Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление самостоятельной исследовательской деятельностью учащихся начальных классов средством модульной системы экспериментов

Работа №23219

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы144
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
670
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Условия развития педагогического образования Восточной Сибири в конце XIX века 12
1.1 Сеть и учебно-материальная база учительских семинарий 12
1.2 Кадровый состав учительских семинарий региона 25
1.3 Учащиеся, их состав и успеваемость 42
1.4 Подготовка педагогических кадров в средних женских учебных
заведениях, педагогических классах и курсах при начальных и неполных
средних учебных заведениях 60
Выводы по главе 72
2 Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в учительских семинариях, педагогических классах и курсах Восточной Сибири в конце XIX века 76
2.1 Содержание образования в школах, классах и курсах педагогического
образования 76
2.2 Организация учебного процесса 91
2.3 Организация воспитательного процесса в педагогической школе,
классах и курсах Восточной Сибири в конце XIX века 111
Выводы по главе 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 136


Теория такого сложного, изменчивого, многообразного объекта, как процесс обучения и образования, не появляется вдруг. Она есть результат длительного исторического опыта. Каждый последующий этап ее развития предполагает критическое освоение идей прошлого. Но не каждый из периодов из истории был для процесса образования в одинаковой степени плодотворным. Наиболее интенсивно развитие происходило там, где борьба различных направлений и течений педагогической мысли сопровождалась накоплением новых знаний о закономерностях познавательной деятельности учащихся и о реалиях процесса обучения. К числу таких периодов относится и конец XIX века. Поэтому наиболее актуальными в настоящее время являются исследования по истории образования различных регионов России конца XIX века, в период интенсивного экономического роста и политических изменений, в период становления гражданского общества.
Восточная Сибирь, являлась неотъемлемой, исторически сложившейся частью Российского государства, в то же время характеризуется рядом региональных особенностей (связанных с территориальным расположением, политикой государства в отношении региона, степенью развития промышленности и т.д.). Политические, экономические и социальные изменения, происходящие в России в течение последнего десятилетия, дают основания для проведения исторических аналогий. Изучение в частности, истории образования Восточной Сибири конца XIX века предоставляет возможность показать новые, неисследованные стороны процесса становления и развития системы образования России в целом. Подобное исследование позволит выявить основные тенденции развития системы образования, показать тесную взаимосвязь экономических, политических, социальных процессов и изменений, происходящих в системе образования.
В настоящее время идет поиск путей развития педагогической школы, которая была бы способна вывести систему образования на новый качественный уровень, придать его развитию динамизм и устойчивость.
Необходимы всестороннее изучение и глубокий анализ не только современного опыта, но и богатейшего наследия прошлого. Критическое освоение исторического опыта и конкретизация историко-педагогических представлений о целостности системы образования в Восточной Сибири как одного из регионов России может способствовать лучшему пониманию, а, следовательно, и решению проблем обучения в условиях современной педагогической действительности.
Научная привлекательность данной темы заключается в том, что сегодня происходит осознание приоритетности региональных факторов для реформирования системы педагогического образования. Вопросам истории педагогического образования России в целом посвящено значительное число научных работ. В системе историко-педагогических исследований по проблеме педагогического образования в Восточной Сибири имеется крайне мало работ. Существующую научно-педагогическую литературу по истории педагогического образования государства (и отдельных регионов) можно условно разделить на три основных блока: дооктябрьский, советский и современный.
Изучение истории педагогического образования в Восточной Сибири имеет давнюю традицию и восходит в дореволюционным исследователям в трудах которых был накоплен огромный эмпирический материал. В работах рассмотрены: женское образование (Н.Н. Бакай [2], А.И. Линьков [24]), профессионально педагогическое образование (ИГ. Шешунов [58], НВ. Щеглов [70]), социально-профессиональный аспект (И. Белоусов [4], НТ. Савенков [50, 51]). Большинство дореволюционных работ носят описательный характер.
В советский период первой обобщающей работой по истории регионального образования стала книга Н.С. Юрцовского «Очерки по истории просвещения в Сибири 1703-1917 гг.» [71] в ней, по сути, впервые была предпринята попытка систематического обобщения эмпирического материала по истории образования в Сибири, начиная с XVII в. и до 1917 г., с позиций научной методологии. При всех упрощениях, присущих ранней советско-марксистской историографии, она тем не менее позволила, наконец, преодолеть сугубо краеведческий формат изучения проблемы. Система образования в ней рассматривалась в эволюции, главными факторами которой выступали социально-экономические отношения и государственная политика. Юрцовский показал развитие образовательной сети и численности учащихся в динамике по губерниям, что позволило сделать вывод о том, что культурно-образовательная политика правительства в Сибири отражала полуколониальный статус региона.
В последующее время (1950-1980 гг.) наблюдается заметный рост интереса к истории образования на общесоюзном уровне, что выразилось в выходе капитальных исследований Н.Ф. Познанский «Развитие революционно-демократической педагогической мысли в России в середине XIX столетия» (1946) [45], Е.И. Недоспасова «История педагогического образования в Восточной Сибири» (1949) [26]. В этот период защищена кандидатская диссертация А.Д. Саблина [48], монографическая работа А.П. Панчукова «История начальной и средней школы Восточной Сибири» (1959) [41], В.П Андреева «История Бурятской школы» (1964) [1].
Это дало толчок для активизации исследований по проблеме на региональном уровне. В это время появляются труды Ф.Ф. Шамахова [57], которого принято считать основателем научной школы сибирской образовательной регионалистики. Публикуются материалы конференций и сборники научных трудов по проблемам сибирской культуры (ГА Бочанова [6], Ф.Ф. Шамахов). В них существенно была расширена проблематика исследования, обновлена фактографическая основа благодаря введению в оборот материалов не только местных, но и центральных архивов. Главным достижением в методологии исследования являлось уже некоторое ослабление экономического и классового редукционизма в трактовке сложных и неодномерных по своей природе культурных процессов.
В изучении образования в Приенисейском крае наиболее значимым явлением этого периода стала публикация книги Д.Г. Жолудева «Краткая история школ Красноярского края» (1961) [14], которая долгое время оставалась единственным специальным монографическим исследованием по проблеме. При всей ценности конкретно-фактического материала, вводимого автором в оборот, нельзя не заметить явный след идеологической конъюнктуры. Это проявилось в преувеличенном подчеркивании роли ссыльных революционеров, под влиянием которых якобы среди народа повысился интерес к образованию. Автором завышался уровень революционной сознательности учительской интеллигенции и крестьянских масс, акцентировались недостатки в организации и управлении школьным делом в губернии. Они однозначно трактовались как проявление классового антагонизма между правящими классами, которые сознательно стремились держать народ в темноте и невежестве, и трудящимися. По понятным причинам Жолудев «не заметил», что на протяжении последних двух десятков лет наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению доли учащихся из сельской и городской бедноты в учебных заведениях. Это стало возможным благодаря финансированию школ за счет всевозможных общественных организаций, ядро которых составляли отнюдь не выходцы из бедных классов.
В постсоветский период произошло заметное расширение объективности исследования проблемы. В нее включаются такие сюжеты, которые ранее казались малозначительными, например, школьная повседневность (ТА Кискидосова [20]).
Характерной чертой современного периода в изучении проблемы является полидисциплинарный подход. Представители педагогики, культурологии, истории обогащают его новыми дискурсами. Так, в последние годы появилось несколько диссертаций (А.И. Шилов [67], Е.В. Ким [19]) по истории народного образования Восточной Сибири, в которых рассматриваются специфические вопросы организации педагогического процесса, подготовка учительских кадров для системы общего образования в Восточной Сибири в конце XIX - начале XX вв.
В рамках такого историко-педагогического формата выполнен цикл исследований А.И. Шилова [59-66, 68], охватывающий учреждения педагогического образования. В данных работах использован богатый фактографический материал, систематизированный с точки зрения принадлежности к определенному временному периоду. К несомненным преимуществам исследований относится использование ряда ранее неизученных документов архивных фондов Сибири.
Последние и наиболее интересные публикации по истории женского педагогического образования Восточной Сибири исследуемого периода являются исследования О.М. Долидович [8], А.П. Дунаева [9], Д.В. Зайцева [15], И. Ф. Плетнева [44], В.И. Федорова [56], Е.И. Щеблякова [69].
В 2014 г. вышли в свет «Очерки истории народного образования Красноярского края XVII - начало XXI вв.» [31], выполненные коллективом авторов - историков и педагогов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. В книге рассматриваются основные этапы становления и развития народного образования на территории Красноярского края, начиная от возникновения первых школ и заканчивая проблемами развития образовательной системы на современном этапе. В силу широкой временной панорамы охвата истории дореволюционного этапа развития педагогического образования в регионе изложена лишь эскизно.
Обзор и анализ историко-педагогической литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что количество работ разного уровня по вопросам развития педагогического образования в Восточной Сибири конца XIX в. - незначительно. В немногочисленном списке трудов пока нет ни одной обобщенной работы, в которой бы специально и комплексно рассматривалась история педагогического образования в восточносибирском регионе означенного периода. Таким образом, существует противоречие между потребностью современного образования в использовании позитивного исторического опыта развития педагогического образования в регионе и отсутствием самостоятельных специальных исследований в этом направлении означенного периода. Возникает проблема: Каким был процесс развития педагогического образования в Восточной Сибири в конце XIX в.? Каково значение данного историко-педагогического опыта для развития современной системы педагогического образования? Эта проблема не ставилась и не подвергалась целенаправленному изучению для полной и разносторонней оценки педагогического опыта прошлого с точки зрения нужд современной педагогической школы и науки.
Таким образом, вышесказанное послужило основанием для выбора темы нашего исследования - «Инновации в педагогическом образовании в Восточной Сибири конца XIX века».
Объект исследования - развитие педагогического образования в Восточной Сибири конца XIX века.
Предмет исследования - педагогические учебные заведения, классы и курсы как средство и условие развития педагогического образования в Восточной Сибири конца XIX века.
Цель исследования - охарактеризовать педагогические учебные заведения, классы и курсы в Восточной Сибири конца XIX века, обобщить опыт и определить его значение для нужд педагогической школы и науки на современном этапе.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Выявить исторические условия и важнейшие факторы развития педагогического образования Восточной Сибири в конце XIX века.
2. Определить основные этапы, тенденции и инновационные процессы в развитии региональной системы педагогического образования исследуемого периода.
3. Раскрыть признаки позитивных и негативных изменений в организации учебного и воспитательного процессов в педагогической школе означенного периода.
4. Оценить значение результатов исследования педагогического образования Восточной Сибири в конце XIX в. для современной педагогической теории и практики.
Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования были использованы: историко-ретроспективный, историко-реконструктивный, системно-структурный, сравнительно-исторический анализ, историко-статистический и хронологический методы исследования.
Источниковедческая база исследования. В целях более полного выявления исследовательского материала мы применяли «перекрестное» использование различных видов исторических источников, которые условно разделили на следующие группы: источники личного происхождения, официальные документы, периодическая печать и научные труды.
В работе используются документы из фондов: Центрального Государственного архива Иркутской области, Государственного архива Красноярского края, Государственного архива Читинской области Значительная группа источников представлена материалами преимущественно делопроизводственного характера. Источниковедческий интерес представляют материалы из фондов Иркутской учительской семинарии, Красноярской учительской семинарии и Читинской учительской семинарии, где представлены нормативные документы (уставы и др.), личные дела педагогических кадров, отчетная финансовая документация, состав обучающихся, протоколы педагогических собраний, переписка с государственными учреждениями и т.д. Материалы, представленные в фондах, позволили получить информацию о структуре управления, деятельности, источниках финансирования педагогического учреждений.
Богатый, разнообразный и интересный по содержанию материал по истории Сибири содержат рукописи А.И Кытманова «Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии. 1594-1893» [23] и исследовательская работа Н.М. Ядринцева «Сибирь как колония: к юбилею трехсотлетия: современное положение Сибири, ее нужды и потребности, ее прошлое и будущее» [72]. Авторами лишь частично даются небольшие сведения и упоминания о педагогической деятельности на данной территории и их оценка.
Кроме того, в качестве Источниковой базы исследования послужили законодательные акты изучаемого периода, программно-методические документы и материалы Министерства народного просвещения. Огромную значимость для исследования имеют, ежегодно выпускаемые «Памятные книжки Енисейской губернии (1863-1907) [34, 35, 37-39], которые, по сути, представляли собой отчеты о сферах жизни края, а также в них есть сведения о педагогических заведениях, численности обучаемых и т.п.
Некоторые аспекты региональной педагогической деятельности освещались в газетах. Поэтому в отдельную группу источников была выделена периодическая печать: журналы и газеты различных ведомств, обществ и организаций. «Енисейские губернские ведомости» (1857-1917),«Енисейские епархиальные ведомости» (1884-1906) [49], «Енисей» (1889-1915) [17, 27]. Содержащие краткие отчеты о работе педагогических учреждений, публиковались статьи и заметки, которые позволяют получить предельно конкретные сведения об уровне педагогического образования с краткой аннотацией и комментариями корреспондентов.
Важные сведения получены в трудах, имеющие исторический, экономический, этнографический и статистический характер, способствующих более полному воссозданию конкретно-исторических условий развития педагогического образования Восточной Сибири в конце XIX века.
Большой группой источников стали монографические труды и труды исследователей педагогического образования сибирского региона, отражающие становление педагогического образования, развитие педагогической мысли исследуемого периода. Это работы Н.Н. Бакай [2], Д.Г. Жолудева [14], ЕВ. Ким [19], Н.Н. Кузьмин [21], О.В. Перова [43], А.И. Шилова [59-66, 68], и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историко-педагогической науке педагогическое образование Восточной Сибири конца XIX века подвергнуто специальному и комплексному изучению, представлено как самостоятельная теоретическая проблема, многоаспектно рассмотрен процесс его развития. Выявлены и проанализированы основные направления совершенствования форм, методов, средств учебно-воспитательной работы педагогической школы Восточной Сибири исследуемого периода. Завершенное исследование является определенным научным источником в разработке проблем по истории регионального педагогического образования конца XIX века.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при создании современных педагогических средних заведений: при определении их содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, в том числе прохождения педагогической практики, системы контроля профессионального становления студентов (выпускников).
Апробация и внедрение результатов. Материалы исследования были представлены на Межвузовской студенческой научно-практической конференции «Педагогические миры - миры неравнодушных и понимающих» проводившаяся в г. Красноярске, СибГУ им. М.Ф. Решетнёва (20.04.2017). Подготовлены к печати статьи: «К вопросу об истории развития образования в РФ». Опубликована - «Мир человека: Научно-информационное издание / под. общ. ред. В.В. Игнатовой. - Красноярск: СибГУ им. МФ. Решетнева, 2017. - С. 219-220; «Красноярская учительская семинария в конце XIX века - первые годы XX века». Находится в печати - Актуальные проблемы образования: история и современность: сборник научных статей // Красноярск: КШУ им. В.П. Астафьева, 2018). Так же в соавторстве был написан ряд статей.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, которые включают в себя 7 параграфов, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие капитализма в России, охватившее новыми производственными отношениями и Восточную Сибирь, которая характеризовалась экономическим ростом в 1890-х гг. (результат строительства Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали) и связанного с ним повышения общественного интереса к образованию. Привело к необходимости увеличения числа грамотных, конкурентоспособных в условиях рыночных отношений работников, что вызвало потребность в развитии народного образования, в первую очередь, расширения сети начальных школ. Тем самым проходившие процессы реформирования начального образования негативно отразились на нехватке квалифицированных учителей начальных училищ. Министерство народного просвещения, понимая всю важность дела подготовки первоначальных учителей, взяло его под свой контроль, постепенно формируя систему профессионально-педагогического образования.
Таким образом, становление и развитие системы профессионально-педагогического образования Восточной Сибири конца XIX в. представляло собой сложный и противоречивый процесс в специфических социально-экономических, общественно-политических и социокультурных условиях. Система педагогического образования Восточной Сибири ввиду экономических, социальных и культурных потребностей общества развивалась непрерывно и одновременно неравномерно. В свою очередь ведущими факторами развития педагогического образования в Восточной Сибири этого периода стали: социально-экономический, политический и культурно-просветительский факторы, общий научный процесс и логика развития педагогической науки, общественно-педагогическое движение в стране и регионе.
В истории педагогического образования Восточной Сибири конца XIX в. можно условно выделить два этапа.
Первый этап (1872-1896) отмечен доминантным проявлением политического и культурно-просветительского факторов, постепенным возрастанием роли других ведущих факторов. Этот период характеризовался созданием системы педагогического образования, воплощенного в учительских семинариях, педагогических курсах и классах при уездных училищах и женских прогимназиях, восьмых педагогических классах женских гимназий. Заметными были влияние региональных особенностей на функционирование педагогических учебных заведений, курсов и классов, а также консерватизм педагогического мышления в русле официальной педагогики.
Второй этап (1896-1908) выделяется резким усилением социально-экономического фактора, влияния передовой педагогической мысли и общественно-педагогического движения на развитие педагогического образования в регионе. Этот период отмечен рядом качественных изменений в организационном, содержательном и методическом аспектах развития системы педагогического образования и в работе педагогических учебных заведений. В результате этих изменений педагогические учебные заведения, классы, курсы вышли на новый уровень развития. Изменения в организационном и процессуальном аспектах укрепили демократические тенденции в их жизнедеятельности. Этот период характеризовался расширением и повышением уровня и качества подготовки учительских кадров; в связи некоторым расширением и углублением содержания психолого-педагогической и методической подготовки учащихся в учительских семинариях и восьмых педагогических классах женских гимназий; оживлением педагогической и методической мысли, все большим учетом возможностей личности.
Именно тогда получили начало такие тенденции, как возрастание роли женских гимназий (восьмых классов) в подготовке педагогических кадров для начальной школы; повышение уровня и качества подготовки учительских кадров в светских педагогических учебных заведениях; укрепление элементов демократизации школьной жизни; повышение уровня учебно-воспитательного процесса; усиление конкуренции учебных заведений разных типов и ведомств в деле подготовки педагогических кадров для начальной светской школы; постепенный все более полный учет и реализация передовых педагогических идей; стирание различий и усиление общих начал в развитии восточносибирской педагогической школы по сравнению со школой европейской части России.
В ходе анализа архивных данных и теоретических источников удалось определить основные инновационные процессы в развитии региональной системы педагогического образования исследуемого периода. К ним относится: активное обновление содержания педагогического образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации, развитие творческой инициативы, профессиональной компетенции и педагогической культуры учащихся педагогических учреждений.
К тому же изучение образовательного процесса в восточносибирском педагогическом образовании данного периода позволило сделать вывод о его практической направленности и системности. Он включал не только выверенную методическую подготовку, но и комплекс воспитательных мероприятий, что позволяло готовить начальных учителей, которые ценились в обществе за образованность, хорошую практическую подготовку, владение трудовыми и коммуникативными навыками, необходимыми для жизни в сельской местности.
Среди достоинств в организации учебного процесса нужно выделить использование активных методов и разнообразных форм организации учебных занятий. Учебный процесс характеризовался нарастающей оснащенностью занятий средствами обучения, в том числе техническими, реализацией ряда передовых педагогических и методических идей в разработке некоторых вопросов преподавания. К числу основных недостатков в организации учебного процесса необходимо отнести отставание в оснащенности учебных кабинетов соответствующими учебными средствами в ряде педагогических учебных заведений, неполная решенность проблем индивидуального подхода в обучении и дифференциации обучения.
В воспитательной работе получили развитие следующие тенденции: постепенный все более полный учет и реализация передовых педагогических идей; усиление творческого подхода преподавателей к воспитательной деятельности; повышение внимания к содержанию воспитательной работы. Вместе с тем в организации воспитательного процесса были недостатки и нерешенные проблемы: наличие формализма в некоторых учебных заведениях; низкий профессиональный уровень определенной части преподавателей, необустроенность помещений и классов, несовершенство практикуемой системы наказаний.
Исследование опыта педагогического образования Восточной Сибири конца XIX в. в свете современной научной педагогической теории и школьной практики обосновывает важность изучения педагогического наследия общеобразовательной школы дореволюционной России для нужд школы и педагогики на новом витке развития общества применительно к условиям и требованиям нынешнего дня, с учетом дня завтрашнего. Не забывая о прежнем опыте педагогической школы, проверенном временем, необходимо помнить, что плодотворное наследие прошлого никогда не может быть прямым копированием. Только его критическое использование, творческая переработка будет способствовать развитию педагогической науки, перестройке педагогического процесса и повышению качества обучения и воспитания в современной школе.



1. Андреев, В. И. История бурятской школы (1804-1962). / В. И Андреев. - Улан-Удэ : Иркут. Гос. пед. ин-т иностр. яз, 1964. - 567 с.
2. Бакай, Н. Н. К двадцати пятилетию Красноярской женской гимназии (1896-1894 гг.) / Н. Н. Бакай. - Красноярск : Тип. А.Д. Жилина, 1895. - 79 с.
3. Беликова, А. П. К историографии истории образования и педагогической мысли в Сибири // Вестник ТГПУ. - 2006. - №10. - С. 86-89.
4. Белоусов, И. Экономическое и правовое положение учителя министерской школы в Иркутской губернии / И. Белоусов. - Иркутск : Губ. Тип, 1902. - 29 с.
5. Бердников, Л. П. Когда Красноярск учился читать. Несколько страниц из истории развития народного образования в нашем городе (1759-1917 гг.) // Учитель, перед именем твоим: очерки о красноярцах - заслуженных учителях России, ветеранах труда Часть 1. - Красноярск : ПК «Синтез - КРАЗ», 1999. - 308 с.
6. Бочанова, Г. А. Вопросы трудового воспитания в начальных школах Сибири конца XIX - начала XX века // Социально-экономические отношения и классовая борьба в Сибири дооктябрьского периода. - Новосибирск : Наука: Сиб. отд-ние, 1987. - С 168-187.
7. Быконя, Г. Ф. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII-XIX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федоров, Л. П. Бердников. - Красноярск : Красноярск ун-та, 1990. - 304 с.
8. Долидович, О. М. Женщины Сибири во второй половине XIX - начале XX вв. (демографический, социальный, профессиональный аспекты): монография / О. М. Долидович, В. И. Федорова. - Красноярск : Краснояр. Гос. Пед. Ун-т м. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2007. - 232 с.
9. Дунаева, А. П. Женские учебные заведения в Европейской России и Восточной Сибири: аспекты развития // Известия Алтайского государственного университета. - 2008. - № 4-1. - С. 40-45.
10. Дуринов, А. А. Очерки истории школы и педагогического образования в Бурят-Монголии / А. А. Дуринов. - Улан-Удэ : Иркут. Гос. пед. ин-т иностр. яз, 1948. - 123 с.
11. История Красноярского края. Образование / В. В. Бибикова. - Красноярск : Буква С, 2008. - 311 с.
12. Головачев, П. Учебно-образовательные итоги г. Енисейска за 1892 г. (Из докладов Красноярского краеведческого музея) / П. Головачев. - Красноярск, 1893. - С. 2-5.
13. Ельницкий, К. В. Методика начального обучения отечественного языку для учительской семинарий институтов, педагогических классов при женских гимназиях и начальных учителей и учительниц / К. В. Ельницкий. - Санкт-Петербург : Д. Д. Полубояринов, 1895. - 200 с.
14. Жолудев, Д. Г. Краткая история Красноярского края (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Д. Г. Жолудев. - Енисейск : Енисейский гос. пед. ин-т., 1961. - 155 с.
15. Зайцева, Д. В. Красноярская женская гимназия: история и современность // Молодёжь и наука: Сборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 50-летию первого полета человека в космос [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. - Режим доступа:http://conl;sfu-kras.ru/sites/mn2011/section05.html
16. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева [и др.]. / 3. И. Васильева. - М : Академия, 2001. - 416 с.
17. К двадцати пятилетию Красноярской женской гимназии (1896-1894 гг.) // Енисей. - 1895. № 24 - С. 1-2.
18. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. А Лебедев. - М : Педагогика, 1982. - 619 с.
19. Ким, Е. В. Система образования в Енисейской губернии конца XIX - начала XX вв.: дис. ... канд. пед. Наук: 13.00.01. / Ким Екатерина Владимировна. - Красноярск, 2001. - 207 с.
20. Кискидосова, Т. А. Повседневная жизнь учащихся гимназий и прогимназий городов Енисейской губернии во второй половине XIX - начале XX в. // Научное обозрение Саяно Алтая. -2012. - № 1. - С. 81-90.
21. Кузьмин, Н. Н. Учительские семинарии России и их место в подготовке учителей начальной школы (Лекции по истории педагогики) / Н. Н. Кузьмин. - Курган : б.и, 1970. - 102 с.
22. Курилов, Т. И. Педагогическая подготовка учителя в России: историографический анализ // Сов. Педагогика. - 1991. - № 11. - С. 81-86.
23. Кытманов, И. А. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии. //ККМ. О/ф № 7886/229. - 501 с.
24. Линьков, А. Рост учебного дела в Восточной Сибири // Сибирский архив. - 1912. - № 7. - С. 505-534.
25. Начальная школа города Красноярска. Краткий историко - статический очерк (до августа 1913 г.) / А. Олосовский. - Красноярск : б М. И Абалакова, 1914. - 75с.
26. Недоспасова, Е. И. История педагогического образования в Восточной Сибири (1872-1919) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 1949. - 16 с.
27. О возможности введения обязательного образования в Сибири // Енисей. - 1895. - № 2. - C. 1-3.
28. Овчаров, В. В. История органов военных сообщений Енисейской губернии // В. В. Овчаров. - М : Просвещение, 2017. - 96 с.
29. Отчеты общества. Вспомоществования учащихся Енисейской губернии за 1901-1902 гг. / Красноярск : Енисейская губерния, 1903. - 20 с.
30. Отчет о деятельности Енисейской городской управы за 1892 г. // Енисейские губернии ведомости. - 1893. - № 41. - С. 9-10.
31. Очерки истории народного образования Красноярского края (XVII - начало XXI вв.): монография / Г.Ф. Быконя, [и др. ]. Красноярск : Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - 580 с.
32. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. / Э. Д. Днепрова, [и др. ]. М : Педагогика, 1991. -448 с.
33. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века / А. И. Пискунов. - М : Педагогика, 1976. - 600 с.
34. Памятная книжка Енисейской губернии на 1890 г. / Г. А Хотунцова - Красноярск : Енисейская губерния, 1889. - 353 с.
35. Памятная книжка Енисейской губернии на 1896 г. // Красноярск : Енисейская губерния, 1896. - 360 с.
36. Памятная книжка. Управление гражданскими учебными заведениями Восточной Сибири на 1900-1901 учебный год / П. И Манумина - Иркутск, 1901. - 307 с.
37. Памятная книжка Енисейской губернии на 1903 г. // Красноярск : Енисейская губерния, 1903. - 356 с.
38. Памятная книжка Енисейской губернии на 1905 г. // Красноярск : Енисейская губерния, 1905. - 350 с.
39. Памятная книжка Енисейской губернии на 1909 г. / Н В. Доброхотова. - Красноярск : Енисейская губерния, 1908. - 370 с.
40. Паначин, Ф. Г. Педагогическое образование в России. (Историко-педагогические очерки) / Ф. Г. Паначин. - М : Педагогика, 1979. - 216 с.
41. Панчуков, А. П. История начальной и средней школы Восточной Сибири / А. П. Панчуков. - Улан-Удэ : Бурятское книжное изд-во, 1959. - 512 с.
42. Педагогические курсы в Красноярске // Сибирская мысль. - 1912. - № 8. - С. 1-2.
43. Перова, О. В. Развитие сети учительских семинарий на территории Западной и Восточной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. // Вестник Томского государственного университета. История. - 2014. - №2. - С. 5-10.
44. Плетнева, И. Ф., Емельянова, Н. Р. Подготовка учительниц в педагогических классах женских гимназий России второй половины XIX в. // Вестник КемГУ. - 2014. - № 1. - С. 58-61.
45. Познанский, Н. Ф. Развитие революционно-демократической педагогической мысли в России в середине XIX столетия (40-60 гг.). / Н. Ф. Познанский. Саратов : Саратовское обл. изд-во, 1946. - 700 с.
46. Понятовская, Е. В. Педагогическая интеллигенция Восточной Сибири: исторический аспект // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 352-366.
47. Потапова, И. Ф. Красноярск: История в документах и фотографиях / И. Ф. Потапов. - Красноярск: ОАОПИК «Офсет», 2008. - 416 с.
48. Саблин, А. Д. Общее и педагогическое женское образование в дореволюционной Западной Сибири (XVIII-XX вв.): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Горький, 1951. - 16 с.
49. Савенков, И. Объявление от Красноярской учительской семинарии / И. Савенков // Енисейские епархиальные ведомости. - 1884. - № 8. - С. 120-128.
50. Савенков, И. Т. Опыт наставления выпускникам воспитанникам учительских семинарии. О главнейших обязанностях народного учителя / И. Т. Савенков. - Красноярск : А. Д. Жилина, 1892. - 80с.
51. Савенков, И. Т. Сборник вопросов по учебно-воспитательной практике в начальном училище / И. Т. Савенков. - Красноярск : А. Д. Жилина, 1893. - 97с.
52. Соколовский, П. Русская школа в Восточной Сибири и Приамурском крае / П. Соколовский. - Харьков : Харьк. ун-та, 1914. - 305 с.
53. Стоюнин, В. Я. Образование русской женщины. Избранные педагогические сочинения / Г. Г. Савенок. - М : Педагогика, 1991. - С. 209-224.
54. Сучков, М. Б. Социальный и духовный облик учительства России на рубеже XIX - XX // Отечественная история. - 1995. - № 1. - С. 62-77.
55. Ухтомский, Э. Э. Путешествие Государя Императора Николая II на Восток (1890 - 1891) / Э. Э. Ухтомский. - СПб : Лейпцинг, 1897. - 255 с.
56. Федорова, В. И. Школа-учитель-общество. Из истории народного образования Енисейской губернии XIX - начала XX вв.: монография / В. И. Федорова. - Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. - 244 с.
57. Шамахов, Ф. Ф. Учительские семинарии Западной Сибири / Ф. Ф. Шамахов. - Томск : Томск. пед. ин-та, 1951. - С. 39-109.
58. Шешунов, И. Некоторые данные об Иркутской учительской семинарии за двадцать пять лет ее существования (1872-1897 гг.) / И Шешунов. - Иркутск : Тип. П.И. Макушипа, 1897. - 40 с.
59. Шилов, А. И. Начальное образование Восточной Сибири конца XIX - начала XX вв.: монография: в 2 т. / А. И. Шилов. - Красноярск : Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2012. - 720 с.
60. Шилов, А. И. Организация воспитательного процесса в учительских семинариях Восточной Сибири в последней трети XIX в. / А. И. Шилов, Н. В. Шилова // Историко-педагогический журнал. - 2016. - №4. - С. 157-168.
61. Шилов, А. И. Очерки истории образования Восточной Сибири в конце XIX - начале XX вв. / А. И. Шилов. - Красноярск : Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2011. - 415 с.
62. Шилов, А. И. Педагогическое образование в Восточной Сибири конца XIX - начала XX вв. / А. И. Шилов. - Красноярск : Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2004. - 186 с.
63. Шилов, А. И. Подготовка учителей для начальной средней школы в Восточной Сибири конца XIX - начала XX вв. / Я. М. Кофман. - Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т, 2006. - С. 111-116.
64. Шилов, А. И. Профессиональное образование Восточной Сибири конца XIX - начала XX вв.: монография / А. И. Шилов. - Красноярск : Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2014. - 544 с.
65. Шилов, А. И. Средняя школа Восточной Сибири конца XIX - начала XX вв. Ч. 1. / А. И. Шилов. - Красноярск : Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 1998. - 90 с.
66. Шилов, А. И. Средняя школа Восточной Сибири конца XIX - начала XX вв. Ч. 2. / А. И. Шилов. - Красноярск : Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 1998. - 94 с.
67. Шилов, А И. Средняя школа Восточной Сибири конца XIX - начала XX вв. : автореф. дис...канд. педагогических наук : 13.00.01 / Шилов Александр Иванович. - Красноярск, 1996. - 21 с.
68. Шилов, А И. Учительские семинарии Восточной Сибири конца XIX - начала XX веков / А. И. Шилов. - Красноярск : Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2004. - 154 с.
69. Щеблякова, Е. И. Развитие профессионального женского педагогического образования в Восточной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. (на примере Иркутска, Красноярска, Читы) / Е. И. Щеблякова // Известия ИГЭА. - 2006. - №4. - С. 118-120.
70. Щеглов, И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 гг. / А. А. Преображенский. - Сургут : Акционерный Информационно-Издательский Концерн «Северный лом», 1993. -463 с.
71. Юрцовский, Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири / НС. Юрцовский. - Новониколаевск : Сибирское областное гос. из-во, 1923. - 256 с.
72. Ядринцев, Н. М. Сибирь как колония : к юбилею трехсотлетия : современное положение Сибири, ее нужды и потребности, ее прошлое и будущее / И М Ядринцев. - Санкт-Петербург : Типография М М Стасюлевича, - 1882. -XI. - 471 с.
Архивные материалы
Центральный государственный архив Иркутской области (ГАЛО)
73. Фонд 63. Главный инспектор училищ Восточной Сибири. Опись 1. Дела 2, 3, 31, 47, 48, 55, 204, 800, 802. Опись 3. Дела 48. Опись 5. Дела 15, 31, 44, 52.
74. Фонд 128. Иркутская учительская семинария. Опись 1. Дела 109.
Государственный архив Красноярского края (ГАКК)
75. Фонд 3. Дирекция народных училищ МНП Енисейской губернии. Опись 1. Дела 7, 105, 106.
76. Фонд 349. Красноярская учительская семинария. Дирекция народных училищ. Опись 1. Дела 7, 9, 12, 26, 27, 48, 49, 132, 144, 171, 220, 224, 230, 266, 290, 318, 384, 386, 387, 407, 415.
Государственный архив Читинской области (ГАЧО)
77. Фонд 71. Читинская учительская семинария. Опись 1. Дела 32, 229, 289, 414.
78. Фонд 224. Директор Читинской учительской семинарии. Опись 1. Дела 2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ