ВВЕДЕНИЕ 3
1 Самообразовательная деятельность студентов при реализации
электронного обучения 6
1.1 Сущность процесса самообразования будущих педагогов 6
1.2 Использование средств электронного обучения при подготовке
будущих педагогов 29
2 Разработка и апробация электронного обучающего курса «Курсовая
работа» 34
2.1 Описание электронного обучающего курса «Курсовая работа» 34
2.2 Апробация электронного обучающего курса «Курсовая работа» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Актуальность работы: В современных условиях возрастает потребность в людях, способных к творческому поиску и непрерывному самообразованию. Способность к самообразованию рассматривается сегодня как важнейшее профессиональное качество специалиста. Для того чтобы специалист мог поддерживать высокий уровень своей квалификации, он должен быть участником процесса непрерывного образования. Необходимость непрерывного образования и постоянного совершенствования знаний диктуется не только требованиями любой профессиональной деятельности, но и быстрыми темпами общественного развития, ростом культурных потребностей в стране.
Часто обеспечение непрерывности образования связывается с преемственностью программ, расширением сети разнообразных образовательно-воспитательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Однако на первом плане должна выступать, как нам кажется, личностная мотивированность к постоянному пополнению знаний, жажда знаний и стремление к достижению полного самоосуществления. Образованию, как непрерывному процессу, должно было бы постоянно сопутствовать самообразование, что требует от личности высоко развитых самостоятельных познавательных сил. Следовательно, принимая идею непрерывности образования как очень значимую, следует оценить по достоинству и такую стратегическую задачу, как подготовку личности с ранних лет в семье, в школе, в профессиональных учебных заведениях к самостоятельному получению знаний, к самообразованию.
Самообразование в некоторых случаях способно полностью заменить процесс получения знаний в школе или других учебных заведениях. Это, прежде всего, подходит детям, которые по тем или иным причинам не могут посещать учебные заведения, но стремятся к новым знаниям. Работа по самообразованию должна быть в этом случае организована родителями или самим ребенком, если он уже взрослый и может самостоятельно распределять свое время.
В настоящее время электронное обучение является наиболее востребованной технологией, используемой в образовательном процессе в высших учебных заведениях, независимо от специфики подготовки и применения форм обучения.
Электронное обучение становится особенно актуальным в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения, которые ориентированы на сокращение объема аудиторной работы, увеличение и расширение форм самостоятельной работы студентов.
Объект исследования: самообразовательная деятельность студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Тьютор».
Предмет исследования: Электронный обучающий курс как средство web - поддержки самообразовательной деятельности студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Тьютор».
Цель исследования: разработать электронный обучающий курс, направленный на поддержку самообразовательной деятельности будущих педагогов.
Гипотеза исследования:
Самообразовательная деятельность будущих педагогов при написании курс работы будет результативной, если материалы электронного обучающего курса «Курсовая работа»:
- ориентированы на исследование и анализ источников по теме курсовой работы;
- практические задания направлены на выполнение исследования в рамках курсовой работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и педагогическую литературу по вопросам самообразовательной деятельности будущих педагогов.
2. Провести анализ литературы по использованию электронного обучения при подготовки будущих педагогов.
3. Разработать методические материалы электронного обучающего курса, направленные на развитие способности к самообразованию у бакалавров.
4. Апробировать электронный обучающий курс, направленный на развитие способности к самообразованию студентов.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ литературы по проблеме развития способности к самообразованию, а так же использования электронного образовательного курса в системе высшего педагогического образования, организации самостоятельной работы, качественный и количественный анализ результатов исследования.
2. Эмпирические - анкетирование, экспертная оценка, методы изучения продуктов деятельности студентов, метод измерения и контроля.
В первой главе магистерской диссертации был проведен анализ литературных источников по исследуемой проблеме. Была рассмотрена самообразовательная деятельность студентов при реализации электронного обучения. Так же был проведен анализ использования средств электронного обучения при подготовке будущих педагогов и сущность процесса самообразования будущих педагогов.
Во второй главе дано описание содержания электронного обучающего курса «Курсовая работа» направленное на развитие способности к самообразованию студентов по проведению исследования в рамках курсовой работы. Опираясь на теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, мы разработали модуль «Самообразование будущего педагога» в электронном образовательном курсе «Курсовая работа». В модуле представлены: лекционные материалы, практические и тестовые задания. Лекционный материал раскрывает определение «самообразование», студенты знакомятся со способами самообразования, ее видами и функциями. Студенты узнают основные особенности самообразования педагога.
В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что самообразовательная деятельность будущих педагогов при написании курс работы будет результативной, если материалы электронного обучающего курса «Курсовая работа»: ориентированы на исследование и анализ источников по теме курсовой работы; практические задания направлены на выполнение исследования в рамках курсовой работы.
В ходе анализа полученных данных больше половины студентов проявили свою активность при выполнении практических и тестовых заданий. Одним из значимых результатов дынного исследования являются положительные результаты защиты курсовых работ. Электронный обучающий курс «Курсовая работа», а именно модуль «Самообразование будущего педагога» оценивали преподаватели - эксперты и в результате положительная экспертная оценка данного модуля со стороны преподавателей - специалистов в области использования ЭО и ДОТ позволяет сделать вывод, что содержание модуля способствует самообразовательной деятельности студентов и продуктивной работе над курсовым исследованием.
Все поставленные в работе задачи полностью выполнены, и работа представляет собой законченное исследование, в результате которого была достигнута основная цель - разработать электронный обучающий курс, направленный на поддержку самообразовательной деятельности будущих педагогов.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о результативности самообразовательной деятельности студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» при написании курс работы средствами электронного обучающего курса «Курсовая работа» подтвердилась.
1. Александров Д.Н. Самоконтроль, самокоррекция, и формирование учебно-познавательной активности учащихся// Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе / Ред. В.А. Слободчиков. -М.: Просвещение, 1986. -С.71-75.
2. Александрова Н.В. Подготовка будущих учителей гуманитарных
специальностей к применению и созданию электронных образовательных ресурсов : автореферат дис.канд.пед.наук : [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/podgotovka-budushchikh-uchitelei
(дата обращения 12.02.2018).
3. Амирова С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования (на материале общеинженерных и психолого-педагогических дисциплин): Дис. докт. пед. наук. Казань, 1995. - 347 с.
4. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. — М., 2011. — № 11. - С. 113 - 117.
5. Андреева Э.В. Воспитание мотива самообучения
у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. - 17 с.
6. Андрианова Г.А. Организация творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении: Дис. канд. пед. наук. М., 2000. - 217 с.
7. Анохин С.М. Педагогические условия подготовки студентов к использованию компьютерных технологий: Дис. канд. пед. наук. Уфа, 2000.-167 с.
8. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анциферова. -М.: Наука, 1982. - 63 с.
9. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Просвещение, 1976. - 158 с.
10. Белоносова В.В. Учебно-исследовательская работа студентов как средство развития их творческой деятельности [электронный ресурс]: Дне. канд. пед. наук / В.В.Белоносова. -М.: РГБ, 2003. - 91 с.
11. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: Автореф. дне. канд. пед. наук. — М., 2000. - С. 87-89.
12. Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, A.A. Реан. -СПб: Питер, 2000. - 304 с.
13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д.Л. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии. - М. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
14. Бондаревский И.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
15. Бондарь Т.В. Особенности формирования мотивации учения младших школьников на основе уровневой дифференциации обучения: Автореф. дне. канд. псих, наук Краснодар, 2000. С. 87-88.
16. Борисова Т.В. Психолого-педагогические условия самообразования будущих учителей технологии и предпринимательства: автореферат дне. канд. пед.наук / Т.В. Борисова. -Новосибирск, 2000. - 58 с.
17. Давыдов Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста: дне. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Давыдов Лев Дмитриевич. - М., 2006. - 189 с.
18. Гергей Т., Машбиц Е.И. Пихолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе // Вопросы психологии, 1985. С. 41-49.
19. Гришаева А.П. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения информатике [электронный ресурс]: Дис.канд.пед.наук / А.П. Гришаева. -М.: РГБ, 2003. - 98 с.
20. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учеб.пособие / А. К. Громцева. —М.: Просвещение, 1983. - 54 с.
21. Громцева А.К. Самообразование учащихся и учитель //Народное образование, №11, 1980. - 125 с.
22. Дроздова Т.В. Исследование креативности мышления в процессе решения компьютерных задач [Электронный ресурс]: Дис.канд.психол.наук / Т.В. Дроздова,-М.: РГБ. 2003. - 38 с.
23. Закиров Г.С. Самообразование школьников. Казань: Татарское книж. издат., 1974. - С. 76-77.
24. Капран С. Б. Проблема организации и осуществления самообразовательной деятельности студентов в философской, психолого-педагогической и научно-методической литературе // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 387-392. — URL https://moluch.ru/archive/54/7435/(дата обращения: 21.04.2018).
25. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах, Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 166 с.
26. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования //Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1995. - С. 53-55.
27. Ломакина Т.Ю. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессио- нальной школы / Т.Ю. Ломакина, А.В. Коржуев, М.Г. Сергеева. - М.: Academia, 2011. - C. 22-24.
28. Миняева Н.М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента: теория и практика: монография / Н.М. Миняева. - Оренбург: ООО «Никос», 2011. - 315 с.
29. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 547 с.
30. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальные исследования. М.: Педагогика, 1980. - С. 76-78.
31. Подласый И. П. Педагогика: Учебник. М.: Высшее образование, 2006. - 540 с.
32. Райский Б.Ф. Подготовка к самообразовательной деятельности // Народное образование. 1977. - 45 с.
33. Ракитина Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе: дне. ... д. пед. наук: 13.00.02 / Ракитина Елена Александровна — М., 2002. - 486 с.
34. Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования / И.А. Редковец. - Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1986. - 88 с.
35. Самарин Ю.А. «Подготовка к самообразованию» в сб. «Пути повышения качества вечернего образования», Л.: Учпедгиз, 1983г. - С. 89-90.
36. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учебное пособие. М., 2002. - 51 с.
37. Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 2003. - 12с.
38. Смолин О. Дистанционное или электронное обучение? // Учительская газета. — 22.06.2010. URL:http://www.ug.ru/archive/31247(дата обращения 04.03.2018)
39. Старшинова Т.А. Психолого-педагогические механизмы формирования профессиональной компетентности в русле педагогической интеграции // Вестник Казан. технол. ун- та. - Казань, 2012. - №3. - С. 210 - 211.
40. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979, - С. 392 - 400.
41. Темербекова А.А. Информационное общество и информационная компетентность личности // Информация и образование: границы коммуникации. — Горно-Алтайск, 2011. С. 45-46.
42. Терехова И.В. Педагогическое руководство самостоятельной работой студентов (На примере педагогического колледжа): Дис. канд. пед. наук. - М, 1996. - 168с.
43. Хабибуллин Р.Г., Макарова И.В., Ахметзянова Г.Н. Формирования информационной компетентности при подготовке специалистов автомобильного профиля // Вестник Казан. технол. ун-та. — Казань, 2009. — №3. - С. 159 - 163.
44. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб. : Питер, 2001. - 544 с.
45. Федеральный закон от 28.02.2012 N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».
46. Шуклина Е.А. Теория самообразования: социологический аспект/ Е.А. Щуклина // Общественные науки и современность.- 1999.-№5. - С. 97¬98.
47. Яковец Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: Дис. канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 . - М. 2003. - 57с.