Введение
1. Правовая природа права на доступ к информации в сфере публичного управления
1.1 Международно-правовое регулирование права на доступ к информации
1.2. Понятие и содержание права на доступ к информации в российской и немецкой правовых доктринах
2. Национальная модель реализации права на доступ к публичной информации в сфере публичного управления в Российской Федерации и ФРГ
2.1. Правовое регулирование права на доступ к информации о
деятельности государственных органов власти
2.2. Проблемы ограничения права на доступ к информации о деятельности
государственных органов власти
2.3. Гарантии обеспечения права на доступ к информации о деятельности
государственных органов власти
Заключение
Список использованной литературы
Предметом данной магистерской работы является правовое регулирование права на доступ к информации в сфере публичного управления и соотношение российского законодательства о праве на доступ к информации с немецким законодательством. Объектом исследования выступает право на доступ к информации в сфере публичного управления.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день общество находится на этапе интенсивного информационного развития и, сталкиваясь с вызовами XXI в., назревает необходимость в выделении новых прав человека, в частности права на доступ к информации в сфере публичного управления. Исследуемое право было нормативно закреплено в России лишь в 2009 г. , в Германии - в 2005 г . Таким образом, право на доступ к информации в сфере публичного управления можно охарактеризовать как только начавшее свое развитие. Это предполагает необходимость выявления проблем и поиска их решений.
Целью исследования является анализ и сопоставление наиболее актуальных вопросов правового регулирования права на доступ к информации.
Представляется, что в качестве задач данного исследования можно выделить следующие:
1. Характеристика понятия и содержания права на доступ к информации
2. Рассмотрение основных проблем регулирования права на доступ к информации по российскому и немецкому законодательству
3. Сравнительно-правовой анализ российского и немецкого законодательства в области права на доступ к информации
В ходе написания магистерской работы были использованы аналитический, специально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Нормативную базу исследования составляют российские и немецкие нормативно-правовые акты (например, Федеральный закон ««Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ), международно-правовые акты (например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод ) и судебная практика.
Теоретической базой работы является российская юридическая литература, в том числе работы Агеева А.С. , Алексеева С.С. , Бачило И.Л. , Гриценко Е.В. , Талапиной Э.В. и др.. Кроме того, к теоретической базе работы относятся и труды немецких авторов, в частности Бремер Й. , Зитзена М. , Тройдл Т. и др.
Право на доступ к информации в сфере публичного управления является основой для взаимодействия граждан и различных организаций с органами государственной власти и местного самоуправления.
В настоящее время право на доступ к информации закреплено как в универсальных, так и в региональных международно-правовых актах.
Российский подход к регулированию права на доступ к информации свидетельствует, что право на доступ обращено к информации любых органов власти, вне зависимости от их места в системе разделения властей. По российскому законодательству право на доступ к информации является самостоятельным. Однако стоит подчеркнуть, что значение «базового» права на информацию для реализации права на доступ имеет важное значение.
Немецкий подход к регулированию права на доступ к информации несколько иной. Конституционное право на свободу информации не предполагает право на доступ к информации государственного органа. Ситуация изменилась лишь в 2009 г. с принятием Закона о свободе информации .
Целый ряд норм российского законодательства о доступе к информации в сфере публичного управления представляется несовершенным.
Во-первых, речь идет о нечетком определении круга сведений, на который распространяется право на доступ к информации, находящейся в распоряжении государственных органов.
Во-вторых, негативную роль играет большое количество отсылочных норм, содержащихся, в частности, в Законе об обеспечении доступа208. Наличие большого количества разрозненных отсылочных норм не способствует комплексному правовому регулированию.
В-третьих, в законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень тайн. Кроме того, закон не дает определение некоторых видов «тайн». Это представляется законодательным упущением. Отсутствуют определения и других не менее важных для практики терминов. В частности, это касается термина «конфиденциальность».
Можно предположить, что при решении проблем правового регулирования права на доступ к информации можно учесть немецкий опыт. Прежде всего это касается четкой регламентации ограничений права на доступ к информации. Выделение абсолютных и относительных ограничений дает ориентир для вынесения решений по соответствующим судебным спорам. Большое значение при рассмотрении данной категории дел имеет интерес.
Российские суды при разрешении споров о праве на доступ также обращаются к категории интереса, и это подтверждает актуальность подхода «взвешивания». Логично предположить, что заимствование немецкого опыта в данной сфере было бы полезным.
Кроме того, следовало бы обратить внимание на закрепление обязанности государственных органов в случае, если запрос информации касается лица интересов третьего лица, дать третьему лицу возможность выразить свое согласие на предоставление запрашиваемой информации. К сожалению, российским законодателем не учтен этот важный момент.
Нельзя сказать, что все подходы немецкого законодателя следует использовать в российском праве. Все же, немецкое законодательство в сфере права на доступ к информации трудно охарактеризовать как гибкое.
Например, одновременное сосуществование различных законов об информации, не согласованных друг с другом, видится не вполне целесообразным.
Ярким отличием от российского права является институт Уполномоченного по свободе информации. Его посреднические функции между обществом и государством можно оценить исключительно позитивно. Однако заимствование такого правового института в настоящий момент представляется нецелесообразным, ведь представляется возможным обращением к Уполномоченному по правам человека в России.
Как следует из вышеизложенного, российский и немецкий подходы имеют свои плюсы и минусы. Практическая значимость данного исследования состоит в выявлении наиболее проблемных моментов правового регулирования и приведении опыта иностранного правового регулирования в сфере доступа к информации о деятельности органов государственной власти.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31. - ст. 4398.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - с. 410.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2015. - №10. - ст. 1391.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №52. - ст. 4921.
Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон Российской Федерации от 9 фев. 2009 г. № 8-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №7. - с. 776.
Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон Российской Федерации Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31. - ст. 3448.
О персональных данных: федер. закон Российской Федерации от 27 июля 2006 № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31. - ст. 3451.
О порядке рассмотрения граждан российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 02 мая 2006 № 59-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 19. - ст. 2060.
Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов: федер. закон Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52. - ст. 6217.
Об основах общественного контроля: федер. закон от 21 июля 2014 г. №212-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. №30. ст. 4213.
По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» № 15-П в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной: постановление Конституционного суда РФ Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2015 №15-П // Собрание законодательства РФ. - 2015.- №26. - ст. 3944.
Об утверждении Правил взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: постановление Правительства г. Москва от 24 октября 2011 г. № 860 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 44. - ст. 6273.
О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативно-правовых актов и результатах их общественного обсуждения: постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. №851 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №36. - ст. 4902.
Книги одного автора
Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. 2-е изд., перераб. и доп./ С.С. Алексеев. - М.: Юрид. лит., 2008. - 360 с.
Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве: учебник / С.С.Алексеев. - М.: Юрид. лит., 1989. - 288 с.
Лемайер К. Административная юстиция. Понятие охраны субъективных публичных прав в связи с развитием воззрений на государство: учебное пособие/ К. Лемайер. - СПб., 1905. - 155 с.
Рождественский А.А. Теория субъективных публичных прав: критико-систематическое исследование. Часть 1: Основные вопросы теории субъективных публичных прав./ А.А. Рождественский. - М.: Печатня А. Снегиревой, 1913. - 233 с.
Пиголкин, А.С. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов/
А.С. Пиголкин. - М.: Городец, 2003. - 448 с.
Чаннов С.Е. Информационное право России: учеб. пособие для вузов/ С.Е. Чаннов - М., 2004. - 224 с.
Bromer J. Transparenz als Verfassungsprinzip. Grundgesetz und Europaische Union / J. Bromer. - Tubingen: Mohr Siebeck, 2004. - S. 423.
Sitsen M. Gesetz uber Zugang zur Information des Bundes / M. Sitsen. - Hamburg, 2009. - 401 S.
Frenzel S. Zugang zur Informationen der deutschen Behorden: Buch / S. Frenzel. - Speyer, Deutsche Hochschule fur Verwaltungswissenschaften, 2000. - 238 S.
Troidl T. Akteneinsicht im Informationsfreiheitsrecht: das IFG / T. Troidl. - Munchen, 2013. - 326 S.
Rossi M. Informationsfreiheit und Verfassungsrecht / M. Rossi. - Berlin,
2004. - 134 S.
Книги нескольких авторов
Бачило, И.Л. Информационное право: науч. изд. / И. Л. Бачило, В. Н. Лопатин, М. А. Федотов. - Санкт - Петербург: «Юридический центр Пресс», 2001. 412 с.
Бутылин, В.Н. Обеспечение прав и свобод человека и гражаднина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты). Курс лекций. / В.Н. Бутылин В.Н., И.В. Гончаров, В.В. Барбин - М.: Академия управления МВД России, 2007. -186 с.
Кененова И.П. Сравнительное конституционное право в доктрине и судебных решениях: науч. изд./И.П. Кененова, А.А. Троицкая, Д.Г. Шустров. - М.: КРАСАНД, 2015. - 720 с.
Матузов, Н.И. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов/ Н.И. Матузов, А.В. Малько; под общ. ред. Н.И. Матузова. - М.: Юристъ,
2004. - 246 с.
Диссертации
Агеев, А.С. Право на доступ к информации, находящейся в распоряжении государственных органов (особенности конституционно¬правового регулирования в России и в Германии): дисс. ... канд. юр. наук.: 12.00.02 / Агеев Александр Сергеевич. - Москва, 2016. - 251 с.
Павлов, И.Ю. Правовое обеспечение доступа к официальной информации: дисс. ... канд. юр. наук.: 12.00.14 / Павлов Иван Юрьевич. - Москва, 2008. - 276 с.
Троицкая, А.А. Конституцинно-правовые пределы и ограничения свободы личности и публичной власти: дисс. .. канд. юр. наук.: 12.00.02 / Троицкая Александра Алексеевна. - Москва, 2008. - 228 с.
Тоноян, Г.Х. Институт обжалования в административном праве: дис. ... канд. юр.наук.: 12.00.14 / Тоноян Шаик Хоренович. - М.: Московский университет МВД РФ, 2008. - 195 с.
Хижняк, В.С. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Российской Федерации: дис. ... канд. юр. наук: 12.00.02 / Хижняк Вероника Сергеевна. - Саратов, 1998. - 222 с.
Ярмонова, Е.Н. Административно-правовое обеспечение защиты информации ограниченного доступа в судах общей юрисдикции: дисс... канд. юр. наук: 12.00.14./ Ярмонова Елена Николаевна. - Воронеж, 2011. - 220 с.
Angelov, J. Grundlagen und Grenzen eines staatsburgerlichen Informationszugangsanspruchs: Diss.: ISBN 3-631-35643-9/ Angelov Jan. - Potsdam, 2000. - 301 S.
Erkal, A. Informationszugangsrechte gegenuber Verwaltung in Deutschland und der Turkei: Diss.: ISBN 978-3-643-10117-4/ Erkal Atila. - Regensburg, 2009. - 361 S.
Lederer, B. Open Data: Informationsoffentlichkeit unter dem Grundgesetz. Diss.: ISBN 978-3-428-14501-0/ Lederer Beatrice. - Passau, 2014. - 566 S.
Авторефераты
Волков К.В. Правовое регулирование доступа к экологической информации (сравнительно-правовой анализ). Стилевые характеристики: автореф. дис на соискание ученой степени кандидата юридических наук:
12.00.06/Волков Кирилл Викторович. - Москва., 2009. - 25 с.
Лапин С.Ю. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: информационно-правовой аспект: Стилевые характеристики: автореф. дис на соискание ученой степени кандидата
юридических наук: 12.00.14./Лапин Сергей Юрьевич. - Саратов., 2011. - 43 с.
Статья из журнала
Гриценко, Е.В. Развитие права на доступ к информации в сфере публичного управления в российском и германском конституционном праве / Е.В. Гриценко, Е.Г. Бабелюк, М.И. Проскурякова // Сравнительное конституционное обозрение. - 2015. - № 5. - С.10-27.
Братановский, С.Н., Лапин С.Ю. Право на доступ к информации как элемент конституционного права на информацию/ С.Н. Братановский, С.Ю. Лапин // Гражданин и право. - 2012. - №8. - С.20-35.
Велиева, Т.М. Защита информации в практике Европейского суда по правам человека / Т.М. Велиева // Современное право. - 2014. - №4. - С. 159¬163.
Быкова, А.Г. Право граждан на доступ к информации / А.Г. Быкова, Ю.Г. Петрова // Вестник Омской юридической академии. - 2013. - № 1 (20) - С. 4-7.
Тиновицкая, И.Д. Право на информацию и механизм его реализации/ И.Д. Тиновицкая // Законодательные проблемы информатизации общества: Труды ВНИИСЗ. - М., 1992. - Тр. 52. - С. 29-41.
Терещенко, Л.К. Разработка проекта Закона РФ «Об охране прав граждан в условиях информатизации»/ Л.К.Терещенко // Научно-техническая информация. - 1993. - №7. - С. 18-20.
Капинус, Л.А. Содержание права человека и гражданина на доступ к информации/ Л.А. Капинус // Legea si viata. - 2013. - № 11. - С. 57-60.
Дурденевский, В. Н. Субъективное право и его основное разделение /
В.Н. Дурденевский //Правоведение. - 1994. - № 3. - С. 78 - 95.
Павлов, И.Ю. Институт развития свободы информации. Особенности правового регулирования вопросов доступа к информации в федеральных законах «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов» и «О доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»/ И.Ю. Павлов, Е.Г. Голубева // Право и безопасность. - 2009. - №3 (32). - С. 30-36.
Андрианова, В.В. Обеспечение доступа к информации судов в реализации судебной реформы / В.В. Андрианова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 2(34). - С. 65-74.
Бумагин, А.Н. Правовое регулирование обеспечения доступа к информации о деятельности судов в современной России / А.Н. Бумагин // Сборник научных статей. Юго-западный государственный университет. -
2015. - С.20-28.
Коновалов, А.О. Реализация права на доступ к информации о деятельности судов в РФ (на материалах Сибирского федерального округа) /
А.О. Коновалов // Вестник НГУ. Серия: право. - 2011. - Т.7. Вып. 2. - С. 36¬
48.
Филиппов, М.Н. О проблеме доступа к информации о деятельности судов в РФ/ М.Н. Филиппов // Вестник Пермского университета. - 2009. - № 3(5). - С. 129-131.
Волков, К.В. Итоги правоприменительной практики Закона ФРГ об экологической информации/ К.В. Волков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: экология и безопасность жизнедеятельности. - 2008. - №3. - С.116-120.
Слепенкова, О.А. Правовое регулирование доступа к экологической информации/ О.А. Слепенкова // Социально-политические науки. - 2012. - №4. - С. 83-85.
Утяшев, М.М. К вопросу об ограничении прав человека/ М.М.Утяшев // Правовая политика и правовая жизнь. - 2005. - № 1. - С. 113 - 114.
Антопольский, А.А. Законодательство о служебной тайне как средство борьбы с коррупцией: перспективы развития/ А.А. Антопольский // Информационные ресурсы России. - 2010. - №6. - С.24-30.
Kloepfer, M. Grundrechte fur die Informationsgesellschaft — Datenschutz und Informationszugangsfreiheit ins Grundgesetz? / M. Kloepfer, F. Schardel // JuristenZeitung. - 2009. - №9. - S. 453-462.
Cusy, C. Freier Zugang uber dir Informationen der Umwelt / C. Cusy // JuristenZeitung. - 1999. - №23. - S. 1166-1170.
Электронный ресурс
Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Бундестаг. - Режим доступа: https://www.bundestag.de/grundgesetz