ВВЕДЕНИЕ 3
1 Использование электронного обучения и технологии е-портфолио в
образовании 5
1.1 Анализ использования электронного обучения в вузах Российской
Федерации и нормативных документов по его реализации 5
1.2 Возможности использования электронного портфолио в образовании . 14
2 Модуль «Использование е-портфолио в образовании» дисциплины «Е-
портфолио в образовании и трудоустройстве» 33
2.1 Описание содержания модуля «Е-портфолио в образовании и
трудоустройстве» 33
2.2 Экспертная оценка модуля «Использование е-портфолио в
образовании» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В 60
В настоящее время электронное обучение является одной из самых востребованных технологий, используемых в образовательном процессе в высших учебных заведениях, независимо от специфики подготовки и применяемых форм обучения.
Электронное обучение становится актуальным в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые ориентированы на сокращение объема аудиторной работы, увеличение и расширение форм самостоятельной работы студентов [4].
Выбор дисциплины «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве» для нашего исследования обусловлен тем, что будущие тьюторы должны уметь использовать дистанционные образовательные технологии, а также уметь применять технологию е-портфолио в своей профессиональной деятельности.
Цель работы: разработать содержание модуля «Использование е- портфолио в образовании» электронного обучающего курса «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве».
Объект: дисциплина «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве» для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Тьютор».
Предмет: модуль «Использование е-портфолио в образовании» электронного обучающего курса «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве» как средство реализации дисциплины «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве»
Гипотеза: изучение дисциплины «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве», а именно модуля «Использование е-портфолио в образовании» средствами электронного обучающего курса, будет результативным, если:
— учебные материалы и задания, включенные в данный электронный обучающий курс, соответствуют задачам модуля;
— имеются методические рекомендации для студентов по изучению модуля;
— учебный материал структурирован и изложен доступно;
— задания и критерии оценки к ним четко сформулированы.
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ использования электронного обучения в вузах Российской Федерации и нормативных документов по его реализации.
2. Изучить возможности использования технологии электронного портфолио в образовании.
3. Разработать содержание модуля «Использование е-портфолио в образовании», способствующее освоению будущими тьюторами технологии е-портфолио как обязательной составляющей их профессиональной деятельности
4. Провести экспертную оценку модуля «Использование е- портфолио в образовании» в рамках электронного обучающего курса.
Методы исследования. Теоретические - анализ литературы по вопросам использования электронного портфолио в образовании, а также по вопросу разработки и реализации электронных обучающих курсов; эмпирические -экспертная оценка.
В рамках данного магистерского исследования нами разработано содержание модуля «Использование е-портфолио в образовании». Модуль «Использование е-портфолио в образовании» посвящён использованию электронного портфолио на уровне бакалавриата и магистратуры В модуле представлены: лекционные материалы, практические и тестовые задания.
Во второй главе описано содержание модуля «Е-портфолио в образовании»», а также результаты экспертной оценки модуля специалистами в области использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что изучение дисциплины «Е-портфолио в образовании и трудоустройстве», а именно модуля «Использование е-портфолио в образовании» средствами электронного обучающего курса, будет результативным, если учебные материалы и задания, включенные в данный электронный обучающий курс, соответствуют задачам модуля; имеются методические рекомендации для студентов по изучению модуля; учебный материал структурирован и изложен доступно; задания и критерии оценки к ним четко сформулированы.
Согласно результатам экспертной оценки, учебные материалы и задания полностью соответствуют задачам модуля. Все эксперты положительно оценили методические рекомендации для студентов по изучению модуля. Также эксперты отметили, что учебный материал хорошо структурирован и доступно изложен, а задания и критерии оценки к ним четко сформулированы.
1. Абрамова, Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология / Я.К. Абрамова // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - № 17. - с. 115-119
2. Алисултанова, Э.Д., Моисеенко, Н.А., Мальцагова, Ж.З. Электронный портфолио как средство формирования профессиональных компетенций будущего инженера / Э.Д. Алисултанова, Н.А. Моисеенко, Ж.З. Мальцагова // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 3 (34). - с.125-125
3. Барышникова, Е.В., Попова, Е.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров педагогического вуза [Электронный ресурс] / Е.В. Барышникова, Е.В. Попова // Вестник ЧГПУ. - 2013. - №11. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-bakalavrov-pedagogicheskogo-vuza
4. Безызвестных, Е.А. Электронное обучение в подготовке бакалавров педагогических направлений: опыт и перспективы / Е.А. Безызвестных, О.А. Иманова, О.Г. Смолянинова // Информатика и образование. - 2015. - № 2. - С. 14-22.
5. Безызвестных, Е.А., Смолянинова, О.Г. Оценивание образовательных результатов студентов - будущих тьюторов в системе непрерывного образования на основе смешанной модели обучения: опыт Сибирского федерального университета / Е.А. Безызвестных, О.Г. Смолянинова // Преподаватель XXI век. - 2017. - № 1. - С. 135-148.
6. Брылёва, В.А. Технология организации и методического сопровождения электронной веб-ориентированной среды для учебного процесса гуманитарного профиля [Электронный ресурс] / В.А. Брылёва, О.П. Сафонова // Современные исследования социальных проблем. - Режим доступа:http://j ournal-s.org/index.php/sisp/article/view/220138/pdf_118.
7. Велединская, С.Б., Дорофеева, М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности / С.Б. Велединская, М.Ю. Дорофеева // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 8. - С. 8-13.
8. Войтович, И.К. Специфика создания электронных образовательных курсов [Электронный ресурс] / И.К. Войтович // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 1. - Режим доступа:
http://cyberlenmka.ru/article/n/spetsifika-sozdaniya-elektronnyh-obrazovatelnyh- kursov.
9. Воронцов, С.А., Болгов, М.А., Артемьева, И.Л. Электронное портфолио как средство сопровождения студентов в образовательном процессе вузов / С.А. Воронцов, М.А. Болгов, И.Л. Артемьева // Problems of Computer Intellectualization. - 2012. - №25. - с. 279-286.
10. Галимуллина Э.З., Жестков Л.Ю. Технология е-портфолио в усилении практической направленности процесса обучения бакалавров педагогического образования [Электронный ресурс] / Э.З. Галимуллина, Л.Ю. Жестков // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2¬1. - Режим доступа:http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19338
11. Гюрова, В.Т., Зелеева, В.П. Портфолио в системной оценке качества образования [Электронный ресурс] / В.Т. Гюрова, В.П. Зелеева // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2012. - №6. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/portfolio-v-sistemnoy-otsenke-kachestva-obrazovaniya.
12. Елтунова, И.Б. Модель системы оценки профессиональных компетенций / И.Б. Елтунова // Современные проблемы науки и образования.- 2015. - №1. - с. 512-534.
13. Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание: методическое пособие / Н.Ф. Ефремова // М: Национальное образование, 2012. - 416 с.
14. Использование технологии электронного портфолио в оценке образовательных достижений и профессиональном развитии обучающихся в системном взаимодействии с рынком труда: научно-практическая и методическая разработка / О.Г. Смолянинова, В.П. Тихомиров и др.
15. Корень, А.В. Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной образовательной среды Moodle [Электронный ресурс] / А.В. Корень // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - №1 (14). - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razrabotki-uchebnyh-kursov-s-ispolzovaniem-elektronnoy-obrazovatelnoy-sredy-moodle
16. Мукажанов, Е.Б. Электронное обучение - неотъемлемая часть современного образования [Электронный ресурс] / Е.Б. Мукажанов, Е.Е. Телебаев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -
2012. - № 5. - Режим доступа:https://goo.gl/oGh6Yq
17. Муромцев, А.Н. Электронное обучение, как форма дистанционного образования [Электронный ресурс] / А.Н. Муромцев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - №
33. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-obuchenie-kak-forma-distantsionnogo-obrazovaniya
18. Муслимов, Н.А., Кадыров, Х.Ш. Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов на основе применения информационных и педагогических технологий [Электронный ресурс] / Н.А. Муслимов, Х.Ш. Кадыров // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2011. - №2. - Режим доступа: http: //cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-
professionalnoy-kompetentsii-buduschih-pedagogov-na-osnove-primeneniya-informatsionnyh-i-pedagogicheskih-tehnologiy
19. Никифорова, М.В. Электронный портфолио как средство
формирования информационно-коммуникационной компетентности
будущих педагогов [Электронный ресурс] / М.В. Никифорова // Вестник Московского государственного университета. Серия: Педагогика. - 2013. - № 3. - Режим доступа:http://www.yestnik-mgou.ru/Articles/Doc/7551
20. Новикова, Т.Г., Федотова, Е.Е. Оценивание с помощью
портфолио и изменение концепции деятельности школы, содержания и методов обучения [Электронный ресурс] / Т.Г. Новикова, Е.Е. Федотова // Вопросы образования. - 2010. - №5. . - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/otsenivanie-s-pomoschyu-portfolio-i-izmenenie-kontseptsii-deyatelnosti-shkoly-soderzhaniya-i-metodov-obucheniya-1
21. Пастущак, Т.Н. Создание электронного курса. Лекция в СДО MOODLE: учебно-методическое пособие / Т.Н. Пастущак, С.С. Соколов, А.А. Рябова. - СПб.: СПГУВК, 2012. - 44 с.
22. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. высш. уч. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 3-е изд. - М.:Академия, 2010. - 368 с.
23. Положение о реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https ://goo. gl/rRkAX8
24. Положение об электронных образовательных ресурсах СФУ
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://about.sfu-
kras.ru/docs/8733/pdf/890349.
25. Портфолио в зарубежной образовательной практике
[Электронный ресурс] / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков, Е.Е. Федотова // Вопросы образования. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/portfolio-v-zarubezhnoy-obrazovatelnoy-praktike
26. Программа развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ на 2016-2021 годы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://about.sfu-kras.ru/docs/9241/pdf/865063
27. Профессиональный стандарт педагога от 18.10.2013. № 544 [Электронный ресурс] // Портал ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ. - Режим доступа:https://goo.gl/V4Ciq7
28. Ребрина, Ф.Г. Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS Moodle [Электронный ресурс] / Ф.Г. Ребрина, И.А. Леонтьева // Вестник ЧГПУ. - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razrabotki-elektronnogo-uchebnogo-kursa- na-platforme-lms-moodle
29. Салангина, Н.Я. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения в педагогическом вузе / Н.Я. Салангина // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №12. - С. 225-227.
30. Семенова, Е.В., Семенов В.И. Портфолио как средство оценивания сформированности профессиональной компетентности студентов на госаттестации в педвузе / Е.В. Семенова, В.И. Семенов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - С. 130-139.
31. Смолянинова, О.Г. Освоение технологии электронного портфолио бакалаврами - будущими тьюторами в процессе смешанного обучение / О.Г. Смолянинова [и др.] // Информатика и образование. - 2017. - №4. - С. 3-9.
32. Смолянинова, О.Г. Электронное обучение в подготовке бакалавров педагогических направлений / О.Г. Смолянинова, О.А. Иманова, Е.А. Безызвестных // Информатика и образование. - 2016. - №2. - С. 14-22.
33. Смолянинова, О.Г., Безызвестных, Е.А. Е-портфолио магистранта педагогического направления как часть стратегии развития электронного обучения в федеральном университете / О.Г. Смолянинова, Е.А. Безызвестных // Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века». Сборник научных трудов. - М. : НИЯУ МИФИ. - 2015. - с. 89-92
34. Смолянинова, О.Г., Иманова, О.А. Проблемы и перспективы использования технологии е-портфолио в подготовке педагогических кадров / О.Г. Смолянинова, О.А. Иманова // Информатика и образование. - 2012. - №6. - С. 96-100.
35. Смолянинова, О.Г., Иманова, О.А. Использование технологии е- портфолио в высшем образовании в Российской Федерации / О.Г. Смолянинова, О.А. Иманова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №9. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-e-portfolio-v-vysshem-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii
36. Смолянинова, О.Г., Иманова, О.А. Использование технологии е- портфолио в системе подготовки педагогических кадров / О.Г. Смолянинова, О.А. Иманова // Материалы международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте». - 2012. - Том 12. - с.69-75
37. Смолянинова, О.Г., Иманова, О.А Электронный портфолио как средство поддержки интерактивного взаимодействия в информационно-образовательной среде / О.Г. Смолянинова, О.А. Иманова // Информатика и образование. - 2014. - № 1 (250). - С. 12-17.
38. Смолянинова, О.Г., Иманова, О.А., Безызвестных, Е.А. Практики использования дистанционных образовательных технологий при подготовке будущих педагогов-тьюторов: опыт Сибирского Федерального университета / О.Г. Смолянинова, О.А. Иманова, Е.А. Безызвестных // «Информатика и образование». - №2 - 2018. - С. 3-8
39. Старовикова, И.В. Использование технологии портфолио для организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / И.В. Старовикова // Вестник ОмГУ. - 2012. - №4 (66). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-portfolio-dlya-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov
40. Федер. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФКЗ (в ред. от 02.03.2016) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
41. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие / А.В. Хуторской // М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. - 73 с.
42. Шелехова, Л.В. Портфолио как одна из форм организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента / Л.В. Шелехова // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. 6-й междунар. науч.-практ. Интернет-конф.: сб. 6. - Часть 1. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2012. - С. 332-336.
43. Шишлина, Н.В. Автор электронного курса: учебно-методическое пособие / Н.В. Шишлина. - Ижевск: ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 2015. - 77 с.
44. Шкерина, Л.В., Литвинцева, М.В. Электронный портфолио как средство фиксации образовательных результатов студента и технология оценивания его компетенций [Электронный ресурс] / Л.В. Шкерина, М.В. Литвинцева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2011. - №2. - Режим доступа:https ://goo. gl/nGM4MS
45. Шурмелева, М. М. Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности / М.М. Шурмелева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. - 2013. - С. 206-209.
46. Электронное обучение в НИУ ВШЭ. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://okna.hse.ru/news/149122620.html.
47. Электронное обучение. Томский государственный университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.tsu.ru/education/e-learning/
48. Янченко, И.В. Смешанное обучение в вузе: от теории к практике [Электронный ресурс] / И.В. Янченко // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - Режим доступа:https://www.science- education.ru/ru/article/view?id=25417
49. Mogonea F. Portfolio-Tool for (self) Evaluation of Students-Future Teachers [Electronic resource] / F. Mogonea // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Access mode:https://goo.gl/9m6gHA
50. Mokhtaria L. The Use Of Portfolio As An Assessment Tool [Electronic resource] / L. Mokhtaria // International Journal of Scientific & Technology Research. - 2015. - № 7. - Access mode:https://goo.gl/ztQLqa