Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологии формирования индивидуальных образовательных траекторий в системе подготовки тьюторов (уровень бакалавриата)

Работа №23224

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
376
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы тьюторской системы обучения и технологии
формирования индивидуальных образовательных траекторий 4
1.1 Особенности деятельности тьютора 4
1.2 Индивидуальная образовательная траектория: понятия,
содержание, структура 12
1.3 Структура подготовки тьюторов в Сибирском федеральном
университете 19
Выводы по 1 главе 26
2 Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов бакалавриата по направлению Педагогическое образование профиль Тьютор 28
2.1 Определение базовых компонентов и технологий в образовательной программе уровня бакалавриата по направлению Педагогическое образование профиль Тьютор 28
2.2 Опытно-экспериментальная работа. Реализация индивидуальных
образовательных траекторий 38
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по 2 главе 62
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложение А Первоначальная анкета 72
Приложение Б Рефлексивная анкета 76
Приложение В Задания для экспериментальной работы 77
Приложение Г Методические рекомендации для преподавателей, сопровождающих студентов бакалавриата направления Педагогическое образование профиль Тьютор 78


В современном мире все развивается в быстром темпе. Мы меняемся, и данные изменения вызывают необходимость к новым подходам нашего развития. На сегодняшний день, главной ячейкой нашего развития является образование. Цель образования должна включать в себя воспитание не просто человека знающего, умеющего, но и человека способного к самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору на основе иерархии ценностей и смыслов. Регулярно мы ищем новые способы к саморазвитию. Одним из таких способов является тьюторская система обучения. Идеей данной системы является выбор учащихся своего индивидуального учебного плана, поддержание непрерывного образования, что, следовательно, ведет к повышению мобильности профессионального образования.
Ученые наблюдают новое социальное явление - самостоятельно действующие личности, активность и инициативность которых определяют ситуацию в различных сферах жизни современного общества. Каждый человек все в большей степени получает определенные возможности влиять на различные аспекты собственной жизни и жизни общества: в экономике, политике, в социальной и духовной сферах.
Тьюторство активно расширяет свои границы. Оно содержит различные интерпретации, широко представленные сегодня как в международной, так и в отечественной практике. Позиция тьюторства предполагает освоение разнообразных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, обучение профессии «тьютор» осуществляется по программам высшего профессионального образования или дополнительным профессиональным программам переподготовки. В России подробно изучают и реализуют данную систему, более подробно этому уделяет внимание Межрегиональная Тьюторская Ассоциация. Это общественная профессиональная организация, развивающая новую профессию «тьютор» и разрабатывающая критерии рассмотрения тьюторских компетенций для учителей, психологов, социальных работников, сотрудничая со многими регионами Российской Федерации. Под тьюторством здесь понимается особый тип педагогического сопровождения - сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.
Важным условием успешного осуществления деятельности является - личностная зрелость тьютора. Одним из факторов профессионального развития тьютора является развитие его профессионального самосознания. Стимуляцию процессов самосознания, по мнению некоторых ученых, обеспечивает рефлексия. Педагогическая рефлексия, входя в структуру профессиональной компетентности и выступая как рефлексивный компонент зрелой личности педагога, определяет его умение развивать способности.
Сегодня можно наблюдать стремление обучающихся к построению и реализации индивидуальных образовательных программ, но этому препятствует отсутствие тьюторов, которые способны к осуществлению особого педагогического сопровождения, формирования и реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий, для профессионального и личностного самоопределения и становления.
Таким образом, желание учащихся самообразовываться и недостаточность разработок индивидуальных образовательных траекторий в системе подготовки тьюторов в отечественной педагогической науке определяет актуальность данной темы исследования.
Цель исследования: проанализировать технологии формирования индивидуальных образовательных траекторий в системе подготовки тьюторов, разработать индивидуальную образовательную траекторию для студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» профиль «Тьютор».
Объект исследования: индивидуальные образовательные траектории в системе подготовки тьюторов, уровень бакалавриата.
Предмет исследования: базовые компоненты и технологии формирования индивидуальных образовательных траекторий.
Гипотеза исследования: формирование индивидуальных образовательных траекторий в системе подготовки тьюторов уровня бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» профиль «Тьютор», будет результативным, если:
1. Определены:
- основные базовые компоненты индивидуальных образовательных траекторий;
- образовательные технологии, востребованные обучающимися по профилю «тьютор»
2. Разработаны:
- методические рекомендации для преподавателей, сопровождающих студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» профиль «Тьютор».
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую, нормативно-регламентирующую литературу, посвященную проблеме исследования;
2. Проанализировать структуру подготовки тьюторов в Сибирском федеральном университете;
3. Проверить результативность разработанных технологий, реализующих индивидуальные образовательные траектории;
4. Разработать методические материалы для преподавателей,
сопровождающих студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» профиль «Тьютор»;
5. Обработать и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- Анкетирование;
- Опытно-экспериментальная работа;
- Интерпретация полученных данных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе работе были выполнены поставленные задачи:
- Изучена психолого-педагогическая, методическая литература, посвященная проблеме исследования.
- Проанализирована структура подготовки тьюторов в Сибирском федеральном университете.
- Проверена результативность образовательных технологий, реализующих индивидуальные образовательные траектории, с помощью рефлексивного анкетирования.
- Разработаны методические материалы для преподавателей, сопровождающих студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» профиль «Тьютор».
- Обработаны и проанализировали полученные результаты.
В исследовании мы проанализировали образовательные технологии и разработали индивидуальные образовательные траектории для студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» профиль «Тьютор», что являлось целью нашей исследовательской работы.
Выдвинутая гипотеза о том, что формирование индивидуальных образовательных траекторий в системе подготовки тьюторов уровня бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» профиль «Тьютор», будет результативным, подтвердилась.
Для подтверждения гипотезы, была осуществлена экспериментальная работа, в которую входило:
- Первоначальное анкетирование;
- Выбор образовательных технологий;
- Образовательная деятельность по выбранным технологиям;
- Рефлексивное анкетирование.
После проведения экспериментальной работы, разработаны методические рекомендации для преподавателей, сопровождающих студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» профиль «тьютор».
Также, в ходе экспериментальной работы, мы определили модели индивидуальных образовательных траекторий всех студентов.
Таким образом, в данном исследовании подтверждена гипотеза, реализована его цель и решены поставленные задачи.



1. Анисимов, О. С. Основы методологического мышления / Всероссийская высшая школа управления АПК РСФСР. // Кафедра методологии и психологии управления. - М., - 1989. - С. 412.
2. Бендова, Л.В. Педагогические аспекты деятельности тьютора / Л.В, Бендова // Вестник международного института менеджмента ЛИНК. - №28. - 2008. - С. 189-196.
3. Ганаева, Е. А. Проектирование индивидуальных образовательных стратегий профессионального развития руководителей образовательных организаций: культурно-антропологический подход / Е. А. Ганаева // вестник челябинского государственного пед. университета. - 2016. -№ 9. - С. 46-50.
4. Гоник, И.Л. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС / И. Л. Гоник, А. В. Фетисов B. Н. Подлеснов, Е. Р. Андросюк // - Волгоград. - 2011.
5. Гретинская, Е. О. Тьюторство в России как новая модель образования: становление и развитие / Е. О. Гретинская // Проблемы современной науки и образования. - Иваново. - №4(34). - 2015. - С. 134-138.
6. Гринько, М. А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов // Вести. Адыгейск. гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 3. -С. 18-22.
7. Гончарова, Е. В. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Е.В. Гончарова, Р.М. Чумичева // Вестник НВГУ 2012-2-1. // Вестник НГГУ. -2012. -№ 2. - С. 3-11.
8. Дудчик, С. В. Профессиональная подготовка тьюторов в дополнительном профессиональном образовании на кафедре открытых образовательных технологий московского института открытого образования /
C. В. Дудчик // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - Москва. -2015. - С. 57-65.
9. Кегеян, С. Э. Особенности подготовки методистов-тьюторов в системе дополнительного профессионального образования / С.Э. Кугян // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф.Часть III. - Новосибирск: СибАК, - 2011.
10. Кривых, С. В. Особенности тьюторского сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов в условиях постдипломного образования // С.В. Кривых, Н.Н. Кузина // учебно-методическое пособие ч.1 /
- СПб. : ИПК СПО, - 2014. - С. 92.
11. Кривунь М. П. Профессиональная подготовка педагогов-тьюторов / М.П. Кривунь // Научно методический журнал "Образовательная панорама"/ -2016.- 1.
12. Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева Е. И. Кобыща С. Ю. Попова (Смолик) А. А. Теров М. Ю. Чередилина // - Москва. - 2012.
13. Ковалева, Т. М. «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 1-4. - М. : Педагогический университет «Первое сентября». - 2010. - С. 56
14. Колокольникова, З.У. Технология активных методов обучения в
профессиональном образовании: учебное пособие / З.У. Колокольникова, С.В. Митросеенко, Т.П. Петрова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, Институт естественных и гуманитарных наук, 2007.
15. Коротаева, Е.В. Возможности тьюторинга в процессе повышения квалификации педагогов / Е.В. Коротаева, КС. Шумакова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск. - №1(10) - 2012. - С. 5-10.
16. Коряковцева, Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык : пособие для учителя.- М. : АРКТИ, - 2002.
17. Косолапова, Л.А. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции : научный сборник / ред. Л. А. Косолапова // - Пермь: ПГГПУ, - 2012. - С. 205.
18. Медведева, А. В. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства: Учебно-практическое электронное издание/ хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» (уровень магистратуры, направление «Психолого-педагогическое образование»)/ Медведева А.В. Клюбина И.Б. - Владивосток. - 2014.
19. Нижник, С. Г. Компетентностный подход подготовки тьюторов электронного обучения в современном вузе / С. Г. Нижник // Известия тульского гос-го университета. - Тула. - 2014. - №1. - С. 130-136.
20. Лазутченкова, Е.Г. Образовательные технологии подготовки специалистов СПО / Е.Г. Лазутченкова // методическое пособие по педагогическим технологиям // - Санкт - Петербург. - 2014.
21. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 547 c.
22. Постановление Минобразования РБ 146 29.12.2012 Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии // М., 1989 Т.1
24. Савченко, Е. Е. Концепция преподавания дисциплины «педагогические технологии» при подготовке бакалавров по направлению 051000 профессиональное обучение по отраслям / Е.Е. Савченко, КС. Мозговой К. С.// Сибирский федеральный университет.
25. Сафонова, И. В. Выстраивание индивидуальных образовательных траекторий учащихся гимназии искусств / - Амурская область, г. Белогорск, - 2013.
26. Сафонова, С. В. Педагогическая диагностика качества организации образовательного процесса в вузе / Под редакцией кандидата педагогических наук С.В. Сафоновой // - Москва. - 2009.
27. Семенова, Т. А. Система подготовки педагогов-тьюторов как средство развития родительских компетенций / Т. А. Семенова // Развитие родительских компетенций. - Москва. - 2015. - С. 7-11 .
28. Ситник, Л.Р. Результативность образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей / Л.Р. Ситник // - Санкт- Петербург, - 2008.
29. Слюсарская, Т. В. Подготовка тьюторов в условиях реализации ФГОС в системе дополнительного образования / Т. В. Слюсарская // социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века. - 2015. - С. 602-604.
30. Смолянинова, О. Г. О проектировании сквозной программы практик при подготовке тьюторов в условиях бакалавриата / О. Г. Смолянинова, Н. В. Бекузарова, Е. В. Ермолович, Т. В. Седых. // Вестник Оренбургского гос-го педагогического университета. - 2016. - №1. - С. 273-285.
31. Смолянинова, О.Г. Программа подготовки тьюторов в сибирском федеральном университете / О.Г. Смоялнинова, Н.В. Бекузарова, Е.В. Ермалович, Т.В. Седых // - Кемерово. - 2015. - С. 99-105.
32. Сысоев, П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // П.В Сысоев // Национальный исследовательский Томский университет / - Томск. -2012. - С.120-133.
33. Сысоев, П. В. Обучение по индивидуальной траектории // В.П. Сысоев / Язык и культура. - № 4. - С. 121-131.
34. Теров, А. А. К вопросу о специфике тьюторской деятельности и видах профессиональной деятельности тьютора //
35. Тимошина, Т. А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : сб. ст. 2-й Междунар. науч.прак. кон. / - Рязань. -2010. -С. 315-320.
36. Усманова, Ф.К. Саморегулируемое обучение в техническом университете./ Ф.К. Усманова// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 41. - С. 55- 60.
37. Фасоля, А. А. Система управления инновационным компонентом качества образования / А.А. Фасоля // Мир образования - Образование в мире. - 2010. - № 4. - С. 28-35.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 04 декабря 2015 г. № 1426. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - Режим доступа:http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94
39. Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. - 2006. - №1. - С.106-111.
40. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской // - Санкт-Петербург, - 2001.
41. Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.
42. Шапошникова, Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия / Н.Ю.Шапошникова // - Уральский государственный педагогический университет / - Екатеринбург. - 2015.
43. Шевченко, Л.В. Особенности коммуникации тьюторского сопровождения [Электронный ресурс] / Л.В. Шевченко // Тьюторская ассоциация. - Режим доступа:http://wwwthetutor.ru/higher/article07.html/
44. Эрштейн, Л. Б. Альтернативные подходы к организации учебного процесса в магистратуре / Л.Б. Эрштейн // Организация продаж страховых продуктов. - 2006. - № 6.
45. Эрин О Брайт. Стать тьютором: перевод Б. Шапиро / Эрин О Брайт, Кристофер Бальм. - М.: Ресурс, 2012.
46. Юркина, М.С. Разработка и апробация методики экспресс диагностики уровня адаптированности студентов к вузу / М.С. Юркина, А.А. Смирнов // Вестник КГУ имени Н.А, Некрасова. Том №21, 2015.
47. Valerian, F. Gabdulhakov. Tutor as a technology for the development of creativity / Albina V. Gabdulhakova, Valerian F. Gabdulhakov.// Modern scientific achievements: materials of the international scientifically-practical conference. - Prague, 2013. Page 124-130.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ