ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА 12
1.1 Общее представление об экономической безопасности региона 12
1.2 Особенности управления экономической безопасностью региона 27
1.3 Основные принципы и механизмы управления государственной
собственностью региона 38
2 ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ 46
2.1 Идентификация места и роли государственной собственности в
региональном развитии 46
2.2 Анализ функционирования системы управления государственной
собственностью в Красноярском крае 53
2.3 Оценка влияния механизмов управления государственной
собственностью на экономическую безопасность региона 66
3 КОНЦЕПЦИЯ (КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ) УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
С УЧЕТОМ АСПЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА 82
3.1 Проблемы и направления совершенствования политики управления
собственностью в регионе 82
3.2 Концептуальные основы управления региональной собственностью с
целью повышения экономической безопасности 89
3.3 Концептуальная модель управления государственной собственностью
Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования вопросов влияния механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона, определяется сложной социально-экономической ситуацией в Российской Федерации, которая характеризуется сохранением большинства факторов риска, а также обострением внешнеполитической обстановки, развитие негативных сценариев которой может повлиять на экономическую безопасность как Российской Федерации, так и её субъектов.
Особую актуальность вопросы влияния механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона приобретают в условиях значительного ухудшения внешних сценарных условий в четвёртом квартале 2014 года, в 2015 году и в начале 2016 года, что сильно повлияло на основные показатели экономики России и ее регионов: замедление темпов экономического роста, существенное ослабление рубля (резкое по отношению к доллару и евро), повышение уровня инфляции, снижение цен на нефть, золото, медь - основную продукцию крупнейших налогоплательщиков Красноярского края. Безусловно, накладывает свой отпечаток на ситуацию и влияние внешних наведённых эффектов, санкционной системы, к которой добавились риски, связанные с неправомерным существенным снижением мировыми агентствами различных рейтингов России (в том числе рейтингов инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации) [56].
Возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений. На фоне структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, растущей суверенной задолженности, волатильности рынка энергоресурсов сохраняется высокий риск повторения масштабных финансово-экономических кризисов [8].
Вместе с тем, в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 и совещании с членами Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что санкции и внешние ограничения - это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей. Внешнее давление должно подталкивать государство к повышению своего суверенитета в сфере экономики [73] [76].
Мы должны учитывать, что укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления [8].
В целях преодоления кризисных явлений в условиях нарастания внешних угроз требуется мобилизация всех внутренних ресурсов государства для выработки и реализации иных подходов к управлению в различных сферах.
Одну из значимых ролей в минимизации возможных негативных последствий, связанных с воздействием на экономику различных факторов риска, играют механизмы эффективного и результативного управления государственной собственностью.
Более того, эффективное управление государственной собственностью входит в число стратегических задач государства. Так, важнейшей целью совершенствования системы управления государственной собственностью края, изложенной в Концепции эффективного управления государственной собственностью в Красноярском крае, является обеспечение экономической безопасности, социальной устойчивости и жизнедеятельности населения Красноярского края [60].
Направления повышения эффективности управления государственной собственностью являются предметом пристального внимания ряда государственных структур, участвующих в механизме регулирования данной сферы.
18-20 сентября 2012 года в Москве в Конгресс-центре ГК «Космос» при поддержке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Российского института директоров прошел VIII Всероссийский Конгресс «Управление государственной и муниципальной собственностью 2012 Осень», в ходе которого рассмотрены вопросы повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом в условиях мировой финансовой нестабильности с использованием всех современных методов, финансовых и правовых инструментов.
11-13 марта 2015 года в Москве в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялся XIII Всероссийский Конгресс «Управление государственной и муниципальной собственностью 2015 Весна», в котором приняли участие представители Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, посвященный оптимизации учета государственного имущества и внедрению новых технологий регистрации прав и контроля за эффективностью управления объектов государственной собственности.
В ходе конгресса прозвучало, что необходимо максимально использовать возможности программно-технических решений для расчета и контроля соблюдения установленных нормативов обеспеченности имуществом при оказании государственных и муниципальных услуг. Существующие методы управления государственным имуществом и землями не всегда эффективны. Кроме того, говорилось о том, что необходимо больше внимания уделять разработке способов обеспечения достоверности, юридической полноты и корректности учета объектов государственной (муниципальной) собственности для повышения качества и эффективности управления ими.
Проблема эффективного управления государственным имуществом привлекает все большее внимание со стороны специалистов. Повышение уровня экономической безопасности регионов будет действенным, если оно будет опираться на четкие и обоснованные научно-методические подходы, и рекомендации. Поэтому сегодня особую актуальность приобретает вопрос о характере и особенности участия государства в формировании эффективного механизма управления государственной собственностью, выявлению новых подходов, возможностей, способов взаимодействия федерального центра и субъектов РФ в государственном управлении данным сектором.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации в последние годы стали предметом исследований многих ученых-экономистов. Так, общетеоретическим вопросам изучения экономической безопасности посвящены работы В.К. Сенчагова, Л.И. Абалкина, О.В. Молчановой, В.А. Медведева, А.И. Татаркина, А.Н. Илларионова и других. Выявлением, анализом и характеристикой угроз экономической безопасности занимались А. Архипов, А. Большаков, Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, А.И. Татаркин и др. Внесла огромный вклад в изучение проблем экономической безопасности научная школа ИЭ РАН под руководством академика РАЕН В.К. Сенчагова.
В разное время вопросам управления государственной собственностью посвятили свои исследования такие ученые, как Д.В. Бакатин, В.В. Радченко, А.Е. Бондарев.
Однако недостаточно исследованными, на наш взгляд, являются вопросы влияния механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона.
Область диссертационного исследования соответствует направлению 38.04.02 «Менеджмент», программе магистерской подготовки 38.04.02.09 «Управление государственной и муниципальной собственностью».
Объектом исследования являются общественные отношения,возникающие в сфере управления государственной собственностью.
Предметом исследования являются механизмы управления государственной собственностью как элемент системы обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
Целью диссертационного исследования является определение направлений повышения эффективности управления государственной собственностью в целях обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, в работе были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие безопасности, в том числе национальной безопасности, экономической безопасности и экономической безопасности региона;
- определить особенности управления экономической безопасностью региона;
- идентифицировать место и роль государственной собственности в региональном развитии;
- раскрыть принципы и механизмы управления государственной собственностью на уровне субъекта Российской Федерации;
- провести анализ функционирования системы управления государственной собственностью на территории субъекта Российской Федерации;
- определить роль механизмов управления государственной собственностью в системе обеспечения экономической безопасности региона;
- исследовать организационно-экономический механизм управления государственной собственностью;
- выявить проблемы в области управления государственной собственностью в Российской Федерации;
- разработать направления по повышению эффективности управления государственной собственностью в целях обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
Методология исследования. В основу исследования были положены методы абстракции, обобщения, горизонтального и вертикального сравнения, способы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц.
Теоретическую базу диссертации составили научные труды, посвященные исследованию проблем управления государственной собственностью и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации и Красноярского края, органов государственной власти Красноярского края, статистическая информация, официальные доклады и выступления должностных лиц и т.д.
Научная новизна результатов диссертации заключается в обосновании необходимости формирования организационного механизма, направленного на повышение эффективности управления государственной собственностью Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные в нем предложения могут быть использованы в деятельности органов власти регионального уровня.
Теоретические положения диссертации могут быть использованы в системе повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров (как государственного, так и частного сектора), а также найти применение в соответствующих разделах учебных курсов вузов: «Экономическая безопасность», «Государственное и муниципальное управление»; «Государственное регулирование экономики».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены автором в следующих публикациях:
- государственная собственность как основа экономической безопасности;
- о некоторых аспектах совершенствования института государственной службы;
- национализация, как один из механизмов повышения эффективности управления собственностью.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа изложена на 124 страницах основного печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 106 наименований, что отражает цель и задачи исследования. В тексте диссертации содержится 9 рисунков, 2 таблицы.
В данном диссертационном исследовании рассмотрена сущность экономической безопасности региона как субъекта управления и определены направления повышения эффективности управления государственной собственностью в целях обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, в работе решены следующие задачи:
В соответствии с поставленной целью, в работе определены следующие задачи:
- раскрыты понятия: безопасности, национальной безопасности, экономической безопасности (в том числе экономической безопасности региона);
- определены особенности управления экономической безопасностью региона;
- раскрыты принципы и механизмы управления государственной собственностью на уровне субъекта Российской Федерации;
- идентифицировано место и роль государственной собственности в региональном развитии;
- проведен анализ функционирования системы управления государственной собственностью на территории субъекта Российской Федерации;
- определена роль механизмов управления государственной собственностью в системе обеспечения экономической безопасности региона;
- исследован организационно-экономический механизм управления государственной собственностью;
- выявлены проблемы в области управления государственной собственностью в Российской Федерации;
- разработаны направления по повышению эффективности управления государственной собственностью в целях обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
Выявлено, что государственная собственность составляет существенную часть общей собственности региона, обеспечивает определенные основы его экономической безопасности.
Определено, что региональные органы управления при разработке региональной экономической политики должны предусмотреть как меры государственной поддержки базовых секторов экономики, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, так и совершенствование государственного управления отдельными направлениями, имеющими важное значение для обеспечения экономической безопасности региона, в том числе управление государственной собственностью.
В первой главе сделан вывод, что роль государственного сектора в развитии региона сложно переоценить, а важнейшая миссия для госпредприятий, на наш взгляд, заключается в увеличении объемов производства и тем самым обеспечении экономического роста в России и в регионе соответственно и как следствие в повышении уровня экономической безопасности.
Во-первых, как составной элемент экономической системы, государственная собственность безусловно является объектом экономической безопасности, а экономическая безопасность, как состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост, и эффективное удовлетворение экономических потребностей, как раз может быть обеспечена путем эффективного управления государственной собственностью в ключевых сферах экономики.
Кроме того, так как экономическая безопасность включает в себя контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов и защиту экономических интересов государства на всех уровнях, 109
государственная собственность, по нашему мнению, является именно тем инструментом, который позволяет в полной мере обеспечить реализацию государственной политики в данной области.
Во-вторых, эффективное управление государственной собственностью, как и обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций государства.
В-третьих, как мы знаем, политика государства в управлении экономическими процессами - это балансирование налогами и государственными закупками (расходами) с целью изменения фактического объема занятости и национального производства, ускорения экономического роста (как основы экономической безопасности) и контроля над инфляцией. Государственный сектор «встроен» в рыночную экономику с целью эффективного распределения ресурсов в обществе в целом, так как чаще всего, государству принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие стратегическое значение, мультипликативный эффект от функционирования которых достаточно высок.
В связи с этим, эффективное использование национальных ресурсов в некоторых «естественных монополиях» может быть обеспечено государственной собственностью.
Таким образом, во второй главе рассмотрены особенности управления государственной собственностью в Красноярском крае и определены основные результаты. Выявлено, что управление собственностью в регионе осуществляется с учетом приоритетов интересов населения региона, а являясь объектом экономической безопасности, эффективно управляемая государственная собственность призвана стать ее основой в условиях внешних угроз и факторов негативного воздействия, выполняя свою прямую функцию по производству многих общественных благ, приумножению государственных ресурсов, а значит, и повышению потенциала государства: социально¬экономического, научного, оборонного, инновационного, культурного и др.
Учитывая, что деятельность предприятий государственного сектора экономики Красноярского края направлена на предоставление государственных услуг, обеспечение производства товаров (работ, услуг), имеющих высокое стратегическое и социально-экономическое значение для края, в том числе развитие инфраструктуры, инвестиционной и инновационной деятельности, а экономическую безопасность на макроуровне как раз характеризуют показатели инвестиционного спроса и инвестиционной активности, как основных источников экономического развития, можно сделать вывод о прямом влиянии механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона.
В третьей главе диссертации сделан вывод о необходимости совершенствования организационных структур управления на региональном уровне. Отмечено, что выявление проблемных сфер в экономике региона и оценка уровня жизни населения позволяют определить основные направления повышения эффективности безопасности региона, разработать организационно-управленческие механизмы и сформировать систему обеспечения экономической безопасности применительно к конкретному региону, а экономические интересы региона необходимо согласовывать с национальными интересами, то есть необходимо создавать механизмы по сбалансированию национальных и региональных интересов в системе обеспечения экономической безопасности.
Обоснована необходимость формирования организационного механизма, направленного на повышение эффективности управления государственной собственностью Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона.
Определено, что оптимальная система управления государственной собственностью с учетом аспектов экономической безопасности региона, должна функционировать на основе совокупности научно-обоснованных взглядов на проблему экономической безопасности, которые целесообразно отразить в Концепции экономической безопасности Красноярского края, Концепции управления государственной собственностью Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона, далее в Стратегии экономической безопасности Красноярского края, положениях и решениях в форме нормативных правовых актов, согласующихся с указанными концепциями и стратегиями, и, следовательно, целенаправленной организации деятельности всех участников управленческих и экономических отношений по достижению заданного (планируемого) уровня экономической безопасности региона.
Внедрение системы экономической безопасности в социально - экономическую систему Красноярского края, позволит преодолеть доминирование надрегиональных интересов, с одной стороны, с другой - минимизировать воспроизводство в регионе негативных воздействий, влияющих на национальную безопасность.
Являясь объектом экономической безопасности, эффективно управляемая государственная собственность призвана стать ее основой в условиях внешних угроз и факторов негативного воздействия, выполняя свою прямую функцию по производству многих общественных благ, приумножению государственных ресурсов, а значит, и повышению потенциала государства: социально-экономического, научного, оборонного, инновационного, культурного и др.
Таким образом, в данной диссертации представлены направления совершенствования управления экономической безопасностью региона на примере Красноярского края и сформирована соответствующая модель оптимизации управления государственной собственностью Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона.
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст на 01.01.2015 г.М. М-Пресс, 2015, Ст.71,72.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». // Информационная система Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) // Информационная система Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» // Информационная система Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Информационная система Консультант Плюс.
6. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (не действующая редакция)// Информационная система консультант Плюс.
7. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // Информационная система Консультант Плюс.
8. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О
стратегии национальной безопасности Российской Федерации». //Информационная система Консультант Плюс.
9. Устав Красноярского края, статьи 148-150 Раздела VI «Краевая собственность и краевые финансы» // Информационная система Консультант Плюс.
10. Закон Красноярского края от 03.03.2011 №12-5650 «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» // Информационная система Консультант Плюс.
11. Закон Красноярского края от 6 марта 2014 года №6-2123 «О внесении изменений в законы края по отдельным вопросам управления государственной собственностью Красноярского края»// Интернет-портал «Российской Газеты» http://www.rg.ru/2014/04/02/krasnoyarsk-zakon6-2123-reg-dok.html.
12. Постановление Правительства Красноярского края от 16.02.2012 № 57-п «Об утверждении Порядка подготовки плана развития краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности» // Информационная система Консультант Плюс.
13. Постановление Правительства Красноярского края от 15.12.2014 №594-п «Об утверждении Правил ведения Реестра государственной собственности Красноярского края» / Электронный фонд правовой и нормативно- технической документацииhttp://docs.cntd.ru/document/423982227.
Книги одного автора
14. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение// Вопросы экономики. - 1994. - №12,- с.5.
15. Авеков В.В. Актуальные вопросы управления собственностью субъекта Федерации. Монография / Под научной редакцией д.э.н., д.т.н., профессора Б. А. Райзберга. - М.: Маросейка, 2010. - С.83
16. Аганбегян А.Г. Социально - экономическое развитие России. / А.Г. Аганбегян; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. - 2- е изд., испр. и доп. - 2005. - 374 с.
17. Александров Г.А. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во БЕК, 2012. - с.302.
18. Андреев А.В. Региональная экономика: учебник для вузов / А. В. Андреев.- СПб: Питер, 2012. - с. 28.
19. Анищенко А.А. Экономическая безопасность регионов России // Маркетинг, 2013.- с. 72.
20. Ахметьянова З.А. Вещное право: учебник. М.: Статут, 2011. - С.70.
21. Бункина, М.К, Национальная экономика: учеб. пособие/ М.К, Бункина. - М.: Дело, 2007. - 272 с.
22. Виноградов, В.В. Экономика России: учебное пособие для вузов/ В.В. Виноградов. - М.: Юристъ, 2007. - 320 с.
23. Глазьев, С.Ю. Экономическая теория технического развития/ С.Ю. Глазьев; отв. ред. Д.С. Львов. - М.: Новое издательство, 2008. - 235 с.
24. Градов, А.П. Национальная экономика: учеб. пособие/ А.П. Градов. - 2-е изд. - М.: Питер, 2005. - 233 с.
25. Еремин С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью: Учебное пособие / "Юстицинформ" 2014.
26. Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция/ Т.И. Заславская; Моск. шк. соц. и эконом. наук. - М.: Дело, 2007. - 568 с.
27. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с.
28. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: Теоретические и практические аспекты государственного регулирования/ О.В. Кузнецова.- М: Ленанд, 2015. - с.304.
29. Леонтьев, В.В. Межотраслевая экономика/ В.В. Леонтьев; науч. Ред. И авт. предисл. А.Г. Гранберг. - М.: Экономика, 2007. - 477 с.: ил.
30. Мильнер, Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации/ Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 177 с.
31. Ойкен, В. Основы национальной экономики/ В. Ойкен; пер. с нем. - М.: Экономика, 2006. - 351 с.
Книги двух авторов
32. Ануфриев В.П., Чазов А.В. Энергоэффективность и проблема изменения климата: учебный курс для студентов энергетических специальностей технических высших учебных заведений./ В.П. Ануфриев, А.В. Чазов.- М.:УЦЭЭ, 2006.-192 с.
Книги трех авторов
33. Абалкин Л.И. Курс переходной экономики: учеб. для вузов/ Л.И. Абалкин, И.А. Погосов, В.В. Радаев; под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2007. - 631 с.
34. Белякова Г.Я. Организация исследований в менеджменте: практический аспект : учеб. пособие / Г.Я. Белякова, Л.Р. Батукова, С.А. Беляков. - Сиб. федер. ун-т, 2013. - 117 с.
35. Белякова Г.Я. Методология научных исследований в менеджменте: учеб. пособие/ Г.Я. Белякова, Л.Р. Батукова, С.А. Беляков. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. - 128 с.
36. Кошкин Л.И., Соловьев М.М., Кимельман С.А. Земельно-имущественные отношения и недропользование: основы управления. М., 2012. - 128 с.
Книги под заглавием
37. Барьеры развития механизма ГЧП в России.-М.; НПФ «Экспертный институт», 2010 - 312 с.
38. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России/ И.П. Фаминский; под ред. И.П.Фаминского. - М.: Республика, 2004. - 444 с.
39. Муниципальная собственность и инвестиции / Под ред. Р.Р. Манукяна. М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2013.
40. Национальная экономика: учебник для вузов/ м-во образования РФ; Рос. экон. акад. Им. Г.В, Плеханова; под общ. Ред. В.А. Шульги. - М.: Рос. экон. акад., 2007, - 592 с.
41. Россия в глобализирующемся мире: Стратегия
конкурентоспособности / Российская академия наук, отделение общественных наук, секция экономики; акад. Д.С. Львов [и др.]. - М.: Наука, 2005. - 507 с.
42. Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. В.И. Кошкина. М.: ЭКМОС, 2012.
43. Экономическая безопасность России. Общий курс. / Учебник.. под ред . В.К.Сенчагова, - М.: Дело, 2005., С.24
44. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Изд - во «Экзамен», 2005. - 768 с.
Диссертации
45. Воронин П.М. Анализ и оценка экономической безопасности региона: диссертация ... к.э.н.: 08.00.05. Нижний Новгород, 2001. С. 15.
46. Вик С.В. Промышленная политика как фактор обеспечения экономической безопасности: на примере Кемеровской области: диссертация ... к.э.н.: 08.00.05, 08.00.01. Кемерово, 2004. С. 24.
47. Дьячковский Д.К. Региональный аспект экономической безопасности Российской Федерации: на примере Республики Саха (Якутия): диссертация ... к.э.н: 08.00.05., Якутск, 2002. С. с.48.
48. Россинская, М.В. Методология обеспечения устойчивого развития территории в рамках эколого-экономической безопасности: диссертация... д-р. экон. наук: 08.00.05. Ростов-на-Дону, 2006. С. 16.
49. Самойлова Л.К. Методические аспекты оценки экономической безопасности региона: по материалам Оренбургской области: диссертация . к.э.н.: 08.00.05., СПб, 2004. С. 46.
50. Сизов Ю.И. Экономическая безопасность региона и ее ориентация на эффективность и конкурентоспособность бизнеса: диссертация ... д.э.н.: 08.00.05., М., 2005. с.105.
Авторефераты диссертаций
51. Волкова Т.В. Механизм оценки экономической безопасности региона (на примере регионов северо-западного федерального округа): автореф. диссертация... канд. экон. наук: 08.00.05 / Волкова Татьяна Васильевна. - СПб., 2005. - 168 с.
52. Московская П. Г. Разграничение предметов ведения и полномочий
Российской Федерации и ее субъектов в экономической сфере: автореф. дисс канд. юрид. наук. — М., 2004, С.4
Электронные ресурсы
53. Акции КРЭК переданы в краевую собственность // http://www.krek24.ru/press_centr/post-22/ [64]
54. Аэропорт "Черемшанка" переведен в собственность Красноярского края //http://zapad24.ru/news/territory/27920-aeroport-cheremshanka-pereveden-v-sobstvennost-krasnoyarskogo-kraya.html
55. Выступление Белоусова А.Р. на заседании Правительства РФ 07.02.2013.URL:http://ca.rosim.ru/press.aspx?CatalogId=570062&month=2&year=2013&d_no=814042.
56. Выступление Губернатора Красноярского края Толоконского В.А. на расширенном аппаратном совещании от 14.01.2015. / [Электронный ресурс]: Официальный портал Красноярского края - Режим доступа: http://www.krskstate.ru/press/pressinter/0/doklad_id/192.
57. Выступление Петрова Ю.А на «правительственном часе» в Государственной Думе 24.02.2010 / [Электронный ресурс]: Официальный сайт Росимущества - Режим доступа:. //www.rosim.ru.
58. Государственная собственность Красноярского края / [Электронный
ресурс]: Официальный сайт Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края - Режим доступа: http://
http://www.proks.krskstate.ru/property.
59. Жукова Н.С. Концессионный механизм реализации государственной инновационной политики. Проблемы современной экономики. 2011. N 4(40): URL: http://www.m-economy.m/art.php
60. Концепция эффективного управления государственной собственностью в Красноярском крае. /[Электронный ресурс]: Официальный портал Красноярского края - Режим доступа: http:// www.krskstate.ru.
61. Красноярское общественно-деловое издание «Дела» за 31.07.2015 10:58http://www.dela.ru/lenta/156582/ .
62. Мэггинсон У. Финансовая экономика приватизации: глобальные тенденции приватизации и уроки для максимизации экономического роста // Обзор участия международных экспертов в обсуждении стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. URL: http://2020strategy.ru/data/2012/05/22/1214621682/document.pdf.
63. Никифоров С., Восточный центр. И в кризис на коне. Итоги развития экономики и финансов Красноярского края за первое полугодие 2014 года / [Электронный ресурс]: Континент-Сибирь-Online 19.10.2014 - Режим доступа: http://www.ksonline.ru/stats/-/id/3505/.
64. Обзор участия международных экспертов в обсуждении стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. URL: http://2020strategy.ru/data/2012/05/22/1214621682/document.pdf.
65. Отчет о выполнении плана работы агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края за 2013год / [Электронный ресурс]: Официальный портал Красноярского края - Режим доступа: http:// http://proks.krskstate.ru/reports.
66. Отчет Правительства Красноярского края «Об использовании имущества, находящегося в собственности Красноярского края в 2013 году» // http://www.proks.krskstate.ru/control.
67. Отчет о результатах деятельности агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края в 2015 году / [Электронный ресурс]: Официальный портал Красноярского края - Режим доступа: http://www.proks.krskstate.ru/reports.
68. План развития краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности, на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов / [Электронный ресурс]: Официальный сайт Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края - Режим доступа: http:// http://www.proks.krskstate.ru/property.
69. Положение об агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 02.09.2008 № 70-п «Об утверждении Положения об агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края». / [Электронный ресурс]: Официальный сайт Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края - Режим доступа: http:// http://www.proks.krskstate.ru/property.
70. Практика работы советов директоров компаний с государственным участием // Сайт Ассоциации независимых директоров. URL: http://www.nand.ru/association/press-center/events.php?ELEMENT_ID=2636.
71. Проект «Концепции управления федеральным имуществом на период до 2018»// Сайт Росимущества. URL: http://ca.rosim.ru/
72. Проект стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года / [Электронный ресурс]: Официальный портал Красноярского края - Режим доступа:http://www.krskstate.ru.
73. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04. 12.2014/[Электронный ресурс]: Официальный сайт Президента Российской Федерации - Режим доступа: http:// www.kremlin.ru
74. Расширенное совещание с членами Правительства Красноярского края, руководителями структурных подразделений Администрации Губернатора Красноярского края и органов исполнительной власти края от 11.01.2016
75. Рахматулина Р.Р., Рябоконь Н.А. Экономическая безопасность региона на примере Ростовской области // Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. http://sibac.info/17231
76. Стенограмма совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации от 21.01.2015, в ходе которого обсуждались меры по обеспечению устойчивого развития экономики и стабильности в социальной сфере в 2015 году. / [Электронный ресурс]: Официальный сайт Президента Российской Федерации - Режим доступа: http:// www.kremlin.ru
77. Экономическая безопасность России В.К. Сенчагов о вызовах времени и индикативной системе безопасности /[Электронный ресурс]: - Режим доступа:http://raen.info/tmp/academy/faces/document2576.shtml
78. Экономика Красноярского края /[Электронный ресурс]: - Режим доступа:http://krasnoyarsk.rfn.ru/region.html?rid=60
79. Fitch Ratings-Moscow-30 November 2015: Ссылка на отчет Fitch Ratings
«Красноярский край: отчет по рейтинговому действию» (Krasnoyarsk Region - Rating Action Report):
https://www.fitchratings.com/creditdesk/reports/report_frame.cfm?rpt_id=874324
Статьи из журналов
80. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение// Вопросы экономики. - 1994. - №12, С.18-22
81. Анищенко А.А. Экономическая безопасность регионов России // Маркетинг, 2013. — С. 71-72
82. Апаев Э.Б. Глобальные проблемы современности: методология их географического изучения // Изв. АН СССР. - 1989. - № 2. - (Сер. География).
83. Аренд Р. Как поддержать экономический рост в ресурсозависимой экономике? // Вопросы экономики. - 2013. - № 7.- с. 25. [25]
84. Белик И.С., Никулина Н.Л. Методические подходы к оценке экологической безопасности региона // Вестник УГТУ-УПИ. - 2013. - № 1. - с. 102
85. Бельских М.В. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности России // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 21
86. Богомазюк В.И., Руйга И.Р. Государственная собственность как основа экономической безопасности // Международная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых. Красноярск, 2015 г., С.26.
87. Борисов А.И. Зарубежная политика управления государственной и муниципальной собственностью [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 76-79.
88. Бельских М.В. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности России // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - с. 22.
89. Варнавский В.Г. Концессии - на службу России // Российское предпринимательство. 2012. N 11 (35). С. 22 - 27.
90. Дамдын О. С. Государственное регулирование земельных отношений [Текст] / О. С. Дамдын // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.1. - с. 175
91. Захаров А. Н. Актуальные аспекты международной экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. № 8. - с. 44.
92. Игнатова Т.В. Формирование комплекса мер управления антикризисным взаимодействием государства и бизнеса // Российское предпринимательство. 2012. N 5 (203). С. 11 - 16.
93. Кочеткова С.А. Концептуальная модель управления региональной собственностью // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2,- с.23.
94. Кропачев С.В. Итоги приватизации государственной собственности в Красноярском крае // ЭКО - 2011 - №6.,с 13-18
95. Кудрин А.Л., Сергиенко О. «Последствие кризиса и перспективы социально-экономического развития России» «Вопросы экономики», № 3, 2011.
96. Лепешкина М. Н. Эволюция понятия «экономическая безопасность» в США, Западной Европе и России [Текст] / М. Н. Лепешкина // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.).
— Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 7-9
97. Мартыненко Т.В. Проблемы управления государственной собственностью в России и необходимость изменений в соответствии с духовным подходом // Право и инвестиции - 2011 - №2. - С.13-15
98. Панасенкова Т.В. Основные направления земельно-имущественного менеджмента и их рыночно-институциональная специфика // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320. - с.14.
99. Рахимов Р.В. Совершенствование системы экономической безопасности региона на примере Приморского края [Текст] / Р. В. Рахимов // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 241.
100. Рахматулина Р.Р., Рябоконь Н.А. Экономическая безопасность региона на примере Ростовской области // Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. http://sibac.info/17231.
101. Сенчагов В. К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. — 2013. — № 6. — C. 36—37.
102. Султанова Э. Р. Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ в сфере управления государственной собственностью [Текст] / Э. Р. Султанова // Право: современные тенденции: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 56.
103. Тарарина Е. Н. Экономическая безопасность в условиях интенсивного развития экономики [Текст] / Е. Н. Тарарина // Молодой ученый. - 2013. - №6. - с. 443
104. Тохиров Т.И. Управление экономической безопасностью региона // Экономика, предпринимательство и право. - 2013. - № 2 (19). - с. 19
105. Федотова Е.А. Методические принципы оценки состояния экономической безопасности региона. / «Налоги» (журнал), 2008, N 3(2).
106. Феофилова Т.Ю. Модель управления экономической безопасностью
региона// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6
http://naukovedenie.ru/PDF/126EVN614.pdf(доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/126EVN614.