ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы самоопределения подростков в условиях
дополнительного образования 8
1.1 Личностное, социальное и профессиональное самоопределение
подростков как педагогическая задача дополнительного образования 8
1.2 Сущность и характеристики профессионально-ориентированной среды 22
2 Практика самоопределения подростков в профессионально-ориентированной среде медиа-школы 34
2.1 Основные компоненты профессионально-ориентированной среды медиа-школы 34
2.2 Инструменты для фиксации показателей самоопределения подростков,
обучающихся в медиа-школе 47
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Е
Ранняя юность является важным и ответственным этапом развития личности. В этот период происходит становление психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Именно в этом возрасте начинается раскрытие всех аспектов личности, развитие личностных возможностей, расширяется совместная деятельность с другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнь как полноправного члена общества. Все это создает необходимые предпосылки для самореализации личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования, усложнения личности, изменения иерархии потребностей.
Юношеский возраст особенно важен для решения задач самоопределения, самореализации и выбора жизненного пути, который связан с выбором профессии. Возраст юношества сенситивен для формирования психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути.
Современное общество нуждается в изменениях и обогащении культуры, развитии новых технологий, воспитании особого поколения людей, способных решать проблемы настоящего времени, умеющих творить. Духовно-нравственные качества личности становятся непременным условием появления творческих личностей и даже создания экономики, обращенной к человеку, экономики интеллектуального капитала, смарт-экономики.
В решении всех этих задач особым преимуществом и колоссальным потенциалом обладают организации дополнительного образования. Утвердив себя как полноценное звено в цепи непрерывного воспитательного процесса, они создают образовательную среду подросткам, которая формирует возможности для улучшения психологического здоровья, снимают каждодневное напряжение, формируя опыт творческого поведения в повседневной жизненной практике.
Под образовательной средой многими психологами и педагогами понимается система, включающая в себя такие структурные элементы как: совокупность применяемых образовательных технологий; внеучебная работа; управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. В.А. Ясвин предлагает в образовательной среде выделять пространственно¬архитектурный, социальный и психодидактический компоненты.
Пространственно-архитектурный компонент — это архитектурные особенности здания, атрибутика учебной обстановки. Предметная среда, окружающая ученика и учителя, бесспорно, оказывает влияние на результаты процесса обучения. Другой компонент образовательной среды — социальный — определяется особой, присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности. Важно, чтобы выполнялись следующие условия: учитель и ученик — единый полисубъект развития; наличие между педагогом и обучающимися отношений сотрудничества; наличие коллективно-распределенной учебной деятельности; насыщение жизни детей и взрослых в школе коммуникацией. Третий компонент образовательной среды — психодидактический — включает в себя содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организацию обучения.
Медиа-школа И. Долгушиной - это автономная некоммерческая организация, учреждённая гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления образовательных, консультационных, информационных и организационных услуг в области радио, телевидения, рекламы в Красноярске и его близлежащих административных образований. Основной контингент обучающихся школы - дети и подростки в возрасте от 10 до 15 лет. Типовой цикл деятельности в рамках школы осуществляется за три месяца и направлен не только на постижение учениками основ операторского искусства, монтажа, тележурналистики и техники речи, что должно способствовать их профессиональной ориентации и возможному самоопределению.
Медиа-школа по своей сути является уникальным феноменом в практике дополнительного образования. Поэтому в рамках настоящей диссертации описывается, систематизируется и теоретически осмысливается оригинальный опыт созданной профессионально-ориентированной среды обучения подростков решению журналистских задач, обладающим высоким потенциалом для их дальнейшего самоопределения.
Проблема исследования заключается в установлении научных знаний о том, каким образом следует организовывать профессионально-ориентированную среду обучения подростков решению задач из области журналистики, способствующую их личностному, социальному и профессиональному самоопределению в условиях организаций дополнительного образования по типу медиа-школ.
Цель исследования - выявить и обосновать компоненты профессионально-ориентированной среды медиа-школы, являющиеся в совокупности детерминантами процессов личностного, социального и профессионального самоопределения подростков.
Объект исследования - профессионально-ориентированная среда медиа-школы.
Предмет исследования - компоненты среды, влияющие на личностное, социальное и профессиональное самоопределение подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что профессионально-ориентированная среда медиа-школы оказывает существенное влияние на процессы:
- личностного самоопределения при условии включения в психодидактический компонент индивидуальных и групповых проектных заданий;
- социального самоопределения при создании комплекса учебных ситуаций, требующих проявления взглядов подростков на религию, политику, философию жизни и мораль;
- профессионального самоопределения при наличии комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих профессиональные пробы и их рефлексивный анализ.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой в качестве основных задач исследования можно выделить следующие.
1. Провести анализ научной литературы и выявить теоретические основы самоопределения подростков в условиях дополнительного образования.
2. Уточнить сущность, компоненты и характеристики профессионально-ориентированной среды дополнительного образования.
3. Описать основные компоненты профессионально¬ориентированной среды медиа-школы с позиций их потенциального влияния на процессы самоопределения подростков.
4. Подобрать, адаптировать и описать диагностические инструменты, позволяющие зафиксировать изменения показателей самоопределения подростков, обучающихся в медиа-школе.
5. Провести измерения показателей процессов самоопределения подростков на различных этапах обучения в медиа-школе и проанализировать их результаты.
Базой исследовательской работы является АНО «Телешкола Ирины Долгушиной».
Ключевые понятия исследования: личностное, социальное и профессиональное самоопределение подростков; профессионально-ориентированная среда; медиа-школа.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из двух глав. Первая глава состоит из двух параграфов и содержит описание теоретических основ особенностей процессов личностного, социального и профессионального самоопределения подростков в условиях профессионально-ориентированной среды. Вторая глава состоит из трех параграфов и содержит описание компонентов среды профессионально-ориентированного обучения и результаты измерения показателей процессов самоопределения подростков в медиа-школе.
В ходе исследования поставленные задачи были решены. Так, был проведен анализ теоретические источники и выявлены теоретические основы самоопределения подростков в условиях дополнительного образования, изучена сущность, компоненты и характеристики профессионально-ориентированной среды дополнительного образования, выявлены основные компоненты профессионально-ориентированной среды медиа-школы с позиций их потенциального влияния на процессы самоопределения подростков (материально технический компонент, информационно содержательный компонент, организационно управленческий компонент, социально-педагогический компонент), подобраны и адаптированы диагностические инструменты, позволяющие зафиксировать изменения показателей самоопределения подростков, обучающихся в медиа-школе, а также проведены измерения показателей процессов самоопределения подростков на различных этапах обучения в медиа-школе и проанализировать их результаты.
Результаты работы подтвердили тот факт, что Телешкола — это специфический объект управления, который реализует свою деятельность уже на протяжении 8 лет. Давно сложившийся педагогический состав не изменяет своим принципам и обучает учеников по принципу «старой школы». Благодаря этому ученики знают, как трудна и не легка профессия тележурналиста, оператора и режиссера монтажа, однако это позволяет подросткам самоопределиться и сделать выводы в пользу этой или иной профессии в будущем.
Для того что бы создать благоприятно влияющую образовательную среду на профессиональное, социальное и личностное самоопределение необходимо изучить и апробировать положительный опыт других образовательных учреждений, понять сущность подростков и заинтересовать их. Телешколе это удается, она ежедневно совершенствуется, учится благодаря своим ученикам и их потребностями.
Новые современные молодежные движения позволяют медиа-школе быть на плаву и сохранять конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Сегодня молодежи интересно новое массовое направление это «блоггинг». Благодаря созданию собственного блогга молодёжь может не только создавать качественный контент и зарабатывать на этом.
Телешкола готова к новым медиа запросом и также может обеспечить своих учеников публикациями первых работ, что является хорошим портфолио для поступающих.
Осознание себя в будущем для молодежи это первый шаг в становлении себя как личность.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют считать, что цель данной работы достигнута, а гипотеза получила подтверждение.
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие / Г.М. Андреева. - Гриф Минобр. Аспект-пресс, 2004 г.
2. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Ф.Арьес. - Издательство Уральского университета, Екатеренбург, 1999.
3. Вайсман, А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху / А. Вайсман. - М.: Экономика, 1995.
4. Выготский Л.С. Словарь Л.С. Выготского/ Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев.- 2010г.
5. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема/ М.Р. Гинзубрг// Учебные материалы онлайн Studwood.ru, 2017 - 2018
6. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании / В.В. Гузеев- Школьные технологии. - 1997, № 1.
7. Джеймс, У. Научные основы психологии/ У. Джеймс. - М, 1993.
8. Зазыкин В.Г. Акмеология/В.Г. Зазыкин, А.А. Деркач. - Питер, 2006г.
9. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург, 2000.
10. Катукова М.Р. Система дополнительного образования в России: история становления, развитие, перспективы/ М.Р. Катукова. - Ракурс, 1994.
11. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология/ Л.Ц. Кагермазова. -Электронный учебник, 2010г.
12. Коменский Я.А. Педагогическое наследие. / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.- Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1989 г.
13. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория/ А.И. Ковалева. - 2003
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004
15. Коваль М.Б. Педагогика внешнего учреждения/ М.Б. Коваль. - Оренбург, 1994.
16. Кордуэлл М. Психология от А до Я/ М. Кордуэлл. -Справочник, 2000г.
17. Корчак Я. Как любить ребенка/ Я. Корчак. -Mainstream, ACT,Харвест, 2014.
18. Лебедев Ю.Д. Дополнительное образование/Ю.Д. Лебедев. - учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
19. Маркова А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. - М., 1996.
20. Обухов Л.Ф. Детская Психология: теории, факты, проблемы. / Л. Ф. Обухов. - М.: Тривола, 1995
21. Пикельна В.С. Система управления голландскими общеобразовательными школами // Директор школы. - 2015. - № 1. - С. 110-117.
22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. - Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.
23. Роджерс. К.. Взгляд на психотерапию. Становление человека. /К. Роджерс. - М.: "Прогресс", 1994.
24. Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти/ А.А. Реана. - Психология. Высший курс, 2002г.
25. Ребера. А. Оксфордский толковый словарь по психологии/ А. Ребера. - Словарь, 2002г.
26. Сущенко Т.А. Организация учебного процесса во внешкольных учреждениях/ Т.А. Сущенко. - учебное пособие. 2-е издание., СПб, 2008
27. Тарасов С. В. Образовательная середа: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. — 2011.
28. Теплых Д.А. Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности: дне. / Д.А. Теплых, Новосибирск, 2015.
29. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении/ Дж.Б. Уотсон.- М. - Л., 1926, Харьков, 1926;
30. Цымбаларь А.Д. Обеспечение готовности педагогического коллектива к моделированию инновационного образовательного пространства в школе / А.Д. Цымбаларь // Аннотированные результаты НИР Института педагогики за 2008 г.. - М.: Пед. мнение, 2015. - 424 с. - С. 25-26.
31. Чернышев А. «Школа будущего»: концептуальные основы / О.Чернишов,
A. Удовенко // Учебник для директора. - 2015. - № 9. - С. 2-15.
32. Шапран Ю.П. Образовательная среда вуза: типология, функция, структура/
Ю.П. Шапран, О.И.Шапран. - Молодой ученый №7, 2015
33. Эркинсон, Э. Детство и общество/ Э. Эркинсон. - Университетская книга, 1996 г.
34. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /B. А. Ясвин, А. Асмолов. - Смысл, 2001.
35.Schindler R. Grundprinzipien der Psychodynamik in der Gruppe (Основные принципы психодинамики в группе) / Psyche, 11, 1957/58, 308-314
36. Большой академический словарь русского языка. М.; СПб., 2004.
37. Офордский толковый словарь общей медицины, 2002 г
38. Терехина Т.В. Способы диагностики субъектности учащихся в образовательном процессе / Т.В. Терехина, И.А. Разина, М.И. Лукьянова. - Педагогическая диагностика: научный практический журнал. М.: Школьных технологии, 2001 -. 2004 №4. С132 -168.
39. Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». №2(7), - Июнь 2010