Развитие способности к самоорганизации бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» средствами электронного обучающего курса
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Самоорганизация учебной деятельности студентов в системе
электронного обучения 7
1.1. Сущность самоорганизации студентов педагогических направлений
подготовки 7
1.2. Использование средств развития способности к самоорганизации у
студентов направления подготовки "Педагогическое образование" 25
2. Электронный обучающий курс «Курсовая работа», направленный на развитие способности к самоорганизации студентов направления подготовки «Педагогическое образование» 34
2.1 Описание электронного обучающего курса «Курсовая работа» 34
2.2. Апробация электронного обучающего курса «Курсовая работа» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
1. Самоорганизация учебной деятельности студентов в системе
электронного обучения 7
1.1. Сущность самоорганизации студентов педагогических направлений
подготовки 7
1.2. Использование средств развития способности к самоорганизации у
студентов направления подготовки "Педагогическое образование" 25
2. Электронный обучающий курс «Курсовая работа», направленный на развитие способности к самоорганизации студентов направления подготовки «Педагогическое образование» 34
2.1 Описание электронного обучающего курса «Курсовая работа» 34
2.2. Апробация электронного обучающего курса «Курсовая работа» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность. В современных условиях изменения, происходящие в высшей школе, предполагают разработку концепции характера самого образования. Новая образовательная парадигма рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, эрудиция, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования, высокая культура личности.
Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.
Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении.
Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Необходимость формирования у будущих педагогов способности самостоятельно организовывать собственную образовательную и профессиональную деятельность. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, выпускники направления подготовки «Педагогическое образование», должны обладать способностью к самоорганизации.
Ввиду наличия вариантов определения самостоятельной работы в педагогической литературе, мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа студентов (далее СРС) - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [7, с.3].
Технология организации самостоятельной работы студентов должна быть поэтапной и обоснованной. Для эффективного осуществления этого вида деятельности необходимы готовность профессорско- преподавательского состава, качественная учебно-методическая и соответствующая нормативно-правовая база.
Самостоятельная работа непосредственно связана с самоорганизацией студентов. В последнее время существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях, цели современного образования, содержание обучения и образования в вузах, что отражено в «Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании», в учебных планах и программных документах вузов. Образовательный процесс в вузах переориентируется на превращение студентов из объектов обучения в активных и сознательных субъектов учебной деятельности, на обновление научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов в вузах, на оптимизацию и активизацию самоуправляемой творческой учебной деятельности студентов вузов.
Самоорганизация - это комплекс личностных структур сознания, которые развивают способность к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции, умение предвидеть, целеустремленность, самокритичность, самодисциплину; это исследовательское и целенаправленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального использования своего времени, то есть максимальное использование
Сущность самоорганизации студентов в учебном процессе составляет упорядоченное, взаимосвязанное функциональное объединение данных ключевых компонентов. Студентам необходимо обладать способностью к самореализации для того чтобы быть высококвалифицированным специалистом, способным постоянно совершенствовать уже имеющиеся знания и приобретать новые. Одним из способов развития способности к самоорганизации является самостоятельная работа студентов, которая создает педагогические и методические основы для самостоятельного решения профессиональных задач.
Одной из эффективных технологий организации самостоятельной работы студентов является технология обучения средствами электронного обучающего курса, которая в настоящее время активно используется в системе высшего педагогического образования.
К сожалению, несмотря на высокий потенциал электронного обучающего курса как технологии организации самостоятельной деятельности студентов, в настоящее время существует дефицит разработанных методических материалов по использованию данной технологии для самостоятельной работы бакалавров - будущих бакалавров педагогов.
Цель исследования: повысить уровень самоорганизации студентов направления подготовки «Педагогическое образование».
Объект исследования: процесс развития способности к самоорганизации у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование».
Предмет исследования: средства развития способности к самоорганизации у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование».
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и педагогическую литературу по проблеме развития у студентов педагогических направлений подготовки способности к самоорганизации.
2. Провести анализ литературы по использованию электронного обучения в системе высшего образования Российской федерации.
3. Разработать материалы электронного обучающего курса, направленные на развитие способности к самоорганизации у бакалавров.
4. Апробация электронного обучающего курса, направленного на развитие способности к самоорганизации студентов.
Гипотеза исследования: развитие способности к самоорганизации бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» будет результативным, если материалы электронного обучающего курса «Курсовая работа»:
— направлены на самостоятельную работу студентов
— ориентированы на выполнения заданий через компоненты самоорганизации (самоконтроль, коррекция, планирование,целеполагание).
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ литературы по проблеме развития способности к самоорганизации, а так же использования электронного образовательного курса в системе высшего педагогического образования, организации самостоятельной работы.
2. Эмпирические - опрос, анализ продуктов деятельности бакалавров.
База исследования - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет».
Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.
Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении.
Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Необходимость формирования у будущих педагогов способности самостоятельно организовывать собственную образовательную и профессиональную деятельность. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, выпускники направления подготовки «Педагогическое образование», должны обладать способностью к самоорганизации.
Ввиду наличия вариантов определения самостоятельной работы в педагогической литературе, мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа студентов (далее СРС) - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [7, с.3].
Технология организации самостоятельной работы студентов должна быть поэтапной и обоснованной. Для эффективного осуществления этого вида деятельности необходимы готовность профессорско- преподавательского состава, качественная учебно-методическая и соответствующая нормативно-правовая база.
Самостоятельная работа непосредственно связана с самоорганизацией студентов. В последнее время существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях, цели современного образования, содержание обучения и образования в вузах, что отражено в «Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании», в учебных планах и программных документах вузов. Образовательный процесс в вузах переориентируется на превращение студентов из объектов обучения в активных и сознательных субъектов учебной деятельности, на обновление научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов в вузах, на оптимизацию и активизацию самоуправляемой творческой учебной деятельности студентов вузов.
Самоорганизация - это комплекс личностных структур сознания, которые развивают способность к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции, умение предвидеть, целеустремленность, самокритичность, самодисциплину; это исследовательское и целенаправленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального использования своего времени, то есть максимальное использование
Сущность самоорганизации студентов в учебном процессе составляет упорядоченное, взаимосвязанное функциональное объединение данных ключевых компонентов. Студентам необходимо обладать способностью к самореализации для того чтобы быть высококвалифицированным специалистом, способным постоянно совершенствовать уже имеющиеся знания и приобретать новые. Одним из способов развития способности к самоорганизации является самостоятельная работа студентов, которая создает педагогические и методические основы для самостоятельного решения профессиональных задач.
Одной из эффективных технологий организации самостоятельной работы студентов является технология обучения средствами электронного обучающего курса, которая в настоящее время активно используется в системе высшего педагогического образования.
К сожалению, несмотря на высокий потенциал электронного обучающего курса как технологии организации самостоятельной деятельности студентов, в настоящее время существует дефицит разработанных методических материалов по использованию данной технологии для самостоятельной работы бакалавров - будущих бакалавров педагогов.
Цель исследования: повысить уровень самоорганизации студентов направления подготовки «Педагогическое образование».
Объект исследования: процесс развития способности к самоорганизации у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование».
Предмет исследования: средства развития способности к самоорганизации у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование».
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и педагогическую литературу по проблеме развития у студентов педагогических направлений подготовки способности к самоорганизации.
2. Провести анализ литературы по использованию электронного обучения в системе высшего образования Российской федерации.
3. Разработать материалы электронного обучающего курса, направленные на развитие способности к самоорганизации у бакалавров.
4. Апробация электронного обучающего курса, направленного на развитие способности к самоорганизации студентов.
Гипотеза исследования: развитие способности к самоорганизации бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» будет результативным, если материалы электронного обучающего курса «Курсовая работа»:
— направлены на самостоятельную работу студентов
— ориентированы на выполнения заданий через компоненты самоорганизации (самоконтроль, коррекция, планирование,целеполагание).
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ литературы по проблеме развития способности к самоорганизации, а так же использования электронного образовательного курса в системе высшего педагогического образования, организации самостоятельной работы.
2. Эмпирические - опрос, анализ продуктов деятельности бакалавров.
База исследования - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет».
В первой главе магистерской диссертации был проведен анализ литературных источников по исследуемой проблеме. Были рассмотрены теоретические аспекты по развитию самоорганизации у студентов, а так же самостоятельной работе. Так же был проведен анализ использования электронных обучающих курсов и дистанционного обучения в образовании.
Во второй главе мы описали нами составленный электронный обучающий курс «Курсовая работа», содержание которого направлено на развитие способности к самоорганизации студентов. Опираясь на теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, мы разработали модуль в электронном образовательном курсе «Курсовая работа». В модуле представлены: лекционные материалы, практические и тестовые задания. Лекционный материал содержит требования к курсовой работе, методические рекомендации по написанию курсовой работы, материалы о подготовке к защите курсовой работы, а так же требования при написании списка использованных источников.
В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что развитие способности к самоорганизации бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Тьютор» будет результативным, если материалы электронного обучающего курса «Курсовая работа»: направлены на самостоятельную работу студентов; ориентированы на выполнения заданий через компоненты самоорганизации (самоконтроль, коррекция, планирование,целеполагание).
В ходе анализа полученных данных до прохождения электронного обучающего курса «Курсовая работа» модуль «Самоорганизация в работе будущего педагога» 25% студентов обладали самоорганизацией на высоком уровне, после - 40,62%. До прохождения курса - 34,37%, после - 31,25% обладают самоорганизацией на среднем уровне. До прохождения курса - 40,63% студентов, после - 28,13% на низком уровне студентов проявили свою самоорганизацию при самостоятельном выполнении практических и тестовых заданий, а также прохождении диагностики самоорганизации деятельности.
Таким образом, гипотеза о развитии способности к самоорганизации бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» средствами электронного обучающего курса «Курсовая работа» подтвердилась.
Во второй главе мы описали нами составленный электронный обучающий курс «Курсовая работа», содержание которого направлено на развитие способности к самоорганизации студентов. Опираясь на теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, мы разработали модуль в электронном образовательном курсе «Курсовая работа». В модуле представлены: лекционные материалы, практические и тестовые задания. Лекционный материал содержит требования к курсовой работе, методические рекомендации по написанию курсовой работы, материалы о подготовке к защите курсовой работы, а так же требования при написании списка использованных источников.
В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что развитие способности к самоорганизации бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Тьютор» будет результативным, если материалы электронного обучающего курса «Курсовая работа»: направлены на самостоятельную работу студентов; ориентированы на выполнения заданий через компоненты самоорганизации (самоконтроль, коррекция, планирование,целеполагание).
В ходе анализа полученных данных до прохождения электронного обучающего курса «Курсовая работа» модуль «Самоорганизация в работе будущего педагога» 25% студентов обладали самоорганизацией на высоком уровне, после - 40,62%. До прохождения курса - 34,37%, после - 31,25% обладают самоорганизацией на среднем уровне. До прохождения курса - 40,63% студентов, после - 28,13% на низком уровне студентов проявили свою самоорганизацию при самостоятельном выполнении практических и тестовых заданий, а также прохождении диагностики самоорганизации деятельности.
Таким образом, гипотеза о развитии способности к самоорганизации бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» средствами электронного обучающего курса «Курсовая работа» подтвердилась.
Подобные работы
- Электронный обучающий курс как средство web- поддержки самообразовательной деятельности будущих педагогов при написании курсовой работы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование мотивационной компетенции будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ НАРРАТИВУ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОВНЕ БАКАЛАВРИАТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2023 - Самостоятельная работа студентов в курсе
методики преподавания химии
Дипломные работы, ВКР, химия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Научные основы учебной деятельности»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2020 - Формирование межкультурной компетенции у студентов вуза
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019



