Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ О. УАЙЛЬДА «THE PICTURE OF DORIAN GRAY»

Работа №23185

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы59
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
659
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА В ЛИНГВИСТИКЕ 7
1.1. Понятие «речевой портрет» в современной лингвистике 7
1.2. Модель речевого портрета и практика его лингвистического
исследования 12
1.3. Алгоритм анализа речевого портрета Дориана Грея 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ: ЛЕКСИКО¬
ГРАММАТИЧЕСКИЙ, СИНТАКСИЧЕСКИЙ, МОТИВАЦИОННО¬ПРАГМАТИЧЕСКИЙ УРОВНИ 20
2.1. Концепция образа Дориана Грея 20
2.2. Анализ лексико-грамматического уровня речевого портрета Дориана Грея 22
2.3. Анализ синтаксического уровня речевого портрета Дориана Грея 35
2.4. Анализ мотивационно-прагматического уровня речевого портрета
Дориана Грея 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54


Современная наука развивается в рамках тенденции антропоцентризма, т.е. усиления роли «человеческого фактора», переключения исследовательских интересов с объекта познания на субъект. В лингвистике эта тенденция проявилась в акцентировании внимания не на языковой системе, а на носителе языка. По мнению Е. Н. Татаринцевой, «в настоящее время наука о языке претерпевает значительные изменения: от всестороннего изучения системы языка лингвистика обращается к человеку, субъекту письменно-речевой деятельности. Все более актуальными становятся исследования антропоцентрического характера - в рамках диады “язык - человек”» [Татаринцева, 2011: 45]. Ю. В. Дорофеев считает, что «смена лингвистических приоритетов, разработка новых стратегий лингвистического поиска и привели к преобразованию сложившейся системы воззрений на язык и принципы лингвистических исследований и формированию новой научной парадигмы в лингвистике» [Дорофеев, 2008: 302]. Отсюда мощное развитие таких областей лингвистики, как когнитивная лингвистика, прагмалингвистика, персонология и др. Антропоцентрическая парадигма позволяет охватить также лингвокультурологию, коммуникативную лингвистику, этнолингвистику, предполагающие общность объекта исследования - языковой личности человека.
Наряду с термином «языковая личность» в отечественной лингвистике в 1960-е гг. появилось понятие «речевого портрета». Исследование речевого портрета началось с изучения фонетического портрета (М. В. Панов), а затем оформилось в концептуальном исследовании Ю. Н. Караулова «Русский язык и языковая личность» [Караулов, 1987]. 1990-2000-е годы представлены серией работ, в которых изучались речевые портреты целых социальных групп и отдельных людей (интеллигентов [Крысин, 1999; Ярошенко, 2010], журналистов [Кишина, Пыхтина, 2010; Габоева, 2010; Анварова, Дзюба, 2012], школьников и студентов [Леорда, 2006; Фомина, 2011; Шарифуллин, 2005; Скрябина, 2006], политиков и государственных служащих [Еремина, Потысьева, 2005; Алышева, 2012; Панова, 2004]. Лингвистика сформировала достаточный опыт методологического и теоретического осмысления феномена речевого портрета, опыт аналитического исследования разнообразного речевого материала. В то же время необходимо констатировать, что доля исследований, посвященных речевому портрету литературного персонажа, значительно меньше и представлена в большей степени не монографическими работами, а научными статьями: С. Ачимова, Б. М. Проскурнин «Речевой портрет персонажа (на материале романа Ника Хорнби “Мой мальчик”)» [Ачимова, Проскурнин, 2006], А.Б. Борунов, В.Т. Малыгин «Средства создания речевой портретной характеристики персонажей в творчестве Р.Н. Митры» [Борунов, Малыгин, 2013], А.И. Дзюбенко, Ю.С. Елизарова «К вопросу о способах создания речевого портрета персонажа (на примере романа Дж. Линдсея “Дремлющий демон Декстера”)» [Дзюбенко, Елизарова, 2014], Л.В. Палойко «Речевой портрет персонажа как предмет лингвопоэического анализа (на материале романов Д. дю Морье “Ребекка” и С. Хилл “Миссис де Уинтер”)» [Палойко, 2013], О.В. Рощина «Речевой портрет персонажа как типизирующее средство в очерковой прозе В.М. Дорошевича» [Рощина, 2012] и др.
Существует ряд теоретических проблем, связанных со спецификой художественного контекста, в котором функционируют персонажи - обладатели специфического портрета. Так, дискуссионным является вопрос о применимости ряд аналитических схем, отработанных в ходе изучения речевых портретов реальных языковых личностей, в анализе речевого портрета персонажа как сконструированного субъекта. Мы разделяем точку зрения ученых, которые настаивают на том, что необходимо учитывать момент искусственности образа персонажа, авторский замысел, сопряженность речевого портрета героя с другими способами его создания в произведении. Лингвистических исследований, учитывающих данный аспект, немного: А.И. Дзюбенко и Ю.С. Елизарова «К вопросу о способах создания речевого портрета персонажа (на примере романа Дж. Линдсея “Дремлющий демон Декстера”)», О.В. Рощина «Речевой портрет персонажа как типизирующее средство в очерковой прозе В. М. Дорошевича». Актуальным представляется накопление опыта исследования речевого портрета персонажа с учетом авторской концепции образа. Данная работа может рассматриваться в ряду подобных исследований.
Цель работы - поуровневый анализ речевого портрета героя романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» в его соотнесенности с авторской концепцией персонажа.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать существующие в лингвистике толкования понятия «речевой портрет», сформулировать «рабочее», наиболее продуктивное для реализации поставленной цели;
2) изучить основные подходы к исследованию речевого портрета персонажа в лингвистике;
3) описать «рабочий» алгоритм анализа речевого портрета Дориана Грея;
4) проанализировать основные уровни презентации речевого портрета Дориана Грея в их соотнесенности с концепцией персонажа.
Объектом анализа в данной работе является речь главного героя романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» - Дориана Грея; предметом - разноуровневые языковые средства, взаимодействие которых создаёт своеобразие речевого портрета героя.
Материалом для исследования послужил оригинальный текст романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (London: Harper Press, 2010).
Выбор лингвистических методов исследования обусловлен задачами работы, а также спецификой анализируемого материала. Методологическими и теоретическими принципами послужили: принцип системности языковых явлений и системный анализ, позволяющий вскрыть внутреннюю организацию речевого портрета Дориана Грея; принципы контекстуального
анализа, позволяющего учесть сюжетный контекст презентации Дориана Грея как носителя речевого портрета; принципы семантико-стилистического, синтаксического анализа речи персонажа. Также нами был использован метод комплексного лингвистического описания, включающий наблюдение, обобщение, интерпретацию и классификацию языковых фактов, из которых складывается речевой портрет Дориана Грея.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что позволяет расширить представления о речевом портрете персонажа литературного произведения, а также включает попытку составления и описания алгоритма исследования речевого портрета персонажа, которая может оказаться продуктивной в работах схожей тематики.
Поставленные задачи определили структуру работы. Во Введении обоснованы значимость и актуальность работы, указана теоретическая база исследования, а также сформулированы цель и задачи работы. Первая глава «Практика изучения речевого портрета в лингвистике» посвящена теоретическим аспектам исследуемой темы: рассматриваются различные подходы к определению понятия «речевой портрет», виды речевых портретов, различные подходы к исследованию речевого портрета в лингвистике, описывается алгоритм анализа речевого портрета персонажа. Вторая глава «Анализ речевого портрета Дориана Грея» посвящена исследованию лексико-грамматического, синтаксического и мотивационно¬прагматического уровней речевого портрета главного героя романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», установлению доминирующих черт речевого портрета героя романа. В Заключении содержатся обобщающие выводы настоящей работы. Список литературы включает 53 наименования.
Основные положения работы были апробированы на научной конференции «Молодежь и наука: проспект Свободный 2016», а также нашли отражение в публикации: «Исследование речевого портрета героя на стыке лингвистики и литературоведения» (статья принята к печати).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее исследование осуществлено в рамках теоретической проблемы исследования речевого портрета литературного персонажа с учетом имеющегося опыта осмысления феномена речевого портрета. В современной лингвистике не существует единого определения понятия «речевой портрет»; имеющиеся в большинстве своем ориентированы на изучение речевого портрета реального человека или социальной группы, но не достаточно продуктивны для анализа речевого портрета литературного персонажа как сконструированной личности. Изучив существующие формулировки, мы предложили «рабочее» определение понятия «речевой портрет», которое, на наш взгляд, более продуктивно для нашего исследования и уравновешивает момент ситуативности и обусловленности всех проявлений персонажа авторской концепцией. Речевой портрет - это совокупность речевых характеристик литературного героя как сконструированной автором личности, выраженных в специфическом фонетическом, грамматическом, лексическом и синтаксическом строе языка и актуализирующих определённые речевые намерения и стратегии.
Анализ научных исследований, посвященных речевым портретам тех или иных персонажей, показал, что в большинстве своем ученые не учитывают (не достаточно учитывают) авторскую концепцию героя. Исключения представляются нам наиболее точными и научно обоснованными. На сегодняшний день такие работы демонстрируют два основных похода к анализу: от анализа специфики речи персонажа на разных уровнях к объяснению обнаруженных особенностей характером героя; обратный путь: от прояснения концепции персонажа к ее языковому воплощению.
В работе мы использовали второй путь, в рамках которого был определён алгоритм анализа речевого портрета Дориана Грея. Он предполагает на первом этапе прояснение концепции образа Дориана Грея, на втором - последовательный анализ лексико-грамматического, синтаксического и мотивационно-прагматического уровней.
Осуществленный анализ лексико-грамматического, синтаксического и мотивационно-прагматического уровней речи Дориана Грея позволил сделать вывод о том, что эти планы речевой самопрезентации героя взаимокоррелируют и обусловлены авторской концепцией образа.
Главными особенностями, которые характеризуют как личность героя, так и его речевую самопрезентацию, являются эгоцентризм и максимализм Дориана Грея. Их можно назвать своего рода инвариантными характеристиками, которые реализуются на уровне образа мысли, поведения персонажа, на всех уровнях речевого портрета героя.
На лексико-грамматическом уровне речи эгоцентризм Дориана Грея проявляется в частом использовании личного местоимения «I», в частотном употреблении императивов, в предпочтении модального глагола «must» глаголу «should». Максимализм находит отражение в обильно употребляемых прилагательных в превосходной степени и экспрессивных наречиях, в часто используемых словах «never», «always», «all» и «nothing».
На синтаксическом уровне речевого портрета вычленяются частотные конструкции с придаточными условия и семантикой категоричности. Перечислительные конструкции, риторические восклицания и вопросы делают речь Дориана Грея образной, эмоциональной, экспрессивной.
Анализ мотивационно-прагматического уровня позволил сделать вывод о том, что Дориан Грей использует помимо прочих агрессивные коммуникативные стратегии - стратегии обвинения, внушения. Эти стратегии предполагают использование тактик дистанцирования (исключает из своей речи местоимение «мы», акцентируя несовместимость «ты» и «я»; использует слова, заключающие в своей семантике и экспрессивной окраске оскорбление, слова со значением усиления пережитого разочарования); сокращения дистанции (обращение к собеседнику по имени с целью расположить его к себе); угрозы (использование императивов, шантажа).
Кроме того, нами была выявлена тактика «отсылки к авторитету» - апелляция к словам Генри Уоттона, часто употребляемая героем в диалогах с Бэзилом Холлуордом и лордом Генри. Наличие этой тактики не только подтверждает существование влияния, оказанного последним на Дориана, но и свидетельствует об употреблении персонажем в речи приёма придания убедительности и весомости своим словам. Более того, герою свойственно желание регулировать предполагаемую реакцию собеседника, что выражается в проговаривании им реакций или возможных действий того, с кем он ведёт диалог.
Все выявленные нами особенности речевого портрета непосредственно соотносятся с доминирующими характеристиками образа Дориана Грея, что доказывает истинность суждения о том, что художественный текст обладает специфической целостностью, системностью, предполагающей взаимообусловленность всех элементов и уровней текста.



1. Айтмухаметова К.У. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции как фактор повышения качества образования государственного служащего [Электронный ресурс] URL: http://goo.gl/j8nkvb(дата обращения: 21.04.2016).
2. Алышева Ю.С. Речевой портрет современного политического лидера: автореф. дис. ... канд. фил. наук: 10.02.01. Волгоград, 2012. 21 с.
3. Алюнина О.Г. Понятие речевого портрета в современных лингвистических исследованиях // Лингвистика и лингводидактика на рубеже веков: теоретические и прикладные аспекты: материалы региональной научно-методической Интернет-конференции, посвященной 10-летию факультета романо-германских языков Ставропольского университета. Ставрополь: изд-во СГУ, 2010. С.106-109.
4. Анварова М.Р., Дзюба Е.В. Речевой портрет Дмитрия Губерниева // Язык и социальная динамика. 2012. №12 (2). С. 106-110.
5. Ачимова С., Проскурнин Б.М. Речевой портрет персонажа (на материале романа Ника Хорнби «Мой мальчик») // Мировая литература в контексте культуры: сборник материалов международной научной конференции «Иностранные языки и литературы: актуальные проблемы методологии исследования» (12 апр. 2007 г.) / под ред. Н. С. Бочкаревой. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2007. C. 179-185.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Советская Россия, 1979. 320 с.
7. Богин Г.И. Современная лингводидактика. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1980. 61 с.
8. Богин Г.И. Концепция языковой личности: автореф. . д-ра фиолол. наук. 10.02.01. М., 1982. 31 с.
9. Борунов А.Б., Малыгин В.Т. Средства создания речевой портретной характеристики персонажей в творчестве Р.Н. Митры // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. №8. С. 34-37.
10. Виноградов В.В. Избранные труды. Том 5. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 263 с.
11. Габоева З.М. Речевой портрет современного телеведущего // Наука и современность. 2011. №8 (3). С. 12-15.
12. Галушко М.В. Работа с художественным текстом как объектом управления (метафора портрета Дориана Грея) // Ученые записки. Теория и методика профессионального педагогического образования. 2014. № 6 (59). С. 6-11.
13. Гафарова А.С. Речевой портрет: социолингвистические характеристики: автореф. дис. ... канд. фил. наук.: 10.02.19. Тверь, 2006. 20 с.
14. Гордеева М.Н. Речевой портрет и способы его описания [Электронный ресурс]. URL: http://www.hqlib.ru/st.php?n=101(дата обращения: 04.11.2015).
15. Дзюбенко А.И., Елизарова Ю.С. К вопросу о способах создания речевого портрета персонажа (на примере романа Дж. Линдсея «Дремлющий демон Декстера») // Социосфера. 2014. №18. С. 154-158.
16. Дорофеев Ю.В. Антропоцентризм в лингвистике и предмет когнитивной грамматики // Актуальные проблемы современной когнитивной лингвистики: мат. XV Международной лингвистической конференции «Язык и мир». Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, 2008. С. 302-309.
17. Дубах Т.М. Речевой портрет персонажей малой прозы А. Шницлера // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8 (38). Ч. 2. С.61-64.
18. Еремина С.А., Потысьева А. Н. Речевой портрет депутата Евгения Ройзмана // Политическая лингвистика. 2005. №15. С. 66-71.
19. Кабанова И.В. Зарубежная литература XX века:практические занятия. 2-е изд. М.: Флинта, Наука, 2009. 314 с.
20. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 264 с.
21. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Караулов Ю.Н. Язык и личность. М.: Наука, 1989.
22. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. М.: Фонохрестоматия, 1995. 128 с.
23. Кишина Е.В., Пыхтина Т.Л. Речевой портрет регионального журналиста (по материалам кузбасских СМИ) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. №2 (42). С. 99-102.
24. Колокольцева Т.Н. Речевой портрет персонажа: синтаксический аспект // Известия ВГПУ. Филологические науки. 2015. №2. С. 88-94.
25. Куприянова Е.С. Мифологема «вечной юности» и роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Вестник Новгородского государственного университета. 2009. №51. С. 70-73.
26. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. Вып.1. М., 2001. С. 90-106.
27. Лейко И.М. Параметры описания речевого портрета языковой личности // Язык и социальная динамика: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сибирский аэрокосмический университет. Красноярск, 2012. С. 414-420.
28. Леорда С.В. Речевой портрет современного студента: автореф. дис. . канд. фил. наук: 10.02.01. Саратов, 2006. 19 с.
29. Матвеева Г.Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего: дис. . д-ра фил. наук: 10.02.10. СПб., 1993. 87 с.
30. Мухортов Д.С. Об общем и частном в понятиях «языковая личность», «речевой портрет», «идиостиль» и «идиолект» (на примере вербального поведения современных политических деятелей) // Политическая коммуникация: перспективы развития научного направления: материалы международной научной конференции. Екатеринбург, 2014. С. 167-173.
31. Никандрова И.А. Языковая личность персонажа: лингвистический аспект исследования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. №2. С. 15-19.
32. Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М.,1991. С. 73-75.
33. Палойко Л.В. Речевой портрет персонажа как предмет лингвопоэического анализа (на материале романов Д. дю Морье «Ребекка» и
С. Хилл «Миссис де Уинтер») // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. 2013. №1. С. 274-281.
34. Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования (монография). М.: Изд-во РУДН, 2004. 323 с.
35. Петрова А.Н. Антропонимическое пространство романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования». 2008. №2 (10). С. 114-119.
36. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1976. 543 с.
37. Рощина О.В. Речевой портрет персонажа как типизирующее средство в очерковой прозе В.М. Дорошевича // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2012. № 4. С. 76-80.
38. Скрябина О.А. О речевом портрете современного студента // Риторика в контексте образования и культуры: материалы XIX международной научной конференции, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина (Рязань, 29-31 января 2015 г.). Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. 2015. С. 146-148.
39. Соколовская Т.Б. Языковая личность политического лидера: на материале газет новейшего времени: автореф. дис. ... канд. филол. н.: 10.02.01. СПб., 2002. 27 с.
40. Танасюк К.В. Средства выражения авторской позиции в англоязычном художественном тексте [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/3UJnfa (дата обращения: 30.04.2016)
41. Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф. дис. .канд. фил. н.: 10.02.01 Краснодар, 2007. 26 с.
42. Татаринцева Е.Н. О некоторых теоретико-методологических вопросах современной антропоцентрической лингвистики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2011. №1. С. 45-49.
43. Фесенко О.П. От языковой личности к речевому портрету, или Еще раз о терминологическом многообразии в лингвистике // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: материалы международной научно-практической конференции (Омск, 29 марта 2013 г.). Омск: Омская юридическая академия, 2013. С. 157-163.
44. Фомина Н.В. Лингвометодические основы формирования речевого этикета младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. н.: 13.00.02. Майкоп, 2007. 26 с.
45. Шарифуллин Б.Я. Речевой портрет современного студента: первое приближение // Лингвистический ежегодник Сибири. №7. Красноярск, 2005. С. 108-114.
46. Ширяев Е.Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. М.: Наука, 1986. 221 с.
47. Эллман Р. Оскар Уайльд. М.: Колибри, 2012. 703 с.
48. Ярошенко О.А. Штрихи к речевому портрету русского интеллигента // Вестник ИГАУ. 2010. №3. С. 68-77.
49. Carroll J. Aestheticism, Homoeroticism, and Christian Guilt in The Picture of Dorian Gray// Philosophy and Literature. 2005. №2 (29). pp. 286-304.
50. Duggan P. The Conflict Between Aestheticism and Morality in Oscar Wilde's «The Picture of Dorian Gray» // WR: Journal of the CAS Writing Program. 2009. URL: http://goo.gl/OPXZhV (дата обращения: 28.05.2016)
51. Epifanio S.J.Jr. The art of Oscar Wilde. Princeton, New Jersey, 1967. 115 p.
52. Gomel E. Oscar Wilde, The Picture of Dorian Gray, and the (Un)Death of the Author // Narrative. 2004. Vol. 12, №1. P. 74-93.
53. Veltri J.C. «Poisoned By a Book»: Aesthetic Decadence and Plagiarism in the Picture of Dorian Gray. Theses, 2010. 33 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ