Профессионально-ориентированная среда обучения медиа-школы как детерминанта самоопределения подростков (на примере АНО «Телешкола Ирины Долгушиной»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы самоопределения подростков в условиях
дополнительного образования 8
1.1 Личностное, социальное и профессиональное самоопределение
подростков как педагогическая задача дополнительного образования 8
1.2 Сущность и характеристики профессионально-ориентированной среды 22
2 Практика самоопределения подростков в профессионально-ориентированной среде медиа-школы 34
2.1 Основные компоненты профессионально-ориентированной среды медиа-школы 34
2.2 Инструменты для фиксации показателей самоопределения подростков,
обучающихся в медиа-школе 47
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Е
1 Теоретические основы самоопределения подростков в условиях
дополнительного образования 8
1.1 Личностное, социальное и профессиональное самоопределение
подростков как педагогическая задача дополнительного образования 8
1.2 Сущность и характеристики профессионально-ориентированной среды 22
2 Практика самоопределения подростков в профессионально-ориентированной среде медиа-школы 34
2.1 Основные компоненты профессионально-ориентированной среды медиа-школы 34
2.2 Инструменты для фиксации показателей самоопределения подростков,
обучающихся в медиа-школе 47
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Е
Ранняя юность является важным и ответственным этапом развития личности. В этот период происходит становление психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Именно в этом возрасте начинается раскрытие всех аспектов личности, развитие личностных возможностей, расширяется совместная деятельность с другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнь как полноправного члена общества. Все это создает необходимые предпосылки для самореализации личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования, усложнения личности, изменения иерархии потребностей.
Юношеский возраст особенно важен для решения задач самоопределения, самореализации и выбора жизненного пути, который связан с выбором профессии. Возраст юношества сенситивен для формирования психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути.
Современное общество нуждается в изменениях и обогащении культуры, развитии новых технологий, воспитании особого поколения людей, способных решать проблемы настоящего времени, умеющих творить. Духовно-нравственные качества личности становятся непременным условием появления творческих личностей и даже создания экономики, обращенной к человеку, экономики интеллектуального капитала, смарт-экономики.
В решении всех этих задач особым преимуществом и колоссальным потенциалом обладают организации дополнительного образования. Утвердив себя как полноценное звено в цепи непрерывного воспитательного процесса, они создают образовательную среду подросткам, которая формирует возможности для улучшения психологического здоровья, снимают каждодневное напряжение, формируя опыт творческого поведения в повседневной жизненной практике.
Под образовательной средой многими психологами и педагогами понимается система, включающая в себя такие структурные элементы как: совокупность применяемых образовательных технологий; внеучебная работа; управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. В.А. Ясвин предлагает в образовательной среде выделять пространственно¬архитектурный, социальный и психодидактический компоненты.
Пространственно-архитектурный компонент — это архитектурные особенности здания, атрибутика учебной обстановки. Предметная среда, окружающая ученика и учителя, бесспорно, оказывает влияние на результаты процесса обучения. Другой компонент образовательной среды — социальный — определяется особой, присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности. Важно, чтобы выполнялись следующие условия: учитель и ученик — единый полисубъект развития; наличие между педагогом и обучающимися отношений сотрудничества; наличие коллективно-распределенной учебной деятельности; насыщение жизни детей и взрослых в школе коммуникацией. Третий компонент образовательной среды — психодидактический — включает в себя содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организацию обучения.
Медиа-школа И. Долгушиной - это автономная некоммерческая организация, учреждённая гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления образовательных, консультационных, информационных и организационных услуг в области радио, телевидения, рекламы в Красноярске и его близлежащих административных образований. Основной контингент обучающихся школы - дети и подростки в возрасте от 10 до 15 лет. Типовой цикл деятельности в рамках школы осуществляется за три месяца и направлен не только на постижение учениками основ операторского искусства, монтажа, тележурналистики и техники речи, что должно способствовать их профессиональной ориентации и возможному самоопределению.
Медиа-школа по своей сути является уникальным феноменом в практике дополнительного образования. Поэтому в рамках настоящей диссертации описывается, систематизируется и теоретически осмысливается оригинальный опыт созданной профессионально-ориентированной среды обучения подростков решению журналистских задач, обладающим высоким потенциалом для их дальнейшего самоопределения.
Проблема исследования заключается в установлении научных знаний о том, каким образом следует организовывать профессионально-ориентированную среду обучения подростков решению задач из области журналистики, способствующую их личностному, социальному и профессиональному самоопределению в условиях организаций дополнительного образования по типу медиа-школ.
Цель исследования - выявить и обосновать компоненты профессионально-ориентированной среды медиа-школы, являющиеся в совокупности детерминантами процессов личностного, социального и профессионального самоопределения подростков.
Объект исследования - профессионально-ориентированная среда медиа-школы.
Предмет исследования - компоненты среды, влияющие на личностное, социальное и профессиональное самоопределение подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что профессионально-ориентированная среда медиа-школы оказывает существенное влияние на процессы:
- личностного самоопределения при условии включения в психодидактический компонент индивидуальных и групповых проектных заданий;
- социального самоопределения при создании комплекса учебных ситуаций, требующих проявления взглядов подростков на религию, политику, философию жизни и мораль;
- профессионального самоопределения при наличии комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих профессиональные пробы и их рефлексивный анализ.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой в качестве основных задач исследования можно выделить следующие.
1. Провести анализ научной литературы и выявить теоретические основы самоопределения подростков в условиях дополнительного образования.
2. Уточнить сущность, компоненты и характеристики профессионально-ориентированной среды дополнительного образования.
3. Описать основные компоненты профессионально¬ориентированной среды медиа-школы с позиций их потенциального влияния на процессы самоопределения подростков.
4. Подобрать, адаптировать и описать диагностические инструменты, позволяющие зафиксировать изменения показателей самоопределения подростков, обучающихся в медиа-школе.
5. Провести измерения показателей процессов самоопределения подростков на различных этапах обучения в медиа-школе и проанализировать их результаты.
Базой исследовательской работы является АНО «Телешкола Ирины Долгушиной».
Ключевые понятия исследования: личностное, социальное и профессиональное самоопределение подростков; профессионально-ориентированная среда; медиа-школа.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из двух глав. Первая глава состоит из двух параграфов и содержит описание теоретических основ особенностей процессов личностного, социального и профессионального самоопределения подростков в условиях профессионально-ориентированной среды. Вторая глава состоит из трех параграфов и содержит описание компонентов среды профессионально-ориентированного обучения и результаты измерения показателей процессов самоопределения подростков в медиа-школе.
Юношеский возраст особенно важен для решения задач самоопределения, самореализации и выбора жизненного пути, который связан с выбором профессии. Возраст юношества сенситивен для формирования психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути.
Современное общество нуждается в изменениях и обогащении культуры, развитии новых технологий, воспитании особого поколения людей, способных решать проблемы настоящего времени, умеющих творить. Духовно-нравственные качества личности становятся непременным условием появления творческих личностей и даже создания экономики, обращенной к человеку, экономики интеллектуального капитала, смарт-экономики.
В решении всех этих задач особым преимуществом и колоссальным потенциалом обладают организации дополнительного образования. Утвердив себя как полноценное звено в цепи непрерывного воспитательного процесса, они создают образовательную среду подросткам, которая формирует возможности для улучшения психологического здоровья, снимают каждодневное напряжение, формируя опыт творческого поведения в повседневной жизненной практике.
Под образовательной средой многими психологами и педагогами понимается система, включающая в себя такие структурные элементы как: совокупность применяемых образовательных технологий; внеучебная работа; управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. В.А. Ясвин предлагает в образовательной среде выделять пространственно¬архитектурный, социальный и психодидактический компоненты.
Пространственно-архитектурный компонент — это архитектурные особенности здания, атрибутика учебной обстановки. Предметная среда, окружающая ученика и учителя, бесспорно, оказывает влияние на результаты процесса обучения. Другой компонент образовательной среды — социальный — определяется особой, присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности. Важно, чтобы выполнялись следующие условия: учитель и ученик — единый полисубъект развития; наличие между педагогом и обучающимися отношений сотрудничества; наличие коллективно-распределенной учебной деятельности; насыщение жизни детей и взрослых в школе коммуникацией. Третий компонент образовательной среды — психодидактический — включает в себя содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организацию обучения.
Медиа-школа И. Долгушиной - это автономная некоммерческая организация, учреждённая гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления образовательных, консультационных, информационных и организационных услуг в области радио, телевидения, рекламы в Красноярске и его близлежащих административных образований. Основной контингент обучающихся школы - дети и подростки в возрасте от 10 до 15 лет. Типовой цикл деятельности в рамках школы осуществляется за три месяца и направлен не только на постижение учениками основ операторского искусства, монтажа, тележурналистики и техники речи, что должно способствовать их профессиональной ориентации и возможному самоопределению.
Медиа-школа по своей сути является уникальным феноменом в практике дополнительного образования. Поэтому в рамках настоящей диссертации описывается, систематизируется и теоретически осмысливается оригинальный опыт созданной профессионально-ориентированной среды обучения подростков решению журналистских задач, обладающим высоким потенциалом для их дальнейшего самоопределения.
Проблема исследования заключается в установлении научных знаний о том, каким образом следует организовывать профессионально-ориентированную среду обучения подростков решению задач из области журналистики, способствующую их личностному, социальному и профессиональному самоопределению в условиях организаций дополнительного образования по типу медиа-школ.
Цель исследования - выявить и обосновать компоненты профессионально-ориентированной среды медиа-школы, являющиеся в совокупности детерминантами процессов личностного, социального и профессионального самоопределения подростков.
Объект исследования - профессионально-ориентированная среда медиа-школы.
Предмет исследования - компоненты среды, влияющие на личностное, социальное и профессиональное самоопределение подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что профессионально-ориентированная среда медиа-школы оказывает существенное влияние на процессы:
- личностного самоопределения при условии включения в психодидактический компонент индивидуальных и групповых проектных заданий;
- социального самоопределения при создании комплекса учебных ситуаций, требующих проявления взглядов подростков на религию, политику, философию жизни и мораль;
- профессионального самоопределения при наличии комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих профессиональные пробы и их рефлексивный анализ.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой в качестве основных задач исследования можно выделить следующие.
1. Провести анализ научной литературы и выявить теоретические основы самоопределения подростков в условиях дополнительного образования.
2. Уточнить сущность, компоненты и характеристики профессионально-ориентированной среды дополнительного образования.
3. Описать основные компоненты профессионально¬ориентированной среды медиа-школы с позиций их потенциального влияния на процессы самоопределения подростков.
4. Подобрать, адаптировать и описать диагностические инструменты, позволяющие зафиксировать изменения показателей самоопределения подростков, обучающихся в медиа-школе.
5. Провести измерения показателей процессов самоопределения подростков на различных этапах обучения в медиа-школе и проанализировать их результаты.
Базой исследовательской работы является АНО «Телешкола Ирины Долгушиной».
Ключевые понятия исследования: личностное, социальное и профессиональное самоопределение подростков; профессионально-ориентированная среда; медиа-школа.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из двух глав. Первая глава состоит из двух параграфов и содержит описание теоретических основ особенностей процессов личностного, социального и профессионального самоопределения подростков в условиях профессионально-ориентированной среды. Вторая глава состоит из трех параграфов и содержит описание компонентов среды профессионально-ориентированного обучения и результаты измерения показателей процессов самоопределения подростков в медиа-школе.
В ходе исследования поставленные задачи были решены. Так, был проведен анализ теоретические источники и выявлены теоретические основы самоопределения подростков в условиях дополнительного образования, изучена сущность, компоненты и характеристики профессионально-ориентированной среды дополнительного образования, выявлены основные компоненты профессионально-ориентированной среды медиа-школы с позиций их потенциального влияния на процессы самоопределения подростков (материально технический компонент, информационно содержательный компонент, организационно управленческий компонент, социально-педагогический компонент), подобраны и адаптированы диагностические инструменты, позволяющие зафиксировать изменения показателей самоопределения подростков, обучающихся в медиа-школе, а также проведены измерения показателей процессов самоопределения подростков на различных этапах обучения в медиа-школе и проанализировать их результаты.
Результаты работы подтвердили тот факт, что Телешкола — это специфический объект управления, который реализует свою деятельность уже на протяжении 8 лет. Давно сложившийся педагогический состав не изменяет своим принципам и обучает учеников по принципу «старой школы». Благодаря этому ученики знают, как трудна и не легка профессия тележурналиста, оператора и режиссера монтажа, однако это позволяет подросткам самоопределиться и сделать выводы в пользу этой или иной профессии в будущем.
Для того что бы создать благоприятно влияющую образовательную среду на профессиональное, социальное и личностное самоопределение необходимо изучить и апробировать положительный опыт других образовательных учреждений, понять сущность подростков и заинтересовать их. Телешколе это удается, она ежедневно совершенствуется, учится благодаря своим ученикам и их потребностями.
Новые современные молодежные движения позволяют медиа-школе быть на плаву и сохранять конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Сегодня молодежи интересно новое массовое направление это «блоггинг». Благодаря созданию собственного блогга молодёжь может не только создавать качественный контент и зарабатывать на этом.
Телешкола готова к новым медиа запросом и также может обеспечить своих учеников публикациями первых работ, что является хорошим портфолио для поступающих.
Осознание себя в будущем для молодежи это первый шаг в становлении себя как личность.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют считать, что цель данной работы достигнута, а гипотеза получила подтверждение.
Результаты работы подтвердили тот факт, что Телешкола — это специфический объект управления, который реализует свою деятельность уже на протяжении 8 лет. Давно сложившийся педагогический состав не изменяет своим принципам и обучает учеников по принципу «старой школы». Благодаря этому ученики знают, как трудна и не легка профессия тележурналиста, оператора и режиссера монтажа, однако это позволяет подросткам самоопределиться и сделать выводы в пользу этой или иной профессии в будущем.
Для того что бы создать благоприятно влияющую образовательную среду на профессиональное, социальное и личностное самоопределение необходимо изучить и апробировать положительный опыт других образовательных учреждений, понять сущность подростков и заинтересовать их. Телешколе это удается, она ежедневно совершенствуется, учится благодаря своим ученикам и их потребностями.
Новые современные молодежные движения позволяют медиа-школе быть на плаву и сохранять конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Сегодня молодежи интересно новое массовое направление это «блоггинг». Благодаря созданию собственного блогга молодёжь может не только создавать качественный контент и зарабатывать на этом.
Телешкола готова к новым медиа запросом и также может обеспечить своих учеников публикациями первых работ, что является хорошим портфолио для поступающих.
Осознание себя в будущем для молодежи это первый шаг в становлении себя как личность.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют считать, что цель данной работы достигнута, а гипотеза получила подтверждение.



