Электронный обучающий курс как средство web- поддержки самообразовательной деятельности будущих педагогов при написании курсовой работы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Самообразовательная деятельность студентов при реализации
электронного обучения 6
1.1 Сущность процесса самообразования будущих педагогов 6
1.2 Использование средств электронного обучения при подготовке
будущих педагогов 29
2 Разработка и апробация электронного обучающего курса «Курсовая
работа» 34
2.1 Описание электронного обучающего курса «Курсовая работа» 34
2.2 Апробация электронного обучающего курса «Курсовая работа» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
1 Самообразовательная деятельность студентов при реализации
электронного обучения 6
1.1 Сущность процесса самообразования будущих педагогов 6
1.2 Использование средств электронного обучения при подготовке
будущих педагогов 29
2 Разработка и апробация электронного обучающего курса «Курсовая
работа» 34
2.1 Описание электронного обучающего курса «Курсовая работа» 34
2.2 Апробация электронного обучающего курса «Курсовая работа» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Актуальность работы: В современных условиях возрастает потребность в людях, способных к творческому поиску и непрерывному самообразованию. Способность к самообразованию рассматривается сегодня как важнейшее профессиональное качество специалиста. Для того чтобы специалист мог поддерживать высокий уровень своей квалификации, он должен быть участником процесса непрерывного образования. Необходимость непрерывного образования и постоянного совершенствования знаний диктуется не только требованиями любой профессиональной деятельности, но и быстрыми темпами общественного развития, ростом культурных потребностей в стране.
Часто обеспечение непрерывности образования связывается с преемственностью программ, расширением сети разнообразных образовательно-воспитательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Однако на первом плане должна выступать, как нам кажется, личностная мотивированность к постоянному пополнению знаний, жажда знаний и стремление к достижению полного самоосуществления. Образованию, как непрерывному процессу, должно было бы постоянно сопутствовать самообразование, что требует от личности высоко развитых самостоятельных познавательных сил. Следовательно, принимая идею непрерывности образования как очень значимую, следует оценить по достоинству и такую стратегическую задачу, как подготовку личности с ранних лет в семье, в школе, в профессиональных учебных заведениях к самостоятельному получению знаний, к самообразованию.
Самообразование в некоторых случаях способно полностью заменить процесс получения знаний в школе или других учебных заведениях. Это, прежде всего, подходит детям, которые по тем или иным причинам не могут посещать учебные заведения, но стремятся к новым знаниям. Работа по самообразованию должна быть в этом случае организована родителями или самим ребенком, если он уже взрослый и может самостоятельно распределять свое время.
В настоящее время электронное обучение является наиболее востребованной технологией, используемой в образовательном процессе в высших учебных заведениях, независимо от специфики подготовки и применения форм обучения.
Электронное обучение становится особенно актуальным в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения, которые ориентированы на сокращение объема аудиторной работы, увеличение и расширение форм самостоятельной работы студентов.
Объект исследования: самообразовательная деятельность студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Тьютор».
Предмет исследования: Электронный обучающий курс как средство web - поддержки самообразовательной деятельности студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Тьютор».
Цель исследования: разработать электронный обучающий курс, направленный на поддержку самообразовательной деятельности будущих педагогов.
Гипотеза исследования:
Самообразовательная деятельность будущих педагогов при написании курс работы будет результативной, если материалы электронного обучающего курса «Курсовая работа»:
- ориентированы на исследование и анализ источников по теме курсовой работы;
- практические задания направлены на выполнение исследования в рамках курсовой работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и педагогическую литературу по вопросам самообразовательной деятельности будущих педагогов.
2. Провести анализ литературы по использованию электронного обучения при подготовки будущих педагогов.
3. Разработать методические материалы электронного обучающего курса, направленные на развитие способности к самообразованию у бакалавров.
4. Апробировать электронный обучающий курс, направленный на развитие способности к самообразованию студентов.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ литературы по проблеме развития способности к самообразованию, а так же использования электронного образовательного курса в системе высшего педагогического образования, организации самостоятельной работы, качественный и количественный анализ результатов исследования.
2. Эмпирические - анкетирование, экспертная оценка, методы изучения продуктов деятельности студентов, метод измерения и контроля.
Часто обеспечение непрерывности образования связывается с преемственностью программ, расширением сети разнообразных образовательно-воспитательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Однако на первом плане должна выступать, как нам кажется, личностная мотивированность к постоянному пополнению знаний, жажда знаний и стремление к достижению полного самоосуществления. Образованию, как непрерывному процессу, должно было бы постоянно сопутствовать самообразование, что требует от личности высоко развитых самостоятельных познавательных сил. Следовательно, принимая идею непрерывности образования как очень значимую, следует оценить по достоинству и такую стратегическую задачу, как подготовку личности с ранних лет в семье, в школе, в профессиональных учебных заведениях к самостоятельному получению знаний, к самообразованию.
Самообразование в некоторых случаях способно полностью заменить процесс получения знаний в школе или других учебных заведениях. Это, прежде всего, подходит детям, которые по тем или иным причинам не могут посещать учебные заведения, но стремятся к новым знаниям. Работа по самообразованию должна быть в этом случае организована родителями или самим ребенком, если он уже взрослый и может самостоятельно распределять свое время.
В настоящее время электронное обучение является наиболее востребованной технологией, используемой в образовательном процессе в высших учебных заведениях, независимо от специфики подготовки и применения форм обучения.
Электронное обучение становится особенно актуальным в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения, которые ориентированы на сокращение объема аудиторной работы, увеличение и расширение форм самостоятельной работы студентов.
Объект исследования: самообразовательная деятельность студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Тьютор».
Предмет исследования: Электронный обучающий курс как средство web - поддержки самообразовательной деятельности студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Тьютор».
Цель исследования: разработать электронный обучающий курс, направленный на поддержку самообразовательной деятельности будущих педагогов.
Гипотеза исследования:
Самообразовательная деятельность будущих педагогов при написании курс работы будет результативной, если материалы электронного обучающего курса «Курсовая работа»:
- ориентированы на исследование и анализ источников по теме курсовой работы;
- практические задания направлены на выполнение исследования в рамках курсовой работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и педагогическую литературу по вопросам самообразовательной деятельности будущих педагогов.
2. Провести анализ литературы по использованию электронного обучения при подготовки будущих педагогов.
3. Разработать методические материалы электронного обучающего курса, направленные на развитие способности к самообразованию у бакалавров.
4. Апробировать электронный обучающий курс, направленный на развитие способности к самообразованию студентов.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ литературы по проблеме развития способности к самообразованию, а так же использования электронного образовательного курса в системе высшего педагогического образования, организации самостоятельной работы, качественный и количественный анализ результатов исследования.
2. Эмпирические - анкетирование, экспертная оценка, методы изучения продуктов деятельности студентов, метод измерения и контроля.
В первой главе магистерской диссертации был проведен анализ литературных источников по исследуемой проблеме. Была рассмотрена самообразовательная деятельность студентов при реализации электронного обучения. Так же был проведен анализ использования средств электронного обучения при подготовке будущих педагогов и сущность процесса самообразования будущих педагогов.
Во второй главе дано описание содержания электронного обучающего курса «Курсовая работа» направленное на развитие способности к самообразованию студентов по проведению исследования в рамках курсовой работы. Опираясь на теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, мы разработали модуль «Самообразование будущего педагога» в электронном образовательном курсе «Курсовая работа». В модуле представлены: лекционные материалы, практические и тестовые задания. Лекционный материал раскрывает определение «самообразование», студенты знакомятся со способами самообразования, ее видами и функциями. Студенты узнают основные особенности самообразования педагога.
В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что самообразовательная деятельность будущих педагогов при написании курс работы будет результативной, если материалы электронного обучающего курса «Курсовая работа»: ориентированы на исследование и анализ источников по теме курсовой работы; практические задания направлены на выполнение исследования в рамках курсовой работы.
В ходе анализа полученных данных больше половины студентов проявили свою активность при выполнении практических и тестовых заданий. Одним из значимых результатов дынного исследования являются положительные результаты защиты курсовых работ. Электронный обучающий курс «Курсовая работа», а именно модуль «Самообразование будущего педагога» оценивали преподаватели - эксперты и в результате положительная экспертная оценка данного модуля со стороны преподавателей - специалистов в области использования ЭО и ДОТ позволяет сделать вывод, что содержание модуля способствует самообразовательной деятельности студентов и продуктивной работе над курсовым исследованием.
Все поставленные в работе задачи полностью выполнены, и работа представляет собой законченное исследование, в результате которого была достигнута основная цель - разработать электронный обучающий курс, направленный на поддержку самообразовательной деятельности будущих педагогов.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о результативности самообразовательной деятельности студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» при написании курс работы средствами электронного обучающего курса «Курсовая работа» подтвердилась.
Во второй главе дано описание содержания электронного обучающего курса «Курсовая работа» направленное на развитие способности к самообразованию студентов по проведению исследования в рамках курсовой работы. Опираясь на теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, мы разработали модуль «Самообразование будущего педагога» в электронном образовательном курсе «Курсовая работа». В модуле представлены: лекционные материалы, практические и тестовые задания. Лекционный материал раскрывает определение «самообразование», студенты знакомятся со способами самообразования, ее видами и функциями. Студенты узнают основные особенности самообразования педагога.
В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что самообразовательная деятельность будущих педагогов при написании курс работы будет результативной, если материалы электронного обучающего курса «Курсовая работа»: ориентированы на исследование и анализ источников по теме курсовой работы; практические задания направлены на выполнение исследования в рамках курсовой работы.
В ходе анализа полученных данных больше половины студентов проявили свою активность при выполнении практических и тестовых заданий. Одним из значимых результатов дынного исследования являются положительные результаты защиты курсовых работ. Электронный обучающий курс «Курсовая работа», а именно модуль «Самообразование будущего педагога» оценивали преподаватели - эксперты и в результате положительная экспертная оценка данного модуля со стороны преподавателей - специалистов в области использования ЭО и ДОТ позволяет сделать вывод, что содержание модуля способствует самообразовательной деятельности студентов и продуктивной работе над курсовым исследованием.
Все поставленные в работе задачи полностью выполнены, и работа представляет собой законченное исследование, в результате которого была достигнута основная цель - разработать электронный обучающий курс, направленный на поддержку самообразовательной деятельности будущих педагогов.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о результативности самообразовательной деятельности студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» при написании курс работы средствами электронного обучающего курса «Курсовая работа» подтвердилась.



