961129.pdf
52. Яновская, Т.Э. К вопросу о понятии «Самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс] / Т.Э. Яновская // Естественно гуманитарные исследования.-№2.-2013.-С. 89-95.-Режим доступа:https://elibrary.ru/download/elibrary_21032121_58184335.pdf
53 .Barbrook-Johnson, Peter. Self-organization and social science [Electronic resource] // Peter Barbrook-Johnson / Access mode: https://link. springer.com/article/10.1007/s 10588-016-9224-2
54. WenJun, Zhang. Selforganizology. [Electronic resource] // Zhang WenJun / Chapter 2: Selforganizology: The Science of Self-organization / Access mode: https: //www.worldscientific.com/doi/suppl/10.1142/9685/suppl_file/9685_chap02.pdf
55. Abilkhamitkyzy, R., Aimukhambet, Zh.A., Serekenova, K.K. Organization of Independent Work of Students on Credit Technology // R. Abilkhamitkyzy, ZH.A. Aimukhambet, K.K. Serekenova / Procedia - Social and Behavioral Sciences.№ 143.-2014.-P.274 - 278