Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы реализации права на доступ к информации в сфере публичного управления по российскому и немецкому законодательству

Работа №23170

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
662
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Правовая природа права на доступ к информации в сфере публичного управления
1.1 Международно-правовое регулирование права на доступ к информации
1.2. Понятие и содержание права на доступ к информации в российской и немецкой правовых доктринах
2. Национальная модель реализации права на доступ к публичной информации в сфере публичного управления в Российской Федерации и ФРГ
2.1. Правовое регулирование права на доступ к информации о
деятельности государственных органов власти
2.2. Проблемы ограничения права на доступ к информации о деятельности
государственных органов власти
2.3. Гарантии обеспечения права на доступ к информации о деятельности
государственных органов власти
Заключение
Список использованной литературы


Предметом данной магистерской работы является правовое регулирование права на доступ к информации в сфере публичного управления и соотношение российского законодательства о праве на доступ к информации с немецким законодательством. Объектом исследования выступает право на доступ к информации в сфере публичного управления.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день общество находится на этапе интенсивного информационного развития и, сталкиваясь с вызовами XXI в., назревает необходимость в выделении новых прав человека, в частности права на доступ к информации в сфере публичного управления. Исследуемое право было нормативно закреплено в России лишь в 2009 г. , в Германии - в 2005 г . Таким образом, право на доступ к информации в сфере публичного управления можно охарактеризовать как только начавшее свое развитие. Это предполагает необходимость выявления проблем и поиска их решений.
Целью исследования является анализ и сопоставление наиболее актуальных вопросов правового регулирования права на доступ к информации.
Представляется, что в качестве задач данного исследования можно выделить следующие:
1. Характеристика понятия и содержания права на доступ к информации
2. Рассмотрение основных проблем регулирования права на доступ к информации по российскому и немецкому законодательству
3. Сравнительно-правовой анализ российского и немецкого законодательства в области права на доступ к информации
В ходе написания магистерской работы были использованы аналитический, специально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Нормативную базу исследования составляют российские и немецкие нормативно-правовые акты (например, Федеральный закон ««Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ), международно-правовые акты (например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод ) и судебная практика.
Теоретической базой работы является российская юридическая литература, в том числе работы Агеева А.С. , Алексеева С.С. , Бачило И.Л. , Гриценко Е.В. , Талапиной Э.В. и др.. Кроме того, к теоретической базе работы относятся и труды немецких авторов, в частности Бремер Й. , Зитзена М. , Тройдл Т. и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Право на доступ к информации в сфере публичного управления является основой для взаимодействия граждан и различных организаций с органами государственной власти и местного самоуправления.
В настоящее время право на доступ к информации закреплено как в универсальных, так и в региональных международно-правовых актах.
Российский подход к регулированию права на доступ к информации свидетельствует, что право на доступ обращено к информации любых органов власти, вне зависимости от их места в системе разделения властей. По российскому законодательству право на доступ к информации является самостоятельным. Однако стоит подчеркнуть, что значение «базового» права на информацию для реализации права на доступ имеет важное значение.
Немецкий подход к регулированию права на доступ к информации несколько иной. Конституционное право на свободу информации не предполагает право на доступ к информации государственного органа. Ситуация изменилась лишь в 2009 г. с принятием Закона о свободе информации .
Целый ряд норм российского законодательства о доступе к информации в сфере публичного управления представляется несовершенным.
Во-первых, речь идет о нечетком определении круга сведений, на который распространяется право на доступ к информации, находящейся в распоряжении государственных органов.
Во-вторых, негативную роль играет большое количество отсылочных норм, содержащихся, в частности, в Законе об обеспечении доступа208. Наличие большого количества разрозненных отсылочных норм не способствует комплексному правовому регулированию.
В-третьих, в законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень тайн. Кроме того, закон не дает определение некоторых видов «тайн». Это представляется законодательным упущением. Отсутствуют определения и других не менее важных для практики терминов. В частности, это касается термина «конфиденциальность».
Можно предположить, что при решении проблем правового регулирования права на доступ к информации можно учесть немецкий опыт. Прежде всего это касается четкой регламентации ограничений права на доступ к информации. Выделение абсолютных и относительных ограничений дает ориентир для вынесения решений по соответствующим судебным спорам. Большое значение при рассмотрении данной категории дел имеет интерес.
Российские суды при разрешении споров о праве на доступ также обращаются к категории интереса, и это подтверждает актуальность подхода «взвешивания». Логично предположить, что заимствование немецкого опыта в данной сфере было бы полезным.
Кроме того, следовало бы обратить внимание на закрепление обязанности государственных органов в случае, если запрос информации касается лица интересов третьего лица, дать третьему лицу возможность выразить свое согласие на предоставление запрашиваемой информации. К сожалению, российским законодателем не учтен этот важный момент.
Нельзя сказать, что все подходы немецкого законодателя следует использовать в российском праве. Все же, немецкое законодательство в сфере права на доступ к информации трудно охарактеризовать как гибкое.
Например, одновременное сосуществование различных законов об информации, не согласованных друг с другом, видится не вполне целесообразным.
Ярким отличием от российского права является институт Уполномоченного по свободе информации. Его посреднические функции между обществом и государством можно оценить исключительно позитивно. Однако заимствование такого правового института в настоящий момент представляется нецелесообразным, ведь представляется возможным обращением к Уполномоченному по правам человека в России.
Как следует из вышеизложенного, российский и немецкий подходы имеют свои плюсы и минусы. Практическая значимость данного исследования состоит в выявлении наиболее проблемных моментов правового регулирования и приведении опыта иностранного правового регулирования в сфере доступа к информации о деятельности органов государственной власти.



Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31. - ст. 4398.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - с. 410.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2015. - №10. - ст. 1391.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №52. - ст. 4921.
Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон Российской Федерации от 9 фев. 2009 г. № 8-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №7. - с. 776.
Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон Российской Федерации Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31. - ст. 3448.
О персональных данных: федер. закон Российской Федерации от 27 июля 2006 № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31. - ст. 3451.
О порядке рассмотрения граждан российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 02 мая 2006 № 59-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 19. - ст. 2060.
Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов: федер. закон Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52. - ст. 6217.
Об основах общественного контроля: федер. закон от 21 июля 2014 г. №212-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. №30. ст. 4213.
По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» № 15-П в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной: постановление Конституционного суда РФ Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2015 №15-П // Собрание законодательства РФ. - 2015.- №26. - ст. 3944.
Об утверждении Правил взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: постановление Правительства г. Москва от 24 октября 2011 г. № 860 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 44. - ст. 6273.
О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативно-правовых актов и результатах их общественного обсуждения: постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. №851 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №36. - ст. 4902.
Книги одного автора
Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. 2-е изд., перераб. и доп./ С.С. Алексеев. - М.: Юрид. лит., 2008. - 360 с.
Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве: учебник / С.С.Алексеев. - М.: Юрид. лит., 1989. - 288 с.
Лемайер К. Административная юстиция. Понятие охраны субъективных публичных прав в связи с развитием воззрений на государство: учебное пособие/ К. Лемайер. - СПб., 1905. - 155 с.
Рождественский А.А. Теория субъективных публичных прав: критико-систематическое исследование. Часть 1: Основные вопросы теории субъективных публичных прав./ А.А. Рождественский. - М.: Печатня А. Снегиревой, 1913. - 233 с.
Пиголкин, А.С. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов/
А.С. Пиголкин. - М.: Городец, 2003. - 448 с.
Чаннов С.Е. Информационное право России: учеб. пособие для вузов/ С.Е. Чаннов - М., 2004. - 224 с.
Bromer J. Transparenz als Verfassungsprinzip. Grundgesetz und Europaische Union / J. Bromer. - Tubingen: Mohr Siebeck, 2004. - S. 423.
Sitsen M. Gesetz uber Zugang zur Information des Bundes / M. Sitsen. - Hamburg, 2009. - 401 S.
Frenzel S. Zugang zur Informationen der deutschen Behorden: Buch / S. Frenzel. - Speyer, Deutsche Hochschule fur Verwaltungswissenschaften, 2000. - 238 S.
Troidl T. Akteneinsicht im Informationsfreiheitsrecht: das IFG / T. Troidl. - Munchen, 2013. - 326 S.
Rossi M. Informationsfreiheit und Verfassungsrecht / M. Rossi. - Berlin,
2004. - 134 S.
Книги нескольких авторов
Бачило, И.Л. Информационное право: науч. изд. / И. Л. Бачило, В. Н. Лопатин, М. А. Федотов. - Санкт - Петербург: «Юридический центр Пресс», 2001. 412 с.
Бутылин, В.Н. Обеспечение прав и свобод человека и гражаднина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты). Курс лекций. / В.Н. Бутылин В.Н., И.В. Гончаров, В.В. Барбин - М.: Академия управления МВД России, 2007. -186 с.
Кененова И.П. Сравнительное конституционное право в доктрине и судебных решениях: науч. изд./И.П. Кененова, А.А. Троицкая, Д.Г. Шустров. - М.: КРАСАНД, 2015. - 720 с.
Матузов, Н.И. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов/ Н.И. Матузов, А.В. Малько; под общ. ред. Н.И. Матузова. - М.: Юристъ,
2004. - 246 с.
Диссертации
Агеев, А.С. Право на доступ к информации, находящейся в распоряжении государственных органов (особенности конституционно¬правового регулирования в России и в Германии): дисс. ... канд. юр. наук.: 12.00.02 / Агеев Александр Сергеевич. - Москва, 2016. - 251 с.
Павлов, И.Ю. Правовое обеспечение доступа к официальной информации: дисс. ... канд. юр. наук.: 12.00.14 / Павлов Иван Юрьевич. - Москва, 2008. - 276 с.
Троицкая, А.А. Конституцинно-правовые пределы и ограничения свободы личности и публичной власти: дисс. .. канд. юр. наук.: 12.00.02 / Троицкая Александра Алексеевна. - Москва, 2008. - 228 с.
Тоноян, Г.Х. Институт обжалования в административном праве: дис. ... канд. юр.наук.: 12.00.14 / Тоноян Шаик Хоренович. - М.: Московский университет МВД РФ, 2008. - 195 с.
Хижняк, В.С. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Российской Федерации: дис. ... канд. юр. наук: 12.00.02 / Хижняк Вероника Сергеевна. - Саратов, 1998. - 222 с.
Ярмонова, Е.Н. Административно-правовое обеспечение защиты информации ограниченного доступа в судах общей юрисдикции: дисс... канд. юр. наук: 12.00.14./ Ярмонова Елена Николаевна. - Воронеж, 2011. - 220 с.
Angelov, J. Grundlagen und Grenzen eines staatsburgerlichen Informationszugangsanspruchs: Diss.: ISBN 3-631-35643-9/ Angelov Jan. - Potsdam, 2000. - 301 S.
Erkal, A. Informationszugangsrechte gegenuber Verwaltung in Deutschland und der Turkei: Diss.: ISBN 978-3-643-10117-4/ Erkal Atila. - Regensburg, 2009. - 361 S.
Lederer, B. Open Data: Informationsoffentlichkeit unter dem Grundgesetz. Diss.: ISBN 978-3-428-14501-0/ Lederer Beatrice. - Passau, 2014. - 566 S.
Авторефераты
Волков К.В. Правовое регулирование доступа к экологической информации (сравнительно-правовой анализ). Стилевые характеристики: автореф. дис на соискание ученой степени кандидата юридических наук:
12.00.06/Волков Кирилл Викторович. - Москва., 2009. - 25 с.
Лапин С.Ю. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: информационно-правовой аспект: Стилевые характеристики: автореф. дис на соискание ученой степени кандидата
юридических наук: 12.00.14./Лапин Сергей Юрьевич. - Саратов., 2011. - 43 с.
Статья из журнала
Гриценко, Е.В. Развитие права на доступ к информации в сфере публичного управления в российском и германском конституционном праве / Е.В. Гриценко, Е.Г. Бабелюк, М.И. Проскурякова // Сравнительное конституционное обозрение. - 2015. - № 5. - С.10-27.
Братановский, С.Н., Лапин С.Ю. Право на доступ к информации как элемент конституционного права на информацию/ С.Н. Братановский, С.Ю. Лапин // Гражданин и право. - 2012. - №8. - С.20-35.
Велиева, Т.М. Защита информации в практике Европейского суда по правам человека / Т.М. Велиева // Современное право. - 2014. - №4. - С. 159¬163.
Быкова, А.Г. Право граждан на доступ к информации / А.Г. Быкова, Ю.Г. Петрова // Вестник Омской юридической академии. - 2013. - № 1 (20) - С. 4-7.
Тиновицкая, И.Д. Право на информацию и механизм его реализации/ И.Д. Тиновицкая // Законодательные проблемы информатизации общества: Труды ВНИИСЗ. - М., 1992. - Тр. 52. - С. 29-41.
Терещенко, Л.К. Разработка проекта Закона РФ «Об охране прав граждан в условиях информатизации»/ Л.К.Терещенко // Научно-техническая информация. - 1993. - №7. - С. 18-20.
Капинус, Л.А. Содержание права человека и гражданина на доступ к информации/ Л.А. Капинус // Legea si viata. - 2013. - № 11. - С. 57-60.
Дурденевский, В. Н. Субъективное право и его основное разделение /
В.Н. Дурденевский //Правоведение. - 1994. - № 3. - С. 78 - 95.
Павлов, И.Ю. Институт развития свободы информации. Особенности правового регулирования вопросов доступа к информации в федеральных законах «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов» и «О доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»/ И.Ю. Павлов, Е.Г. Голубева // Право и безопасность. - 2009. - №3 (32). - С. 30-36.
Андрианова, В.В. Обеспечение доступа к информации судов в реализации судебной реформы / В.В. Андрианова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 2(34). - С. 65-74.
Бумагин, А.Н. Правовое регулирование обеспечения доступа к информации о деятельности судов в современной России / А.Н. Бумагин // Сборник научных статей. Юго-западный государственный университет. -
2015. - С.20-28.
Коновалов, А.О. Реализация права на доступ к информации о деятельности судов в РФ (на материалах Сибирского федерального округа) /
А.О. Коновалов // Вестник НГУ. Серия: право. - 2011. - Т.7. Вып. 2. - С. 36¬
48.
Филиппов, М.Н. О проблеме доступа к информации о деятельности судов в РФ/ М.Н. Филиппов // Вестник Пермского университета. - 2009. - № 3(5). - С. 129-131.
Волков, К.В. Итоги правоприменительной практики Закона ФРГ об экологической информации/ К.В. Волков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: экология и безопасность жизнедеятельности. - 2008. - №3. - С.116-120.
Слепенкова, О.А. Правовое регулирование доступа к экологической информации/ О.А. Слепенкова // Социально-политические науки. - 2012. - №4. - С. 83-85.
Утяшев, М.М. К вопросу об ограничении прав человека/ М.М.Утяшев // Правовая политика и правовая жизнь. - 2005. - № 1. - С. 113 - 114.
Антопольский, А.А. Законодательство о служебной тайне как средство борьбы с коррупцией: перспективы развития/ А.А. Антопольский // Информационные ресурсы России. - 2010. - №6. - С.24-30.
Kloepfer, M. Grundrechte fur die Informationsgesellschaft — Datenschutz und Informationszugangsfreiheit ins Grundgesetz? / M. Kloepfer, F. Schardel // JuristenZeitung. - 2009. - №9. - S. 453-462.
Cusy, C. Freier Zugang uber dir Informationen der Umwelt / C. Cusy // JuristenZeitung. - 1999. - №23. - S. 1166-1170.
Электронный ресурс
Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Бундестаг. - Режим доступа: https://www.bundestag.de/grundgesetz


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ