ПРОИЗВЕДЕНИЯ АКАДЕМИКА, НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА Б.Я.РЯУЗОВА В КОЛЛЕКЦИЯХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ: ПРОБЛЕМА КАТАЛОГИЗАЦИИ
|
Введение 5
1. Теоретические и исторические аспекты научной каталогизации художественных собраний
1.1. Сравнительный анализ принципов каталогизации 16
1.2. Художественный каталог: от античности до современности 31
1.3. Методология создания каталога произведений 42
Выводы по главе 1 50
2. Формирование каталога живописи Б.Я. Ряузова в собраниях музеев России
2.1. Основные источники сведений о картинах Б.Я. Ряузова 52
2.2. Подходы к формированию каталога-резоне
2.2.1 Описание процесса исследования 53
2.2.2. Предисловие к каталогу 64
2.2.3. Пояснение к каталогу 70
Выводы по главе 2 71
Заключение 73
Список использованных источников 78
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Теоретические и исторические аспекты научной каталогизации художественных собраний
1.1. Сравнительный анализ принципов каталогизации 16
1.2. Художественный каталог: от античности до современности 31
1.3. Методология создания каталога произведений 42
Выводы по главе 1 50
2. Формирование каталога живописи Б.Я. Ряузова в собраниях музеев России
2.1. Основные источники сведений о картинах Б.Я. Ряузова 52
2.2. Подходы к формированию каталога-резоне
2.2.1 Описание процесса исследования 53
2.2.2. Предисловие к каталогу 64
2.2.3. Пояснение к каталогу 70
Выводы по главе 2 71
Заключение 73
Список использованных источников 78
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Становление и развитие изобразительного искусства Сибири и, в частности, Красноярска второй половины XX века на протяжении десятилетий продолжает быть объектом внимания и осмысления для искусствоведов (Давыденко , Мальцева , Ломанова ; Шавшина ; Манзырева , Черняева, Степанская , Москалюк, Серикова , Ломанова ; Степанская , Чирков ,).
В исследованиях отмечается роль пейзажа, как преимущественного жанра в творчестве сибирских художников второй половины XX века.
Красноярский художник Борис Яковлевич Ряузов (1919-1994) - живописец, признанный мастер сибирского пейзажа, выдающийся деятель и яркий представитель красноярской (сибирской) художественной школы второй половины XX века. Основной период творческой деятельности Б.Я. Ряузова приходится на 1947-1994 годы. Вернувшись в Красноярск после войны, Ряузов активно включается в деятельность красноярской организации художников. Его пейзажи, посвященные северу Красноярского края, сибирским рекам,- непременные участники всех краевых, зональных, а также большинства Республиканских и Всесоюзных художественных выставок, начиная с 1950 года. Репродукции произведений Б.Я. Ряузова публикуются в каталогах выставок, на страницах журналов «Художник», «Огонек», выпускаются тиражом открыток. По настоящее время в альбомах и каталогах выставок, посвященных искусству Красноярья, всегда представлено творчество Б.Я. Ряузова.
Признание его заслуг современниками советского периода подтверждено званием народного художника РСФСР, Государственной премией имени И.Е. Репина, членством в Академии художеств СССР (1978), учреждением музея художника Б.Я. Ряузова в Красноярске (1995). Неоспоримы роль и значение Б.Я. Ряузова в развитии искусства Красноярья - не только как художника, но и как общественного деятеля, в течение ряда лет возглавлявшего творческий союз красноярских художников. Современниками отмечается важнейшая черта характера художника - «неутомимое трудолюбие» (Давыденко, 1980), и как результат - множество написанных картин. Непреложным свидетельством значимости Б.Я. Ряузова является большое количество лучших его работ в красноярских музейных коллекциях: в фондах Красноярского художественного музея имени
В.И. Сурикова (96 ед.хр.), Красноярского краевого краеведческого музея (50 ед.хр.), Музея художника Б.Я. Ряузова (84 ед. хр.).
Однако изученность творческого наследия Б.Я. Ряузова в его целостности и полноте, взаимосвязях с художественными процессами Сибири и советской страны, на сегодняшний день следует признать фрагментарной и недостаточной. Несмотря на то, что библиографический перечень упоминаний Б.Я. Ряузова насчитывает более 170 записей (Приложение А), до настоящего времени не было полного всеобъемлющего обзора его творчества, нет достоверных данных об объеме и распространенности изобразительного наследия (количестве произведений и их местонахождении).
Представление наследия Б.Я. Ряузова в его целостности и полноте может быть осуществлено в форме каталога-резоне, как результата научного исследования, включающего все известные произведения художника, в котором исчерпывающим образом должен быть освещен его творческий путь, с целью введения в научный оборот объективной информации об объеме творческого наследия признанного живописца, а также выверенные факты его биографии.
В настоящем диссертационном исследовании проведен первый этап создания каталога-резоне, предполагающий сбор и анализ сведений о живописных произведениях Б.Я. Ряузова, хранящихся в собраниях музеев России (бывшего СССР), выявление дополнительных источников сведений о художнике и его картинах; уточнение атрибуции ряда произведений путем сравнительного анализа сведений из различных источников.
Объект исследования: творческое наследие академика народного художника РСФСР Бориса Яковлевича Ряузова (1919-1994).
Предмет исследования: каталогизация произведений Б.Я. Ряузова, представленных в музеях России.
Степень изученности объекта исследования.
Впервые внимание к творчеству Б.Я. Ряузова на всесоюзном уровне отмечается в обзорах Всесоюзных художественных выставок 1950 и 1951 гг. в журнале «Искусство» (Никифоров , Сопоцинский ) . Работы его «Туруханской серии» публикуются в каталогах республиканской и всесоюзной выставок, в журнале «Огонек», выпускаются 50-тысячным тиражом открыток в издательстве «Советский художник» в 1952-1954 гг. (коллекция открыток ГМИ СПБ). Произведения Ряузова упоминаются в обзорах и каталогах всесоюзных выставок художников-маринистов (Лавренев ; Халаминский ). Репродукцию картины Ряузова включает в альбом «Изобразительное искусство РСФСР. 1917-1957» видный советский искусствовед Михаил Порфирьевич Сокольников [1957].
В 1957-1958 гг. о Б.Я. Ряузове пишут столичные искусствоведы: Олег Иванович Сопоцинский , , первый биографический очерк составляет Мирра Абрамовна Немировская , он выпущен в серии биографий художников- реалистов издательством «Советский художник».
Биографическую справку о Б.Я. Ряузове в каталоге выставки произведений членов Академии художеств СССР готовит молодой искусствовед Мария Ксенофонтовна Ситнина .
С 1953 года репродукции произведений Ряузова появляются практически в каждом каталоге красноярских выставок живописи; интервью с ним как делегатом всесоюзного съезда художников от Красноярского края публикует газета «Красноярский рабочий» [1957]. Публикации в краевой и союзной прессе появляются ежегодно.
В 1965-1972 годах на страницах красноярских газет появляются публикации самого Б.Я. Ряузова - уже признанного мастера сибирской живописи, - обращенные к молодым художникам. В 1972 и 1984 гг. Ряузов выступает в центральной периодике со статьями, представляющими процесс развития изобразительного искусства в крае. Они обращены Третьему съезду художников РСФСР и XXXIX-й сессии Академии художеств СССР.
Внимательно следят за становлением творческой индивидуальности Б.Я. Ряузова и красноярские искусствоведы и журналисты: в газетах «Красноярский рабочий», «Красноярский комсомолец», альманахе «Енисей» выходят публикации искусствоведов Лисовского Н. [1960], Гонтаровского Е. [1960, 1967], Давыденко И. [1969, 1971, 1973, 1975, 1978, 1979, 1982], Гончарик И. [1965]; красноярских журналистов В. Денисов [1965], Н. Чурилов [1968], В. Суханов [1968], В. Рубе [1970], Л. Захарова [1973], А. Щигленко [1974], Л. Винская [1979], Н. Алексеева [1979], В. Секерина [1980], Т. Даменко [1980], Е. Джамали [1985], И. Ляпунов [1987], В. Козлова [1989], И. Роднянская [1990], В. Владимиров [1993]; столичных журналистов П. Сысоева [1971], О. Никулиной [1976], А. Москвитина [1979], Т. Рубановой [1994] (некролог).
В 1974 году нашло отражение в центральной и региональной прессе значительное событие: Б.Я. Ряузов удостоен Государственной премии имени И.Е. Репина за серию картин «Исторические места Сибири» (журнал Художник, газеты «Красноярский рабочий», «Советское Приангарье», «Вперед»).
В 1978 году впервые издана обзорная монография И.М. Давыденко «Художники Красноярска» (Красноярское книжное издательство),
стремящаяся максимально полно охватить и отразить художественные процессы в городе на Енисее, затем она переиздается в 1980 году в ленинградском издательстве «Художник РСФСР» .
В 1984 году в ленинградском издательстве выходит первый обзорный альбом по искусству Сибири и Дальнего Востока , в альбом включены репродукции картин Б.Я. Ряузова.
При жизни Б.Я. Ряузова в разные годы появлялись публикации в газетах «Советская культура», «Правда», «Серп и молот», «Советская Хакасия», «Знамя Ленина», «Красноярский рабочий», «Красноярский комсомолец», «Вечерний Красноярск», «Евразия», альманахе «Енисей», журналах «Искусство», «Огонек».
Борис Яковлевич Ряузов скоропостижно ушел из жизни спустя месяц после своего 75-летия, на это событие откликнулись газеты «Вечерний Красноярск», «Победа», «Красноярский рабочий» [1994].
В 1995-1998 гг. в память о Ряузове в периодической печати публикуются материалы за авторством Т. Рубановой [«Победа», 1994], А. Ряузовой [«Красноярский рабочий», 1995], Л. Шаповаловой [«Деловая
Сибирь», 1996], Н. Чупахиной [«Красноярский комсомолец», 1996],
М.В. Москалюк [«Вечерний Красноярск», 1998].
Заметный подъем общественного интереса к жизни и творческому наследию Б.Я. Ряузова во многом связан с деятельностью вдовы художника Нины Васильевны Ряузовой - первого директора Музея художника Б.Я. Ряузова, учрежденного в 1995 году. Издается первый персональный каталог произведений Б.Я. Ряузова [1996], это каталог выставки,
состоявшейся в Красноярске в залах отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств.
К 80-летию художника в 1999 году выходят статьи И. Хорошева («Сегодняшняя газета»), сообщение об открытии мемориального памятника- надгробия, автор Ю.П. Ишханов («Красноярский рабочий»). В этом же году издан первый художественный альбом, где опубликованы репродукции 99 живописных произведений из частного собрания семьи художника (составитель и автор вступительной статьи М.В. Москалюк) . К 370-летию Красноярска по инициативе Н.В. Ряузовой и М.В. Москалюк издан набор из 20 открыток «Город глазами художника» [1998].
Биографические статьи о Борисе Ряузове публикуются в Справочнике художников красноярской организации СХ [1991], Енисейском энциклопедическом словаре [1998], в книге «Сто знаменитых красноярцев» [2002], в каталоге «Художники земли Красноярской» [2007].
С 2000-х актуализируется тема творчества художника в годы войны, в зоне внимания журналистов и искусствоведов оказывается фронтовое наследие Б.Я. Ряузова - документальная графика, а также живопись, посвященная Великой Отечественной войне: С. Филиппова «Первый портрет
Александра Матросова» [2002], Э. Русаков «Живая жизнь Бориса Ряузова» [2004], И. Таскин И. «Художник-фронтовик» [2004], Т. Ломанова «Военная юность красноярского художника Бориса Ряузова» [2005], О. Баринова «Краски войны» [2005], Майстренко В.А. «Как война на жизнь нежна!» [2006]. К 65-летию Победы [2010] выходят в свет альбомы о художниках Красноярья - участниках Великой Отечественной войны, в том числе о Б.Я. Ряузове - ярком представителе послевоенного поколения художников.
В 2015 году, к 70-летию Победы, издается художественный альбом «Борис Ряузов. Фронтовой путь», впервые под одной обложкой объединивший произведения графики и живописи Б.Я. Ряузова из музейных и частных коллекций.
Новая волна внимания к наследию Б.Я. Ряузова наблюдается в 2000-2010-х со стороны как частных коллекционеров, так и искусствоведов. Публикуются каталоги частных собраний Б.Я. Ряузова, сформированные в Китае и Тайване [2013 , 2014 ]; новое, надыдеологическое осмысление самобытного живописного языка и «сурового» стиля Ряузова происходит в статьях и монографиях искусствоведов, исследующих феномен изобразительного искусства Сибири XX века: М.В. Москалюк [1998 , 1999 , 2000 , 2012 , 2015 , 2018 ], В.Ф. Чиркова [2006], Т.Ю. Сериковой [2012], Т.М. Ломановой [2008 , 2013 ]. Фактологические изыскания в архивах и анализ трансформации художественного языка в работах Б.Я. Ряузова, посвященных войне, на протяжении ряда лет осуществляет Ю.М. Петунина [2015 , 2016 , 2017 , 2018 ].
Таким образом, наиболее значительных публикаций, посвященных Б.Я. Ряузову и дающих общее представление о творческом пути и масштабе художника, всего четыре:
1) главы, посвященные Б.Я. Ряузову в книге И.М. Давыденко
«Художники Красноярья», 1978 г. (переизд. 1980), где
характеризуется самобытность творческого поиска и живописного стиля Б.Я. Ряузова в контексте красноярской художественной школы;
2) каталог выставки «Ряузов Борис Яковлевич. Живопись» (1996) - представлены краткая биография художника, награды, участие в выставках, библиография творчества;
3) альбом «Борис Ряузов. Живопись». Красноярск, 1999 (вступительная статья М.В. Москалюк) - представлен биографический очерк о становлении Ряузова как художника, охарактеризованы этапы творческого пути, названы ключевые заслуги; в репродукциях и кратких сведениях впервые опубликованы 99 произведений из частных собраний;
4) Художественный альбом «Борис Ряузов. Фронтовой путь». Красноярск, 2015 (вступительная статья М.В. Москалюк) - описан важнейший этап творчества Ряузова как художника в военные годы; впервые опубликованы вместе репродукции 215 фронтовых рисунков и живописных произведений по теме Великой Отечественной войны из собраний Музея художника Б.Я. Ряузова, Красноярского краевого краеведческого музея, школьных музеев, частных собраний.
Необходимо отметить, что к 100-летию Бориса Яковлевича Ряузова подготовлена книга «Борис Ряузов», которая займет особое место в »ряузоведении». Издание представляет собой монографию, в которой рассказано о судьбе художника, изложен анализ его творчества и представлен наиболее полный каталог произведений мастера. В составе издания впервые публикуются два значительных труда, посвященных Б.Я. Ряузову: статья М.В Москалюк «Борис Ряузов. Философия пейзажа» и книга первого красноярского искусствоведа И.М Давыденко «Борис Ряузов. Творческий путь».
Цель исследования: выявление и систематизированное представление в жанре научного каталога произведений Б.Я. Ряузова в составе музейного фонда Российской Федерации.
Задачи исследования:
- обзор теории, истории, методологии создания каталогов произведений искусства;
- изучение современных стандартов каталогизации;
- изучение практики каталогизации (каталоги авторитетных музеев);
- определение источников сведений о произведениях Б.Я. Ряузова;
- выявление музеев, владеющих произведениями Б.Я. Ряузова;
- получение сведений от музеев;
- верификация сведений;
- систематизация полученных сведений;
- отбор и применение методов каталогизации к наследию Б.Я. Ряузова.
Методология исследования. В ходе работы использовались следующие методы научного исследования:
- проблемно-логический метод - теоретическое обоснование постановки цели и задач исследования в их логической последовательности;
- фактографически-систематизаторский метод - первоначальный сбор материала, его систематизация;
- сравнительно-аналитический метод - применялся при обосновании дополнений и изменений в атрибуции произведений искусства;
- результаты исследования представлены с применением теоретического индуктивного метода - выявления закономерностей на основе обобщения многих отдельных фактов.
Теоретическую основу диссертационной работы составили публикации отечественных ученых, где рассматриваются вопросы истории каталогизации предметов искусства, классификации каталогов, современной практики каталогизации искусства, а также нормативные документы, регламентирующие вопросы описания объектов каталогизации в различных сферах применения каталогов, и в частности, вопросы учета и описания произведений искусства в музеях.
Источником основного фактологического материала практической части исследования стали Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации, ответы на запросы в музеи России, документы из научно-вспомогательного фонда Музея художника Б.Я. Ряузова.
Апробация результатов исследования. Выводы по уточнению атрибуции, сделанные на основании сравнительного анализа данных о ряде произведений Б.Я. Ряузова из различных источников, были представлены соответствующим музеям для использования. Результаты настоящего исследования включены в раздел «Каталог» юбилейной книги «Борис Ряузов», подготовленной к печати в 2018 году.
Структура работы: работа содержит введение, две главы - теоретическую и практическую, заключение, список литературы, библиографию творчества Б.Я. Ряузова, приложения А, Б, В, Г.
В исследованиях отмечается роль пейзажа, как преимущественного жанра в творчестве сибирских художников второй половины XX века.
Красноярский художник Борис Яковлевич Ряузов (1919-1994) - живописец, признанный мастер сибирского пейзажа, выдающийся деятель и яркий представитель красноярской (сибирской) художественной школы второй половины XX века. Основной период творческой деятельности Б.Я. Ряузова приходится на 1947-1994 годы. Вернувшись в Красноярск после войны, Ряузов активно включается в деятельность красноярской организации художников. Его пейзажи, посвященные северу Красноярского края, сибирским рекам,- непременные участники всех краевых, зональных, а также большинства Республиканских и Всесоюзных художественных выставок, начиная с 1950 года. Репродукции произведений Б.Я. Ряузова публикуются в каталогах выставок, на страницах журналов «Художник», «Огонек», выпускаются тиражом открыток. По настоящее время в альбомах и каталогах выставок, посвященных искусству Красноярья, всегда представлено творчество Б.Я. Ряузова.
Признание его заслуг современниками советского периода подтверждено званием народного художника РСФСР, Государственной премией имени И.Е. Репина, членством в Академии художеств СССР (1978), учреждением музея художника Б.Я. Ряузова в Красноярске (1995). Неоспоримы роль и значение Б.Я. Ряузова в развитии искусства Красноярья - не только как художника, но и как общественного деятеля, в течение ряда лет возглавлявшего творческий союз красноярских художников. Современниками отмечается важнейшая черта характера художника - «неутомимое трудолюбие» (Давыденко, 1980), и как результат - множество написанных картин. Непреложным свидетельством значимости Б.Я. Ряузова является большое количество лучших его работ в красноярских музейных коллекциях: в фондах Красноярского художественного музея имени
В.И. Сурикова (96 ед.хр.), Красноярского краевого краеведческого музея (50 ед.хр.), Музея художника Б.Я. Ряузова (84 ед. хр.).
Однако изученность творческого наследия Б.Я. Ряузова в его целостности и полноте, взаимосвязях с художественными процессами Сибири и советской страны, на сегодняшний день следует признать фрагментарной и недостаточной. Несмотря на то, что библиографический перечень упоминаний Б.Я. Ряузова насчитывает более 170 записей (Приложение А), до настоящего времени не было полного всеобъемлющего обзора его творчества, нет достоверных данных об объеме и распространенности изобразительного наследия (количестве произведений и их местонахождении).
Представление наследия Б.Я. Ряузова в его целостности и полноте может быть осуществлено в форме каталога-резоне, как результата научного исследования, включающего все известные произведения художника, в котором исчерпывающим образом должен быть освещен его творческий путь, с целью введения в научный оборот объективной информации об объеме творческого наследия признанного живописца, а также выверенные факты его биографии.
В настоящем диссертационном исследовании проведен первый этап создания каталога-резоне, предполагающий сбор и анализ сведений о живописных произведениях Б.Я. Ряузова, хранящихся в собраниях музеев России (бывшего СССР), выявление дополнительных источников сведений о художнике и его картинах; уточнение атрибуции ряда произведений путем сравнительного анализа сведений из различных источников.
Объект исследования: творческое наследие академика народного художника РСФСР Бориса Яковлевича Ряузова (1919-1994).
Предмет исследования: каталогизация произведений Б.Я. Ряузова, представленных в музеях России.
Степень изученности объекта исследования.
Впервые внимание к творчеству Б.Я. Ряузова на всесоюзном уровне отмечается в обзорах Всесоюзных художественных выставок 1950 и 1951 гг. в журнале «Искусство» (Никифоров , Сопоцинский ) . Работы его «Туруханской серии» публикуются в каталогах республиканской и всесоюзной выставок, в журнале «Огонек», выпускаются 50-тысячным тиражом открыток в издательстве «Советский художник» в 1952-1954 гг. (коллекция открыток ГМИ СПБ). Произведения Ряузова упоминаются в обзорах и каталогах всесоюзных выставок художников-маринистов (Лавренев ; Халаминский ). Репродукцию картины Ряузова включает в альбом «Изобразительное искусство РСФСР. 1917-1957» видный советский искусствовед Михаил Порфирьевич Сокольников [1957].
В 1957-1958 гг. о Б.Я. Ряузове пишут столичные искусствоведы: Олег Иванович Сопоцинский , , первый биографический очерк составляет Мирра Абрамовна Немировская , он выпущен в серии биографий художников- реалистов издательством «Советский художник».
Биографическую справку о Б.Я. Ряузове в каталоге выставки произведений членов Академии художеств СССР готовит молодой искусствовед Мария Ксенофонтовна Ситнина .
С 1953 года репродукции произведений Ряузова появляются практически в каждом каталоге красноярских выставок живописи; интервью с ним как делегатом всесоюзного съезда художников от Красноярского края публикует газета «Красноярский рабочий» [1957]. Публикации в краевой и союзной прессе появляются ежегодно.
В 1965-1972 годах на страницах красноярских газет появляются публикации самого Б.Я. Ряузова - уже признанного мастера сибирской живописи, - обращенные к молодым художникам. В 1972 и 1984 гг. Ряузов выступает в центральной периодике со статьями, представляющими процесс развития изобразительного искусства в крае. Они обращены Третьему съезду художников РСФСР и XXXIX-й сессии Академии художеств СССР.
Внимательно следят за становлением творческой индивидуальности Б.Я. Ряузова и красноярские искусствоведы и журналисты: в газетах «Красноярский рабочий», «Красноярский комсомолец», альманахе «Енисей» выходят публикации искусствоведов Лисовского Н. [1960], Гонтаровского Е. [1960, 1967], Давыденко И. [1969, 1971, 1973, 1975, 1978, 1979, 1982], Гончарик И. [1965]; красноярских журналистов В. Денисов [1965], Н. Чурилов [1968], В. Суханов [1968], В. Рубе [1970], Л. Захарова [1973], А. Щигленко [1974], Л. Винская [1979], Н. Алексеева [1979], В. Секерина [1980], Т. Даменко [1980], Е. Джамали [1985], И. Ляпунов [1987], В. Козлова [1989], И. Роднянская [1990], В. Владимиров [1993]; столичных журналистов П. Сысоева [1971], О. Никулиной [1976], А. Москвитина [1979], Т. Рубановой [1994] (некролог).
В 1974 году нашло отражение в центральной и региональной прессе значительное событие: Б.Я. Ряузов удостоен Государственной премии имени И.Е. Репина за серию картин «Исторические места Сибири» (журнал Художник, газеты «Красноярский рабочий», «Советское Приангарье», «Вперед»).
В 1978 году впервые издана обзорная монография И.М. Давыденко «Художники Красноярска» (Красноярское книжное издательство),
стремящаяся максимально полно охватить и отразить художественные процессы в городе на Енисее, затем она переиздается в 1980 году в ленинградском издательстве «Художник РСФСР» .
В 1984 году в ленинградском издательстве выходит первый обзорный альбом по искусству Сибири и Дальнего Востока , в альбом включены репродукции картин Б.Я. Ряузова.
При жизни Б.Я. Ряузова в разные годы появлялись публикации в газетах «Советская культура», «Правда», «Серп и молот», «Советская Хакасия», «Знамя Ленина», «Красноярский рабочий», «Красноярский комсомолец», «Вечерний Красноярск», «Евразия», альманахе «Енисей», журналах «Искусство», «Огонек».
Борис Яковлевич Ряузов скоропостижно ушел из жизни спустя месяц после своего 75-летия, на это событие откликнулись газеты «Вечерний Красноярск», «Победа», «Красноярский рабочий» [1994].
В 1995-1998 гг. в память о Ряузове в периодической печати публикуются материалы за авторством Т. Рубановой [«Победа», 1994], А. Ряузовой [«Красноярский рабочий», 1995], Л. Шаповаловой [«Деловая
Сибирь», 1996], Н. Чупахиной [«Красноярский комсомолец», 1996],
М.В. Москалюк [«Вечерний Красноярск», 1998].
Заметный подъем общественного интереса к жизни и творческому наследию Б.Я. Ряузова во многом связан с деятельностью вдовы художника Нины Васильевны Ряузовой - первого директора Музея художника Б.Я. Ряузова, учрежденного в 1995 году. Издается первый персональный каталог произведений Б.Я. Ряузова [1996], это каталог выставки,
состоявшейся в Красноярске в залах отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств.
К 80-летию художника в 1999 году выходят статьи И. Хорошева («Сегодняшняя газета»), сообщение об открытии мемориального памятника- надгробия, автор Ю.П. Ишханов («Красноярский рабочий»). В этом же году издан первый художественный альбом, где опубликованы репродукции 99 живописных произведений из частного собрания семьи художника (составитель и автор вступительной статьи М.В. Москалюк) . К 370-летию Красноярска по инициативе Н.В. Ряузовой и М.В. Москалюк издан набор из 20 открыток «Город глазами художника» [1998].
Биографические статьи о Борисе Ряузове публикуются в Справочнике художников красноярской организации СХ [1991], Енисейском энциклопедическом словаре [1998], в книге «Сто знаменитых красноярцев» [2002], в каталоге «Художники земли Красноярской» [2007].
С 2000-х актуализируется тема творчества художника в годы войны, в зоне внимания журналистов и искусствоведов оказывается фронтовое наследие Б.Я. Ряузова - документальная графика, а также живопись, посвященная Великой Отечественной войне: С. Филиппова «Первый портрет
Александра Матросова» [2002], Э. Русаков «Живая жизнь Бориса Ряузова» [2004], И. Таскин И. «Художник-фронтовик» [2004], Т. Ломанова «Военная юность красноярского художника Бориса Ряузова» [2005], О. Баринова «Краски войны» [2005], Майстренко В.А. «Как война на жизнь нежна!» [2006]. К 65-летию Победы [2010] выходят в свет альбомы о художниках Красноярья - участниках Великой Отечественной войны, в том числе о Б.Я. Ряузове - ярком представителе послевоенного поколения художников.
В 2015 году, к 70-летию Победы, издается художественный альбом «Борис Ряузов. Фронтовой путь», впервые под одной обложкой объединивший произведения графики и живописи Б.Я. Ряузова из музейных и частных коллекций.
Новая волна внимания к наследию Б.Я. Ряузова наблюдается в 2000-2010-х со стороны как частных коллекционеров, так и искусствоведов. Публикуются каталоги частных собраний Б.Я. Ряузова, сформированные в Китае и Тайване [2013 , 2014 ]; новое, надыдеологическое осмысление самобытного живописного языка и «сурового» стиля Ряузова происходит в статьях и монографиях искусствоведов, исследующих феномен изобразительного искусства Сибири XX века: М.В. Москалюк [1998 , 1999 , 2000 , 2012 , 2015 , 2018 ], В.Ф. Чиркова [2006], Т.Ю. Сериковой [2012], Т.М. Ломановой [2008 , 2013 ]. Фактологические изыскания в архивах и анализ трансформации художественного языка в работах Б.Я. Ряузова, посвященных войне, на протяжении ряда лет осуществляет Ю.М. Петунина [2015 , 2016 , 2017 , 2018 ].
Таким образом, наиболее значительных публикаций, посвященных Б.Я. Ряузову и дающих общее представление о творческом пути и масштабе художника, всего четыре:
1) главы, посвященные Б.Я. Ряузову в книге И.М. Давыденко
«Художники Красноярья», 1978 г. (переизд. 1980), где
характеризуется самобытность творческого поиска и живописного стиля Б.Я. Ряузова в контексте красноярской художественной школы;
2) каталог выставки «Ряузов Борис Яковлевич. Живопись» (1996) - представлены краткая биография художника, награды, участие в выставках, библиография творчества;
3) альбом «Борис Ряузов. Живопись». Красноярск, 1999 (вступительная статья М.В. Москалюк) - представлен биографический очерк о становлении Ряузова как художника, охарактеризованы этапы творческого пути, названы ключевые заслуги; в репродукциях и кратких сведениях впервые опубликованы 99 произведений из частных собраний;
4) Художественный альбом «Борис Ряузов. Фронтовой путь». Красноярск, 2015 (вступительная статья М.В. Москалюк) - описан важнейший этап творчества Ряузова как художника в военные годы; впервые опубликованы вместе репродукции 215 фронтовых рисунков и живописных произведений по теме Великой Отечественной войны из собраний Музея художника Б.Я. Ряузова, Красноярского краевого краеведческого музея, школьных музеев, частных собраний.
Необходимо отметить, что к 100-летию Бориса Яковлевича Ряузова подготовлена книга «Борис Ряузов», которая займет особое место в »ряузоведении». Издание представляет собой монографию, в которой рассказано о судьбе художника, изложен анализ его творчества и представлен наиболее полный каталог произведений мастера. В составе издания впервые публикуются два значительных труда, посвященных Б.Я. Ряузову: статья М.В Москалюк «Борис Ряузов. Философия пейзажа» и книга первого красноярского искусствоведа И.М Давыденко «Борис Ряузов. Творческий путь».
Цель исследования: выявление и систематизированное представление в жанре научного каталога произведений Б.Я. Ряузова в составе музейного фонда Российской Федерации.
Задачи исследования:
- обзор теории, истории, методологии создания каталогов произведений искусства;
- изучение современных стандартов каталогизации;
- изучение практики каталогизации (каталоги авторитетных музеев);
- определение источников сведений о произведениях Б.Я. Ряузова;
- выявление музеев, владеющих произведениями Б.Я. Ряузова;
- получение сведений от музеев;
- верификация сведений;
- систематизация полученных сведений;
- отбор и применение методов каталогизации к наследию Б.Я. Ряузова.
Методология исследования. В ходе работы использовались следующие методы научного исследования:
- проблемно-логический метод - теоретическое обоснование постановки цели и задач исследования в их логической последовательности;
- фактографически-систематизаторский метод - первоначальный сбор материала, его систематизация;
- сравнительно-аналитический метод - применялся при обосновании дополнений и изменений в атрибуции произведений искусства;
- результаты исследования представлены с применением теоретического индуктивного метода - выявления закономерностей на основе обобщения многих отдельных фактов.
Теоретическую основу диссертационной работы составили публикации отечественных ученых, где рассматриваются вопросы истории каталогизации предметов искусства, классификации каталогов, современной практики каталогизации искусства, а также нормативные документы, регламентирующие вопросы описания объектов каталогизации в различных сферах применения каталогов, и в частности, вопросы учета и описания произведений искусства в музеях.
Источником основного фактологического материала практической части исследования стали Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации, ответы на запросы в музеи России, документы из научно-вспомогательного фонда Музея художника Б.Я. Ряузова.
Апробация результатов исследования. Выводы по уточнению атрибуции, сделанные на основании сравнительного анализа данных о ряде произведений Б.Я. Ряузова из различных источников, были представлены соответствующим музеям для использования. Результаты настоящего исследования включены в раздел «Каталог» юбилейной книги «Борис Ряузов», подготовленной к печати в 2018 году.
Структура работы: работа содержит введение, две главы - теоретическую и практическую, заключение, список литературы, библиографию творчества Б.Я. Ряузова, приложения А, Б, В, Г.
В настоящей работе «Произведения академика, народного художника Б.Я. Ряузова в музеях России: проблема каталогизации» исследована тема каталога и каталогизации художественных произведений, находящихся в музейных коллекциях, в теории и на практике.
В теоретической части, в главе «Теоретические и исторические аспекты научной каталогизации художественных собраний» проведен сравнительный анализ принципов каталогизации и применения каталогов в трех институциях, ответственных за сохранение культурно-исторической памяти: в библиотеках, архивах, музеях. Благодаря сравнению выявлена специфика художественного (музейного) каталога с точки зрения предмета каталогизации и коммуникативных задач.
1. Предмет описания
Музейный предмет как объект каталогизации, в отличие от книг в библиотеках и документов в архивах, отличают: подлинность (уникальность, единственность), невербальный (визуальный) характер содержания и как следствие, отсутствие классифицирующих признаков у самого предмета, в отличие от книг и документов, имеющих реквизиты описания в самих себе.
2. Цель каталогизации. Процесс каталогизации осуществляется как регламентированное описание предмета по заданным параметрам. Если в библиотеках и архивах этот процесс организован с целью обеспечения доступности для пользователя предметов каталогизации (книг, документов), то в музеях целью создания описания предмета, которое впоследствии может стать каталожным, является первичный учет, а информация о музейных предметах считается принадлежащей музею, и к ней открыт доступ только научным сотрудникам данного музея и, по предварительному согласованию, другим исследователям.
3. Результат каталогизации. Результатом каталогизации в библиотеках становится библиотечный каталог как общедоступная совокупность расположенных по определенным правилам библиографических записей на документы из фонда библиотеки, в виде каталожных карточек, как материального носителя, или виртуально - как доступ в электронную базу данных. В архивах под каталогами подразумевают межфондовые архивные справочники, совокупность каталогов образует систему каталогов архива. Задача архивного каталога в том, чтобы наиболее полно отражать документный состав архива, служить ключом к поиску наиболее востребованных документов. Архивный фонд РФ рассматривается как единое целое, и доступ к архивным справочникам государственных и региональных архивов открыт в сети Интернет.
Каталог произведений искусства подразумевает, прежде всего, полиграфическое издание, книгу. Это научный труд, в целях создания которого и предпринимается деятельность по каталогизации - сбору и систематизации музейной учетной информации, поиску дополнительных источников. Как правило, каталоги создаются на основе одной музейной коллекции; в силу ограниченности материального носителя один каталог стремится исчерпывающе представить какую-то одну тему, одного автора, одну эпоху, одно событие. Каталог становится репрезентантом музейной коллекции. Особый вид каталога - каталог-резоне, предполагающий полное представление сведений и исследований о музейной коллекции, либо о наследии одного художника.
Также в теоретической части приведен обзор русскоязычных исследований по теме «Художественный каталог: от античности до современности». Прослеживается эволюция документов, фиксирующих сведения о произведениях искусства: первоначально это были описи произведений, принадлежащих храмам, затем частным лицам; практиковались описи-путеводители, где произведения назывались и комментировались в порядке их представленности в помещении. С возникновением музеев как общественных учреждений появились и первые каталоги музейных собраний, они представляли собой рукописные
описи коллекций. К примеру, первый каталог эрмитажного художественного собрания был составлен в 1773-1783 годах графом Эрнстом Минихом в двух томах, а в 1774 г. был выпущен первый печатный каталог эрмитажной галереи на французском языке. К началу XIX века частное коллекционирование приобрело значительный масштаб, и в подражание императорскому музею стали издаваться каталоги частных художественных собраний. Коллекция П.М. Третьякова, ставшая впоследствии публичной картинной галереей, впервые описана самим владельцем, и в 1893 году в печати вышла «Опись художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых». Создание первых научных каталогов, отвечающих требованиям современного искусствознания относят к началу XX века, впервые тогда в каталогах появились сведения о материале, технике, размере произведения, авторских подписях и надписях. В XX веке каталоги перестают быть путеводителями и начинают выполняют функцию справочного издания, способствующего работе исследователей в области истории искусства. И к концу XX века каталоги приобрели статус научного труда, включающего фундаментальные исследования.
С появлением компьютеров остро встала необходимость совершенствовать работу с данными о музейных коллекциях. В разных странах стали появляться электронные базы данных национального наследия (США, Франция, Великобритания). Компьютеризация музеев постепенно высвобождает ресурсы музеев от трудностей рутинного бумажного учета для новых возможностей изучения музейных коллекций благодаря гибкому инструментарию электронной систематизации данных. В России создан и с 2014 года активно пополняется Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации. В открытом доступе находятся краткие сведения о более чем 4-х миллионах музейных предметов, в том числе о почти 250 тысячах произведений живописи. Госкаталог открывает возможности для межмузейных исследований, облегчает сбор сведений при создании каталога произведений одного автора. В частности, Госкаталог стал одним из основных источников при исследовании местонахождения произведений сибирского пейзажиста Бориса Яковлевича Ряузова.
Также в теоретической части исследования сделан обзор источников по методологии создания каталогов произведений. Представляется, что данная тема недостаточно разработана, так как обзор показывает, что теоретическая и терминологическая база не разработана; представленные методики создания каталога апеллируют к прецедентным изданиям, приводится классификация и типологизация уже существующих каталогов; основной вывод данных исследований в том, что универсальных принципов построения каталога нет: специфика каталога определяется, предметом каталогизации - видом памятника, зависит от целей и задач его составления и включенного в него материала.
Целью практической части диссертационного исследования являлось выявление и систематизированное представление в жанре научного каталога произведений Б.Я. Ряузова, находящихся в музеях России.
Опираясь на знания, полученные при разработке теоретической части исследования, автор осуществил работу по определению источников сведений о произведениях Б.Я. Ряузова, выявлению музеев, владеющих произведениями Б.Я. Ряузова, получению сведений от музеев, верификации и систематизации полученных сведений, а затем применил методы создания каталога к наследию Б.Я. Ряузова в музеях России.
В результате практической части исследования созданы каталожные статьи с иллюстрациями по 361 произведению живописи Б.Я. Ряузова, находящимся в 62 музеях России и бывших союзных республик; информация каталожных статей верифицирована по нескольким источникам: Госкаталогу, ответам музеев на запросы, документам из научно¬вспомогательного фонда Музея художника Б.Я. Ряузова. Сообразно канону научного каталога, созданы для включения в печатное издание необходимые статьи: «Предисловие к каталогу» и «Пояснение к каталогу». Научно¬справочный материал, подготовленный для печатной версии каталога, представлен в приложениях: приложение А - «Биография Б.Я. Ряузова», приложение Б - «Перечень музеев, в которых находятся произведения Б.Я. Ряузова; Приложение В - «Библиография творчества Б.Я. Ряузова». В приложении Г представлен каталог произведений Б.Я. Ряузова, находящихся в музеях России, каталожные статьи содержат электронные изображения произведений и приведены в хронологическом порядке.
Значение и новизна исследования. Значение настоящего исследования состоит в том, что впервые наследие Б.Я. Ряузова в музейных собраниях можно рассматривать в его эволюционной целостности; теперь достоверно установлено, что произведения Б.Я. Ряузова находятся в более 60 музеях страны, что значительно превышает данные о 33 музеях, которыми искусствоведы располагали ранее.
Новизна исследования также состоит в его междисциплинарном, межведомственном характере и применении в качестве источника электронного ресурса «Госкаталог». Подобных исследований на материале Госкаталога не выявлено.
Дальнейшее исследование. Представленный каталог служит первым этапом для создания каталога-резоне Б.Я. Ряузова. Получены достоверные сведения о значительной части творческого наследия художника. Ряд сведений требует дополнения и уточнения, возможны поступления новых данных от музеев. Работа по каталогизации художественного наследия Б.Я. Ряузова не может считаться завершенной, настоящий каталог лишь фиксирует состояние изученности на данный момент и становится отправной точкой для дальнейших исследований.
В теоретической части, в главе «Теоретические и исторические аспекты научной каталогизации художественных собраний» проведен сравнительный анализ принципов каталогизации и применения каталогов в трех институциях, ответственных за сохранение культурно-исторической памяти: в библиотеках, архивах, музеях. Благодаря сравнению выявлена специфика художественного (музейного) каталога с точки зрения предмета каталогизации и коммуникативных задач.
1. Предмет описания
Музейный предмет как объект каталогизации, в отличие от книг в библиотеках и документов в архивах, отличают: подлинность (уникальность, единственность), невербальный (визуальный) характер содержания и как следствие, отсутствие классифицирующих признаков у самого предмета, в отличие от книг и документов, имеющих реквизиты описания в самих себе.
2. Цель каталогизации. Процесс каталогизации осуществляется как регламентированное описание предмета по заданным параметрам. Если в библиотеках и архивах этот процесс организован с целью обеспечения доступности для пользователя предметов каталогизации (книг, документов), то в музеях целью создания описания предмета, которое впоследствии может стать каталожным, является первичный учет, а информация о музейных предметах считается принадлежащей музею, и к ней открыт доступ только научным сотрудникам данного музея и, по предварительному согласованию, другим исследователям.
3. Результат каталогизации. Результатом каталогизации в библиотеках становится библиотечный каталог как общедоступная совокупность расположенных по определенным правилам библиографических записей на документы из фонда библиотеки, в виде каталожных карточек, как материального носителя, или виртуально - как доступ в электронную базу данных. В архивах под каталогами подразумевают межфондовые архивные справочники, совокупность каталогов образует систему каталогов архива. Задача архивного каталога в том, чтобы наиболее полно отражать документный состав архива, служить ключом к поиску наиболее востребованных документов. Архивный фонд РФ рассматривается как единое целое, и доступ к архивным справочникам государственных и региональных архивов открыт в сети Интернет.
Каталог произведений искусства подразумевает, прежде всего, полиграфическое издание, книгу. Это научный труд, в целях создания которого и предпринимается деятельность по каталогизации - сбору и систематизации музейной учетной информации, поиску дополнительных источников. Как правило, каталоги создаются на основе одной музейной коллекции; в силу ограниченности материального носителя один каталог стремится исчерпывающе представить какую-то одну тему, одного автора, одну эпоху, одно событие. Каталог становится репрезентантом музейной коллекции. Особый вид каталога - каталог-резоне, предполагающий полное представление сведений и исследований о музейной коллекции, либо о наследии одного художника.
Также в теоретической части приведен обзор русскоязычных исследований по теме «Художественный каталог: от античности до современности». Прослеживается эволюция документов, фиксирующих сведения о произведениях искусства: первоначально это были описи произведений, принадлежащих храмам, затем частным лицам; практиковались описи-путеводители, где произведения назывались и комментировались в порядке их представленности в помещении. С возникновением музеев как общественных учреждений появились и первые каталоги музейных собраний, они представляли собой рукописные
описи коллекций. К примеру, первый каталог эрмитажного художественного собрания был составлен в 1773-1783 годах графом Эрнстом Минихом в двух томах, а в 1774 г. был выпущен первый печатный каталог эрмитажной галереи на французском языке. К началу XIX века частное коллекционирование приобрело значительный масштаб, и в подражание императорскому музею стали издаваться каталоги частных художественных собраний. Коллекция П.М. Третьякова, ставшая впоследствии публичной картинной галереей, впервые описана самим владельцем, и в 1893 году в печати вышла «Опись художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых». Создание первых научных каталогов, отвечающих требованиям современного искусствознания относят к началу XX века, впервые тогда в каталогах появились сведения о материале, технике, размере произведения, авторских подписях и надписях. В XX веке каталоги перестают быть путеводителями и начинают выполняют функцию справочного издания, способствующего работе исследователей в области истории искусства. И к концу XX века каталоги приобрели статус научного труда, включающего фундаментальные исследования.
С появлением компьютеров остро встала необходимость совершенствовать работу с данными о музейных коллекциях. В разных странах стали появляться электронные базы данных национального наследия (США, Франция, Великобритания). Компьютеризация музеев постепенно высвобождает ресурсы музеев от трудностей рутинного бумажного учета для новых возможностей изучения музейных коллекций благодаря гибкому инструментарию электронной систематизации данных. В России создан и с 2014 года активно пополняется Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации. В открытом доступе находятся краткие сведения о более чем 4-х миллионах музейных предметов, в том числе о почти 250 тысячах произведений живописи. Госкаталог открывает возможности для межмузейных исследований, облегчает сбор сведений при создании каталога произведений одного автора. В частности, Госкаталог стал одним из основных источников при исследовании местонахождения произведений сибирского пейзажиста Бориса Яковлевича Ряузова.
Также в теоретической части исследования сделан обзор источников по методологии создания каталогов произведений. Представляется, что данная тема недостаточно разработана, так как обзор показывает, что теоретическая и терминологическая база не разработана; представленные методики создания каталога апеллируют к прецедентным изданиям, приводится классификация и типологизация уже существующих каталогов; основной вывод данных исследований в том, что универсальных принципов построения каталога нет: специфика каталога определяется, предметом каталогизации - видом памятника, зависит от целей и задач его составления и включенного в него материала.
Целью практической части диссертационного исследования являлось выявление и систематизированное представление в жанре научного каталога произведений Б.Я. Ряузова, находящихся в музеях России.
Опираясь на знания, полученные при разработке теоретической части исследования, автор осуществил работу по определению источников сведений о произведениях Б.Я. Ряузова, выявлению музеев, владеющих произведениями Б.Я. Ряузова, получению сведений от музеев, верификации и систематизации полученных сведений, а затем применил методы создания каталога к наследию Б.Я. Ряузова в музеях России.
В результате практической части исследования созданы каталожные статьи с иллюстрациями по 361 произведению живописи Б.Я. Ряузова, находящимся в 62 музеях России и бывших союзных республик; информация каталожных статей верифицирована по нескольким источникам: Госкаталогу, ответам музеев на запросы, документам из научно¬вспомогательного фонда Музея художника Б.Я. Ряузова. Сообразно канону научного каталога, созданы для включения в печатное издание необходимые статьи: «Предисловие к каталогу» и «Пояснение к каталогу». Научно¬справочный материал, подготовленный для печатной версии каталога, представлен в приложениях: приложение А - «Биография Б.Я. Ряузова», приложение Б - «Перечень музеев, в которых находятся произведения Б.Я. Ряузова; Приложение В - «Библиография творчества Б.Я. Ряузова». В приложении Г представлен каталог произведений Б.Я. Ряузова, находящихся в музеях России, каталожные статьи содержат электронные изображения произведений и приведены в хронологическом порядке.
Значение и новизна исследования. Значение настоящего исследования состоит в том, что впервые наследие Б.Я. Ряузова в музейных собраниях можно рассматривать в его эволюционной целостности; теперь достоверно установлено, что произведения Б.Я. Ряузова находятся в более 60 музеях страны, что значительно превышает данные о 33 музеях, которыми искусствоведы располагали ранее.
Новизна исследования также состоит в его междисциплинарном, межведомственном характере и применении в качестве источника электронного ресурса «Госкаталог». Подобных исследований на материале Госкаталога не выявлено.
Дальнейшее исследование. Представленный каталог служит первым этапом для создания каталога-резоне Б.Я. Ряузова. Получены достоверные сведения о значительной части творческого наследия художника. Ряд сведений требует дополнения и уточнения, возможны поступления новых данных от музеев. Работа по каталогизации художественного наследия Б.Я. Ряузова не может считаться завершенной, настоящий каталог лишь фиксирует состояние изученности на данный момент и становится отправной точкой для дальнейших исследований.



