Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институт губернских комиссаров как представительство Временного Сибирского правительства в мае-ноябре 1918г.(на примере Енисейской губернии)

Работа №23194

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
634
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Представительство Временного правительства автономной Сибири в
Енисейской губернии (октябрь 1917 г. - июнь 1918 г. ) 24
1.1 Формирование антибольшевистских подпольных структур. Свержение
советской власти на территории губернии 24
1.2 Отражение идеологии новой власти в материалах литературно -
политического журнала «Сибирские записки» 36
2. Енисейский губернский комиссариат (июнь - июль 1918 г.) 44
2.1 Правовая база и задачи комиссариата по политическому устройству
губернии 44
2.2 Структура ведомства и личный состав 56
3. Институт губернского комиссара ( июль - ноябрь 1918 г.) 65
3.1 Изменение принципов существования ведомства 65
3.2 Сентябрьский кризис в Красноярске 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Гражданская война в начале XX в. - важная страница в истории нашей страны, которая была наполнена трагическими событиями и повлекла за собой разрушающие последствия во всех сферах жизни общества, начиная с экономической и заканчивая культурной. Отголоски и последствия этих событий в нашей стране ощущаются и сегодня.
Многие аспекты функционирования системы государственных учреждений Белой Сибири на сегодняшний день изучены в полном объеме, однако известно, что Россия - самая большая по территории страна в мире, занимающая два континента, из которых чуть ли не половину занимает Сибирь. Здесь проблема взаимодействия центра и периферии и проблема построения вертикали власти, результативности местных органов стоит особенно остро. Местное управление является связующим звеном между конкретным территориальным субъектом и властью центра, выступает в качестве фундамента последней, осуществляет ее волю в рамках определенной территории, а местные руководители лучше ориентируются в специфике региона, делая управление более эффективным. Важно обратиться к проблеме эффективности взаимодействия центра и его локального представительства именно в период Гражданской войны, поскольку в чрезвычайных условиях, когда происходящее менялось стремительно, опыт построения взаимоотношений был особенным. Так, губернские комиссариаты - официальные представительства Временного Сибирского правительства в губерниях сыграли важную роль в обретении реальной власти центральным ведомством, подготовили почву для становления его господства на местном уровне. Необходимо понять, каким образом функционировали комиссариаты, каким образом они были построены «внутри» и как осуществляли свои задачи. Кроме того, изучение аппарата власти и системы государственных учреждений Белой Сибири на сегодняшний день является актуальным, поскольку без него невозможно понять характер той политической альтернативы, которую они в себе несли, в этом смысле интересен именно локальный аспект.
Степень изученности темы. В советской исторической литературе история антибольшевистского движения в Сибири в 1918 г. впервые стала предметом научного исследования в 1920 -е гг. В этот период была сформулирована официальная методология изучения Белого движения и появляется понятие «демократической контрреволюции». Их основателями принято считать В. И. Ленина и И. М. Майского .
В трудах В. И. Ленина был сформулирован тезис о том, что буржуазия, прикрываясь лозунгами «народовластия» и демократии, скрывала свои истинные капиталистические намерения. По его мнению, эта позиция наиболее ярко и полно была выражена именно на начальном этапе Гражданской войны, хотя ее корни уходили в тот период, когда мелкобуржуазные партии заняли похожее положение после Февральской революции. Рассматривая причины усиления мелкобуржуазной контрреволюции весной и летом 1918 г., В. И. Ленин указывал, что углубление социалистической революции в деревне вызвало активное противодействие кулачества, мятежи которого влились в общий антисоветский фронт.
Ставшее нарицательным словосочетание «демократическая
контрреволюция» было впервые упомянуто в одноименной работе И. М. Майского. Здесь участник КОМУЧа и меньшевик по политическим взглядам Майский описал всю историю Уфимского правительства и показал на его примере, как именно происходило формирование демократической контрреволюции. Автор говорил о том, что эсеро-меньшевистская программа была ярким примером обычной буржуазной демократии и само правительство не было способно к воплощению демократических идей в жизнь.
В рассматриваемый период появляются работы современников событий, предпринимаются попытки создать общую картину Гражданской войны в масштабах всей Сибири . Основными вопросами при изучении антибольшевистских правительств Сибири были их партийно -классовый состав, отношения между самими правительствами, анализ степени реакционности того или иного государственного образования, однако о политической жизни регионов трудов написано не было, были затронуты лишь отдельные вопросы.
Так, в одной из своих статей В. Д. Вегман рассматривал становление и деятельность Сибирской областной думы и Временного правительства автономной Сибири, а несколько позже обратился к вопросу об организации и функционировании антибольшевистского подполья в Сибири, а также о
3
проведении антисоветского переворота .
Н. С. Юрцовский одним из первых поднял вопрос местного самоуправления в Сибири. В большей степени в его работе описывалась и анализировалась процедура проведения выборов в земские учреждения. Автор сделал вывод о том, что общество проявляло сильную апатию по отношению к такому новому явлению как выборы.
Таким образом, в 1920-е гг. был создан образцовый эталон для изучения «демократической контрреволюции» - «гибрид» тезисов В. И. Ленина и М. И. Майского, были заложены основы дальнейшего изучения проблемы в русле марксистско-ленинской историографии. Для этого периода характерно преобладание интереса к военным и политическим, а не к социально¬экономическим вопросам.
Второй период в отечественной историографии - это 1930-1950-е гг. Этот период характеризуется монополией марксистской методологии. Тема «демократической контрреволюции» и Белого движения была забыта. Архивные источники Белого лагеря «не заслуживали доверия» и не использовались при работе над вопросами Гражданской войны. Выработалась новая схема исследования Гражданской войны: трагические события 1918 -1920-х гг. трактовались как история разгрома контрреволюции трудящимися, все события излагались через призму взглядов и реакции именно рабочего класса, общество делилось на две большие группы - рабоче-крестьянскую и буржуазно¬помещичью, историки не делали различий между буржуазными правительствами, не вникали в тонкости проводимой ими политики, не интересовались и проблемами местного управления, образовывался один большой лагерь «врагов Советской России» , вся вина возлагалась исключительно на контрреволюционеров и внешнюю интервенцию. Окончательно эта позиция была оформлена и представлена в 1938 г. с выходом «Краткого курса истории ВКП (б)».
С 1950-х гг. начинается новый этап в историографии, ученые начали более детально рассматривать проблему Белой власти. Именно с 1950-х гг. эта тема становится отдельной исторической проблемой, по которой была написана масса фундаментальных работ на основе широкого спектра ранее не исследованных источников, выдвинут ряд абсолютно новых положений, проведен более глубокий анализ некоторых эпизодов.
К вопросу высшей власти в Сибирском регионе на начальном этапе Гражданской войны обратилась М. Е. Плотникова. Автор в своей статье отметила специфические черты нового высшего органа власти и сравнила его с другими смежными ведомствами России, а также затронула тему политической принадлежности его членов . М. Е. Плотникова стала первым историком, которая обратилась к идеологической составляющей Сибирского правительства и поднявшая, таким образом, вопрос о его сущности. В другой своей статье М. Е. Плотникова сделала попытку поделить историю Белой власти в Сибири на несколько этапов . Исследования М. Е. Плотниковой стали первыми работами, посвященными углубленному изучению данной проблемы, а ее идеи продолжили развивать другие ученые.
Другой исследователь - С. Г. Лившиц в одной из своих работ затронул историю Западно-Сибирского комиссариата: обратился к процедуре прихода к власти, рассмотрел его экономическую политику, репрессивные действия по отношению к советским руководителям, а также отношения с руководством Чехословацкого корпуса . Лившиц во многом соглашался с В. В. Гармизой, в частности он утверждал, что Западно-Сибирский комиссариат и группировки эсеров были лишь инструментом, которым пользовались капиталистические круги на первом этапе Гражданской войны для установления своих порядков . В качестве источников историк использовал законодательные акты сибирских правительств, что являлось новшеством для исторической науки того времени.
Еще одной фундаментальной работой является исследование Г. 3. Иоффе. Исследователь впервые максимально подробно затронул историю государственной власти сибирской контрреволюции в исторической перспективе, использовав при этом широкий спектр источников различного происхождения. Говоря о характере высшей власти, исследователь отмечал, что фундамент Временного Сибирского правительства составляла «эсеро-кадетско- монархическая коалиция» . Кроме того, Иоффе, в отличие от своих предшественников, выделял третью силу - центристов, которые стояли между двумя вышеописанными группировками, однако роль центристов была весьма скромной: они лишь выступали прикрытием действий выдающихся
политических деятелей. Историк впервые ввел в научный оборот термин «группа Михайлова», но в полной мере эту проблему не развил.
Истории создания и консолидации демократической контрреволюции на территории Сибири, а так же политической истории Сибирской власти посвящены диссертация и статьи сторонника классического марксистско-ленинского подхода Л. А. Шишканова. Одним из главных выводов, к которому пришел Шишканов в ходе своего диссертационного исследования является положение о том, что уже со времен Временного правительства автономной Сибири осуществлялась явная реакционная политика .
Нетрадиционно к вопросу подошёл и К. В. Гусев. Проанализировав декларации правительств от Урала до Дальнего Востока, К. В. Гусев пришел к следующему выводу: изначально эсеры были готовы к тому, чтобы воплотить в жизнь свою концепцию «третьего пути», однако сотрудничество с буржуазными элементами подчинило социалистов-революционеров первым, таким образом, «третья сила» потеряла доверие общественности и перестала бороться за победу в Гражданской войне .
Таким образом, несмотря на то, что в указанный период произошли изменения в исторической науке, когда тема Белого движения стала вызывать большой интерес ученых и стал возможен хоть и минимальный плюрализм, многие работы создавались на основе ленинской концепции. В целом, исследования этого периода так же несли характер обличительства.
Отдельную группу составляют работы по истории местного управления в Сибири в 1918 г. Именно с 1950-х гг. так же, как и проблеме высшей Белой власти, этому вопросу уделялось внимание историков, рассматривалась деятельность земств различного уровня, начиная с губернского и заканчивая волостным, определялось их политическое положение и место в Гражданской войне . Особенностью историографии указанного периода является обращение к вопросу местного самоуправления в национальных районах Сибири и его особенностям: Горного Алтая, Хакасии, Якутии, Бурятии .
Продолжая придерживаться официальной идеологии и марксистской методологии, ученые делали вывод об оппозиционности и враждебности сибирских земств по отношению к Советской власти и полном
подчинении их контрреволюционным Сибирским правительствам. Тема комиссариатов в это период подробно не рассматривалась, а затрагивалась лишь косвенно, в контексте контроля земств высшей властью. Таким образом, ситуация, происходившая на местах, была исследована не в полном объеме.
Работы 1950-1980-х гг. отличаются введением в оборот широкого спектра архивных материалов различного происхождения. Новые источники использовались при работе над проблемами существования высших органов власти, большим доверием пользовались материалы, относящиеся к деятельности руководителей большевистского подполья и партизанского движения. В целом, исследования советских историков этого периода на тот момент своеобразно позволяли представить социально-политическую обстановку, в которой были созданы и действовали органы высшей, центральной власти и местного самоуправления в Сибири. В большей степени учеными была освещена политическая история Белых структур, впервые были выделены этапы их существования и функционирования, систематизированы и дифференцированы политические силы по партийно-политическому принципу.
Современный этап в историографии начинается с 1990-х гг. и продолжается по настоящее время. В этот период в свет вышло большое количество работ по истории Белой Сибири, в том числе и по специфике ее государственности летом-осенью 1918 г.
Так, новосибирским ученым В. В. Журавлевым в 2004 г. была защищена диссертация по истории государственной власти в Сибири в мае-ноябре 1918 г. В своем исследовании историк, анализируя правовые документы, обратился к вопросу о легитимности Временного Сибирского правительства, а также рассмотрел отношения между членами этого органа, дал характеристику личностей министров. Основной акцент Журавлев сделал на рассмотрении государственности Белой Сибири в ее эволюции .
В работе С. С. Салазниковой был рассмотрен процесс становления и
функционирования государственных образований антибольшевистского толка в Сибири и на Урале. В отличие от В. В. Журавлева, взявшего за основу именно политический и идеологический аспекты проблемы, автором была предпринята попытка комплексного изучения. С. С. Салазникова подчеркивала, что изменения в системе административно-управленческого аппарата сибирской государственности, вызванные постепенным расширением подвластной Сибири территории, а также рядом проблем политического и экономического характера, которые происходили постоянно .
К выводу о том, что власть в Сибири в 1918 г. с течением времени приобретала авторитарные очертания, пришел и А. Н. Никитин. Однако, причину этого исследователь видел в другой плоскости: упразднение отдельных государственных образований, а затем свержение Директории, по его версии, прервали процесс становления демократической государственности на Востоке страны, усилили тенденции к авторитаризму по всей Белой России, разрушили коалицию правых и левых сил и в целом ослабили противобольшевистское движение и, таким образом, по мнению историка, демократический потенциал России, в конечном счете, остался нереализованным.
Так же в настоящее время складывается тенденция к изучению «микровопросов», например, таких как кризис Временного Сибирского правительства. Историки пытаются разобраться в причинах конфликта, его сущности, развитии, определяют ключевых участников и делают выводы о том, как данное явления повлияло на историю России .
Таким образом, исследуя проблему характера государственной власти в Сибири в 1918 г., все вышеперечисленные ученые выдвигали тезис об изначально эсеровском правительстве, имевшем в своей сущности определенные демократические черты, которое позднее, в силу ряда различных причин, эволюционировало «в правую сторону» и приобрело явный авторитарный окрас. Временное Сибирское правительство являлось реальной альтернативой Советской власти, которая выступала за «третий», умеренный путь развития России. Несмотря на то, что историки рассматриваемого периода были солидарны со своими советскими предшественниками в эсеровском происхождении Сибирских правительств, тем не менее, в их работах появилась тенденция отхода от обличительских настроений. Термин «демократическая контрреволюция» перестал носить негативное значение. Сегодня этим термином принято называть первый этап Гражданской войны.
Тема местного самоуправления в 1990-е гг. так же получила свое развитие. Доступ к новым архивным фондам позволил историкам отойти от позиций своих предшественников. Ученые в этот период выявили огромное разнообразие органов самоуправления, как дореволюционных, так и новоизбранных , оценили политическую грамотность и идеологические взгляды деятелей городских дум и земств, отметили сложность взаимодействий местных органов с центральной властью , отмечали ошибки и просчеты сибирских 20
самоуправление .
Большинство исследователей считало, что пассивность населения, низкая политическая культура, противоречивость взглядов и жесткие условия Гражданской войны не позволили нормально функционировать земствам. Это повлекло за собой поражение Белых сил и отказ от принципа строительства гражданского общества. Ученые подчеркивали, что самоуправления являлись учреждениями демократическими, они пропагандировали идеи народоправства, однако с последним тезисом соглашались не все историки. К примеру, В. М. Рынков поставил под сомнение степень демократичности земств и городских дум в 1918 г. .
Проблемой местного управления ученые занимались не только в масштабе Сибири, но и на региональном уровне. Я. Н. Кривоносов в своей публикации проанализировал взаимоотношения местного самоуправления с высшей властью в 1917-1919 гг. на территории Алтая . В этом же году вышла в свет работа Б. И. Берлинтейгера, посвященная земству на территории Кузбасса . В. А. Аверин в начале XXI в. дал анализ деятельности Омского городского самоуправления , а Н. А. Скорикова обратилась к истории организации Иркутской губернской администрации . Исследованием деятельности Тобольского самоуправления занималась М. В. Угрюмова . Состоянию областного земства в Якутии посвящена статья Т. С. Ермолаева, где автор исследовала экономическую и политическую составляющую деятельности самоуправлений . Е. В. Черная отмечала важную роль и реальную потребность населения земств Дальнего Востока . В Томске исследованием эволюции системы местного самоуправления занимался В. А. Дробченко .
Анализ деятельности лиц, занимавших должность управляющих Алтайской губернии провел А. Г. Гордеев. Он является первым историком, затронувшим этот аспект истории Гражданской войны и исследовавшим вопросы, на которые ранее ученые не обращали своего внимания, например взаимосвязи между характером центральной Сибирской власти и методами управления в губернии .
Проблема местного управления на территории Енисейской губернии лишь частично затрагивалась учеными, занимавшимися темой Гражданской войны. Одним из первых историков, обратившимся к вопросу государственности Белого Красноярска, был Л. П. Бердников. В одной из своих работ исследователь упомянул проблему восстановления красноярского земства и процесса выборов, однако не указал, каким образом происходила процедура возобновления их деятельности. В целом, его работа носит преимущественно не аналитический, а фактологический характер . О местном самоуправлении в Енисейском уезде также упоминал А. Г. Рогачев. Низовые элементы Белой власти, по мнению историка, меньше всего были задействованы в тех политических играх, которые происходили в высших эшелонах. Признавая власть Временное Сибирское правительство, Енисейский городской голова говорил о том, что власть на местах принадлежала городским земским
32
самоуправлениям .
Как известно, личность играет большую роль в истории, поэтому изучение ее влияния на те или иные события является очень важным моментом. Так В. И. Шишкин в одной из своих работ в качестве справки осветил особенности жизненного пути видных деятелей Енисейского губернского комиссариата: В. М. Крутовского, П. 3. Озерных, Н. Н. Козьмина и П. С. Доценко . Автором представлен краткий, сугубо фактологический материал. Тем не менее биографии позволили понять, какой жизненный путь прошли данные политические деятели, прежде чем оказались руководителями комиссариата, и как это повлияло на их дальнейшую деятельность. Более подробно жизненный путь В. М. Крутовского был описан В. М. Шиловским и Л. П. Бердниковым .
В другом исследовании Л. П. Бердников в соавторстве с С. Л. Лониной
рассмотрел особенности жизненного пути видных представителей красноярской Белой власти: Д. С. Троицкого, Н. Н. Козьмина, А. П. Оносовского и других . Исторической портретистикой занимался и А. П. Шекшеев. Ученым был проанализирован широкий круг сторонников разных политических течений, среди которых были и Белые, участвовавшие в местных органах власти . В другой работе А. П. Шекшеев показал сложные и противоречивые взаимоотношения между земством, крестьянством и Временным Сибирским правительством, которые вылились в создание антиправительственного
37
ПОДПОЛЬЯ .
Отдельные аспекты проблемы поднимались в исследовании А. В. Мармышева и А. Г. Елисеенко: были показаны мероприятия, проведенные Белой властью, однако события изложены практически в тезисной форме и не был дан анализ приведенным фактам . В. И. Шишкин совместно со своей коллегой Д. Л. Шереметьевой ввел в научный оборот комплекс документов, которые отражали идеологическое противоборство в Красноярске, происходившее между губернским комиссаром П. 3. Озерных и создателем кадетской газеты «Свободная Сибирь» Ф. Ф. Филимоновым .
Красноярский ученый А. П. Дементьев в своей кандидатской диссертации сделал вывод о том, что после июля 1918 г. ограничение полномочий местного самоуправления и укрепления власти комиссаров в Енисейской губернии было связано с индифферентным отношением народных масс к новой власти. Ужесточение политического режима - единственный вариант противостояния большевистской диктатуре .
Большая часть современных исследователей положительно трактовала деятельность земств и городских управ и считала, что в чрезвычайных условиях данные институты исполняли свои функции в полном объеме и на высоком уровне, при условии, что с приходом к власти правительства В. П. Вологодского их функции были ограничены до чисто хозяйственных.
Уничтожение монополии марксистской методологии на историческую науку в 90-х гг. дало свои плоды: историография последнего периода отличается широким плюрализмом мнений и позиций относительно того или иного события, касающегося истории Белых ведомств различного уровня в Сибири, еще большим использованием раннее засекреченных архивных материалов, освещением всех сфер деятельности властных структур, исследованием позиций и отношения отдельных социальных групп и общественных организаций к происходящему, а так же обращением к личностям отдельных политических деятелей Белого сибирского движения. Были использованы новые методологические приемы, которые позволили взглянуть на проблему под другим углом, появились работы, посвященные ситуации в регионах, что позволило приблизиться к созданию общей целостной картины положения местной власти в 1918 г.
Таким образом, на сегодняшний момент создан огромный пласт исследований по истории как Временного Сибирского правительства, так и работ по истории местного самоуправления в Сибири, однако, как уже было отмечено выше, историки не уделили должного внимания институту комиссариатства. В настоящее время не существует ни одной работы, которая в полной мере освещает деятельность и функционирование этого ведомства.
Цель исследования - определить значение, роль и место института губернских комиссаров в системе Временного Сибирского правительства и в истории губернии.
Задачи исследования:
1) выявить предпосылки установления его власти на территории губернии;
2) определить правовую базу и особенности идеологии Енисейского губернского комиссариата / комиссара губернии;
3) раскрыть особенности деятельности ведомств Временного Сибирского
правительства в губернии;
4) проанализировать личный состав комиссариата и показать его структуру;
5) выявить специфику взаимоотношений между комиссаром губернии и Временным Сибирским правительством.
Объект исследования - ведомства Временного Сибирского правительства на территории Енисейской губернии.
Предмет исследования - процесс эволюции ведомств Временного Сибирского правительства на территории Енисейской губернии.
Методология исследования. Работа написана в рамках регионального подхода. Среди современных ученых доминирует взгляд, согласно которому исследователи сами вкладывают смысл в понятие «регион» в зависимости от цели и задач, которые они исследуют, а так же, отталкиваясь от этого, самостоятельно определяют границы региона. Так, Эрнест Хинрих при изучении местной истории предложил выделять три важных направления с различными задачами и содержанием. Исследователь предлагает перечень научных дисциплин, на которые могут опираться историки при изучении местной истории. Таким образом, опираясь на концепцию Эрнеста Хинриха можно утверждать, что понятие «регион» в рамках данной работы включает в себя административно-хозяйственный, политический и частично социальный компоненты .
Известно, что «большая история» складывается из «местных» историй. В локальной истории различаются, в основном, те же разделы, что и в макроистории (история экономики, история управления, история культуры и т.д.), таким образом, микроанализ предполагает обязательное возвращение к макроуровню, но на новых основаниях. Именно путем сопоставления микро и макромиров можно проверить корректность тех или иных теорий и по-новому взглянуть на уже хорошо изученные события.
Интерес к истории регионов обусловлен не только изучением прошедших событии, но и пониманием современности и прогнозированием будущего. Кроме того, актуальность подхода обуславливается «Социополитическим и социокультурным состоянием российского общества, которое сегодня характеризуется значительной регионализацией общественной жизни. В результате четко обозначились проблема востребованности региональной истории, культурной традиции, инвариантностью ее по отношению к смене власти и политических режимов» 42.
В настоящее время прогрессивным направлением локальной истории является проблема «Центр-Провинция». Проведенная в данном ключе работа позволяет показать уникальную историю региона и одновременно понять механизм взаимодействия локальной общности и Центра.
При написании магистерской диссертации так же были использованы идеи концепции политических культур, введенной в научный оборот Габриэлем Алмондом в 1966 г. Г. Алмонд определил «политическую культуру» как совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников определенной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им значение. Наиболее полное определение политической культуры предложил С. Верба: «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику». Таким образом, была выделена ориентация на политику и роль индивида в этой сфере.
Политико-культурный подход дает возможность, во-первых, от обычного, поверхностного, одномерного видения политической системы, ее институтов, их деятельности проникнуть вглубь и понять генезис представлений, разному.
Методика исследования. Работа базируется на принципах историзма и объективности.
Принцип историзма дал возможность проследить эволюцию ведомств, рассмотреть их историю, начиная со свержения советской власти и заканчивая упразднением коллегиального устройства данного института и зафиксировать определенные изменения.
Принцип научной объективности позволил проанализировать отдельные явления истории ведомств в их многогранности и противоречивости и изучить все факты в их совокупности, приблизившись, таким образом, к объективной исторической реальности.
В исследовании использованы как конкретно-исторические, так и общенаучные методы. Конкретно-исторические методы:
Историко-сравнительный - дал возможность сделать сопоставить между собой ведомства Временного Сибирского правительства в разных временных промежутках, выявить их общие и особенные черты. Так же данный метод был использован при анализе историографии по данной тематике и позволил сравнить взгляды историков.
Историко-системный - показал взаимосвязи и между различными институтами Временного Сибирского правительства, между Переферией и Центром. Кроме того метод дал возможность проанализировать взаимозависимости между такими компонентами, как личный состав, структура и непосредственная проводимая политика.
Историко-генетический - позволил последовательно раскрыть свойства, функции и изменения изучаемых предметов в процессе их исторического движения, показать причинно-следственные связи, закономерности развития и охарактеризовать личности в их индивидуальности и образности.
Историко-политический анализ - дал возможность сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, конкретизировать состав участников и их убеждения.
Метод периодизации - с помощью данного методы был выделен ряд этапов в развитии институтов Временного Сибирского правительства на местах.
Проблемно-хронологический - дал возможность разделить широкую тему исследования на ряд узких (структура, правовое поле, деятельность) в хронологической последовательности.
Общенаучные методы:
Синтез и анализ - позволили выделить и изучить отдельные моменты в истории исследуемого предмета, а затем систематизировать результат в один общий вывод.
Метод абстрагирования - позволил отвлечься в процессе анализа от некоторых неоднозначных свойств изучаемого предмета с целью углубленного исследования одной определенной его стороны.
Метод аналогии - позволил сделать ряд неочевидных выводов на основе сходства подпольных структур и местных органов власти в Енисейской губернии в их развитии.
Хронологические рамки исследования - май 1918 г. - ноябрь 1918 г. Верхняя граница обусловлена созданием подпольных группировок на территории Енисейской губернии. Нижняя граница - приход к власти адмирала А. В. Колчака и изменение статуса института комиссаров.
Территориальные рамки исследования - Енисейская губерния в пределах Ачинского, Канского, Красноярского, Енисейского, Минусинского уездов.
Источниковая база исследования. В работе использованы как опубликованные, так и неопубликованные источники.
К первой группе источников относятся нормативно-правовые документы: акты Западно-Сибирского комиссариата и Временного Сибирского правительства, изданные в сборнике документов соответствующих учреждений.
Положение о губернских (областных) и уездных комиссарах Временного Всероссийского правительства от 19 сентября 1917 г. позволило сравнить структуру комиссариатов образца 1917 и 1918 гг. Постановление Западно¬
Сибирского комиссариата от 4 июня 1918 г. дало возможность определить функции и задачи комиссариатов на всей территории Сибири. В постановлении Западно-Сибирского комиссариата от 9 июня 1918 г. определена грань между компетенциями городских дум и комиссариатов. Постановление Временного правительства автономной Сибири 20 июня 1918 г. позволило понять, какие задачи должен был выполнять комиссариат непосредственно на территории Енисейской губернии и выявить высшие должностные лица этого ведомства.
Вторая группа проанализированных источников - материалы газет «Воля Сибири» - печатного органа Енисейского губернского комиссариата и «Свободная Сибирь» - печатного органа Енисейской группы партии кадетов. В этих источниках содержится хроника, позволяющая воспроизвести эволюцию происходящих событий, опубликованы телеграммы, декларации, воззвания, размышления и личное отношение свидетелей происходящего.
Третья группа источников - политические очерки, опубликованные в журнале «Сибирские записки». Материалы этого издания дали возможность проанализировать личное отношение участников событий к происходящему, цели и представления по дальнейшему устройству Сибири идеологов сибирского областничества Енисейской губернии и непосредственных деятелей ведомств Временного Сибирского правительства.
К четвертой группе следует отнести и опубликованные А. П. Шекшеевым в журнале «Сибирские огни» архивные данные фонда П-64 ГАКК (опись 1, дело 739) - «Выписки из дневника штабс-капитана 11-го автомобильного броневого дивизиона Зверева В.В.» Документ описывает события, которые происходили в Красноярске во время антисоветского переворота и установления власти Белых сил в Красноярске. Из таких субъективных источников можно почерпнуть некоторые факты дополнительные сведения по рассматриваемой проблеме, которые восполняют пробелы исторической действительности и помогают воссоздать наиболее целостную картину.
(ГАРФ), 5 фондов Государственного архива Красноярского края (ГАКК), 1 фонд Архива управления ФСБ России по Красноярскому краю (АУ ФСБ по Красноярскому краю);
В фондах ГАРФ Р-131 «Административный совет Временного Сибирского правительства» и Р-176 «Совет Министров Российского правительства» содержатся микрофильмы, которые дополняют сведения о политической ситуации в Сибири и в Енисейской губернии в июне-июле 1918 г. С помощью дел фонда можно определить, каким образом законы высшей власти влияли на ситуацию в отдельно взятой губернии.
Дела фонда Р-1700 ГАРФ «Министерство внутренних дел Российского правительства» позволяют проследить эволюцию изменений положения губернских комиссариатов, оценить их деятельность по вопросу реформации сибирских земств и ликвидации конкурентов в борьбе за власть.
В фонде П-42 ГАКК «Красноярский краевой партийный архив» хранятся личные дело активного деятеля рассматриваемого периода: Владимира Михайловича Крутовского - Министра внутренних дел Временного Сибирского правительства и по совместительству председателя Енисейского губернского комиссариата.
В фонде Ф-827 ГАКК «Красноярское отделение партии кадетов» содержатся личные дела некоторых членов комиссариата, которые являются дополнением к уже опубликованным биографиям.
В фонде Р-258 ГАКК «Красноярский Совет» присутствуют обращения и декларации Губернского объединённого комитета общественных организаций - института, оппозиционного Красноярскому совету.
В фонде Р-1798 ГАКК «Красноярское отделение партии социалистов- революционеров» содержатся документы, позволяющие понять тактику, цели и задачи, особенности функционирования партии эсеров на территории Енисейской губернии. Эта информация, в свою очередь, дала понимание того, какую роль социалисты-революционеры сыграли в Гражданской войне в Енисейской губернии.
В фонде Р-1800 ГАКК «Енисейский губернский комиссариат» содержатся протоколы заседаний, телеграммы, постановления и указы органа власти, позволяющие анализировать его деятельность. Здесь же имеются сведения о деятелях комиссариата, его структуре.
В фонде №7 АУ ФСБ по Красноярскому краю найдены показания, данные в особом отделе ВЧК полковника и руководителя тайной подпольной офицерской организации В. П. Гулидова (Д. П-23386). При анализе документов представилась возможность показать структуру тайной организации, выявить ее членов и дать краткую характеристику самому полковнику.
Научная новизна работы. В диссертации впервые была предпринята попытка показать особенности развития комиссариата и института комиссара на примере Енисейской губернии, проследить эволюцию, так же частично была затронута проблема взаимоотношений между Временным Сибирским правительством и его институтами на местах, были введены в оборот ранее неиспользованные источники.
Практическая значимость работы. Диссертация может быть использована при изучении таких дисциплин как «Историография», «История государственной власти», «История Сибири», при написании обобщающих работ по истории государственной власти и госучреждений Белой Сибири и Гражданской войны.
Апробация исследования. Основные положения и выводы были изложены автором в докладах на международной научной конференции «Молодежь и наука: проспект Свободный» (г. Красноярск, апрель 2015 г.), IX Всероссийской научной конференции «История мировых цивилизаций: восприятие, образ, репрезентация власти» (г. Красноярск, мая 2015 г.), «Молодежь и наука: проспект Свободный» (г. Красноярск, апрель 2016 г.), VIII Краеведческих чтениях «Россия - Сибирь - Красноярский край» (г. Красноярск, декабрь 2016 г.). В 2018 г. опубликованы статьи в журнале из перечня ВАК «Проблемы социально-экономического развития Сибири» (г. Братск) и в сборнике с индексом РИНЦ «История мировых цивилизаций: революции и реформы» (г.Красноярск) .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Считая свершившийся переворот полным беззаконием, варварством, несправедливостью и покушением на демократические ценности Февральской революции и находясь вне закона, люди начали разрабатывать план по свержению большевизма в губернии, причем на первом этапе группировки появлялись стихийно и действовали автономно. Так образовалось антибольшевистское подполье, где ключевыми игроками стали консервативное офицерство, и объединенные комитеты, защищавшие достижения февраля 1917 г. Руководители Западно-Сибирского комиссариата в успешный момент объединили все подпольные силы под флагом автономной Сибири, и, таким образом, через некоторое время при участии вооруженных чехословацких сил и уставшего протестного гражданского общества власть Советов в Енисейской губернии была свергнута мирным путем.
В период управления Западно-Сибирского комиссариата Енисейский губернский комиссариат стал его локальным представителем. В период своего существования комиссариат в полном объеме исполнял волю высшей власти и пытался упорядочить жизнь в губернии в рамках созданной правовой базы, опираясь при этом на демократические идеи и разработанную философию государственного устройства, однако в структуре комиссариата существовали отделы, деятельность которых противоречила этим постулатам, что, в свою очередь, объяснялось чрезвычайными условиями гражданской войны.
Упразднение коллегиальных комиссариатов в июле 1918 г. и восстановление института губернских и уездных комиссаров и их помощников вызывало определенные трудности. Так, у губернских комиссаров и их помощников функционал был очень размыт, и, вместе того, чтобы контролировать процесс восстановления земских органов, руководители брали на себя полное и безоговорочное руководство губернией. Власть в губернии стала более централизованной и все меньше напоминала ту администрацию, которая бы стремилась к свободной Сибири.
роль, место и значение института губернских комиссаров в Енисейской губернии и в системе Врменного Сибирского правительства, следует сказать следующее: члены комиссариата и его помощники, не смотря на конфликт в высших эшелонах, преследовали цели по установлению истинного народоправства и стремились к созданию свободной автономной Сибири, пытались сохранить такой порядок на территории Енисейской губернии. За небольшой период июнь-ноябрь 1918 на местном уровне благодаря деятельности ведомства были сделаны определённые успехи, появилась надежда на демократическое будущее, однако чрезвычайная ситуация не давала новым начинаниям правительства развиваться в этом векторе в полном объеме.
В начавшейся борьбе за власть политические круги потеряли самое главное - политическую стабильность и объединенность для достижения единой цели. Как министры Временного Сибирского Правительства, так и участники сентябрьских событий в Красноярске не умели приходить к консенсусу и находить общий язык, усугубляя тем самым и без того масштабный кризис еще и в локальных рамках. Противоборствующие силы думали только о своих властных интересах, совершенно позабыв о том, за что боролись изначально. Так, сентябрьский конфликт стал переломным моментом, после которого зачатки гражданского общества были уничтожены вместе со всеми свободами и плюрализмом мнений. С 18 ноября 1918 г. началось формирование диктатуры Колчака.



1. Опубликованные источники:
1.1. Нормативно-правовые акты:
1.1.1. Западно-Сибирский комиссариат Временного Сибирского правительства: Сборник документов и материалов / Составитель и научный редактор В. И. Шишкин. Новосибирск: Издательский дом «Сова»,
2005. С. 71.
1.1.2. Временное Сибирское правительство (26 мая - 3 ноября 1918 г.): Сборник документов и материалов / Составитель и научный редактор В. И. Шишкин. Новосибирск: Издательский дом «Сова», 2007. 818 с.
1.2 Периодика:
1.2.1. А. Б. Последние дни большевистской власти. На улицах // Воля Сибири. 1918. №3. С. 4.
1.2.2. По уезду, г. Канск // Воля Сибири. 1918. №5. С. 3.
1.2.3. А. Шнейдер. Последние дни Советской власти в Минусинске // Воля Сибири. 1918. №9. С. 2-3.
1.2.4. Красноярск, 28 июня // Воля Сибири. 1918. №5. С. 4.
1.2.5. А. Гневушев. Задачи нового Сибирского Правительства // Воля Сибири. 1918. №1. С. 2.
1.2.6. А. Гневушев. Необходимое разъяснение // Воля Сибири. 1918. №3. С. 3.
1.2.7. Красноярск, 30 июня // Воля Сибири. 1918. №7. С. 2.
1.2.8. Городская дума // Свободная Сибирь. 1918. № 50. С. 4.
1.2.9. Воззвание // Воля Сибири. 1918. №3. С. 1.
1.2.10. Офицерство о перевороте // Воля Сибири. 1918. №5. С. 3.
1.2.11. О компетенции губернских комиссаров // Воля Сибири. №11. 1918. С. 2.
1.2.12. В. К. К событиям в Омске 20 сентября // Воля Сибири. №76. 1918. C. 2.
1.2.13. О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, изданное на основании постановления Временного Сибирского правительства: обязательное постановление Енисейского губернского комиссара // Воля Сибири. №46. 1918. С. 2.
1.2.14. Приказ №4 командующего войсками Енисейского района от 22 июня 1918 г. // Воля Сибири. №2. 1918. С. 1.
1.2.15. О редакторской политике газеты «Воля Сибири» // Свободная Сибирь. №111. 1918. С. 4.
1.2.16. Социалисты в Сибирской областной думе // Свободная Сибирь. №100. 1918. С. 3.
1.3. Политические очерки:
1.3.1. Оба. Сепаратизм. Сибирские записки. 1918. №4. С 58-68.
1.3.2. Козьмин, Н. М. Областничество. Сибирские записки. 1917.
№6. С 79-83.
1.4. Выписки из личного дневника
1.4.1 Зверев В. В. Город ожил, совет бежал, появилась новая власть... // Сибирские Огни. 2016. №9. С. 155-179
2. Неопубликованные историческими источники:
2.1 Архивные материалы:
2.1.1. Федеральное казенное учреждение «Государственный архив Российской Федерации» (ФКУ ГАРФ).
2.1.1.1. ФКУ ГАРФ. Ф. Р-131 «Административный совет Временного Сибирского правительства» Оп. 1. Д. 193. Л. 2-10.
2.1.1.2. ФКУ ГАРФ. Ф. Р-176 «Совет Министров Российского правительства». Оп. 5 Д. 418. Л. 1-4; Д. 1008 Л. 2.
2.1.1.3. ФКУ ГАРФ. Ф. Р-1700 «Министерство внутренних дел Российского правительства». Оп. 7. Д. 41 Л. 15.
2.1.2. Краевое государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Красноярского края» (ГКБУ ГАКК).
2.1.2.1. ГКБУ ГАКК. Ф. П-42 «Красноярский краевой партийный архив». Оп. 6. Д. 442. Л. 1-2, 4, 6, 10-12.
2.1.2.2. ГКБУ ГАКК. Ф. 827 «Красноярское отделение партии кадетов». Оп. 1. Д. 216 (а). Л. 35.
2.1.2.3. ГКБУ ГАКК. Ф. Р-258. «Красноярский Совет». Оп. 1. Д. 31 Л. 17
2.1.2.4. ГКБУ ГАКК. Ф. Р-1800 «Енисейский губернский комиссариат».
Оп. 2. Д. 15. Л. 23, 30; Д. 42. Л. 1-2; Д. 187. Л. 3; Д. 210. Л. 4.
2.1.2.5. ГКБУ ГАКК. Ф. Р-1798 «Красноярское отделение партии
социалистов-революционеров». Оп. 1. Д. 10. Л. 2, 4.
2.1.3. Архив УФСБ России по Красноярскому краю (Арх. УФСБ России по Кр. Краю).
2.1.3.1. Арх. УФСБ России по Кр. Краю Ф. №7. Арх. № П-23386. Л. 16, Л. 22.
Литература
1. Бердников Л. П. Вся красноярская власть: Очерки истории местного советского управления и самоуправления (1917-1993) / Л. П. Бердников. Красноярск: Кн. Изд-во, 1996. 312 с.
2. Бердников Л. П. Два века красноярского самоуправления. История и современность (1822-1917) / Л. П. Бердников, С. Л. Лонина. Красноярск: Издат. Проекты, 2003. 285 с.
3. Бердников Л. П. Крутовский: личность и время / Л. П. Бердников // С новым веком, родной Красноярск: историко-краеведческий календарь на 2001 год. Красноярск, 2001. С. 66-70.
4. Берлинтейгер Б. И. Земство на территории Кузбасса в 1917-1919 гг. / Б. И. Берлинтейгер // История «белой» Сибири. 1997. С. 101-104.
5. Берхин И. Б. Разгром империалистической интервенции и внутренней контрреволюции в годы Гражданской войны (1918-1920) / И. Б. Берхин. Москва: Знание, 1958. 77 с.
6. Вегман В. Д. Сибирские контрреволюционные организации 1918 г. / В. Д. Вегман // Сибирские огни. 1928. №1. С.135-146.
7. Вепренцева Т. А. Региональная история. / Т. А. Вепренцева. Тула; Изд-во
ТулГУ, 2007. 25 с.
8. Владимирова В. Год службы «социалистов» капиталистам. Очерки по истории контрреволюции в 1918 г. / В. Владимирова. Москва: Госиздат, 1927. 367 с.
9. Вторушин М. И. К вопросу о политическом кризисе восточной контрреволюции в 1918 г. / М. И. Вторушин // Вестник Чувашского университета. 2017. №4. С.54 - 61.
10. Гордеев А. Г. Роль управляющего Алтайской губернии в реализации политики антибольшевистских правительств с июня 1918 по декабрь 1919 г. /
А. Г. Гордеев // Известия Алтайского государственного университета. 2016. №4(92). С. 46 - 49.
11. Гудошников М. А. Очерки по истории Гражданской войны в Сибири / М. А. Гудошников. Иркутск: Кн. Изд-во, 1959. 208 с.
12. Гусев К. В. История «демократической контрреволюции» в России / К. В. Гусев. Москва: Знание, 1973. 15 с.
13. Дробченко В. А. Органы местного самоуправления в Томской губернии в период Гражданской войны (1918 - 1919 гг.) / В. А. Дробченко // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. №2(62). Т.6. С. 241-247.
14. Журавлев В. В. Органы государственной власти сибирской контрреволюции (октябрь 1917 - ноябрь 1918 г.): от «автономной Сибири» к «возрожденной России» / В. В. Журавлев // Власть и общество в Сибири в XX веке. 1997. вып.1. С.3-30.
15. Журавлев В. В. Кадровый состав комиссарского корпуса Временного сибирского правительства / В. В. Журавлев // Материалы XXXIII МНСК: История. 1995. С. 91-95.
16. Журавлев В. В. Правовая репрезентация государственной власти сибирской контрреволюции в 1918 г. / В. В. Журавлев // Контрреволюция на востоке России в период гражданской войны (1918-1919 гг.). 2009. C. 3-20;
17. Журов Ю. В. Гражданская война в сибирской деревне / Ю. В. Журов. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. 196 с.
18. Иоффе Г. 3. Колчаковская авантюра и её крах / Г. 3. Иоффе. Москва: Мысль, 1983. 298 с.
19. История общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX - начала XX вв. / М. В. Шиловский [и др.]. Новосибирск: Изд. дом «Сова»,
2006. 351 с.
20. Какурин Н. Е. Как сражалась революция / Н. Е. Какурин. Москва: Госиздат, 1926. 103 с.
21. Краткий курс истории ВКП(б). Москва: Государственное издательство политической литературы, 1945. 351 с.
22. Кузьмин Г. В. Гражданская война и военная интервенция в СССР / Г. В. Кузьмин. Москва: Воениздат, 1958. 360 с.
23. Ленин В. И. Гонители земства и аннибалы либерализма / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. В 55 т. Т. 5. Москва: государственное изд-во политической литературы, 1960. С. 21-72.
24. Ленин В. И. Седьмой экстренный съезд РКП(б) 6-8 марта 1918 г. / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. В 55 т. Т. 36. Москва: государственное изд-во политической литературы, 1962. С. 1-76.
25. Лившиц С. Г. К истории Западно-Сибирского комиссариата / С. Г. Лившиц // Вопросы истории Сибири. 1974.
26. Луков Е. В. Индивидуальные законодательные акты сибирских правительств как источник для изучения их политической и социально-экономической программы / Е. В. Луков // Проблемы истории Кузбасса: Материалы научно-практической конференции. 2002. С. 30-35;
27. Майский И. М. Демократическая контрреволюция / И. М. Майский. Москва: Госиздат, 1923. 360 с.
28. Мальцева Т. В. Волостное земство Сибири в годы Гражданской войны / Т.
В. Мальцева // История «белой» Сибири: тезисы второй научной конференции. 1997. С. 104 -107.
29. Мармышев А. В. Гражданская война в Енисейской губернии: монография / А. В. Мармышев, А. Г. Елисеенко. Красноярск: Версо, 2008. 416 с.
30. Найда С. Ф. О некоторых вопросах истории Гражданской войны в СССР / С. Ф. Найда. Москва, 1958. 92 с.
31. Никитин А. Н. Органы местной власти «белой» Сибири / А. Н. Никитин // История «белой» Сибири. 1997. С. 95-97.
32. Парфенов П. С. Гражданская война в Сибири 1918-1920 гг. / П. С. Парфенов. Москва, 1925. С. 167 - 68.
33. Плотникова М. Е. Роль Временного Сибирского правительства в подготовке колчаковского переворота / М. Е. Плотникова // Сборник научных работ исторических кафедр ТГУ 1964. С. 65.
34. Плотникова М. Е. К истории эсеровской контрреволюции в Сибири в 1918 г. / М. Е. Плотникова // Вопросы истории Сибири. 1969. №4.
35. Плотникова М. Е. Колчак и эсеровская «оппозиция» / М. Е. Плотникова // Вопросы истории Сибири. 1967. №3. С. 168 -181.
36. Рогачев А. Г. Альтернативы российской модернизации: Сибирский аспект / А. Г. Рогачев. Красноярск: Изд-во КГУ, 1997. 194 с.
37. Рынков В. М. Органы местного самоуправления в антибольшевистском лагере на востоке России (середина 1918 - конец 1922 г.) / В. М. Рынков // Политические системы и режимы на востоке России в период революции и гражданской войны. 2012. С. 125-158.
38. Салазникова С. С. Антибольшевистские правительства Урала и Сибири в годы Гражданской войны: система регионального управления /
С. С. Салазникова // Россия в поисках национальной стратегии развития. 2003. С. 314 - 319.
39. Сечейко О. Ю. Роль земства в попытке осуществления идей демократической контрреволюции на территории Восточной Сибири / О. Ю. Сечейко // Иркутский историко-экономический ежегодник. 2006. С. 193.
40. Соме, Хенрихе Региональный подход в изучении истории: исследования немецких ученых // Acta humanitarica universitatis saulensis. 2012. T.14. С.322 - 332.
41. Трукан Г. А. Антибольшевистские правительства России / Г. А. Трукан //
М.: Изд-во Института российской истории РАН, 2000. 255 с.
42. Шекшеев А. П. Гражданская смута на Енисее: победители и побежденные / А. П. Шекшеев. Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2006. 512 с.
43. Шекшеев А. П. Власть и крестьянство: начало гражданской войны на Енисее / А. П. Шекшеев. Абакан: изд-во ХакГУ, 2007. 367 с.
44. Шиловский, М. В. Представительные функции в деятельности земских учреждений в Сибири (1917-1919 гг.) // Сибирский исторический альманах. 2011. Т. 2. С. 81-88.
45. Шиловский М. В. «.Я буду держаться интересов народа». Вл. М. Крутовский. Судьбы, связанные с Сибирью: биографические очерки / М. В. Шиловский // Вопросы социально-политической истории Сибири (XVIII - XX вв.). Бахрушинские чтения. / Отв. ред. В.И. Шишкин. 1999. С. 132-138.
46. Шишкин В. И. Кризис Временного Сибирского правительства в сентябре 1918 г.: арьергардная схватка в Красноярске / В. И. Шишкин, Шереметьева Д. Л. // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. №3. С. 53-62.
47. Юрцовский Н. С. Сибирское земство в первый год его существования. / Н. С. Юрцовский - Татарск. 1919. 34 с.
Диссертации
1. Дементьев А. П. Общественно-политическая борьба в Енисейской губернии: дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Дементьев Александр Петрович. Красноярск, 2015. 318 с.
2. Журавлев В. В. Государственная власть Сибирской контрреволюции (май - ноябрь 1918 г.) : дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Журавлев Вадим Викторович. Новосибирск, 2004. 276 с.
3. Мальцева Т. В. Земства Западной Сибири в годы гражданской войны; (июнь 1918 декабрь 1919 гг.) : дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Мальцева Татьяна Владимировна. Томск, 1974.
4. Мышанский А. А. Органы местного самоуправления Сибири в период Гражданской войны: июнь 1918 - январь 1920 г.: дисс. ... канд. ист. наук. Омск, 2004.
5. Никитин, А. Н. Государственность «белой» России: становление, эволюция, крушение (1918-1920 гг ) : дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 / Никитин Алексей Николаевич. М., 2007. 491 с.
6. Салазникова, С. С. Антибольшевистские правительства Сибири и Урала в период «Демократической контрреволюции» (январь - ноябрь 1918 г.): дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Салазникова Светлана Сергеевна. Екатеринбург,
2005. 304 с.
7. Скорикова Н. А. Организация и деятельность Иркутской губернской администрации: дисс. ... канд. ист. наук. Иркутск, 2004.
8. Угрюмова, М. В. Земский вопрос и земское самоуправление в Тобольской губернии: дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Угрюмова Мария Викторовна. Тюмень, 2001. 244 с.
9. Цветков, В. Ж. Формирование и эволюция политического курса Белого движения в России в 1917-1922 гг. : автореф. дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 / Цветков Василий Жанович. М., 2010. 39 с.
10. Цветков, В. Ж. Формирование и эволюция политического курса Белого движения в России в 1917-1922 гг. : автореф. дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 / Цветков Василий Жанович. М., 2010. 39 с.
11. Черная, Е. В. Земское самоуправление Дальнего Востока в условиях революций и гражданской войны: автореф. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Черная Екатерина Васильевна. Владивосток, 2011. 25 с.
12. Шиканов, Л. А. Сибирская контрреволюция на начальном этапе гражданской войны : дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Шиканов Леонид Александрович. Томск, 1989. 193 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ