ВВЕДЕНИЕ 3
1 Использование электронного обучения и технологии е-портфолио в
образовании 5
1.1 Анализ использования электронного обучения в вузах Российской
Федерации и нормативных документов по его реализации 5
1.2 Возможности использования электронного портфолио в образовании . 14
2 Модуль «Использование е-портфолио в образовании» дисциплины «Е-
портфолио в образовании и трудоустройстве» 33
2.1 Описание содержания модуля «Е-портфолио в образовании и
трудоустройстве» 33
2.2 Экспертная оценка модуля «Использование е-портфолио в
образовании» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В 60
В настоящее время электронное обучение является одной из самых востребованных технологий, используемых в образовательном процессе в высших учебных заведениях, независимо от специфики подготовки и применяемых форм обучения.
Электронное обучение становится актуальным в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые ориентированы на сокращение объема аудиторной работы, увеличение и расширение форм самостоятельной работы студентов [4].
Выбор дисциплины «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве» для нашего исследования обусловлен тем, что будущие тьюторы должны уметь использовать дистанционные образовательные технологии, а также уметь применять технологию е-портфолио в своей профессиональной деятельности.
Цель работы: разработать содержание модуля «Использование е- портфолио в образовании» электронного обучающего курса «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве».
Объект: дисциплина «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве» для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Тьютор».
Предмет: модуль «Использование е-портфолио в образовании» электронного обучающего курса «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве» как средство реализации дисциплины «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве»
Гипотеза: изучение дисциплины «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве», а именно модуля «Использование е-портфолио в образовании» средствами электронного обучающего курса, будет результативным, если:
— учебные материалы и задания, включенные в данный электронный обучающий курс, соответствуют задачам модуля;
— имеются методические рекомендации для студентов по изучению модуля;
— учебный материал структурирован и изложен доступно;
— задания и критерии оценки к ним четко сформулированы.
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ использования электронного обучения в вузах Российской Федерации и нормативных документов по его реализации.
2. Изучить возможности использования технологии электронного портфолио в образовании.
3. Разработать содержание модуля «Использование е-портфолио в образовании», способствующее освоению будущими тьюторами технологии е-портфолио как обязательной составляющей их профессиональной деятельности
4. Провести экспертную оценку модуля «Использование е- портфолио в образовании» в рамках электронного обучающего курса.
Методы исследования. Теоретические - анализ литературы по вопросам использования электронного портфолио в образовании, а также по вопросу разработки и реализации электронных обучающих курсов; эмпирические -экспертная оценка.
В рамках данного магистерского исследования нами разработано содержание модуля «Использование е-портфолио в образовании». Модуль «Использование е-портфолио в образовании» посвящён использованию электронного портфолио на уровне бакалавриата и магистратуры В модуле представлены: лекционные материалы, практические и тестовые задания.
Во второй главе описано содержание модуля «Е-портфолио в образовании»», а также результаты экспертной оценки модуля специалистами в области использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что изучение дисциплины «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве», а именно модуля «Использование е-портфолио в образовании» средствами электронного обучающего курса, будет результативным, если учебные материалы и задания, включенные в данный электронный обучающий курс, соответствуют задачам модуля; имеются методические рекомендации для студентов по изучению модуля; учебный материал структурирован и изложен доступно; задания и критерии оценки к ним четко сформулированы.
Согласно результатам экспертной оценки, учебные материалы и задания полностью соответствуют задачам модуля. Все эксперты положительно оценили методические рекомендации для студентов по изучению модуля. Также эксперты отметили, что учебный материал хорошо структурирован и доступно изложен, а задания и критерии оценки к ним четко сформулированы.