Влияние механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА 12
1.1 Общее представление об экономической безопасности региона 12
1.2 Особенности управления экономической безопасностью региона 27
1.3 Основные принципы и механизмы управления государственной
собственностью региона 38
2 ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ 46
2.1 Идентификация места и роли государственной собственности в
региональном развитии 46
2.2 Анализ функционирования системы управления государственной
собственностью в Красноярском крае 53
2.3 Оценка влияния механизмов управления государственной
собственностью на экономическую безопасность региона 66
3 КОНЦЕПЦИЯ (КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ) УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
С УЧЕТОМ АСПЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА 82
3.1 Проблемы и направления совершенствования политики управления
собственностью в регионе 82
3.2 Концептуальные основы управления региональной собственностью с
целью повышения экономической безопасности 89
3.3 Концептуальная модель управления государственной собственностью
Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА 12
1.1 Общее представление об экономической безопасности региона 12
1.2 Особенности управления экономической безопасностью региона 27
1.3 Основные принципы и механизмы управления государственной
собственностью региона 38
2 ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ 46
2.1 Идентификация места и роли государственной собственности в
региональном развитии 46
2.2 Анализ функционирования системы управления государственной
собственностью в Красноярском крае 53
2.3 Оценка влияния механизмов управления государственной
собственностью на экономическую безопасность региона 66
3 КОНЦЕПЦИЯ (КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ) УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
С УЧЕТОМ АСПЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА 82
3.1 Проблемы и направления совершенствования политики управления
собственностью в регионе 82
3.2 Концептуальные основы управления региональной собственностью с
целью повышения экономической безопасности 89
3.3 Концептуальная модель управления государственной собственностью
Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования вопросов влияния механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона, определяется сложной социально-экономической ситуацией в Российской Федерации, которая характеризуется сохранением большинства факторов риска, а также обострением внешнеполитической обстановки, развитие негативных сценариев которой может повлиять на экономическую безопасность как Российской Федерации, так и её субъектов.
Особую актуальность вопросы влияния механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона приобретают в условиях значительного ухудшения внешних сценарных условий в четвёртом квартале 2014 года, в 2015 году и в начале 2016 года, что сильно повлияло на основные показатели экономики России и ее регионов: замедление темпов экономического роста, существенное ослабление рубля (резкое по отношению к доллару и евро), повышение уровня инфляции, снижение цен на нефть, золото, медь - основную продукцию крупнейших налогоплательщиков Красноярского края. Безусловно, накладывает свой отпечаток на ситуацию и влияние внешних наведённых эффектов, санкционной системы, к которой добавились риски, связанные с неправомерным существенным снижением мировыми агентствами различных рейтингов России (в том числе рейтингов инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации) [56].
Возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений. На фоне структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, растущей суверенной задолженности, волатильности рынка энергоресурсов сохраняется высокий риск повторения масштабных финансово-экономических кризисов [8].
Вместе с тем, в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 и совещании с членами Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что санкции и внешние ограничения - это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей. Внешнее давление должно подталкивать государство к повышению своего суверенитета в сфере экономики [73] [76].
Мы должны учитывать, что укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления [8].
В целях преодоления кризисных явлений в условиях нарастания внешних угроз требуется мобилизация всех внутренних ресурсов государства для выработки и реализации иных подходов к управлению в различных сферах.
Одну из значимых ролей в минимизации возможных негативных последствий, связанных с воздействием на экономику различных факторов риска, играют механизмы эффективного и результативного управления государственной собственностью.
Более того, эффективное управление государственной собственностью входит в число стратегических задач государства. Так, важнейшей целью совершенствования системы управления государственной собственностью края, изложенной в Концепции эффективного управления государственной собственностью в Красноярском крае, является обеспечение экономической безопасности, социальной устойчивости и жизнедеятельности населения Красноярского края [60].
Направления повышения эффективности управления государственной собственностью являются предметом пристального внимания ряда государственных структур, участвующих в механизме регулирования данной сферы.
18-20 сентября 2012 года в Москве в Конгресс-центре ГК «Космос» при поддержке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Российского института директоров прошел VIII Всероссийский Конгресс «Управление государственной и муниципальной собственностью 2012 Осень», в ходе которого рассмотрены вопросы повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом в условиях мировой финансовой нестабильности с использованием всех современных методов, финансовых и правовых инструментов.
11-13 марта 2015 года в Москве в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялся XIII Всероссийский Конгресс «Управление государственной и муниципальной собственностью 2015 Весна», в котором приняли участие представители Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, посвященный оптимизации учета государственного имущества и внедрению новых технологий регистрации прав и контроля за эффективностью управления объектов государственной собственности.
В ходе конгресса прозвучало, что необходимо максимально использовать возможности программно-технических решений для расчета и контроля соблюдения установленных нормативов обеспеченности имуществом при оказании государственных и муниципальных услуг. Существующие методы управления государственным имуществом и землями не всегда эффективны. Кроме того, говорилось о том, что необходимо больше внимания уделять разработке способов обеспечения достоверности, юридической полноты и корректности учета объектов государственной (муниципальной) собственности для повышения качества и эффективности управления ими.
Проблема эффективного управления государственным имуществом привлекает все большее внимание со стороны специалистов. Повышение уровня экономической безопасности регионов будет действенным, если оно будет опираться на четкие и обоснованные научно-методические подходы, и рекомендации. Поэтому сегодня особую актуальность приобретает вопрос о характере и особенности участия государства в формировании эффективного механизма управления государственной собственностью, выявлению новых подходов, возможностей, способов взаимодействия федерального центра и субъектов РФ в государственном управлении данным сектором.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации в последние годы стали предметом исследований многих ученых-экономистов. Так, общетеоретическим вопросам изучения экономической безопасности посвящены работы В.К. Сенчагова, Л.И. Абалкина, О.В. Молчановой, В.А. Медведева, А.И. Татаркина, А.Н. Илларионова и других. Выявлением, анализом и характеристикой угроз экономической безопасности занимались А. Архипов, А. Большаков, Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, А.И. Татаркин и др. Внесла огромный вклад в изучение проблем экономической безопасности научная школа ИЭ РАН под руководством академика РАЕН В.К. Сенчагова.
В разное время вопросам управления государственной собственностью посвятили свои исследования такие ученые, как Д.В. Бакатин, В.В. Радченко, А.Е. Бондарев.
Однако недостаточно исследованными, на наш взгляд, являются вопросы влияния механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона.
Область диссертационного исследования соответствует направлению 38.04.02 «Менеджмент», программе магистерской подготовки 38.04.02.09 «Управление государственной и муниципальной собственностью».
Объектом исследования являются общественные отношения,возникающие в сфере управления государственной собственностью.
Предметом исследования являются механизмы управления государственной собственностью как элемент системы обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
Целью диссертационного исследования является определение направлений повышения эффективности управления государственной собственностью в целях обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, в работе были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие безопасности, в том числе национальной безопасности, экономической безопасности и экономической безопасности региона;
- определить особенности управления экономической безопасностью региона;
- идентифицировать место и роль государственной собственности в региональном развитии;
- раскрыть принципы и механизмы управления государственной собственностью на уровне субъекта Российской Федерации;
- провести анализ функционирования системы управления государственной собственностью на территории субъекта Российской Федерации;
- определить роль механизмов управления государственной собственностью в системе обеспечения экономической безопасности региона;
- исследовать организационно-экономический механизм управления государственной собственностью;
- выявить проблемы в области управления государственной собственностью в Российской Федерации;
- разработать направления по повышению эффективности управления государственной собственностью в целях обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
Методология исследования. В основу исследования были положены методы абстракции, обобщения, горизонтального и вертикального сравнения, способы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц.
Теоретическую базу диссертации составили научные труды, посвященные исследованию проблем управления государственной собственностью и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации и Красноярского края, органов государственной власти Красноярского края, статистическая информация, официальные доклады и выступления должностных лиц и т.д.
Научная новизна результатов диссертации заключается в обосновании необходимости формирования организационного механизма, направленного на повышение эффективности управления государственной собственностью Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные в нем предложения могут быть использованы в деятельности органов власти регионального уровня.
Теоретические положения диссертации могут быть использованы в системе повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров (как государственного, так и частного сектора), а также найти применение в соответствующих разделах учебных курсов вузов: «Экономическая безопасность», «Государственное и муниципальное управление»; «Государственное регулирование экономики».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены автором в следующих публикациях:
- государственная собственность как основа экономической безопасности;
- о некоторых аспектах совершенствования института государственной службы;
- национализация, как один из механизмов повышения эффективности управления собственностью.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа изложена на 124 страницах основного печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 106 наименований, что отражает цель и задачи исследования. В тексте диссертации содержится 9 рисунков, 2 таблицы.
Особую актуальность вопросы влияния механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона приобретают в условиях значительного ухудшения внешних сценарных условий в четвёртом квартале 2014 года, в 2015 году и в начале 2016 года, что сильно повлияло на основные показатели экономики России и ее регионов: замедление темпов экономического роста, существенное ослабление рубля (резкое по отношению к доллару и евро), повышение уровня инфляции, снижение цен на нефть, золото, медь - основную продукцию крупнейших налогоплательщиков Красноярского края. Безусловно, накладывает свой отпечаток на ситуацию и влияние внешних наведённых эффектов, санкционной системы, к которой добавились риски, связанные с неправомерным существенным снижением мировыми агентствами различных рейтингов России (в том числе рейтингов инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации) [56].
Возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений. На фоне структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, растущей суверенной задолженности, волатильности рынка энергоресурсов сохраняется высокий риск повторения масштабных финансово-экономических кризисов [8].
Вместе с тем, в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 и совещании с членами Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что санкции и внешние ограничения - это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей. Внешнее давление должно подталкивать государство к повышению своего суверенитета в сфере экономики [73] [76].
Мы должны учитывать, что укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления [8].
В целях преодоления кризисных явлений в условиях нарастания внешних угроз требуется мобилизация всех внутренних ресурсов государства для выработки и реализации иных подходов к управлению в различных сферах.
Одну из значимых ролей в минимизации возможных негативных последствий, связанных с воздействием на экономику различных факторов риска, играют механизмы эффективного и результативного управления государственной собственностью.
Более того, эффективное управление государственной собственностью входит в число стратегических задач государства. Так, важнейшей целью совершенствования системы управления государственной собственностью края, изложенной в Концепции эффективного управления государственной собственностью в Красноярском крае, является обеспечение экономической безопасности, социальной устойчивости и жизнедеятельности населения Красноярского края [60].
Направления повышения эффективности управления государственной собственностью являются предметом пристального внимания ряда государственных структур, участвующих в механизме регулирования данной сферы.
18-20 сентября 2012 года в Москве в Конгресс-центре ГК «Космос» при поддержке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Российского института директоров прошел VIII Всероссийский Конгресс «Управление государственной и муниципальной собственностью 2012 Осень», в ходе которого рассмотрены вопросы повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом в условиях мировой финансовой нестабильности с использованием всех современных методов, финансовых и правовых инструментов.
11-13 марта 2015 года в Москве в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялся XIII Всероссийский Конгресс «Управление государственной и муниципальной собственностью 2015 Весна», в котором приняли участие представители Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, посвященный оптимизации учета государственного имущества и внедрению новых технологий регистрации прав и контроля за эффективностью управления объектов государственной собственности.
В ходе конгресса прозвучало, что необходимо максимально использовать возможности программно-технических решений для расчета и контроля соблюдения установленных нормативов обеспеченности имуществом при оказании государственных и муниципальных услуг. Существующие методы управления государственным имуществом и землями не всегда эффективны. Кроме того, говорилось о том, что необходимо больше внимания уделять разработке способов обеспечения достоверности, юридической полноты и корректности учета объектов государственной (муниципальной) собственности для повышения качества и эффективности управления ими.
Проблема эффективного управления государственным имуществом привлекает все большее внимание со стороны специалистов. Повышение уровня экономической безопасности регионов будет действенным, если оно будет опираться на четкие и обоснованные научно-методические подходы, и рекомендации. Поэтому сегодня особую актуальность приобретает вопрос о характере и особенности участия государства в формировании эффективного механизма управления государственной собственностью, выявлению новых подходов, возможностей, способов взаимодействия федерального центра и субъектов РФ в государственном управлении данным сектором.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации в последние годы стали предметом исследований многих ученых-экономистов. Так, общетеоретическим вопросам изучения экономической безопасности посвящены работы В.К. Сенчагова, Л.И. Абалкина, О.В. Молчановой, В.А. Медведева, А.И. Татаркина, А.Н. Илларионова и других. Выявлением, анализом и характеристикой угроз экономической безопасности занимались А. Архипов, А. Большаков, Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, А.И. Татаркин и др. Внесла огромный вклад в изучение проблем экономической безопасности научная школа ИЭ РАН под руководством академика РАЕН В.К. Сенчагова.
В разное время вопросам управления государственной собственностью посвятили свои исследования такие ученые, как Д.В. Бакатин, В.В. Радченко, А.Е. Бондарев.
Однако недостаточно исследованными, на наш взгляд, являются вопросы влияния механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона.
Область диссертационного исследования соответствует направлению 38.04.02 «Менеджмент», программе магистерской подготовки 38.04.02.09 «Управление государственной и муниципальной собственностью».
Объектом исследования являются общественные отношения,возникающие в сфере управления государственной собственностью.
Предметом исследования являются механизмы управления государственной собственностью как элемент системы обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
Целью диссертационного исследования является определение направлений повышения эффективности управления государственной собственностью в целях обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, в работе были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие безопасности, в том числе национальной безопасности, экономической безопасности и экономической безопасности региона;
- определить особенности управления экономической безопасностью региона;
- идентифицировать место и роль государственной собственности в региональном развитии;
- раскрыть принципы и механизмы управления государственной собственностью на уровне субъекта Российской Федерации;
- провести анализ функционирования системы управления государственной собственностью на территории субъекта Российской Федерации;
- определить роль механизмов управления государственной собственностью в системе обеспечения экономической безопасности региона;
- исследовать организационно-экономический механизм управления государственной собственностью;
- выявить проблемы в области управления государственной собственностью в Российской Федерации;
- разработать направления по повышению эффективности управления государственной собственностью в целях обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
Методология исследования. В основу исследования были положены методы абстракции, обобщения, горизонтального и вертикального сравнения, способы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц.
Теоретическую базу диссертации составили научные труды, посвященные исследованию проблем управления государственной собственностью и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации и Красноярского края, органов государственной власти Красноярского края, статистическая информация, официальные доклады и выступления должностных лиц и т.д.
Научная новизна результатов диссертации заключается в обосновании необходимости формирования организационного механизма, направленного на повышение эффективности управления государственной собственностью Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные в нем предложения могут быть использованы в деятельности органов власти регионального уровня.
Теоретические положения диссертации могут быть использованы в системе повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров (как государственного, так и частного сектора), а также найти применение в соответствующих разделах учебных курсов вузов: «Экономическая безопасность», «Государственное и муниципальное управление»; «Государственное регулирование экономики».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены автором в следующих публикациях:
- государственная собственность как основа экономической безопасности;
- о некоторых аспектах совершенствования института государственной службы;
- национализация, как один из механизмов повышения эффективности управления собственностью.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа изложена на 124 страницах основного печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 106 наименований, что отражает цель и задачи исследования. В тексте диссертации содержится 9 рисунков, 2 таблицы.
В данном диссертационном исследовании рассмотрена сущность экономической безопасности региона как субъекта управления и определены направления повышения эффективности управления государственной собственностью в целях обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, в работе решены следующие задачи:
В соответствии с поставленной целью, в работе определены следующие задачи:
- раскрыты понятия: безопасности, национальной безопасности, экономической безопасности (в том числе экономической безопасности региона);
- определены особенности управления экономической безопасностью региона;
- раскрыты принципы и механизмы управления государственной собственностью на уровне субъекта Российской Федерации;
- идентифицировано место и роль государственной собственности в региональном развитии;
- проведен анализ функционирования системы управления государственной собственностью на территории субъекта Российской Федерации;
- определена роль механизмов управления государственной собственностью в системе обеспечения экономической безопасности региона;
- исследован организационно-экономический механизм управления государственной собственностью;
- выявлены проблемы в области управления государственной собственностью в Российской Федерации;
- разработаны направления по повышению эффективности управления государственной собственностью в целях обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
Выявлено, что государственная собственность составляет существенную часть общей собственности региона, обеспечивает определенные основы его экономической безопасности.
Определено, что региональные органы управления при разработке региональной экономической политики должны предусмотреть как меры государственной поддержки базовых секторов экономики, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, так и совершенствование государственного управления отдельными направлениями, имеющими важное значение для обеспечения экономической безопасности региона, в том числе управление государственной собственностью.
В первой главе сделан вывод, что роль государственного сектора в развитии региона сложно переоценить, а важнейшая миссия для госпредприятий, на наш взгляд, заключается в увеличении объемов производства и тем самым обеспечении экономического роста в России и в регионе соответственно и как следствие в повышении уровня экономической безопасности.
Во-первых, как составной элемент экономической системы, государственная собственность безусловно является объектом экономической безопасности, а экономическая безопасность, как состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост, и эффективное удовлетворение экономических потребностей, как раз может быть обеспечена путем эффективного управления государственной собственностью в ключевых сферах экономики.
Кроме того, так как экономическая безопасность включает в себя контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов и защиту экономических интересов государства на всех уровнях, 109
государственная собственность, по нашему мнению, является именно тем инструментом, который позволяет в полной мере обеспечить реализацию государственной политики в данной области.
Во-вторых, эффективное управление государственной собственностью, как и обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций государства.
В-третьих, как мы знаем, политика государства в управлении экономическими процессами - это балансирование налогами и государственными закупками (расходами) с целью изменения фактического объема занятости и национального производства, ускорения экономического роста (как основы экономической безопасности) и контроля над инфляцией. Государственный сектор «встроен» в рыночную экономику с целью эффективного распределения ресурсов в обществе в целом, так как чаще всего, государству принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие стратегическое значение, мультипликативный эффект от функционирования которых достаточно высок.
В связи с этим, эффективное использование национальных ресурсов в некоторых «естественных монополиях» может быть обеспечено государственной собственностью.
Таким образом, во второй главе рассмотрены особенности управления государственной собственностью в Красноярском крае и определены основные результаты. Выявлено, что управление собственностью в регионе осуществляется с учетом приоритетов интересов населения региона, а являясь объектом экономической безопасности, эффективно управляемая государственная собственность призвана стать ее основой в условиях внешних угроз и факторов негативного воздействия, выполняя свою прямую функцию по производству многих общественных благ, приумножению государственных ресурсов, а значит, и повышению потенциала государства: социально¬экономического, научного, оборонного, инновационного, культурного и др.
Учитывая, что деятельность предприятий государственного сектора экономики Красноярского края направлена на предоставление государственных услуг, обеспечение производства товаров (работ, услуг), имеющих высокое стратегическое и социально-экономическое значение для края, в том числе развитие инфраструктуры, инвестиционной и инновационной деятельности, а экономическую безопасность на макроуровне как раз характеризуют показатели инвестиционного спроса и инвестиционной активности, как основных источников экономического развития, можно сделать вывод о прямом влиянии механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона.
В третьей главе диссертации сделан вывод о необходимости совершенствования организационных структур управления на региональном уровне. Отмечено, что выявление проблемных сфер в экономике региона и оценка уровня жизни населения позволяют определить основные направления повышения эффективности безопасности региона, разработать организационно-управленческие механизмы и сформировать систему обеспечения экономической безопасности применительно к конкретному региону, а экономические интересы региона необходимо согласовывать с национальными интересами, то есть необходимо создавать механизмы по сбалансированию национальных и региональных интересов в системе обеспечения экономической безопасности.
Обоснована необходимость формирования организационного механизма, направленного на повышение эффективности управления государственной собственностью Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона.
Определено, что оптимальная система управления государственной собственностью с учетом аспектов экономической безопасности региона, должна функционировать на основе совокупности научно-обоснованных взглядов на проблему экономической безопасности, которые целесообразно отразить в Концепции экономической безопасности Красноярского края, Концепции управления государственной собственностью Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона, далее в Стратегии экономической безопасности Красноярского края, положениях и решениях в форме нормативных правовых актов, согласующихся с указанными концепциями и стратегиями, и, следовательно, целенаправленной организации деятельности всех участников управленческих и экономических отношений по достижению заданного (планируемого) уровня экономической безопасности региона.
Внедрение системы экономической безопасности в социально - экономическую систему Красноярского края, позволит преодолеть доминирование надрегиональных интересов, с одной стороны, с другой - минимизировать воспроизводство в регионе негативных воздействий, влияющих на национальную безопасность.
Являясь объектом экономической безопасности, эффективно управляемая государственная собственность призвана стать ее основой в условиях внешних угроз и факторов негативного воздействия, выполняя свою прямую функцию по производству многих общественных благ, приумножению государственных ресурсов, а значит, и повышению потенциала государства: социально-экономического, научного, оборонного, инновационного, культурного и др.
Таким образом, в данной диссертации представлены направления совершенствования управления экономической безопасностью региона на примере Красноярского края и сформирована соответствующая модель оптимизации управления государственной собственностью Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона.
В соответствии с поставленной целью, в работе решены следующие задачи:
В соответствии с поставленной целью, в работе определены следующие задачи:
- раскрыты понятия: безопасности, национальной безопасности, экономической безопасности (в том числе экономической безопасности региона);
- определены особенности управления экономической безопасностью региона;
- раскрыты принципы и механизмы управления государственной собственностью на уровне субъекта Российской Федерации;
- идентифицировано место и роль государственной собственности в региональном развитии;
- проведен анализ функционирования системы управления государственной собственностью на территории субъекта Российской Федерации;
- определена роль механизмов управления государственной собственностью в системе обеспечения экономической безопасности региона;
- исследован организационно-экономический механизм управления государственной собственностью;
- выявлены проблемы в области управления государственной собственностью в Российской Федерации;
- разработаны направления по повышению эффективности управления государственной собственностью в целях обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
Выявлено, что государственная собственность составляет существенную часть общей собственности региона, обеспечивает определенные основы его экономической безопасности.
Определено, что региональные органы управления при разработке региональной экономической политики должны предусмотреть как меры государственной поддержки базовых секторов экономики, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, так и совершенствование государственного управления отдельными направлениями, имеющими важное значение для обеспечения экономической безопасности региона, в том числе управление государственной собственностью.
В первой главе сделан вывод, что роль государственного сектора в развитии региона сложно переоценить, а важнейшая миссия для госпредприятий, на наш взгляд, заключается в увеличении объемов производства и тем самым обеспечении экономического роста в России и в регионе соответственно и как следствие в повышении уровня экономической безопасности.
Во-первых, как составной элемент экономической системы, государственная собственность безусловно является объектом экономической безопасности, а экономическая безопасность, как состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост, и эффективное удовлетворение экономических потребностей, как раз может быть обеспечена путем эффективного управления государственной собственностью в ключевых сферах экономики.
Кроме того, так как экономическая безопасность включает в себя контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов и защиту экономических интересов государства на всех уровнях, 109
государственная собственность, по нашему мнению, является именно тем инструментом, который позволяет в полной мере обеспечить реализацию государственной политики в данной области.
Во-вторых, эффективное управление государственной собственностью, как и обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций государства.
В-третьих, как мы знаем, политика государства в управлении экономическими процессами - это балансирование налогами и государственными закупками (расходами) с целью изменения фактического объема занятости и национального производства, ускорения экономического роста (как основы экономической безопасности) и контроля над инфляцией. Государственный сектор «встроен» в рыночную экономику с целью эффективного распределения ресурсов в обществе в целом, так как чаще всего, государству принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие стратегическое значение, мультипликативный эффект от функционирования которых достаточно высок.
В связи с этим, эффективное использование национальных ресурсов в некоторых «естественных монополиях» может быть обеспечено государственной собственностью.
Таким образом, во второй главе рассмотрены особенности управления государственной собственностью в Красноярском крае и определены основные результаты. Выявлено, что управление собственностью в регионе осуществляется с учетом приоритетов интересов населения региона, а являясь объектом экономической безопасности, эффективно управляемая государственная собственность призвана стать ее основой в условиях внешних угроз и факторов негативного воздействия, выполняя свою прямую функцию по производству многих общественных благ, приумножению государственных ресурсов, а значит, и повышению потенциала государства: социально¬экономического, научного, оборонного, инновационного, культурного и др.
Учитывая, что деятельность предприятий государственного сектора экономики Красноярского края направлена на предоставление государственных услуг, обеспечение производства товаров (работ, услуг), имеющих высокое стратегическое и социально-экономическое значение для края, в том числе развитие инфраструктуры, инвестиционной и инновационной деятельности, а экономическую безопасность на макроуровне как раз характеризуют показатели инвестиционного спроса и инвестиционной активности, как основных источников экономического развития, можно сделать вывод о прямом влиянии механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона.
В третьей главе диссертации сделан вывод о необходимости совершенствования организационных структур управления на региональном уровне. Отмечено, что выявление проблемных сфер в экономике региона и оценка уровня жизни населения позволяют определить основные направления повышения эффективности безопасности региона, разработать организационно-управленческие механизмы и сформировать систему обеспечения экономической безопасности применительно к конкретному региону, а экономические интересы региона необходимо согласовывать с национальными интересами, то есть необходимо создавать механизмы по сбалансированию национальных и региональных интересов в системе обеспечения экономической безопасности.
Обоснована необходимость формирования организационного механизма, направленного на повышение эффективности управления государственной собственностью Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона.
Определено, что оптимальная система управления государственной собственностью с учетом аспектов экономической безопасности региона, должна функционировать на основе совокупности научно-обоснованных взглядов на проблему экономической безопасности, которые целесообразно отразить в Концепции экономической безопасности Красноярского края, Концепции управления государственной собственностью Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона, далее в Стратегии экономической безопасности Красноярского края, положениях и решениях в форме нормативных правовых актов, согласующихся с указанными концепциями и стратегиями, и, следовательно, целенаправленной организации деятельности всех участников управленческих и экономических отношений по достижению заданного (планируемого) уровня экономической безопасности региона.
Внедрение системы экономической безопасности в социально - экономическую систему Красноярского края, позволит преодолеть доминирование надрегиональных интересов, с одной стороны, с другой - минимизировать воспроизводство в регионе негативных воздействий, влияющих на национальную безопасность.
Являясь объектом экономической безопасности, эффективно управляемая государственная собственность призвана стать ее основой в условиях внешних угроз и факторов негативного воздействия, выполняя свою прямую функцию по производству многих общественных благ, приумножению государственных ресурсов, а значит, и повышению потенциала государства: социально-экономического, научного, оборонного, инновационного, культурного и др.
Таким образом, в данной диссертации представлены направления совершенствования управления экономической безопасностью региона на примере Красноярского края и сформирована соответствующая модель оптимизации управления государственной собственностью Красноярского края с учетом аспектов экономической безопасности региона.
Подобные работы
- ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2022 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Экономическая безопасность региона с точки зрения бюджетной обеспеченности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Налоговая безопасность как составная часть экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ ПРОЕКТА «ЕНИСЕЙСКАЯ СИБИРЬ»
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ УГРОЗ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2017 - Анализ влияния экономических преступлений на уровень экономической безопасности региона (Экономическая безопасность, Российский экономический университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2022



